Научная статья на тему 'Продуктивное освоение научных знаний будущим учителем музыки'

Продуктивное освоение научных знаний будущим учителем музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПРОБЛЕМА / ДЕБАТЫ / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / REGULARITY / PRINCIPLES / METHODOLOGICAL REFLECTION / PROBLEM / THE DEBATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брова Т. П.

В работе рассматриваются педагогические подходы к продуктивному освоению научных знаний. Проанализирована рефлексивная, исследовательская деятельность студентов в процессе решения проблемных ситуаций и дебатов по актуальным вопросам музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTIVE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIK KNOWLEDGE TO FUTURE MUSIK TEACHER

The article talks about the pedagogical approaches to the productive development of scientific knowledge. Reflective, research activity of students in the process of problem solving and debate is analyzed.

Текст научной работы на тему «Продуктивное освоение научных знаний будущим учителем музыки»

4. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Сост. А.Д. Михельсон. 1865 [Э/р]. -Р/д: http: // www.inslov.ru/

5. Павленков, Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Э/р]. - Р/д: http: // www.inslov.ru

6. Попов, М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. 1907 [Э/р]. - Р/д: http: // www.inslov.ru

7. Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова [Э/р]. - Р/д: http: // slovari.yandex.ru/dict/ushakov

8. Чудинов, А.Н Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1910 [Э/р]. - Р/д: http: // www.inslov.ru

9. Яндекс. Словари. Брокгауз и Эфрон, 1890-1907 [Э/р]. - Р/д: http: // tiemergarick.narod.ru/Kister.html

10. Яндекс.Словари > Толковый словарь Даля, 1863-1866 [Э/р]. - Р/д: http:// www.ubrus.org/dictionary-units/?id=34162

11. Пидкасистый, П.И., Организация деятельности учащихся на уроке / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. - М., 1985.

12. Пидкасистый, П.И., Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. -М., 1999.

13. Ибрянова О.В. Пропедевтика научно-исследовательской работы магистра в условиях бакалавриата [Э/р]. - Р/д: http:// sci.informika.ru > text/magaz/pedagog/pedagog_10

Bibliography

1. Feoktistov, S.V. Cistema ocenki uspevaemosti i uchebnogo planirovaniya: iz opihta bakalavriatov zarubezhnihkh vuzov [Eh/r]. - R/d: http: // bfmap.ru > mot/article1.htm

2. Bakalavriat i magistratura: plyusih i minusih dvukhurovnevogo [Eh/r]. - R/d: http: // newsprom.ru > ...Bakalavriat...magistratura_pljusy...

3. Komlev, N.G. Slovarj inostrannihkh slov. [Eh/r]. - R/d: http: // inslov.ru>html-komlev/s/sayonara.html

4. "Objhyasnenie 25000 inostrannihkh slov, voshedshikh v upotreblenie v russkiyj yazihk, s oznacheniem ikh korneyj". Sost. A.D. Mikheljson. 1865 [Eh/r]. -R/d: http: // www.inslov.ru/

5. Pavlenkov, F. Slovarj inostrannihkh slov, voshedshikh v sostav russkogo yazihka [Eh/r]. - R/d: http: // www.inslov.ru

6. Popov, M. Polnihyj slovarj inostrannihkh slov, voshedshikh v upotreblenie v russkom yazihke. 1907 [Eh/r]. - R/d: http: // www.inslov.ru

7. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka D.N.Ushakova [Eh/r]. - R/d: http: // slovari.yandex.ru/dict/ushakov

8. Chudinov, A.N Slovarj inostrannihkh slov, voshedshikh v sostav russkogo yazihka. 1910 [Eh/r]. - R/d: http: // www.inslov.ru

9. Yandeks. Slovari. Brokgauz i Ehfron, 1890-1907 [Eh/r]. - R/d: http: // tiemergarick.narod.ru/Kister.html

10. Yandeks.Slovari > Tolkovihyj slovarj Dalya, 1863-1866 [Eh/r]. - R/d: http:// www.ubrus.org/dictionary-units/?id=34162

11. Pidkasistihyj, P.I., Organizaciya deyateljnosti uchathikhsya na uroke / P.I. Pidkasistihyj, V.I. Korotyaev. - M., 1985.

12. Pidkasistihyj, P.I., Psikhologo-didakticheskiyj spravochnik prepodavatelya vihssheyj shkolih / P.I. Pidkasistihyj, L.M. Fridman, M.G. Garunov. - M.,

1999.

13. Ibryanova O.V. Propedevtika nauchno-issledovateljskoyj rabotih magistra v usloviyakh bakalavriata [Eh/r]. - R/d: http:// sci.informika.ru > text/magaz/pedagog/pedagog_10

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 37S.147

Brova T.P. PRODUCTIVE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIK KNOWLEDGE TO FUTURE MUSIK TEACHER. The article talks about the pedagogical approaches to the productive development of scientific knowledge. Reflective, research activity of students in the process of problem solving and debate is analyzed.

Key words: scientific knowledge, regularity, principles, methodological reflection, problem, the debates.

Т.П. Брова, доц., г. Вологда, E-mail: [email protected]

ПРОДУКТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ БУДУЩИМ УЧИТЕЛЕМ МУЗЫКИ

В работе рассматриваются педагогические подходы к продуктивному освоению научных знаний. Проанализирована рефлексивная, исследовательская деятельность студентов в процессе решения проблемных ситуаций и дебатов по актуальным вопросам музыкального образования.

Ключевые слова: научные знания, закономерности, принципы, методологическая рефлексия, проблема, дебаты.

Привычка получать знания в готовом виде приводит к тому, что будущие учителя не способны их применять на практике, самостоятельно ставить и решать задачи, требующие обращения к научному знанию. Анализ состояния педагогической практики показывает, что методология как наука становится востребованной тогда, когда будущий учитель открывает для себя личностный смысл научного знания, с помощью которого он может обосновать, теоретически доказать собственное решение педагогической проблемы.

Применение научных знаний связано с таким явлением как методологическая рефлексия, которая рассматривается как способность применять научные знания для осмысления собственной исследовательской деятельности [1]. Она не может быть передана как совокупность готовых знаний, ее необходимо формировать, вовлекая студентов в поисковую исследовательскую деятельность.

Научные знания отражают закономерности существования педагогических явлений. В философии закономерности трактуются как объективно существующие, устойчиво повторяющиеся, необходимые связи между явлениями и процессами, характеризующие их. Так в педагогике выявлено, что образованность личности закономерно зависит от целостности образования в единстве обучения, воспитания и развития. Целостность образовательного процесса отражена также в закономерных связях между:

- целями, задачами, содержанием, формами и методами обучения и социально-экономическими потребностями общества;

- процессом обучения и качественным уровнем педагогического взаимодействия;

- средствами педагогической деятельности и задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации;

- уровнем и качеством усвоения и учетом педагогом степени личной значимости для обучаемого усваиваемого содержания.

Особенностью деятельности учителя музыки является то, что в образовании учащихся он опирается на закономерности музыкального искусства, а именно: жанровую, стилевую, интонационную, драматургическую, полихудожественную природу его существования.

Педагогические и музыкальные закономерности служат теоретической основой для выработки принципов. В научной литературе педагогические принципы трактуют как исходные, основополагающие положения, определяющие деятельность преподавателя и характер познавательной деятельности учащегося [2]. Закономерности и принципы являются главными элементами связи педагогической науки и практики. Разработка новых принципов является показателем исследовательской деятельности и творчества педагога. Поэтому в теории музыкального образования классификация принципов связывается с именами конкретных педагогов-новаторов. Для Д. Б. Кабалевского важны были принципы ориентации учителя на формиро-

вание интереса детей к музыке, их духовного, творческого развития; изучения музыки в связи с жизнью через мир классического, народного, современного музыкального искусства во всем многообразии его форм, жанров и стилей. Коллектив авторов, работающих под руководством Л. В. Школяр, обновляя программу Д. Б. Кабалевского, разработал принципы, которые усиливают субъектную позицию учащегося. Это принципы про-блематизации содержания музыкального образования, деятельностного освоения искусства, моделирования художественно-творческого процесса.

Наши наблюдения убеждают в том, что студенты недостаточно осознают значимость сформулированных в педагогике закономерностей, которые необходимо осознанно использовать в своей учебной практике, затрудняются в определении музыкальных принципов. С целью актуализации и осмысления научных знаний необходимо, на наш взгляд, стимулировать рефлексивную, исследовательскую деятельность будущих учителей музыки направляя ее на выявление и анализ затруднений, возникших в период педагогической практики; на моделирование вопросов и ответов учащихся; организуя дебаты по ключевым методологическим проблемам музыкального образования. При этом анализ проблем учебной практики надо связывать с осмыслением студентами закономерностей образовательного процесса, музыкального искусства и принципов организации взаимодействия педагога и учащихся.

В качестве примеров предлагаем анализ студентами проблемных ситуаций, возникших на уроке музыки в период учебной педагогической практики.

1. Учащимся третьего класса было предложено определить жанр венгерского народного танца чардаша, ответив на вопрос: на севере или на юге могли люди танцевать этот танец? Дети ответили, что на севере. Учитель пришел в замешательство и затруднился в разрешении данной проблемы. В ходе обсуждения выяснили, что ошибка была в том, некорректно сформулирован вопрос. Анализ проблемы вывел студентов на закономерности музыкального искусства, его интонационную природу, мелодические и ритмические интонационные особенности музыкального языка танца, обусловливающие данный жанр и выражающие его национальное своеобразие.

2. Детям первого класса было предложено выявить различия в марше Тореадора из оперы Ж. Бизе «Кармен» и марше игрушек из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и определить в них соединение с другим жанром (в первом случае марш-песня, во втором - марш-танец). Для решения задачи были смоделированы следующие вопросы: Можно было бы под музыку марша Тореадора исполнить танец игрушек и наоборот?

Каким был бы марш Тореадора под музыку П.И. Чайковского? Найденные вопросы свидетельствуют о творческом подходе к формированию у детей представлений о взаимосвязи и взаимопроникновении музыкальных жанров.

3. В работе над песней Д. Тухманова и В. Харитонова «День Победы» студенты никак не могли добиться выразительного исполнения учениками шестого класса. Совместное обсуждение проблемы позволило выяснить причину невыразительного пения. Она заключалась в непонимании учениками смысла слов. В ходе анализа ситуации были сформулированы вопросы, которые вызвали бы личностное эмоционально-ценностное отношение учеников к музыке. Они были связаны с актуализацией жизненных, художественных, эстетических ассоциаций, опыта учащихся.

4. Учащимся первого класса необходимо определить жанр произведения П. И. Чайковского «Танец маленьких лебедей». Моделируя самостоятельную деятельность учащихся и применяя метод переинтонирования, детям было предложено услышать эту музыку в жанре марша, песни, пластически ее выразить и определить ее жанр.

Таким образом, в ходе обсуждения учебных проблем, проектирования и конструирования путей их решения студенты опирались на научные знания, отражающие педагогические и музыкальные закономерности и принципы. При этом сумели включить учащихся в исследовательскую деятельность.

В процессе подготовки и проведения дебатов, проводимых в курсе теории музыкального образования и методологии педагогики музыкального образования, студенты учатся анализировать и осмысливать те проблемы современного музыкального образования, с которыми они встретились в своем опыте (ученика, педагога). Процедура дебатов предполагает участие двух сторон утверждения и отрицания, которые в дискуссии должны сформулировать и отстаивать свои методологические позиции. Приводим примеры методологических позиций студентов, содержащих научные знания изучаемых профильных дисциплин.

Дебаты по теме «Современная музыка в общеобразовательной школе» состоялись на втором курсе по дисциплине «Теория музыкального образования».

Дебаты по темам «Учитель музыки в современной общеобразовательной школе», «Программа по музыке Д. Б. Кабалевского в современной общеобразовательной школе», «Традиционное или инновационное в содержании и технологиях музыкального образования в общеобразовательной школе» - на четвертом курсе по дисциплине «Методология педагогики музыкального образования».

Таблица 1

Методологические позиции студентов по теме «Учитель музыки в современной общеобразовательной школе»

Методологические позиции стороны утверждения Методологические позиции стороны отрицания

Музыка является необходимым средством развития личности учащегося, она имеет огромный духовно-нравственный потенциал. Учитель музыки - носитель этого потенциала. Необходимо усилить позиции предмета «Музыка», урок музыки должен занять равное место среди основных школьных предметов Современные экономические условия не способствуют необходимому уровню развития школы и личности учителя. Наблюдается, особенно в сельской местности», сокращение часов по музыке за счет других предметов, исключение предмета «Музыка» из расписания уроков общеобразовательной школы

Современный учитель музыки для решения своих задач, связанных с формированием учащегося как человека культуры, должен обладать всеми необходимыми компетенциями (базовыми, ключевыми, специальными), уметь использовать в школьной практике компьютерные образовательные технологии, электронные музыкальные инструменты. Есть опыт подготовки педа-гога-музыканта к использованию медийных учебных программ в институте им. А. Шнитке в г. Москве. Существует через гранты система поддержки талантливых, творческих учителей. В вологодской области имеются цифровые школы (Вологда, г. Великий Устюг, г. Череповец) Государство не обеспечивает необходимый уровень материально-технической базы средней школы. Локальное применение медийных музыкально-образовательных программ вызвано недостаточной подготовкой будущего специалиста к применению их в массовой практике, отсутствием специалистов в высшей профессиональной школе, медийных программ. Гранты получают в основном учителя-стажисты. Начинающему педагогу также необходима дополнительная материальная поддержка для реализации своих инноваций

Общеобразовательная школа и социум. Для создания условий влияния школы на формирование культурной среды социума необходима связь школы с другими организациями, учреждениями Данная связь существует эпизодически и не в системе, также имеет локальный характер. Отсутствуют внешкольные творческие мероприятия (фестивали, конкурсы), объединяющие общеобразовательные школы, другие культурнообразовательные учреждения

Таблица 2

Методологические позиции студентов по теме «Традиционное или новаторское в развитии урока музыки

в общеобразовательной школе»

Методологические позиции стороны утверждения Методологические позиции стороны отрицания

Развитие школьного образования должно строиться на взаимосвязи традиций и новаторства. Основой этой интеграции должна духовность. Урок музыки по своей природе творческий урок. Традиционность урока музыки в том, что учащиеся как на любом школьном уроке осваивают знания, умения и навыки. Когда новаторство является самоцелью, то утрачиваются традиции, закрепленные в них духовно-нравственные ценности. С обновлением идей, идеалов у учащихся меняется содержание современных духовно-нравственных ценностей. Главным тезисом в жизни подрастающего поколения становится тезис «Успех любой ценой». С другой стороны, традиции иногда носят застывший, консервативный характер, ведущих к формированию стереотипов, шаблонов. Например, использование одних и тех же музыкальных произведений на уроке (из программы)

Новаторство в технологии связано с применением на уроке музыки электронных технических средств, с использованием нетрадиционных форм урока (театрализация, концерт, презентация и т.д.) Увлечение компьютерными технологиями часто приводит к пассивности учащихся к процессу познания. Учитель - главный носитель знаний. Нельзя подменять учителя компьютером.

В содержание урока вносится современный музыкальный материал (рок-музыка) Многие учителя не готовы к новаторской деятельности

Таблица 3

Методологические позиции студентов по теме «Современная музыка в общеобразовательной школе»

Методологические позиции стороны утверждения Методологические позиции стороны отрицания

Учащийся живет в современном обществе, поэтому он должен знать современную музыку. Учитель должен быть посредником между учеником и современной музыкой. Необходимо вносить изменения в программу, используя произведения современных композиторов. Как ученик читает литературу современных авторов, так он должен слушать современные музыкальные произведения. Он должен слушать, знать и понимать современный музыкальный язык Современная поп-музыка бездуховна. Современная академическая музыка сложна для понимания. Бездуховная музыка разрушает внутреннюю гармонию человека с окружающим миром

В современной музыке есть направления, например джаз, авторская песня, которые развивают личность учащегося, его интеллект, духовность Джаз непонятен учащимся. Понимание этого направления приходит в зрелом возрасте

Учитель музыки сам должен знать современную музыку (авторов, произведения, направления, жанры и т.д.) Многие учителя не интересуются современной музыкой и не готовы к диалогу с учащимися

Данные технологии актуализируют процесс продук- их в исследовании собственных профессиональных про-

тивного освоения научных знаний, так как использование блем наполняет их личностным смыслом.

Библиографический список

1. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Краевский, Е.В. Береж-нова. - М., 200б.

2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: словарь: ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М., 1999.

Bibliography

1. Kraevskiyj, V.V. Metodologiya pedagogiki: novihyj ehtap: ucheb. posobie dlya studentov vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj / V.V. Kraevskiyj, E.V. Be-rezhnova. - M., 20o6.

2. Vishnyakova, S.M. Professionaljnoe obrazovanie: slovarj: klyuchevihe ponyatiya, terminih, aktualjnaya leksika. - M., 1999.

Статья поступила в редакцию 26.09.11

УДК 371:351.851

Limachko G.G., Gerashchenko A.M. THE PROBLEM OF AUTHENCITY OF CLASSROOM EXPRESSIONS IN TEACHING ENGLISH AND CHINESE. In the article the typical language errors in using classroom expressions in English and Chinese are analyzed, and the authentic classroom expressions in these languages are given.

Key words: classroom expressions, teaching foreign languages, language errors, authenticity, English language, Chinese language.

Г.Г. Лимачко, ст. преп. каф. вост. яз. и МПИЯ Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина, г. Бийск; А.М. Геращенко, канд. филол. наук, доц. каф. англ. яз. Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА АУТЕНТИЧНОСТИ ВЫРАЖЕНИЙ КЛАССНОГО ОБИХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ И КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКАМ

В статье анализируются типичные языковые ошибки в использовании выражений классного обихода на английском и китайском языках, а также даются аутентичные выражения классного обихода на данных языках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.