Прикрепив веревку к скакуну, можно выполнять разнообразные маневры и трюки с использованием трамплинов. Возможно травмирование при падениях и неудачных трюках.
Зацепинг. Езда на крышах вагонов движущихся поездов, электричек, выступах трамваев, автотранспорта и др. Процент смертельных случаев высок, что связано с интенсивной дорожной ситуацией, током высокого напряжения, неустойчивостью положения тела, неблагоприятными погодными условиями и др.
Смешанные единоборства (бои без правил). Они представляют яркое зрелище для определенного круга поклонников. В процессе схватки спортсмены стремятся к победе различными действиями: удары ногами, руками, болевые приемы, удушения и др. Несмотря на то что поведение спортсменов регламентируется правилами соревнований, они допускают большую свободу выбора действий. По сути, это напоминает обычную жестокую драку, результатом которой является нокаут либо добровольный отказ от продолжения боя. Естественно, что стремление к победе востребует определенный симптомокомплекс качеств, в котором не играют ведущей роли гуманность, уважение к сопернику, безопасность для здоровья и жизни спортсменов. Вызывает беспокойство популяризация этого вида спорта среди детей и молодежи.
Таким образом, необходимо осмысливать оздоровительную и воспитательную ценность экстремальных видов спорта. Погоня за адреналином, склонность к риску, эстетическая и моральная деструкция, травмоопасность противоречат представлениям о благотворном влиянии подобной активности на формирование здоровой личности.
УДК 371
Науч. спец.: 13.00.01
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В 70-Е ГОДЫ XX ВЕКА
Статья посвящена анализу педагогических инноваций в России в 70-е гг. ХХ в. В этот период накапливается уникальный опыт педагогов-новаторов, чье внимание уделяется не только содержанию образования, но и роли эстетического воспитания в формировании личности. Автором рассматриваются экспериментальные программы Д. Б. Кабалевского и Б. М. Неменского.
Ключевые слова: педагогические инновации, эстетическое воспитание, музыка и изобразительная деятельность в школе.
Студентов следует ценностно ориентировать на традиционные, научно обоснованные оздоровительные виды физической культуры. Это способствует выработке определенного стереотипа поведения, укреплению здоровья, повышению уверенности в себе и развитию престижных установок. В целом, благодаря им более успешно осуществляется подготовка к будущей профессиональной деятельности.
1. Двойнин М. Л., Двойнин А. М. Ценностно-смысловая ориентация молодежи на здоровый образ жизни : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2011. 162 с.
2. Ипатов А. В. Личность аутодеструктивного подростка. Исследование и Коррекция : моногр. СПб. : Аура Инфо, 2012. 248 с.
3. Ипатов А. В. Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. СПб. : Речь, 2011. 111 с.
4. Карпов В. Ю., Щеголев В. А., Щедрин Ю. Н. Социально-личностное воспитание студентов в процессе физ-культурно-спортивной деятельности : учеб. пособие. СПб. : СПбГУИТМО, 2006. 248 с.
5. Физическая культура студента : учеб. / под ред. В. И. Ильинича. М. : Гардарика, 2003. 448 с.
6. Экстремальный спорт. Электрон. текстовые дан. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экстремальный_спорт (дата обращения: 12.02.2019).
© Двойнин М. Л., Пантюхова Е. А., Струкова Л. Г., 2019
М. В. Доронина M. V. Doronina
PEDAGOGICAL INNOVATIONS IN THE FIELD OF MUSIC AND AESTHETIC EDUCATION IN THE 70s OF THE 20th CENTURY
The article is devoted to the analysis of the pedagogical innovations in Russia in the 70s of the twentieth century. A unique experience of educators and innovators, who focused not only on the content of education but also on the role of aesthetic education in the formation of personality, was gained during this period. The author examines the experimental programs by D. B. Kabalevsky and B. M. Nemensky.
Keywords: pedagogical innovations, aesthetic education, music and visual activities at school.
В середине 70-х гг. ХХ в., значительное внимание в отечественном образовании стало уделяться вопросам, связанным со всесторонним и гармоническим развитием личности, учетом индивидуально-психологических особенностей уча-
щихся. Подвергалось критике отождествление содержания образования и знаний, образование оказывалось оторванным от проблем воспитания человека как социальной личности. Общее образование должно было осуществляться
с учетом ведущих элементов человеческой деятельности, обеспечивающей сохранение и дальнейшее развитие культуры [1]. В содержании общего образования в рассматриваемый период акцентировалась роль общей культуры личности, ее духовного потенциала в условиях совершенствования общества.
В 70-е гг. эстетическое воспитание заняло главенствующее место в многоаспектной образовательно-воспитательной работе, которую проводила советская школа. Именно эстетическое воспитание способствовало формированию личности нового человека, системы его отношений к действительности, жизненных ценностей, всего духовного мира.
Основная работа по пропаганде различных форм искусства легла на школу, вследствие чего были выявлены серьезные недоработки в преподавании предметов эстетического цикла. Главной проблемой явилась слабая подготовка или отсутствие должной квалификации учителя, что привело к тому, что занятия сводились к обучению учащихся элементарным навыкам пения и рисования. Вместе с тем, вошли в жизнь новые формы работы по эстетическому воспитанию — Всероссийские смотры-конкурсы музыкально-эстетического воспитания учащихся, Недели изобразительного искусства, Всесоюзные выставки детского изобразительного творчества. Проводились тематические лекции, беседы, классные часы, походы в театры и кино с последующим обсуждением просмотренных спектаклей и фильмов [1].
Проблемам эстетического воспитания детей уделяли важное место в своих работах и практической деятельности В. А. Сухомлинский, П. Г. Годин, Ф. Ф. Брюховец-кий, Д. С. Лихачев. По мнению В. А. Сухомлинского, только комплексное воспитание такими компонентами, как природа, социальная действительность, быт, искусство, способно сформировать тонкость чувств, без которых невозможно полноценное гармоничное развитие личности ребенка, а умение личностно воспринимать все явления красоты способствует формированию яркой индивидуальности и развитию способностей каждого [2].
В рассматриваемый период был издан сборник документов и материалов «О реформе общеобразовательной и профессиональной школы». В этом документе были заложены методологические и идейно-теоретические основы комплексного эстетического воспитания, которые ориентировали педагогов на включение элементов эстетики в урочную деятельность, во внеклассную и внешкольную работу, а также привлечение специалистов всех областей искусства.
К содержанию предметов были определены следующие требования:
- мировоззренческая направленность и укрепление взаимосвязи с нравственно-этическими проблемами;
- раскрытие и реализация эстетических возможностей каждого учебного предмета;
- непрерывный, последовательный и целостный характер системы эстетического воспитания;
- эффективность эстетического воспитания для формирования творческой личности, обогащения ее духовных запросов и развитие художественных способностей.
Одной из инноваций этого периода стала организация методической работы по эстетическому воспитанию учащихся.
Стараясь повысить культуру школьников, специалисты обратились к содержанию предметов эстетической направленности [1].
Программы по музыке, существовавшие до 1970 г., не соответствовали новым требованиям, и встал вопрос о разработке другой программы. Учителя-практики начали осваивать разные системы, формы работы. В одних случаях особое внимание уделялось развитию творческих способностей путем обучения импровизации на различных инструментах и в процессе пения; в других — разрабатывалась система развития музыкального слуха (устойчивые — неустойчивые ступени, полифоничность); третьи искали пути освоения детьми в пении современных сложных ритмико-методических особенностей музыкального языка.
Долгое время шли споры об оптимальном количестве часов в неделю на предмет «музыка». В 1976 г. вышел вариант экспериментальной программы, рассчитанный на два урока музыки в неделю. Основной целью программы являлось эстетическое и идейно-нравственное воспитание учащихся, формирование их личности.
Педагогический процесс воспитания стал основываться на раскрытии содержательной стороны музыки. Знакомя детей с мировыми образцами классической и народной музыки, педагоги стремились осуществлять на уроках важнейший принцип воспитывающего обучения. Этому способствовал грамотно подобранный репертуар. В программу были добавлены такие темы, как «Музыка в кино», «Связь музыки с литературой, изобразительным искусством, театром», «Музыкальная жизнь», «Средства исполнительской выразительности» [3].
Система музыкального воспитания, описанная в «Экспериментальной программе по музыке для 1-10 классов», включала в себя:
- воспитание у детей интереса и любви к музыке, необходимости общения с ней;
- воспитание эстетических чувств, художественного вкуса, нравственных качеств личности;
- обучение различным видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, хоровому пению, импровизации, движению под музыку;
- развитие музыкально-творческих способностей: всех составляющих музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения;
- знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, с сокровищами народной музыки;
- освоение определенной системы знаний: о музыке, о композиторах, исполнителях, о средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах и формах, музыкальных инструментах и певческих голосах [3].
Учитель должен был научить детей любить и понимать музыку, воспринимать ее эмоционально и осознанно. Необходимым условием стало триединство воспитания, обучения и развития учащихся.
В «Экспериментальной программе по музыке для 1-10 классов», опубликованной в 1976 г. НИИ художественного воспитания, указывалось на то, что урок музыки — это урок искусства, от которого школьники должны получать эстетическое удовольствие. Большое внимание было уделено проблеме восприятия музыки, развитию музыкального
мышления и музыкального слуха. Особая роль отводилась словесным высказываниям о музыке как проявлению развитого музыкального мышления. Для этого было предусмотрено знакомство со специальными музыкальными терминами. Ведущее место в программе отводилось хоровому пению как средству эмоционально-эстетического воспитания учащихся, а также средству их всестороннего музыкального развития и образования. Инновационным явилось положение о комплексной природе процесса пения, об участии в нем не только голосового аппарата, но и всего организма ребенка, в частности его звукообразующего, артикуляционного, дыхательного и нервно-мышечного аппаратов [3].
Параллельно с программой 1976 г., Д. Б. Кабалевский начал разрабатывать свою программу по предмету «музыка», рассчитанную на один час в неделю. К 1977 г. программа для начальной школы с 1 по 3 класс была опубликована. К 1979 г. были составлены программы для 4-7 классов.
Серьезно были переработаны учебные программы по музыке. Они предусматривали более тесную взаимосвязь между пением, слушанием музыки и теоретическими занятиями. В музыкально-эстетическом воспитании школьников важное место заняли хоровое пение, работа над развитием вокально-хоровых навыков. Больше внимания уделялось народному творчеству, слушанию музыки, что способствовало расширению кругозора детей, развитию их художественного вкуса.
Фактором большого социально-политического значения становится процесс взаимообогащения культур народов нашей страны, соединение звеньев патриотического и интернационального воспитания. Сохранение и обогащение национальных традиций музыкального искусства и песенного творчества, создание на этой основе системы эстетического воспитания, включающей дошкольные, школьные и внешкольные формы работы [3].
Основным принципом новой программы Д. Б. Кабалевский называет изучение музыки как живого искусства, опору на закономерности самой музыки. Реализация этого принципа осуществляется в программе через ее построение на «трех китах»: песня, танец, марш — три основные сферы музыки. К каждой из них применимы такие широкоохватные определения, как область, жанр, форма, тип, характер. Песня, танец и марш — самые широко распространенные, массовые, демократические области музыки. Они являются образцами наиболее простых музыкальных форм, как простые жанры, доступные восприятию ребят даже на самой начальной стадии их музыкального развития и хорошей базой при переходе к более сложным формам и жанрам музыки.
По словам Д. Б. Кабалевского, «опора на песню, танец и марш раскрывает широчайшие перспективы для установления многообразных связей музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества <...> делают более легким и естественным включение в музыкальные занятия многих тем, постепенно расширяющих и углубляющих музыкальную культуру учащихся...» [4]. Важнейшим принципом можно назвать связь музыкальных занятий с жизнью, формирующей мировоззрение учащихся.
Важной особенностью программы является тематическое построение. Для каждой четверти определялась тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четвертями и все-
ми годами обучения имеется внутренняя преемственность. Все побочные и второстепенные темы подчинены основным темам и изучаются во взаимосвязи с ними.
Д. Б. Кабалевский отмечает важность развития творческой активности учащихся. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то новое. В соответствии с тематическим принципом построения занятий в программе дано краткое содержание каждого урока, его репертуар, методические рекомендации [4].
Особую значимость в этот период приобретает принцип творческой самодеятельности школьников, так как отношение ребят с искусством не ограничивалось лишь его созерцанием. Активному обращению учащихся к собственному творчеству в области искусства способствовала внеклассная работа (клубы любителей музыки, музыкальные кружки и общества, лектории, посещение театров и концертов, праздники, олимпиады).
Новая программа и методика музыкально-эстетического образования и воспитания, разработанные Д. Б. Кабалевским, прошли экспериментальную проверку и были одобрены, так как формировали у школьников активное, эмоциональное и сознательное отношение к урокам музыки и к самой музыке.
Получила одобрение и новая экспериментальная программа по изобразительному искусству, разработанная Б. М. Неменским [5]. Преподавание изобразительного искусства по новой программе предполагало проведение в каждом классе и в тесном взаимодействии четырех видов занятий: рисование с натуры, рисование на заданные темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Школьники знакомились с лучшими произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Расширение задач эстетического воспитания привело к тому, что вместо рисования возник новый учебный предмет — изобразительное искусство.
В 70-е гг. ХХ в., школьный курс изобразительного искусства ставил следующие инновационные задачи:
- активно содействовать подготовке всесторонне и гармонично развитых образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны. Особое внимание уделялось познанию детьми окружающего мира: развивали наблюдательность, пространственное мышление, образные представления, воображение и умение логически мыслить;
- расширять общий кругозор учащихся, систематически повышать культурный уровень учащихся. Рисование помогает познавать окружающий мир, развивает зрительную память, пространственное мышление и образное представление. Рисуя, дети внимательно изучают форму предметов, их строение, пропорции, расположение в пространстве, цветовые соотношения. Под развитием зрительного восприятия понимается воспитание у школьников умения целенаправленно наблюдать: сравнивать между собой предметы и явления, устанавливать сходство и различие, классифицировать предметы по форме;
- заниматься эстетическим воспитанием учащихся путем развития творческих способностей и художественного вкуса детей, посредством знакомства с основными явлениями русского и мирового изобразительного искусства. В задачу занятий изобразительным искусством в школе входит эстетическое воспитание учащихся. Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы каждый человек делал окружающий мир красивее, интереснее, научился видеть, чувствовал и понимал прекрасное в любом его проявлении. Эстетическое воспитание — это воспитание у учащихся способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в жизни, в природе, искусстве и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека;
- знакомить школьников с элементарными основами реалистического рисунка. Прививать навыки и умения в изобразительном искусстве, знакомить с основными техническими приемами работы. Занятия изобразительным искусством в школе ставят своей задачей развивать в детях такие качества, как организованность в работе, умение сознательно и по плану работать.
Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Рисуя, ученик имеет перед собой определенную цель и стремится достичь ее. Преодолев трудности, он добивается успеха [6]. Для осуществления учебно-воспитательных задач в программе по изобразительному искусству предусмотрено четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы и беседы об искусстве.
Новый этап дальнейшего развития и совершенствования системы эстетического воспитания ознаменовали собой основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
В истории советской школы и педагогики период 1970— 1980 гг. отмечен значительной активизацией исследований и накоплением инновационного опыта в области эстетического воспитания подрастающего поколения.
1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986 гг.). URL: http://padabum.com/ d.php?id=119785 (дата обращения: 01.03.2019).
2. Сухомлинский В. А. О воспитании. URL: http:// pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/ (дата обращения: 01.03.2019).
3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. URL: https://www.twirpx.com/file/1862773/ (дата обращения: 02.03.2019).
4. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. URL: https://mylektsii.ru/8-23847.html (дата обращения: 01.03.2019).
5. Богуславский М. В. XX век российского образования. М. : ПЕР СЭ, 2002. 336 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/ book/ISBN5929200785.html (дата обращения: 02.03.2019).
6. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. : Агар, 2000. 251 с.
© Доронина М. В., 2019
УДК 371.134 Науч. спец.: 13.00.08
ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА В ПРОЦЕССЕ ВОЙСКОВЫХ ПРАКТИК
В статье рассматриваются педагогические условия формирования социально-профессионального опыта курсантов военного вуза МВД. Выявлены особенности подготовки курсантов к войсковым практикам как наиболее эффективным формам учебных занятий, оказывающим влияние на формирование социально-профессионального опыта будущих офицеров. В содержании статьи представлены примеры некоторых практических занятий, обеспечивающих успешность вхождения курсантов в войсковую практику и решение ее задач.
Ключевые слова: военно-профессиональный опыт, войсковая практика, формирование, подготовка, профессиональное общение.
А. З. MyMaxaHoe A. Z. Zhumakhanov
TRAINING OF THE POLICE CADETS TO FORM THE SOCIO-PROFESSIONAL EXPERIENCES DURING MILITARY PRACTICES
The article discusses the pedagogical conditions for the formation of socio-professional experience of cadets of a military university of the Ministry of Internal Affairs. It reveals the specificities of training cadets for military practices as the most effective forms of classes, which influence the formation of socio-professional experience of future officers. In the content of the article there are examples of some practical exercises that guarantee a successful entry of the cadets into military practice and the solution of its tasks.
Keywords: military professional experience, military practice, formation, training, professional communication.
Преобразования, осуществляющиеся сегодня в вооруженных силах республик, входящих в ОДКБ связаны с появлением новых систем вооружений, новых военных концеп-
ций защиты государства и охраны общественного порядка, перехода на контрактную систему комплектования воинских подразделений и др. По сути, создаются новые условия