УДК 02.61.45
И.Ю.Павлова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Обоснована актуальность проблемы, рассмотрены особенности, формы и методы эстетического воспитания личности в гуманистической отечественной педагогике.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, формирование
эстетической культуры, полихудожественное воспитание.
Iraida Yurevna Pavlova aesthetic Education of the personality in the history of domestic pedagogical thought
Relevance of a problem is proved, features, forms and methods of esthetic éducation of the personality in humanistic domestic pedagogics are considered.
Keywords: esthetic education, art education, formation of esthetic culture, polyart education.
Приобщение людей к культуре и искусству - это лишь необходимое условие для формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, жизнедействующей по законам красоты. Существенные изменения в современной социокультурной сфере общества требуют ориентированности личности на эстетическое освоение мира, как фундамента ее успешной социализации, что позволяет осмыслить окружающую действительность в единстве и самоактуализироваться в ней. Эстетическое начало присутствует в каждом человеке, как основной элемент культуры и содержит важный скрытый потенциал для формирования эстетической культуры личности. В современных условиях приоритета материальных ценностей обнаруживается резкое снижение духовно-нравственных, душевных качеств человека и формирование эстетической культуры личности - это путь к духовному совершенствованию общества.
В гуманистической отечественной педагогике XIX-XX вв. эстетическому воспитанию уделялось значительное внимание. Так, наиболее важными видами искусства в формировании эстетической культуры В.Г.Белинский считал музыку, которая, по его мнению, своей гармонией развивает высокие и благородные чувства. Искусство, по мысли К.Д.Ушинского, дает познание жизни в разные исторические эпохи, позволяет глубоко проникнуть в современную жизнь, оказывает нравственное и эстетическое воздействие. В хоровом пении Ушинский видел источник нравственно-эстетического обогащения личности, считая пение могучим педагогическим средством, и предполагал ввести в учительских семинариях игру на музыкальных инструментах, пение, рисование.
П.П.Блонский нацеливал педагогику средней и высшей школы на поиски активных форм и методов эстетического образования и воспитания. Эстетическое воспитание он понимал как художественное воспитание. П.П.Блонский организовал Академию социального воспитания (высшее педагогическое учреждение), в которой были, в числе многих других, художественные студии: изобразительного искусства, музыки и художественной речи. В студии ИЗО студенты получали знания изобразительного искусства, а целью музыкальной студии являлось развитие умнений слушать и понимать музыку, овладение знаниями музыкальной грамоты на основе хорового пения (пение народных песен).
В педагогических работах С.Т.Шацкого и в его практической деятельности разработана и воплощена в жизнь система активной подготовки учителя, в которой ее важной составляющей является формирование эстетической культуры будущих педагогов. С.Т.Шацкий стремился активизировать процесс эстетического воспитания, не только обучая искусству, но и создавая силами воспитанников и преподавателей жизнь искусства. Потребность в искусстве развивали систематические музыкальные занятия с высокохудожественным репертуаром, был организован учительский хор (пели классическую и народную музыку), музыкальные кружки, проводились фестивали музыки с лекциями и концертами профессиональных артистов. Мысли С.Т.Шацкого о важности формирования эстетической культуры учителя звучат в настоящее время современно и актуально.
Эстетическое воспитание А.С.Макаренко рассматривает как одно из важнейших средств воспитания нравственности и гуманистического мировоззрения и особое место в нем занимает искусство: литература, музыка, театр. Наиболее распространенной формой художественного воспитания его воспитанников были кружки: изобразительного искусства, танцев, музыкальный, вокальный и другие. В организации педагогического процесса ВАСухомлинский опирается на изучение
индивидуальных творческих способностей и умений личности. Эмоционально-эстетическое, по мысли Сухомлинского, должно проникать во все сферы деятельности учащихся, и факторами эстетического воспитания выступают: творческий труд, природа, искусство (художественная литература, музыка, живопись). В педагогическом творчестве Сухомлинского раскрывается такая система форм и методов эстетического воспитания учащихся, как обсуждение произведений художественной литературы, беседы об искусстве, хоровое пение, сольное пение, экскурсии и праздники и т.д.
Традиции отечественной школы художественного образования и эстетического воспитания складывались на протяжении столетий, но наиболее активно это проявлялось, начиная с первой половины XX века. Старейшей научной школой в отечественной педагогике искусства является школа А.В.Бакушинского, формирование которой проходило в XX века и первостепенное значение в ней придавалось изучению искусства как продуктов духовной и материальной творческой деятельности личности. Традиции изучения художественнотворческого развития, сложившиеся в XX веке на основе научно-практической деятельности ученых-педагогов Г.В.Лабунской, ЕА.Флериной, В.НШацкой, были продолжены наиболее значимым представителем этой школы профессором Б.П.Юсовым. Ученый научно обосновал природу комплексного взаимодействия искусств, ввел в педагогику новое понятие «полихудожественное воспитание» [4].
Способность музыки влиять на становление духовного мира растущего человека через развитие его фантазии, воображения, творческого мышления стала аксиомой педагогики искусства. Наиболее распространенной являлась научная школа композитора Д.Б.Кабалевского и академика РАО Б.М.Неменского, выдвинувших проблему взаимосвязи искусства во всей системе образования и создавших новые концепции преподавания искусства и музыки на разных ступенях отечественного образования [2].
Ученым, педагогом-музыкантом Ю.Б.Алиевым разработана Концепция музыкального образования школьников, которая обусловлена необходимостью возрастания роли музыкального образования как важного фактора развития личной художественной культуры. Группой ученых (В.Белобородова, Е.Николаева, С.Старобинский, Б.Рачина) под научным руководством Ю.БАлиева разработана одна из современных программ музыкального воспитания, рекомендованная для школ Главным управлением содержания общего среднего образования Минобразования России [1]. Программа музыкального воспитания с 1-4 классы предусматривает следующие виды музыкальной деятельности: а) слушание музыки; б) хоровое пение; в) овладение основами музыкальной грамоты; г) импровизация; д) движение под музыку; е) игра на простейших музыкальных инструментах. Программа музыкального воспитания с 5-8 классы усложняется введением пения по нотам, импровизации на заданную мелодию, сочинения мелодии на стихотворные тексты. Особое значение в программе - это то, что она предполагает использование межпредметных связй (применение знаний и умений, полученных, прежде всего, на уроках изобразительного искусства и чтения).
Л.В.Школяр разработана и апробирована оригинальная программа «Музыка как основа жизнетворчества ребенка», где смысловое содержание музыкального образования выстраивается в контексте отношений «ребенок - окружающий мир - музыка». Современное состояние преподавания музыки в школе и дошкольных учреждениях характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания образования. Появление авторских программ и методик, стремление многих преподавателей работать в режиме инновационных идей, где не последнее место занимают идеи развивающего обучения, проектирование новых форм эстетического воспитания, создание разветвленной системы дополнительного музыкального образования - все это свидетельствует об осознании роли художественного воспитания подрастающего поколения средствами искусства [3].
Принципиальная системность этнохудожественной культуры, выявляющая целостное миропонимание любого народа, выполняет системообразующую роль в организации содержания и методов художественного образования. И особенно важно, что она способствует построению в процессе образования «диалога» и «полилога» различных этнохудожественных культур в сопоставлении друг с другом, выявлению общего и особенного в художественных культурах разного типа: фольклорного, авторского и профессионального; культур разных народов России и мира; разных художественно-стилевых направлений в национальных культурах регионов России и мира. Этнохудожественное воспитание на всех уровнях преемственной модели «Детский сад-школа-вуз» предусматривает обновление содержания дошкольного и общего образования на
основе существенного усиления этнокультурного контекста гуманитарных дисциплин в государственных образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях, а также посредством внедрения разработанных и рекомендованных Министерством образования и науки программ: «Изобразительное искусство и художественный труд» (начальная школа), «Изобразительное искусство» (средняя школа), «Музыка», «Мировая художественная культура» и другие.
При таком подходе ценности отечественной культуры становятся средством эстетического воспитания, обновления содержания образования, совершенствования качества воспитательного процесса на основе использования системы этнохудожественного образования. В процессе эстетической деятельности в сфере этнокультурного образования выявлены наиболее эффективные формы организации художественно-творческой деятельности молодежи по изучению и сохранению народной художественной культуры: этнографические театры, литературно-поэтические салоны, фестивали и праздники, конкурсы и т.д.
Современное состояние эстетического воспитания в теории социально-культурной деятельности характеризуется устойчивыми тенденциями инновационных идей, где не последнее место занимают идеи культуро-развивающего обучения, а также проектирование новых форм и методов, педагогических и социально-культурных технологий эстетического воспитания личности, педагогические проекты создания разветвленной системы дополнительного музыкального образования, что, в целом, свидетельствует об осознании обществом роли эстетического воспитания средствами искусства и необходимости возрастания роли дополнительного музыкального и художественного образования как важного фактора развития художественной культуры личности в процессе ее социокультурной деятельности.
Литература
1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта /Ю.Б.Алиев. - М.:
Издательство: ВЛАДОС, 2000. - 336с.
2. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский // Программа средней общеобразовательной школы: Музыка. 1 - 3 классы. - М., 1990.
3. Школяр, Л.В., Красильникова, М.С., Критская, Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В.Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д.Критская. - М.: «Флинта-Наука», 1998.
4. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М.: «ИХО РАО», 2004. - 253с.