Научная статья на тему 'Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла'

Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3071
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хапачева Сара Муратовна

В настоящей статье рассмотрены вопросы реализации эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла. Литература, музыка, изобразительное искусство играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. Учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является ведущим средством формирования эстетической культуры школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла»

УДК 37.036 ББК 74.200.551 Х-19

Хапачева Сара Муратовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета, тел.:89182233533.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦИКЛА

(рецензирована)

В настоящей статье рассмотрены вопросы реализации эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла. Литература, музыка, изобразительное искусство играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. Учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является ведущим средством формирования эстетической культуры школьников.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, педагогический эксперимент, эстетический идеал, эстетическое чувство, эстетическая оценка, художественный вкус, творческая деятельность.

Hapacheva Sarah Muratovna, Cand. of Pedagogics, senior lecturer of chair of pedagogics and pedagogical technologies, Adyghe State University, phone: 89182233533.

IMPLEMENTATION OF AESTHETIC EDUCATION BY MEANS OF ART LESSONS

OF THE ARTISTIC CYCLE

This article discusses the implementation of the aesthetic upbringing through art lessons of the artistic cycle. Literature, music, painting play a crucial role in shaping children's aesthetic ideals, their artistic taste, and aesthetic attitude to reality and art. They represent a complex unity of the art itself, its theory and history, practical skills, creativity. Taking into consideration the aesthetic essence of the art itself and the program on subjects of artistic cycle we can conclude that within the framework of the school art program art is a leading tool for the formation of aesthetic culture of schoolchildren.

Keywords: aesthetic education, teaching experiment, aesthetic ideal, aesthetic sense, aesthetic evaluation, artistic taste, creative activities.

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.

В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе

элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по искусству. Основным и главным элементом литературы как учебного предмета является, конечно, само искусство - произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления - решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

Художественная литература - органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности. Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания.

Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников. Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки. Литература вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого воображения.

Другой важнейший предмет художественного цикла в школе - «Музыка». Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека... и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества». Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации.

Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Наконец, третий учебный предмет художественного цикла в школе - «Изобразительное искусство». Этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных за-

нимают особое место. В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.

Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач. Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

Эстетическое воспитание является составной частью целостного процесса воспитания, основная задача которого - формирование и развитие эстетических взглядов, чувств, потребностей.

У педагогов возникают затруднения в понимании сущности таких категорий, как «эстетические взгляды», «эстетические чувства», «эстетические потребности» и т.д.

Между тем без овладения этими категориями невозможно как осмысление педагогом общих целей процесса эстетического воспитания, так и определение его конкретных задач.

В качестве основных показателей эстетической культуры личности ученые вычленили следующие категории: это эстетическая потребность, эстетическая ценность, эстетический идеал, эстетическая оценка, эстетическое суждение, эстетическое чувство, эстетический вкус.

Совокупность этих категорий и их сформированность на достаточном уровне являются основой при оценке эффективности воспитательного процесса.

Основные показатели эстетической культуры личности.

Эстетическая потребность - заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания человеком эстетического в разнообразных формах деятельности и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде. Строится на бескорыстном отношении субъекта к эстетическому быту.

Эстетическая ценность - особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т.п. и характеризующими значимость какого-либо объекта в жизнедеятельности общества, класса, социальной группы или отдельной личности.

Эстетический идеал - вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Это такой вид эстетического отношения, который находится между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическими взглядами - с другой.

Эстетическая оценка - способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «это красиво», «это уродливо» и т.п. Заключительное звено эстетического восприятия.

Эстетическое суждение - категория эстетики, фиксирующая специфику эстетического отражения. В отличие от логико-понятийного суждения это не теоретическое высказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку, а один из способов положительного или отрицательного реагирования субъекта на эстетические аспекты действительности и искусства.

Эстетическое чувство - Непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности.

Эстетический вкус - способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического.

Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является ведущим средством формирования эстетической культуры школьников. Критериями эстетической культуры школьников для оценки эффективности ее формирования могут быть: эстетические потребности и ценности, эстетические идеалы и суждения, эстетический вкус и эстетическое чувство.

Литература:

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта / Ю.Б. Алиев.-М.: Просвещение, 2000. - 336 с.

2. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности / Т.А. Барышева.-СПб.: Питер, 2000. - 237 с.

3. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца / Д. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1999.-250 с.

4. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б. Лихачев. -М.: Просвещение, 2000.- 219 с.

5. Лобова А.Ф. Художественно-эстетическое образование развития школьников / А.Ф. Лобова, Л.В. Моисеев. - Екатеринбург, 2006. - 252 с.

6. Неминский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд / Б.М. Неминский. - М.: Просвещение, 2000. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.