УДК 37.034:37.036:373.31 ББК Ч420.054.4+Ч420ю061
ГСНТИ 14.25.07
Код ВАК 13.00.02
Ясинских Людмила Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нравственно-эстетическое развитие; младшие школьники; нравственность; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; художественное творчество.
АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения статьи является нравственно-эстетическое развитие младших школьников. Цель статьи заключается в определении специфики предметов области «Искусство» в нравственно-эстетическом развитии младших школьников. Тема статьи посвящена особенностям нравственно-эстетического развития личности. Методами исследования являются анализ, обобщение материала по проблеме нравственно-эстетического развития в процессе взаимодействия ребенка с искусством. Методология работы основана на реализации полихудожественного подхода, предполагающего обращение к разным видам искусства и художественной деятельности для приобщения ребенка к духовно-нравственным ценностям, воплощенным в произведениях искусства. В результате работы определены содержательные основы нравственно-эстетического развития, разработана и обоснована структурная модель нравственно-эстетического развития личности в условиях педагогической интеграции искусств, включающая когнитивный, рефлексивный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты. Область применения результатов -теория и методика художественного образования. Теоретический анализ современных концепций показал, что проблема нравственно-эстетического развития является весьма перспективным направлением в духовном развития личности. Этот факт представляет широкое поле деятельности для продолжения исследования по данной теме.
Jasinski Lyudmila Vladimirovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
MORAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF SCHOOL CHILDREN IN ART ACTIVITY
KEYWORDS: moral-aesthetic education; junior pupils; moral; moral education; aesthetic education; art.
ABSTRACT. The subject of the article is moral-aesthetic development of school children. The goal of the article lies in identification of specific items of the "Art" in the moral-aesthetic development of school children. The article is devoted to the peculiarities of moral and aesthetic development of personality. Research methods include the analysis, synthesis of material on the problem of moral and aesthetic development of the child's interaction with art. The methodology of work is based on the implementation of the multi-art approach appealing to different types of art and artistic activities so that the child could get acquainted with the spiritual and moral values embodied in the works of art. The results of the work determined a meaningful framework of moral and aesthetic development, developed and proved the importance of the structural model of moral and aesthetic development of personality in conditions of educational integration of the arts, including cognitive, reflexive, motivational value and active components. The application area for the results of this research is theory and methods of art education. Conclusions: the results of theoretical analysis of modern concepts showed that the problem of moral-aesthetic development is a very promising direction in the spiritual development of the individual. There is a good scope of work to continue research on this topic.
V/E
Човершенствование системы образования неразрывно связано с решением ряда проблем социально-философского характера. Особое значение приобретает нравственно-эстетическое развитие личности как способ духовно-практического освоения действительности и как условие становления важнейших компонентов внутреннего мира человека.
Анализ философской, культурологической и психолого-педагогической литературы показывает, что проблема взаимосвязи нравственного и эстетического находится в центре внимания представителей различных областей научного знания (В. В. Меду-
шевский, Ю. Б. Борев, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, А. Ф. Лосев и др.). Объединение нравственной и эстетической сфер в педагогике обусловлено, с одной стороны, стремлением к интеграции разных сторон развития личности, с другой - слитностью нравственного и эстетического в произведениях искусства. Освоение ценностного богатства произведений искусства, безусловно, предполагает сближение нравственной и эстетической сфер, а их объединение создает условия для целостного гармоничного развития личности. Концептуальное положение о единстве нравственного и эстетического реализуется в методиче-
© Ясинских Л. В., 2017
ских принципах педагогики художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. Н. Неменский, Л. В. Школяр и др.) с целью преобразующего воздействия на внутренний духовный мир ребенка, его мировосприятие, мироощущение и отношение к миру. Художественное произведение, в содержании которого проявляется единство нравственного и эстетического, положительно влияет не только на духовное становление мира ребенка, но и, как отмечает Н. Г. Тагильцева, на формирование ценностного «взаимодействия человека с миром, появление у ребенка представлений о целостной картине мира, формирование в сознании образа человека мира, развития самосознания детей» [13, с. 116].
В приобщении младших школьников к общечеловеческим ценностям значимыми являются не только предмет, содержание познаваемого явления, но и форма, в которой это знание представлено. Очевидно, что произведения искусства, в которых воплощен духовный опыт человечества, способствуют осознанию нравственных ценностей в доступной и увлекательной для детей форме.
Важнейшей функцией искусства является воспитательная функция. Так, Ю. Б. Бо-рев отмечает: «Искусство воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием» [1, с. 145]. Произведения искусства являются незаменимым средством формирования в растущем человеке устремленности к высшим духовным ценностям - истине, добру, красоте. Ценность искусства в нравственно-эстетическом развитии личности заключается в осознании и присвоении нравственных ценностей в образной форме, благодаря чему это присвоение происходит не назидательно, а с опорой на проживание и переживание, что обеспечивает глубину присвоения нравственных норм и истин.
Концентрацию духовного начала в искусстве ученые связывают с интегративно-синтетической природой художественной деятельности, которая выступает как мета-деятельность, аккумулирующая в себе все другие виды духовной деятельности и духовное содержание материальной жизни. Именно поэтому «духовное начало человеческой жизни представляет в искусстве в своей полноте и целостности, а не односторонне, как в науке или идеологии, в морали или игре» [10, с. 6]. Таким образом, произведение искусства как синтетическое духовно-ценностное явление представляет собой единство познавательного, эстетического, нравственного и мировоззренческого начал. При этом эстетические ценности произведения искусства преобладают над
внеэстетическими, трансформируют и объединяют их в качественно новое целое - художественную ценность [5, с. 12].
Освоение ценностного богатства произведений искусства невозможно без активности воспринимающего субъекта, развития у него способности полноценного восприятия, анализа, интерпретации и оценивания художественных произведений и оценивания своих собственных переживаний и чувств, что, несомненно, ведет к развитию рефлексивных качеств и самосознания. Поэтому авторы пишут в работах о том, что «использование произведений искусства для духовного развития человека невозможно представить без такого важного компонента, как самосознание» [12, с. 47].
Нам близки позиции ученых (Ю. Б. Бо-рева, Е. В. Волковой, А. Ф. Еремеева, Л. А. Закса, М. С. Кагана, В. В. Медушевско-го, Л. Н. Столовича и др.), которые, во-первых, рассматривают искусство как духовно-ценностное явление, а во-вторых, обосновывают его полифункциональный характер, выделяя множество решаемых им задач. Эти авторы отмечают, что как ценностная форма сознания искусство обращено к внутреннему, духовному миру человека, его смысложизненным ценностям и идеалам [5, с. 10]. Присвоение духовных ценностей искусства возможно только через их проживание и переживание в момент восприятия. В этом смысле значение эстетического восприятия трудно переоценить. Эстетически воспринимать произведение искусства значит воспринимать его всеми органами чувств, эмоционально, личностно, с точки зрения целостности, целесообразности, гармонии, красоты, совершенства и выразительности формы.
Таким образом, опираясь на позиции ряда авторов (Д. С. Лихачев, Д. Б. Кабалевский, А. А. Мелик-Пашаев, Н. Г. Тагиль-цева и др.), мы определяем сущность нравственно-эстетического развития в условиях интегрированной художественной деятельности как целенаправленный педагогический процесс организации ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, направленный на выявление субъектом нравственной проблематики в произведениях искусства, возникновение на этой основе рефлексии и, как следствие, формирование ценностных отношений, реализуемых в определенной модели поведения.
На основе анализа определения понятия «нравственно-эстетическое развитие» и его роли в духовно-нравственном развитии нами была разработана структурная модель, включающая когнитивный, рефлексивный, мотивационно-ценностный и дея-тельностный компоненты.
Когнитивный компонент включает знание нравственных норм, расширение представлений об основных эстетических категориях, развитие нравственных чувств и представлений о нравственности.
Рефлексивный компонент включает восприятие и понимание ребенком событийной стороны явлений, отраженных в произведениях искусств, которые стимулируют ребенка к рассуждению о нравственных проблемах. Также к этому компоненту относятся анализ собственных состояний, поступков и прошедших событий с позиции нравственности, интерес к обсуждению нравственных проблем, воплощенных в искусстве, подключение личного опыта переживаний к интерпретации произведений искусства с позиции воплощения в них нравственных проблем, стремление к саморазвитию на основе рефлексии собственных поступков.
Мотивационно-ценностный компонент включает понимание ценностных доминант и отношений к жизни, к людям, к самому себе, потребность к совершенствованию через осознание истинных смысловых значений искусства, уровень осмысления нравственной проблематики произведений искусства, проявление интереса к произведениям, отражающим проблемы нравственности, понимание значимости нравственных представлений для выстраивания взаимоотношений с окружающей действительностью.
Деятельностный компонент включает сформированность нравственно-эстетических представлений через следующие умения:
а) проецировать нравственную проблему художественного произведения на личный жизненный опыт;
б) устанавливать аналогии между собственными жизненными ситуациями и интерпретируемым произведением с позиции нравственной проблематики;
в) самостоятельно подбирать произведения искусства, воплощающие какую-либо нравственную проблему.
Для реализации такой модели, например, в музыкальном образовании необходима совместная деятельность педагога и ребенка, который в силу возраста пока не может осознавать многих нравственных проблем. Поэтому задачей педагога является оказание помощи ребенку в осознании произведения искусства. Дальнейшая педагогическая задача - актуализировать имеющиеся у младшего школьника ценностные представления (логические и образно-эмоциональные) и на основе соотнесения их вновь с воспринятыми ценностями определить личное отношение, оформив его в вербальном оценочном суждении.
С целью эффективного развития нравственно-эстетического сознания необходимо реализовать в содержании урока музыки ряд педагогических условий:
- обеспечение единства и целостности в нравственно-эстетическом развитии младших школьников в процессе восприятия произведений искусства;
- использование методов и приемов, направленных на постижение детьми нравственного смысла жизненных явлений и художественных образов (метод осознания личностного смыла (А. А. Пиличаускас), метод «синквейн», метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова);
- акцентирование внимания на эстетических аспектах и нравственных проблемах произведений искусства и явлений действительности;
- управление процессом нравственно-эстетического развития на основе разработанной структурной модели, включающей когнитивный, рефлексивный, мотивационно-ценностный, деятельностный компоненты;
- реализация полихудожественности как одного из основных свойств, характерных для младшего школьника.
Обращение к различным видам искусства способно сформировать у ребенка целостную и одновременно разностороннюю картину мира. Педагогическая интеграция искусств направлена на объединение в педагогическом процессе произведений разных видов искусства и художественной деятельности детей, способствующее их целостному развитию, формированию полифонии интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств и такого важнейшего признака художественного мышления, как синестезия [5, с. 190].
В современном музыкальном образовании происходит обновление содержания за счет расширения направлений музыкального искусства (фольклора, духовной, электронной музыки), привлечения на урок музыки новых произведений и музыкальных жанров, реализации полихудожественности через интеграцию разных видов искусства и художественной деятельности. В ходе обновления содержания музыкального образования необходимо обозначить целевые ориентиры, реализующие потенциал искусства в художественном образовании детей. Одним из таких ориентиров, на наш взгляд, может являться реализация модели нравственно-эстетического развития на уроках области «Искусства», в частности, музыки, в совокупности выделенных компонентов.
Развитие рефлексивного компонента происходит через введение на уроках музыки проблематизации знания, благодаря ко-
торой ребенок погружается в эмоционально-смысловое пространство музыкального искусства. Однако само по себе выявление и осознание детьми нравственных проблем, воплощенных в произведениях искусства, не происходит. При организации восприятия необходимо подвести детей к пониманию музыкального произведения как воплощения авторского замысла, системы его ценностей и оценок, которую возможно понять благодаря особой выразительности формы, средств ее воплощения в произведении. Одним из способов подведения детей к пониманию искусства и отражению в них нравственных проблем является метод «синквейн» - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Данный метод направлен на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, возникших в процессе восприятия художественного произведения. Известно, что рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором самопознания, регуляции поведения и саморазвития. В этой связи развитие рефлексии в процессе восприятия произведений искусства является значимым этапом в нравственно-эстетическом развитии младшего школьника. Метод «синквейн», с одной стороны, позволяет сформировать у обучающихся осознание специфических свойств музыкального языка, с другой стороны - развивает способность резюмировать аудиоинформацию, определять идею-чувство или гамму чувств, которые выражены в произведении и составляют идейно-эмоциональное ядро его содержания, способствует определению композиторского замысла.
Развитие мотивационно-ценностного компонента, под которым мы понимаем формирование ценностного отношения к миру, к людям, к самому себе, происходит через осознание истинных смысловых значений искусства, осмысление нравственной проблематики произведений искусства. Реализация данного компонента происходит через создание на уроке ситуации столкновения или противопоставления полярных нравственных и эстетических категорий как воплощение в музыке диалектики жизни. Отрицательный или положительный художественный образ дает возможность для формирования у детей представления о жизненной ситуации, отраженной художником в произведении. Размышление над
фабулой произведения, коллективные его оценки на уроке стимулируют ребенка к нравственному выбору и оценке произведения относительно поступков его героев.
Развитие деятельностного компонента заключается в формировании умения проецировать нравственную проблему художественного произведения на личный жизненный опыт. Другими словами, реализация деятельностного компонента заключается в выстраивании аналогии между собственными жизненными ситуациями и интерпретируемым произведением с позиции нравственной проблематики. Через осознание личностного смысла происходит понимание художественного произведения на доступном для ребенка уровне, таким образом реализуется диада «знание - значение» [10, с. 8].
Для осознания детьми ценностных основ искусства, первопричины его появления создается ситуация погружения ребенка в проблемное поле создания музыки как искусства, опредметившего в себе духовный опыт человечества. Размышления на тему о том, почему музыка сложилась именно в таком виде, именно с такими особенностями и таким механизмом воздействия на человека, способствуют пониманию интонационной природы музыки, специфики ее воздействия на человека, особенностей ее возникновения и бытия. Одновременно с этим в процессе моделирования художественно-творческого процесса ребенок проходит все этапы творчества: от возникновения замысла, выбора средств для его осуществления до его реализации в конечном творческом продукте. Деятельностный компонент в нравственно-эстетическом развитии является ключевой позицией, объединяющей художественно-творческое познание ребенком ценностей музыкального искусства с творческой деятельностью, через погружение ребенка в интеллектуально-эмоциональное пространство, пронизанное музыкально-творческим содержанием.
Обобщая сказанное, можно заключить: объединение в содержании художественного образования нравственной и эстетической сфер обусловлено самим содержанием искусства и направлено на реализацию одной из ведущих функций искусства - преобразующей, что, в конечном счете, обеспечивает целостное гармоничное развитие личности ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борев Ю. Б. Эстетика : учебник. - М. : Высш. шк., 2002. - 511 с.
2. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / под ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова. - Луганск, 1990. - 125 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. : в 6 т. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 2. - 190 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Просвещение, 1996. - 270 с.
5. Давыдова С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников. Вопросы теории и практики. - Екатеринбург, 2003. - 230 с.
6. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с.
7. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: исследование. - М. : Композитор, 1993. - 262 с.
8. Неменский Б. М. Эмоционально-образное познание в развитии человека //Вопросы психологии. - 1991. - № 3. - С. 9-17.
9. Пиличяускас А. А. Познание музыки как педагогическая проблема //Музыка в школе. - 1989. -№ 1. - С. 6-12.
10. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Минск : Сост. Хорвест, 1998. - 800 с.
11. Спиркин А. Г. Происхождение сознания. - М : Госоплитиздат, 1960. - 472 с.
12. Тагильцева Н. Г. Искусство в развитии самосознания детей // Известия Уральского Федерального ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - Т. 67. - 2009. - № 3. - С. 45-51.
13. Тагильцева Н. Г. Общее музыкальное образование: системность или событийность / / Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4. - С. 116-121.
14. Теория и методика музыкального образования детей : науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр и др. -М. : Флинта ; Наука, 1998. - 336 с.
15. Ясинских Л. В. Методика преподавания музыкального искусства в начальной школе : учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012. - 166 с.
REFERENCES
1. Borev Yu. B. Estetika : uchebnik. - M. : Vyssh. shk., 2002. - 511 s.
2. Vzaimodeystvie i integratsiya iskusstv v polikhudozhestvennom razvitii shkol'nikov / pod red. G. P. Shevchenko, B. P. Yusova. - Lugansk, 1990. - 125 s.
3. Vygotskiy L. S. Myshlenie i rech' // Sobr. soch. : v 6 t. - M. : Pedagogika, 1982. - T. 2. - 190 s.
4. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M. : Prosveshchenie, 1996. - 270 s.
5. Davydova S. D. Khudozhestvenno-esteticheskoe obrazovanie mladshikh shkol'nikov. Voprosy teorii i praktiki. - Ekaterinburg, 2003. - 230 s.
6. Kabalevskiy D. B. Vospitanie uma i serdtsa. - M. : Prosveshchenie, 1981. - 192 s.
7. Medushevskiy V. V. Intonatsionnaya forma muzyki: issledovanie. - M. : Kompozitor, 1993. - 262 s.
8. Nemenskiy B. M. Emotsional'no-obraznoe poznanie v razvitii cheloveka //Voprosy psikhologii. - 1991. -№ 3. - S. 9-17.
9. Pilichyauskas A. A. Poznanie muzyki kak pedagogicheskaya problema //Muzyka v shkole. - 1989. - № 1. -S. 6-12.
10. Slovar' prakticheskogo psikhologa / S. Yu. Golovin. - Minsk : Sost. Khorvest, 1998. - 800 s.
11. Spirkin A. G. Proiskhozhdenie soznaniya. - M : Gosoplitizdat, 1960. - 472 s.
12. Tagil'tseva N. G. Iskusstvo v razvitii samosoznaniya detey // Izvestiya Ural'skogo Federal'nogo un-ta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. - T. 67. - 2009. - № 3. - S. 45-51.
13. Tagil'tseva N. G. Obshchee muzykal'noe obrazovanie: sistemnost' ili sobytiynost' // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 4. - S. 116-121.
14. Teoriya i metodika muzykal'nogo obrazovaniya detey : nauch.-metod. posobie / L. V. Shkolyar i dr. - M. : Flinta ; Nauka, 1998. - 336 s.
15. Yasinskikh L. V. Metodika prepodavaniya muzykal'nogo iskusstva v nachal'noy shkole : ucheb.-metod. posobie / Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2012. - 166 s.