педагогические Гордеева Екатерина Николаевна
науки РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ...
УДК 371
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0013
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КАК ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© 2019
Гордеева Екатерина Николаевна, майор полиции, адъюнкт 3 факультета кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академия управления МВД России (125993, Россия, Москва, улица Зои и Александра Космодемьянских, 8, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье раскрывается важность становления и развития эстетической культуры личности. Отмечается возросший интерес к проблеме изучения становления и развития эстетической культуры личности в последнее десятилетие в научном сообществе. Автор рассматривает педагогическую проблему эстетического воспитания личности в историческом аспекте. Рассматриваются идеи и средства эстетического воспитания, начиная со времен Древней Греции. Описывая педагогические идеи эпохи Просвещения, автор акцентирует внимание на педагогическом наследии Я.А. Коменского и его последователей - педагогов-гуманистов, рассматривавших эстетическое воспитание как самостоятельную педагогическую проблему, как средство приобщения личности к общей культуре. В развитие темы автор анализирует эстетические принципы воспитания, предлагаемые немецкими философами. В статье уделяется внимание педагогическим идеям, выдвинутым российскими философами и педагогами. Автор описывает различные точки зрения на влияние эстетической культуры на личность. В статье уделяется внимание такому виду эстетического воспитания как народное воспитание, художественное воспитание средствами изобразительного искусства в научной школе Б.М. Неменского, музыкальными средствами по системе Д.Б. Кабалевского. Вместе с этим описывается положение дел в современной педагогической практике. С целью улучшения сложившейся педагогической ситуации по формированию и развитию эстетической культуры личности в педагогической теории и практике в настоящее время активно осуществляются поиски новых решений.
Ключевые слова: эстетика, эстетическая культура, эстетическое воспитание, история, педагогика, философия, развитие, образование, нравственность, добродетель, искусство, гуманистическое воспитание, эстетическое восприятие, художественное воспитание, природосообразность, культуросообразность, ценности, красота, добро, идеал.
THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC CULTURE OF PERSONALITY AS A HISTORICALLY PEDAGOGICAL PROBLEM
© 2019
Gordeeva Ekaterina Nikolaevna, major of police, post graduate of 3 faculty of the Department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel Academy of management of Interior Ministry of Russia (125993, Russia, Moscow, street Zoe and Alexander Kosmodemyanskiy, 8, e-mail: [email protected])
Abstract. The importance of forming and developing of aesthetical culture of a personality is revealed in the article. The arising interest to the problem of studying of forming and developing of a personality's aesthetic culture within last 10 years is being remarked. The author touches upon the problem of aesthetic upbringing of a person in the historical aspect. The ideas and methods of aesthetic upbringing since ancient Greece are being overviewed. Describing pedagogical ideas of the age of enlightenment, the author pays attention to the pedagogical ideas of Y.A. Kominskyi and his successors -teachers-humanists, who treated the aesthetic upbringing as an independent problem, as a way to attach personality to the common culture. To the development of this theme the author views aesthetic methods of upbringing that were suggested by the German philosophers. The article highlights pedagogical ideas that were introduced by the Russian philosophers and teachers. The author of the article describes different points of view on the influence of the aesthetic culture on a person. In the article special attention is payed to such kinds of aesthetic upbringing like folk upbringing, artistic upbringing by means of art in the scientific school of B.M. Nemenskyi, musical system of D.B. Kabalevskyi. Alongside with all this the currents state of events is described. New solutions to make the pedagogic situation of forming and developing esthetic culture of a personality in the pedagogical theory and practice are being looked for.
Keywords: aesthetics, aesthetic culture, aesthetic upbringing, history, pedagogics, philosophy, development, education, morality, virtue, art, humanistic education, esthetic perception, art upbringing, nature conformity, culture conformity, values, beauty, good, ideal.
Проблема изучения становления и развития эстетической культуры личности в последнее десятилетие широко обсуждается в научном сообществе, о чем может ярко свидетельствовать рост научных исследований по данной тематике. Так, согласно проведенному нами контент-анализу названий публикаций, связанных с научными исследованиями в сфере эстетической культуры, число статей, представленных на сайте научной электронной библиотеки e-library.ru в период 2000-2009 гг., составило 51, в то время как в период с 2010 года до настоящего времени насчитывается уже 199 научных публикаций. Аналогичная динамика присутствует и в исследованиях, посвященных эстетическому воспитанию - их число увеличилось с 217 до 1223, 665 из которых были опубликованы за последние 4 года.
Очевидно, что вопрос эстетического воспитания в истории педагогической мысли считался одним из наиболее важных еще в древние века, и становлению и развитию эстетической культуры в то время уделялось большое внимание. Идеи о важности для человека эстетического воспитания были изложены в трудах древнегреческих философов и реализовывались еще во
времена школы Пифагора. По мнению древних филосо-фов-пифагорийцев занятия поэзией, музыкой и танцами были обязательными для всех, обучающихся в школе, а эстетическое развитие должно было сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
Позднее Платон рассматривал эстетический опыт как основу для воспитания всесторонне развитой личности [1, с.161], а вслед за ним Аристотель указывал на важность воспитание человека и его развития при помощи эстетического воздействия музыки и рисования, первое место отдавая музыке, так как она «ведет к добродетели», способна «оказать воздействие на нравственный склад человека» [2, с.236].
Развиваясь во времена Просвещения, идеи гуманистического воспитания при помощи средств эстетики занимают одно из центральных мест в педагогике того времени. Схожие взгляды на эстетическое воспитание имели французские представители эпохи Просвещения, считавшие целью эстетического воспитания формирование гармоничной личности и воспитания у нее хорошего вкуса, в связи с чем педагог Шарль Роллен основным средством такого воспитания считал чтение «изящной
Gordeeva Ekaterina Nikolaevna
THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC .
pedagogical sciences
литературы» [3, с.40], а философы Гельвеций [4] и Ж.-А. Кондорсе, например, видели в занятиях различного видами искусства не только развитие эстетического вкуса, но и основу формирования добродетелей. Ж.-А. Кондорсе, в частности, отмечал, что «добро и красота тесно связаны между собою», а эстетический вкус развивается теми же средствами, что и мудрость, и «душа, живо растроганная очарованием добродетели» [5, с.102].
Строя свою педагогическую теорию, Я. Коменский, исходя из принципа природосообразности и полагая, что искусство есть подражание природе, выдвинул особый метод обучения - метод искусств, заключающийся в том, что чувственное, эстетическое восприятие является средством познания гармонии мира, которая есть источник добродетели, разума, нравственности [6]. Полагая, что гармония заложена в каждом человеке от природы, и тот, «кто изучил общие основы произведений искусства», «тот сможет различать и производить бесконечное их количество», «кто узнал, что такое прекрасное в себе или каким требованиям удовлетворяет понятие красоты», тот «будет знать, что такое прекрасная душа, прекрасное тело, прекрасный цвет, прекрасная речь, прекрасные нравы». В соответствии с суждениями Я.А. Коменского, человек, овладев искусством познания прекрасного в результате эстетического воспитания, становится личностью с высоко развитой эстетической культурой, и может не только воспринимать прекрасное в окружающем мире, но также создавать гармоничные произведения, соответствующие законам красоты, т.е. преобразовывать мир по законам гармонии и красоты.
Последователи Коменского педагоги-гуманисты дополнили его педагогические идеи. А. Дистервег, например, ввел в систему воспитания принципы «культуросо-образности» и «самостоятельности» [7, с. 124]. Выделяя три области человеческой культуры, великий немецкий педагог считал главной внутреннюю, которая «относится к степени душевного развития», направлению человека «к трём различным ветвям душевной деятельности человека: к познанию, к чувству и к воле». По его мнению, внешняя область культуры - организация физической жизни человека, внутренняя - развитие духовной жизни, третья - пограничная с внутренней и внешней - формы социальной жизни человека, его национальная культура. Воспитание первоначально должно быть направлено на формирование внешней культуры - «усвоение обычаев и нравов», с использованием народного культурного опыта. «Внешняя культура должна подготовить почву для культуры внутренней». Принцип «сообразного с культурой воспитания», «воспитания души и эстетического вкуса» состоит в развитии нравственной стороны человека и художественного вкуса. Идеальным результатом воспитания, в т.ч. и эстетического, являлся человек, самостоятельно следующий истине, красоте и добру.
В свою очередь И.Г. Песталоцци выдвигал идею о том, что эстетическое восприятие мира личностью выступает в качестве вспомогательного средства для развития профессиональных навыков и умений, способствует личному и профессиональному росту человека. Сущностью образования он считал необходимость «привести в действие нравственные и умственные силы, пользуясь средствами, воздействующими на чувства» [8, с. 174].
Именно у просветителей воспитание при помощи эстетических средств выделяется в самостоятельную педагогическую проблему. Теперь под эстетическим воспитанием понимается не только обучение искусству или подготовка к его восприятию. Эстетическое воспитание выступает как средство приобщения человека к общей культуре, «как средство восстановления целостности индивида»[9, с. 26].
Немало внимания эстетической составляющей воспитания человека уделяли в своих работах представители немецкой философии И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шиллер.
Основной принцип педагогики И. Канта заключался в том, что человек становится личностью только в результате воспитания, а путем к нравственному совершенствованию личности является эстетическое воспитание. Ф. Шиллер, развивая идеи И. Канта в области эстетического воспитания, утверждал, что его итогом является совершенствование личности, формирование в нем идеалов. По его мнению, из заблуждений современного мира на истинный путь способна вывести человека красота, а развитие эстетических чувств делает его более восприимчивым, более тонко организованным, ясно и свободно мыслящим, ведущим себя достойно. Шиллер считал, что развитая эстетическая культура личности побуждает его к изменению, саморазвитию [10].
Значимой эстетической идеей Гегеля является утверждение, что искусство есть содержание эстетики как науки, а красота это основа системы эстетического воспитания [11, с. 16], целью которой является развитие способности личности видеть прекрасное в окружающей действительности.
К вопросам формирования эстетической культуры человека, о роли эстетики в его жизни неоднократно обращались русские просветители, философы и писатели.
О необходимости знания основ эстетики как основательного учения «всех изящных искусств» каждым образованным и просвещенным человеком пишет Н.И. Новиков [12]. По мнению Н.М. Карамзина эстетическое воздействие улучшает личность, исправляет ее [13]. А.Ф. Мерзляков полагает, что художественные произведения, являясь главным средством эстетического воспитания, заключают в себе три основных качества - «они суть: прекрасное, совершенное, благое» [14, с. 147]. О красоте как о нравственной и эстетической потребности пишет Ф.М. Достоевский, полагая, что развитая эстетическая культура личности неразрывно связана с его внутренним миром, нацеливает его на совершенствование его добродетели. «Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете» [15, с. 76].
Значительное внимание становлению и развитию эстетической культуры уделялось представителями гуманистической отечественной педагогики.
Так, по мнению К.Д. Ушинского, эстетика является одной из трех ключевых категорий, входящих в состав учения, называемого автором «искусством жизни». Полагая, что эстетическое воспитание личности обладает сильным воздействием на её нравственные стороны и формирует нравственные основы человека, педагог подчеркивает взаимосвязь эстетики, нравственности и морали. Мораль - это «все эстетическое в отношениях между людьми». Мораль является составной частью эстетического. «Изящное в поступках человека и есть мораль. Изящное не может быть безнравственно, и нравственное не может быть неизящно» [16, с.367].
Особый интерес вызывает деятельность П.П. Блонского, который ориентировал педагогов на поиски новых методов национального воспитания, новых форм развития эстетической культуры. Задачей воспитания, по его мнению, является «сохранение преемственности и обеспечение роста общей культурной традиции» [17, с.6]. С целью формирования и развития эстетической культуры человека необходимо использовать все достижения культуры «родного народа» - язык, русское изобразительное искусство, примеры героических подвигов в литературе, которая «восприимчивая и глубокочеловечная, - наиболее прочная основа упрочения национальной культуры» [17, с.12]. Целью же воспитания являлось «выработать активного деятеля, способного к творческой деятельности», ведь всякое воспитание «есть только стимул для самовоспитания». Только пробудив в человеке «интерес к родине, знание родины и национальный вкус», приобщив его к национальной культуре, а затем уже к мировой, по убеждению Блонского, воз-
педагогические науки
Гордеева Екатерина Николаевна РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ...
можно в результате воспитательного процесса достичь того, что человек станет «изобретательной личностью» «национального единства».
Аналогичных идей воспитания эстетической культуры при помощи средств народного искусства в своей практической деятельности и педагогических трудах придерживался С.Т. Шацкий, который разработал и внедрил в жизнь систему формирования и развития эстетической культуры личности в форме проведения музыкальных занятий по классической и народной музыке, занятий танцами и театральными импровизациями [18].
Анализируя педагогическое наследие А.С. Макаренко, можно сделать вывод о том, что развитие эстетической культуры он рассматривал как одно из важнейших средств формирования гуманистического мировоззрения. Особую роль в его системе эстетического воспитания занимали литература, музыка, театр [19].
Близкая позиция к данной точке зрения отражена в педагогических трудах В.А. Сухомлинского. Он считает, что развитие эстетической культуры обогащает эмоциональную сферу, способствует интеллектуальному развитию личности. Организацию педагогического процесса В.А. Сухомлинский неразрывно связывает с гармоничным развитием личности, которому способствуют эмоционально-эстетические занятия творчеством, музыкой, ведь «без музыкального воспитания невозможно умственное развитие» [20, с.13].
Традиции формирования эстетической культуры личности в отечественной педагогике наиболее активно стали проявляться, начиная с первой половины XX века.
Одним из первых отечественных педагогов, разработавших теорию и методику художественного образования в рамках эстетического воспитания был А.В. Бакушинский. В своем труде «Художественное творчество и воспитание», он впервые обосновал проблему соотношения педагогического воздействия и развития творческого потенциала личности. Позже ученый сформулировал требование, не потерявшее актуальности в настоящее время о том, что каждый человек должен воспитываться искусством, и пусть не каждый будет художником, но «он должен стать творцом в области избранного дела» [21, с. 228].
Теория эстетического воспитания произведениями искусства широко разрабатывалась в рамках научной школы академика РАО Б.М. Неменского, обозначившего проблему взаимосвязи искусства во всей системе воспитания.
Так, например, Неменский отмечает сложность культуры современного мира, широкое распространение массовой культуры, доказывает, что поведение человека определяется «не в меньшей степени его отношением к миру, его эстетическими идеалами, предпочтениями, уровнем нравственных критериев». С точки зрения педагога, эстетически неграмотный человек не в состоянии отличить искусства от псевдоискусства, он является массовым потребителем «художественных суррогатов», что разрушительно отражается на целостности его личности и уничтожает его духовную активность. Полноценный интеллект человека находится в прямой зависимости от полноценного эстетического развития, которое является компонентом «всестороннего, гармоничного развития личности». Уровень эстетического развития достижим в любой сфере, в т.ч. и сфере нравственности - в этом случае безнравственные поступки не совершаются не оттого, что за ними последует наказание, а потому, что они у человека вызывают отвращение. Эстетическая развитость личности определяет полноту его духовной жизни, гармоничность существования в природе и обществе. «Развитое эстетическое чувство - это не просто умозрительное любование, но всегда активная любовь к прекрасному и ненависть к уродливому» [22, с.33]. Существует прямая зависимость степени развития в человеке чувства прекрасного и его выражения в жизни и действиях.
Для формирования и развития эстетической культуры Неменский предлагает использовать «величайший арсенал - русское искусство», ориентированное на высокую духовную культуру. Используя в качестве средств развития эстетической культуры произведения великих русских художников, Неменский призывает развивать эстетическую культуру гармонично развитой личности с устойчивыми эстетическими, духовными и нравственными ценностями, способной противостоять воздействию массовой культуры.
Проблемы эстетического воспитания и гармоничного развития личности при помощи музыкальных средств исследовались Н.А. Ветлугиной, А.Н. Кенеман, Б.Л. Яворским. В конце прошлого века Д.Б. Кабалевским была разработана программа общего музыкально-эстетического воспитания, в основу которой легли его так называемые «уроки большой музыки». Её основная идея была сформулирована кратко: «Прекрасное пробуждает доброе». По мнению Кабалевского, занятия музыкой, изучение музыкальных произведений формируют в личности прекрасные нравственные качества.
Развитию личности и разных сторон культуры человека посвящены труды педагогов-культурологов Е.В. Бондаревской, Л.И. Новиковой, Н.Б. Крыловой. Целью воспитания, по мнению Е.В. Бондаревской, является целостный человек культуры - свободная, духовная, гуманная личность, способная к самоопределению в мире культуры, постоянно стремящаяся «к творчеству, саморазвитию, самоизменению».
Л.И. Новикова, отмечая рост взаимозависимости культуры и социальной деятельности людей, в том числе в процессе «интериоризации людьми культуры», считает важным «включение феномена культуры в систему педагогических понятий» [23, с.74].
По мнению Н.Б. Крыловой, культурная парадигма образования обуславливает необходимость применения культуросообразного подхода, поскольку «культура есть среда социально значимого взращивания человечности и пространство свободного произрастания новых элементов творческого опыта, его самоорганизации, саморазвития и обновления» [24, с.39].
Развивая идеи гуманно-личностной педагогики, академик Ш.А. Амонашвили считает необходимым с целью развития творческого мышления, присущей эстетической культуре личности, в процессе освоения ценностей культуры, использовать музыку, художественное слово, изобразительное искусство. Познание человеком «произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения» [25, с.74]. Воспитание эстетическими средствами формирует у человека творческое, креативное мышление. Формирование эстетической культуры должно происходить как на эмоциональном уровне, так и на рациональном - путем познания.
В современных публикациях отечественных исследователей обсуждаются различные методики развития эстетической культуры личности: традиционные - путем музыкального, художественного, а также синтезированного на их основе полихудожественного воспитания, с применением методов медиапедагогики.
Основатель отечественной медиапедагогики Ю.Н. Усов полагал, что медиаобразование - это средство развития эстетической культуры личности с использованием средств массовой коммуникации [26]. В свою очередь С.Н. Пензин утверждает, что медиаобразование не может ограничиваться только обучением человека, и здесь необходим «синтез эстетического и этического» [27, с. 45].
Вопрос формирования и развития культуры в обществе, в т.ч. эстетической, не теряет актуальности и сейчас. Неслучайно в последнее время в российском обществе проявляется озабоченность выраженным снижением уровня культуры, что находит подтверждение в
Gordeeva Ekaterina Nikolaevna
THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC .
pedagogical sciences
результатах социальных опросов граждан, проведенных в последние годы сотрудниками ВЦИОМ, которые показали, что упадок культуры, науки и образования 24% опрошенных считает одной из наиболее реальных угроз для страны.
Таким образом, можно прийти к выводу, что необходимость всестороннего, гармоничного развития человека является одной из главных задач развития современного общества, которое все больше начинает осознавать необходимость воспитания творческой личности, способной преобразовывать мир по законам гуманизма и красоты. Крайне существенная роль в этой программе принадлежит процессу становления и развития эстетической культуры личности, которая является одним из главных средств качественного улучшения человеческой природы.
С целью улучшения сложившейся педагогической ситуации по формированию и развитию эстетической культуры личности в педагогической теории и практике в настоящее время активно осуществляются поиски инновационных идей, в т.ч. проектирование новых форм и методов, педагогических и социально-культурных технологий воспитания [28-32].
В своих дальнейших исследованиях мы обратимся к поиску ответов на вопросы о понятии эстетической культуры личности, о ее характеристиках, а также о методах, способствующих развитию эстетической культуры личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Платон. Государство. — Москва: Русайнс, 2017. — 323 с.
2. Аристотель. Политика. — М.: АСТ, 2018. — 320 с.
3. Роллен Ш. Трактат об образовании. — М.: К. Тихомиров, 1908.
— 428 с.
4. Гельвеций К.А. Об уме. — М: Мир книги: Литература, 2007. -559 с.
5. Кондорсе Ж.-А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. — М.: ЛИБРОКОМ, 2010. — 264 с.
6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
7. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956.
— 374 с.
8. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х, Т.2. — М.: Педагогика, 1981, 416 с.
9. Шестаков В.Г. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х т., Т.2 — М.: Искусство, 1973. — 376 с.
10. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. — М : РИПОЛ классик, 2018. — 240 с.
11. Гегель Георг. Лекции по эстетике. — М: Эксмо, 2018. — 224с.
12. Новиков Н.И. Избранное. — М.: Правда, 1983, 511 с.
13. Карамзин Н.И. Письма русского путешественника. — Л.: Наука, 1984. — 717 с.
14. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века в 2-х т. Т.1. — М.: Искусство, 1974, 405 с.
15. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 15 т. Т.1. — Л.: Наука, 1988.
— 462 с.
16. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11 т. Т.10 . — Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1950. — 665 с.
17. Блонский П.П. О национальном воспитании // «Вестник воспитания». 1915. №4, 1915.
18. Шацкий Т.С. Избранные сочинения в 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1980. — 304 с.
19. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. — М. : Прогресс, 1982.
— 269 с.
20. Сухомлинский А.С. Об умственном воспитании — К.: Рад.шко-ла, 1983. — 224 с.
21. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. —М.: Новая Москва, 1925. — 240с.
22. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
23. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. — М.,2009. — 351 с.
24. КрыловаН.Б. Культурология образования. — Москва: Народное образование, 2000. — 272 с.
25. Амонашвили Ш.А., Зайцева И.И. Гуманно-личностная педагогика: теория и практика // Образование и саморазвитие. Казанский (Приволжский) федеральный университет. №5 (33), 2012. С. 28-32.
26. Усов Ю.Н. Медиаобразование в России (на материале экранных искусств). М., 1995. 18 с.
27. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 1987. — 176 с.
28. Пожарская А.В. Условия формирования эстетического мировосприятия подростков в образовательной практике // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 248-251.
29. Щербакова И.В. Эстетическое развитие обучающихся в процессе реализации общеразвивающихся программ дополнительного об-
разования//Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 37-40.
30. Кадиев А.Х., Гетоева Л.К. Интегрирование содержания художественно-эстетического образования школьников с базовыми дисциплинами //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 277-280.
31. Груздова И.В. Музыкально-эстетическое воспитание в профессиональном становлении бакалавров психолого-педагогического образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 16-18.
32. Ходякова Н.В. Средовые условия успешной социализации личности: исторический опыт образовательного учреждения // Социализация и развитие детей и подростков в общеобразовательных учреждениях интернатного типа в контексте национального подхода. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2005. С.126-130.
Статья поступила в редакцию 21.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019