Важно отметить, что одна из основных задач - сохранить в структуре университетского комплекса характерные особенности каждого субъекта, которые создают уникальный облик университетского комплекса.
Сложность педагогической интеграции в университетском комплексе, включающем организации среднего профессионального образования и высшего образования, в иерархичности отношений, в различии законодательно установленных целей, задач, функций, структур, содержания образования, форм и методов процесса обучения, требований к ресурсам (кадровым, интеллектуальным, материальным).
Анализ научно-педагогической литературы и практики дал возможность разработать показатели педагогической интеграции, уровни педагогической интеграции, оценочные выводы.
Функционирование организации среднего профессионального образования в университетском комплексе переводит её на новый качественный уровень, который обусловлен взаимодействием с организацией высшего образования. Изменения, происходящие в результате указанного взаимодействия, влекут за собой расширение функциональных возможностей организации среднего профессионального образования. Приобретение новых функций, в свою очередь, приводит к возможности решать новые задачи [8].
В университетском комплексе педагогическая интеграция является обоснованием принципов построения интегративных курсов и интегративных учебных планов, способствует решению вопросов педагогического, научного и методического взаимодействия, представляет собой
- способ выстраивания иерархических отношений между субъектами университетского комплекса;
- технологию построения педагогических моделей;
- одно из условий единства субъектов в структуре университетского комплекса;
- средство анализа педагогических явлений и процессов в университетском комплексе.
Библиографический список
Вопросы устранения дублирования информации, установления преемственности в деятельности решает технологическая функция интеграции, которая обеспечивает совместную деятельность субъектов университетского комплекса.
Показателями интеграции, по мнению автора статьи, являются следующие:
- взаимозаменяемость педагогических работников в процессе теоретической и практической подготовки специалистов,
- совместное использование ресурсов университетского комплекса,
- совместное создание интеллектуальных, материальных ресурсов университетского комплекса,
- совместное планирование, конструирование и выполнение проектов,
- разработка единых подходов к оцениванию деятельности студентов.
Педагогическая интеграция в университетском комплексе позволяет:
- придать процессу подготовки специалистов практико-ори-ентированный характер, достигнув единства теоретической подготовки с практикой, согласования различных видов профессиональной деятельности;
- формировать у будущих специалистов целостное представление о производстве, месте специалиста в процессе создания материальных и интеллектуальных ценностей, целях и задачах профессиональной деятельности;
- обеспечивать преемственность образовательных программ разного уровня.
Таким образом, педагогическая интеграция отражает систему взаимодействия между субъектами университетского комплекса, она направлена на создание и сохранение целостности системы (университетский комплекс), в которой установлены иерархические отношения между субъектами (в данной статье -образовательными организациями) и реализуются процессы, обеспечивающие эффективность функционирования системы.
1. Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону, 1999.
2. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: ПО «Север», 1994.
3. Философский энциклопедический словарь. Главная редакция: Л.Ф. Ильичев, Л.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. Москва: Советская энциклопедия, 1983.
4. Сорокина И.О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы её осуществления. Менеджмент в России и за рубежом. 2008; 2: 3 - 6.
5. Ваганова Н.О. Интеграция уровней профессионального образования университетского комплекса в системе оценочной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6: 122 - 124.
6. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. Москва: Совершенство, 1998.
7. Ваганова Н.О. Практико-ориентированная среда как деятельностная модель формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений. Казанская наука. 2010; 8: 607 - 609.
8. Ваганова Н.О. Конференция по итогам практики как форма взаимодействия разноуровневых учебных заведений в университетском комплексе. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013; 1: 177 - 180.
References
1. Nyudyurmagomedov A.N. Integracionnyeprocessy vpedagogicheskom obrazovanii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 1999.
2. Bezrukova V.S. Integracionnye processy vpedagogicheskoj teoriiipraktike. Ekaterinburg: PO «Sever», 1994.
3. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Glavnaya redakciya: L.F. Il'ichev, L.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1983.
4. Sorokina I.O. Teoreticheskie osnovy ponyatiya «integraciya» i principy ee osuschestvleniya. Menedzhment vRossii iza rubezhom. 2008; 2: 3 - 6.
5. Vaganova N.O. Integraciya urovnej professional'nogo obrazovaniya universitetskogo kompleksa v sisteme ocenochnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 122 - 124.
6. Berulava M.N. Teoreticheskie osnovy integracii obrazovaniya. Moskva: Sovershenstvo, 1998.
7. Vaganova N.O. Praktiko-orientirovannaya sreda kak deyatel'nostnaya model' formirovaniya professional'no-pedagogicheskih kompetencij prepodavatelej srednih special'nyh uchebnyh zavedenij. Kazanskaya nauka. 2010; 8: 607 - 609.
8. Vaganova N.O. Konferenciya po itogam praktiki kak forma vzaimodejstviya raznourovnevyh uchebnyh zavedenij v universitetskom komplekse. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2013; 1: 177 - 180.
Статья поступила в редакцию 28.10.15
УДК 371
Gadzhieva N.K., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Derbent Branch of DSPU (Derbent, Russia), E-mail: dgpudf@mail.ru
Navruzova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy, Theory and Methods of Primary Education, Derbent Branch of DSPU (Derbent, Russia), E-mail: dgpudf@mail.ru
MUSIC AS A MEANS OF MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS. The issues of moral and aesthetic education are important in the upbringing of younger generation. The article highlights some aspects of moral-aesthetic education of pupils by means of music as an effective means of forming the spiritual world of a developing personality. The authors conclude that every age
contributes to the enrichment of the contents of music education. Prominent thinkers, scientists, musicians, teachers, psychologists both past and present have tried to understand the laws of musical art, to reveal the mechanisms of its effects on humans and use the educational potential of music in shaping moral personality.
Key words: art education, content of musical education, moral and aesthetic education, spiritual harmony, mental harmony.
Н.К. Гаджиева, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Дербент, Е-mail: dgpudf@mail.ru
С.А. Наврузова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики, теории и методики начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Дербент, Е-mail: dgpudf@mail.ru
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Вопросы нравственного и эстетического воспитания занимают важное место в становлении подрастающего поколения. В статье освещаются некоторые аспекты нравственно-эстетического воспитания школьников средствами музыки как эффективного средства формирования духовного мира растущей личности. Авторы делают вывод, что каждая эпоха вносила свой вклад в обогащение содержания музыкальной педагогики. Выдающиеся мыслители, учёные, музыканты, педагоги, психологи как прошлого, так и настоящего старались понять законы музыкального искусства, выявить механизмы его воздействия на человека и использовать воспитательный потенциал музыки в формировании высоконравственной личности.
Ключевые слова: воспитание искусством, содержание музыкального воспитания, нравственное и эстетическое воспитание, гармония душевная, гармония психическая.
Гармоническое развитие младшего школьника - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Мир искусства во всем своем многообразии видов и их функций формирует и организует сферу чувственного восприятия человеком окружающего мира. Эмоциональность есть свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его чувств - переживаемых отношений.
Выдающиеся педагоги и психологи К.Д. Ушинский, Я. Кор-чак, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, И.Ф. Харламов первым и важнейшим объектом нравственного воспитания считали чувства [1].
Одним из эффективных средств эстетического и нравственного воспитания младших школьников является музыка.
Формирование духовной культуры личности имеет глубокие корни. Основы нравственно-эстетического воспитания средствами музыкального искусства зародились еще в IV-V вв. до н. э. в колыбелях человеческой цивилизации - Китае и Индии, Египте и Древней Греции. Возникнув, как форма познания мира, на ранних ступенях развития общества, музыкальное искусство выступает в дальнейшем в качестве закрепления и сохранения культурных традиций, передачи и укоренения в сознании подрастающего поколения нравственных представлений. С появлением классов и классовых отношений использование воспитательного потенциала музыкального искусства приобретает осознанный характер. Переход к рабовладельческому обществу формирует мораль, выражающую особые классовые интересы. Государство, охраняя интересы господствующего класса, пытается превратить классовую мораль во всеобщественную. Таким образом, воспитание, в том числе и музыкальное, как средство нравственного становления членов общества, особенно молодёжи, приобретает чрезвычайную актуальность. По мере развития древней этики, складывалась первая теория нравственного воспитания общества средствами искусства.
Уже в трактатах Древнего Китая и Древней Индии (I тысячелетие до н. э.) даются описания о существующих связях между отдельными состояниями человеческой души и определенными мелодическими (ладовыми) формулами.
Древнекитайский мудрец и философ Конфуций (VI - V вв. до н. э.) писал, что в музыке как в зеркале отражается благополучие и моральное здоровье граждан. Последователь Конфуция Сюнь-цзы (IV - III вв. до н. э.) более подробно раскрывает идейно-психологическую функцию музыкального искусства [2].
Большой вклад в познание природы музыки и механизмов ее воздействия на человека внесли ученые античности. В представлении древних греков музыка была неразрывно связана с гармонией душевной, психической. Эта связь проявилась ярко в теории этоса (с греч. - обычай, нрав, характер), возникшей в среде пифагорейцев и развитой в дальнейшем в трудах Платона и Аристотеля.
В работах философа Пифагора - первого общепризнанного теоретика музыки - даются описания того, каким образом музыка
может влиять на эмоциональное состояние человека, воспитывать и врачевать при помощи тех или иных мелодий и ритмов, восстанавливать гармонию душевных способностей.
Платон рассматривал искусство с точки зрения его значения для воспитания граждан и для государства. Он вел полемическую борьбу против музыки, тормозящей процесс гражданского становления членов общества, особенно молодежи. Платон считал, что музыка наслаждения расшатывала связь индивида и общества, а это являлось началом нравственного и физического упадка.
Так же как и Платон, Аристотель признавал музыку для воспитания нравственных качеств личности. По его мнению «музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души», а значит «должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» [2]. Идеи античных философов: Сократа, Пифагора, Платона, Аристотеля и других - легли в основу воспитательной системы Афин и были реализованы в мусиче-ских школах для детей от 7 до 16 лет. Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Изучение Гомера и музыки вводили юных граждан в систему жизненных отношений и приобщали к народным традициям.
Большое влияние на развитие воспитания и образования в Средние века оказали религии.
Христианство - важный этап в истории нравственного становления человеческого общества. Философско-педагогическая мысль европейского Средневековья (Августин, Боэций, Кассио-дор, Исидор) главную цель воспитания видела в спасении души.
Воспитание искусством становится школой покорности и терпения. В музыке превыше всего ценилась её способность воспитывать нравы, смягчать характеры, усмирять страсти. Эта способность музыкального искусства широко использовалась духовенством для воспитания религиозного мировоззрения личности и укрепления христианской морали.
Свое влияние на развитие музыкального воспитания и образования оказала мусульманская религия. Занимая особое положение среди других искусств, музыка являлась источником эстетического вдохновения и влияла на формирование высоконравственных идеалов молодежи. Крупнейший философ, математик, музыкант X века Абу Наср аль Фараби в своей «Великой книге о музыке» из всех достоинств, которыми обладает музыка, отмечал и ее лечебные свойства: «...Эта музыка полезна и для здоровья тела, ибо, когда заболевает тело, то чахнет душа.» [3].
Врач и музыкант Ибн-Сина отводил музыке роль не только «врачующей» тело, но и воспитывающей нравственные чувства, как формирующих натуру человека [4].
Переломным моментом в истории человечества стала эпоха Возрождения. В это время человек провозглашается главной ценностью на земле, и воспитание должно было призвано раскрыть в человеке всё лучшее. Идея универсальности развития личности выдвигалась в педагогических трудах В. де Фильтре, Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора и других. Великие гуманисты
придавали большое значение музыкальному искусству в становлении гармонично-совершенной личности. Музыка являлась прямым путем к добродетели. Воспитательная функция музыкального искусства заключалась в призыве к добру и справедливости.
Эпоха Просвещения провозглашает принцип индивидуальности, «самости» человека, несущего личную ответственность перед богом. Идея о высоком воспитательном значении искусства, в том числе и музыкального, характеризуется для многих просветителей, таких как Д. Локк, А. Шефтсбери, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и других.
Я.А. Коменский рассматривает музыкальное воспитание как средство формирования духовного мира растущей личности и включает музыку в программу всех четырех ступеней обучения. Народное, национальное начало становится здесь ведущим и определяющим.
Большой вклад в развитие массового музыкального воспитания в России внесли такие талантливые педагоги-музыканты как А.Н. Карасев, П.П. Мироносицкий, С.И. Миропольский, В.Ф. Одоевский, С.В. Смоленский. Педагоги отмечали значение народных песен, незаменимость их в нравственном, патриотическом воспитании, в развитии творческих способностей.
Советская музыкальная школа поставила своей задачей дать детям разностороннее музыкальное развитие. Активное участие в разработке проблем музыкального воспитания принимали известные музыканты и педагоги: Б.В. Асафьев, В.Г. Каратыгин, Н.М. Ковин, Н.Я. Брюсова, В.Н. и С.Т. Шацкие, Л.Н. Гродзенская и другие. Важным этапом в развитии музыкального воспитания стала деятельность Д.Б. Кабалевского - композитора, педагога, неутомимого пропагандиста музыкального искусства. Внедрение в учебный процесс новой концепции музыкального воспитания явилось решающим шагом, итогом долговременной экспериментальной работы в этом направлении, способствующим подъему массовой музыкальной культуры в стране.
Отмечая воспитательное воздействие музыки на школьников, О.А. Апраксина писала: «Вызывая определенный строй чувств, а вместе с ним и определенный строй мыслей, музыка без навязчивости и дидактизма воспитывает определенные
Библиографический список
взгляды, вкусы, стремления, а учащиеся при этом и не подозревают, что их «воспитывают» [5, с. 37].
«Искусство в школе, - пишет Б.Т. Лихачев, выполняет роль стержня в формировании эстетических взглядов учащихся и в их художественном образовании. Исследуя роль искусства в духовном познании личности, он признает нравственно-воспитательный потенциал музыки в гражданском воспитании подрастающего поколения» [6]. Современная гуманная педагогика развивается по пути, намеченному известным педагогом и психологом Ш.А. Амонашвили. Видное место в концепции Ш.А. Амонашвили отведено воспитанию духовности у учащихся, нравственно целостной личности. Он считает, что знания лишь тогда облагораживают растущего человека, когда он принимает, присваивает их через облагороженное сердце.
Вопросами психологии восприятия искусства и художественно-эстетического творчества занимались Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон.
Л.С. Выготский подчёркивал, что музыка «...создает...огром-ную потребность в каких-то действиях, она раскрывает путь и расчищает дорогу самым глубоко лежащим нашим силам.» [7, с. 243].
П.М. Якобсон рассматривал произведения искусства как одну из форм познания окружающей действительности «в виде деятельности, сопровождающейся положительными эмоциями».
Проблеме гуманизации личности младшего школьника в процессе музыкального восприятия посвящены работы С.М. Кар-гапольского [8], в которых он убедительно показал, что развитию эмоционально-нравственной стороны музыкального восприятия как непосредственного художественного общения способствует применение методики «двойного» восприятия, повышающей эффективность музыкальной гуманизации личности учащихся.
Таким образом, каждая эпоха вносила свой вклад в обогащение содержания музыкальной педагогики. Выдающиеся мыслители, учёные, музыканты, педагоги, психологи как прошлого, так и настоящего старались понять законы музыкального искусства, выявить механизмы его воздействия на человека и использовать воспитательный потенциал музыки в формировании высоконравственной личности.
1. Искусство и школа: книга для учителя. Составитель А.К. Василевский. Москва, 1981.
2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. Москва, 1963.
3. Хайруллаев М.М. Абу Наср ал-Фараби. Москва, 1982.
4. Рахимов С.Р. Ибн-Сина. Канон врачебной науки. 2-е издание. Ташкент, 1980; Кн. 1.
5. Апраксина О.А. Современные задачи музыкального воспитания. Москва, 1975.
6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Москва, 1985.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. Под редакцией М.Г. Ярошевского. Москва, 1987.
8. Каргапольцев С.М. Теория и практика гуманизации личности младшего школьника в процессе музыкального восприятия. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Челябинск, 1997.
References
1. Iskusstvo ishkola: kniga dlya uchitelya. Sostavitel' A.K. Vasilevskij. Moskva, 1981.
2. Zhurakovskij G.E. Ocherkipo istoriiantichnojpedagogiki. Moskva, 1963.
3. Hajrullaev M.M. Abu Nasr al-Farabi. Moskva, 1982.
4. Rahimov S.R. Ibn-Sina. Kanon vrachebnojnauki. 2-e izdanie. Tashkent, 1980; Kn. 1.
5. Apraksina O.A. Sovremennye zadachi muzykal'nogo vospitaniya. Moskva, 1975.
6. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Moskva, 1985.
7. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Pod redakciej M.G. Yaroshevskogo. Moskva, 1987.
8. Kargapol'cev S.M. Teoriya i praktika gumanizacii lichnosti mladshego shkol'nika v processe muzykal'nogo vospriyatiya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 1997.
Статья поступила в редакцию 25.10.15
УДК 378
Gizatullina K.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak,
Russia), Е-mail: g.klara23@mail.ru
THE IDEA OF MORAL EDUCATION OF THE BASHKIRS IN THE WORKS OF Z.A BIISHEVA. The article describes some of the results of the study of pedagogical ideas of the Bashkir people in works by a famous writer Z. A. Biisheva. The paper presents the approaches of the famous scientists to the subject of the research. The main attention is paid to the investigation of ideas of moral education in the work of the writer. The author comes to the conclusion that the folklore, traditions, ceremonies and customs of the Bashkir people reflected in the works of Z. A. Biisheva, are in its contents the pedagogical ideas, principles of moral education, rules, techniques, examples of positive and negative moral behavior. The author emphasizes that the skillful use of works by Z. A. Biisheva in the education of children on folk traditions will not only effectively train all the necessary skills in younger generation, but will also develop their positive moral qualities.
Key words: Bashkir folk upbringing, morality, national traditions and customs.