придавали большое значение музыкальному искусству в становлении гармонично-совершенной личности. Музыка являлась прямым путем к добродетели. Воспитательная функция музыкального искусства заключалась в призыве к добру и справедливости.
Эпоха Просвещения провозглашает принцип индивидуальности, «самости» человека, несущего личную ответственность перед богом. Идея о высоком воспитательном значении искусства, в том числе и музыкального, характеризуется для многих просветителей, таких как Д. Локк, А. Шефтсбери, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и других.
Я.А. Коменский рассматривает музыкальное воспитание как средство формирования духовного мира растущей личности и включает музыку в программу всех четырех ступеней обучения. Народное, национальное начало становится здесь ведущим и определяющим.
Большой вклад в развитие массового музыкального воспитания в России внесли такие талантливые педагоги-музыканты как А.Н. Карасев, П.П. Мироносицкий, С.И. Миропольский, В.Ф. Одоевский, С.В. Смоленский. Педагоги отмечали значение народных песен, незаменимость их в нравственном, патриотическом воспитании, в развитии творческих способностей.
Советская музыкальная школа поставила своей задачей дать детям разностороннее музыкальное развитие. Активное участие в разработке проблем музыкального воспитания принимали известные музыканты и педагоги: Б.В. Асафьев, В.Г. Каратыгин, Н.М. Ковин, Н.Я. Брюсова, В.Н. и С.Т. Шацкие, Л.Н. Гродзенская и другие. Важным этапом в развитии музыкального воспитания стала деятельность Д.Б. Кабалевского - композитора, педагога, неутомимого пропагандиста музыкального искусства. Внедрение в учебный процесс новой концепции музыкального воспитания явилось решающим шагом, итогом долговременной экспериментальной работы в этом направлении, способствующим подъему массовой музыкальной культуры в стране.
Отмечая воспитательное воздействие музыки на школьников, О.А. Апраксина писала: «Вызывая определенный строй чувств, а вместе с ним и определенный строй мыслей, музыка без навязчивости и дидактизма воспитывает определенные
Библиографический список
взгляды, вкусы, стремления, а учащиеся при этом и не подозревают, что их «воспитывают» [5, с. 37].
«Искусство в школе, - пишет Б.Т. Лихачев, выполняет роль стержня в формировании эстетических взглядов учащихся и в их художественном образовании. Исследуя роль искусства в духовном познании личности, он признает нравственно-воспитательный потенциал музыки в гражданском воспитании подрастающего поколения» [б]. Современная гуманная педагогика развивается по пути, намеченному известным педагогом и психологом Ш.А. Амонашвили. Видное место в концепции Ш.А. Амонашвили отведено воспитанию духовности у учащихся, нравственно целостной личности. Он считает, что знания лишь тогда облагораживают растущего человека, когда он принимает, присваивает их через облагороженное сердце.
Вопросами психологии восприятия искусства и художественно-эстетического творчества занимались Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон.
Л.С. Выготский подчёркивал, что музыка «...создает...огром-ную потребность в каких-то действиях, она раскрывает путь и расчищает дорогу самым глубоко лежащим нашим силам.» [7, с. 243].
П.М. Якобсон рассматривал произведения искусства как одну из форм познания окружающей действительности «в виде деятельности, сопровождающейся положительными эмоциями».
Проблеме гуманизации личности младшего школьника в процессе музыкального восприятия посвящены работы С.М. Кар-гапольского [8], в которых он убедительно показал, что развитию эмоционально-нравственной стороны музыкального восприятия как непосредственного художественного общения способствует применение методики «двойного» восприятия, повышающей эффективность музыкальной гуманизации личности учащихся.
Таким образом, каждая эпоха вносила свой вклад в обогащение содержания музыкальной педагогики. Выдающиеся мыслители, учёные, музыканты, педагоги, психологи как прошлого, так и настоящего старались понять законы музыкального искусства, выявить механизмы его воздействия на человека и использовать воспитательный потенциал музыки в формировании высоконравственной личности.
1. Искусство и школа: книга для учителя. Составитель А.К. Василевский. Москва, 1981.
2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. Москва, 1963.
3. Хайруллаев М.М. Абу Наср ал-Фараби. Москва, 1982.
4. Рахимов С.Р. Ибн-Сина. Канон врачебной науки. 2-е издание. Ташкент, 1980; Кн. 1.
5. Апраксина О.А. Современные задачи музыкального воспитания. Москва, 1975.
6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Москва, 1985.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. Под редакцией М.Г. Ярошевского. Москва, 1987.
8. Каргапольцев С.М. Теория и практика гуманизации личности младшего школьника в процессе музыкального восприятия. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Челябинск, 1997.
References
1. Iskusstvo ishkola: kniga dlya uchitelya. Sostavitel' A.K. Vasilevskij. Moskva, 1981.
2. Zhurakovskij G.E. Ocherkipo istoriiantichnojpedagogiki. Moskva, 1963.
3. Hajrullaev M.M. Abu Nasr al-Farabi. Moskva, 1982.
4. Rahimov S.R. Ibn-Sina. Kanon vrachebnojnauki. 2-e izdanie. Tashkent, 1980; Kn. 1.
5. Apraksina O.A. Sovremennye zadachi muzykal'nogo vospitaniya. Moskva, 1975.
6. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Moskva, 1985.
7. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Pod redakciej M.G. Yaroshevskogo. Moskva, 1987.
8. Kargapol'cev S.M. Teoriya i praktika gumanizacii lichnosti mladshego shkol'nika v processe muzykal'nogo vospriyatiya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 1997.
Статья поступила в редакцию 25.10.15
УДК 378
Gizatullina K.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak,
Russia), Е-mail: [email protected]
THE IDEA OF MORAL EDUCATION OF THE BASHKIRS IN THE WORKS OF Z.A BIISHEVA. The article describes some of the results of the study of pedagogical ideas of the Bashkir people in works by a famous writer Z. A. Biisheva. The paper presents the approaches of the famous scientists to the subject of the research. The main attention is paid to the investigation of ideas of moral education in the work of the writer. The author comes to the conclusion that the folklore, traditions, ceremonies and customs of the Bashkir people reflected in the works of Z. A. Biisheva, are in its contents the pedagogical ideas, principles of moral education, rules, techniques, examples of positive and negative moral behavior. The author emphasizes that the skillful use of works by Z. A. Biisheva in the education of children on folk traditions will not only effectively train all the necessary skills in younger generation, but will also develop their positive moral qualities.
Key words: Bashkir folk upbringing, morality, national traditions and customs.
К.Х. Гизатуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ИДЕИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ З.А. БИИШЕВОЙ
В статье раскрываются некоторые итоги исследования отражения педагогических идей башкирского народа в творчестве известной писательницы З.А. Биишевой, подходы известных учёных к рассматриваемой проблеме. Основное внимание автор уделяет изучению идей нравственного воспитания в творчестве писателя. Автор приходит к выводу, что устное народное творчество, традиции, обряды, обычаи башкирского народа, отраженные в творчестве З.А. Биишевой, несут в своем содержании педагогические идеи, принципы нравственного воспитания, правила, приемы, примеры положительного и отрицательного нравственного поведения. Автором подчёркивается, что умелое использование произведений З.А. Биишевой в воспитании детей на народных традициях поможет не только эффективному обучению подрастающего поколения всем необходимым умениям и навыкам, но и формированию у ребёнка положительных нравственных качеств личности. Ключевые слова: башкирское народное воспитание, нравственность, народные традиции, обычаи.
В башкирской народной педагогике одно из главных направлений занимает нравственное воспитание. Известный башкирский народный просветитель М. Уметбаев главной задачей воспитания считал формирование человека, обладающего высокими нравственными качествами, любящего свою родину.
Термин «нравственность» берёт свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis /- мораль. Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы - не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся и поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
В настоящее время имеется ряд исследовательских работ учёных, учителей, посвященных творчеству народной писательницы Башкортостана Зайнаб Абдулловны Биишевой, таких как, И.Ф. Асылбакова, А.А. Даминова, Г.Ф. Зарипова, А.М. Муллагу-лова, О.И. Матвеева, С.З. Тикеева, М.Д. Тикеев, РХ. Фаткуллина, Л.А. Ярославова и других.
В творчестве З.А. Биишевой нравственное воспитание более, чем другой вид воспитания, опирается на образцы поведения, выдвигаемые жизнью, борьбой за счастливое и светлое будущее народа. Тема нравственности для З. Биишевой тесно связана с темой любви. Все её положительные герои умеют любить, сопереживать. Такова и Емеш, главная героиня трилогии «К свету». З. Биишева проникновенно, глубоко трогательно рассказывает о зарождении любви Емеш и Байраса: «Емеш вспомнила о письме. Она торопливо вынула письмо из кармана, лихорадочно развернула и принялась читать».
«Люблю! - бросилось ей в глаза первое слово. У девушки неожиданно перехватило дыхание, сладко закружилась голова. Емеш опустила руки с письмом и стояла, прикрыв веки, прислушиваясь к биению сердца. Наконец, немного успокоившись, стала читать дальше: «Емеш, я люблю тебя... люблю тебя одну... Буду любить всю жизнь. даже если тебя больше никогда не увижу. даже если ты меня не любишь.» [1, с. 136].
«... ей было достаточно того, что Байрас тут, возле неё. Есть на свете Байрас. Она счастлива. Больше ей ничего не надо» [1, с. 488].
Так же чист и светел Байрас.
Значительные перемены в гражданско-нравственном настроении Емеш происходят в годы учёбы в Оренбурге. Емеш встречается с Емером Яшинским, провозгласившим себя талантливым поэтом, блюстителем нравственности. Это он объявляет войну девушкам с косами, якобы, символизирующим мещанство. Неизбежен конфликт между Емеш и Емером Яшинским. Яшин-ский устраивает на заседании литературного кружка разгром ранних произведений Емеш.
Раскрытию идейно-художественного, нравственного своеобразия произведения, как справедливо указывает А.М. Муллагу-лова, служат значащие имена:
Емеш - плод, в контексте произведения плод Октября, Ирьегетовна - ир - мужчина, сильная, волевая, мужественная, егет - джигит.
Иштуган - её брат: иш - пара, туган - родной. Помощник родственников.
Хаммат, Закир, Хисбулла Батыровы, сыновья Таибы-аби -мужественные, смелые батыры.
Емер (разрушай) Яшинский (прячься) - разрушай и прячься.
В каждом имени заложены нравственный или безнравственный критерии личности. Это позволяет по-новому понять, осмыслить причины противоречий внутри общества [2, с. 30].
Роман Зайнаб Биишевой «Емеш» является своеобразной семейной хроникой, в которой события рассматриваются через судьбу одной семьи - детей, родственников и ближайших соседей. Поражает мастерство автора проникнуть в национальный дух народа, национальную среду, и нравственную, и бытовую, и духовную.
Как указывают учёные (Н.Ш. Ахияров, Т.Н. Волков и др.), народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Такой памятью выступают и духовные ценности, отраженные в произведениях писателей [3, 4].
Хотя роль религиозной традиции в воспитании детей была значительной, отметим неоднозначность позиции З. Биишевой к этой проблеме. Так в романе, «Емеш» мы читаем: «... муллы все люди боятся. Вот и живи, людей пугай, словно упырь какой» [5, с. 93]. С малых лет детей приучали к молитвам, смысл которых, иногда и не был понятен маленьким детям, но эмоциональное воздействие их на себя ощущали довольно сильно.
Особое отражение в романе «Емеш» находят башкирские народные обычаи, как средства нравственного воспитания:
«В Ильсегуле обычай собираться для весёлых игр с песнями и плясками идет из далёкой старины, когда на землях Яика, Сакмары, Большого Ика....» [5, с. 121].
В романе «Емеш» отражается, как у башкирского народа заговорила идущая от далеких веков традиция заслушиваться певцами-импровизаторами, сказителями, путниками, вернувшихся из далеких краев и стран, и просто чтецами занимательных книг.
В нравственном воспитании детей большую роль играют такие народные средства, как произведения устного народного творчества, в частности, сказки.
Сказки в трилогии рассказывают детям бабушки Карасэс-абей и Суакай-иней. Как сказительницы, они рассказывают их «певуче и печально», ведь от интонации сказителей зависит выразительность сказки и ее художественная ценность. Интонация обогащает художественные образы, усиливает в них действие сказки на слушателей. По сравнению с ритмом других прозаических произведений, сказочный ритм яркий и элементарный.
Народные сказки у Биишевой «О злой мачехе - мэскей-абей», «О Кукен» и «О голове Красного быка» можно отнести к разряду волшебных. Содержание этих сказок не вписано в реальное пространство и время, однако они сохранили жизненное правдоподобие, наполнялись правдивыми бытовыми деталями.
Приведём примеры народных сказок, отраженных в романе З.А. Биишевой. «Емеш вспомнила сказку «Сак - Сук» про двух разлученных родных братьев, которым не суждено было при жизни найти друг друга, ее глаза наполнились слезами. Родная мать в приступе гнева прокляла своих детей и те превратились в ночных птиц. Только опускается на землю ночь, оба брата Сак и Сук начинают звать друг друга. Тогда и слышат люди их крики «Сак!... Сук!...». Под утро они сближаются на голоса, но с рассветом перестают видеть и разлетаются в разные стороны. На другую ночь все повторяется. И так будет длиться всю их жизнь». [1, с. 174].
Персонажи сказок, представленные З. Биишевой, распределяются по полюсам добра и зла. Представительницей зла во всех сказках выступает «распроклятая мачеха - мэскей-абей. Сочетание вымысла самой невероятной фантастики и действи-
тельности - вот одна из примет поэтического содержания сказок. Эти сказки имели глубокий жизненный смысл, «поэтому-то маленькая Емеш решила, что нет ничего страшнее неродной матери» [1, с. 174].
В романе З. Биишевой «Емеш», огромное место занимают пословицы. Цель пословиц - нравственное воспитание. В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения.
В трилогии пословиц огромное множество. Вот лишь некоторые из них:: «Судьба страны - судьба мужей - говорили во все века», «На миру птаха божья проживет. Но любовь не птица, её в силах не удержишь», «Не пройдя дорогой своей судьбы, ты к райским кущам не придешь», «Если в доме мачеха, то и отец только мачехин муж», «Кто опирается на народ - того не сломишь, не пригнешь», «Нет языка - нет народа», «Сорок людей живут мирно, а упрямый гнет свое», «Человек без коня - что птица без крыльев» и другие.
В произведениях З.А. Биишевой нашли отражение и народные игры, которые, увлекательны, в них много движений, песен, танцев. Вот, к примеру, игра в чашки - первая весенняя игра девочек. В неё играют именно в пору ранних проталин, пору «пестрого снега», собираясь на крышах навесов, где лежат сено и солома. Игру в чашки можно было назвать и детским спектаклем, место действия которого крыша. Наблюдая за игрой, можно безошибочно угадать обычаи взаимоотношения между жителями аула. Игры были разные, но требовали от играющих настоящей
Библиографический список
ловкости, быстрых ног, выдержки. Только смелый и бесстрашный приносит в игре успех своей команде, нерешительный подводит всех.
Таким образом, в творчестве З.А. Биишевой нашли яркое отражение прогрессивные идеи башкирского народа по духовно-нравственному и умственному воспитанию. Эти идеи отражаются в пословицах («Нет языка - не народа», «Сорок людей живут мирно, а упрямый гнёт свое», «Человек без коня - что птица без крыльев»); в сказках («Добро рано или поздно побеждает зло. На добро нужно отвечать добром. Добро связано с созиданием, а зло - с разрушением»); в играх, где дети могли проявить свою ловкость, смекалку и физическую силу; в народных традициях и обычаях.
Устное народное творчество, традиции, обряды, обычаи башкирского народа, отраженные в творчестве З.А. Биишевой, несут в своем содержании педагогические идеи, принципы нравственного воспитания, правила, приемы, примеры положительного и отрицательного нравственного поведения. Умелое использование произведений З.А. Биишевой в воспитании детей поможет не только эффективному обучению подрастающего поколения всем необходимым умениям и навыкам, но и формированию у ребёнка положительных нравственных ценностей.
По результатам проведённого исследования нами разработаны педагогические рекомендации по использованию произведений З.А. Биишевой в воспитании детей на башкирских народных традициях.
Наше исследование не претендует на полноту раскрытия идей башкирского народного воспитания, отраженных в творчестве З.А. Биишевой. Данная проблема требует более глубокого и системного изучения.
1. Биишева З.А. Емеш. Роман. Уфа, 1987.
2. Муллагулова А.М. Жизнь велика, как море. Филологическое образование: История, современность, перспективы (Биишевские чтения): сборник материалов Международной научно-практической конференции, 9 декабря 2009 г. Под общей редакцией М.В. Зайнуллина. Стерлитамак: Стерлитамакская государственная педагогическая академия имени Зайнаб Биишевой, 2009.
3. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа, 2000.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебное для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва, 2000.
5. Биишева З. А. Емеш. Трилогия. Книга первая. Уфа, 1998.
References
1. Biisheva Z.A. Emesh. Roman. Ufa, 1987.
2. Mullagulova A.M. Zhizn' velika, kak more. Filologicheskoe obrazovanie: Istoriya, sovremennost', perspektivy (Biishevskie chteniya): sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 9 dekabrya 2009 g. Pod obschej redakciej M.V. Zajnullina. Sterlitamak: Sterlitamakskaya gosudarstvennaya pedagogicheskaya akademiya imeni Zajnab Biishevoj, 2009.
3. Ahiyarov K.Sh. Narodnaya pedagogika i sovremennaya shkola. Ufa, 2000.
4. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: uchebnoe dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2000.
5. Biisheva Z. A. Emesh. Trilogiya. Kniga pervaya. Ufa, 1998.
Статья поступила в редакцию 06.10.15
УДК 37.03
Guseva Ye.N., teacher, Dmitrov Institute of Continuing Education (Dmitrov, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFIC OF EDUCATIONAL COMMUNICATION AND VERBAL AGGRESSION IN "TEACHER-PUPIL" SYSTEM. The
article studies a concept of educational communication. The emphasis is made on principles and concepts of this phenomenon. The work raises an issue of verbal aggression in educational communication. Communicative behavior of teachers is an important part of teaching and largely determines the success of the training. Teenagers act in several communicative stereotypical situations (areas): a group, family, and school. In their behavior and speech, teenagers have specific language features, which are to help their adaptation to the requirements of a particular social group. Communication in the school (in situations in an educational process) requires the use of literary language or its professional version. Communication in the classroom involves the use of a language register. In this paper the author considers only the kind of communication, when a teenager is obliged to answer his teacher's questions.
Key words: Instructional Communication, educational communication, verbal aggression, communicative behavior of a teacher.
Е.Н. Гусева, преподаватель Дмитровского института непрерывного образования, г. Дмитров,
E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»
Статья посвящена понятию образовательной коммуникации, показана её непаритетность. Основное внимание уделено принципам и концепциям данного феномена. Затронут вопрос вербальной агрессии в образовательной коммуникации. Коммуникативное поведение учителя является важной частью преподавания и во многом определяет успех в обучении. Подростки функционируют в нескольких коммуникативных стереотипных ситуациях (сферах) - группа, семья, профессиональ-