тоды и формы обучения, нацеленное на конкретные интересы и потребности обучающихся, и не предполагающее посещения ими образовательных организаций, помогает качественно решить проблему. В данном случае, это проблема развития лидерских качеств молодёжи, участвующей в ролевых играх активного
Библиографический список
действия. Стоит отметить также, что неформальное обучение лидеров должно быть организовано в рамках соответствующей программы. Она является педагогическим инструментом, помогающим системно, в короткие сроки, при минимуме ресурсов достичь намеченной цели.
1. Гекман Н.А. Развитие лидерского потенциала участников ролевого игрового движения молодёжи: педагогический подход. Мир науки, культуры, образования. 2016; 4 (59): 68 - 71.
2. Оленина Г.В., Гекман Н.А. Программы деятельности любителей ролевых игр: теоретико-практический анализ. Вестник МГУКИ. 2015; Выпуск 3 (65): 130 - 137.
3. Соколов М.М. Введение в микросоциологию. PostNauka: Available at: https://postNauka.ru/c ourses/48490
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. Москва, 2018.
5. Искусство вести за собой... тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств. Москва: АРКТИ, 2007.
References
1. Gekman N.A. Razvitie liderskogo potencíala uchastnikov rolevogo igrovogo dvizheniya molodezhi: pedagogicheskij podhod. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 4 (59): 68 - 71.
2. Olenina G.V., Gekman N.A. Programmy deyatel'nosti lyubitelej rolevyh igr: teoretiko-prakticheskij analiz. Vestnik MGUKI. 2015; Vypusk 3 (65): 130 - 137.
3. Sokolov M.M. Vvedenie vmikrosociologiyu. PostNauka: Available at: https://postNauka.ru/c ourses/48490
4. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii vRossijskoj Federacii». № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2018 goda. Moskva, 2018.
5. Iskusstvo vesti za soboj... treningi i zanyatiya po formirovaniyu u yunoshestva social'noj iniciativnosti i liderskih kachestv. Moskva: ARKTI, 2007.
Статья поступила в редакцию 03.07.18
УДК 378
Gizatullina K.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,
Russia), E-mail: g.klara23@mail.ru
THE BASHKIR PEOPLE'S IDEAS OF AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN IN THE WORK OF Z. A. BIISHEVA. The author explores the reflection of the idea of aesthetic education of the Bashkir people in the works of Z. A. Biisheva, provides information on the creativity of the writer as a reflection of people's interests and concerns of the folk education. The article highlights a problem of folk upbringing studied by many scientists and educators at different stages of development of society, which still remains relevant at present time. The article presents the summary of the study reflected the ideas of aesthetic education of the Bashkir people in Biisheva's novel "Emesh". The author draws a conclusion that the aesthetic education of children in Bashkir folk pedagogy is based on the transfer to the younger generations of aesthetic attitude to the reality, explaining the notion of beauty and ideal beauty, human education, to make them able to live and work according to the laws of beauty. These ideas of the Bashkir people are widely reflected in work of Z. A. Biisheva.
Key words: education, idea of folk education, folk pedagogy, aesthetic education, aesthetics of labor, ideal of beauty.
К.Х. Гизатуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
университет», г. Стерлитамак, E-mail: g.klara23@mail.ru
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИДЕИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ З.А. БИИШЕВОЙ
Автор исследует отражение идеи эстетического воспитания башкирского народа в творчестве З.А. Биишевой, приводит информацию, что творчество писательницы является отражением народных интересов и проблем народного воспитания. В статье подчеркивается, что проблема народного воспитания находилась в центре внимания многих ученых и педагогов на различных этапах развития общества. Остается она актуальной и в наше время. В статье представлены краткие итоги исследования отражение идей эстетического воспитания башкирского народа в романе З.А. Биишевой «Емеш». Автор делает выводы о том, что эстетическое воспитание детей в башкирской народной педагогике - это передача подрастающим поколениям эстетического отношения к действительности, привитие понятия о красоте и идеала красоты, воспитание человека, способного жить и творить по законам красоты. Эти идеи башкирского народа нашли широкое отражение в творчестве З.А. Биишевой.
Ключевые слова: воспитание, идеи народного воспитания, народная педагогика, эстетическое воспитание, эстетика труда, идеал красоты.
При изучении народных традиций воспитания необходимо уделить особое внимание творческой интеллигенции, среди которых Народный писатель Башкортостана Зайнаб Биишева. Главную суть творчества З.А. Биишевой, его направление определяют народные интересы и проблемы воспитания подрастающего поколения.
Устное народное творчество, традиции, обряды, обычаи башкирского народа, отраженные в произведениях З.А. Биише-вой, несут в своем содержании педагогические идеи, принципы воспитания, правила, приемы, примеры положительного и отрицательного.
Рассмотрим отражение идей эстетического воспитания башкирского народа в романе З.А. Биишевой «Емеш».
Эстетическое воспитание детей в башкирской народной педагогике - это передача подрастающим поколениям эстетического отношения к действительности, привитие понятия о красоте и идеала красоты, воспитание человека, способного жить и творить по законам красоты.
Основной целью эстетического воспитания является формирование у детей эстетического отношения к своей жизнедеятельности, к объектам действительности с точки зрения прекрасного. Эстетическое воспитание осуществляется через песни, пляски, частушки, художественную отделку, роспись предметов быта, одежды, интерьера дома [1].
Не оставляют читателя равнодушным подробнейшее описание национальной одежды и жилища, приготовления нацио-
нальных блюд, игры на национальных инструментах в романе «Емеш»:
«... Широкоплечий, чернобородый, средних лет мужчина вытащил из чехла на поясе медный курай, поднес к губам. И над Большим Иком понеслась-разлилась мелодия, вобравшая в себе беспредельную ширь души народа, несущая в себе богатырское сердце народа, щедрого на доброе слово, ненасытное в своей любви к песне и музыке» [2, с. 407].
«... Но маленький кубыз (девичий инструмент) в руках Емеш не только рассказывал, он еще звенел горным потоком, жужжал майский жуком, заливался трелью жаворонка, возносящегося к небу, и тревожно нашептывал какие-то тайны.» [2, с. 407].
У главной героини романа - Емеш, был собственный мир, созданный песнями, стихами, сказками, в которых она находила отраду для своей израненной души.
Песня - сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен - эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществления и других сторон формирования личности, т. е. являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетического вкусов у подрастающего поколения [3, с. 102 - 103].
В исследуемом романе З. Биишевой находят отражение многие жанры народных песен. Не случайно она писала следующие строки: «.. самым потрясающим для меня в нашей национальной культуре явлением всегда была народная песня. Я у песни учусь всегда, вслушиваюсь не только в слова, но и в мелодию - мелодия родной песни дает душе самое лучшее самочувствие» [4, с. 65].
Недаром говорится, что песня - душа народа. Под песню работают и пляшут, встречаются и расстаются, в песнях оживает для каждого человека родной его край:
«Не устанет петь в тени ветвей, Крохотная птаха - соловей. Слышен и с тугаев, и с полей, Голос твой, наш икский соловей.
Чем один другого хуже человек? Что же он без счастья коротает век?...
Хорошо, что нам поешь ты, соловей, В мае возвратясь из-за морей..» [4, с. 187].
В памяти Емеш всплывали слова покойной бабушки Ка-расэс:
«Настоящие певцы поют не ради славы, не ради награды из байских рук, просто они не могут жить без песни, а в их пение раскрывается чистая душа народа» [4, с. 58].
Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творение во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Пряли - пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели.. Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика.
Народ вырабатывал не только правила трудового воспитания, но и выражал свое отношение к эстетике труда. Родители должны были научить детей не только трудиться, но и красиво трудиться. Девочки не только охотно справлялись с заботой о животных, но и исправлялись с домашними делами. Они могли самостоятельно помыть посуду, прибраться по дому. Во время приготовления пищи они с веселой радостью напивали песни, плясали, хохотали «до упаду».
Вот как это отражается на страницах романа «Емеш»: «Янеш и Сабира, пританцовывая и напивая, принялись перемешивать кашу, чтоб она не пригорела: Буль-буль, каша варится, Масло в кашу валится, Все к нам в гости зарятся, А к кому им зариться -У нас каша варится!» [5]. Или:
«Емеш засучив рукава, принялась за уборку. Сначала вынесла на улицу одежду, подушки, паласы - все, что попалось на глаза. Потом протерла пыль, промыла окна, отскоблила дожелта, как кухонную доску, пол. Пошла в алласык - там отмыла солью чашки, блюдца, тарелки и всю посуду. Смешав кислое молоко с истолченным в муку кирпичом, начистила самовар так, что он за-
блестел золотом. Наконец занесла в дом просохшие на солнце вещи, сначала выбив из них пыль, и красиво развесила, разложила по местам» [5].
Таким образом, у башкирского народа существовала продуманная система эстетического воспитания. Она имеет много общего с педагогическим опытом других народов, особенно тем, кто близок по географическому положению. Значение эстетического воспитания состоит в том, что оно осуществляется параллельно с другими элементами формирования качеств личности подрастающего поколения.
Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали и любовно отделывали орудия труда. Эти орудия должны были быть не только удобны, но и настолько красивы, чтобы радовать глаз, поднимать настроение. Украшения орудий труда, таких, например, как упряжь, сани, телега, веретено, прялка, гребень, мялка и других, носили характер массового всенародного художественного творчества. Народ искал радость в труде. В подневольной работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь труженика, делала жизнь полнокровней.
Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах:
«... На ней было в сплошных оболочках атласное платье узорчатыми, колышущимися ленточками и дугообразными швами, настоящие кораллы на шелковых нитях, поверх платья был накинут расшитый серебром и украшенный серебряными монетами елян, наискосок с левого плеча под правую руку грудь перехватывала узорчатая лента амазейка, на которой висели один к одному серебряные рубли, на ногах были сшиты новенькие хромовые сапожки, кованные медью, на запястьях серебряные браслеты с настоящими кораллами, на пальцах перстни с бирюзой и серебряные кольца на голове играющий на солнце разноцветными узорами кашемировый платок» [5].
Взять так же деревянную резьбу, которой щедро убирали избы - оконные наличники, ставни, карнизы. Они напоминали искусную вышивку. Этот художественный вкус воспитывался веками.
Таким образом, эстетические вкусы, идеалы, воззрения народа всегда соответствовал законам красоты, которые были основой формирования эстетических вкусов и идеалов личности, развития способностей эстетического воспитания действительности и подготовкой человека к творческой деятельности по законам красоты. Эти идеи башкирского народа нашли широкое отражение в творчестве З.А. Биишевой.
По итогам проведенного исследования мы разработали рекомендации педагогам по использованию романа «Емеш» З. Би-ишевой в воспитании детей на народных традициях.
Задачи:
- формирование нравственных качеств: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формирование национального самосознания учащихся, уважения к своему народу;
- воспитание любви к Родине, к природе родного края;
- содействие совершенствованию навыков культуры общения, навыков активного слушания.
Формы работы: беседа, анализ ситуаций, беседы с элементами игры, инсценировка сцен.
Рекомендованные мероприятия:
1. Инсценировка сцен из произведений.
2. Проект «Народные традиции в романе «Емеш».
3. Беседа с элементами театрализации «Добро и Зло» в романе З.А. Биишевой «Емеш».
4. Гостиная бабушки. Занятие «Знатоки пословиц» по роману «Емеш».
5. Театрализованное представление «Образы Красас-иней» и «Суакай-иней».
6. Гостиная бабушки. «Народные сказки в романе».
7. Беседа по истории дворца «Караван-сарай».
8. Беседа о национальной кухне (по роману «Емеш»).
9. Анализ стихотворения Ш. Бабича «Ради кого» из романа З.А. Биишевой «Емеш».
10. Конкурс рисунков и иллюстраций к произведениям З.А. Биишевой.
11. Конкурс знатоков творчества З.А. Биишевой (викторина). Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть забыты. Но культура не может жить одной
Библиографический список
традицией, она постоянно поддерживается новым временем и новым поколением, вступает в несколько изменившиеся исторические условия.
1. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность: монография. 2-е изд., перераб. и доп. Уфа: Баш. гос. ун-т; Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад. им. Зайнаб Биишевой, 2008.
2. Биишева З.А. Емеш. Роман. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987.
3. Биишева З.А. Емеш. Трилогия. (Книга первая). Уфа: «Китап», 1998.
4. Биишева З.А. Жизнь и творчество. Фотоальбом. На башкирском и русском языках. Уфа: «Китап», 2009.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. и высш. пед учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
References
1. Bajmurzina V.I. 'Etnopedagogika bashkirskogo naroda: istoriya isovremennost': monografiya. 2-e izd., pererab. i dop. Ufa: Bash. gos. un-t; Sterlitamak: Sterlitamak. gos. ped. akad. im. Zajnab Biishevoj, 2008.
2. Biisheva Z.A. Emesh. Roman. Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1987.
3. Biisheva Z.A. Emesh. Trilogiya. (Kniga pervaya). Ufa: «Kitap», 1998.
4. Biisheva Z.A. Zhizn'i tvorchestvo. Fotoal'bom. Na bashkirskom i russkom yazykah. Ufa: «Kitap», 2009.
5. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: Uchebnik dlya stud. i vyssh. ped ucheb. zavedenij. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva: Izdatel'skij centr «Akade-miya», 2000.
Статья поступила в редакцию 09.06.18
УДК 374.72
Goynov I.V., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),
senior teacher, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Perm, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
IMPROVEMENT OF QUALIFICATION IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-PERSONAL POTENTIAL OF EMPLOYEES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA. The article shows that the basics of the concept is professional-personal potential. The review of researchers who examined the issues related to the development of personal and professional potential is presented. The basic modern forms of the organization of improvement of professional skill of employees are stated. The research reveals the main directions of work at the courses of professional development for the most complete disclosure of the professional and personal potential of the employees of the Federal penitentiary service of Russia. The role of practice-oriented and differentiated training in the development of the professional and personal potential of staff, students of advanced training courses is shown.
Key words: professional-personal potential, employee, listener, advanced training, personal potential.
И.В. Гойнов, соискатель каф. социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь;
преп. ФКОУ ВО «Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний России», г. Пермь,
E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ
В статье показано, что является сущностью понятия профессионально-личностный потенциал. Представлен обзор исследований, в которых рассматривались вопросы, связанные с развитием личностно-профессионального потенциала. Изложены основные формы организации повышения квалификации сотрудников, востребованные в настоящее время. Выявлены направления работы на курсах повышения квалификации для наиболее полного раскрытия профессионально-личностного потенциала слушателей курсов - сотрудников ФСИН. Показана роль практико-ориентированного и дифференцированного обучения в развитии профессионально-личностного потенциала сотрудников, слушателей курсов повышения квалификации.
Ключевые слова: профессионально-личностный потенциал, сотрудник, слушатель курсов, повышение квалификации, личностный потенциал.
Основу развития потенциала личности составляет идея её саморазвития и самоактуализации (В.И. Андреев, Л.Н. Куликова, Д.Б. Эльконин и др.), так как потенциал - это разница между тем, каков человек есть (что имеет в качестве интеллектуально-трудового и нравственного «багажа») и тем, каким он может стать (В.Н. Марков).
На теоретическом и эмпирическом уровнях доказано, что в процессе целенаправленного воздействия на личность, создаются условия для формирования и развития её потенциала (Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев, В. . Кукушкин, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, И.П. Подласый, И.В. Саванович, В.А. Сластенин, М.Г. Тайчинов, Е.Н. Шиянов).
В научных работах отмечается, что в основе личностного потенциала лежит отношение к труду как высшей жизненной потребности. Структура личностного потенциала сотрудника ФСИН состоит из работоспособности, которая зависит не только от психофизиологических, но и социальных характеристик человека; профессиональной компетентности, умений, знаний; креативности, устремленности совершенствовать свое рабочее место и технологический процесс, в который он включен; способности к
сотрудничеству в условиях массового производства; меры осознания ответственности за свою работу перед своими коллегами и самим собой [1].
Значительное место в изучении проблемы формирования и развития личностного потенциала занимают междисциплинарные исследования, в частности, акмеологические основы развития профессионала, в том числе, его потенциальных возможностей изучали A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.; роль и функции педагога в развитии субъектных потенциалов личности в работах И.Ф. Бережной, Н.М. Борытко, А.К. Осницкий и др.; условия образовательной среды для развития личностного потенциала выявляли И.Ф. Аметов, Л.Д. Бережнова, Г.И. Гапоно-ва, Г.Б. Горская [2].
Отмечается, что личностный потенциал - это основа личности, которая определяет ее готовность к жизнедеятельности, реализации стратегии личностного, социального и профессионального становления, дает возможность карьерного роста [2]. Основу личностного потенциала составляют задатки и способности, которые получают развитие в определённых условиях деятельности и от которых зависит профессионализм и компетентность специалиста [3].