УДК 378.661
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
© Д. М. Мамлеева
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.
E-mail: mamleevadm@rambler.ru
Статья посвящена изучению проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи на материале этнокультурных традиций. На основе историко-педагогического анализа системы воспитания молодежи рассматривается этнопедагогический потенциал народного музыкального искусства и культуры, исследуется процесс нравственно-эстетического воспитания на основе идей музыкальной этнопедагогики.
Ключевые слова: этнопедагогика; народная педагогика; этноэстетическое воспитание; музыкальная этнопедагогика.
Изучение проблемы этнопедагогического и эт-ноэстетического воспитания с проецированием в сферу современного школьного, среднего специального и вузовского учебно-воспитательного комплекса в настоящее время вышло на первый план педагогического процесса учебных заведений российских регионов. Об этом свидетельствует принятая в 2000 г. Правительством России и реализуемая в настоящее время «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Этот государственный документ устанавливает приоритет национальных духовных ценностей в государственной воспитательной политике, определяет основные направления ее развития.
На фоне внимания, которое уделяется вопросу нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи, существуют сдерживающие факторы решения проблемы, которые заключаются в недостаточной теоретической и методической разработанности темы по использованию идей народной педагогики и музыкальной этнопедагогики в воспитательном процессе.
Анализ состояния общественной жизни современной молодежи подтверждает мысль о необходимости возврата профессиональной педагогики к проблемам воспитания через различные современные инновационные концепции воспитательной работы, в том числе через традиции народной педагогики - носителя главных духовно-нравственных устоев человеческого сознания.
Идеи региональной концепции воспитания в нашем многонациональном обществе также нашли свое достойное отражение в общей структуре воспитательной работы. К ведущим направлениям воспитательной работы, основанной на традициях отечественного музыкального образования на основе переосмысления идеи народности в искусстве, можно отнести: трудовое воспитание; воспитание чувства коллективизма, дружбы, взаимовыручки; воспитание семейных отношений; воспитание чувства гражданственности, патриотизма, любви к Родине; формирование толерантного отношения ко всем народам и их культурным традициям; экологическое воспитание, любовь к родной природе.
Основная концепция учебно-воспитательной работы по материалам башкирского этномузыкального искусства наиболее полно, на наш взгляд, отражена в работах К. Ш. Ахиярова, который отмечает, что в нашей республике «интерес к народной башкирской песне, знание ее учащимися находятся на высоком уровне,... песенный фольклор... обладает большими педагогическими воспитательными возможностями. Это прекрасный материал для формирования исполнительской вокально-хоровой культуры, необходимое средство познания чувства прекрасного, воспитания патриотизма, любви к родной культуре и искусству, богатым музыкальным традициям и т.д.» [1, с.105].
Научные познания в любой области образования всегда несут в себе не только наукоемкие понятия, но и научные взгляды, внутри которых содержатся ценностные ориентиры на жизнь, связь времен, обобщения и выводы. В содержании обучения существует воспитательная направленность, создающая обучающимся психологически комфортные условия для постижения самой науки. Высококвалифицированный учитель, имеющий общую культуру, эрудицию, психолого-педагогические способности, всегда сумеет сделать акцент на нравственных, личностных вопросах, которые интересуют подростка не меньше, чем содержание самой изучаемой дисциплины. В Государственном образовательном стандарте общего образования по искусству наряду с основными целями и задачами образования обозначено основное направление по нравственно-эстетическому воспитанию на основе этнокультурных традиций в «воспитании музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству» [2, с. 134-135].
Л. В. Шамина в работе «Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира» определяет воспитательно-образовательные принципы, характерные как для профессиональной, так и для народной педагогики:
1. Наиболее полно и широко открывать путь к творческой деятельности для всякого дарования, для всяких способностей, независимо от их направленности и уровня природного дара. В этом понимании музыка должна иметь более глубокое и обширное значение, охватывающее не только гармонию тонов, но и всю поэзию высоких чувств, высокой художественной формы и творчества как служения всем музам.
2. Создавать условия для развития врожденных свойств характера и врожденных способностей детей к духотворчеству. Это означает исключение всяких шаблонов, ко всем одинаково применяемых, и, наоборот, включение нестандартных форм музицирования. Развивать в детях искусство мышления, ибо всякое творчество зарождается и начинается в мысли. Мысли о прекрасном порождают прекрасные желания, которые ведут к прекрасным действиям [2, с. 312].
В профессиональном музыкальном образовании учреждений начального и среднего профессионального образования изучаются основы народного музыкального творчества народов, проживающих в республике, но не выявлен и не реализован этнопе-дагогический потенциал народной и профессиональной музыки. Существуют проблемы воспитания эмоционально-ценностного отношения к народному музыкальному искусству студенческой молодежи, обогащение и наполнение содержанием этнопедагогической направленности учебнометодического материала.
При уточнении формулировки понятия «эмоционально-ценностное отношение» к произведениям фольклора и ссылаясь на мнения ученых по этому вопросу, мы выделяем эмоциональнооценочный и деятельностный компоненты рассматриваемого вопроса.
По определению Э. Б. Абдуллина, «накопление опыта эмоционально-ценностного отношения играет ведущую роль в содержании музыкального образования» [2, с. 68]. Восприятие народной музыки носит личностный характер и происходит в процессе «эстетического и музыкального переживания».
Развитие эмоционально-ценностного отношения к фольклору у учащихся учреждений среднего профессионального образования связано с развитием художественного вкуса, музыкального слухового опыта и «эстетического переживания». В объяснительных выводах по определению степени нравственной воспитанности респондентов можно оперировать такими понятиями из области психологии, как «эмоции», «чувства». В связи с этим, на наш взгляд, необходимо показать механизм влияния эмоций и чувств на развитие черт характера человека из категории нравственности (преданность, отзывчивость, товарищество и т.д.).
Известно, что категория чувства, свойственная только человеку, является «высшим продуктом культурно-эмоционального развития человека» [3, с. 117].
Эмоции и чувства возникают как реакция на взаимодействие с окружающим миром. Чувства классифицируются по видам: эстетические, моральные, интеллектуальные.
Эстетические чувства возникают в результате полученного наслаждения от явлений природы, искусства, в нашем случае - от произведений народного песенного творчества.
Интеллектуальные чувства связаны с познавательным процессом и появляются в результате умственной (интеллектуальной) деятельности. Постижение большого объема учебного материала по башкирскому музыкальному фольклору способствует развитию любознательности, желанию осмысливать новое, удивляться новому жизненному факту или явлению.
Моральные, или нравственные, чувства возникают как следствие проявления реакции на эстетические и интеллектуальные эмоции. В результате критического отношения к окружающей обстановке или поведению окружающих людей возникают моральные чувства долга, совести, преданности, любви, дружбы. Моральные чувства появляются с ростом личного жизненного опыта. Извлечение нравственных идей из образцов песенного фольклора, а также развитие эмоционально-ценностного отношения и чувств происходит в следующей последовательности: сначала - эстетические, которые подкрепляются интеллектуальными и затем перерастают в моральные. Воспитательный процесс нравственно-эстетического развития получает свое становление в результате эстетического восприятия и интеллектуальной познавательной учебной работы над фольклорным материалом.
Эстетические переживания человека удовлетворяют его духовные потребности, «из бессознательного эмоционального состояния превращаются в присущий данной личности способ объективации своих духовных и душевных устремлений» [2, с. 69]. Нравственно-эстетическое воспитание человека с помощью народного искусства или искусства вообще психологи объясняют свойством искусства как приемом воспитания. Философ-идеалист Б. Христиансен отмечает, что «ни один элемент в произведении искусства сам по себе не важен. Важна та эмоциональная реакция, которую он в нас пробуждает» [4, с. 195].
При внедрении учебно-воспитательного материала, основанного на идеях башкирской музыкальной этнопедагогики, развивается так называемый «регулятивный аспект морального развития» человека. Этой проблеме посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых-психологов (С. Г. Якобсон, Ж. Пиаже, А. Бласи, Л. Хендри и др.). Становление этих форм регуляции, как указывает С.Г. Якобсон, «есть тот психологический фактор, который обеспечивает соблюдение норм, т.е. реальное поведение в соответствии с требованиями морали» [5, с. 4]. С. Г. Якобсон называет данное явление «этическим развитием».
Моральное, этическое развитие человека, как указывают психологи, является одной из «важнейших сторон становления психики ребенка», но, к сожалению, наименее изученной областью психологии. Таким образом, мы делаем попытку обобщить психологический аспект проблемы, при котором некоторые положения этики, морали, воплощенные в башкирском песенном фольклоре, станут формой регуляции поведения человека. Как отмечает С. Г. Якобсон, в психологии существуют четыре сферы исследования морального развития человека: моральное поведение, под которым подразумевается «добровольное следование нормам морали»; морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям; когнитивная сфера -моральные знания, представления и суждения, при которой изучается и усваивается поведенческий аспект морального развития; моральные переживания - осознание чувства вины. Сфера третьего когнитивного подхода по усвоению морали через представления и суждения, реализуемого через башкирский музыкальный фольклор, в будущем поможет ученым-психологам значительно глубже исследовать механизм развития третьей сферы психологической модели морального развития человека, при которой становление данного когнитивного аспекта происходит, как указывает Ж. Пиаже, «от одной стадии к другой». С. Г. Якобсон пишет, что психологами «предпринимаются попытки установить корреляции между особенностями моральных суждений и реальным поведением». А. Бласи подчеркивает, что «психологический смысл подобных корреляций останется скрытым, пока не будет дан ответ на вопрос, как когнитивная функция влияет на исполнительскую, т.е. на поведение, а также пока не будет теоретически раскрыто отношение между общими моральными критериями, которыми руководствуется человек, и выбором им определенных альтернатив» [5, с. 7].
Таким образом, при осмыслении сущности процесса воспитания эмоционально-ценностного отношения к произведениям фольклора затрагиваются не только педагогический, но и психологический аспекты проблемы. Необходимо отметить, что накопление опыта эмоционально-ценностного отношения к фольклору играет заметную роль в реализации процесса нравственно-эстетического воспитания молодежи на основе этнокультурных традиций.
Главные аспекты развития процесса наполнения учебного материала содержанием этнопедагогическо-го свойства определены в: комплексном подходе к вопросу образования и воспитания; духовноэтической направленности изучения общегуманитарных и специальных дисциплин; использовании идей народной педагогики в учебно-образовательной деятельности; музыкальном фольклоре как источнике идей народной педагогики и этнопедагогики; комплексном использовании традиций профессиональной и народной педагогики в профильном обучении.
Народное искусство представляет собой не только эстетическую, но и образовательную область жизни - «художественную дидактику». Как справедливо отмечает Э. Б. Абдуллин, «интеграционные процессы в школе уже приводят к тому, что преподавание многих школьных предметов не обходится без искусства (т.е. обучение опирается не только на принципы общей дидактики, но и на принципы педагогики искусства), наблюдается тенденция осуществлять образование в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства» [2, с. 157].
В учебно-образовательной структуре учреждений общего и профессионального образования, в семейной педагогике, к сожалению, дидактические свойства народного искусства пока не получили должного применения. Наблюдается тенденция неприятия народного искусства молодежью, о чем свидетельствуют результаты социологического опроса. Анализ зрительского и слушательского восприятия народной музыки молодежью дает возможность поразмышлять о некоторых негативных явлениях, существующих в среде подростков 14-18 лет. Так, например, на вопрос о том, какое место среди музыкальных пристрастий занимает «народная музыка»: 67% - ответили отказом; 24 - любят слушать в современной, эстрадной аранжировке; 7 -любят слушать и исполнять вместе с родителями; 2% - слушают в трансформированном, авторском изложении (симфонии, оперы и т.д.). Менее суровыми критиками оказались учащиеся младших классов. Их ответы позволяют утвердиться в том, что в народной музыке существуют потенциальные возможности этнопедагогики.
В условиях многоступенчатого образования и с учетом недостаточной начальной подготовки, отсутствием домашнего дошкольного обучения азам народной песни будет весьма трудно привить любовь к народному искусству уже взрослых школьников, студентов. Здесь необходимо учитывать возрастные особенности, степень подготовленности и т.д. Так, например, в младшем школьном возрасте, вероятно, возможна пропаганда фольклора в чистом виде, и, наоборот, позднее первое знакомство с народным искусством будет более эффективным, если это будет трансформированный вариант народной музыки - опосредованный, т. е. воплощенный как бы сквозь призму композиторского мышления.
Первоочередной задачей идейно-нравственной активизации учебного процесса явилась разработка общей системы этновоспитания и этнообразования. Схема поэтапного приобщения обучающихся всех возрастов к башкирской народной музыке была представлена следующим образом:
1-2 классы - слушание и приобщение учащихся к произведениям башкирского народного искусства. Изучение элементарных понятий об особенностях народной музыки (на примере детских песен);
3-6 классы - упорядочение слухового опыта. Развитие фрагментарного, эпизодического восприятия башкирской народной музыки с выделением открыто героических образов (по тексту песен), активных кульминационных зон (по музыкальной драматургии);
7-9 классы - получение знаний по приобретению умений формировать основы оценочных критериев. Выделение в структуре народных песен и авторских сочинений башкирских композиторов отдельных композиционных элементов, средств музыкальной выразительности;
1-2 курсы - развитие и закрепление навыков целостного анализа народных произведений, выработка индивидуальной эстетической культуры восприятия, собственных оценочных взглядов на народное искусство вообще и на башкирское народное музыкальное искусство в частности.
Нынешний уровень духовного и эмоционального опыта молодежи, уровень ее эстетических вкусов и потребностей несколько занижен и требует от педагогов обоснованных и проверенных подходов в образовательном процессе. Необходимо выработать критерии этнопедагогической образованности, выделить круг духовно-нравственных понятий и ценностей, к которым должен стремиться человек, формировать культуру восприятия, учитывая психофизиологические особенности восприятия фольклорной музыки каждой возрастной группы учащихся. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи должно формироваться под воздействием чувств, которые вызывает та или иная народная песня, культуры восприятия народного искусства.
Нравственные цели, заложенные в народной песне, будут восприняты и прочувствованы настолько, насколько слушатель воспринимает саму жизнь, потому что этическое и эстетическое начало для слушателя неотделимо, и культура восприятия народного искусства формируется по принципу «жизнь-искусство-жизнь». Декларации истинных человеческих ценностей, нравственных понятий, даже самых полезных, но не воспринимаемых эмоционально, не находят отклика в умах и сердцах молодежи. Невозможно заставить подростка стремиться к нравственному идеалу, о котором поется в народной песне. А вот ответы на свои жизненные вопросы подросток может найти в народной песне, если будет иметь должную культуру восприятия. Молодому человеку, чтобы получить эмоциональный заряд от прослушивания народной музыки (с текстом или без), извлечь ответы на волнующие вопросы, должен помочь наставник - квалифицированный воспитатель-учитель. В научных трудах многих ученых, преподавателей нашей республики на первый план выдвигается проблема взаимоотношений учителя и ученика: оценивается степень педагогического и психологического воздействия в процессе учебной деятельности. «Богатое наследие устно-поэтического и музыкального творчества
башкирского народа, традиция откликаться кубаи-рами, баитами, песнями на исторически важные события, являются ярким показателем народных методов воспитания»,- пишет ученый Л. М. Каша-пова [6, с. 154]. Именно она в своей научной и практической деятельности сумела доказать «принцип значимости и доступности» башкирской музыки для всех учащихся, независимо от их национальной принадлежности, психолого-возрастных особенностей и места проживания» [6, с.156].
Школьный образовательный процесс в условиях многонациональной Республики Башкортостан в основном ведется на русском языке. Существуют и успешно функционируют национальные школы: башкирские, татарские, чувашские, марийские и другие, где учебный процесс ведется на родном языке.
Богатство музыкального наследия титульного этноса республики также должно стать достоянием каждого человека, проживающего на территории РБ. В результате внедрения башкирского национального компонента в образовательные программы учебных заведений учащиеся не только изучают музыкально-этнографический материал, но благодаря воздействию этической культуры учителя, его умению в процессе творческого взаимодействия привить и воспитать гуманистические черты характера учатся постигать идейно-нравственное начало из кладези народной музыки.
Педагогический процесс, основанный на фольклорном материале (сказки, былины, притчи, песни), является самым естественным, доступным и жизнеспособным. Народы бывшего СССР были воспитаны на лучших образцах русской народной культуры. В учебных программах школ и среднеспециальных учебных заведений в качестве основных предметов велись и ведутся: русская литература, русский язык, русское народное музыкальное творчество. В каждой из этих наук заложен глубокий потенциал русской народной мудрости, народной педагогики, и мы все - россияне - воспринимаем образ мысли, мышления, мировоззрения русского народа органично, как истинно родное и близкое. Но, как пишет академик Г. Н. Волков, «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих. Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последним» [7, с. 303].
Сохранившиеся традиции народной мудрости, этики, жизненных устоев в настоящее время убеждают нас относиться бережно к истокам национальных духовно-нравственных ценностей народной педагогики. Академик РАО Г. Н. Волков отмечает, что «через этнопедагогику лежит путь к глобальной педагогике, к общечеловеческим духовнонравственным ценностям, трансформирующим и суммирующим лучшие этнические сокровища народов. Поэтому особую актуальность приобретает этнопедагогизация целей, содержания и процесса современного воспитания» [8, с. 31].
Поскольку в настоящее время у нас в республике наблюдается положительная тенденция популяризации башкирского искусства, башкирская музыкальная этнопедагогика также приводится в соответствие со своим предназначением. Уже сам факт внедрения в учебный процесс дисциплин национального регионального компонента - «Башкирское народное музыкальное творчество», «История и культура Башкортостана», «Башкирская музыкальная литература» - указывает на дальнейшую позитивную перспективу решения вопроса нравственно-эстетического воспитания молодежи через башкирский музыкальный фольклор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа:
монография. Уфа: БГПУ, 2000. -328 с.
2. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. -336 с.
3. Психология и педагогика: учебное пособие / В. М. Николаенко, Г. М. Залесов, Т. В. Андрюшина. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. -175 с.
4. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -344 с.
5. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. -144 с.
6. Кашапова Л. М. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе: дисс. ... канд. пед. наук. Уфа: БГПУ, 1996. -179 с.
7. Волков Г. Н. Педагогика любви: избранные этнопедагоги-ческие сочинения. Ч. 2. М., 2002. -455 с.
8. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары: Фонд И. Я. Яковлева: Чебоксарский институт экономики и менеджмента. СПбГПУ, 2004. -488 с.
Поступила в редакцию 20.12.2007 г.