Научная статья на тему 'Поликультурное воспитание учащихся на основе национально-культурных традиций'

Поликультурное воспитание учащихся на основе национально-культурных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1604
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭТНОПЕДАГОГИКА / POLYCULTURAL EDUCATION / ETHNOEDUCATION / NATIONAL-CULTURAL IDENTIFICATION / ETHNOCULTURAL / MUSICAL ETHNOEDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамлеева Д. М., Мамлеева С. М., Файзрахманов Р. Р., Ягудина К. С.

Статья посвящена рассмотрению проблемы поликультурного воспитания учащихся на основе национально-культурных традиций. На основе историко-педагогического анализа системы воспитания учащихся рассматривается этнокультурный потенциал искусства народов Башкортостана, исследуется процесс поликультурного воспитания на основе идей музыкальной этнопедагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамлеева Д. М., Мамлеева С. М., Файзрахманов Р. Р., Ягудина К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCULTURAL EDUCATION OF PUPILS BY MEANS OF NATIONAL AND CULTURAL IDENTIFICATION

The article is devoted to such a topical issue as polycultural education of pupils by means of national and cultural identification. The historical and educational materials reveal significance of ethnocultural potential of Bashkir folk art and polycultural education.

Текст научной работы на тему «Поликультурное воспитание учащихся на основе национально-культурных традиций»

УДК 373.5.016:39

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

© Д. М. Мамлеева*, С. М. Мамлеева, Р. Р. Файзрахманов, К. С. Ягудина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.

Тел.: +7 (347) 272 77 07.

E-mail: svetatulja_@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению проблемы поликультурного воспитания учащихся на основе национально-культурных традиций. На основе историко-педагогического анализа системы воспитания учащихся рассматривается этнокультурный потенциал искусства народов Башкортостана, исследуется процесс поликультурного воспитания на основе идей музыкальной этнопедагогики.

Ключевые слова: поликультурное воспитание; национально-культурные традиции; эт-нокультура; этнопедагогика; музыкальная этнопедагогика.

В учебно-образовательных учреждениях процесс поликультурного воспитания учащихся не является приоритетным и рассматривается в рамках общего образования. Однако вопрос о поликуль-турном воспитании подрастающего поколения является весьма актуальным в педагогической среде как за рубежом, так и в Российской Федерации. Современное российское общество многонационально, и поэтому возникла необходимость воспитания у молодежи толерантности и уважения к другим народам и национальностям, к их историческим и культурным ценностям. Несмотря на то, что вопрос о поликультурном воспитании молодежи повсеместно реализуется не в полной мере, в образовательных учреждениях существует необходимость внедрять его элементы, отдельные аспекты. Поликультурное воспитание не может реализоваться в рамках одного предмета (дисциплины), безусловно, необходим разносторонний целостный подход к данной проблеме. В условиях многонациональной структуры населения, при общности идей гуманистической направленности в народной культуре каждого этноса существуют национальные особенности этнической педагогики. Наряду с тенденцией к национальной автономности по вопросам воспитания, обычаев, культуры, наблюдаются тенденции интеграции основных направлений эт-нопедагогических воззрений народов. Этому способствуют условия социально-экономической жизни людей одной страны, жизнедеятельность человека на основе общемировой культуры, науки, искусства.

Народная культура и искусство представляют собой не только эстетическую, но и такую образовательную область жизни, как «художественная дидактика». Как справедливо отмечает Э. Б. Абдуллин, «интеграционные процессы в школе уже приводят к тому, что преподавание многих школьных предметов не обходится без искусства (т.е. обучение опирается не только на принципы общей дидактики, но и на принципы педагогики искусства), наблюдается тенденция осуществлять образование в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства» [1, с. 157].

В настоящее время в учебно-образовательной структуре учреждений общего и профессионально-

го образования, в семейной педагогике, к сожалению, дидактические свойства народного искусства не только своей, но и другой национальности пока не получили должного применения в воспитательной работе. Наблюдается тенденция неприятия народного искусства и культуры молодежью, о чем свидетельствуют результаты социологического опроса. К сожалению, в наше непростое время молодежь оказалась в сложных социально-культурных условиях: изменились художественные

вкусы, пристрастия, произошла переоценка культурных ценностей. Член-корреспондент РАО К. Ш. Ахияров указывает на то, что у молодежи «связь с родителями, семьей, родом, народной культурой трансформируется, что наносит непоправимый урон не только нравственному, патриотическому и интернациональному становлению подрастающего поколения, но и, прежде всего, их здоровью» [2, с. 107].

Сохранившиеся традиции поликультурного воспитания, идей народной мудрости, этики, жизненных устоев в нашей стране убеждают нас относиться бережно к истокам народных нравственных ценностей, к истокам этнопедагогики.

Г. Н. Волков отмечает, что в «условиях полиэтнического общества этнопедагогические идеи являются решающими, быть может, даже определяющими судьбы народов. Именно через этнопеда-гогику лежит путь к глобальной педагогике, к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, трансформирующим и суммирующим лучшие этнические сокровища народов» [3].

Народная культура русского народа для всех россиян является близкой и понятной, потому что русская культура и русский язык воспитывает нас с детства. «Русская национальная школа ни в коей мере не ущемляет права детей другой национальности, она чужда как шовинизма, так и национализма. Она национальна не только по языку общения, по культуре и по содержанию образования, но и по целям сохранения и трансляции своей культуры, воспроизводству предельного типа личности» [4, с. 124-125].

Прогрессивные идеи русской культуры и эт-нопедагогики легли в основу замечательных русских сказок, пословиц, былин. В русском народном

* автор, ответственный за переписку

1430

ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

творчестве широко используются метафоры, сравнения, символика образов или отдельных предметов. Так, например, «солнце светит» - символ радости и счастья; «солнце за тучами» - символ беды, горя, тревоги. «Яблоня в цвету» - символ молодости; «яблоня сломана» - символ горя. Психологические параллелизмы в русском фольклоре - основной художественный прием, который учит ребенка быть умным, догадливым и творческим.

У каждого народа нашей республики и России в целом существуют свои понятия и особенности передачи дидактических канонов нравственности. Народное творчество дает меткое определение всем негативным и позитивным проявлениям характера человека. И в связи с этим педагогические возможности народного искусства, - будь то сказки или пословицы, песни или мифы - многообразны и имеют свое поликультурное предназначение.

Так, например, в чувашской культуре прослав -ляются лучшие национальные качества характера и поведения чувашей: «терпимость, отсутствие агрессивности, эгоизма, деспотизма, постоянной подозрительности и т.д.».

Воспитательные традиции белорусского народа, воплощенные в образцах народного поэтического и музыкального творчества «Каравайны», «Загукання вясны», «Вала-чобны», являются примером народной педагогической мудрости, достойной подражания всем народам России. В иносказательной форме главных персонажей - зверей, птиц -аллегорически отражены взаимоотношения между людьми, раскрываются понятия гуманистической направленности о добре, правде, справедливости.

Татарская этнокультура имеет ярко выраженный гуманистический характер. Этнопедагогиче-ские идеи отражены в первых образцах тюркотатарских литературных сочинений времен средневековья - в поэме «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласа-гуни, в сборнике стихотворений «Хикметы» Ахмеда Йасави, других, в которых прослеживаются идеи братства, стойкости духа, гуманизма. Татарский фольклор прославляет качества характера: честность, трудолюбие, ум, доброту. В татарской сказке «Ум и счастье» подчеркивается мысль о том, что не будет человеку счастья, если нет ума.

Ярким примером мордовского фольклора является народное повествование «Загадка», в которой человек сравнивается с травой. «Без корней трава не цветет на родимой землице». Башкирский эпос «Урал-батыр» повествует о богатыре Урале - честном, справедливом, физически сильном и добром.

Духовное воспитание украинской молодежи происходит под влиянием народных песенных сказаний «Зажурилась Украина», «Плач невольников» и других.

Примерами удмуртских народных лирических песен о любви, природе, размышлении о жизни (малпаськон) и связи с древними верованиями являются песни «Лымы тодьы», «Поръялоз, поръя-лоз».

Становление и развитие этнокультуры всегда рассматривается в контексте идей воспитания со-

вершенной человеческой личности. Как указывает Г. Н. Волков, «формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания» [3, с. 47].

Таким образом, поликультурное воспитание, позволяет взглянуть глубже не только на свою национальную культуру, но и на аспекты общечеловеческой культуры с канонами нравственности и морали по вопросам религии и толерантности, неприятием межэтнических конфликтов, предрассудков, национализма. Поликультурность человека должна быть воспитана с юного возраста.

Для достижения цели поликультурного воспитания необходимо следующее:

- определить сущность поликультурного воспитания учащихся;

- изучить вопрос по современному положению, тенденции развития поликультурного воспитания как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Раскрывая словарное обозначение определений поликультура - как множество культур и поли-культурное образование - как получение образования в рамках многообразного множества культур, безусловно, следует определить сущность содержания слова «поликультура» через ряд ее составляющих. По определению многих научных исследователей, значение «поликультура» вмещает в себя идею глобализации образования личности в саморазвитии, самообразовании, самореализации, самоактуализации (А. И. Арнольдов, Е. В. Бонда-ревская, А. С. Гаязов, Ф. Н. Зиатдинова, З. Г. Ниг-матов, Г. С. Трофимова, Ф. Г. Ялалов) [5-11].

Вопрос организации поликультурного воспитания в настоящее время решается в рамках изучения гуманитарных дисциплин. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет проявлять повышенный интерес обучающихся к углубленному изучению предмета этнопе-дагогики. По мнению З. Г. Нигматова, «в настоящее время, задачами воспитательного процесса в образовательных учреждениях могут стать следующие: 1) формирование знаний о мировой культуре, об общих, единых корнях различных культур, о национальной культуре как о своеобразном преодолении общих закономерностей; 2) воспитание у учащихся понимания и уважения инонациональных культур, нравственной установки, базирующейся на признании приоритета общечеловеческих ценностей» [9, с. 10].

Поликультурная педагогика имеет свою историю. В трудах выдающихся педагогов, психологов, философов прошлого и настоящего - Я. Л. Коменс-кого, Л. С. Выготского, А. Н. Утехиной, А. Н. Джу-ринского, В. В. Макаева, З. А. Мальковой, Л. Л. Су-пруновой, Ф. Н. Зиатдиновой, Г. С. Трофимовой, Э. Р. Хакимова [12-16; 8; 10; 17] и других высказываются идеи о взаимосвязи национального и общечеловеческого в культуре, дидактике, общественной жизни. Российская поликультурная педагогика получила свое становление в 90-е гг. XX столетия. Впервые идея о необходимости реализации поли-культурного воспитания молодежи возникла после

Второй мировой войны в Декларациях прав человека ЮНЕСКО и ООН, где приветствовалось совершенствование системы образования и воспитания, улучшение условий жизни общества, борьбы с тоталитаризмом, в развитии культурных ценностей народов.

В настоящее время в сфере образования в России все больше внимания уделяется поликуль-турному воспитанию учащейся молодежи. Преподаватели гуманитарных дисциплин в рамках своих предметов выделяют духовный и гражданский аспекты. Можно полагать, что обращение к проблеме поликультурного образования будет способствовать воспитанию нравственного человека, толерантного к национальной культуре других народов. Одним из важнейших направлений развития поликультурного воспитания может стать внедрение программ дополнительно образования, у которых имеются более широкие возможности внедрения основ поликультурного образования и воспитания. В рамках школьной программы по таким предметам, как иностранный язык, обществоведение, география, русская литература, история, есть-возможность приобщения учащихся к идеям поли-культурного воспитания. В учреждениях среднего профессионального образования культуры и искусства дисциплины культурологической и филологической направленности, узкоспециальные предметы «История культуры Башкортостана», «Башкирская музыкальная культура и народное творчество» программа поликультурного образования и воспитания может реализоваться. Формы и методы преподавания при классно-урочной системе могут быть в виде лекций, бесед, внеклассных мероприятий в рамках непрерывного воспитания и образования.

Изучение проблемы поликультурного воспитания в сфере современного школьного, среднего специального и вузовского учебно-воспитательного комплекса в настоящее время подкреплено законодательным документом: «Национальная

доктрина образования в Российской Федерации», где установлен приоритет национальных духовных ценностей в государственной воспитательной политике, определяющей основные направления ее развития.

Таким образом, идеи региональной концепции поликультурного воспитания в нашем многонациональном обществе нашли свое достойное отражение в общей структуре учебно-воспитательной работы. К ведущим направлениям воспитательной работы, основанной на традициях отечественного образования на основе переосмысления идеи поликультурности в искусстве, можно отнести следующие: трудовое воспитание; воспитание чувства коллективизма, дружбы, взаимовыручки; воспитание семейных отношений; воспитание чувства гражданственности, патриотизма, любви к Родине;

формирование толерантного отношения ко всем народам и их культурным традициям; экологическое воспитание, любовь к родной природе. Россия - многонациональное государство, и, при общности единой государственной структуры вопрос интернационализма, уважения и терпимости к культуре и обычаям разных этносов существует. В этих условиях особую актуальность для отечественной педагогики приобретает изучение и творческое использование позитивного мирового и регионального опыта поликультурного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

11. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 336 с.

12. Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа: Уфа: БГПУ, 2000. 328 с.

13. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары: Фонд И. Я. Яковлева: Чебоксарский институт экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2004. 488 с.

14. Петрова Т. Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М.: Прометей. МПГУ, 2000. 91 с.

15. Арнольдов А. И. Наука постижения культуры. Народное образование. 1998. №5. С. 184-203.

16. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов н/Д: РГПИ, 1993. С. 32.

17. Гаязов А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003. 256 с.

18. Зиатдинова Ф. Н., Актуализация поликультурного образования в современной школе: учеб.пособие. Уфа: Вагант, 2010. 124 с.

19. Нигматов З. Г. Гуманистические основы педагогики: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004. 400 с.

20. Трофимова Г. С. Компетентностный подход к проблеме межэтнического воспитания учащихся // Образование и межнациональные отношения: пути подготовки специалистов: Мат-лы Межрегиональной научно-практической конференции 17-18 октября 2008 г. / Под ред.

Э. Р. Хакимова / ГОУ ВПО «УдГУ». Ижевск, 2008. 219 с.

21. Ялало Ф. Г. Национальное гимназическое образование: история, теория, практика / М.: изд-во ГИЦ ВЛАДОС, 2000. 217 с.

22. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский,

Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1989. 411 с.

23. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред.

М. Г. Ярошевского. М: Педагогика, 1987. 344 с.

24. Утехина А. Н. Теоретические основания межкультурного

образования учащейся молодежи в полиэтническом регионе // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика: Мат-лы Международной научно-

практической конференции 14-16 ноября 2007 г. / Под ред. А. А. Баранова, Э. Р. Хакимова, Я. С. Сунцовой / ГОУ ВПО «УдГУ». Ижевск, 2007. 468 с.

25. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 1998. 176 с.

26. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4. С. 3.

27. Хакимов Э. Р. Парадигма поликультурного образования: проблемы реализации в российской федерации // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика: Мат-лы Международной научно-практической конференции 14-16 ноября 2007 г. / Под ред. А. А. Баранова, Э. Р. Хакимова, Я. С. Сунцовой / ГОУ ВПО «УдГУ». Ижевск, 2007. 468 с.

Поступила в редакцию 21.11.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.