УДК 373.5.016:39
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
© Д. М. Мамлеева*, С. М. Мамлеева, Р. Р. Файзрахманов, К. С. Ягудина
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.
Тел.: +7 (347) 272 77 07.
E-mail: svetatulja_@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению проблемы поликультурного воспитания учащихся на основе национально-культурных традиций. На основе историко-педагогического анализа системы воспитания учащихся рассматривается этнокультурный потенциал искусства народов Башкортостана, исследуется процесс поликультурного воспитания на основе идей музыкальной этнопедагогики.
Ключевые слова: поликультурное воспитание; национально-культурные традиции; эт-нокультура; этнопедагогика; музыкальная этнопедагогика.
В учебно-образовательных учреждениях процесс поликультурного воспитания учащихся не является приоритетным и рассматривается в рамках общего образования. Однако вопрос о поликуль-турном воспитании подрастающего поколения является весьма актуальным в педагогической среде как за рубежом, так и в Российской Федерации. Современное российское общество многонационально, и поэтому возникла необходимость воспитания у молодежи толерантности и уважения к другим народам и национальностям, к их историческим и культурным ценностям. Несмотря на то, что вопрос о поликультурном воспитании молодежи повсеместно реализуется не в полной мере, в образовательных учреждениях существует необходимость внедрять его элементы, отдельные аспекты. Поликультурное воспитание не может реализоваться в рамках одного предмета (дисциплины), безусловно, необходим разносторонний целостный подход к данной проблеме. В условиях многонациональной структуры населения, при общности идей гуманистической направленности в народной культуре каждого этноса существуют национальные особенности этнической педагогики. Наряду с тенденцией к национальной автономности по вопросам воспитания, обычаев, культуры, наблюдаются тенденции интеграции основных направлений эт-нопедагогических воззрений народов. Этому способствуют условия социально-экономической жизни людей одной страны, жизнедеятельность человека на основе общемировой культуры, науки, искусства.
Народная культура и искусство представляют собой не только эстетическую, но и такую образовательную область жизни, как «художественная дидактика». Как справедливо отмечает Э. Б. Абдуллин, «интеграционные процессы в школе уже приводят к тому, что преподавание многих школьных предметов не обходится без искусства (т.е. обучение опирается не только на принципы общей дидактики, но и на принципы педагогики искусства), наблюдается тенденция осуществлять образование в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства» [1, с. 157].
В настоящее время в учебно-образовательной структуре учреждений общего и профессионально-
го образования, в семейной педагогике, к сожалению, дидактические свойства народного искусства не только своей, но и другой национальности пока не получили должного применения в воспитательной работе. Наблюдается тенденция неприятия народного искусства и культуры молодежью, о чем свидетельствуют результаты социологического опроса. К сожалению, в наше непростое время молодежь оказалась в сложных социально-культурных условиях: изменились художественные
вкусы, пристрастия, произошла переоценка культурных ценностей. Член-корреспондент РАО К. Ш. Ахияров указывает на то, что у молодежи «связь с родителями, семьей, родом, народной культурой трансформируется, что наносит непоправимый урон не только нравственному, патриотическому и интернациональному становлению подрастающего поколения, но и, прежде всего, их здоровью» [2, с. 107].
Сохранившиеся традиции поликультурного воспитания, идей народной мудрости, этики, жизненных устоев в нашей стране убеждают нас относиться бережно к истокам народных нравственных ценностей, к истокам этнопедагогики.
Г. Н. Волков отмечает, что в «условиях полиэтнического общества этнопедагогические идеи являются решающими, быть может, даже определяющими судьбы народов. Именно через этнопеда-гогику лежит путь к глобальной педагогике, к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, трансформирующим и суммирующим лучшие этнические сокровища народов» [3].
Народная культура русского народа для всех россиян является близкой и понятной, потому что русская культура и русский язык воспитывает нас с детства. «Русская национальная школа ни в коей мере не ущемляет права детей другой национальности, она чужда как шовинизма, так и национализма. Она национальна не только по языку общения, по культуре и по содержанию образования, но и по целям сохранения и трансляции своей культуры, воспроизводству предельного типа личности» [4, с. 124-125].
Прогрессивные идеи русской культуры и эт-нопедагогики легли в основу замечательных русских сказок, пословиц, былин. В русском народном
* автор, ответственный за переписку
1430
ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
творчестве широко используются метафоры, сравнения, символика образов или отдельных предметов. Так, например, «солнце светит» - символ радости и счастья; «солнце за тучами» - символ беды, горя, тревоги. «Яблоня в цвету» - символ молодости; «яблоня сломана» - символ горя. Психологические параллелизмы в русском фольклоре - основной художественный прием, который учит ребенка быть умным, догадливым и творческим.
У каждого народа нашей республики и России в целом существуют свои понятия и особенности передачи дидактических канонов нравственности. Народное творчество дает меткое определение всем негативным и позитивным проявлениям характера человека. И в связи с этим педагогические возможности народного искусства, - будь то сказки или пословицы, песни или мифы - многообразны и имеют свое поликультурное предназначение.
Так, например, в чувашской культуре прослав -ляются лучшие национальные качества характера и поведения чувашей: «терпимость, отсутствие агрессивности, эгоизма, деспотизма, постоянной подозрительности и т.д.».
Воспитательные традиции белорусского народа, воплощенные в образцах народного поэтического и музыкального творчества «Каравайны», «Загукання вясны», «Вала-чобны», являются примером народной педагогической мудрости, достойной подражания всем народам России. В иносказательной форме главных персонажей - зверей, птиц -аллегорически отражены взаимоотношения между людьми, раскрываются понятия гуманистической направленности о добре, правде, справедливости.
Татарская этнокультура имеет ярко выраженный гуманистический характер. Этнопедагогиче-ские идеи отражены в первых образцах тюркотатарских литературных сочинений времен средневековья - в поэме «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласа-гуни, в сборнике стихотворений «Хикметы» Ахмеда Йасави, других, в которых прослеживаются идеи братства, стойкости духа, гуманизма. Татарский фольклор прославляет качества характера: честность, трудолюбие, ум, доброту. В татарской сказке «Ум и счастье» подчеркивается мысль о том, что не будет человеку счастья, если нет ума.
Ярким примером мордовского фольклора является народное повествование «Загадка», в которой человек сравнивается с травой. «Без корней трава не цветет на родимой землице». Башкирский эпос «Урал-батыр» повествует о богатыре Урале - честном, справедливом, физически сильном и добром.
Духовное воспитание украинской молодежи происходит под влиянием народных песенных сказаний «Зажурилась Украина», «Плач невольников» и других.
Примерами удмуртских народных лирических песен о любви, природе, размышлении о жизни (малпаськон) и связи с древними верованиями являются песни «Лымы тодьы», «Поръялоз, поръя-лоз».
Становление и развитие этнокультуры всегда рассматривается в контексте идей воспитания со-
вершенной человеческой личности. Как указывает Г. Н. Волков, «формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания» [3, с. 47].
Таким образом, поликультурное воспитание, позволяет взглянуть глубже не только на свою национальную культуру, но и на аспекты общечеловеческой культуры с канонами нравственности и морали по вопросам религии и толерантности, неприятием межэтнических конфликтов, предрассудков, национализма. Поликультурность человека должна быть воспитана с юного возраста.
Для достижения цели поликультурного воспитания необходимо следующее:
- определить сущность поликультурного воспитания учащихся;
- изучить вопрос по современному положению, тенденции развития поликультурного воспитания как за рубежом, так и в Российской Федерации.
Раскрывая словарное обозначение определений поликультура - как множество культур и поли-культурное образование - как получение образования в рамках многообразного множества культур, безусловно, следует определить сущность содержания слова «поликультура» через ряд ее составляющих. По определению многих научных исследователей, значение «поликультура» вмещает в себя идею глобализации образования личности в саморазвитии, самообразовании, самореализации, самоактуализации (А. И. Арнольдов, Е. В. Бонда-ревская, А. С. Гаязов, Ф. Н. Зиатдинова, З. Г. Ниг-матов, Г. С. Трофимова, Ф. Г. Ялалов) [5-11].
Вопрос организации поликультурного воспитания в настоящее время решается в рамках изучения гуманитарных дисциплин. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет проявлять повышенный интерес обучающихся к углубленному изучению предмета этнопе-дагогики. По мнению З. Г. Нигматова, «в настоящее время, задачами воспитательного процесса в образовательных учреждениях могут стать следующие: 1) формирование знаний о мировой культуре, об общих, единых корнях различных культур, о национальной культуре как о своеобразном преодолении общих закономерностей; 2) воспитание у учащихся понимания и уважения инонациональных культур, нравственной установки, базирующейся на признании приоритета общечеловеческих ценностей» [9, с. 10].
Поликультурная педагогика имеет свою историю. В трудах выдающихся педагогов, психологов, философов прошлого и настоящего - Я. Л. Коменс-кого, Л. С. Выготского, А. Н. Утехиной, А. Н. Джу-ринского, В. В. Макаева, З. А. Мальковой, Л. Л. Су-пруновой, Ф. Н. Зиатдиновой, Г. С. Трофимовой, Э. Р. Хакимова [12-16; 8; 10; 17] и других высказываются идеи о взаимосвязи национального и общечеловеческого в культуре, дидактике, общественной жизни. Российская поликультурная педагогика получила свое становление в 90-е гг. XX столетия. Впервые идея о необходимости реализации поли-культурного воспитания молодежи возникла после
Второй мировой войны в Декларациях прав человека ЮНЕСКО и ООН, где приветствовалось совершенствование системы образования и воспитания, улучшение условий жизни общества, борьбы с тоталитаризмом, в развитии культурных ценностей народов.
В настоящее время в сфере образования в России все больше внимания уделяется поликуль-турному воспитанию учащейся молодежи. Преподаватели гуманитарных дисциплин в рамках своих предметов выделяют духовный и гражданский аспекты. Можно полагать, что обращение к проблеме поликультурного образования будет способствовать воспитанию нравственного человека, толерантного к национальной культуре других народов. Одним из важнейших направлений развития поликультурного воспитания может стать внедрение программ дополнительно образования, у которых имеются более широкие возможности внедрения основ поликультурного образования и воспитания. В рамках школьной программы по таким предметам, как иностранный язык, обществоведение, география, русская литература, история, есть-возможность приобщения учащихся к идеям поли-культурного воспитания. В учреждениях среднего профессионального образования культуры и искусства дисциплины культурологической и филологической направленности, узкоспециальные предметы «История культуры Башкортостана», «Башкирская музыкальная культура и народное творчество» программа поликультурного образования и воспитания может реализоваться. Формы и методы преподавания при классно-урочной системе могут быть в виде лекций, бесед, внеклассных мероприятий в рамках непрерывного воспитания и образования.
Изучение проблемы поликультурного воспитания в сфере современного школьного, среднего специального и вузовского учебно-воспитательного комплекса в настоящее время подкреплено законодательным документом: «Национальная
доктрина образования в Российской Федерации», где установлен приоритет национальных духовных ценностей в государственной воспитательной политике, определяющей основные направления ее развития.
Таким образом, идеи региональной концепции поликультурного воспитания в нашем многонациональном обществе нашли свое достойное отражение в общей структуре учебно-воспитательной работы. К ведущим направлениям воспитательной работы, основанной на традициях отечественного образования на основе переосмысления идеи поликультурности в искусстве, можно отнести следующие: трудовое воспитание; воспитание чувства коллективизма, дружбы, взаимовыручки; воспитание семейных отношений; воспитание чувства гражданственности, патриотизма, любви к Родине;
формирование толерантного отношения ко всем народам и их культурным традициям; экологическое воспитание, любовь к родной природе. Россия - многонациональное государство, и, при общности единой государственной структуры вопрос интернационализма, уважения и терпимости к культуре и обычаям разных этносов существует. В этих условиях особую актуальность для отечественной педагогики приобретает изучение и творческое использование позитивного мирового и регионального опыта поликультурного воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
11. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 336 с.
12. Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа: Уфа: БГПУ, 2000. 328 с.
13. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары: Фонд И. Я. Яковлева: Чебоксарский институт экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2004. 488 с.
14. Петрова Т. Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М.: Прометей. МПГУ, 2000. 91 с.
15. Арнольдов А. И. Наука постижения культуры. Народное образование. 1998. №5. С. 184-203.
16. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов н/Д: РГПИ, 1993. С. 32.
17. Гаязов А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003. 256 с.
18. Зиатдинова Ф. Н., Актуализация поликультурного образования в современной школе: учеб.пособие. Уфа: Вагант, 2010. 124 с.
19. Нигматов З. Г. Гуманистические основы педагогики: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004. 400 с.
20. Трофимова Г. С. Компетентностный подход к проблеме межэтнического воспитания учащихся // Образование и межнациональные отношения: пути подготовки специалистов: Мат-лы Межрегиональной научно-практической конференции 17-18 октября 2008 г. / Под ред.
Э. Р. Хакимова / ГОУ ВПО «УдГУ». Ижевск, 2008. 219 с.
21. Ялало Ф. Г. Национальное гимназическое образование: история, теория, практика / М.: изд-во ГИЦ ВЛАДОС, 2000. 217 с.
22. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский,
Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1989. 411 с.
23. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред.
М. Г. Ярошевского. М: Педагогика, 1987. 344 с.
24. Утехина А. Н. Теоретические основания межкультурного
образования учащейся молодежи в полиэтническом регионе // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика: Мат-лы Международной научно-
практической конференции 14-16 ноября 2007 г. / Под ред. А. А. Баранова, Э. Р. Хакимова, Я. С. Сунцовой / ГОУ ВПО «УдГУ». Ижевск, 2007. 468 с.
25. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 1998. 176 с.
26. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4. С. 3.
27. Хакимов Э. Р. Парадигма поликультурного образования: проблемы реализации в российской федерации // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика: Мат-лы Международной научно-практической конференции 14-16 ноября 2007 г. / Под ред. А. А. Баранова, Э. Р. Хакимова, Я. С. Сунцовой / ГОУ ВПО «УдГУ». Ижевск, 2007. 468 с.
Поступила в редакцию 21.11.2011 г.