Научная статья на тему 'Реализация поликультурного компонента в планировании содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся'

Реализация поликультурного компонента в планировании содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР И НАРОДОВ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MULTICULTURAL EDUCATION / POLYETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MULTICULTURAL COMPONENT / MULTINATIONAL CLASSES / DIVERSITY OF CULTURES AND PEOPLES / DIALOGUE OF CULTURES / NATIONAL ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Елена Александровна, Нуждин Анатолий Вячеславович

Проблемы поликультурного образования приобретают особую актуальность в полиэтническом, многоязычном и поликонфессиональном Поволжском регионе. Поликультурное образование способствует приобщению обучающихся к этнической, общенациональной (российской) и мировой культуре в целях их духовного обогащения, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. Изучение материальной культуры и духовных ценностей, исторических судеб народов, их обычаев, языков и традиций помогает формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. К сожалению, на практике большинство учителей современных школ не готовы к эффективной деятельности в поликультурной и полиэтнической среде. Такая ситуация складывается из-за фрагментарности работы по поликультурному воспитанию, слабой профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в многонациональных классах, весьма отдаленного представления педагога о моделях и технологиях поликультурного образования. В большинстве русскоязычных школ Российской Федерации ведущей является русская культура. При изучении языков, литературы, истории обучающихся знакомят с культурой русского народа, общероссийской и мировой культурой, обращая внимание на их общие и особенные черты. Поликультурное содержание обычно отсутствует, в то время как поликультурность должна пронизывать все школьные предметы и прежде всего дисциплины гуманитарного и эстетического циклов, которые должны приобщать учащихся к особенностям культуры различных этнических групп. В данной статье предпринята попытка рассмотрения интеграции поликультурного компонента в различные школьные дисциплины и внеурочную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Елена Александровна, Нуждин Анатолий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the multicultural component in planning the content of curricular and extracurricular activities for students

The problems of multicultural education are of particular relevance in the multi-ethnic, multi-lingual and multi-confessional Volga region. Cultural education contributes to students’ awareness of ethnic, national (Russian) and world culture for the purpose of spiritual enrichment, the formation of readiness and ability to live in a multicultural multi-ethnic environment. Studying material culture and spiritual values, common historical destinies of peoples, their customs, languages and traditions helps to form in students a sense of belonging to the common cultural and historical space, respect for cultural achievements and the best traditions of their own and other peoples. Unfortunately, in practice, the majority of teachers in modern schools are not ready to work effectively in a multicultural and multi-ethnic environment. This situation has arisen because of the non-regular work on multicultural education, being unable to teach in a multicultural classroom, vague ideas about the models and techniques of multicultural education. In most Russian-speaking schools in Russia Russian culture is focused on. There are usually no multicultural items in the curriculum. In the courses of languages, literature, history students study the culture of Russian people, the national and world culture, paying attention to their common and special features. At the same time, multiculturalism should penetrate all school subjects and, first of all, humanities and aesthetic courses, which should introduce the peculiarities of the culture of different ethnic groups. This article considers the integration of multicultural component in various school courses and extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Реализация поликультурного компонента в планировании содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся»

УДК 37.01

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ПЛАНИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

THE IMPLEMENTATION OF THE MULTICULTURAL COMPONENT IN PLANNING THE CONTENT OF CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR

ACTIVITIES FOR STUDENTS

© 2019

Е.А. Зайцева, А.В. Нуждин E.A. Zaitseva, A.V. Nuzhdin

Проблемы поликультурного образования приобретают особую актуальность в полиэтническом, многоязычном и поликонфессиональном Поволжском регионе. Поликультурное образование способствует приобщению обучающихся к этнической, общенациональной (российской) и мировой культуре в целях их духовного обогащения, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. Изучение материальной культуры и духовных ценностей, исторических судеб народов, их обычаев, языков и традиций помогает формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. К сожалению, на практике большинство учителей современных школ не готовы к эффективной деятельности в поликультурной и полиэтнической среде. Такая ситуация складывается из-за фрагментарности работы по поликультурному воспитанию, слабой профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в многонациональных классах, весьма отдаленного представления педагога о моделях и технологиях поликультурного образования. В большинстве русскоязычных школ Российской Федерации ведущей является русская культура. При изучении языков, литературы, истории обучающихся знакомят с культурой русского народа, общероссийской и мировой культурой, обращая внимание на их общие и особенные черты. Поликультурное содержание обычно отсутствует, в то время как поликультурность должна пронизывать все школьные предметы и прежде всего дисциплины гуманитарного и эстетического циклов, которые должны приобщать учащихся к особенностям культуры различных этнических групп. В данной статье предпринята попытка рассмотрения интеграции поликультурного компонента в различные школьные дисциплины и внеурочную деятельность.

Ключевые слова: поликультурное образование; полиэтническая образовательная среда; поликультурный компонент; многонациональные классы; многообразие культур и народов; диалог культур; национальное искусство.

The problems of multicultural education are of particular relevance in the multi-ethnic, multi-lingual and multi-confessional Volga region. Cultural education contributes to students' awareness of ethnic, national (Russian) and world culture for the purpose of spiritual enrichment, the formation of readiness and ability to live in a multicultural multiethnic environment. Studying material culture and spiritual values, common historical destinies of peoples, their customs, languages and traditions helps to form in students a sense of belonging to the common cultural and historical space, respect for cultural achievements and the best traditions of their own and other peoples. Unfortunately, in practice, the majority of teachers in modern schools are not ready to work effectively in a multicultural and multi-ethnic environment. This situation has arisen because of the non-regular work on multicultural education, being unable to teach in a multicultural classroom, vague ideas about the models and techniques of multicultural education. In most Russian-speaking schools in Russia Russian culture is focused on. There are usually no multicultural items in the curriculum. In the courses of languages, literature, history students study the culture of Russian people, the national and world culture, paying attention to their common and special features. At the same time, multiculturalism should penetrate all school subjects and, first of all, humanities and aesthetic courses, which should introduce the peculiarities of the culture of different ethnic groups. This article considers the integration of multicultural component in various school courses and extracurricular activities.

Keywords: multicultural education; polyethnic educational environment; multicultural component; multinational classes; diversity of cultures and peoples; dialogue of cultures; national art.

На территории Российской Федера- 121 национальности и 14 этнических под-

ции проживают представители 193 народов, групп. Наиболее многочисленные нацио-

материальная и духовная культура которых нальности Самарского региона - русские,

обладает своими особенностями [1]. В Са- украинцы, белорусы, казахи, башкиры, ма-марской области проживают представители

рийцы, мордва, татары, чуваши, евреи, немцы [2, с. 13].

Многие ученые, писатели, политические и общественные деятели, религиозные лидеры нашей страны единодушны во мнении, что современная Россия переживает глубокий социально- и духовно-нравственный кризис, жертвой которого в первую очередь является молодежь. Выход из этого кризиса многие видят в приобщении детей и молодежи к культурным традициям, к мировым и отечественным духовно-нравственным ценностям.

В «Концепции поликультурного образования в общеобразовательной школе в современной России» [3] и «Концепции поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации» [4] поликультурное образование определяется как приобщение подрастающих поколений к этнической, общенациональной (российской) и мировой культуре в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде [5].

К задачам поликультурного образования относятся: 1) глубокое и всестороннее освоение учащимися культуры своего собственного народа (как условие интеграции в другие культуры); 2) формирование у учащихся представления о многообразии культур в России и мире, воспитание позитивного отношения к культурным различиям; 3) развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Критерии, которым должно отвечать поликультурное образование: 1) отражение в учебном материале гуманистических идей; 2) характеристика уникальных самобытных черт культуры народов России и мира; 3) раскрытие в культурах российских народов общих элементов и традиций, позволяющих жить в мире и согласии; 4) приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимо-

зависимости стран и народов в современных условиях [6, с. 32-33].

Образованию сегодня отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества; в утверждении «многообразия культур и народов»; в утверждении «межэтнического мира и согласия» [7, с. 8].

Федеральные государственные образовательные стандарты направлены на обеспечение «сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [8].

В основе стандартов лежит «систем-но-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» [8].

Изучение материальной культуры и духовных ценностей, исторических судеб народов, их обычаев, языков и традиций помогает формировать у обучающихся чувство сопричастности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов.

К сожалению, на практике большинство учителей современных школ не готовы к эффективной деятельности в поликультурной и полиэтнической среде. Такая ситуация складывается из-за фрагментарности работы по поликультурному воспитанию, слабой профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в многонациональных классах, весьма отдаленного представления педагога о моделях и технологиях поликультурного образования.

Как показывают данные мониторин-гов, только 20% из числа опрошенных российских учителей оказались в состоянии представить этническую характеристику классов. Лишь 36% учителей прибегают на занятиях к примерам, характеризующим национальные и этнокультурные особенности региона; 27% не дают внятного определения понятия «многокультурность»; 45% не называют специфические технологии поликультурной поддержки учащихся; около 50% не владеют методиками диалогического межкультурного образования [9].

В большинстве русскоязычных школ Российской Федерации в учебных программах поликультурное содержание обычно не представлено. При изучении языков, истории и других предметов обучающихся знакомят с культурой русского народа, общероссийской и мировой культурой, обращая внимание на их общие и особенные черты [9], в то время как все школьные предметы и прежде всего дисциплины гуманитарного и эстетического циклов должны знакомить учащихся с особенностями культуры различных этнических групп, их содержание должна пронизывать поликультурность. «Постижение разных концепций мира и человека через художественную литературу и культуру создает предпосылки для сопереживания, взаимопонимания и эмпатии... Чтение и изучение литературной классики устанавливает образно-эмоциональный контакт читателя с инокультурными мирами и вовлекает его в диалог культур» [10, с. 311].

Работая в классе с многонациональным составом учащихся, нужно помнить, что у каждого народа есть свои писатели, ученые, музыканты, певцы и художники, составляющие его национальную гордость. При изучении различных учебных предметов и во внеурочной деятельности педагог должен приводить примеры тех или иных явлений из культур данных народов. Услышав на занятии упоминание о родной культуре, дети проникаются чувством гордости за нее. В то же время русские школьники, получив представление о другой

культуре, начинают лучше понимать своих одноклассников, национально-психологические особенности их поведения, что способствует конструктивному диалогу между обучающимися.

В школе изучение культуры и традиций разных национальностей, развитие культуры межнационального общения должны реализоваться в урочной и внеурочной деятельности и проходить по разным направлениям: 1) углубленное изучение истории народов, в частности их присоединения к России; значительного вклада представителей той или иной этнической группы в дело защиты Отечества; знакомство с героями войны и их подвигами; 2) участие детей в фольклорных праздниках, связанных с основными датами государственного календаря, национальных и религиозных праздниках; 3) изучение национальной культуры народов (костюмов, обычаев, традиций), анализ сходства и различия атрибутов национальных культур; 4) чтение литературных произведений национальных поэтов и писателей; 5) проведение дней национальных культур; 6) разучивание народных игр, что также способствует воспитанию толерантного отношения детей друг к другу; 7) совместные дела класса, школы (конкурсы, соревнования, игры, проекты); 8) работа с семьей, организация семейных вечеров, во время которых члены каждой семья знакомится с классом, рассказывают о своих профессиями, поют любимые национальные песни, исполняют стихи на родном языке, предлагают попробовать национальные блюда, рассказывают о семейных и национальных традициях; 9) проведение тренин-говых упражнений по воспитанию толерантности из цикла «Учимся общаться» и т.д. [11, с. 159; 12, с. 336-337].

Большие возможности для осуществления поликультурного образования в школе предоставляет тщательно продуманный отбор личностно развивающего содержания любого занятия. Поясним это на конкретных примерах.

«Литература» является одним из основных предметов в системе подготовки школьников. Она формирует умение воспринимать мир во всей его сложности и противоречивости, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Литература как часть культуры знакомит обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями конкретного народа и человечества и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам [13, с. 65]. Содержание урочных и внеурочных занятий по литературе в полиэтническом классе должно быть разработано таким образом, чтобы дать учащимся разных этносов возможность изучать русскую литературу и культуру в системе диалога с родной и мировой культурами. Задача учителя литературы заключается в том, чтобы организовать диалог культур, используя для этого, например, изучение текстов художественной литературы, пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки разных народов, а главное - перенести этот диалог во внутренний мир учащегося.

Диалог культур при изучении литературных произведений может обеспечить один из следующих путей (либо совокупность нескольких): 1) интерпретация художественного произведения в других видах искусства той культуры, представителем которой является учащийся, с целью знакомства с ней одноклассников; 2) сопоставление изучаемого художественного произведения, творчества писателя или периода развития литературы с образцами литературы, принадлежащими культуре учащегося (возможно расширение учебного материала за счет сопоставления с образцами мировой литературы); 3) сопоставление с образцами мировой литературы и интерпретациями художественного произведения в других видах искусства разных народов; 4) нахождение в художественном произведении архетипических образов, сюжетов и символов [14, с. 245].

На занятиях музыкой знакомство с музыкальными традициями разных народов духовно обогащает обучающихся, развивает у них способность сопереживать людям, ценить и любить человека, окружающую природу, содействует формированию интернационального и национального самосознания [15]. Народная музыка как часть национальной культуры способствует развитию интереса, любви и уважения к народным традициям и культуре.

Воспитание национальным музыкальным искусством прежде всего опирается на чувства и эмоции. При слушании музыкальных произведений видны особенности национального характера; при их анализе от обучающихся требуется вербальное выражение отношения к этому произведению, характеристика настроения, оценка, объяснение того эмоционального состояния, которое вызвало прослушанное музыкальное произведение. Музыкальное восприятие, отражая общечеловеческие психические законы, у разных народов имеет особенности, связанные с влиянием на него культуры, истории, философских, религиозных и эстетических концепций, национального языка, норм поведения, национального характера, особенностей природы и климата и т. д. [16, с. 208-211].

На занятиях по физической культуре могут использоваться различные элементы народных систем физического воспитания: национальные игры и физические упражнения, национальные виды спорта, национальные виды борьбы - которые, как правило, решают и оздоровительную, и развивающую, и воспитательную задачи [17, с. 83-87].

Одним из эффективных средств интернационального воспитания детей являются народные подвижные игры. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления об идеале, о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять волю и стремление к победе.

Предварительно можно провести с обучающимися беседу о том народе, с игрой которого их планируют познакомить, сообщить интересные сведения о его фольклоре, искусстве, традициях, национальных праздниках. Если для проведения игры требуется использование каких-либо атрибутов, можно изготовить их вместе с детьми.

Возможность быстро организовать игроков, настроить их на игру, безоговорочное и точное выполнение правил дает использование игровых припевов и игровых приговоров. Они начинают игры или связывают части игрового действия, могут выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия игры. Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям или представляют собой пояснение ходу игры. Эти слова быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в повседневной жизни [18].

Теоретическая часть занятий по технологии может включать беседы об истории родного села/города; о народном деко-

ративно-прикладном искусстве; о творчестве народных мастеров, работающих в этой области. Открываются широкие возможности для изучения истории национальной одежды народов Поволжья и народов России; особенностей национальных орнаментов. Практическая часть занятий может состоять из моделирования современной одежды, отражающей национальные традиции, создания орнамента с учетом национальных мотивов; использования традиционных приемов национального шитья, вышивки и вязания.

В заключение отметим, что не меньшим воспитательным и образовательным потенциалом в деле освоения поликультурных знаний и приобретения обучающимися опыта межнационального общения обладают такие дисциплины, как история и обществознание, иностранный язык, изобразительное искусство, основы религиозных культур и светской этики, основы духовно-нравственной культуры народов России и др.

* * *

1. Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014— 2020 годы : федеральная целевая программа. URL: http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4 e5359.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

2. Национальный состав населения Самарской области : статистический сборник. Самара : Самарастат, 2013. 327 с. URL: http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/adg/ru/census and researching/census/national census 2010/score 2010/ (дата обращения: 08.02.2018).

3. Малькова З.А., Макаев В.В., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в общеобразовательной школе в современной России. Пятигорск : ПГЛУ, 1999. 14 с.

4. Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск : Пятигорский гос. лингвистический ун-т, 2003. 168 с.

5. Хакимов Э Р. Появление и развитие понятия «поликультурное образование» в российской педагогике // Вектор науки ТГУ. 2011. № 3(6). С. 317-320.

6. Сажин Д.В. Поликультурализм: теория и образовательная практика / под ред. Л.Г. Брыле-вой. СПб. : ИОВ РАО, 2001. 84 с.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС) / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кодаков, В.А. Тишков. М. : Просвещение, 2009. 26 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 08.02.2018).

9. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2007. 95 с.

10. Якадина Т.А. Поликультурное образование и воспитание современного учителя // Известия Академии педагогических и социальных наук. М. : Московский психолого-социальный ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2005. С. 305-313.

11. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды // Самарский научный вестник. 2016. № 2(15). С. 154-159.

12. Голышева О.М. Воспитание толерантной культуры у учащихся через народные традиции различных этнических групп: чуваши, эрзяне, русские // Русский мир и духовное развитие народов Поволжья : сборник материалов междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 160-летию со дня образования Самарской губернии и Самарской и Сызранской епархии. Самара : Книга, 2011. С. 334-338.

13. Шукейло В.А. Воспитание нравственности на уроках - основа формирования толерантности // Воспитание толерантности : сборник статей / под ред. В.Д. Еремеевой. Самара : Учебная литература : Федоров, 2011. С. 57-81.

14. Житлевский Б.Б. Уроки литературы в полиэтнических классах: диалог культур // Русский язык в контексте межкультурной коммуникации : материалы междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Е.М. Кубарева. Самара : ПГСГА, 2011. С. 242-248.

15. Пелагеина Е.В. Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности. URL: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/01/15/vnedrenie-regionalnogokompo-nenta-na-urokakh-muzyki-i-vo (дата обращения: 09.02.2019).

16. Ламаева Б.В. Психологические детерминанты музыкальных способностей личности в этнокультурной среде // Образование и межнациональные отношения. Education and Interethnic Relations - IEIR2012 / под ред. Э.Р. Хакимова. Ижевск : УдГУ, 2012. Ч. 1. С. 208-211.

17. Маркиянов О.А., Кошелева Н.В., Орлов А.И. Педагогический потенциал этнокультурных традиций (на примере национальных видов спорта) // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып. IX. М. : Московский психолого-социальный ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2005. С. 83-87.

18. Лихачева С.Г. Интернациональное воспитание детей посредством подвижных народных игр. URL: http://festival.1september.ru/articles/515341/ (дата обращения: 10.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.