Научная статья на тему 'Национально-культурные традиции в психолого-педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования'

Национально-культурные традиции в психолого-педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NATIONAL AND CULTURAL TRADITIONS / POLYCULTURAL EDUCATION / ETHNOCULTURAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамлеева С. М., Ягудина К. С.

Статья посвящена исследованию проблемы использования основ национально-культурных традиций народов регионов Российской Федерации в работе учителя учреждений основного общего и дополнительного образования. На основе общего анализа системы школьного образования учащихся рассматриваются пути реализации и практического применения идей этнокультуры в воспитательной психолого-педагогической деятельности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL AND CULTURAL TRADITIONS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF SCHOOL AND SUPPLEMENTARY EDUCATION TEACHERS

The article is devoted to such a topical issue as education of youth in national and cultural traditions of Russian regions. The psychological and pedagogical activities of school and supplementary education teachers is considered in the way to solve the polycultural component in educational ethnocultural process.

Текст научной работы на тему «Национально-культурные традиции в психолого-педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования»

УДК 373.5.016:39

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© С. М. Мамлеева, К. С. Ягудина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.

Тел.: +7 (347) 272 77 07.

Статья посвящена исследованию проблемы использования основ национальнокультурных традиций народов регионов Российской Федерации в работе учителя учреждений основного общего и дополнительного образования. На основе общего анализа системы школьного образования учащихся рассматриваются пути реализации и практического применения идей этнокультуры в воспитательной психолого-педагогической деятельности учителя.

национально-культурная традиция; этнокультура; поликультурное

Ключевые слова:

образование.

Российское общество многонационально, и поэтому задача воспитания молодежи в духе интернационализма, уважения к другим народам и национальностям, к их культурным ценностям, языку является чрезвычайно важной.

Известно, что использование национально -культурных традиций и основ поликультурного образования в учебном процессе способствует формированию этнокультурного воспитания, которое обладает большим воспитательным потенциалом: развитием толерантного отношения к культурам, языку народов России и мира, культуре межнационального общения и др.

Содержание поликультурного образования сохраняет принцип системности российского образования и отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

В ряде государственных законов и нормативных правовых актах республики, например: «Комплексная программа реализации поликультурного образования на период 2011-2020 гг.», «Об образовании», «О языках народов Республики Башкортостан», «Народы Башкортостана» 2003-2012 гг. -установлен приоритет национальных духовных ценностей в воспитательной политике.

В Российской Федерации при общности единой государственной структуры вопрос об интернационализме, уважении и терпимости к культуре и обычаям разных этносов является существенным. Наряду с национальными традициями социальнообщественной жизни присутствуют национальные каноны по вопросу культуры, искусства, воспитания молодежи у народов, проживающих в республике Башкортостан: русских, украинцев, татар, башкир, чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы и др.

Педагогические возможности народного искусства,- будь то сказки или пословицы, песни или мифы, танцы или живопись - многообразны. У каждого народа регионов Российской Федерации существуют свои особенности передачи дидактических канонов нравственности. Народное творчество

дает меткое определение всем негативным и позитивным проявлениям характера человека.

«Все народы эстетическое воспитание организуют через песни, пляски, частушки, художественную отделку и роспись предметов быта, одежды, интерьера дома и др. Элементы народной педагогики - обряды, обычаи, ритуалы всех народов придают определенную организованность и психологический настрой при возрастных изменениях, изменениях социального состояния человека и т.д.»,-отмечает К. Ш. Ахияров [1, с. 259].

Огромный воспитательный потенциал национально -культурных традиций, заложенный в народной культуре, может быть использован в психо-лого-педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. Под воздействием народного искусства эмоциональный тонус человека заметно усиливается, формируется умение чувствовать прекрасное, любить народ, Родину, родную природу, воспитываются лучшие человеческие качества.

Этнокультурное воспитание человека с помощью народного искусства или искусства вообще психологи считают приемом воспитания. Философ-идеалист Б. Христиансен отмечает, что «ни один элемент в произведении искусства сам по себе не важен... Важна та эмоциональная реакция, которую он в нас пробуждает» [2, с.195].

В художественных проявлениях красоты звуковых образов, в поэтической мудрости тончайшим образом отражаются мысли и чувства, фиксируется характер отдельного этноса, его отношение к миру в целом, поэтому знакомство с произведением фольклора - это возможность эффективного самовоспитания.

В большинстве психолого-педагогических концепций способности учащихся к воспитанию вообще рассматриваются как общепсихологическая и личностная категория (Л. С. Выготский, Э. А. Г олубева, А. Л. Готсдинер, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. Д. Смирнов, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов и др.)

1092

ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

Рассматривая способности учащихся к этно-образованию как динамическому процессу, существующему только в развитии, психологи (А. Н. Леонтьев, Б. М.Теплов, В. Д. Шадриков) определяют в этом процессе ведущую роль обучения и воспитания. Важным педагогическим выводом в проблеме воспитания является выполнение деятельности в зоне потенциального развития индивида, которое способствует активизации развития необходимой способности учащихся к воспитанию в учреждениях общего и дополнительного образования.

Разделение способностей на общие и специальные, принятое в психологии, позволяет классифицировать этновоспитание как специальную способность, необходимую для успешного, полноценного развития учащихся.

Анализ литературы по исследуемой проблеме позволил определить аспекты, на основе которых возможно осуществить наиболее эффективное воспитание на основе национально-культурных традиций. К ним относятся: теория развития личности (и ее отдельные составляющие: теория способностей, мотивационная и эмоциональная сферы личности), теория деятельности и теория познания, на основе которых рассматриваются и конкретизируются познавательная, гностическая функции творческих способностей, детерминирующиех процесс взаимоотношений личности с фольклорным искусством народов РФ.

Исследование этнообразования с позиций психологии выявляет его функционирование как своеобразного механизма переработки фольклорной информации, действующего через такие психические процессы познания, как ощущение, восприятие, память, представление, воображение и мышление.

С. Г. Якобсон пишет: «Моральное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Важнейшим его аспектом является развитие потребностно-мотивационной сферы, формирование жизненных ценностей, отношения к другим людям, а также мировоззрения. Содержание потребностей и мотивов может быть таково, что их удовлетворение будет приходить в противоречие с законными интересами других людей и потому нуждаться в моральном контроле. Система ценностей определяет содержание тех моральных проблем, которые человеку приходится решать...Важным аспектом морального становления человека является развитие так называемых нравственных качеств личности - доброты, честности, справедливости» [3, с.4].

Таким образом, мотивация определяет и активизирует направленность деятельности личности (Л. И. Божович, П. Я. Г альперин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Р. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин). Возникая в сфере сознания, мотивация побуждает, активизирует поведение человека на реализацию

деятельности. В связи с этим осознание необходимости внедрения национально-культурных традиций будет способствовать интенсификации этого процесса на уроках регионального компонента в учреждениях основного и дополнительного образования (детские музыкальные школы, школы искусств, художественные школы, кружки и студии при Домах детского творчества и др.).

Формирование этновоспитания как педагогическая проблема требует междисциплинарного подхода в ее решении, обеспеченного связями между психологией и педагогикой, реализуемыми законами развития психики и законами управления развитием личности.

Научной разработкой проблем этновоспитания занимались ученые педагоги и психологи, определяя его физическую, творческую, художественную сущность и психологическую основу, обнаруживая различные подходы к пониманию сущности этого явления и его методической реализации (К. Ш. Ахияров, Ф. Н. Зиатдинова, Т. В. Сафонова, Л. М. Кашапова, А. А. Володин, Н. А. Гарбузов, Е. В. Назайкинский).

Необходимо также отметить, что вопросы воспитания обучающихся на основе национальнокультурных традиций с психолого-педагогической точки зрения еще не исследованы в полной мере.

Обобщение существующих подходов позволило уточнить содержание понятия «этнокультурное и поликультурное воспитание», который мы рассматриваем как показатель восприимчивости школьника к постижению эмоционального содержания и художественной сущности фольклорного искусства по региональному компоненту. Именно благодаря этому этнообразование учащихся может реализовываться во внешней и внутренней форме через интеграцию различных психических процессов познания в разнообразных видах психологопедагогической деятельности.

На наш взгляд, структуру этнообразования можно представить в виде многоуровневой модели, содержащей ряд элементов и включающей способ реализации, психическую основу и функции проявления воспитанности на основе национальнокультурных традиций. Большинство элементов структуры являются общими и обязательными проявлениями этнообразования.

В образовательной деятельности школьников этнообразование функционирует в различных аспектах. Среди них следующие: эмоциональный, понимаемый как эмоциональное переживание народного творчества в целом, в том числе и его национальной стороны; художественно-содержательный, связанный с определением художественно-выразительного значения, конструктивнологический, проявляющийся в определении его формообразующих функций; исполнительский, связанный со слуховым представлением фольклорной культуры; творческий, определяемый актив-

ным использованием оригинальных этнокультурных представлений в народном искусстве и исследовательский, включающий творческие и методическое направления.

Этнокультура в обучении имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе. К ним относятся: национальная природа фольклора, использование народной культуры в оценочной деятельности, эмоциональная реакция на фольклорное искусство, необходимость передачи эмоционального смысла шедевров народного творчества от учителя к ученику путем перевода на вербальный язык.

Педагогический подход к формированию эт-нообразования школьников проявляется в течение всего процесса обучения.

Рассматривая развитие этнообразования как целостную сложную систему, мы представляем его как совокупность личностного, познавательного и деятельностного компонентов.

В содержании личностного компонента нами выделено два элемента: мотивационный и эмоциональный. Первый определяется изменениями в мотивационной сфере школьника от узколичностных интеллектуально-познавательных к широко социальным, прогнозирующим успешность, эффективность учебной деятельности. Второй элемент включает положительную динамику изменений, происходящих в эмоциональной сфере от отрицательной эмоциональной оценки фольклорных образцов - к нейтральной и положительной.

Содержание познавательного компонента рассматривается нами как динамический процесс движения от получения школьниками информации об искусстве в готовом виде на уроках регионального компонента к ее активному самостоятельному поиску в различных видах деятельности. Познавательный компонент включает: постепенное расширение объема, усваиваемых школьниками знаний о фольклорной культуре; постепенное расширение объема используемых познавательных процессов (восприятие, память, мышление, внимание, представление и воображение).

Деятельностный компонент содержит постепенное расширение видов деятельности, в которых

используется национальная культура (от восприятия к исполнению), а также постепенное включение видов деятельности креативного характера (аранжировка, сочинение, выполнение поделок декоративно-прикладного творчества и др.).

Формирование национально-культурного образования, происходящее в процессе творческой деятельности, представлено тремя последовательными этапами: начальным, переходным и завершающим. Изменения обеспечивают динамику развития этнообразования, позволяя школьникам достичь более высокого уровня образования и воспитания этнопедагогических умений.

К существующей в этнопедагогике классификации этнопедагогических умений Д. Е. Иванов относит:

- умение самостоятельно изучать и отбирать произведения устного народного творчества о народном опыте воспитания, древних традициях воспитания молодого поколения;

- умение эффективно их использовать в воспитательной работе;

- умение оценивать результаты влияния идей народной педагогики на формирование национального самосознания [4, с. 173].

Таким образом, исследование вопроса по использованию национально-культурных традиций народов РФ в воспитательной деятельности учителя учреждений основного общего и дополнительного образования можно рассматривать не только с педагогической, но и психологической точки зрения. Именно в таком контексте, на наш взгляд, цель воспитания учащихся на основе традиций и идей этнокультуры народов Российской Федерации будет достигнута в полной мере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа: Монография. Уфа: БГПУ, 2000. 328 с.

2. Выготский, Л. С. Психология искусства. М: Педагогика, 1987. 344 с.

3. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

4. Иванов Д. Е. Этнопедагогическая подготовка социальных работников: Историография. Теория. Опыт. М.: изд-во «Союз», 2000. 440 с.

Поступила в редакцию 08.06.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.