туальной инициативе, об уровне развития его интеллектуальной активности.
При таком способе реализации Кейс-стади в обучении иностранному языку развивающий потенциал раскрывается наибо-
Библиографический список
лее полно. В Астраханском государственном техническом университете такая технология внедряется в течение нескольких лет, предварительные результаты говорят об эффективности предложенного подхода.
1. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. Москва, 1987.
2. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. Москва, 2011.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Москва, 2008.
4. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. Вопросы психологии. Москва, 1976; 4:69 - 80.
References
1. Verbickij A.A. Psihologo-pedagogicheskie osobennostikontekstnogo obucheniya. Moskva, 1987.
2. Verbickij A.A., Il'yazova M.D. Invarianty professionalizma: problemy formirovaniya: monografiya. Moskva, 2011.
3. Davydov V.V. Problemy razvivayuschego obucheniya. Moskva, 2008.
4. Bogoyavlenskaya D.B. Ob odnom iz podhodov k issledovaniyu intellektual'nogo tvorchestva. Voprosy psihologii. Moskva, 1976; 4:69 - 80.
Статья поступила в редакцию 29.04.15
УДК 378
Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
Berzina R.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF THE ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS. The article is dedicated to the up to date issue of multicultural education that reflects the specific characteristics of the ethnic diversity and significant impact on the cultural environment of the school, which, in turn, is a kind of the socio-cultural system. It is observed that in a multiethnic school environment there is a necessity to meet the challenges of national education and development of the intercultural competence of students. The authors come to the conclusion that in such situation the social significance of the results of social and cultural activity of the teacher increases, in the process of which transmissing and reproducing of the culture of the region are provided. In the study, we find that the traditional practice of training future teachers doesn't sufficiently meet the increasing ethno-cultural needs of the multi-ethnic society.
In the paper, the authors figure out that fact that in the Republic of Bashkortostan the national cultural diversity creates favorable conditions for the development of intercultural competence and related ethnopedagogical abilities of students in the process of the inter-ethnic communication and teaching, enhancing their general cultural horizons. The article defines the relevant conditions in the pedagogical high school, which would have used the possibility of the productive and practical system of professional growth of the multinational school teachers. This requires a pedagogical technology fitting the entire educational process in the pedagogical high school that uses the potential of the academic disciplines and reasonably fits into the time mode sessions, and does not overload the students. The material allows us to conclude that the use of Ethnopedagogics in teaching students presupposes the formation of the ethnopedagogical culture, knowledge of the history of the country, the native land, traditions and culture of the national life. Key words: ethnos, ethnic and cultural traditions, multicultural educational space, ethnopedagogical culture.
Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
Р.Ф. Берзина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме поликультурного образования, которое отражает специфические особенности этнического многообразия и существенным образом сказывается на культурной среде школы, которая, в свою очередь, является своеобразной социокультурной системой. Прослеживается, что в условиях многонационального школьного окружения возникает необходимость решения задач национального воспитания и развития межкультурной компетенции школьников. Авторы приходят к выводу, что в такой ситуации повышается общественная значимость результатов социокультурной деятельности учителя, в процессе которой обеспечивается трансляция и воспроизводство культуры региона. В ходе исследования мы убедились, что традиционная практика подготовки будущих учителей в недостаточной степени удовлетворяет возросшие этнокультурные потребности полиэтнического общества.
Основное внимание в работе авторы акцентируют на том, что наблюдаемое в Республике Башкортостан национально-культурное многообразие создает благоприятные предпосылки для развития межкультурной компетенции и соответствующих этнопедагогических умений студентов в процессе межнационального общения и педагогической деятельности, расширения их общекультурного кругозора. В статье сформулированы соответствующие условия в педагогическом вузе, которые бы использовали возможности продуктивной и реализованной на практике системы профессионального становления учителя многонациональной школы. Для этого необходима педагогическая технология, совместимая с целостным учебно-воспитательным процессом в педагогическом вузе, использующая потенциал учебных дисциплин и разумно вписывающаяся во
временной режим занятий, не допускающая перегрузки студентов. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование этнопедагогики в обучении студентов предполагает формирование этнопедагогической культуры, знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта.
Ключевые слова: этнос, этнокультурные традиции, поликультурное образовательное пространство, этнопедаго-гическая культура.
В начале нашего столетия в различных странах активизируются процессы культурного самоопределения этносов, возрождения этнокультурных традиций. Эти процессы являются закономерной реакцией народов на растущую глобализацию мира, которая, с одной стороны, способствует развитию науки и техники, взаимодействию различных культур, расширению международного сотрудничества, а с другой, - в определенной мере нивелированию культурной самобытности, унификации и стандартизации образа жизни.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина Российской Федерации» отмечается, что современным национальным идеалом выступает «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1].
Традиционная культура народов России представляет собой целостную систему этнокультурных ценностей и идеалов, сохранение и трансляция которых в современную социально-культурную среду должны стать одним из важнейших факторов художественно-эстетического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Еще К.Д. Ушинский справедливо утверждал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью.
Этнокультурный подход к образованию определяет и направленность процесса подготовки будущих учителей к реализации поликультурного образования в образовательных учреждениях. Требования к этнокультурной подготовке студентов педагогических вузов определяются с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Например, по направлению подготовки «Педагогическое образование - 44.03.01» выдвигаются требования к знанию будущими педагогами таких аспектов, как «педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде», «этноцентризм и культурный релятивизм», «культура как этноконсолидирующий и эт-нодифференцирующий признак», «формирование толерантного отношения к культурным традициям народов РФ», «этническая и национальная культура», «взаимозависимость возраста ребенка и его национально-культурной идентификации», «обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира», «семья и семейное воспитание детей у разных народов мира», «традиционные модели и системы социализации детей в современном мире», «трудовое воспитание в различных этнических социумах» и др. В Стандартах основного (среднего) образования отмечается, что учитель должен воспитывать у учащихся любовь к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям, культуре разных этносов, формировать критически мыслящую поликультурную личность [2].
Учитывая данные требования, можно определить цель работы по подготовке будущих учителей к реализации этнокультурного образования в рамках этнокультурного подхода к образованию - способствовать становлению у студентов педагогических вузов гражданственности, патриотизма, этнокультурной, поликультурной, межкультурной идентичности, этнической и этнокультурной толерантности, воспитывать у них интерес, уважение и любовь к народной культуре, формировать этнокультурно-пе-дагогическую компетентность, способность к деятельности в поликультурной и полиэтнической среде.
Наша страна является многонациональной на всей нашей территории, и это создает специфические условия социализации подрастающих поколений. Мозаичность национального состава населения Российской Федерации, ее национальных регионов отражается на существовании такого социума, как поликультурное образовательное пространство - универсальной образовательной среды социализации детей разных национальностей, включающей в себя как формальные (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, колледжи, вузы), так и неформальные (семья, друзья, соседи и другие) структуры. Примером такого ареала является Республика Башкортостан, а южная ее часть характеризуется влиянием
неповторимого сочетания культур русского, башкирского, татарского, чувашского народов, составляющих основу ее населения. Поликультурное образовательное пространство отражает специфические особенности этнического многообразия и существенным образом сказывается на культурной среде общеобразовательной организации, которая в свою очередь является своеобразной социокультурной системой [3].
Теоретические основы процесса воспитания на нравственных идеалах народной педагогики раскрываются в трудах В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, В.А. Сухомлинского, и др. Идеи реализаций этнических традиций в воспитании присутствуют в исследованиях А.К. Бердиева, А.Д. Солдатенкова, М.Г. Тайчино-ва, А.И. Шорова и др.
Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются педагогические проблемы применительно к этнокультурным особенностям Республики Башкортостан. К таким исследованиям относятся труды А.Г. Абсалямовой, У.Ш. Атангулова, К.Ш. Ахиярова, В.И. Баймурзиной, Т.К. Исхакова, Л.М. Кашапо-вой, З.Ф. Мубиновой, С.А. Мухамедьянова, А.М. Сафина. [4].
Анализ научно-педагогической литературы, условий профессиональной деятельности учителей общеобразовательной организации в многонациональном социуме и их подготовки в вузе, позволяет констатировать факт, что в теории и технологии формирования этнопедагогической культуры будущих учителей имеются определенные проблемы. Современный педагог располагает широкими возможностями опираться в своей педагогической деятельности на традиционную педагогическую культуру, этнопедагогику, этнопсихологию, изучающие педагогику и психологию этнической общности, этноэтикет, этнологию и т.д., тем более в новых стандартах образования есть указание на необходимость отражения в школьных программах этнокультурного компонента.
Для создания социокультурной ситуации развития педагогического образования характерны новые подходы к профессиональной подготовке будущего педагога: приоритетное развитие социально-нравственного, общекультурного и этносоциального потенциала личности учителя, который призван передавать образцы педагогической культуры, работать в поликультурном образовательном процессе.
Поликультурное образовательное пространство отражает специфические особенности этнического многообразия и существенным способом сказывается на культурной среде школы, которая, в свою очередь, является своеобразной социокультурной системой. В условиях многонационального школьного окружения возникает необходимость решения задач национального воспитания и развития межкультурной компетенции школьников. В такой ситуации повышается общественная значимость результатов социокультурной деятельности учителя, в процессе которой обеспечивается трансляция и воспроизводство культуры региона.
В ходе исследования мы убедились, что традиционная практика подготовки будущих учителей в недостаточной степени удовлетворяет возросшие этнокультурные потребности полиэтнического общества.
Наблюдаемое в Республике Башкортостан национально-культурное многообразие создает благоприятные предпосылки для развития межкультурной компетенции и соответствующих этнопедагогических умений студентов в процессе межнационального общения и педагогической деятельности, расширения их общекультурного кругозора. Разумеется, что должны быть созданы соответствующие условия в педагогическом вузе, которые бы использовали возможности продуктивной и реализованной на практике системы профессионального становления учителя многонациональной школы. Для этого необходима педагогическая технология, совместимая с целостным учебно-воспитательным процессом в педагогическом вузе, использующая потенциал учебных дисциплин и разумно вписывающаяся во временной режим занятий, не допускающая перегрузки студентов.
Отношение учителей начальных классов к использованию в своей работе народного опыта воспитания, фольклорного материала с учетом национальных особенностей учеников многонационального класса можно оценить как индифферентное.
Ведущими педагогическими условия формирования этнопе-дагогичской культуры будущих учителей для работы с многонациональным составом учащихся выступают: целостный подход к организации педагогического процесса; вовлечение студентов в разнообразные виды деятельности (ценностно-ориентирован-ную.коммуникативну ю,воссоздающую);введениеэтнокулотур-ного материала в содержании педагогического образования.
В качвснвеконкреиных фонмвеализациивтвдтеннок условий выступают нормативные курсы («Методика преподавания технологии», «Основы экологической культуры»), спецкурсы (ндудежественнанубранноктнутериалов»,«Фе^ирвванне тен-нологической компетенции», «Организация кружковой работы по течнолтгинв ночисьну»школн»,«Эуоло-ич»нктноерасовение младших школьников», «Обучение младших школьников решению неншидартнын заиУч»,«Взеиаи»ы изииетдягтомвериче-ского материала» и др.), педагогическая практика, курсовые и чыиуcкннlвкнaлиШУкaциoнныe рибочч^ финчовая деттел»носрь. Наиболее благоприятные предпосылки для формирования готовности к работе в многонациональной школе создаются в про-цвcлчп»счлyшиввниилпвцкypcув.Hош оы»ч нроведения спецкурсов показал, что данные виды учебной работы эффективно вл инют новее алиэчp»ндыйгтиoвчo сни : пенеолч-
гической, научно-теоретической и практической. В отборе содер-жг^н»нс^^|^кврсов п»вмeкчлcыaчcитдoгнчeуэиИпoбxод,оиляю-щийся методологической основой интеграции знаний из области
ДИCуHПЛИHГИШBHИHapHHЭO(KTЛЬЮрЧHOГИЧHHKOГO,ПCBУOЛOГ»-ПH-
дагогического) и предметного блоков. Спецкурсы знакомят студентов с народной педагогикой, народной культурой, формируют пиедитавлвнияумкугсквкерoм опыттн»вндно-оилепвиаиия, в котором раскрывается красота человеческих отношений, постро-инних на вичныунудвсивенныxэвннрcтяx,лтиlю<eибeжлннин в целесообразности использования этого опыта в современных »нловиях яни»^ти»ну|^^с^^е^|^оУ .тлью изучевоя дaнкнKвeмы. Ведущим принципом преподавания курсов является принцип диалога культур.
ш рамках грантовой дтлтдуьнвети в сентябре ¡ЮМгода состоялась научно-исследовательская этнокультурологиче-ия Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, которая проходила в Зилаирском рилони РеопвбликнБдшкоитосван.в со^т^вна^с^педиово кашли преподаватели факультета педагогики и психологии, кафедры фвлocoДивэлaвниcндиaльныии»yк юрнуичecкoглфвчильчшra, естественнонаучного факультета: Л.Б. Абдуллина, Т.И. Петрова, РФ. Берзина, Н.Ю. Долгова, С.А. Косцова, Г.А. Ковалснкн, Л.Н. Maнгeлеуa,ю.Н. Ибинулнвн.
Зилаирская земля издавна славится как центр многонацио-»чмоНуггно й и нeиoвеoнвлвй нcоoулeй, Чкс-педиция занималась изучением традиционной культуры местно-гоиастленин(xoуейнтвн,Эы».трaдчциo нтыеванвнии), а чткык» выявлением этнокультурного компонента в культурно-массовой paДoтe,PCлщeтсвмвeмoйнBирaиpпкoмоaУлыe шнcтлюlдч ок-ганами культуры и образования. В результате экспедиции был собран богатый этнокультурологический материал, содержащий ивичен ия очpaыкчиян и кни»теpeмeетвсгнннеeичнин(рис.1).
Наро^|^<^»г^еди^огв1^в - мвдрчли доирая вомощннуа в воспитании детей. Большое значение в народном воспитании име-
ет преемственность поколений. Смысл воспитания, в конечном счете, - это укрепление преемственности поколений, основанное на гуманистических традициях народа. Важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребёнок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщаетсяк егокультуре(рис.2).
Рис. 2. Уголок школьного музея
Технологическая подготовка является одним из важнейших аспектов образования. В системе начального образования трудовая деятельность также является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней. Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству на уроках технологии - одно из средств эстетического, трудовогои патриотическоговоспитания.
Педагогическая культура разных народов имеет ряд общих особенностей. Она живет на его языке, без родного языка нет народной педагогики. Основы личности закладываются в самом раннем возрасте через устное народное творчество. В основе педагогической культуры любого народа лежат идеалы добра, истины и красоты. Народная педагогика всегда направлена на формирование личности, стремящейся к взаимопониманию и взаимопомощи, ищущей счастье во взаимоотношениях с людьми, и охватывает все возрастные категории человека. Ценность народного искусства состоит в том, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря выразительности, это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. Народное искусство доступно детям с разным уровнем развития, каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд, у него развивается восприятие эстетического отношения и эстетическая оценка.
Одной из главных задач, стоящих сегодня перед школами нашей республики является воспитание гражданина обновленного Башкортостана. Чтобы заложить нравственную основу при воспитании подрастающего поколения юных граждан Башкортостана, необходимо воспитание национальной памяти, что означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому [5]. Искусство и культура каждого народа самобытны и неповторимы. Знание корней своего народа позволяет по-настоящему уважать, ценить культуру и традиции других народов, способствует воспитанию интернациональных чувств. Народное искусство в национальной культуре занимает особое место, оно отражает самобытность и художественный гений народа. Изделия декора-
Рис. 1. Детский сад «Радуга», с. Матраево
тивно-прикладного искусства раскрывают перед детьми богатую культуру народа, помогают им усваивать обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Неизгладимые впечатления оставили у нас встречи с жителями района - талантливыми семьями Махмутовых из с. Юлды-баево и Самохиных из с. Зилаир, славящиеся сохранением традиций изготовления войлока, ткачества и вязания. В изделиях рукодельниц отражена специфика народной орнаментации, её связь с образами природы и национальными традициями. Национальный орнамент характеризуется композиционным строем и колоритом.
Изучение декоративно-прикладного искусства позволяет еще шире использовать наследие национального творчества. Обращение к декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Республике Башкортостан, в процессе подготовки будущего учителя начальных классов служит достижению следующих целей: изучение выразительного «языка» декоративно-прикладного искусства; организация самостоятельной художественной деятельности; использование элементов декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического вкуса учащихся [6].
Широкий простор для развития творческих начал младших школьников представляют элементы декоративно-прикладного искусства, которые являются составной частью этнокультурных технологий. Одним из перспективных вариантов решения этой проблемы может явиться, на наш взгляд, знакомство младших школьников с национальным орнаментом разных народов. В декоративно-прикладном искусстве многих народов России, в том числе и башкирского народа, широко распространена аппликация для украшения изделий из войлока, кожи, ткани или поверхности бумаги при помощи наклеивания плоских изображений, вырезанных из этих же материалов другого цвета. Так издавна создаются высокохудожественные предметы одежды, обуви, головные уборы, вещи домашнего обихода и убранства. Традиционная форма башкирских аппликаций восходит к орнаментации предметов кочевого быта, одежды и обуви. Среди них широкое
Библиографический список
распространение имели чепраки к женским седлам, ковры, занавески, кожаная обувь с суконными голенищами, чулки из домотканого сукна, украшенные геометрическими узорами [7].
В практике можно использовать различные методы и приёмы знакомства с культурой нашего народа: беседы, народные праздники (зимний, весенний, летний и осенний периоды), посиделки с обычаями и обрядами, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в краеведческий музей, а также широко использовать современные компьютерные технологии. Использование краеведческого материала на уроках и во внеклассных мероприятиях формирует у учащихся уважение и интерес к национальной культуре - культуре многогранной, богатой своеобразными традициями и обычаями. Приобщение обучающихся к миру словесного искусства происходит как на материале устного народного творчества, так и на произведениях художественной литературы. Во внеурочной деятельности происходит знакомство учащихся с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа. Использование этнопедагогики в практике трудового обучения младших школьников предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта, воспитание, прежде всего патриотизма.
Итак, создание эффективных педагогических условий для гражданского воспитания тесно связано с поиском принципиально новых подходов. В более конкретном плане речь идет о необходимости основательного, всестороннего, долговременного решения всего комплекса взаимосвязанных задач теоретического, исследовательского практического характера. Наше исследование является лишь одним из подходов к разработке сложнейшей проблемы формирования этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов. Прогностический потенциал исследования обусловлен возможностью организации на его основе дальнейших изысканий по проблеме многонациональной школы и в области подготовки учителя для школ такого типа.
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков А.В. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2014.
2. Валеева РР Воспитательный потенциал народной педагогики в гражданском воспитании современных школьников. Сборник материалов III Всероссийских этнопедагогических чтений, посвящённых педагогическому наследию Г.Н. Волкова, Стерлитамак, 1-2 окт. 2009 г. Стерлитамак, 2009: 38 - 43.
3. Урусова З.М. О формировании этнопедагогической культуры студентов в условиях образовательного пространства. Сборник материалов III Всероссийских этнопедагогических чтений, посвящённых педагогическому наследию Г.Н. Волкова, Стерлитамак, 1-2 окт. 2009 г. Стерлитамак, 2009: 151 - 155.
4. Пономарева О.И. Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в поликультурном социуме. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Уфа, 1999.
5. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1996.
6. Сафин А.М. Башкирское народное творчество: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1985.
7. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Москва: Просвещение, 1986.
References
1. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov A.V. Koncepciya duhovno-nravstvennogo vospitaniya i razvitiya lichnosti grazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2014.
2. Valeeva R.R. Vospitatel'nyj potencial narodnoj pedagogiki v grazhdanskom vospitanii sovremennyh shkol'nikov. Sbornik materialov III Vserossijskih 'etnopedagogicheskih chtenij, posvyaschennyh pedagogicheskomu naslediyu G.N. Volkova, Sterlitamak, 1-2 okt. 2009 g. Sterlitamak, 2009: 38 - 43.
3. Urusova Z.M. O formirovanii 'etnopedagogicheskoj kul'tury studentov v usloviyah obrazovatel'nogo prostranstva. Sbornik materialov III Vserossijskih 'etnopedagogicheskih chtenij, posvyaschennyh pedagogicheskomu naslediyu G.N. Volkova, Sterlitamak, 1-2 okt. 2009 g. Sterlitamak, 2009: 151 - 155.
4. Ponomareva O.I. Formirovanie osnov 'etnopedagogicheskojkul'tury buduschego uchitelya vpolikul'turnom sociume. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 1999.
5. Ahiyarov K.Sh. Bashkirskaya narodnaya pedagogika i vospitanie podrastayuschego pokoleniya. Ufa, 1996.
6. Safin A.M. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1985.
7. Bogateeva Z.A. Motivy narodnyh ornamentov v detskih applikaciyah. Moskva: Prosveschenie, 1986.
Статья поступила в редакцию 08.05.15
УДК 631.95 (571.14)
Kislenko V.N., Professor, Department of Epizootology and Microbiology, Novosibirsk State Agrarian University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Grant E.S., Head of Radiology Department, Novosibirsk Interregional Veterinary Laboratory, (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Diachuk T.I., Director of Laboratory Complex, Novosibirsk State Agrarian University (Novosibirsk, Russia), E-mail: dti2005@ rambler.ru
Maksimova S.V., Head of Laboratory, Novosibirsk Chemical-Technological College n.a. D.I. Mendeleev (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]