Научная статья на тему 'Этнопедагогический подход в подготовке бакалавров педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников'

Этнопедагогический подход в подготовке бакалавров педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
897
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / POLYCULTURAL ENVIRONMENT / POLYCULTURAL TRAINING / ETHNOPEDAGOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрисанова Елена Геннадьевна, Тенюкова Галина Григорьевна

В статье анализируются особенности функционирования системы общего образования в условиях современной России. Дается характеристика поликультурной среды образовательных учреждений и профессиональной деятельности педагогов в этой среде. Рассматривается потенциал этнопедагогического подхода в совершенствовании поликультурной подготовки студентов педагогического вуза. Делается вывод о необходимости организации целенаправленной поликультурной подготовки будущих бакалавров педагогического образования в процессе их обучения в вузе. С позиций этнопедагогического подхода раскрывается содержание готовности бакалавра педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников, дается характеристика уровней такой готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хрисанова Елена Геннадьевна, Тенюкова Галина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогический подход в подготовке бакалавров педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников»

УДК [378.016:39]:373.5.017.4

Е. Г. Хрисанова, Г. Г. Тенюкова

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье анализируются особенности функционирования системы общего образования в условиях современной России. Дается характеристика поликультурной среды образовательных учреждений и профессиональной деятельности педагогов в этой среде. Рассматривается потенциал этнопедагогического подхода в совершенствовании поликультурной подготовки студентов педагогического вуза. Делается вывод о необходимости организации целенаправленной поликультурной подготовки будущих бакалавров педагогического образования в процессе их обучения в вузе. С позиций этнопедагогического подхода раскрывается содержание готовности бакалавра педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников, дается характеристика уровней такой готовности.

Ключевые слова: бакалавры педагогического образования, профессиональная подготовка, поликультурная среда, поликультурная подготовка, этнопедагогический подход.

Актуальность исследуемой проблемы. Совершенствование качества профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» на современном этапе развития российского общества является важной задачей педагогических вузов. Одним из аспектов такого совершенствования являются актуализация поликультурной подготовки будущих учителей, поиск теоретико-методологических подходов, обеспечивающих ее эффективность. Это связано с ситуацией поликультурности, в которой функционируют образовательные учреждения современной России.

Материал и методика исследований. Исследование проблемы осуществлялось с использованием метода анализа федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», учебных планов и рабочих программ дисциплин психолого-педагогического цикла; проводился опрос работодателей, выпускников и преподавателей педагогических вузов.

© Хрисанова Е. Г., Тенюкова Г. Г., 2017

Хрисанова Елена Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор, исполняющий обязанности заведующего кафедрой педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Тенюкова Галина Григорьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории, методики музыки Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.03.2017

Результаты исследований и их обсуждение. Система общего образования России, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», включает четыре уровня (дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование). Для получения гражданами каждого уровня образования созданы образовательные организации, перед которыми ставится задача формирования личности обучающихся, их воспитания в духе высокой культуры межличностного и межэтнического общения. Необходимость решения этой задачи определяется миграционными процессами, усилившимися в последнее десятилетие. В настоящее время российское общество представляет собой сообщество представителей более ста тридцати национальностей, образовательное пространство как России в целом, так и каждого образовательного учреждения является поликультурным и многонациональным. Такая ситуация характерна и для Чувашской Республики. Как отметил Глава Чувашии М. В. Игнатьев на открытии VI культурного форума по вопросу государственной поддержки национальных меньшинств, республика накопила уникальный многовековой опыт мирного сосуществования народов, приобрела в качестве истинного достояния культурное многообразие, трудолюбивых, мудрых людей, впитавших ценности, традиции и культурные достижения представителей ста двадцати восьми национальностей и восьми этнических групп. По мнению Михаила Игнатьева, доверие и взаимопонимание между людьми разных национальностей, социальная стабильность - важные факторы успешного развития любого региона. Соответственно государственная политика должна быть направлена на воспитание гармоничной, толерантной личности, чувства любви к Родине, уважения к культуре, традициям людей, живущих рядом.

Проблема межэтнических, межнациональных и религиозных конфликтов, которые со значительной частотой потрясают наше общество, способствовала возникновению в образовательной практике и теоретическому оформлению в педагогической науке такой отрасли знаний, как поликультурная педагогика. Она возникла как ответ на поиски путей гармонизации взаимоотношений людей, принадлежащих к разным цивилизациям и культурам, создания таких общностей людей, в которых идеалом становится уважение личности, достоинства и прав каждого человека. Начали разрабатываться подходы к проектированию поликультурного образовательного пространства как среды развития личности. Одним из таких подходов является этнопедагогический, обоснованный в трудах выдающегося чувашского ученого Г. Н. Волкова [2].

Основной идеей этнопедагогики являются формирование у подрастающего поколения национального самосознания и преодоление отчуждения к другим этносам на основе использования традиций воспитания, накопленных разными народами. Народная педагогика имеет значительный потенциал для формирования гуманистического мировоззрения и поведения в сфере межнациональных отношений, так как в традициях большинства народов отсутствует ярко выраженная агрессия по отношению к представителям других наций. Напротив, фольклорные произведения проникнуты духом взаимопонимания и взаимных симпатий разных народов [2]. Таким образом, этнопедагогический подход можно рассматривать как методологическую основу поликультурного воспитания подрастающего поколения.

Поликультурной школе необходимы педагоги, владеющие знаниями и умениями в области поликультурного воспитания обучающихся. Задача подготовки такого педагога определена в ФГОС нового поколения и отражена в содержании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которыми необходимо овладеть бакалаврам педагогического образования. Это такие компетенции, как способность к

коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13).

Профессиональный стандарт педагогических работников (воспитателя, учителя) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования также определяет в структуре их профессиональной деятельности трудовую функцию A/02.6 - формирование толерантности и навыков поведения обучающихся в изменяющейся поликультурной среде, построение воспитательной деятельности с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Необходимость выполнять данную функцию и овладевать названными выше компетенциями обусловливает актуальность поликультурной подготовки будущих педагогов в процессе их обучения в вузе. Готовность педагога к поликультурному воспитанию является фактором, обеспечивающим успешную профилактику воинствующего национализма и межнациональных конфликтов среди школьников, воспитание их установки на проявление взаимопонимания и согласия с другими людьми.

По нашему мнению, готовность бакалавров педагогического образования к работе в условиях поликультурной школы представляет собой профессионально значимую их характеристику, включающую психологический, педагогический и методический компоненты. При выявлении содержания названных компонентов мы руководствовались основными положениями этнопедагогического подхода, в соответствии с которыми содержание поликультурного воспитания включает: обеспечение условий для социокультурной идентификации личности; формирование у школьников представлений о сущности культуры, национальной культуры и многокультурном пространстве современного общества; воспитание позитивного отношения к полиэтническому окружению; развитие способности к межэтническому взаимодействию. Как известно, этнопедагогический подход требует учета учителем в педагогической деятельности обычаев и традиций этносов, к которым принадлежат его воспитанники, готовности к эффективному использованию воспитательного потенциала этноса. Соответственно, психологический компонент мы рассматриваем как чувствительность будущего бакалавра к качествам и проблемам детей, их родителей, других педагогов, обусловленным особенностями их национальной принадлежности. Педагогический компонент исследуемой готовности педагога, по нашему мнению, включает достаточные знания в области реализации этнопедагогического подхода при организации воспитательной работы в многонациональной школе. Методический компонент представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное осуществление поликультурного образования обучающихся. К таким знаниям мы относим знание методов поликультурного воспитания: диалога, дискуссии, моделирования, ролевых игр и пр. Будущие учителя должны быть подготовлены к их применению с учетом целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Например, для формирования социокультурной идентичности личности результативно изучение обычаев, этикета, истории страны; поликультурное сознание развивается такими методами, как лекции, эвристические беседы; для развития навыков межкультурного общения используются диалог, дискуссия, ролевые игры. Рассказ, беседа, объяснение и разъяснение, показ, иллюстрация и демонстрация школьникам традиций и культуры различных этносов и народностей являются эффективными средствами формирования ценностных ориентаций школьников.

Бакалавры педагогического образования также должны уметь проводить конференции, форумы, фестивали, конкурсы знатоков и т. п., определять содержание поликультурного воспитания, интегрировать этнокультурный материал в образовательный процесс, осуществлять дифференцированный подход к организации поликультурного воспитания с учетом национальных особенностей и традиций, пошагового введения школьников в мир этнокультур [1], [3], [4], [5], [8].

Проанализировав содержание каждого компонента исследуемой готовности будущего педагога, мы убедились, что в ее структуре отчетливо просматривается наличие знаний, практических умений, мотивации к поликультурному воспитанию школьников. Это позволило нам определить критерии для оценки уровня готовности будущих бакалавров к поликультурному воспитанию школьников: мотивационный, когнитивный, практический, рефлексивный.

Мотивационный критерий в качестве показателей включает ценностные ориентации, мотивацию освоения теории, методики и технологии поликультурного воспитания детей. Показателями когнитивного критерия являются знания теории педагогики, методики поликультурного воспитания и образования школьников. Исследования, проведенные учеными, доказывают наличие корреляционной связи между уровнем сформирован-ности гностических умений и уровнем успешности педагогической деятельности. Поэтому показателями когнитивного критерия являются, по нашему мнению, уровень сформи-рованности таких умений, а также развитость дивергентных способностей как возможность выдвигать разнообразные оригинальные идеи в нерегламентированных условиях деятельности. Практический критерий предполагает в качестве показателей умение и опыт ознакомления школьников с культурой и историей своего этносоциума, интеграцию процесса передачи подрастающему поколению этнокультурного наследия в процесс освоения школьниками общечеловеческих ценностей, воспитание культуры межнациональных отношений школьников в полиэтническом коллективе, диагностику поликультурной воспитанности учащихся. К показателям данного критерия мы также относим наличие коммуникативных умений, проявление доброжелательности и гибкости в педагогическом общении. Рефлексивный критерий представлен в нашем исследовании такими показателями, как уровень сформированности способности будущих педагогов к самооценке деятельности по поликультурному воспитанию школьников и уровень сформи-рованности у них культурологической компетентности.

С учетом перечисленных выше критериев и показателей мы дали характеристику уровней готовности будущих бакалавров к поликультурному воспитанию детей: оптимального, удовлетворительного, неудовлетворительного.

Студентам с оптимальным уровнем готовности присущи устойчивая внутренняя мотивация к поликультурному воспитанию школьников, убеждение в важности и целесообразности формирования у детей национальных и общечеловеческих ценностей; полные знания в области педагогики и психологии, теоретических основ поликультурного воспитания, методики работы с детьми в мультикультурных классах; развитая способность к продуцированию нестандартных решений возникающих между детьми межэтнических и другого рода конфликтов, сформированные коммуникативные и гностические умения; умения в области диагностики поликультурной воспитанности учащихся и разработки исходя из полученных результатов индивидуальных карт учащихся.

Изучение учебных планов и рабочих программ психолого-педагогических дисциплин, ознакомление с практикой подготовки бакалавров педагогического образования на

различных факультетах Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева позволили сделать вывод о том, что определенная работа в исследуемом направлении ведется. Так, студенты факультета художественного и музыкального образования изучают русский, чувашский, татарский фольклор, знакомятся с музыкальными произведениями композиторов - представителей различных национальностей, проживающих на территории Чувашии. На факультете создается культурно-образовательная среда, способствующая более эффективной поликультурной подготовке будущих педагогов [6], [7]. На психолого-педагогическом факультете и факультете дошкольной и коррекци-онной педагогики и психологии будущие бакалавры педагогического образования получают подготовку в области организации внеурочной деятельности этнокультурной направленности [9]. Студенты технолого-экономического факультета изучают декоративно-прикладное искусство, технологию народных ремесел [10]. Весь процесс обучения студентов факультета иностранных языков направлен на формирование у них культурологической компетентности и культуры межнационального общения.

Однако проводимой работы оказывается недостаточно. Результаты нашего исследования свидетельствуют о невысоком уровне готовности педагогов к педагогической деятельности в условиях поликультурной образовательной среды. Наблюдение за педагогическим процессом в общеобразовательных учреждениях показало, что воспитательные возможности этнокультур реализуются недостаточно. Преимущественно это ознакомление детей с культурой своего и соседних народов. В поликультурном воспитании детей недостаточно используются необходимые средства, методы, формы; не уделяется внимания формированию умений общения с народами отдаленного национального окружения, знаний об этих народах. Одной из причин этих недостатков является в целом неудовлетворительный уровень готовности педагогов к поликультурному воспитанию детей.

Таким образом, очевидно несоответствие между социальным заказом на поликультурное воспитание подрастающего поколения и реальным состоянием педагогического процесса в образовательных учреждениях, между стоящей перед педагогическими вузами задачей подготовки будущих бакалавров к работе в условиях поликультурной среды и недостаточной эффективностью решения этой проблемы. В целях устранения данных противоречий, по нашему предположению, необходимо в рамках реализации этнопедагогического подхода внести ряд изменений в процесс подготовки будущих бакалавров. В ходе обучения дисциплинам социально-экономического, общепрофессионального и специального блоков актуализировать такой аспект, как формирование этнической позиции личности студентов. В учебные планы целесообразно ввести в качестве дисциплины по выбору предмет «Поликультурное воспитание в образовательном учреждении». Важное значение также имеют диагностика уровня сформированности готовности студентов к поликультурному воспитанию школьников и коррекция данной готовности с учетом получаемых результатов.

Резюме. Задача мультикультурного воспитания школьников в современных условиях становится как никогда актуальной. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание им своей принадлежности к этим мировым культурным ценностям. Для того чтобы поликультурное воспитание подрастающего поколения было успешным, необходимы педагоги, способные и готовые к решению поставленных задач. Подготовка таких педагогов в вузе, по нашему предположению, требует реализации следующих педагогических условий: формирование этнической позиции личности у студентов; интеграция материала дисциплин социально-экономического, общепрофессионального и специального блоков в формировании психологической, педагогической и мето-

дической готовности студентов; введение в учебный процесс спецкурса «Поликультурное воспитание в образовательном учреждении»; диагностика уровня сформированности готовности студентов к поликультурному воспитанию школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолова М. И., Захарова Л. М. Межнациональное воспитание детей : учебное пособие. - М. : Флинта, 2016. - 176 с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М. : Академия, 1999. - 168 с.

3. Макаев В. В. Некоторые теоретико-методологические аспекты поликультурного образования // Проблемы развития народного образования на Северном Кавказе. - Пятигорск : РАО и ПГЛУ, 1998. - С. 61-70.

4. Малькова З. А., Макаев В. В., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 3-10.

5. Супрунова Л. Л., Свиридченко Ю. С. Поликультурное образование : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / под ред. Л. Л. Супруновой. - М. : Академия, 2013. - 240 с.

6. Тенюкова Г. Г., Хрисанова Е. Г. Культурно-образовательная среда факультета как фактор профессиональной подготовки педагога-музыканта // Мир науки, культуры и образования. - 2013. - № 4(41). - С. 269-272.

7. Тенюкова Г. Г., Хрисанова Е. Г. Организация внеаудиторной музыкально-творческой деятельности будущих педагогов-музыкантов в структуре культурно-образовательной среды вуза // Мир науки, культуры и образования. - 2014. - № 1(44). - С. 168-169.

8. Ткач Л. Т. Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.00. - Ростов н/Д., 2002. - 185 с.

9. Хрисанова Е. Г., Егорова В. М. Поликультурное воспитание детей в структуре профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений // Научный потенциал. - 2011. - № 1(2). - С. 48-54.

10. Хрисанова Е. Г., Серебрякова В. В. Реализация этнопедагогического подхода в профессиональной подготовке будущих учителей технологии // Этнопедагогический ежегодник. - 2012. - № 6. - С. 167-172.

UDC [378.016:39]:373.5.017.4

E. G. Khrisanova, G. G. Tenyukova

ETHNOPEDAGOGICAL APPROACH TO PREPARING BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR TEACHING POLYCULTURAL SCHOOLCHILDREN

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article analyzes the peculiarities of functioning of education system in modern Russia; gives the characteristic of the polycultural environment of educational institutions and professional

© Khrisanova E. G., Tenyukova G. G., 2017

Khrisanova, Elena Gennadyevna - Doctor of Pedagogics, Professor, Actinf Head of the Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Tenyukova, Galina Grigoryevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Theory, History, Methods of Music Teaching, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on March 27, 2017

BecmnuK UTnY um. M. H. Xmeneea. 2017. № 2(94)

activity of teachers in this environment; considers the potential of ethnopedagogical approach to improving multicultural training of students of pedagogical institution; concludes on the necessity of providing polycultural training of future bachelors of pedagogical education at university. The content of the readiness of bachelors of pedagogical education for teaching polycultural schoolchildren is revealed through the characteristic of the levels of this readiness.

Keywords: bachelors of pedagogical education, professional training, polycultural environment, polycultural training, ethnopedagogical approach.

REFERENCES

1. Bogomolova M. I., Zaharova L. M. Mezhnacional'noe vospitanie detej : uchebnoe posobie. - M. : Flinta, 2016. - 176 s.

2. Volkov G. N. Jetnopedagogika : uchebnik dlja studentov srednih i vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. - M. : Akademija, 1999. - 168 s.

3. Makaev V. V. Nekotorye teoretiko-metodologicheskie aspekty polikul'turnogo obrazovanija // Problemy razvitija narodnogo obrazovanija na Severnom Kavkaze. - Pjatigorsk : RAO i PGLU, 1998. - S. 61-70.

4. Mal'kova Z. A., Makaev V. V., Suprunova L. L. Polikul'turnoe obrazovanie - aktual'naja problema sov-remennoj shkoly // Pedagogika. - 1999. - № 4. - S. 3-10.

5. Suprunova L. L., Sviridchenko Ju. S. Polikul'turnoe obrazovanie : uchebnik dlja studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovanija / pod red. L. L. Suprunovoj. - M. : Akademija, 2013. - 240 c.

6. Tenjukova G. G., Hrisanova E. G. Kul'turno-obrazovatel'naja sreda fakul'teta kak faktor professional'noj podgotovki pedagoga-muzykanta // Mir nauki, kul'tury i obrazovanija. - 2013. - № 4(41). - S. 269-272.

7. Tenjukova G. G., Hrisanova E. G. Organizacija vneauditornoj muzykal'no-tvorcheskoj dejatel'nosti bu-dushhih pedagogov-muzykantov v strukture kul'turno-obrazovatel'noj sredy vuza // Mir nauki, kul'tury i obrazovani-ja. - 2014. - № 1(44). - S. 168-169.

8. Tkach L. T. Podgotovka budushhego pedagoga k dejatel'nosti v polikul'turnom obrazovatel'nom uchrezhdenii : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.00. - Rostov n/D., 2002. - 185 c.

9. Hrisanova E. G., Egorova V. M. Polikul'turnoe vospitanie detej v strukture professional'noj dejatel'nosti pedagogov doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij // Nauchnyj potencial. - 2011. - № 1(2). - S. 48-54.

10. Hrisanova E. G., Serebrjakova V. V. Realizacija jetnopedagogicheskogo podhoda v professional'noj pod-gotovke budushhih uchitelej tehnologii // Jetnopedagogicheskij ezhegodnik. - 2012. - № 6. - S. 167-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.