Научная статья на тему 'Педагогические условия подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к организации культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы'

Педагогические условия подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к организации культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FUTURE BACHELOR TEACHER / ПРОФИЛЬ "ТЕХНОЛОГИЯ" / "TECHNOLOGY" PROFILE / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FOLK CRAFTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ирина Анатольевна, Хрисанова Елена Геннадьевна

В статье представлено обоснование педагогических условий подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к организации культурно-образовательного пространства школы, а также их реализация. Данные педагогические условия позволяют достигнуть высокого уровня готовности будущих бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к организации культурно-образовательного пространства, что подтверждает их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Ирина Анатольевна, Хрисанова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING BACHELOR TEACHERS OF «TECHNOLOGY» PROFILE FOR ORGANIZING CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT COMPREHENSIVE SCHOOL

Тhe article describes the pedagogical conditions of training bachelor teachers of «Technology» profile for organizing cultural and educational environment at school and their implementation. These pedagogical conditions provide the high level of readiness of future bachelor teachers of «Technology» profile for organizing cultural and educational environment which confirms their effectiveness.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к организации культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы»

УДК 378.016:62

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЯ «ТЕХНОЛОГИЯ» К ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING BACHELOR TEACHERS OF «TECHNOLOGY» PROFILE FOR ORGANIZING CULTURAL

AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT COMPREHENSIVE SCHOOL

И. А. Казакова, Е. Г. Хрисанова I. A. Kazakova, E. G. Khrisanova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье представлено обоснование педагогических условий подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к организации культурно -образовательного пространства школы, а также их реализация. Данные педагогические условия позволяют достигнуть высокого уровня готовности будущих бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к организации культурно -образовательного пространства, что подтверждает их эффективность.

Abstract. ^e article describes the pedagogical conditions of training bachelor teachers of «Technology» profile for organizing cultural and educational environment at school and their implementation. These pedagogical conditions provide the high level of readiness of future bachelor teachers of «Technology» profile for organizing cultural and educational environment which confirms their effectiveness.

Ключевые слова: педагогические условия, культурно-образовательное пространство, будущий бакалавр педагогического образования, профиль «Технология», метод проектов, народные ремесла.

Keywords: pedagogical conditions, cultural and educational environment, future bachelor teacher, «Technology» profile, project method, folk crafts.

Актуальность исследуемой проблемы. ФГОС ВПО определяет педагогическую и культурно-просветительскую деятельность в качестве основных видов профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования профиля «Технология» [8]. В рамках названных видов деятельности бакалавр призван решать ряд задач, одной из которых является создание культурно-образовательного пространства образовательного учреждения.

Наблюдения за деятельностью будущих бакалавров в процессе прохождения ими педагогической практики показали недостаточный уровень их знаний и умений в области культурно-просветительской деятельности, использования возможностей региональной культурной среды, культурного наследия для организации культурно-образовательной

среды школы. Об этом же свидетельствовали результаты проведенного опроса работников общеобразовательных школ. В то же время анализ учебных планов и программ, в соответствии с которыми осуществляется профессиональная подготовка будущих бакалавров, показывает, что в них названный аспект практически не получил отражения. Вышесказанное свидетельствует о необходимости проведения специальных исследований проблемы подготовки будущих бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к организации культурно-образовательного пространства школы.

Материал и методика исследований. Материалом для исследования послужили труды и научные разработки в области реализации средового подхода в образовании и организации культурно-образовательного пространства как фактора личностного становления обучающихся. В процессе исследования проблемы были использованы такие методы, как анализ научной литературы и педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 1-4 курсов технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Результаты исследований и их обсуждение. В современных педагогических исследованиях (А. И. Бондаревская [1], М. Я. Виленский [3], А. В. Иванов [4], И. Л. Набок [5], Е. А. Чекунова [9], В. А. Ясвин [10] и др.) культурно-образовательное пространство образовательного учреждения рассматривается как социокультурная и педагогическая среда, особым образом организованная в целях стимулирования личностного и творческого развития и саморазвития каждого включенного в нее индивида [7 ]. Всеми учеными отмечается роль педагогов в создании и развитии такого пространства, делается вывод о необходимости целенаправленной подготовки педагогических кадров к организации культурно-образовательного пространства образовательных учреждений в процессе их обучения в вузе.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что проблема подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к организации культурно-образовательного пространства школы остается недостаточно разработанной в плане обоснования педагогических условий, реализация которых обеспечивает эффективное решение проблемы.

В результате анализа состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике мы определили и апробировали следующие педагогические условия подготовки будущих бакалавров педагогического образования к организации культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы:

актуализация потенциала народных ремесел как компонента культурно-образовательного пространства в процессе изучения дисциплин профессионального цикла (организация кружковых объединений, технологический практикум, художественная обработка металлов);

- внедрение в учебный процесс кружка «Проектирование культурно-образовательного пространства школы»;

- включение студентов в различные виды деятельности по организации культурно-образовательного пространства факультета и вуза;

- использование возможностей учебной и производственной практики студентов как важного средства подготовки будущих бакалавров педагогического образования к организации культурно-образовательного пространства школы.

Первым педагогическим условием эффективной подготовки будущего бакалавра профиля «Технология» к организации культурно-образовательного пространства школы является актуализация потенциала народных ремесел как компонента культурно -образовательного пространства в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.

Анализ учебного плана показал, что значительное место в профессиональной подготовке студентов технолого-экономического факультета отводится обучению народным ремеслам: резьбе по дереву, бисероплетению, национальной вышивке, войлоковалянию и др. Это делает возможным обратиться к потенциалу народных ремесел как фактору профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования.

Педагогический потенциал народных ремесел в подготовке бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к организации культурно-образовательного пространства школы проявляется в их воздействии на потребности, мотивы, знания, деятельность и личные качества студентов. Народные ремесла несут в себе историческую память народа, самобытную культуру труда, опыт созидательной деятельности предыдущих поколений. Большое разнообразие конструкций, изделий, свойств обрабатываемых материалов, используемых приемов их обработки способствует развитию личности будущего учителя технологии.

Изучение различных технологий народных ремесел расширяет опыт студентов, развивает эмоциональную сферу и умение владеть инструментом, способствует выработке трудовых навыков, воспитывает художественней вкус, пробуждает желание заняться творчеством, способствует решению задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Овладевая народными ремеслами, будущие бакалавры также готовятся к реализации их педагогического потенциала [6] в работе с детьми.

Вторым педагогическим условием эффективной подготовки будущего бакалавра профиля «Технология» к организации культурно-образовательного пространства школы является введение в образовательный процесс кружка «Проектирование культурно-образовательного пространства школы».

Нами разработана авторская программа кружка, в содержание которой мы включили материал о специфике организации культурно-образовательного пространства в современной школе, роли взаимодействия родителей и педагогов в организации культурно-образовательного пространства школы, о сотрудничестве школы и культурно -образовательных учреждений микрорайона. Особое место в программе занимает изучение основных направлений проектирования культурно -образовательного пространства школы: особенности организации летнего трудового лагеря в школе, оформление классных помещений и коридоров школы, благоустройство пришкольной территории (выращивание и высадка цветочной рассады, разработка эскиза и оформление пришкольных клумб и др.), создание рукотворной предметной среды, выставочных образовательных пространств, проведение различных мероприятий, научно -практических конференций, открытых уроков, фестивалей, мастер-классов, конкурсов, круглых столов и др.

На практических занятиях большое внимание уделялось организации проектной деятельности студентов. Исследования показывают, что обучение методом проектов позволяет организовать учебный процесс как самостоятельную деятельность студентов по творческому решению задач теоретического и прикладного характера [2]. Студентам

предлагались для выполнения в виде проектов такие задания: организация культурно -образовательного пространства в вальдорфских школах; реализация средового подхода в организации культурно-образовательного пространства школы; культурно-образовательное пространство сельской школы и др.

Следующим педагогическим условием является включение студентов в различные виды деятельности по организации культурно-образовательного пространства факультета и вуза. При разработке данного условия мы исходили из положения о том, что культурно-образовательное пространство вуза несет в себе значительный потенциал для профессионального и культурного самоопределения будущих бакалавров, для формирования траектории их профессионально-личностного развития [7].

Создание дизайна интерьера факультета и вуза требует систематической работы, а также наличия определенных знаний, навыков и опыта в работе с художественными, с отделочными и композиционными материалами. Эти навыки студенты приобретают как в процессе изучения дисциплин профессионального цикла, так и в процессе разработки творческих проектов в рамках выполнения выпускных квалификационных работ. Творческие работы студентов применяются для оформления аудиторий и мастерских факультета, используются в качестве наглядных пособий на занятиях по дисциплинам профессионального цикла.

Четвертым педагогическим условием является использование возможностей учебной и производственной практики как важного средства подготовки будущих бакалавров к организации культурно-образовательного пространства школы.

Производственная практика является одним из главных компонентов содержания практической подготовки будущих бакалавров педагогического образования к профессиональной деятельности. Одной из форм производственной практики является педагогическая практика студентов в образовательных учреждениях республики.

В соответствии с разработанной нами программой опытно-экспериментальной работы студенты получили задание создать творческий проект «Модель культурно-образовательного пространства школы». Таким образом, у них появилась возможность более детального рассмотрения специфики культурно-образовательного пространства исследуемого образовательного учреждения, выбора форм и методов его организации.

В программу учебной практики были включены задания на изготовление изделий для оформления аудиторий и мастерских технолого-экономического факультета. Кроме того, студентам предлагалось самим разработать композиционное и цветовое решение изделия, выбрать материалы и инструменты для его изготовления.

Перечисленные педагогические условия были реализованы в педагогическом процессе технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. На завершающем этапе экспериментальной апробации разработанных педагогических условий была проведена диагностика уровня готовности будущих бакалавров к организации культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы по мотивационному, когнитивному, деятельностному критериям. Анализ результатов диагностики показал, что большинство студентов экспериментальной группы обладают высоким уровнем знаний в области современных образовательных технологий, проектирования культурно-образовательного пространства школы и организации культурно-просветительской деятельности в микрорайоне школы. Оценка уровня исследуемой готовности по деятельностному критерию выявила, что студенты экспериментальной группы по сравнению со студентами контрольной группы демон-

стрируют более высокий уровень умения разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, умения профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности. Результаты диагностики по мотивацион-ному критерию также показали повышение уровня мотивации к организации культурно-образовательного пространства образовательного учреждения, культурно-просветительской деятельности у большинства студентов экспериментальной группы. В то же время у студентов контрольной группы наблюдался неустойчивый интерес к организации культурно-образовательного пространства школы.

Резюме. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что реализация выявленных педагогических условий способствует эффективному формированию у будущих бакалавров педагогического образования профиля «Технология» знаний, умений и навыков, необходимых для организации культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревская, А. И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. И. Бондаревская. - Ро-стов-н/Д., 2004. - 22 с.

2. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. - М. : Изд-во МГУ, 2000. - 47 с.

3. Виленский, М. Я. Образовательное пространство как педагогическая категория / М. Я. Виленский, Е. В. Мещерякова // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 2. - С. 8-12.

4. Иванов, А. В. Культурная среда общеобразовательной школы как педагогическое явление : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. В. Иванов. - Тамбов, 2006. - 47 с.

5. Набок, И. Л. Педагогика межнационального общения : учебное пособие для вузов по направлению «Педагогика» / И. Л. Набок. - М. : Академия, 2010. - 304 с.

6. Полевщикова, Т. И. Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии на основе марийских народных ремесел / Т. И. Полевщикова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 2 (82). - С. 165-170.

7. Тенюкова, Г. Г. Культурно-образовательная среда факультета как фактор профессиональной подготовки педагога-музыканта / Г. Г. Тенюкова, Е. Г. Хрисанова // Мир науки, культуры и образования. -2013. - № 5. - С. 269-272.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 - Профессиональное обучение (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 781 [Электронный ресурс] : Федеральный портал «Российское образование». - Режим доступа к порталу: http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm.

9. Чекунова, Е. А. Формирование образовательного пространства современной школы в контексте социокультурных и педагогических инноваций : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Е. А. Чекунова. -Ставрополь, 2012. - 48 с.

10. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.