Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров педагогического образования к культурно-просветительской деятельности на музыкальных факультетах педагогических вузов'

Подготовка бакалавров педагогического образования к культурно-просветительской деятельности на музыкальных факультетах педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER EDUCATION / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHER EDUCATION BACHELOR''S DEGREE / ART OF MUSIC POP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахнова Ирина Владимировна, Лидов Максим Александрович

В статье рассматриваются основные педагогические условия, формы и методы оптимизации подготовки бакалавров педагогического образования к культурно-просветительской деятельности в условиях современной музыкальной эстрады на музыкальных факультетах педагогических вузов. Раскрывается содержание понятий культурно-просветительская деятельность и культурнопросветительская практика бакалавров педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the main pedagogical conditions, forms and methods of optimization of Bachelor teacher education to cultural and educational activities in modern pop music on the music faculties of pedagogy. The content of concepts of cultural and educational activities and cultural-educational practice of undergraduate teacher education.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров педагогического образования к культурно-просветительской деятельности на музыкальных факультетах педагогических вузов»

ф

^ Образование в сфере культуры

4. Бакланова, Н. К. Формирование направленности учителя на профессиональное творчество / Н. К. Бакланова, П. А. Степичев // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. — Москва : МГПИ, 2010. — Т. 8.

5. Гладков, А. Мейерхольд говорит / А. Гладков // Новый мир. — 1961. — № 8. — С. 213.

6. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — Москва : Высш. шк., 1990.

7. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва, 1996.

8. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. — Москва : Педагогика, 1976.

9. Профессиональное мастерство и успешность деятельности специалиста педагогического профиля : монография / под науч. ред. Н. К. Баклановой. — Москва : Экон-информ, 2012.

(^Подготовка бакалавров педагогического

ОБРАЗОВАНИЯ К КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

УДК 378.02:37.016

И. В. Сахнова, М. А. Лидов

Московский педагогический государственный университет

В статье рассматриваются основные педагогические условия, формы и методы оптимизации подготовки бакалавров педагогического образования к культурно-просветительской деятельности в условиях современной музыкальной эстрады на музыкальных факультетах педагогических вузов. Раскрывается содержание понятий культурно-просветительская деятельность и культурнопросветительская практика бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: музыкальное искусство эстрады, оптимизация, педагогическое образование, бакалавр педагогического образования.

This article discusses the main pedagogical conditions, forms and methods of optimization of Bachelor teacher education to cultural and educational activities in modern pop music on the music faculties of pedagogy. The content of concepts of cultural and educational activities and cultural-educational practice of undergraduate teacher education.

Keywords: art of music pop, optimization, teacher education, teacher education bachelor's degree.

Решение проблемы повышения эффективности профессионального образования, в частности оптимизации подготовки бакалавров педагогического образования к культурнопросветительской деятельности в условиях современной музыкальной эстрады на музыкальных факультетах педагогических вузов, требует, в первую очередь, знания особен-

ностей и специфики данной сферы профессиональной деятельности. Именно поэтому необходим анализ структуры, содержания и тенденций развития сферы современного эстрадного музыкального искусства.

Научная традиция изучения отечественной эстрады отражена в работах М.И. Зильбербрандта [4], Е.Д. Уваровой [12; 13],

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 185-191 185

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 185

Ф

19.03.2013 12:30:57

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

В.Б. Фейертага [14] и др. Истории и основам джазового искусства как одного из направлений эстрадной музыки посвящены работы И.М Бриля [3], Е.В Овчинникова [8], Ю.Н. Чугунова [15]. Проблемы отечественной массовой культуры, в том числе и музыкальной эстрады, проанализированы в ряде работ К.Э. Разлогова [9]. Одним из актуальных исследовательских трудов, посвящённых проблемам современной российской эстрады, является диссертационное исследование Е.Л. Рыбаковой «Генезис музыкального искусства эстрады в художественной культуре России» (СПб., 2007) [10].

Основные вопросы, затронутые в вышеперечисленных работах, относятся к сфере истории и философии эстрадной музыкальной культуры, социологии массовой культуры. В этих работах раскрываются музыкально-теоретические и искусствоведческие проблемы некоторых жанров эстрадного искусства (в основном — искусства джаза). Однако специфика образовательного потенциала музыкальной эстрады как отрасли музыкальной культуры современности исследована недостаточно полно, некоторые вопросы и вовсе выпадают из поля зрения учёных.

Наибольший интерес в контексте темы нашей статьи представляют работы К.Э Разлогова, Е.Л. Рыбаковой и В.Г. Кузнецова.

К.Э. Разлогов, исследуя глобальную массовую культуру и анализируя истоки её зарождения, полагает, что в течение XX века массовая культура противостояла модернистским и авангардистским направлениям, элитарной культуре, отсюда такие её характерные черты, как демократичность, доступность и понятность широкому социальному кругу, актуальность затрагиваемых тем и некоторые другие [9].

Е.Л. Рыбакова одной из главных черт современного музыкального искусства эстрады считает его стилевое и жанровое разнообразие, обилие форм музыкальнотворческой деятельности [10].

В работах В.Г. Кузнецова, посвящённых проблемам эстрадно-джазового образова-

ния, представлены не только генезис музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования, но также структурносодержательный анализ профессиональной подготовки специалиста музыкальной эстрады на современном этапе (5—7).

Рассматривая музыкальную эстраду как сценическое искусство малых форм, преимущественно популярно-развлекательного направления, отмечая также её массовость, демократичность, понятность и доступность большей части населения нашей страны, не умаляя значимости её для формирования гражданской позиции молодёжи, основной характерной чертой в данном направлении на современном этапе учёный всё же считает синтез различных видов искусств. Исходя из данного положения, исследователь приходит к выводу о том, что «основными содержательными и структурными факторами высшего эстрадно-джазового образования являются следующие: вариативность, динамичность форм и методов его реализации в соответствии с требования настоящего и будущего» [5, с. 138]. Кроме того, В.Г. Кузнецов считает необходимым в процессе обучения выполнение образовательных задач «социализации индивида, оптимизации способностей, знаний, духовных и созидательных качеств человека ищущего, хранящего и перерабатывающего информацию с целью достижения наиболее полного развития в личностной, социокультурной и профессиональной сферах» [5, с. 137]. Для нас важным является утверждение о том, что «одной из ведущих тенденций профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады на всех уровнях является индивидуализация образования и индивидуализация учебно-творческой деятельности студента. <...> На первый план эстрадно-джазового образования выдвигается его результат, направленность на профессиональное творчество и компетентность выпускника, специалиста музыкальной эстрады. Это достигается за счёт повышения роли и уровня научных исследований, выявления новых областей обучения, реформирования учебных программ, увеличения факультатив-

186

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 186

Ф

19.03.2013 12:30:57

ф

ф

ных и специальных курсов, распространения индивидуальных планов, учёта индивидуальных и психофизиологических особенностей студента при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объёма самостоятельной работы за счёт уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия» [5, с. 137].

Анализируя содержание понятия «профессиональная подготовка будущего специалиста музыкальной эстрады», необходимо исходить из его многогранности: «Не будем забывать, что будущий специалист музыкальной эстрады ... это, прежде всего, специалист, способный к самостоятельной творческой деятельности, результатом которой является создание оригинального творческого продукта, доступного и понятного широким массам слушателей, в то же время отвечающего требованиям современного музыкального искусства, использующего достижения мировой художественной культуры» [11, с. 85]. Рассматривая данную проблему, мы считаем, что одной из важнейших задач процесса профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады следует считать творческое ориентирование на высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности [11, с. 85].

Отталкиваясь от результатов эмпирического наблюдения процессов, происходящих на современной российской эстраде и в эстрадно-джазовом образовании, в частности, опираясь на анализ вышеприведённых источников, мы можем сделать вывод о том, что обобщенный образ современного эстрадного исполнителя предполагает наличие основных показателей его профессиональной деятельности, соответствующих требованиям, предъявляемым к специалисту данного направления искусства, следовательно, в основу подготовки должна быть положена модель его будущей музыкальнотворческой исполнительской деятельности.

Полифункциональный характер такой модели выдвигает целый комплекс требова-

^ Образование в сфере культуры

ний к обязательному минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника: владение исполнительской культурой, музыкально-теоретическими знаниями, навыками игры на нескольких музыкальных инструментах, навыками вокального исполнительства, грамотной образной речью, методикой развития и совершенствования способностей, методикой самостоятельных занятий, некоторыми знаниями в области персонального менеджмента и т.п.

Характеризуя содержательную сторону профессиональной подготовки эстрадного исполнителя в вузе, можно выделить два основополагающих параметра. К первому относится исполнительская подготовка, как теоретическая (овладение основами фундаментальных принципов, составляющих теоретическую сущность музыкального искусства в целом и искусства музыкальной эстрады в частности, знание базисных исторических этапов его развития, новейших открытий и методических исследований в области музыкального исполнительства), так и практическая (овладение методами развития индивидуальных исполнительских способностей и дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование, а также претворение их в педагогической и организационной работе). Второй параметр связан с духовнотворческим развитием в рамках профессии. К нему относятся: умение претворить музыкально-теоретические и музыкальнопрактические знания в жизнь — творческое использование полученных в образовательном процессе исполнительских умений и навыков, умение трансформировать полученные знания на уровне творческого переноса, предвидение результатов собственной творческой исполнительской деятельности (процесс прогнозирования возможных вариантов и ситуаций процесса обучения), духовно-творческий поиск в процессе становления личности студента [11, с. 89].

По сути, мы имеем дело с моделью профессиональной подготовки эстрадного исполнителя. Проанализировав данную модель в контексте образовательного про-

187

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 187

Ф

19.03.2013 12:30:57

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

цесса музыкального факультета педагогического вуза, и в частности в контексте подготовки бакалавров педагогического образования на музыкальном факультете ГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (профиль — Дополнительное (музыкальное) образование в области эстрадно-джазового искусства), мы можем сделать вывод о том, что он в целом соответствует данной модели. Однако некоторые аспекты требуют корректировки, расширения и углубления в сугубо профессиональную сферу. Такая коррекция возможна за счёт увеличения значимости самостоятельной работы студентов, введения в практику учебного процесса факультативов и специальных курсов (курсов по выбору студента), соответствующей организации культурно-просветительской практики.

Корректируя таким образом образовательный процесс, мы не имеем права забывать, что основным направлением профессиональной подготовки на музыкальном факультете педагогического вуза продолжает оставаться педагогическое образование, где культурно-просветительская деятельность является одним из направлений деятельности выпускников, в нашем случае — культурно-просветительская деятельность в условиях современной музыкальной эстрады. Именно поэтому необходимо раскрыть содержание понятия «культурнопросветительская деятельность бакалавра педагогического образования в условиях современной музыкальной эстрады».

Отталкиваясь от вышеизложенных выводов, а также исходя из убеждения в том, что любая музыкально-творческая деятельность на музыкальной эстраде, ориентированная на адекватное отражение и донесение до слушателя определённого художественнообразного содержания исполняемых произведений, отвечающая художественноценностным парадигмам мировой культуры, будет являться в то же время культурнопросветительской, можно рассматривать культурно-просветительскую деятельность бакалавра педагогического образования в

условиях современной музыкальной эстрады как творческую деятельность по созданию оригинального творческого продукта, доступного и понятного широкому кругу слушателей, отвечающего современным требования музыкального искусства, в рамках организации культурного пространства и реализации культурно-просветительских потребностей детей и взрослых, с учетом отечественного и зарубежного опыта, возможностей региональной культурной образовательной среды.

Данное определение не противоречит требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 050100.62 — Педагогическое образование, утверждённого в 2011 году, согласно которому выпускник должен быть готов к «следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая, культурно-просветительская, научноисследовательская» [2, с. 3], а также «решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: <...> в области культурнопросветительской деятельности: изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурнопросветительской деятельности; организация культурного пространства» [2, с. 4].

Также данное определение культурнопросветительской деятельности бакалавра педагогического образования в условиях современной музыкальной эстрады не противоречит требованиям к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата образовательного стандарта по рассматриваемому направлению, которые предполагают формирование у выпускников следующих профессиональных компетенций (ПК) «в области культурнопросветительской деятельности:

• способен разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК— 9);

• способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образо-

188

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 188

Ф

19.03.2013 12:30:57

ф

ф

вательной среды для организации культурнопросветительской деятельности (ПК—10)» [2, с. 7].

Опираясь на содержание модели профессиональной подготовки эстрадного исполнителя и понятие культурно-просветительской деятельности бакалавра педагогического образования в условиях современной музыкальной эстрады, мы можем определить педагогические условия, формы и методы оптимизации подготовки бакалавров педагогического образования на музыкальных факультетах педагогических вузов к культурно-просветительской деятельности в условиях современной музыкальной эстрады.

В данном случае одной из основных форм оптимизации рассматриваемого нами процесса будет выступать культурнопросветительская практика бакалавров.

Однако здесь необходимо учесть тот факт, что принципы и условия организации культурно-просветительской практики на музыкальных факультетах педагогических вузов коренным образом отличаются от концертной исполнительской и культурнопросветительской практики студентов музыкальных факультетов исполнительских направлений вузов культуры и искусства. Перед ними стоят различные цели и задачи: в вузе культуры и искусства это — «пропаганда достижений музыкального искусства и культуры» [1, с. 6], в педагогическом вузе — «организация культурного пространства» [2, с. 4]. Студенты данных учебных заведений имеют различный уровень исполнительской подготовки и чаще всего ориентированы на различную аудиторию.

При этом нельзя не отметить, что «организация культурного пространства», предполагающая, в какой-то степени, более широкий подход к освоению культурных ценностей современного общества, требует, в первую очередь, овладения этими культурными ценностями. И, следовательно, отсутствие развёрнутой музыкальноисполнительской практики как таковой в учебном плане подготовки бакалавров педа-

^ Образование в сфере культуры

гогического образования должно компенсироваться культурно-просветительской практикой, задачи которой, таким образом, расширяются и усложняются.

Предположительно, культурнопросветительская практика студента педагогического вуза будет требовать большей внеаудиторной и самостоятельной подготовки. С этой целью возможно введение в процесс учебно-воспитательной работы дополнительных факультативных курсов или курсов по выбору, а также усиление роли самостоятельной работы студента по некоторым профильным дисциплинам, таким как «Сольное вокальное исполнительство», «Специальный инструмент», «Вокальный ансамбль» или «Класс ансамбля» (согласно избранному студентом профессиональному модулю) и некоторых других. Данная самостоятельная работа должна быть организована и направлена на решение определённых исполнительских задач.

В связи с этим расширяются образовательная и воспитательная роли как преподавателя профильных дисциплин, так и руководителя культурно-просветительской практики. От согласованности и слаженности их работы напрямую зависят результаты данной деятельности. Кроме того, возрастает самостоятельность и ответственность самих студентов за результаты культурнопросветительской деятельности, что соответствующим образом формирует личность будущего педагога-музыканта, педагога-исполнителя.

Несомненно, что в данном направлении учебно-воспитательной работы неприемлем авторитарный тип педагогического воздействия и единственно возможным представляется личностно-ориентированный подход с учётом индивидуальных характеристик студентов в рамках педагогики сотрудничества. Дружелюбная творческая атмосфера, в которой педагоги профильных дисциплин и руководители практики вместе со студентами-практикантами будут создавать культурно-просветительские программы, непременно повысит не только качество

189

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 189

Ф

19.03.2013 12:30:57

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

педагогической работы, но и культурный уровень самих программ.

Таким образом, мы можем представить принципы специально организованной культурно-просветительской практики студентов как некоторые педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса подготовки бакалавров педа-готического образования к культурнопросветительской деятельности в условиях современной музыкальной эстрады:

• единство аудиторной и внеаудиторной деятельности студента, строгое следование целям и задачам обучения, его ориентация на модель будущей профессиональной деятельности;

• усиление роли аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента;

• повышение самостоятельности и ответственности студента за результаты своей работы;

• строгая и целенаправленная организация, регламентирование и контроль за самостоятельной деятельностью студента со стороны преподавателей профильных дисциплин и руководителя практики;

• применение адекватных методов педагогического воздействия в рамках единственно приемлемой в данном направлении работы педагогики сотрудничества.

Введение в учебный план курсов по выбору, способствующих расширению теоретических знаний студентов об исполнительской деятельности в условиях современной музыкальной эстрады, также будет являться ещё одной весьма действенной и эффективной формой оптимизации процесса подготовки бакалавров педагогического образования к культурно-просветительской деятельности в условиях современной музыкальной эстрады. Эти курсы должны отвечать выше обо-

значенным педагогическим условиям оптимизации учебно-воспитательного процесса и, по сути, выступать подготовительным этапом организации культурнопросветительской практики бакалавров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что же касается методов оптимизации процесса подготовки бакалавров педагогического образования к культурнопросветительской деятельности, то мы можем отнести сюда все творческие продуктивные методы обучения и воспитания, применяемые в рамках выше обозначенных педагогических принципов:

• проблемно-поисковые (эвристический, исследовательский);

• методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение);

• методы организации самостоятельной работы (метод постановки цели и задач, метод упражнения, проектный метод, методы контроля и самоконтроля).

Таким образом, основными формами оптимизации подготовки бакалавров педагогического образования к культурнопросветительской деятельности в условиях современной музыкальной эстрады выступают: внедрение в образовательных процесс дополнительных курсов по выбору студента, ориентированных на совершенствование исполнительской деятельности в условиях современной музыкальной эстрады; специальная организация культурнопросветительской практики; целенаправленная внеаудиторная и аудиторная самостоятельная работа студентов. Принципы и методы организации данных форм работы должны отвечать педагогическим условиям оптимизации подготовки бакалавров педагогического образования к культурнопросветительской деятельности в условиях современной музыкальной эстрады.

Примечания

1. ФГОСТ ВПО «Музыкальное искусство эстрады». — Москва, 2011. — 43 с.

2. ФГОСТ ВПО «Педагогическое образование». — Москва, 2011. — 45 с.

3. Бриль, И. М. Практический курс джазовой импровизации на фортепиано : [монографическое издание] / И. М. Бриль. — Москва : Кифара, 2004. — 260 с.: нот.

4. Зильбербрандт, М. И. Песня на эстраде / М. И. Зильбербрандт // Русская советская эстрада 1917— 1929. Очерки истории / [под ред. Е. Д. Уваровой]. — Москва, 1976. — 156 с.

190

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 190

Ф

19.03.2013 12:30:58

ф

^ Образование в сфере культуры

5. Кузнецов, В. Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России : монография / В. Г. Кузнецов. — Москва : Мелограф, 2005. — 180 с.

6. Кузнецов, В. Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях : учебник [для вузов искусств и культуры] / В. Г. Кузнецов. — Москва : Музыка, 2000.

— 244, [2] с. : нот.

7. Кузнецов, В. Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02, 13.00.08 / В. Г. Кузнецов; Моск. гос. ун-т культуры и искусств.

— Москва, 2005. — 601 с.: ил.

8. Овчинников, Е. В. История джаза / Е. В. Овчинников. — Москва : Музыка, 1994. — 547 с.

9. Разлогов, К. Э. Искусство экрана: Проблемы выразительности : монография / К. Э. Разлогов.

— Москва : Искусство, 1982. — 158 с.

10. Рыбакова, Е. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России : автореф. дис. ... д-ра культурологии / Е. Л. Рыбакова. — Санкт-Петербург, 2007. — 44 с.

11. Сахнова, И. В. Вокальная подготовка будущих специалистов музыкальной эстрады : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Сахнова. — Москва, 2008. — 231 с.

12. Уварова, Е. Д. Как развлекались в российских столицах / Е. Д. Уварова. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2004. — 208 с.

13. Уварова, Е. Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917—1945) / Е. Д. Уварова.

— Москва : Искусство, 1983. — 320 с.: ил.

14. Фейертаг, В. Б. Джаз. XX век : Энциклопедический справочник / В. Б. Фейертаг. — Санкт-Петербург : Скифия, 2001. — 564 с.

15. Чугунов, Ю. Н. Гармония в джазе / Ю. Н. Чугунов. — Москва : Современная музыка, 2008.

— 176 с.

ф ф

К ВОПРОСУ СОДЕРЖАНИЯ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАНТА

ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ

УДК 378.02:37.016

А. П. Мансурова

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье анализируются возможности организации подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусства на основе модели становления профессионального мастерства музыканта широкого профиля.

Ключевые слова: музыкант широкого профиля, профессиональное мастерство, подготовка профессиональных кадров для сферы культуры и искусства, структура и содержание подготовки музыкантов широкого профиля.

To the question of the content of the professional multiskilled musician’s model. The opportunities of organization of training of professional musicians for the sphere of the culture on the basis of the professional multiskilled musician’s model.

Keywords: musician of wide profile, professional skill, innovation, algorithmic numeral system, chords’ composition, music education, musician-professional, the musical theory and practice.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 191-196 191

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 191

Ф

19.03.2013 12:30:58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.