ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
К УЛЬТУРА РЕЧИ КАК ПРЕДМЕТ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
УДК 379.8:001.8
О. П. Каледин
Московский государственный университет культуры и искусств
Ф
В статье рассматриваются различные аспекты культуры речи как предмета обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. С этой целью подробно рассматриваются принципы развития культуры речи участников хореографических коллективов и выразительные средства культурно-творческих программ.
Ключевые слова: культура речи, хореографический коллектив, учреждения дополнительного образования для детей, принцип развития речи.
The article deals with various aspects of speech as a matter of training and education in the institutions of additional education. For this purpose, detailed discussion of the principles of speech participants dance groups and expressive means of the cultural and creative programs.
Keywords: of speech, dance team, Institutions of further education for children, the principle of development of speech.
В настоящее время наука располагает несколькими видами культуры речи, которые признаются большинством специалистов.
Предметом нашего научного исследования является часть культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, связанная с постановкой пластикохореографических программ: сценарнорежиссерскими и организационными аспектами проведения культурно-творческих программ. Анализ методики преподавания актерского мастерства и режиссуры известными мастерами сцены (Е.Б. Вахтангов, Л.А. Додин, Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, В.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров, Г.А. Товстоногов, В.Н. Яхонтов) показывает, что на первое место в методике обучения сценической речи они ставили «любовь к слову», включающую дикцион-
ную выразительность, умение владеть речью в движении, воздействовать словом. Наряду с изучением различных школ и студий, в которых преподавались дикция, декламация, речевая выразительность, нами особенно подробно была проанализирована система, разработанная авторами звучащего слова. Этот материал демонстрирует необходимость постоянной работы по развитию речевых дисциплин в учреждениях дополнительного образования детей, изменение их в сторону совершенствования культуры речи участников всех коллективов. В большом перечне любительских коллективов учреждений дополнительного образования детей удельный вес дисциплин по культуре речи в г. Москве 4%. В этих коллективах выстроена четкая система технологии обучения участников коллектива культуре речи, а целенаправленность обучения и «культура речи»
168 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 168-171
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 168
Ф
19.03.2013 12:30:56
ф
ф
стали предметом обучения и воспитания.
Полученные материалы исследования позволили сформулировать понятие «культура речи в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей», которая понимается нами как комплекс специальных теоретических знаний и практических умений и навыков словесного воздействия на аудиторию, для раскрытия художественного образа и педагогического осмысления литературного текста участниками хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.
Опрос участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей выявил у них отсутствие тезауруса понятий культуры речи, а также позволил сделать ряд существенных выводов. Важнейшие из них заключаются в том, что 73% участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей пренебрегают словесным действием, применяя методы пластико-хореографического воздействия, а также в недостаточной степени владеют ведущим средством культурно-досуговой деятельности, которым является живое слово. Акцентируя внимание на значении культуры, 78% опрашиваемых участников хореографических коллективов демонстрировали свое непонимание сущности культуры речи, ее значения в хореографическом действии и авторской технологии создания вербальной образности замысла пластикохореографических программ. Это позволило сделать вывод о том, что участники хореографических коллективов не имеют четких художественно-педагогических ориентиров, связанных с культурой речи, а сама культура речи не отвечает уровню их творческой деятельности.
А ведь именно участникам хореографических коллективов следует реально ощущать и понимать огромные потенциальные возможности, которые заложены в речи, научиться владеть голосовым аппаратом, ясно и образно излагать свои мысли, чувствовать силу воздействия своей речи, ее гибкость,
^ Социально-культурная деятельность
четкость, логичность, красоту.
Особый акцент мы делаем на том факте, что взаимодействие с самодеятельными, любительскими коллективами в рамках учреждений дополнительного образования детей приносит их участникам, с точки зрения органичности и естественности, значительно больше пользы, чем профессиональные исполнители. Опыт деятельности учреждений дополнительного образования детей показывает, что в условиях самодеятельного художественного творчества существует сила взаимного притяжения различных видов и жанров искусств. Самодеятельные хореографические коллективы и отдельные исполнители выступают порой как создатели различных культурнотворческих программ. Здесь проявляются черты общности культурно-творческих программ с традиционным народным творчеством, где в условиях синтеза искусств каждый из любителей проявляет себя в нескольких видах искусства.
Синтез деятельности специалистов профессионалов и участников хореографических коллективов строится на стремлении не выделять обучение в особую самостоятельную форму, а передавать художественные знания и умения так, чтобы их осваивали непосредственно в процессе творчества. Пластико-хореографические программы используются на сценах любых размеров, а это иной характер синтеза искусств в театрализованной культурно-творческой программе. В то же время отмечается недостаточный учет особенностей выразительных средств эстрады: цирка, мюзикла и оперетты, что совершенно необходимо при использовании соответствующих образовательных и воспитательных задач.
Другая причина обращения руководителей хореографических коллективов к выразительным средствам других видов искусств — ориентация на интерес аудитории, в особенности, к эстрадному монологу, миниатюре, песне, стихотворению, басне, которые к тому же могут придать культурнотворческой программе динамизм (отметили
169
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 169
Ф
19.03.2013 12:30:56
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
68% опрошенных).
Полученный материал показывает, что 89% участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей отмечают, что выступления на телевидении, государственном празднике, наиболее эффективно формируют сознание, настраивают воображение, память. Доказано, что восприятие участников хореографических коллективов требует разнообразия, воздействия быстрого и сильного, причем не столько на разум, сколько на чувства, подсознание. Отсюда музыка, танец, пластика стали наиболее востребованы в культурно-творческих программах. Однако педагогические требования единства, целостности хореографических программах сохраняются во всех случаях. Участники хореографических коллективов в культурно-творческих программах (41%) отмечают, что введение выразительных средств других видов искусств часто обусловлено возможностями учреждений дополнительного образования детей.
Характерно, что во всех случаях далеко не всегда удается увязать эти компоненты со всей системой выразительных средств культурно-творческой программы. Чаще происходит сужение художественных возможностей хореографического коллектива. Здесь надо учитывать, что для современного зрителя неприемлемы разрыв с существующей традицией, разрушение художественноэстетической меры, гармонии педагогического и воспитательного. Причина такого положения видится в том, что мотивы, которые движут действия руководителей хореографических программ, носят, в известной степени, внешний по отношению к сущности театрализованного действа характер.
В первую очередь это относится к художественной правде, обусловленной конкретностью формы и жанра речевой деятельности. Синтетичность культурно-творческих программ мы понимаем как обязательную органичность монтажа словесного действия с выразительными средствами пластики и хореографии.
В исследовании главный акцент делается на том, что все выразительные средства пластики и хореографии должны содействовать яркости проявления речевой деятельности. При этом мы подчеркиваем, что термин «культура речи» функционирует, только когда есть целенаправленность и сознательность «речевого действия», направленного на достижение цели с помощью живого слова.
Живое слово — ведущее средство культурно-досуговой деятельности. Говорить
— значит, действовать. Действие — это активность, дающая нам возможность внедрить в других участников хореографических коллективов свои идеи. Дело руководителей хореографического коллектива хотеть внедрять культуру речи участникам или не внедрять. Хотения порождают действия в культурно-творческих программах. Затем руководители хореографического коллектива приступают к разработке культурнотворческой программы, процесс создания которой строится на художественнопедагогических принципах, обеспечивающих физиологический, эмоционально-образный и сценически действенный блоки речевой деятельности.
Первый принцип развития культуры речи участников хореографического коллектива
— учёт физиологических закономерностей художественно-творческой деятельности. Этот принцип обеспечивает такие позиции, как владение голосовым аппаратом и мимикой; ритмичность и координация речи; гармонизация взаимодействия всех частей тела в процессе вербального действия; максимальное развитие возможностей голосового аппарата, данных участников хореографического коллективов учреждений дополнительного образования детей природой.
Другой принцип развития культуры речи у участников хореографических коллективов — это опора на эмоционально-образную направленность творческого процесса пластико-хореографических и культурнотворческих программ. Данный принцип предполагает развитие исполнения, речевой
170
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 170
Ф
19.03.2013 12:30:56
ф
выразительности, музыкальности, образности, аллегоричности, метафоричности, вербального решения, речевой коммуникации.
И, наконец, принцип целостности речевой и хореографической деятельности в культурно-творческих программах в процессе их создания и реализации.
Этот принцип предусматривает: создание драматургической основы пластикохореографических программ; умение участников хореографических коллективов перевести режиссерским замысел на язык вербального действия; владение синтезом речевых жанров сценических искусств.
Таким образом, в учебно-творческом процессе хореографического коллектива учреж-
^ Социально-культурная деятельность
дений дополнительного образования детей культура речи рассматривается не только как объект развития, но и как субъект, имеющий свои особенности и потенциальные возможности. Максимальная эффективность достигается в том случае, если участник хореографического коллектива воспринимает цели руководителя как свои собственные, а это, в свою очередь, обеспечивается достаточно развернутыми личностными характеристиками, наличие которых позволяет педагогам специальных дисциплин убедиться в значимости речевой деятельности. Поэтому культура речи является предметом обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей.
ЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ В ФИТНЕС-КЛУБЕ
УДК 379.8:001.8
И. А. Прилепский
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается значение мотивации как важнейшего звена функциональной системы, определяющей целенаправленное поведение.
Ключевые слова: особенности мотивации, танцевальные программы, фитнес-клуб.
In article value of motivation as most important link of the functional system defining purposeful behavior is considered.
Keywords: features of motivation, dancing programs, fitness club.
В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физиче-
ской активностью. Всё это оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний.
Пропаганда здорового образа жизни соз-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 171-174 171
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 171
Ф
19.03.2013 12:30:56