Научная статья на тему 'Сущность, содержание и функции творческо-производственной деятельности менеджера учреждения культуры'

Сущность, содержание и функции творческо-производственной деятельности менеджера учреждения культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2981
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE WORK / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / FUNCTIONS OF A MANAGER OF THE INSTITUTION OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Галина Николаевна

В статье рассматриваются сущность, содержание и функции творческой и производственной деятельности руководителя учреждения культуры. Автор определяет творческую и производственную деятельность менеджера как особое социальное и культурное явление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the essence, content and functions of the creative and production activity of a manager of the institution of culture. The author defines a creative and production activity of a manager as a specific social and cultural phenomenon inclusive staff, financial, material and creative resources of the institution of culture.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание и функции творческо-производственной деятельности менеджера учреждения культуры»

ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

жительства.

Приоритетом в этой социально-культурной «политике» должно быть формирование такой личности, которая способна творчески подходить к новым условиям, духовно и нравственно преобразуя мир вокруг себя, действуя во имя и на благо человека.

профессиональной компетенции руководителей хореографических коллективов через теоретические и практические семинары, курсы повышения квалификации.

Решение данных задач, мы надеемся, поможет определить «политическую составляющую» в работе с населением по месту

Примечания

1. Нилов, В. Н. Интеграция хореографического искусства в социально-культурную среду клубов и центров по месту жительства г. Москвы. Московский фестиваль хореографии «Танцующий город» / В. Н. Нилов // О состоянии и перспективах развития досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства 2010—2011 годы. — Москва : ГБУ НМЦ СВР ДСМП, 2010. — С. 43—50.

2. Нилов, В. Н. Хореография : [методическое пособие для руководителей творческих коллективов общеобразовательных школ, клубов и центров по месту жительства] / В. Н. Нилов. — Москва : ГБУ НМЦ СВР, 2010. — 104 с., прил. 2 СД диска.

3. Нилов, В. Н. Бальная хореография : [методическое пособие для хореографических коллективов клубов, центров и общеобразовательных школ по месту жительства] / В. Н. Нилов. — Москва : ГБУ НМЦ СВР, 2012. — 198 с., прил. СД диск.

4. Пуртова, Т. В. Танец на любительской сцене. (ХХ век: достижения и проблемы) / Т. В. Пуртова.

— Москва : ГДНТ, 2006.

5. Рябова, Н. Е. Социально-культурные условия воспитания гражданственности у подростков в процессе фестивального движения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Е. Рябова. — Москва : МГУКИ, 2010.

6. Уральская, В. И. Хореографическая самодеятельность / В. И. Уральская, Т. В. Пуртова // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории (конец 1950 — 1990-х годов).

— Санкт-Петербург : ГИИ, 1999. — С. 335—354. *

С

УЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ТВОРЧЕСКО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Ф

УДК 379.8:001.81

Г. Н. Новикова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются сущность, содержание и функции творческой и производственной деятельности руководителя учреждения культуры. Автор определяет творческую и производственную деятельность менеджера как особое социальное и культурное явление.

Ключевые слова: творчество, производство, деятельность, функции руководителя учреждения культуры.

The article examines the essence, content and functions of the creative and production activity of a manager of the institution of culture. The author defines a creative and production activity of a manager as a specific social and cultural phenomenon inclusive staff, financial, material and creative resources of the institution of culture.

Keywords: creative work, production, activity, functions of a manager of the institution of culture.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 137-142 137

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 137

Ф

19.03.2013 12:30:53

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль

В Ц елевой Федеральной программе «Культура России (2012—2016 годы)» представлена концепция долгосрочного развития культуры России. В ней главная роль в формировании человеческого капитала, переходе страны от сырьевой к инновационной экономике, интеллектуальному и культурному развитию отводится культурной среде, позволяющей личности осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.

Культурная среда, по мнению разработчиков программы, становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую.

Творческо-производственная деятельность учреждений культуры является важнейшей составной частью и определяющим фактором формирования культурной среды и представляет собой процесс созидания качественно новых, уникальных материальных и духовных ценностей. Она пронизывает все виды, формы и направления деятельности учреждений культуры.

Главными сферами творческо-производственной деятельности становятся творческие, производственные и управленческие направления, охватывающие производственные и творческие процессы. Творческопроизводственная деятельность включает в себя такие действия, как поиск неординарных идей, способствующих развитию личности; разработку новых проектов, направленных на сохранение и развитие сферы культуры; поиск талантливых исполнителей, организацию их творческой деятельности, подбор высококачественного репертуара; поиск инвесторов; разработку PR-кампании проекта; создание имиджа и узнаваемого бренда проекта; планирование творческого роста коллектива, карьеры артиста, творческой группы; подбор команды специалистов, поэтапно решающих поставленные творческие задачи.

Творческо-производственная деятельность как отрасль профессионального знания и практической деятельности в соци-

окультурной сфере основывается на знаниях философии, эстетики, литературоведения, искусствоведения, педагогики, психологии, на изучении истории и теории социальнокультурной деятельности, классического и артистического менеджмента, опыта достижений и неудач выдающихся деятелей культуры и искусств, менеджеров современности, на анализе и обобщении научных и эмпирических данных, полученных в ходе исследований. Все это способствует выработке общих принципов творческого процесса в социокультурной сфере, эффективного управления, приводит к типизации и разработке инновационных технологий создания различных форм и условий их практического применения.

Необходимость разработки и создания целостной системы формирования современной культурно образованной, духовно развитой личности путем включения ее в творческо-производственную деятельность учреждений культуры с особой остротой ставит вопрос рассмотрения сущности творческо-производственной деятельности.

Являясь производным из двух составляющих, понятие «творческо-производственная деятельность учреждений культуры» включает в себя два равнозначных понятия «творчество» и «производство».

Проблема творчества, творческой деятельности с античных времен привлекала внимание философов (Платон, Аристотель и др.). Творческая деятельность стала предметом исследований И. Канта, Ф. Шиллера, рассматривающих творчество в единстве сознательной и бессознательной деятельности творца [4]. Дальнейшее развитие изучение творчества получило в работах А. Камю, Ж.-П. Сартра, В. Хайдеггера.

Творчество, по мнению этих философов, представляет собой продуктивную способность личности, направленную на экстатический прорыв в деятельности. Творческий экстаз, в понимании М. Хайдеггера, представляет собой наиболее адекватную форму существования человека-творца.

Религиозно-философский взгляд пони-

138

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 138

Ф

19.03.2013 12:30:53

ф

ф

мания творчества нашел свое отражение в трудах Н.А. Бердяева, видевшего смысл творчества в духовном развитии личности. Непременным условием духовного развития личности должна стать свобода выбора [1].

Значительным прорывом стали современные отечественные психологические и педагогические исследования проблем творчества, необходимости сознательного управления творческими процессами (Д.Б. Богоявленская, Л.В. Выготский, Л.В. Занков, А.М. Матюшин, М.И. Махмутов, Д.Б. Эльконин и др.) [2]. Психолого-педагогические исследования проблем формирования творческой личности вскрывают и возможности формирования креативности специалиста социально-культурной деятельности [5].

Мы можем сделать некоторые обобщения, характеризующие понятие «творчество»: это, во-первых, создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей; во-вторых, творчество представляет собой процесс созидания и проявляется как деятельное свойство личности; в-третьих, творчество рассматривается как созидательная деятельность и результат этой деятельности.

Творчество подразделяется на виды: научное творчество, самостоятельное творчество отдельной личности или коллектива, самодеятельное творчество, народное творчество, художественное, литературное, техническое творчество. Кроме того, представляя собой продукт деятельности, творчество может выступать как совокупность созданного, сотворенного в результате деятельности (творчество А.С. Пушкина, детское творчество, русское народное творчество и т.п.).

Великий русский реформатор сценического искусства К.С. Станиславский [7] определил элементы творчества актера, среди которых мы выделяем те, которые необходимы и в творческой деятельности специалистов учреждений культуры: воображение; внимание; способность к общению; чувство правды; эмоциональная память.

Развитость перечисленных элементов

^ Социально-культурная деятельность

творчества заставляет творца быть внимательным к социальным процессам, подмечать необычные стороны явлений, создавать базу творческих замыслов, находить яркие эмоциональные образы, находить интересных необычных людей и привлекать их к проектам и т.д.

Важными структурными компонентами творческого процесса профессионала, работающего в социально-культурной сфере, являются [3, с. 11]:

• дивергентное мышление (беглость, гибкость, разработанность темы); мотивация на творческую деятельность (система ценностных ориентаций);

• развитые черты креативной личности (потребность в познании, самостоятельность, автономность).

В структуру творческой деятельности необходимо добавить и такую важную составляющую, как художественное мышление, поскольку оно является важнейшей составной частью профессионального мышления специалиста, работающего в социокультурной сфере [8, с. 15].

Развитое художественное мышление способствует рождению художественной идеи, конструированию замысла, поиску адекватных форм и средств выразительности в моделировании эмоционально-образного решения конкретной формы и отражения концептуально-философской сверхзадачи.

Создание яркого, запоминающегося художественного образа программы или проекта творческо-производственной деятельности выступает как результат коллективной или индивидуальной творческой деятельности, как отражение творческой индивидуальности создателя, его авторского кредо.

В процесс производства включаются кадровые, финансовые, материальные и творческие ресурсы, подсчитываются затраты и возможная прибыль, осуществляются планирование, организация и контроль за деятельностью всех структур, включенных в производственную деятельность, формируются условия для эффективной деятельности, уточняются цели и задачи и предпола-

139

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 139

Ф

19.03.2013 12:30:53

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

гаемые результаты. Рациональная и системная управленческая деятельность менеджера способствует упорядочению всех творческих и производственных служб и подразделений на различных этапах работы над проектом, от замысла до реализации, и становится важнейшим условием творческопроизводственной деятельности.

Важнейшей технологической функцией творческо-производственной деятельности становится организация взаимосвязи между всеми процессами творческой деятельности. Определяющим признаком такого взаимодействия в творческо-производственной деятельности является использование технологий социокультурной сферы, включающих организационно-творческие и управленческие методы менеджмента.

Рассматривая виды социокультурного менеджмента, авторы книги «Введение в социокультурный менеджмент» В.М. Чижиков и В.В. Чижиков выделяют четыре основные функции менеджера, работающего в сфере творческо-производственной деятельности, исходя из основных ее аспектов [9, с. 269—277]: художественный аспект; организационный аспект; маркетинговый аспект; финансовый аспект.

Однако характер творческо-производственной деятельности менеджера, работающего в социокультурной сфере, не может быть сведен лишь к перечисленным функциям. Менеджер занимается всей совокупностью видов творческо-производственной и организационно-управленческой деятельности, связанной с планированием, разработкой и реализацией творческого проекта, формированием имиджа исполнителя, творческой группы, с организационной деятельностью, созданием управленческой команды, поиском технического оборудования, производством рекламной продукции, выявлением сегментов рынка востребованности будущего проекта, связями с общественностью, мерчандайзингом и т. п.

Творческо-производственная сфера учреждений культуры имеет еще более широкое поле деятельности, и ее художественно-творческий

продукт еще более многообразен.

Под ним можно понимать разработку и производство разнообразных социальнокультурных проектов, социально-культурных акций, культурно-досуговых и развлекательных программ, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных вечеров, показов творческих работ, выставок художественных произведений, производство кино-, аудио- и видеопродукции.

Кроме того, творческо-производственная деятельность учреждений культуры оказывает непосредственное влияние на формирование общественного мнения, оценочные суждения и вкусы публики, вовлекая ее в освоение, а возможно, в дальнейшем — и созидание культурных ценностей.

По нашему мнению, наиболее полно отражают весь спектр творческо-производственной деятельности следующие технологические функции, объединенные в группы:

1. Проектно-технологическая группа функций включает концептуальную разработку идеи творческого проекта как отражения творческо-производственной деятельности, формирование проекта как художественно-творческой продукции, направленной на развитие художественного вкуса публики, организацию высоко эстетического отдыха, культурного общения.

2. Художественно-творческая группа функций включает сценарную, постановочную и воспитательную деятельность внутри творческого коллектива, разработку творческого имиджа проекта, конкретной «звезды», группы, разработку сценографии, костюмов, эмоционально-образного и музыкального решения проекта, а также подготовку продукции, направленной на рекламу проекта.

3. Организационно-управленческая группа функций связана с поиском учредителей, формированием команды единомышленников, корпоративного имиджа команды и ее сотрудников, планированием деятельности; подготовкой и проведением концертногастрольной работы, ведением переговоров, установлением контактов с учреждениями

140

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 140

Ф

19.03.2013 12:30:54

ф

ф

культуры, общественными организациями, концертными организациями, площадками, необходимыми организациями и учреждениями, отдельными юридическими и творческими лицами, производством костюмов и сценических аксессуаров, изготовлением оборудования для сцены, закупкой или арендой техники и т.п.

4. Маркетинговая группа функций направлена на решение исследовательских задач по выявлению возрастных, социальногрупповых интересов аудитории, сегментации рынка, выявлению и формированию основных потребителей художественнотворческой продукции.

5. Функции связи с общественностью и рекламы решают задачи стимулирования и продвижения художественно-творческой продукции на рынок, организации связи с органами массовой информации, проведения презентаций, выставок, пресс-конференций, а также других видов необходимой рекламы — афиш, листовок и т.п.

6. Коммерческая и финансово-экономическая группа функций творческопроизводственной деятельности связана с концептуальной разработкой коммерчески выгодного бизнес-плана и формированием бюджета проекта; поиском инвесторов; согласованием цен на оформление проекта и условий для его реализации, а также осуществлением продажи художественно-творческого продукта на рынке (аренда помещений, концертных залов, технического оборудования, пошив костюмов, продажа компакт-дисков, аудио- и видеокассет, аппаратуры, продажа билетов, мерчандайзинг) и т.п.

7. Юридически-правовая группа функций творческо-производственной деятельности подразумевает решение задач по подготовке всей юридической документации, связанной с деятельностью организации, осуществлением конкретного проекта, защитой авторских прав и отстаиванием, по мере необходимости, интересов авторов, исполнителей, служащих в суде и арбитраже.

Таким образом, менеджер творческопроизводственной деятельности выполняет

^ Социально-культурная деятельность

следующие управленческие действия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• планирует деятельность организации по поиску и отбору неординарных произведений, разработке идеи творческих проектов и самих проектов;

• осуществляет отбор (кастинг) творческих коллективов, талантливых исполнителей («звезд», коллективов, театров) для осуществления существующего или разработки и реализации нового творческого проекта;

• организует творческое развитие, репетиционную и концертную деятельность творческих коллективов, отдельной «звезды»;

• производит набор штатных единиц, решающих творческие, организационные и финансово-экономические задачи;

• координирует деятельность специалистов организации, включая все рабочие службы, задействованные в разработке и реализации творческого проекта (создание сценического имиджа «звезды», проведение маркетинговых исследований, рекламных кампаний; различных форм связей с общественностью и т.п.);

• осуществляет надзор за производством сценических аксессуаров, пошивом сценических костюмов, закупкой или производством музыкальных инструментов, светового, звукового, технического оборудования;

• осуществляет надзор за изготовлением, распространением и продажей рекламнопечатной продукции, книг, журналов, музыкальных аудио- и видеоклипов, билетов, афиш, листовок и т.п.;

• осуществляет деятельность по разработке и организации гастрольных турне (формулирование целей турне и определение маршрута, выявление его экономической и творческой целесообразности, условий для проведения творческих концертов, встреч, наличие транспорта и комфортных условий быта гастролирующей группы, «звезды» и т.п.);

• стимулирует мотивацию сотрудников на эффективное выполнение поставленных задач (разработка системы поощрения — премии, продвижение по службе и т.п.), а зрителей — на активное посещение реализованного творческого проекта (система

141

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 141

Ф

19.03.2013 12:30:54

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

Ф

скидок при посещении концертов, подарки, система качественных услуг и т. п.);

• осуществляет поэтапный контроль за деятельностью персонала, занятого в реализации поставленных задач на каждой фазе, и деятельностью каждого сотрудника и всех служб, включенных в осуществление проекта.

Творческо-производственная деятель-ность является особой интеллектуальной профессией. Управленческую работу по созданию коммерчески выгодного высокохудожественного проекта можно сравнить с созданием мозаичного рисунка, отдельные элементы которого разбросаны по разным коробкам, с выбором одного правильного решения из многочисленных комбинаций

возможных, потенциальных действий.

Основным требованием для принятия эффективного, единственно правильного решения является понимание масштабов проблемы и наличие адекватной информации, чему способствуют коммуникации.

Творческо-производственная деятельность представляет собой технологическую систему исследовательской, конструктивной, творческой и организационноуправленческой деятельности по выявлению социокультурных проблем, определению причин их возникновения, постановке целей и задач творческо-производственной деятельности в решении выявленных проблем, разработке путей, форм и средств достижения поставленных целей и задач.

Примечания

1. Бердяев, Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. — Москва : Фолио-Аст, 2002. — 688 с.

2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский ; [предисловие А. Н. Леонтьева].

— Москва : Искусство, 1986. — 573 с.

3. Желткова, Т. И. Формирование креативности у будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Желткова. — Москва : МГУКИ, 2007.

4. Кант, И. Избранные сочинения : в 2 т. / И. Кант; под ред. А. П. Клемешева, В. Н. Брюшинкина.

— Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. — Т. 2. — 269 с.

5. Леонтьев, Д. А. Пути развития творческой личности как определяющий фактор / Д.А. Леонтьев // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л. С. Выготского: Четвертая Международ. конф. — Москва : РГГУ, 2004. — С. 214—223.

6. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учебное пособие / Г. Н. Новикова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : МГУКИ, 2010. — С. 51—63.

7. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве // Собрание сочинений : в 9 т. / К. С. Станиславский ; [предисловие О. Н. Ефремова]. — Москва : Искусство, 1988. — Т. 1. — С. 489—499.

8. Тихоновская, Г. С. Сценарно-режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ : монография / Г. С. Тихоновская. — Москва : Изд. Дом МГУКИ, 2010. — С. 15.

9. Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков.

— Москва : МГУКИ, 2006. — С. 269—277.

Ф

142

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 142

Ф

19.03.2013 12:30:54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.