ф
^ Социально-культурная деятельность
го воспитания детей средствами музыкального фольклора, которая подтверждается в случае положительной динамики продвижения ученика к более высокому уровню.
Таким образом, разработанная нами модель этнокультурного воспитания детей
Примечания
1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — Москва : Педагогика, 1989. — 190 с.
2. Матушанский, Г. У. Проектирование системы непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы / Г. У. Матушанский. — Казань : Новое Знание, 1999. — С. 41.
Педагогический словарь : [для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений] / [под ред. А. Ю. Коджаспирова, Г. М. Коджаспировой]. — Москва : Академия, 2003. — 176 с.
4. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе : учебное пособие [к курсу «Педагогика народного художественного творчества»] / Т. К. Солодухина. — Москва ; Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. — 191 с.
5. Степанов, Е. Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / Е. Н. Степанов // Воспитание школьников. — 2002. — № 6. — С. 2—5.
6. Шамсутдинова, Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д. В. Шамсутдинова. — Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2001. — 256 с.
7. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. — Москва : Наука, 1966. — С. 43.
8. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория : монография / Н. Н. Ярошенко. — Москва : МГУКИ, 2000. — 204 с.
младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора будет способствовать эффективному проведению педагогической деятельности по решению данной проблемы в учреждениях дополнительного образования.
Ф
Ф
^у/Содель взаимодействия региональных
ИНСТИТУТОВ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ
УДК 379.8:001.891.572
В. Ю. Попов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается модель взаимодействия различных региональных институтов — учреждений культуры и художественного образования, органов власти и др. в целях создания оптимальной системы полноценного включения инвалидов в социально-культурное пространство региона.
Ключевые слова: инвалид, модель, социально-культурная деятельность, учреждения культуры.
In article are considers the model of interaction of different regional institutes — cultural institutions and art education, authorities, etc. for creation of optimum system of full inclusion of disabled people in welfare space of the region.
Keywords: disabled person, model, welfare activity, cultural institutions.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 147-151 147
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 147
Ф
19.03.2013 12:30:54
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
Развитая сеть учреждений культуры в Рязанской области является одним из важнейших факторов эффективной работы с инвалидами, так как учреждения находятся в шаговой доступности, предлагают целый комплекс услуг — как в сфере культурного досуга, так и в обучении творческим специальностям. Деятельность всех учреждений координируется Министерством культуры и туризма Рязанской области, образовательными, музейными, библиотечными методическими центрами. Постоянно ведутся мониторинги качества предоставления услуг в сфере культуры, кадрового состава, методической и практической деятельности. Системный подход, активная информатизация способствуют быстрому распространению необходимой информации, помогают оперативно решать возникающие проблемы по самым разным направлениям деятельности.
Для координации работы учреждений культуры региона в направлении развития социально-культурной деятельности инвалидов необходима система, обеспечивающая возможность оперативного реагирования на потребности инвалидов. Мы определили шесть компонентов, составляющих модель взаимодействия региональных институтов.
1 компонент модели — это сам инвалид. Его участие в социально-культурной жизни региона зависит сегодня от следующих факторов:
• места проживания (город или село), наличия учреждений культуры и художественного образования в непосредственной близости от места проживания;
• причины инвалидности (возможности ведения творческой деятельности с тем или иным диагнозом);
• приспособленности инфраструктуры (наличия пандусов, подъёмников для колясочников, специальных технических средств, специально обустроенных туалетных комнат и т.д.);
• кадрового состава учреждений культуры (наличия в штате учреждения психолога, сурдопереводчика и т.д., достаточной педагогической квалификации работников культуры).
В нашей модели инвалид находится в
центре, получая от остальных компонентов модели помощь в оперативном и комфортном включении в социально-культурное пространство региона.
2 компонент — учреждения культуры Рязанской области.
1. Библиотеки — областная универсальная научная библиотека имени Горького, областная юношеская библиотека, областная детская библиотека, областная библиотека для слепых, муниципальные библиотеки.
Основные направления организации социокультурной деятельности инвалидов в библиотеках региона:
1) обеспечение доступности зданий библиотек для всех категорий инвалидов (подача заявок в региональные программы);
2) оперативное обеспечение специалистов всех творческих направлений специальной литературой, инвалидов — изданиями спецформатов;
3) проведение выставок и презентаций специальной литературы;
4) развитие электронных видов коммуникации и обслуживания, электронных читальных залов;
5) использование нестационарных методов обслуживания;
6) проведение мероприятий со всеми группами инвалидов и их семьями.
Библиотеки являются важнейшими общественными информационными и досуговыми центрами в большинстве населённых пунктов Рязанской области. Наибольший опыт работы с инвалидами имеет областная специальная библиотека для слепых. Для распространения этого опыта планируется наладить более тесное взаимодействие специальной библиотеки с библиотеками муниципалитетов региона, организовать систематические выезды в районы для проведения кустовых совещаний, проведения встреч с читателями с особыми потребностями.
Областная детская библиотека является инициатором оригинальных проектов для детей-инвалидов, среди которых — создание в 2013 году студии мультипликации для детей с ограниченными возможностями.
148
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 148
Ф
19.03.2013 12:30:54
ф
ф
Областная универсальная научная библиотека имени Горького, являясь региональным библиотечным научным центром, осуществляет проведение научно-практических конференций, семинаров в направлении развития социально-культурной деятельности инвалидов. Среди главных задач — максимальное включение в эту работу специалистов муниципальных библиотек.
2. Музеи — областной художественный музей, музеи С.Н. Худекова, И.П. Павлова, К.Э. Циолковского, музей-заповедник С.А. Есенина, муниципальные музеи. Основные направления организации социокультурной деятельности инвалидов в музеях региона:
1) обеспечение доступности зданий музеев для всех категорий инвалидов (подача заявок в региональные программы);
2) проведение специальных экскурсий и анимационных программ:
• разработка специальных маршрутов знакомства для различных категорий инвалидов;
• подготовка адаптированных текстов экскурсий для инвалидов с нарушениями психического здоровья;
• подбор экспонатов для тактильного осмотра и т.д.;
3) предоставление выставочных площадей для творческих работ инвалидов;
4) подготовка передвижных выставок для разных категорий инвалидов;
5) разработка, изготовление и размещение на сайтах и региональном портале музеев виртуальных экскурсий.
Самой сложной проблемой по привлечению инвалидов в музеи области является их (музеев) размещение в памятниках истории и архитектуры, что часто делает невозможным приспособление помещений для инвалидов. Выход видится, в том числе, в создании специальных экспозиций в отдельных залах, доступных для инвалидов, в выстраивании специальных маршрутов, позволяющих максимально ознакомить инвалидов с экспозициями. Особое внимание региональным музеям рекомендуется уделять анимационным программам, позволяющим в доступной форме
^ Социально-культурная деятельность
рассказывать об истории рязанского края, о его знаменитых людях.
2013 год в Рязанской области объявлен Годом музеев, и среди главных составляющих проекта — развитие музейной педагогики, в том числе использование огромного потенциала музеев в направлении реабилитации инвалидов.
3. Театры — областной театр драмы, областной театр для детей и молодёжи, областной театр кукол, музыкальный театр.
Основные направления организации социокультурной деятельности инвалидов в театрах региона:
1) обеспечение доступности зданий театров для всех категорий инвалидов (подача заявок в региональные программы);
2) организация благотворительных показов;
3) организация выездов в муниципалитеты для показа спектаклей и концертов для людей с ограниченными возможностями здоровья;
4) оказание помощи при подготовке фестивалей творчества инвалидов;
5) оказание методической помощи при организации драматических кружков и студий с участием инвалидов;
6) организация специальных экскурсий по театрам.
4. Филармония — Рязанская областная филармония.
Основные направления организации социокультурной деятельности инвалидов в филармонии:
1) обеспечение доступности здания филармонии для всех категорий инвалидов (подача заявок в региональные программы);
2) организация благотворительных концертов;
3) предоставление залов для проведения конкурсов и фестивалей с участием инвалидов, оказание методической помощи в их организации;
4) организация выездов в муниципалитеты для показа концертов для людей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Клубные учреждения — во всех муниципалитетах Рязанской области. Основные направ-
149
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 149
Ф
19.03.2013 12:30:54
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
ления организации социокультурной деятельности инвалидов в клубных учреждениях:
1) обеспечение доступности зданий культурно-досуговых учреждений для всех категорий инвалидов (подача заявок в муниципальные и региональные программы);
2) взаимодействие с учреждениями социальной, образовательной сфер муниципалитета, общественными организациями по привлечению инвалидов в культурно-досуговые учреждения;
3) проведение мониторингов индивидуальных творческих потребностей и способностей инвалидов;
4) создание комфортных условий для совместного творчества инвалидов и людей без проблем здоровья;
5) определение вектора развития социальнокультурной деятельности каждого инвалида.
Учреждения культурно-досугового типа являются самыми массовыми, доступными и востребованными учреждениями культуры Рязанской области. Расположенные на территории муниципальных образований, в том числе и в отдалённых сельских поселениях, они являются центрами социальнокультурной среды.
Организация культурно-досуговых мероприятий с участием инвалидов, поддержка самодеятельных коллективов, клубных формирований, реализация творческих проектов, несомненно, будут способствовать развитию социально-культурной деятельности инвалидов. «В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определённого психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психологопедагогические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощается инициатива и самодеятельность» [1, с. 48].
Среди главных региональных проблем по работе с инвалидами — слабая кадровая обеспеченность. Пока ещё высок процент работников, не имеющих специального образования в сфере культуры, а значит, не обладающих необходимым объёмом знаний и умений для работы с населением. Эта ситуация в первую очередь отрицательно влияет на привлечение
в клубы людей с проблемами здоровья. В связи с этим совместно с Рязанским институтом развития образования организованы курсы повышения квалификации работников культуры, где большое внимание уделяется работе с маломобильными группами населения, в том числе — с инвалидами. Особое внимание специалистам культурно-досуговых учреждений будет уделено в рамках курсов повышения квалификации, которые будут проходить в 2013—2014 учебном году.
6. Образовательные учреждения сферы культуры — Рязанский музыкальный колледж имени Г. и А. Пироговых, Рязанский колледж культуры, Рязанское художественное училище имени Г.К. Вагнера, муниципальные детские школы искусств.
Основные направления организации социокультурной деятельности инвалидов в образовательных учреждениях сферы культуры:
1) обеспечение доступности зданий образовательных учреждений сферы культуры для всех категорий инвалидов (подача заявок в муниципальные и региональные программы);
2) осуществление предпрофессионального и профессионального обучения инвалидов творческим специальностям, внедрение инклюзивного художественного образования;
3) проведение профориентационной работы в направлении пропаганды творческих профессий.
Анализ развития специального образования показывает, что в 90-е годы ХХ столетия приоритетным направлением выдвигается идея совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей.
Среди главных региональных задач в этом направлении — развитие методической базы по работе с инвалидами, создание в регионе центров инклюзивного образования. Первый такой центр откроется на базе Рязанского музыкального колледжа имени Г. и А. Пироговых в сентябре 2013 года.
3 компонент — методические центры, координирующие работу тех или иных групп учреждений: областной научно-методический
150
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 150
Ф
19.03.2013 12:30:54
ф
ф
центр народного творчества; методический отдел библиотеки имени Горького, методический детско-юношеский центр художественного творчества, музейный методический центр.
Основные направления организации социально-культурной деятельности инвалидов:
1) координация методической деятельности домов культуры, областных и муниципальных библиотек, музеев, образовательных учреждений сферы культуры в направлении развития социально-культурной деятельности инвалидов;
2) обучение специалистов для работы с инвалидами, организация выездных семинаров и мастер-классов в муниципалитетах области;
3) выпуск методических пособий, специальных программ;
4) координация подготовки и проведения мероприятий, проводимых в муниципалитетах.
4 компонент — Министерство культуры и туризма:
1) готовит предложения в Правительство Рязанской области и Рязанскую областную Думу по утверждению нормативных документов, способствующих социально-культурному развитию инвалидов, направляет проекты программ;
2) ведёт мониторинг ситуации по включению инвалидов в социально-культурное пространство Рязанской области;
3) осуществляет координацию деятельности методических центров и учреждений культуры области в направлении развития социальнокультурной деятельности инвалидов;
4) осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по работе с
^ Социально-культурная деятельность
инвалидами.
5 компонент — институты, которые опосредованно оказывают влияние на систему включения инвалидов в социально-культурную среду:
1) средства массовой информации влияют на формирование отношения общества к инвалидам;
2) система здравоохранения осуществляет постоянное медицинское сопровождение инвалидов. Поставленные диагнозы, результаты медицинских наблюдений являются важнейшими данными для выбора вектора социально-культурного развития инвалида;
3) система социального обеспечения осуществляет постоянное социальное сопровождение инвалидов, важнейший институт, возглавляющий процесс по организации и проведению реабилитационных мероприятий;
4) система общего и специального общего образования. Практически все инвалиды обучались или обучаются в этой системе. В общем образовании накоплен уникальный педагогический опыт работы с инвалидами.
К этому уровню хотелось бы отнести и другие институты, к которым, наряду с государственными учреждениями культурнодосугового типа, активно присоединяются общественные объединения, политические партии, неформальные группы, объединения волонтёров и другие гражданские инициативы [2, с. 322].
6 компонент — «макросистема»: состояние экономики и политическая атмосфера региона, страны.
Созданная многокомпонентная модель предусматривает «единство планирования, организации, регулирования, стимулирования и контроля» [2, с. 44] и, таким образом, позволяет стремиться к оптимальному результату.
Примечания
1. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность / А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. — Москва, 1998.
2. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности / Н. Н. Ярошенко. — Москва, 2007.
Ф
151
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 151
Ф
19.03.2013 12:30:54