Научная статья на тему 'Модель взаимодействия региональных институтов по развитию социально-культурной деятельности инвалидов'

Модель взаимодействия региональных институтов по развитию социально-культурной деятельности инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / МОДЕЛЬ / MODEL / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTIONS / DISABLED PERSON / WELFARE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Виталий Юрьевич

В статье рассматривается модель взаимодействия различных региональных институтов учреждений культуры и художественного образования, органов власти и др. в целях создания оптимальной системы полноценного включения инвалидов в социально-культурное пространство региона.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are considers the model of interaction of different regional institutes cultural institutions and art education, authorities, etc. for creation of optimum system of full inclusion of disabled people in welfare space of the region.

Текст научной работы на тему «Модель взаимодействия региональных институтов по развитию социально-культурной деятельности инвалидов»

ф

^ Социально-культурная деятельность

го воспитания детей средствами музыкального фольклора, которая подтверждается в случае положительной динамики продвижения ученика к более высокому уровню.

Таким образом, разработанная нами модель этнокультурного воспитания детей

Примечания

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — Москва : Педагогика, 1989. — 190 с.

2. Матушанский, Г. У. Проектирование системы непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы / Г. У. Матушанский. — Казань : Новое Знание, 1999. — С. 41.

Педагогический словарь : [для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений] / [под ред. А. Ю. Коджаспирова, Г. М. Коджаспировой]. — Москва : Академия, 2003. — 176 с.

4. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе : учебное пособие [к курсу «Педагогика народного художественного творчества»] / Т. К. Солодухина. — Москва ; Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. — 191 с.

5. Степанов, Е. Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / Е. Н. Степанов // Воспитание школьников. — 2002. — № 6. — С. 2—5.

6. Шамсутдинова, Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д. В. Шамсутдинова. — Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2001. — 256 с.

7. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. — Москва : Наука, 1966. — С. 43.

8. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория : монография / Н. Н. Ярошенко. — Москва : МГУКИ, 2000. — 204 с.

младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора будет способствовать эффективному проведению педагогической деятельности по решению данной проблемы в учреждениях дополнительного образования.

Ф

Ф

^у/Содель взаимодействия региональных

ИНСТИТУТОВ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ

УДК 379.8:001.891.572

В. Ю. Попов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается модель взаимодействия различных региональных институтов — учреждений культуры и художественного образования, органов власти и др. в целях создания оптимальной системы полноценного включения инвалидов в социально-культурное пространство региона.

Ключевые слова: инвалид, модель, социально-культурная деятельность, учреждения культуры.

In article are considers the model of interaction of different regional institutes — cultural institutions and art education, authorities, etc. for creation of optimum system of full inclusion of disabled people in welfare space of the region.

Keywords: disabled person, model, welfare activity, cultural institutions.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 147-151 147

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 147

Ф

19.03.2013 12:30:54

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

Развитая сеть учреждений культуры в Рязанской области является одним из важнейших факторов эффективной работы с инвалидами, так как учреждения находятся в шаговой доступности, предлагают целый комплекс услуг — как в сфере культурного досуга, так и в обучении творческим специальностям. Деятельность всех учреждений координируется Министерством культуры и туризма Рязанской области, образовательными, музейными, библиотечными методическими центрами. Постоянно ведутся мониторинги качества предоставления услуг в сфере культуры, кадрового состава, методической и практической деятельности. Системный подход, активная информатизация способствуют быстрому распространению необходимой информации, помогают оперативно решать возникающие проблемы по самым разным направлениям деятельности.

Для координации работы учреждений культуры региона в направлении развития социально-культурной деятельности инвалидов необходима система, обеспечивающая возможность оперативного реагирования на потребности инвалидов. Мы определили шесть компонентов, составляющих модель взаимодействия региональных институтов.

1 компонент модели — это сам инвалид. Его участие в социально-культурной жизни региона зависит сегодня от следующих факторов:

• места проживания (город или село), наличия учреждений культуры и художественного образования в непосредственной близости от места проживания;

• причины инвалидности (возможности ведения творческой деятельности с тем или иным диагнозом);

• приспособленности инфраструктуры (наличия пандусов, подъёмников для колясочников, специальных технических средств, специально обустроенных туалетных комнат и т.д.);

• кадрового состава учреждений культуры (наличия в штате учреждения психолога, сурдопереводчика и т.д., достаточной педагогической квалификации работников культуры).

В нашей модели инвалид находится в

центре, получая от остальных компонентов модели помощь в оперативном и комфортном включении в социально-культурное пространство региона.

2 компонент — учреждения культуры Рязанской области.

1. Библиотеки — областная универсальная научная библиотека имени Горького, областная юношеская библиотека, областная детская библиотека, областная библиотека для слепых, муниципальные библиотеки.

Основные направления организации социокультурной деятельности инвалидов в библиотеках региона:

1) обеспечение доступности зданий библиотек для всех категорий инвалидов (подача заявок в региональные программы);

2) оперативное обеспечение специалистов всех творческих направлений специальной литературой, инвалидов — изданиями спецформатов;

3) проведение выставок и презентаций специальной литературы;

4) развитие электронных видов коммуникации и обслуживания, электронных читальных залов;

5) использование нестационарных методов обслуживания;

6) проведение мероприятий со всеми группами инвалидов и их семьями.

Библиотеки являются важнейшими общественными информационными и досуговыми центрами в большинстве населённых пунктов Рязанской области. Наибольший опыт работы с инвалидами имеет областная специальная библиотека для слепых. Для распространения этого опыта планируется наладить более тесное взаимодействие специальной библиотеки с библиотеками муниципалитетов региона, организовать систематические выезды в районы для проведения кустовых совещаний, проведения встреч с читателями с особыми потребностями.

Областная детская библиотека является инициатором оригинальных проектов для детей-инвалидов, среди которых — создание в 2013 году студии мультипликации для детей с ограниченными возможностями.

148

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 148

Ф

19.03.2013 12:30:54

ф

ф

Областная универсальная научная библиотека имени Горького, являясь региональным библиотечным научным центром, осуществляет проведение научно-практических конференций, семинаров в направлении развития социально-культурной деятельности инвалидов. Среди главных задач — максимальное включение в эту работу специалистов муниципальных библиотек.

2. Музеи — областной художественный музей, музеи С.Н. Худекова, И.П. Павлова, К.Э. Циолковского, музей-заповедник С.А. Есенина, муниципальные музеи. Основные направления организации социокультурной деятельности инвалидов в музеях региона:

1) обеспечение доступности зданий музеев для всех категорий инвалидов (подача заявок в региональные программы);

2) проведение специальных экскурсий и анимационных программ:

• разработка специальных маршрутов знакомства для различных категорий инвалидов;

• подготовка адаптированных текстов экскурсий для инвалидов с нарушениями психического здоровья;

• подбор экспонатов для тактильного осмотра и т.д.;

3) предоставление выставочных площадей для творческих работ инвалидов;

4) подготовка передвижных выставок для разных категорий инвалидов;

5) разработка, изготовление и размещение на сайтах и региональном портале музеев виртуальных экскурсий.

Самой сложной проблемой по привлечению инвалидов в музеи области является их (музеев) размещение в памятниках истории и архитектуры, что часто делает невозможным приспособление помещений для инвалидов. Выход видится, в том числе, в создании специальных экспозиций в отдельных залах, доступных для инвалидов, в выстраивании специальных маршрутов, позволяющих максимально ознакомить инвалидов с экспозициями. Особое внимание региональным музеям рекомендуется уделять анимационным программам, позволяющим в доступной форме

^ Социально-культурная деятельность

рассказывать об истории рязанского края, о его знаменитых людях.

2013 год в Рязанской области объявлен Годом музеев, и среди главных составляющих проекта — развитие музейной педагогики, в том числе использование огромного потенциала музеев в направлении реабилитации инвалидов.

3. Театры — областной театр драмы, областной театр для детей и молодёжи, областной театр кукол, музыкальный театр.

Основные направления организации социокультурной деятельности инвалидов в театрах региона:

1) обеспечение доступности зданий театров для всех категорий инвалидов (подача заявок в региональные программы);

2) организация благотворительных показов;

3) организация выездов в муниципалитеты для показа спектаклей и концертов для людей с ограниченными возможностями здоровья;

4) оказание помощи при подготовке фестивалей творчества инвалидов;

5) оказание методической помощи при организации драматических кружков и студий с участием инвалидов;

6) организация специальных экскурсий по театрам.

4. Филармония — Рязанская областная филармония.

Основные направления организации социокультурной деятельности инвалидов в филармонии:

1) обеспечение доступности здания филармонии для всех категорий инвалидов (подача заявок в региональные программы);

2) организация благотворительных концертов;

3) предоставление залов для проведения конкурсов и фестивалей с участием инвалидов, оказание методической помощи в их организации;

4) организация выездов в муниципалитеты для показа концертов для людей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Клубные учреждения — во всех муниципалитетах Рязанской области. Основные направ-

149

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 149

Ф

19.03.2013 12:30:54

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

ления организации социокультурной деятельности инвалидов в клубных учреждениях:

1) обеспечение доступности зданий культурно-досуговых учреждений для всех категорий инвалидов (подача заявок в муниципальные и региональные программы);

2) взаимодействие с учреждениями социальной, образовательной сфер муниципалитета, общественными организациями по привлечению инвалидов в культурно-досуговые учреждения;

3) проведение мониторингов индивидуальных творческих потребностей и способностей инвалидов;

4) создание комфортных условий для совместного творчества инвалидов и людей без проблем здоровья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) определение вектора развития социальнокультурной деятельности каждого инвалида.

Учреждения культурно-досугового типа являются самыми массовыми, доступными и востребованными учреждениями культуры Рязанской области. Расположенные на территории муниципальных образований, в том числе и в отдалённых сельских поселениях, они являются центрами социальнокультурной среды.

Организация культурно-досуговых мероприятий с участием инвалидов, поддержка самодеятельных коллективов, клубных формирований, реализация творческих проектов, несомненно, будут способствовать развитию социально-культурной деятельности инвалидов. «В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определённого психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психологопедагогические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощается инициатива и самодеятельность» [1, с. 48].

Среди главных региональных проблем по работе с инвалидами — слабая кадровая обеспеченность. Пока ещё высок процент работников, не имеющих специального образования в сфере культуры, а значит, не обладающих необходимым объёмом знаний и умений для работы с населением. Эта ситуация в первую очередь отрицательно влияет на привлечение

в клубы людей с проблемами здоровья. В связи с этим совместно с Рязанским институтом развития образования организованы курсы повышения квалификации работников культуры, где большое внимание уделяется работе с маломобильными группами населения, в том числе — с инвалидами. Особое внимание специалистам культурно-досуговых учреждений будет уделено в рамках курсов повышения квалификации, которые будут проходить в 2013—2014 учебном году.

6. Образовательные учреждения сферы культуры — Рязанский музыкальный колледж имени Г. и А. Пироговых, Рязанский колледж культуры, Рязанское художественное училище имени Г.К. Вагнера, муниципальные детские школы искусств.

Основные направления организации социокультурной деятельности инвалидов в образовательных учреждениях сферы культуры:

1) обеспечение доступности зданий образовательных учреждений сферы культуры для всех категорий инвалидов (подача заявок в муниципальные и региональные программы);

2) осуществление предпрофессионального и профессионального обучения инвалидов творческим специальностям, внедрение инклюзивного художественного образования;

3) проведение профориентационной работы в направлении пропаганды творческих профессий.

Анализ развития специального образования показывает, что в 90-е годы ХХ столетия приоритетным направлением выдвигается идея совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей.

Среди главных региональных задач в этом направлении — развитие методической базы по работе с инвалидами, создание в регионе центров инклюзивного образования. Первый такой центр откроется на базе Рязанского музыкального колледжа имени Г. и А. Пироговых в сентябре 2013 года.

3 компонент — методические центры, координирующие работу тех или иных групп учреждений: областной научно-методический

150

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 150

Ф

19.03.2013 12:30:54

ф

ф

центр народного творчества; методический отдел библиотеки имени Горького, методический детско-юношеский центр художественного творчества, музейный методический центр.

Основные направления организации социально-культурной деятельности инвалидов:

1) координация методической деятельности домов культуры, областных и муниципальных библиотек, музеев, образовательных учреждений сферы культуры в направлении развития социально-культурной деятельности инвалидов;

2) обучение специалистов для работы с инвалидами, организация выездных семинаров и мастер-классов в муниципалитетах области;

3) выпуск методических пособий, специальных программ;

4) координация подготовки и проведения мероприятий, проводимых в муниципалитетах.

4 компонент — Министерство культуры и туризма:

1) готовит предложения в Правительство Рязанской области и Рязанскую областную Думу по утверждению нормативных документов, способствующих социально-культурному развитию инвалидов, направляет проекты программ;

2) ведёт мониторинг ситуации по включению инвалидов в социально-культурное пространство Рязанской области;

3) осуществляет координацию деятельности методических центров и учреждений культуры области в направлении развития социальнокультурной деятельности инвалидов;

4) осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по работе с

^ Социально-культурная деятельность

инвалидами.

5 компонент — институты, которые опосредованно оказывают влияние на систему включения инвалидов в социально-культурную среду:

1) средства массовой информации влияют на формирование отношения общества к инвалидам;

2) система здравоохранения осуществляет постоянное медицинское сопровождение инвалидов. Поставленные диагнозы, результаты медицинских наблюдений являются важнейшими данными для выбора вектора социально-культурного развития инвалида;

3) система социального обеспечения осуществляет постоянное социальное сопровождение инвалидов, важнейший институт, возглавляющий процесс по организации и проведению реабилитационных мероприятий;

4) система общего и специального общего образования. Практически все инвалиды обучались или обучаются в этой системе. В общем образовании накоплен уникальный педагогический опыт работы с инвалидами.

К этому уровню хотелось бы отнести и другие институты, к которым, наряду с государственными учреждениями культурнодосугового типа, активно присоединяются общественные объединения, политические партии, неформальные группы, объединения волонтёров и другие гражданские инициативы [2, с. 322].

6 компонент — «макросистема»: состояние экономики и политическая атмосфера региона, страны.

Созданная многокомпонентная модель предусматривает «единство планирования, организации, регулирования, стимулирования и контроля» [2, с. 44] и, таким образом, позволяет стремиться к оптимальному результату.

Примечания

1. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность / А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. — Москва, 1998.

2. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности / Н. Н. Ярошенко. — Москва, 2007.

Ф

151

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 151

Ф

19.03.2013 12:30:54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.