ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
В ОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
УДК 379.8
Т. С. Крюков
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются проблемы воспитательной специфики современных отечественных молодежных объединений. Описывается специфика различных типов молодежных объединений, выявляется направленность их воспитательной деятельности. Доказывается необходимость совместных действий организаций социально-культурного профиля и лидеров молодежных объединений в области нравственного и патриотического воспитания молодежи.
Ключевые слова: молодежные объединения, досуг молодежи, организации социально-культурной сферы, воспитание.
The article considers the problems of educational of the specifics of modern Russian youth associations. Describes the specifics of different types of youth associations, revealed direction of their educational activities. It is proved the necessity of joint actions of the organizations of the socio-cultural profile and leaders of youth associations in the field of moral and Patriotic education of the youth.
Keywords: upbringing, youth associations, youth leisure, the organization of social and cultural sphere.
Современная отечественная молодежь существует в динамично меняющихся социальных условиях. Поток противоречивой информации, поступающей из СМИ и глобальной сети Интернет, интенсивность общественной жизни, богатство возможностей самореализации — все это крайне затрудняет ориентацию молодых людей в обществе, которое находится в затянувшемся состоянии трансформации, не позволяет верно оценивать свои перспективы. В результате мы сегодня наблюдаем значительную разнородность влияний существующих молодежных объединений на подрастающее поколение.
В наши дни в России существуют как специально созданные, «формальные», так и «неформальные», стихийные молодежные объединения. Последние зачастую существуют как устоявшиеся тенденции в предпочтениях или поведении молодежи, не обладая организационной инфраструктурой, что, тем не
152 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
менее, не делает их менее результативными в оказании влияния на российскую молодежь.
Вступление каждого молодого человека в какое-либо объединение, начало осознания себя как приверженца некоего направления всегда обуславливаются целым комплексом социально-педагогических и психологических проблем. В соответствии с позициями ведущих отечественных специалистов по социальной педагогике, возрастной психологии и теории социально-культурной деятельности [1, 2, 4, 7], в числе этих проблем наиболее острыми для взрослеющего человека являются следующие:
• неопределенность собственного будущего, личностного и профессионального;
• недостаточное знание себя, своей личности, устремлений, постоянно меняющихся предпочтений и интересов;
• противоречие между образом себя в собственной психике и своим образом в глазах
2013 152-155
1 (51) январь-февраль
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 152
Ф
19.03.2013 12:30:55
ф
ф
других;
• неадекватность самооценки;
• противоречие между ожиданиями своей социальной микросреды и собственными желаниями;
• неспособность планомерно и конструктивно организовывать свою деятельность, ставить и решать задачи, достигать цели, наполнять свободное время.
Все перечисленное, конкретизирующееся применительно к каждому молодому человеку в комплекс уникальных, индивидуальноличностных трудностей и склонностей [5], и определяет далеко не всегда оправданный в глазах окружающих выбор того или иного приоритета, группировки или вида деятельности, которым посвящает свое свободное время молодой человек.
Изучив и проанализировав деятельность отдельных «неформальных» молодежных объединений, можно сказать, что в них доминирует именно досуговый характер деятельности.
Направленность деятельности многих «неформальных» молодежных объединений в современной России носит отнюдь не позитивный характер. Деятельность, например, неофашистов или скинхедов является откровенно антисоциальной, и в число первоочередных задач российского государства и общества входит противодействие подобным группировкам, оказывающим на молодежь сильное растлевающее влияние.
Другие неформальные объединения, не пропагандирующие насилие или аддиктивность, также могут отличаться выраженной антисоциальностью. Так, готы отличаются презрительным и нигилистическим отношением к социально-позитивной проблематике, так как они воспевают привлекательность смерти и отрицают самореализацию в нормально функционирующем обществе. Подобным, но менее мрачным отношением характеризуются и эмо, считающие естественные порывы внутренней жизни человека, его простейших эмоций, более ценными, чем развитие в русле социально устоявшихся норм. Хотя всплеск популярности этого движения уже прошел, оно оста-
^ Социально-культурная деятельность
ется достаточно востребованным, и его приверженцы нарочито отказываются следовать общепринятым правилам, ярко демонстрируя «свободу самовыражения», чаще всего являющуюся простым бескультурьем. Похожим, но более резким нигилистическим поведением отличаются и панки, отрицающие ценность любых социальных норм и нарушающие общественные приличия, обычно — грубо демонстративными способами [3].
Однако в современном российском обществе существуют и иные молодежные объединения, связывающие молодых людей социально значимыми, полезными делами. Так, волонтеры — это добровольцы, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда. Подобные же позитивные действия осуществляют молодежные подразделения некоторых политических партий. Существуют и стихийные течения, привлекающие молодежь к осуществлению полезной деятельности, зачастую рискованной, как, например, «СтопХам» — объединение борцов против хамства на дорогах и парковках [6].
Проанализировав выбор молодого человека в пользу того или иного молодежного объединения, можно сделать вывод, что антисоциальные объединения выбирает малообеспеченная молодежь, дети алкоголиков и заключенных, то есть молодые люди, нуждающиеся в особом внимании общества. Этого внимания они не получают и, вступая в антисоциальные группировки, продолжают и развивают деструктивные начала, уже заложенные в них.
С одной стороны, молодежь, нуждающаяся в поддержке себе подобных и общества в целом, ищет возможности объединиться с кем-либо. С другой стороны, у молодого человека всегда существует и потребность «выделиться из толпы», и показаться оригинальнее, сильнее, ярче, чем он есть. Таким образом, молодежные объединения компенсируют те недостатки социальной среды, которые являются субъективно значимыми для человека. Однако названные компенсаторные возможности представляют собой вполне определенное (в каждом конкретном случае) направле-
153
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 153
Ф
19.03.2013 12:30:55
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
ние развития, и воспитательное воздействие, в связи с чем можно сказать, что каждое молодежное объединение воспитывает совершенно определенным образом своих участников, распространяя свое влияние на общество.
Задачей же современного российского общества является корректировка стихийного воспитания, оказываемого молодежными объединениями в тех случаях, когда это воздействие является деструктивным и вредным как для общества, так и для каждого молодого человека — участника подобного объединения.
Только знание целей и задач современных российских молодёжных объединений, их отличий дает возможность понять специфику молодежных предпочтений и направить их в конструктивное русло. Специалисты в области социальной педагогики, социальнокультурной и культурно-досуговой деятельности могут эффективно влиять на молодежные настроения и интересы, формировать и развивать полезные и социально значимые направления деятельности и досуга молодежи. Организации социальнокультурного профиля могут благодаря своей активной деятельности предупреждать вредные проявления субкультур, и направлять их в позитивную сторону.
При профессиональном подходе к организации культурно-досуговой деятельности современных российских «формальных» и «неформальных» объединений молодёжи можно эффективно и ненавязчиво влиять на воспитание молодёжи, прививать чувство ответственности, патриотизма и любви к своей Родине, толерантности по отношению к представителям иных национальностей и культур, формировать позитивные социальные ориентиры, направлять молодых людей в сторону самосовершенствования и созидания. Однако эффективное и ненавязчивое влияние — сложная задача, требующая нестандартных подходов
и хорошего знания психологии представителей молодого поколения.
Хорошо известно, что в последние десятилетия советской власти идейно-воспитательная работа, проводившаяся в русле деятельности коммунистической партии, перестала быть эффективной именно потому, что осуществлялась механически, с формальных позиций, без учета психологической специфики и интересов населения. Поэтому к воспитательному воздействию партийных органов и относились как к неизбежной формальности. В наши дни, в условиях интенсивного воздействия Интернет и СМИ, результативная воспитательная работа с молодежью должна осуществляться силами самих молодежных объединений, действующих в координации с организациями социально-культурного профиля.
Молодежь не должна подвергаться искусственному влиянию организаторов, не знающих, чем она живет и чем интересуется. Только в тесной кооперации с самими молодежными объединениями, с их организационной инфраструктурой, «лидерами мнений» должны работать современные социально-культурные учреждения — дома культуры, клубы и пр., не навязывая скучные и чуждые мероприятия, а прислушиваясь к настроениям молодежи и стараясь помочь молодым людям направить свой потенциал в конструктивную сторону. Таким образом, сами молодежные объединения могут не только повысить свой воспитательный потенциал, но и стать залогом эффективного нравственного, патриотического и эстетического воспитания, предоставляя организациям социально-культурной и культурнодосуговой сферы свежие и точные сведения о социальном портрете молодежи, делая молодежь открытой для развивающего воспитательного воздействия отечественной социально-культурной сферы.
Примечания
1. Василькова, Т. А. Социальная педагогика / Т. А. Василькова. — Москва : КноРус, 2010.
2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник / А. Д. Жарков. — Москва : МГУКИ, 2007.
3. Иванов, А. И. Молодежные объединения / А. И. Иванова. — Москва, 2011.
154
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 154
Ф
19.03.2013 12:30:55
ф
^ Социально-культурная деятельность
4. Косарецкая, С. В. Неформальные объединения молодежи: профилактика асоциального поведения : учебно-методическое пособие / С. В. Косарецкая. — Санкт-Петербург : КАРО, 2006.
5. Кулагин И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагин, В. И. Колюцкий. — Москва, 2001.
6. Левашова, Е. Л. Неформальные объединения как форма самоорганизации российской молодежи и фактор влияния на современную молодежную политику / Е. Л. Левашова. — Санкт-Петербург, 2012.
7. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / Н. Н. Ярошенко. — Москва : МГУКИ, 2000.
<У/ СОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 379.8:001.891.572
С. С. Моисеев
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
Ф
В статье представлена модель педагогического процесса по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности, представляющая собой ряд взаимосвязанных блоков: целевой; содержательно-функциональный; диагностико-результативный, и позволяющая наиболее эффективно осуществлять данный педагогический процесс.
Ключевые слова: модель, формирование гражданско-правового сознания молодежи, средства социально-культурной деятельности.
In clause the model of pedagogical process on formation of civil-law consciousness of youth by means of welfare activity representing a number of the interconnected blocks is submitted: target; substantial — functional; diagnostiq — productive and allowing most effectively to carry out the given pedagogical process.
Keywords: model, formation of civil-law consciousness of youth, means of welfare activity.
Сформированность гражданско-правового сознания у молодежи, правомерное поведение граждан являются главными признаками правового государства, обязательными условиями его построения, что требует переориентации ценностей и изменения гражданскоправового сознания граждан. Ни одна из актуальных задач, стоящих перед современным российским обществом, не может быть решена без обеспечения прав и свобод граждан, без законности и правового порядка, без верховенства закона и гарантированности прав граждан.
Встречающиеся негативные явления в
молодежной среде, с одной стороны; недостаточность использования средств педагогической деятельности в формировании гражданско-правового сознания молодежи, с другой; а также приоритетная роль социально-культурной деятельности как ведущей формы жизнедеятельности молодого человека, — изменяют систему взглядов на проблему формирования у молодежи гражданско-правового сознания и актуализируют рассматриваемую проблему. Таким образом, проблема использования средств социально-культурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 155-160 155
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 155
Ф
19.03.2013 12:30:55