ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
Н ОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК [351.858:379.8]:001.8
М. А. Ариарский
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Статья раскрывает новую социально-культурную ситуацию, которая порождена сложившейся креативно-информационной эпохой, и определяет пути и средства приведения социальнокультурной деятельности в соответствие с требованиями этой цивилизации.
Ключевые слова: культура, креативно-информационная цивилизация, социально-культурная деятельность, культурно-образовательная среда.
The article describes a new social-cultural situation which is given complicated creative-informative epoch and determines the means for leading the social-cultural activity to requirement of this civilization.
Keywords: culture, creative-informative, civilization, social-cultural activity, culture-educational sphere.
Ф
Коллективной мыслью специалистов вузов культуры России в конце XX-го — начале XXI-го веков дано научное обоснование общественного движения людей к постижению культуры и социально-культурному творчеству, которое определено как социально-культурная деятельность.
Представители разных научных школ единодушно признали, что социальнокультурная деятельность — это взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении общественно значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, совершенствуется человек и окружающий его мир.
За последние десятилетия это определение обрело достаточно четкое методологическое обоснование:
1. Были сформулированы закономерности социально-культурной деятельности, которые основаны на:
• ее гуманистической направленности;
• креативно-инициативных началах;
• удовлетворении и последовательном обогащении духовных интересов и потребностей участников этой деятельности.
2. В социально-культурной деятельности увидели ее сверхнормативный характер; то есть деятельность, выходящую за пределы физиологических, социальных, профессиональных, семейно-бытовых и иных непреложных функций.
3. Как общественное движение, основанное на постижении культуры, социальнокультурная деятельность строится на методологии усвоения культурных ценностей, которая в отличие от социализации исходит не от требований социума, а от учета особенностей личности, ее наклонностей, способностей, дарований, интересов и потребностей. Процесс социализации опирается на единые требования и единое содержание для всех, кто обретает определенное гражданство; инкультурация идет от обратного, от каждого конкретного человека: сколько
Ф
102 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 102-109
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 102
Ф
19.03.2013 12:30:50
ф
ф
людей, столько и вариантов инкультурации.
4. Важнейшая особенность социальнокультурной деятельности проявляется в том, что ее целевой установкой выступает не сам процесс создания, освоения, сохранения и распространения культуры, а новая, духовно обогащенная личность, новые нравственноэстетические качества, формируемые при этом у ее участников.
5. Сверхзадача любой формы и любого содержания социально-культурной деятельности выражается в том, чтобы преобразовать ее участников из объектов культурнопросветительного воздействия в субъектов социально-культурного творчества.
Сложившееся понимание социальнокультурной деятельности нашло отражение в практике, принято в системе подготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы, положено в основу инноваций в этом направлении науки. Однако жизнь не стоит на месте и требует учета происходящих в ней изменений.
Становление теории социально-культурной деятельности происходило в индустриальном обществе, ныне утвердила себя креативно-информационная цивилизация, которая принесла с собой новые принципы социальной деятельности, породила глобализацию экономической, научно-технической и духовной жизни человечества, создала принципиально новую ситуацию в культуре и воспитании, вызвала к жизни человека, обладающего ныне личностными качествами, существенно отличающимися от того, что было типично в XX столетии.
Научно неосознанные либеральные реформы 90-х годов, преобразовавшие свободы во вседозволенность и детерминировавшие принципы «ты никому ничем не обязан, а государство и общество должны только тебе», дополненные становлением прелестей потребительского общества, — привели к существенному попранию гражданских обязанностей и нравственных норм; свели высокие духовные цели и идеалы человеческого счастья к материальному благополучию и развлечениям; породили ситуацию,
^ Социально-культурная деятельность
когда любые жизненные трудности или профессиональная некомпетентность вызывают чуждые российскому менталитету чувства озлобленности и агрессии, стремление объяснить свои неудачи происками окружающих тебя врагов.
Глубокая психологическая травма сохраняется у десятков миллионов представителей старшего поколения от распада СССР, потери чувства жителя сверхдержавы и отсутствия зримых перспектив возвращения величия страны. Они, как правило, забыли всестороннее идеологическое давление и пустые полки магазинов, но хорошо помнят, что в Большой театр они ходили за 2 рубля, во МХАТ, БДТ и на спектакли Аркадия Райкина за 1 р. 20 коп., а духовные идеалы предопределяли не Маша Распутина и Борис Моисеев, а Юрий Гагарин, Мстислав Келдыш, Борис Пастернак, Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Михаил Ботвинник, Галина Уланова. Они, тем более, помнят о бесплатном образовании и здравоохранении, о том, как их дети за счет государства осваивали искусства, а в каждом, даже самом малом поселке, был клуб, где постоянно проводились общедоступные массовые мероприятия.
Наиболее сложной представляется ситуация с подрастающим поколением. Окружающее их информационное пространство, компьютеры, Интернет открывают для них широчайшие возможности познания, но они не владеют методикой их конструктивного использования. Воспринимая лишь отдельные фрагменты лишенной логики разнообразной информации, они формируют обрывочное, лоскутное, клиповое сознание, огромный процент в котором составляет информационный мусор, а в ряде случаев и явная дезинформация. Часами просиживающие в Интернете подростки формируют в себе поверхностное, распыленное мышление, теряют способность эффективно высидеть урок и, тем более, прослушать полноценную лекцию. За исключением обязательной учебной литературы они, как правило, не читают классику, не посещают музеев, не стремятся в театр, а тем более, в филармонию. Не
103
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 103
Ф
19.03.2013 12:30:51
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51)
постигая наследие Тургенева, Лескова или Паустовского, они не могут в полной мере освоить великий русский язык, овладеть подлинной культурой речи.
Увлеченные компьютерными играми они все реже общаются между собой и менее активно, чем их сверстники из прошлого столетия, участвуют в клубах по интересам и коллективах художественной самодеятельности. Ушла в историю замечательная традиция российской интеллигенции, которая средствами семейных театров и семейного музицирования вовлекала детей и молодежь в высокое искусство.
Глубокие качественные изменения происходят во взаимоотношениях отцов и детей. Многие века система воспитания строилась по вектору; «родители — дети» и «учитель — ученик», где за первыми сохранялось безусловное право утверждать абсолютную истину. Интернет сломал эту систему: сегодня подростки и молодежь, опережают родителей и педагогов во владении компьютером. Первичный источник информации перешел в Интернет, а отцы потеряли себя как ведущий источник оценки явлений, протекающих в окружающей действительности. Вооруженное компьютерной информацией, отражающей процессы глобализации, подрастающее поколение свободнее выходит в мир, более раскованно чувствует себя в социальной среде, участвует во многих общественных явлениях и процессах, к которым их ровесники из прошлого века никакого отношения не имели. Формула воспитания приобрела новое значение: «дети, подростки, молодежь и их среда обитания».
Семья и школа постепенно отдают свои привилегии окружающей среде, и в этой ситуации существенно расширяются функции социально-культурной деятельности, основным полем функционирования которой всегда выступает культурная среда.
В связи с этим хочется активно поддержать публикацию Н.Н. Ярошенко1, который, обратив внимание на созидающие возмож-
1 Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социальнокультурная деятельность в контексте педагогики культуры. // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 6 (50). — С. 130—134.
104
январь-февраль ^
ности окружающей среды, увидел в проектировании социально-культурной среды ее возможности в оказании помощи личности в осознании своих творческих потенций; убедительно показал, что среда может быть развивающей лишь при условии ее наполнения различными формами культурной деятельности и высоким ценностно-смысловым содержанием.
В статье есть спорные положения, с которыми не хочется соглашаться. Во всяком случае, нельзя принять положение о том, что клубные учреждения оказывают культурные услуги. Услуги — это функция магазина, транспорта, ателье, адвокатской или нотариальной конторы. Социально-культурная деятельность вводит людей в мир подлинной культуры, стимулирующей их креативные силы, обеспечивает духовное обогащение, и называть это услугой — значит примитиви-зировать это социальное движение.
Приведенное замечание, тем не менее, не ставит под сомнение основной пафос статьи, ориентирующий на настоятельную необходимость искать и находить новые пути и средства приведения социально-культурной деятельности в соответствие с новой социально-культурной ситуацией и новыми требованиями к содержанию и формам вовлечения разных групп населения в мир культуры и социального творчества.
Прежде всего, следует более четко разобраться в современном понимании среды обитания человека, как объективно сложившейся совокупности материальных, социальных, нравственных, эстетических, информационных и иных факторов и условий, в которых функционирует индивид.
Окружающая среда — емкое и разноплановое понятие. В ней могут присутствовать библиотеки, театры, музеи, дворцы культуры и иные центры духовной жизни. Ее могут составлять высокообразованные родственники, талантливые учителя, умные и доброжелательные друзья, разнообразные средства информации, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь. Но в ней могут оказаться обворовывающие государ-
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 104
Ф
19.03.2013 12:30:51
ф
ф
ство родители, друзья из уголовного мира, заполненная бомжами пивная или приют картежников.
Нельзя не учитывать, что в среде обитания есть социальные институты, функционально ориентированные на нравственноэстетическое воспитание, а есть сфера — услуг от магазина до автобуса, — где работающие в них специалисты весьма далеки от этого.
Естественно сложившаяся среда, несомненно, сказывается на тех, кто в ней вырастает. Мальчик, повседневно идущий в школу в Санкт-Петербурге через Невский проспект, памятник Екатерине II, Александринский театр и улицу зодчего Росси, и мальчик, который в новом микрорайоне совершает аналогичный маршрут мимо цементного завода и мусорных свалок, как правило, вырастут разными людьми.
Важнейшая педагогическая задача, стоящая перед государством и обществом, заключается в том, чтобы внести в объективно сложившуюся среду обитания созидательные начала, активизировать в ней конструктивные компоненты и свести к минимуму негативные, то есть преобразовать ее в культурно-образовательную среду.
Обобщение достижений отечественной педагогики и культурологии в реализации нравственно-эстетического потенциала окружающей человека действительности дает основание заключить, что культурнообразовательная среда — это система социальных институтов, явлений и процессов природы, социальной жизни и иных ключевых факторов, которые способны предопределять обогащение духовного мира личности и активно использоваться для успешного осуществления образования, воспитания и развития подрастающих поколений; для обеспечения непрерывного духовного роста всех групп населения.
Среда обитания, как открытое общественное пространство, наиболее адекватна природе социально-культурной деятельности, которая не ограничена рамками определенного социального института. Она может
^ Социально-культурная деятельность
функционировать на базе клубного учреждения, учебного заведения, трудового коллектива, а может не менее активно проявлять себя и в открытой среде, примером чему служат социально-культурные движения историко-патриотической и экологической направленности; волонтеры; общественные объединения, отстаивающие обеспечение культуры производства, торговли, быта, благоустройства и чистоту мест проживания. Эта инициативно-творческая деятельность способна существенно обогатить среду обитания, внести в нее духовные начала, привлечь ее жителей к решению насущных социальных задач, активизировать их гражданскую позицию.
Функционирование социально-культурной деятельности в открытой среде диктует необходимость по-новому взглянуть на сущность и природу этого явления духовной жизни, увидеть в ней новые функции и грани. Аналогичная задача возникает и в связи с новыми требованиями к духовной жизни, которые возникают в условиях утверждения креативно-информационной цивилизации; глобализации экономики, информационных процессов и научно-технического прогресса; реализации программы модернизации России.
Сам факт возникновения общества, основу которого в первую очередь составляют компьютерная техника и информационные технологии, поставил задачу подготовить население к способности эффективно их использовать.
Дети и молодежь приобретают компьютерные знания в учебных заведениях или, подобно усвоению родной речи, постигают эту грамотность естественным путем. С самодеятельным населением, и тем более с пенсионерами, дело гораздо сложнее: они менее восприимчивы к новизне, им нужно переучиваться, но ради этого их нельзя возвращать в стабильные учебные заведения, постигать компьютерную грамотность они могут лишь в свободной среде, с правом выбора форм обучения, а это возможно лишь средствами социально-культурной деятель-
105
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 105
Ф
19.03.2013 12:30:51
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51)
ности. В двадцатые годы прошлого столетия культурно-просветительная работа обеспечила преодоление неграмотности и малограмотности 82 миллионов жителей Советского Союза. Сегодня перед социально-культурной деятельностью, по сути, стоит такая же задача, и это открывает новые направления этого общественного движения.
Еще более сложную задачу ставит перед социально-культурной деятельностью концепция модернизации экономики, общественных отношений и духовной жизни России.
В течение ряда лет страна, владеющая 30% мировых запасов природных богатств, с достаточно высоким уровнем образования населения, не может реализовать свои программы модернизации, так как на всех уровнях и во всех сферах управления сталкивается со слабостью менеджмента, неразвитостью креативных качеств специалистов. И здесь в значительной мере складывается генетическая наследственность.
Превращение Соединенных Штатов Америки в ведущую супердержаву мира, главным образом, стало результатом сложившихся традиций активности ее первооткрывателей, без чего они не смогли бы выжить на новых землях и выдержать соревнование в борьбе за золото, нефть, иные средства существования. Более чем за двести лет инициатива и соревновательность стали нормой бытия при всеобъемлющей конкуренции, которая весьма далека от принципов гуманизма, но объективно играет существенную роль в утверждении культа успешности и осознании каждым американцем реальности своей силы. Активность воспринимается в стране как неотъемлемое качество личности и условие его социального благополучия, права занять в обществе достойное место. Креативность жителей США ныне усиливается господствующей концепцией исключительности американской нации; идеей мессианства, несущего миру эталоны демократии; жизненным укладом, создающим каждому условия самореализации, самоутверждения и завоевывания признания. Все это детер-
106
январь-февраль ^
минировало бесспорные достижения страны в эффективности менеджмента и применении высоких технологий, однако ведущим при этом стало формирование менталитета нации, адекватного требованиям креативноинформационной цивилизации XXI века.
Совершенно иная ситуация сложилась в современной России, унаследовавшей последствия трех веков крепостного права, когда за крестьян все решал помещик, и результаты воспитания в Советском Союзе, основанного на низведении людей до роли винтика, включенного в единую систему, управляемую сверху государственной машиной. Каждый человек был ориентирован на то, что его активность правомерна лишь в границах претворения в жизнь решений партии и правительства. Обладая социальной защищенностью на уровне минимального прожиточного уровня, советский гражданин был максимально отдален от естественного права планировать и организовывать свою жизнь. И это объективно привело к социальной пассивности, в значительной мере закрепившейся на уровне бессознательного.
Нравственные и гражданские качества не передаются биологическим путем, не формируются указами Президента, Законами Государственной думы или иными директивными документами. Они утверждают себя в течение всей жизни человека через культуру и воспитание, посредством последовательного погружения в мир непреходящих духовных ценностей, в мир творческого созидания и демократии. Формирование креативной личности нельзя ограничивать естественно сложившимся влиянием окружающей среды. Этот процесс может быть эффективным лишь в условиях активного включения индивида в решение личностно и социально значимых задач, стать итогом осознания каждым своей практической способности творить и достигать реальных конструктивных результатов. Особое место в этом процессе призвана занять социально-культурная деятельность, сущность и природа которой как никакое иное явление духовной жизни адекватны целям и задачам креативности.
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 106
Ф
19.03.2013 12:30:51
ф
ф
Важнейшее качество любого современного процветающего общества проявляется в инициативности и активности составляющих его граждан; на этих же основах функционирует и социально-культурная деятельность, ибо там, где нет инициативы и активности, не может быть и этого направления духовной жизни.
Креативное общество опирается на свободу выбора людьми сути и направленности своей активности, что также соответствует принципам социально-культурной деятельности, так как вне этой свободы невозможно объединение людей ради выходящего за пределы непреложных функций создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры.
В отличие от выполнения служебных функций, от коммерческого предприятия, социально-культурная деятельность позволяет любому своему участнику максимально показать себя, самоутвердиться. В профессиональном ансамбле — один солист, на которого ходит публика; остальные — подыгрывают ему, обеспечивая общий успех. В любительском коллективе, как минимум, в одном исполнении может проявить себя каждый, ибо в ином случае теряются стимулы, основанные на том, что самодеятельное объединение главной своей задачей ставит создание условий того, чтобы любой, пришедший в него, мог проявить и утвердить себя.
С раннего детства в игре социальнокультурная деятельность воспитует у детей потребность в лидерстве и стремление стать победителем; формирует умения и навыки проявления себя в песне, танце, изобразительном искусстве. В школе в рамках коллективов самодеятельного творчества они овладевают основами художественной культуры и учатся демонстрировать свои успехи перед товарищами, родителями, посетителями ученических концертов. На средние и старшие классы приходятся кружки любознательных, выпуск стенных и радиогазет, подготовка телепередач, организация школьного музея, гуманитарная помощь пожилым и иные формы социально-культурной деятель-
^ Социально-культурная деятельность
ности, в процессе которой утверждаются творческие начала личности, формируются креативные качества.
Еще более широкое пространство для развития инициативы и социально-культурной активности раскрывают высшие учебные заведения, трудовые коллективы, культурнопросветительные учреждения, общественные движения. Даже людям, чей возраст превышает 80-летний рубеж, социальнокультурная деятельность помогает вернуть активную социальную позицию, вовлекая последних в пропаганду национальнокультурных традиций или индивидуальную помощь в воспитании детей.
Принципиально важно, что креативные качества, формирующиеся у личности в процессе социально-культурной деятельности в коллективах самодеятельного творчества, в клубных объединениях по интересам, в массовых и групповых формах просвещения, в любой области дополнительного образования с успехом могут найти применение и в общественно-политической жизни, и в трудовых коллективах, и в органах общественного самоуправления, то есть везде, где все сильнее и сильнее проявляет себя человеческий фактор.
Если даже ограничить оценку роли и места социально-культурной деятельности на современном этапе общественного развития лишь одной функцией формирования креативной личности информационной эпохи — это было бы более достаточно, чтобы доказать, что она ныне играет исключительную роль в модернизации Отечества.
В течение ряда десятилетий в центре социально-культурной деятельности находились организация рационального досуга, самодеятельного творчества, праздничнообрядовая культура и другие компоненты разумного препровождения свободного времени, то есть культурно-досуговая деятельность. За этот период в этой сфере сформировались научные школы (Ю. А. Стрельцова, А. Д. Жаркова, В. В. Кирсанова, А. А. Сукало, В. Д. Пономарева), наработаны эффективные методики, подготовлены
107
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 107
Ф
19.03.2013 12:30:51
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51)
тысячи специалистов. Нет сомнений, что это направление социально-культурной деятельности и ныне сохраняет свою актуальность и требует дальнейшего развития. Однако креативно-информационная эпоха диктует необходимость значительно расширить функции, содержание и формы социально-культурной деятельности не только за счет указанных выше компьютерного всеобуча или формирования креативных качеств людей, но и посредством системы дополнительного образования; волонтерства; движений за культуру деловых и неформальных отношений; объединений историко-культурной, эстетической, экологической, поисково-творческой направленности; клубов по интересам; краеведческих кружков; организации просветительного туризма, социальной рекламы и т.д. и т.п. Нельзя, наконец, забывать о культурно-просветительной деятельности музеев, библиотек, театрально-зрелищных учреждений, учебных заведений, трудовых коллективов.
Все это свидетельствует о широчайшем поле приложения социально-культурной деятельности, в рамках которого чрезвычайно важно на каждом историческом этапе определять наиболее существенное и актуальное. Не менее важно, чтобы студент бакалавриата и, тем более, магистратуры своевременно мог специализироваться на избранном им направлении будущей профессиональной деятельности и не утонуть в широте открывающихся перед ним возможностей.
Развитие теории социально-культурной деятельности детерминирует непреложную необходимость более корректно и научно обосновано отнестись к ее исходным понятиям.
Нельзя утверждать, что у государства есть социально-культурная функция. У него всегда была и остается культурнопросветительная функция; оно призвано обеспечить правовые, экономические и организационные условия этой деятельности, способствовать подготовке ее специалистов, финансировать исследования этой сферы
108
январь-февраль ^
духовной жизни. Но социально-культурная деятельность — это, безусловно, институт гражданского общества, который функционирует в соответствии с принципами общественной организации креативного творчества людей.
В ряде учебных пособий социальнокультурную деятельность связывают с педагогикой или, как Н. Н. Ярошенко, — с педагогикой культуры. В принципе, это правильно, но явно недостаточно. Теория социальнокультурной деятельности вбирает в себя данные широкого пласта гуманитарного знания — от истории и философии до искусствознания и фольклористики. Однако в первую очередь она опирается на синергетический эффект трех направлений науки и социальной практики: философскую антропологию, культурологию и педагогику.
Философская антропология вооружает теорию социально-культурной деятельности восприятием человека как высшей ценности цивилизации; культурология — раскрывает механизм функционирования культуры и ее постижения; педагогика предопределяет методику успешного взаимодействия людей в процессе создания, освоения, сохранения и распространения духовных ценностей.
Интеграция этих областей научного знания позволила обогатить методологию и методику социально-культурной деятельности педагогической культурологией как областью науки и социальной практики, которая интегрирует в себе основы философской антропологии, культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику социально-культурного просвещения и вовлечения индивида в культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в нравственноэстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки креативной деятельности.
Опираясь на закономерности постижения культуры, педагогическая культурология не дублирует методику овладения научными знаниями, которые следует лишь понять,
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 108
Ф
19.03.2013 12:30:51
ф
^ Социально-культурная деятельность
а исходит из необходимости в процессе инкультурации обеспечить не только понимание культуры, но и эмоциональное принятие его ценностей.
Перед специалистами социальнокультурной сферы стоят сложные социально значимые задачи, решение которых возможно лишь в условиях взаимообогащаю-
в вузах и научных учреждениях. Для этого мало просто вести научные исследования, не менее важно научиться слушать и понимать коллег, уметь радоваться их успехам, любить не себя в науке, а науку в себе. И хочется верить, что пример этому покажут москвичи, один из представителей которых поставил перед профессиональным содружеством ряд задач, требующих коллективного ответа.
щего сотрудничества ученых, работающих Примечания
1. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи / М. А. Ариарский. — Санкт-Петербург : Концерт, 2013. — 248 с.
2. Фельдштейн, Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. — 2013. — № 1. — С. 3—17.
3. Ярошенко, Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры / Н. Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 6 (50). — С. 130—134.
с/Парадитмааъный ПОДХОД — ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ
социааъно-куаътурной деятельности
УДК 379.8:001.8
А. А. Жаркова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается значение парадигмального подхода к развитию личности в современный исторический период, отмечается цели удовлетворения духовных потребностей и интересов личности на принципах рыночных отношений.
Ключевые слова: педагогическая регуляция, развитие личности, условия социально-культурной деятельности.
In article value of paradigmalny approach to development of the personality during the modern historical period is considered, it is noted about the purposes of satisfaction of spiritual needs and interests of the personality on the principles of the market relations.
Keywords: pedagogical regulation, development of the personality, conditions of welfare activity.
Парадигмальный подход к развитию личности в современный исторический период обусловлен тем, что в данной общественноэкономической формации ставятся цели
удовлетворения духовных потребностей и интересов личности на принципах рыночных отношений. Поэтому основная проблема процесса развития личности в условиях
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 109-114 109
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 109
Ф
19.03.2013 12:30:51