ф
^ Социально-культурная деятельность
сПедагогическое моделирование процесса
ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 379.8:001.891.572
Н. И. Маркин
Орловский государственный институт искусств и культуры
В статье предложена педагогическая модель, состоящая из целевого, содержательнопроцессуального и диагностико-результативного блоков, позволяющая наиболее эффективно осуществлять педагогическую работу по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: педагогическая модель, этнокультурное воспитание, музыкальный фольклор, дополнительное образование.
In article the pedagogical model consisting of target, substantial and procedural and diagnostiko-productive blocks, allowing most effectively to carry out pedagogical work on ethnocultural education of children by means of musical folklore in establishments of additional education is offered.
Key words: pedagogical model, ethnocultural education, musical folklore, additional education.
Педагогическую деятельность учреждений дополнительного образования многие ученые-исследователи видят как определенную педагогическую систему, которая подчинена образовательной системе высшего порядка — национальной системе образования.
В педагогическом словаре под редакцией А.Ю. Коджаспирова, Г.М. Коджаспировой [3] педагогическая система трактуется как сумма следующих компонентов: цели образования; содержание образования; педагоги и учащиеся как субъекты педагогического процесса; средства образования, представленные как его материальная база; методы и формы педагогического процесса.
Педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования по этно-
культурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора может быть представлена с позиции системного подхода. Деятельность учреждений дополнительного образования по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора следует рассматривать в качестве педагогической системы, поскольку она обладает особой разнонаправленной специфической структурой, содержащей целевой, содержательно-процессуальный и диагностико-результативный блоки, а также потому, что в учреждениях дополнительного образования присутствуют элементы образовательного процесса.
Рассматриваемая нами педагогическая система в данном случае является механизмом этнокультурного воспитания детей
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 143-147 143
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 143
Ф
19.03.2013 12:30:54
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
в рамках существующего гуманитарного знания и традиционной культуры, усвоения навыков жизнедеятельности как совокупности социальных и культурологических закономерностей, а также органической связи учебного процесса и его проявлений в обыденной жизни.
Основу учебного процесса учреждений дополнительного образования составляют педагогическое проектирование и, как его следствие, — моделирование существующей педагогической системы, педагогического процесса, образовательной или воспитательной деятельности.
Непосредственное моделирование процесса этнокультурного воспитания детей дает возможность наиболее полно представить и проанализировать содержание данного процесса, структурную взаимосвязь его элементов, проявляющихся в разных областях педагогических знаний. Это позволяет систематизировать процесс воспитания, исключить возможность необоснованного повторения усвоенных знаний, а также обнаружить недостатки в их методическом обеспечении.
Суммируя вышесказанное, отметим, что разработка теоретической модели этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования способствует четкому осознанию цели воспитательного процесса, наглядному и образному представлению его содержания, а также результатов.
Для оптимизации воспитательного процесса детей в учреждениях дополнительного образования нами предложена следующая теоретическая модель по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора (см. рисунок 1).
Основу целевого блока составляют согласованность воспитательных программ с ожиданиями общества, направлениями возрождения и сохранения национальнокультурного наследия, ориентированность деятельности учреждений дополнительного образования на формирование у детей
эмоционально-ценностного отношения к памятникам народной культуры, традициям, этнокультурной самореализации и самосознания, что и отражено в организации педагогического процесса.
Социальный заказ на разработку и реализацию программы обусловлен возникшими социокультурными проблемами и ожиданиями общества, что выражается в общей цели учреждений сферы дополнительного образования и составляет целевой блок представленной модели.
В соответствии с этим нами определена цель и задачи предлагаемой модели.
Сущность этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования представляет собой целенаправленный педагогический процесс добровольного усвоения ребенком этнокультурного опыта на основе воспитательного потенциала фольклорной музыки с целью расширения кругозора ребенка через изучение лучших образцов отечественной и мировой культуры.
Специфика этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях системы дополнительного образования заключается в характерной вариативности педагогических программ, а также добровольности и свободе выбора деятельности воспитанников.
Основными организационно-педагогическими условиями этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования являются:
• реализация возможностей музыкального фольклора в этнокультурном воспитании детей;
• построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов;
• организация в воспитательном процессе особой творческой среды;
• применение личностно-ориентированного подхода в этнокультурном воспитании детей;
144
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 144
Ф
19.03.2013 12:30:54
ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
аЗ
Оч
О
<
JvJ
л
<
О
&
О
Рч
о
к
л
<
аЗ
g
3
00
аЗ
И
Ь
CJ
<
си
04 CJ
>S
QJ
Ь
си
<
с*
5
к
аЗ
Ь
S
С
CJ
О
И
О
к
04
ь
л
<
JvJ
о
к
ь
03
с*
5 И О < CJ
си
S
JvJ
CJ
CL)
F
S
Рч
0
Рч
аЗ
<
CL)
С
1
О
к
к
о
S
!=Г
аЗ
со
S
К
аЗ
Рч
04
о
Социальный заказ: этнокультурное воспитание подрастающего поколения
Сущность и специфика этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования
Цель: этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора
Задачи:
• систематично, осознанно изучать музыкальнофольклорный материал своей и мировой культур;
• использовать дополнительные источники знаний;
• проявлять инициативу и осознанность в выборе исполняемого музыкального репертуара
• воспитывать интерес к изучению как своей фольклорной культуры, так и этнокультурных особенностей музыкальнофольклорных произведений различных народов мира;
• формировать желание к дальнейшему занятию народным искусством, расширению границ применения полученных знаний
• осуществлять перенос теоретических знаний в область повседневной жизни, формировать адекватное мировоззрение, интерес к культуре других народов, формировать утонченный вкус и чувство прекрасного;
• учить понимать и принимать культуру в различных национальных формах ее воплощения
Содержание: педагогическая программа «Живая музыка» по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования
I
I
Критерии этнокультурной воспитанности: когнитивно-интеллектуальный, потребностно-мотивационный и операционно-деятельностный
___________________________________±________________________________
Показатели: наличие знаний о своей и мировой этнокультуре, осознанность восприятия этнического материала, систематизированность знаний, заинтересованность и умение их практического применения, использование дополнительных источников информации; сфор-мированность мотивации к получению знаний, знание фольклорных инструментов, сфор-мированность навыков музицирования, умение переносить теоретические знания
Уровни этнокультурной воспитанности: низкий, средний, высокий
-------------------------------Ф-------------------------------
Результат: повышение уровня этнокультурной воспитанности у детей
Jo
съ
о
Sc
S'
О
Сред- Принципы Функции Содержание Формы и методы
ства программы П о
дополнитель- • ориентирующая; совокуп- Формы: оо
Искусство и творчество, художественная самодеятельность, литература, музыкальные инструменты ности, непре- • личностно- ность систе- Массовые: N
рывности, пре- ориентированная; матизирован- праздники, концерты, вы- 3
емственности, • операционная; ных знаний о ставки, фестивали, кон-
системности, • духовная; национально- курсы, экскурсии, X
параллельности, добровольности, индивидуального развития детей, творческого сотрудничества и др. • адаптационная; • коммуникативная; • рефлексивная; • прогностическая; •теоретикопознавательная культурных традициях, ценностях, об основных событиях исторической и культурной жизни народа и др. викторины, конференции, разработка программ и проектов. Групповые: игры, тренинги, «круглый стол». Индивидуальные: занятия, упражнения, беседа и др. Методы: объяснительно-иллюстративый, словесный, частично-поисковый, о S О -S <0, g Sc S' о
практический, самооцен-
ка, критический анализ
Оо
^ .
^ .
О
ф
Рис. 1
145
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 145
Ф
19.03.2013 12:30:54
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
• подготовка специалистов к реализации педагогической программы по этнокультурному воспитанию средствами музыкального фольклора.
Содержательно-процессуальный блок
включает в себя принципы осуществления педагогической деятельности по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора:
• принцип дополнительности позволяет удовлетворять потребности личности через свободный выбор дополнительного образовательного компонента;
• принцип непрерывности основывается на непрерывности дополнительного образования, преемственности образовательных программ, включающих возможность развития творческого потенциала личности.
• принцип системности позволяет рассматривать непрерывный образовательный процесс в системе всех его компонентов: цели, задачи, содержание, методы, формы и результативность.
В предлагаемой модели нами также предложены и наиболее важные функции этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора.
Содержание представлено педагогическими программами, включающими совокупность систематизированных знаний о национально-культурных традициях, ценностях, об основных событиях исторической и культурной жизни народа и др.
Реализация программы происходит как в процессе индивидуальных занятий — разучивание и знакомство с фольклорным репертуаром, так и во внеурочное время — дискуссии, беседы, посещение концертов.
В модели представлены различные формы и методы воспитания, использование которых наиболее эффективно для воздействия на развивающуюся личность ребенка. Выбор методов и форм педагогической работы обусловлен различными факторами — как возможностями самого учебного заведения в их реализации, так и индивидуальными особенностями обучающихся — их возраст, интересы, окружающий их социум и т.п.
Для определения достоверной информации о процессе и достигаемых результатах этнокультурного воспитания детей нами предлагается диагностико-результативный блок модели по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования, содержащий критерии, показатели и уровни.
Для выявления уровня этнокультурного воспитания детей мы определили ряд критериев, под которыми мы понимаем признаки, позволяющие оценивать и классифицировать какое-либо явление, и показатели, отражающие проявление вышеозначенных критериев.
В качестве критериев оценки этнокультурной воспитанности детей выделены:
• когнитивно-интеллектуальный — этническая осведомленность — знание истории, традиций, норм, правил поведения и общения своего народа;
• потребностно-мотивационный — положительное восприятие образа своего народа;
• операционно-деятельностный — действия, направленные на сохранение традиций, норм и правил, сложившихся в национальной культуре.
Исходя из описанных выше критериев и их показателей, мы выделяем три уровня сфор-мированности этнокультурной воспитанности детей:
• низкий — ученик имеет посредственные знания о сущности содержания отечественной и мировой культуры, а мотивация к изучению предмета отсутствует;
• средний — ученик знает некоторые этнокультурные особенности своего региона, проявляет средний уровень мотивации к получению знаний;
• высокий — ребенок с интересом посещает занятия, выполняет домашние задания с использованием дополнительные источники знаний, проявляет инициативу в выборе исполняемого музыкального репертуара.
Учитывая данные критерии, мы проверяем эффективность и результативность предлагаемой нами модели этнокультурно-
146
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 146
Ф
19.03.2013 12:30:54
ф
^ Социально-культурная деятельность
го воспитания детей средствами музыкального фольклора, которая подтверждается в случае положительной динамики продвижения ученика к более высокому уровню.
Таким образом, разработанная нами модель этнокультурного воспитания детей
Примечания
1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — Москва : Педагогика, 1989. — 190 с.
2. Матушанский, Г. У. Проектирование системы непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы / Г. У. Матушанский. — Казань : Новое Знание, 1999. — С. 41.
Педагогический словарь : [для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений] / [под ред. А. Ю. Коджаспирова, Г. М. Коджаспировой]. — Москва : Академия, 2003. — 176 с.
4. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе : учебное пособие [к курсу «Педагогика народного художественного творчества»] / Т. К. Солодухина. — Москва ; Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. — 191 с.
5. Степанов, Е. Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / Е. Н. Степанов // Воспитание школьников. — 2002. — № 6. — С. 2—5.
6. Шамсутдинова, Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д. В. Шамсутдинова. — Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2001. — 256 с.
7. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. — Москва : Наука, 1966. — С. 43.
8. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория : монография / Н. Н. Ярошенко. — Москва : МГУКИ, 2000. — 204 с.
младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора будет способствовать эффективному проведению педагогической деятельности по решению данной проблемы в учреждениях дополнительного образования.
Ф
Ф
^у/Содель взаимодействия региональных
ИНСТИТУТОВ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ
УДК 379.8:001.891.572
В. Ю. Попов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается модель взаимодействия различных региональных институтов — учреждений культуры и художественного образования, органов власти и др. в целях создания оптимальной системы полноценного включения инвалидов в социально-культурное пространство региона.
Ключевые слова: инвалид, модель, социально-культурная деятельность, учреждения культуры.
In article are considers the model of interaction of different regional institutes — cultural institutions and art education, authorities, etc. for creation of optimum system of full inclusion of disabled people in welfare space of the region.
Keywords: disabled person, model, welfare activity, cultural institutions.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 147-151 147
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 147
Ф
19.03.2013 12:30:54