Научная статья на тему 'Педагогическое моделирование процесса этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования'

Педагогическое моделирование процесса этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PEDAGOGICAL MODEL / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ETHNOCULTURAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / MUSICAL FOLKLORE / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркин Никита Игорьевич

В статье предложена педагогическая модель, состоящая из целевого, содержательнопроцессуального и диагностико-результативного блоков, позволяющая наиболее эффективно осуществлять педагогическую работу по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the pedagogical model consisting of target, substantial and procedural and diagnostiko-productive blocks, allowing most effectively to carry out pedagogical work on ethnocultural education of children by means of musical folklore in establishments of additional education is offered.

Текст научной работы на тему «Педагогическое моделирование процесса этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования»

ф

^ Социально-культурная деятельность

сПедагогическое моделирование процесса

ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 379.8:001.891.572

Н. И. Маркин

Орловский государственный институт искусств и культуры

В статье предложена педагогическая модель, состоящая из целевого, содержательнопроцессуального и диагностико-результативного блоков, позволяющая наиболее эффективно осуществлять педагогическую работу по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: педагогическая модель, этнокультурное воспитание, музыкальный фольклор, дополнительное образование.

In article the pedagogical model consisting of target, substantial and procedural and diagnostiko-productive blocks, allowing most effectively to carry out pedagogical work on ethnocultural education of children by means of musical folklore in establishments of additional education is offered.

Key words: pedagogical model, ethnocultural education, musical folklore, additional education.

Педагогическую деятельность учреждений дополнительного образования многие ученые-исследователи видят как определенную педагогическую систему, которая подчинена образовательной системе высшего порядка — национальной системе образования.

В педагогическом словаре под редакцией А.Ю. Коджаспирова, Г.М. Коджаспировой [3] педагогическая система трактуется как сумма следующих компонентов: цели образования; содержание образования; педагоги и учащиеся как субъекты педагогического процесса; средства образования, представленные как его материальная база; методы и формы педагогического процесса.

Педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования по этно-

культурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора может быть представлена с позиции системного подхода. Деятельность учреждений дополнительного образования по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора следует рассматривать в качестве педагогической системы, поскольку она обладает особой разнонаправленной специфической структурой, содержащей целевой, содержательно-процессуальный и диагностико-результативный блоки, а также потому, что в учреждениях дополнительного образования присутствуют элементы образовательного процесса.

Рассматриваемая нами педагогическая система в данном случае является механизмом этнокультурного воспитания детей

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 143-147 143

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 143

Ф

19.03.2013 12:30:54

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

в рамках существующего гуманитарного знания и традиционной культуры, усвоения навыков жизнедеятельности как совокупности социальных и культурологических закономерностей, а также органической связи учебного процесса и его проявлений в обыденной жизни.

Основу учебного процесса учреждений дополнительного образования составляют педагогическое проектирование и, как его следствие, — моделирование существующей педагогической системы, педагогического процесса, образовательной или воспитательной деятельности.

Непосредственное моделирование процесса этнокультурного воспитания детей дает возможность наиболее полно представить и проанализировать содержание данного процесса, структурную взаимосвязь его элементов, проявляющихся в разных областях педагогических знаний. Это позволяет систематизировать процесс воспитания, исключить возможность необоснованного повторения усвоенных знаний, а также обнаружить недостатки в их методическом обеспечении.

Суммируя вышесказанное, отметим, что разработка теоретической модели этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования способствует четкому осознанию цели воспитательного процесса, наглядному и образному представлению его содержания, а также результатов.

Для оптимизации воспитательного процесса детей в учреждениях дополнительного образования нами предложена следующая теоретическая модель по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора (см. рисунок 1).

Основу целевого блока составляют согласованность воспитательных программ с ожиданиями общества, направлениями возрождения и сохранения национальнокультурного наследия, ориентированность деятельности учреждений дополнительного образования на формирование у детей

эмоционально-ценностного отношения к памятникам народной культуры, традициям, этнокультурной самореализации и самосознания, что и отражено в организации педагогического процесса.

Социальный заказ на разработку и реализацию программы обусловлен возникшими социокультурными проблемами и ожиданиями общества, что выражается в общей цели учреждений сферы дополнительного образования и составляет целевой блок представленной модели.

В соответствии с этим нами определена цель и задачи предлагаемой модели.

Сущность этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования представляет собой целенаправленный педагогический процесс добровольного усвоения ребенком этнокультурного опыта на основе воспитательного потенциала фольклорной музыки с целью расширения кругозора ребенка через изучение лучших образцов отечественной и мировой культуры.

Специфика этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях системы дополнительного образования заключается в характерной вариативности педагогических программ, а также добровольности и свободе выбора деятельности воспитанников.

Основными организационно-педагогическими условиями этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования являются:

• реализация возможностей музыкального фольклора в этнокультурном воспитании детей;

• построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов;

• организация в воспитательном процессе особой творческой среды;

• применение личностно-ориентированного подхода в этнокультурном воспитании детей;

144

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 144

Ф

19.03.2013 12:30:54

ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

аЗ

Оч

О

<

JvJ

л

<

О

&

О

Рч

о

к

л

<

аЗ

g

3

00

аЗ

И

Ь

CJ

<

си

04 CJ

>S

QJ

Ь

си

<

с*

5

к

аЗ

Ь

S

С

CJ

О

И

О

к

04

ь

л

<

JvJ

о

к

ь

03

с*

5 И О < CJ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

си

S

JvJ

CJ

CL)

F

S

Рч

0

Рч

аЗ

<

CL)

С

1

О

к

к

о

S

!=Г

аЗ

со

S

К

аЗ

Рч

04

о

Социальный заказ: этнокультурное воспитание подрастающего поколения

Сущность и специфика этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования

Цель: этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора

Задачи:

• систематично, осознанно изучать музыкальнофольклорный материал своей и мировой культур;

• использовать дополнительные источники знаний;

• проявлять инициативу и осознанность в выборе исполняемого музыкального репертуара

• воспитывать интерес к изучению как своей фольклорной культуры, так и этнокультурных особенностей музыкальнофольклорных произведений различных народов мира;

• формировать желание к дальнейшему занятию народным искусством, расширению границ применения полученных знаний

• осуществлять перенос теоретических знаний в область повседневной жизни, формировать адекватное мировоззрение, интерес к культуре других народов, формировать утонченный вкус и чувство прекрасного;

• учить понимать и принимать культуру в различных национальных формах ее воплощения

Содержание: педагогическая программа «Живая музыка» по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования

I

I

Критерии этнокультурной воспитанности: когнитивно-интеллектуальный, потребностно-мотивационный и операционно-деятельностный

___________________________________±________________________________

Показатели: наличие знаний о своей и мировой этнокультуре, осознанность восприятия этнического материала, систематизированность знаний, заинтересованность и умение их практического применения, использование дополнительных источников информации; сфор-мированность мотивации к получению знаний, знание фольклорных инструментов, сфор-мированность навыков музицирования, умение переносить теоретические знания

Уровни этнокультурной воспитанности: низкий, средний, высокий

-------------------------------Ф-------------------------------

Результат: повышение уровня этнокультурной воспитанности у детей

Jo

съ

о

Sc

S'

О

Сред- Принципы Функции Содержание Формы и методы

ства программы П о

дополнитель- • ориентирующая; совокуп- Формы: оо

Искусство и творчество, художественная самодеятельность, литература, музыкальные инструменты ности, непре- • личностно- ность систе- Массовые: N

рывности, пре- ориентированная; матизирован- праздники, концерты, вы- 3

емственности, • операционная; ных знаний о ставки, фестивали, кон-

системности, • духовная; национально- курсы, экскурсии, X

параллельности, добровольности, индивидуального развития детей, творческого сотрудничества и др. • адаптационная; • коммуникативная; • рефлексивная; • прогностическая; •теоретикопознавательная культурных традициях, ценностях, об основных событиях исторической и культурной жизни народа и др. викторины, конференции, разработка программ и проектов. Групповые: игры, тренинги, «круглый стол». Индивидуальные: занятия, упражнения, беседа и др. Методы: объяснительно-иллюстративый, словесный, частично-поисковый, о S О -S <0, g Sc S' о

практический, самооцен-

ка, критический анализ

Оо

^ .

^ .

О

ф

Рис. 1

145

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 145

Ф

19.03.2013 12:30:54

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

• подготовка специалистов к реализации педагогической программы по этнокультурному воспитанию средствами музыкального фольклора.

Содержательно-процессуальный блок

включает в себя принципы осуществления педагогической деятельности по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора:

• принцип дополнительности позволяет удовлетворять потребности личности через свободный выбор дополнительного образовательного компонента;

• принцип непрерывности основывается на непрерывности дополнительного образования, преемственности образовательных программ, включающих возможность развития творческого потенциала личности.

• принцип системности позволяет рассматривать непрерывный образовательный процесс в системе всех его компонентов: цели, задачи, содержание, методы, формы и результативность.

В предлагаемой модели нами также предложены и наиболее важные функции этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора.

Содержание представлено педагогическими программами, включающими совокупность систематизированных знаний о национально-культурных традициях, ценностях, об основных событиях исторической и культурной жизни народа и др.

Реализация программы происходит как в процессе индивидуальных занятий — разучивание и знакомство с фольклорным репертуаром, так и во внеурочное время — дискуссии, беседы, посещение концертов.

В модели представлены различные формы и методы воспитания, использование которых наиболее эффективно для воздействия на развивающуюся личность ребенка. Выбор методов и форм педагогической работы обусловлен различными факторами — как возможностями самого учебного заведения в их реализации, так и индивидуальными особенностями обучающихся — их возраст, интересы, окружающий их социум и т.п.

Для определения достоверной информации о процессе и достигаемых результатах этнокультурного воспитания детей нами предлагается диагностико-результативный блок модели по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования, содержащий критерии, показатели и уровни.

Для выявления уровня этнокультурного воспитания детей мы определили ряд критериев, под которыми мы понимаем признаки, позволяющие оценивать и классифицировать какое-либо явление, и показатели, отражающие проявление вышеозначенных критериев.

В качестве критериев оценки этнокультурной воспитанности детей выделены:

• когнитивно-интеллектуальный — этническая осведомленность — знание истории, традиций, норм, правил поведения и общения своего народа;

• потребностно-мотивационный — положительное восприятие образа своего народа;

• операционно-деятельностный — действия, направленные на сохранение традиций, норм и правил, сложившихся в национальной культуре.

Исходя из описанных выше критериев и их показателей, мы выделяем три уровня сфор-мированности этнокультурной воспитанности детей:

• низкий — ученик имеет посредственные знания о сущности содержания отечественной и мировой культуры, а мотивация к изучению предмета отсутствует;

• средний — ученик знает некоторые этнокультурные особенности своего региона, проявляет средний уровень мотивации к получению знаний;

• высокий — ребенок с интересом посещает занятия, выполняет домашние задания с использованием дополнительные источники знаний, проявляет инициативу в выборе исполняемого музыкального репертуара.

Учитывая данные критерии, мы проверяем эффективность и результативность предлагаемой нами модели этнокультурно-

146

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 146

Ф

19.03.2013 12:30:54

ф

^ Социально-культурная деятельность

го воспитания детей средствами музыкального фольклора, которая подтверждается в случае положительной динамики продвижения ученика к более высокому уровню.

Таким образом, разработанная нами модель этнокультурного воспитания детей

Примечания

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — Москва : Педагогика, 1989. — 190 с.

2. Матушанский, Г. У. Проектирование системы непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы / Г. У. Матушанский. — Казань : Новое Знание, 1999. — С. 41.

Педагогический словарь : [для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений] / [под ред. А. Ю. Коджаспирова, Г. М. Коджаспировой]. — Москва : Академия, 2003. — 176 с.

4. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе : учебное пособие [к курсу «Педагогика народного художественного творчества»] / Т. К. Солодухина. — Москва ; Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. — 191 с.

5. Степанов, Е. Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / Е. Н. Степанов // Воспитание школьников. — 2002. — № 6. — С. 2—5.

6. Шамсутдинова, Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д. В. Шамсутдинова. — Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2001. — 256 с.

7. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. — Москва : Наука, 1966. — С. 43.

8. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория : монография / Н. Н. Ярошенко. — Москва : МГУКИ, 2000. — 204 с.

младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора будет способствовать эффективному проведению педагогической деятельности по решению данной проблемы в учреждениях дополнительного образования.

Ф

Ф

^у/Содель взаимодействия региональных

ИНСТИТУТОВ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ

УДК 379.8:001.891.572

В. Ю. Попов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается модель взаимодействия различных региональных институтов — учреждений культуры и художественного образования, органов власти и др. в целях создания оптимальной системы полноценного включения инвалидов в социально-культурное пространство региона.

Ключевые слова: инвалид, модель, социально-культурная деятельность, учреждения культуры.

In article are considers the model of interaction of different regional institutes — cultural institutions and art education, authorities, etc. for creation of optimum system of full inclusion of disabled people in welfare space of the region.

Keywords: disabled person, model, welfare activity, cultural institutions.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 147-151 147

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 147

Ф

19.03.2013 12:30:54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.