ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
• формами профессиональной подготовки педагогов-психологов являются: активные методы обучения — различные обучающие тренинги, ролевые и деловые игры. Все они различаются по содержанию, форме, продолжительности, количеству участников и другим параметрам;
• преимущества активных методов обучения заключаются в облегчении восприятия нового материала, в результате вовлеченности обуча-
ющихся в образовательный процесс;
• активные формы обучения должны опираться на активность самих обучаемых, вовлеченных ведущим в разрешение смоделированной конкретной жизненной ситуации;
• динамика профессионального развития происходит в направлении к осознанию и принятию психолого-педагогической деятельности, в повышении активности и заинтересованности в профессиональном росте.
Примечания
1. Смолкин, А. М. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. — Москва, 1991.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (профиль подготовки «Педагогика и психология профессионального образования»). — Москва, 2010.
Р ОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
УДК 373.1.013:372.8
А. У. Губайдуллин
Московский государственный университет культуры и искусств
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты внедрения педагогических технологий в процесс эстетического образования учащихся начальных классов.
Ключевые слова: эстетическое образование, педагогические технологии, учащиеся начальных классов.
This article discusses some aspects of the implementation of pedagogical technologies in the process of aesthetic education of pupils of initial classes.
Keywords: aesthetic education, pedagogical technologies , pupils of initial classes.
Понятие «новые педагогические технологии» в последнее время широко употребляется в педагогической литературе, в докладах по проблемам образования, официальных документах. Термин «педагогическая технология» не стандартизирован, нет единого толкования его содержания, и поэтому существует множество различных определений.
Высказываются мнения, что педагогические технологии — это разновидность методики, обеспечивающей гарантированный результат. В других определениях технологию считают структурой, стоящей над, под или рядом с методикой, третьи технологиза-цию понимают как использование технологических средств обучения. Под технологией понимается совокупность знаний о спо-
204 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 204-207
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 204
Ф
19.03.2013 12:30:59
ф
ф
собах и средствах осуществления процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение объекта. В практике работы педагогов иногда понятием «педагогическая технология» обозначаются давно освоенные, пусть даже полезные, но не технологически построенные методы обучения [1]. Между тем, педагогическая технология — специфический инновационный подход к обучению и воспитанию. Она является выражением социально-инженерного мышления в педагогике, проекцией технократического научного сознания в сферу образования, определенной стандартизацией процесса обучения [2].
Технологию учебно-воспитательного процесса все чаще называют системообразующим компонентом педагогической системы. Именно технология связывает воедино все компоненты педагогической системы. В настоящее время в системе образования, в частности Казахстана, налицо определенное противоречие: с одной стороны, необходимо освоить педагогическую технологию в интересах повышения продуктивности обучения учащихся, а также потому, что элементы педагогической технологии используются в движении инноваций в педагогике. Однако, с другой стороны, надо идти в ногу со временем и освоить последующие наработки педагогической науки.
Разрешение этого противоречия требует концентрации усилий руководителей системы образования, всего преподавательского состава, освоения ими достижений педагогической науки. Педагогическая технология преобразует характер обучения в отношении таких его значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагогов и учащихся, их позиции в ходе обучения на нескольких уровнях.
Частнометодический (предметный уровень: частнопредметная педагогическая технология), включает в себя совокупность технологий и тренингов для реализации определенного содержания, обучения и воспитания в рамках изучаемого предмета.
Модульный (локальный) уровень: тех-
^ Образование в сфере культуры
нология отдельных частей учебновоспитательного процесса, решение частных дидактических воспитательных задач [3, с. 64].
В частности, это касается проблемы внедрения педагогических технологий в процесс эстетического воспитания учащихся начальных классов. Рассматривая более пристально данный технологический уровень, следует отметить основные аспекты его составляющих в образовательной системе:
1) гуманизацию и демократизацию педагогических отношений (приоритет личностных отношений, индивидуальный подход, демократическое управление, яркая гуманистическая направленность содержания воспитательного процесса);
2) активизацию и интенсификацию деятельности обучаемых (игровые технологии, проблемное обучение, опорные сигналы, коммуникативное обучение);
3) эффективность организации и управления процессом обучения, программированное обучение, перспективно-опережающее обучение, групповые и коллективные технологии обучения, информационные технологии;
4) методическое совершенствование и дидактическое реконструирование учебного материала по приобщению и обучению основам искусства, в отношении к окружающему миру с позиции красоты (технология поэтапного формирования эстетических качеств учащихся начальных классов, технология укрупнения дидактических единиц и др.);
5) обучение основам искусства на образцах народных промыслов;
6) альтернативные технологии;
7) комплексные политехнологии в процессе эстетического воспитания учащихся начальных классов в школьной и во внешкольной среде.
Педагогическая технология в процессе воспитания эстетических качеств у учащихся начальных классов определяется как область теории и практики обучения основам искусства «в рамках системы образования, имеющая связь со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения
205
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 205
Ф
19.03.2013 12:30:59
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов» [4].
Анализ показывает, что педагогические технологии в процессе воспитания эстетических качеств у учащихся начальных классов следует рассматривать как планирование и применение в рамках образования системы средств обучения основам искусства традиционного, а также современного, для получения необходимого результата. Под технологией образования в данном случае понимаются теоретический проект педагогического управления учебной деятельностью и система необходимых средств, обеспечивающих функционирование педагогической системы согласно заданным целям образования и развития обучаемых. Личностно-ориентированные технологии обучения разрабатываются на основе теории целеполагания.
Функционирование педагогической системы связано с их адаптацией и личностными особенностями обучающихся, их технологическими и индивидуальными критериями. Особое значение приобретают гибкость этих технологий, их вариативность, этапы выполнения действий обучающихся.
На уровне технологии обучения раскрываются все компоненты процесса обучения. Это основные цели в современный период жизни общества, которые ставятся перед системой образования. Основная функция педагогических технологий: реализация целей учебного процесса, развитие личности. Отсюда вытекают принципы целостности технологий, предусматривающие закономерности развития системы — инвариативности ее структуры при гармоническом взаимодействии всех ее составных элементов [5].
В литературе последних лет «педагогические технологии» все чаще представляются тремя аспектами: научными, описательными, действенными.
Научный аспект педагогических технологий включает научное обоснование целей, содержания, методов обучения и проектирование педагогических процессов.
Описательный аспект — составление алго-
ритма процесса в виде совокупности целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения.
Действенный аспект включает осуществление технологического процесса.
Известно, что педагогической технологией называют направление педагогики, имеющей целью повышение эффективности образовательного процесса и достижение обучаемыми запланированных результатов обучения путем выбора оптимальной модели.
Различаются следующие ступени модели педагогической технологии: 1) формы и методы, относящиеся в дидактике; 2) педагогическая техника (средства и приемы), дополняющаяся личностными особенностями воспитателя (отношение, жесты, манера поведения), то есть его педагогическим мастерством.
Реализация этих двух ступеней должна осуществляться в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста, в том числе при обучении их основам искусства.
Исследователь Н.П. Капустин [4] специальное внимание уделил воспитанию в адаптивной школе, описал специальные технологии, дал готовые разработки, которые можно использовать в качестве образцов в процессе эстетического воспитания учащихся начальных классов. Он выстроил систему организации воспитательной работы в школе по всем компонентам: целям, содержанию, формам, методам и размещению во времени. Капустин дал также критерии оценки эффективности воспитательного процесса, методику измерения уровня воспитанности детей, в основу которой положены критерии и показатели оценки воспитанности, соответствующие целям. Введена пятибалльная система оценки.
В контексте рассматриваемой проблемы особого внимания заслуживает пособие Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», в котором рассматриваются сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Автором дается краткая характеристика
206
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 206
Ф
19.03.2013 12:30:59
ф
ф
наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их использованию [7, с. 112].
В качестве концептуальных подходов, объясняющих необходимость современных педагогических технологий, перечислены следующие:
• происходит смена образовательной парадигмы, проявляющаяся в смене содержания, подходов, прав, отношений, поведения, иным педагогическим менталитетом;
• обогащается содержание образования новыми процессуальными умениями, развиваются способности оперировать информацией, творческим решением проблем с акцентом на индивидуализацию образования;
• важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учениками;
• особая роль отводится эстетическому воспитанию личности, становлению нравственного облика человека;
• начинается дальнейшая интеграция образовательных фондов: детсады, школы, семьи, микро- и макросоциумы;
• возрастает роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровням общественного знания.
Автор подчеркивает, что в психологопедагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: от
^ Образование в сфере культуры
учения как функции запоминания, к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенный материал; от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализируемым программам обучения; от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Отмечена важность провозглашения в современном образовании принципа вариативности, представляющего возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс в ходе преподавания различных дисциплин, по любой модели, принципам.
Наличие этого принципа позволяет разработать различные варианты структур эстетического воспитания учащихся начальных классов, использования возможности современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практической обоснованности новых идей и технологий.
Именно с данных позиций автор в течение нескольких лет строит образовательный процесс и добивается определенных успехов — на уровнях их умения, оценки явления, подбора цветовой гаммы, составления композиции, выбора деталей образа.
Примечания
1. Бодовский, Г. А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии / Г. А. Бодовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. — 1993. — № 5. — С. 32—35.
2. Дьяченко, В. К. Новая педагогическая технология в действии / В. К. Дьяченко // Начальная школа. — 1994. — № 4. — С. 8—10.
3. Забирова, Е. Н. Новая педагогическая технология на уроках ознакомления с декоративноприкладным искусством каракалпаков : методическое пособие / Е. Н. Забирова. — Нукус : Билим, 1996.
4. Капустин, Н. П. Технология воспитания // Педагогические технологии адаптивной школы / Н. П. Капустин. — Москва, 1999. — С. 58—137.
5. Мадьярова, С. Л. Классификация педагогических технологий / С. Л. Мадьярова // Материалы Республиканской научно-методической конференции «Олий педагогик укув юртларинингукувжараенига педагогик технология ларнитадбикэтишнингилмийасослари». — Т., 2000. — С. 62—68.
6. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. — Москва, 1997.
7. Селевко, Г. К. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование / Г. К. Селевко, А. В. Боков. — Ярославль, 1991.
Ф
207
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 207
Ф
19.03.2013 12:30:59