Научная статья на тему 'Роль педагогических технологий в системе эстетического воспитания учащихся начальных классов'

Роль педагогических технологий в системе эстетического воспитания учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / PUPILS OF INITIAL CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губайдуллин Армен Утегенович

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты внедрения педагогических технологий в процесс эстетического образования учащихся начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses some aspects of the implementation of pedagogical technologies in the process of aesthetic education of pupils of initial classes.

Текст научной работы на тему «Роль педагогических технологий в системе эстетического воспитания учащихся начальных классов»

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

• формами профессиональной подготовки педагогов-психологов являются: активные методы обучения — различные обучающие тренинги, ролевые и деловые игры. Все они различаются по содержанию, форме, продолжительности, количеству участников и другим параметрам;

• преимущества активных методов обучения заключаются в облегчении восприятия нового материала, в результате вовлеченности обуча-

ющихся в образовательный процесс;

• активные формы обучения должны опираться на активность самих обучаемых, вовлеченных ведущим в разрешение смоделированной конкретной жизненной ситуации;

• динамика профессионального развития происходит в направлении к осознанию и принятию психолого-педагогической деятельности, в повышении активности и заинтересованности в профессиональном росте.

Примечания

1. Смолкин, А. М. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. — Москва, 1991.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (профиль подготовки «Педагогика и психология профессионального образования»). — Москва, 2010.

Р ОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

УДК 373.1.013:372.8

А. У. Губайдуллин

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты внедрения педагогических технологий в процесс эстетического образования учащихся начальных классов.

Ключевые слова: эстетическое образование, педагогические технологии, учащиеся начальных классов.

This article discusses some aspects of the implementation of pedagogical technologies in the process of aesthetic education of pupils of initial classes.

Keywords: aesthetic education, pedagogical technologies , pupils of initial classes.

Понятие «новые педагогические технологии» в последнее время широко употребляется в педагогической литературе, в докладах по проблемам образования, официальных документах. Термин «педагогическая технология» не стандартизирован, нет единого толкования его содержания, и поэтому существует множество различных определений.

Высказываются мнения, что педагогические технологии — это разновидность методики, обеспечивающей гарантированный результат. В других определениях технологию считают структурой, стоящей над, под или рядом с методикой, третьи технологиза-цию понимают как использование технологических средств обучения. Под технологией понимается совокупность знаний о спо-

204 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 204-207

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 204

Ф

19.03.2013 12:30:59

ф

ф

собах и средствах осуществления процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение объекта. В практике работы педагогов иногда понятием «педагогическая технология» обозначаются давно освоенные, пусть даже полезные, но не технологически построенные методы обучения [1]. Между тем, педагогическая технология — специфический инновационный подход к обучению и воспитанию. Она является выражением социально-инженерного мышления в педагогике, проекцией технократического научного сознания в сферу образования, определенной стандартизацией процесса обучения [2].

Технологию учебно-воспитательного процесса все чаще называют системообразующим компонентом педагогической системы. Именно технология связывает воедино все компоненты педагогической системы. В настоящее время в системе образования, в частности Казахстана, налицо определенное противоречие: с одной стороны, необходимо освоить педагогическую технологию в интересах повышения продуктивности обучения учащихся, а также потому, что элементы педагогической технологии используются в движении инноваций в педагогике. Однако, с другой стороны, надо идти в ногу со временем и освоить последующие наработки педагогической науки.

Разрешение этого противоречия требует концентрации усилий руководителей системы образования, всего преподавательского состава, освоения ими достижений педагогической науки. Педагогическая технология преобразует характер обучения в отношении таких его значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагогов и учащихся, их позиции в ходе обучения на нескольких уровнях.

Частнометодический (предметный уровень: частнопредметная педагогическая технология), включает в себя совокупность технологий и тренингов для реализации определенного содержания, обучения и воспитания в рамках изучаемого предмета.

Модульный (локальный) уровень: тех-

^ Образование в сфере культуры

нология отдельных частей учебновоспитательного процесса, решение частных дидактических воспитательных задач [3, с. 64].

В частности, это касается проблемы внедрения педагогических технологий в процесс эстетического воспитания учащихся начальных классов. Рассматривая более пристально данный технологический уровень, следует отметить основные аспекты его составляющих в образовательной системе:

1) гуманизацию и демократизацию педагогических отношений (приоритет личностных отношений, индивидуальный подход, демократическое управление, яркая гуманистическая направленность содержания воспитательного процесса);

2) активизацию и интенсификацию деятельности обучаемых (игровые технологии, проблемное обучение, опорные сигналы, коммуникативное обучение);

3) эффективность организации и управления процессом обучения, программированное обучение, перспективно-опережающее обучение, групповые и коллективные технологии обучения, информационные технологии;

4) методическое совершенствование и дидактическое реконструирование учебного материала по приобщению и обучению основам искусства, в отношении к окружающему миру с позиции красоты (технология поэтапного формирования эстетических качеств учащихся начальных классов, технология укрупнения дидактических единиц и др.);

5) обучение основам искусства на образцах народных промыслов;

6) альтернативные технологии;

7) комплексные политехнологии в процессе эстетического воспитания учащихся начальных классов в школьной и во внешкольной среде.

Педагогическая технология в процессе воспитания эстетических качеств у учащихся начальных классов определяется как область теории и практики обучения основам искусства «в рамках системы образования, имеющая связь со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения

205

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 205

Ф

19.03.2013 12:30:59

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов» [4].

Анализ показывает, что педагогические технологии в процессе воспитания эстетических качеств у учащихся начальных классов следует рассматривать как планирование и применение в рамках образования системы средств обучения основам искусства традиционного, а также современного, для получения необходимого результата. Под технологией образования в данном случае понимаются теоретический проект педагогического управления учебной деятельностью и система необходимых средств, обеспечивающих функционирование педагогической системы согласно заданным целям образования и развития обучаемых. Личностно-ориентированные технологии обучения разрабатываются на основе теории целеполагания.

Функционирование педагогической системы связано с их адаптацией и личностными особенностями обучающихся, их технологическими и индивидуальными критериями. Особое значение приобретают гибкость этих технологий, их вариативность, этапы выполнения действий обучающихся.

На уровне технологии обучения раскрываются все компоненты процесса обучения. Это основные цели в современный период жизни общества, которые ставятся перед системой образования. Основная функция педагогических технологий: реализация целей учебного процесса, развитие личности. Отсюда вытекают принципы целостности технологий, предусматривающие закономерности развития системы — инвариативности ее структуры при гармоническом взаимодействии всех ее составных элементов [5].

В литературе последних лет «педагогические технологии» все чаще представляются тремя аспектами: научными, описательными, действенными.

Научный аспект педагогических технологий включает научное обоснование целей, содержания, методов обучения и проектирование педагогических процессов.

Описательный аспект — составление алго-

ритма процесса в виде совокупности целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения.

Действенный аспект включает осуществление технологического процесса.

Известно, что педагогической технологией называют направление педагогики, имеющей целью повышение эффективности образовательного процесса и достижение обучаемыми запланированных результатов обучения путем выбора оптимальной модели.

Различаются следующие ступени модели педагогической технологии: 1) формы и методы, относящиеся в дидактике; 2) педагогическая техника (средства и приемы), дополняющаяся личностными особенностями воспитателя (отношение, жесты, манера поведения), то есть его педагогическим мастерством.

Реализация этих двух ступеней должна осуществляться в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста, в том числе при обучении их основам искусства.

Исследователь Н.П. Капустин [4] специальное внимание уделил воспитанию в адаптивной школе, описал специальные технологии, дал готовые разработки, которые можно использовать в качестве образцов в процессе эстетического воспитания учащихся начальных классов. Он выстроил систему организации воспитательной работы в школе по всем компонентам: целям, содержанию, формам, методам и размещению во времени. Капустин дал также критерии оценки эффективности воспитательного процесса, методику измерения уровня воспитанности детей, в основу которой положены критерии и показатели оценки воспитанности, соответствующие целям. Введена пятибалльная система оценки.

В контексте рассматриваемой проблемы особого внимания заслуживает пособие Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», в котором рассматриваются сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Автором дается краткая характеристика

206

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 206

Ф

19.03.2013 12:30:59

ф

ф

наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их использованию [7, с. 112].

В качестве концептуальных подходов, объясняющих необходимость современных педагогических технологий, перечислены следующие:

• происходит смена образовательной парадигмы, проявляющаяся в смене содержания, подходов, прав, отношений, поведения, иным педагогическим менталитетом;

• обогащается содержание образования новыми процессуальными умениями, развиваются способности оперировать информацией, творческим решением проблем с акцентом на индивидуализацию образования;

• важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учениками;

• особая роль отводится эстетическому воспитанию личности, становлению нравственного облика человека;

• начинается дальнейшая интеграция образовательных фондов: детсады, школы, семьи, микро- и макросоциумы;

• возрастает роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровням общественного знания.

Автор подчеркивает, что в психологопедагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: от

^ Образование в сфере культуры

учения как функции запоминания, к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенный материал; от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализируемым программам обучения; от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Отмечена важность провозглашения в современном образовании принципа вариативности, представляющего возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс в ходе преподавания различных дисциплин, по любой модели, принципам.

Наличие этого принципа позволяет разработать различные варианты структур эстетического воспитания учащихся начальных классов, использования возможности современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практической обоснованности новых идей и технологий.

Именно с данных позиций автор в течение нескольких лет строит образовательный процесс и добивается определенных успехов — на уровнях их умения, оценки явления, подбора цветовой гаммы, составления композиции, выбора деталей образа.

Примечания

1. Бодовский, Г. А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии / Г. А. Бодовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. — 1993. — № 5. — С. 32—35.

2. Дьяченко, В. К. Новая педагогическая технология в действии / В. К. Дьяченко // Начальная школа. — 1994. — № 4. — С. 8—10.

3. Забирова, Е. Н. Новая педагогическая технология на уроках ознакомления с декоративноприкладным искусством каракалпаков : методическое пособие / Е. Н. Забирова. — Нукус : Билим, 1996.

4. Капустин, Н. П. Технология воспитания // Педагогические технологии адаптивной школы / Н. П. Капустин. — Москва, 1999. — С. 58—137.

5. Мадьярова, С. Л. Классификация педагогических технологий / С. Л. Мадьярова // Материалы Республиканской научно-методической конференции «Олий педагогик укув юртларинингукувжараенига педагогик технология ларнитадбикэтишнингилмийасослари». — Т., 2000. — С. 62—68.

6. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. — Москва, 1997.

7. Селевко, Г. К. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование / Г. К. Селевко, А. В. Боков. — Ярославль, 1991.

Ф

207

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 207

Ф

19.03.2013 12:30:59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.