ф
ф
^ Образование в сфере культуры
саксофона не говорят о том, что это совершенно разные инструменты. Они идентичны и имеют одинаковый наклон при игре, что очень важно для отработки дыхания.
Эти инструменты имеют одинаковый принцип извлечения звука, а следовательно, у них и одинаковая методика постановки амбушюра. Доказательство этому мы получили в процессе проведения практических занятий в классе кларнета и саксофона в рамках опытно-экспериментальной работы.
Занимаясь в классе кларнета и саксофона, необходимо уделять самое серьезное внимание выработке музыкального звука и работе над мелодией, являющейся основой музы-
Примечания
1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. — Москва : Физкультура и спорт, 1991. — 287 с.
2. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. — Москва : Медицина, 1966. — 349 с.
3. Иванов, В. Д. Основы индивидуальной техники саксофониста / В. Д. Иванов. — Москва : Музыка, 1993. — 55 с.
4. Левин, С. Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры в двух частях / С. Я. Левин. — Ленинград : Музыка, 1983. — 190 с.
5. Усов, Ю. А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах / Ю. А. Усов. — Москва : Музыка, 1986. — 189 с.
6. Фаркас, Ф. Искусство игры на медных духовых инструментах / Ф. Фаркас. — Москва : МГК, 1998.
— 68 с. *
кального произведения.
Приступая к работе, мелодия и музыкальное произведение в целом должны подвергнуться тщательному творческому анализу, в ходе которого рассматриваются содержание и кульминационные точки музыкального произведения, его основная и побочная темы; идет изучение творческого замысла композитора, определяются приемы и способы его достижения; тщательно изучается мелодическая линия в целом, её кульминационные точки, к которым необходимо подойти с полным пониманием осуществления поставленных задач, используя для этой цели различные приемы.
Ф
ААктивные методы обучения
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
УДК 378.02:37.016
А. У. Кулов
Московский государственный университет культуры и искусств
Автор обращает внимание на актуальную проблему современного профессионального образования педагогов-психологов. В статье рассматриваются методы активного обучения, которые активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.
Ключевые слова: активные методы обучения, профессиональная подготовка, педагог-психолог.
The author pays attention to actual problem of the contemporary professional pedagogue — psychologists' education. In the article the methods of active teaching, which promote education-cognitive students' activities, stimulate their intellectual and practical work during stuff mastering are mentioned.
Keywords: the methods of active teaching; professional training; pedagogue - psychologist.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 201-204 201
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 201
Ф
19.03.2013 12:30:58
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51)
Профессиональная подготовка специалистов сложна и многогранна.
Становление психолого-педагогического образования в современной России во многом зависит от качества профессиональной подготовки специалистов данного профиля. Развитие российского образования на современном этапе выдвигает повышенные требования к профессиональной подготовке педагогов-психологов. Специалист современного типа — человек, творчески мыслящий, владеющий новыми технологиями и методиками, продуктивно воздействующий на аудиторию. Эти требования особенно важны для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях различно типа.
Процесс профессиональной подготовки педагога-психолога в вузе заключается в «подготовке высокопрофессиональных современных специалистов, способных эффективно, с использованием фундаментальных теоретических знаний и инновационных технологий осуществлять проектную деятельность в различных сферах образования, культуры и управления социокультурными процессами» [2].
Несмотря на современные формы модернизации профессиональной подготовки специалистов, мы продолжаем опираться на традиционные схемы обучения, которые ориентируются на успешность профессиональной подготовки специалистов, достигаемую при помощи традиционной, десятилетиями выработанной системы знаний, различных методик. Среди них особое место занимают активные методы обучения.
Активные методы обучения — это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты [1, с. 30]. К ним относятся обучающие тренинги, «круглые столы», деловые игры, ситуационные решения, «прессконференции», дискуссии, педагогические задачи и т.п.
В основе активных методов лежит диалоги-202
январь-февраль ^
ческое общение как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности.
Для студентов кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств нами были разработаны и проведены лекционные и практические занятия по дисциплине «История педагогики и образования».
Приведем примеры некоторых занятий с использованием активных методов обучения. Так, например, по теме «Цель и задачи курса “История педагогики и образования”» формой организации занятия являлась «лекция-визуализация». Цель лекции состояла в том, чтобы через визуальную форму изложения учебного материала повысить уровень мыслительной активности студентов, сформировать у них профессиональное мышление. Во время проведения лекции часть учебного материала предлагалась студентам в виде схем, которые являлись наглядной опорой при изложении нового материала. Так схемы исполняли роль носителей информации, что позволяло сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных, ключевых моментах содержания лекции, способствовало его пониманию и усвоению.
При чтении темы «Спартанская и афинская школы» нами был использован метод лекции-беседы. Целью данного занятия была активизация мышления студентов с помощью наводящих вопросов, чтобы студенты без посредника могли прийти к выводам и обобщениям новой учебной информации, систематизировать ее. В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог требует постоянного умственного напряжения, тогда как во время традиционной формы проведения лекционного занятия
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 202
Ф
19.03.2013 12:30:59
ф
ф
студенты чаще всего механически записывают учебную информацию, которую преподаватель излагает монологически. Вопросы во время лекции задавались таким образом, чтобы привлечь внимание студентов к наиболее важным аспектам темы, активизировать полученные ранее знания студентов, научить их видеть взаимосвязи между учебными предметами. Такая форма проведения занятия у студентов вызвала интерес и положительную эмоциональную реакцию к принятию учебного материала, что указывает на то, что цель, поставленная нами перед началом занятия, была достигнута.
По теме «Характер проблем российского образования в современных условиях» занятие проводилось в форме «прессконференции» и преследовало цель развить способности к творческому, профессиональному общению, познавательную мотивацию при использовании самостоятельно полученных знаний. До занятия студентам сообщалась тема «пресс-конференции», был дан список литературы и предложено заранее изучить необходимый материал, продумать и подготовить возможные вопросы. На другой день вопросы были собраны, проверены, обсуждены и сгруппированы. К практическому занятию студенты самостоятельно подготовили ответы на вопросы. Перед началом «пресс-конференции» группа студентов была разделена на две подгруппы: журналистов и научных деятелей. Студенты сидели лицом друг к другу. Студенты, выступавшие в роли журналистов, задавали вопросы студентам, выполнявшим роль научных деятелей, которые давали как можно более полные ответы. Такая форма заинтересовала студентов, занятие проходило на высоком уровне активности. Они охотно принимали игровые роли, проявляя свои творческие способности. Учились формулировать свои мысли на профессиональном языке, совершенствовать устную речь, слушать и корректно, аргументированно отвечать на вопросы.
По теме «Средневековый университет. Особенности организации, содержание обучения» нами было проведено практическое
^ Образование в сфере культуры
занятие в форме «блок-опроса». Цель данного занятия заключалась в обучении будущих педагогов-психологов сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы; сформировать аналитические способности. До занятия студенты должны были подготовить вопросы, которые позже были систематизированы. В начале занятия группа студентов была разделена на три субгруппы: информационную — сообщали теоретическую информацию, творческую — приводили практические примеры и коррекции — выполняли функции преподавателя, уточняли и подводили итог высказанному. Занятие проходило на высоком уровне активности, студенты учились работать коллективно.
После завершения курса были сделаны диагностические срезы. Они показали, что теоретические знания и практические навыки, полученные в ходе активного обучения, помогли оценить свои профессиональные качества и наметить перспективу профессионального развития.
Таким образом, отличительной чертой активных методов обучения является высокий уровень мыслительной и аналитической деятельности студентов, решение психологических проблем в коллективе. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний. Повышает интерес к занятию, что связанно с положительными эмоциями. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления; развиваются творческие и коммуникативные способности.
Использование активных методов обучения в вузе является важным условием подготовки высококвалифицированных специалистов, с их помощью возможно формирование знаний, умений и навыков студентов, которые пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности.
Обобщая материал, посвященный изучению проблемы подготовки педагогов-психологов к профессиональной деятельности, важно отметить следующее:
Ф
203
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 203
Ф
19.03.2013 12:30:59
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
• формами профессиональной подготовки педагогов-психологов являются: активные методы обучения — различные обучающие тренинги, ролевые и деловые игры. Все они различаются по содержанию, форме, продолжительности, количеству участников и другим параметрам;
• преимущества активных методов обучения заключаются в облегчении восприятия нового материала, в результате вовлеченности обуча-
ющихся в образовательный процесс;
• активные формы обучения должны опираться на активность самих обучаемых, вовлеченных ведущим в разрешение смоделированной конкретной жизненной ситуации;
• динамика профессионального развития происходит в направлении к осознанию и принятию психолого-педагогической деятельности, в повышении активности и заинтересованности в профессиональном росте.
Примечания
1. Смолкин, А. М. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. — Москва, 1991.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (профиль подготовки «Педагогика и психология профессионального образования»). — Москва, 2010.
Р ОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
УДК 373.1.013:372.8
А. У. Губайдуллин
Московский государственный университет культуры и искусств
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты внедрения педагогических технологий в процесс эстетического образования учащихся начальных классов.
Ключевые слова: эстетическое образование, педагогические технологии, учащиеся начальных классов.
This article discusses some aspects of the implementation of pedagogical technologies in the process of aesthetic education of pupils of initial classes.
Keywords: aesthetic education, pedagogical technologies , pupils of initial classes.
Понятие «новые педагогические технологии» в последнее время широко употребляется в педагогической литературе, в докладах по проблемам образования, официальных документах. Термин «педагогическая технология» не стандартизирован, нет единого толкования его содержания, и поэтому существует множество различных определений.
Высказываются мнения, что педагогические технологии — это разновидность методики, обеспечивающей гарантированный результат. В других определениях технологию считают структурой, стоящей над, под или рядом с методикой, третьи технологиза-цию понимают как использование технологических средств обучения. Под технологией понимается совокупность знаний о спо-
204 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 204-207
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 204
Ф
19.03.2013 12:30:59