Научная статья на тему 'Бакалавр культурологии (направление «Педагогическое образование»): каким ему быть?'

Бакалавр культурологии (направление «Педагогическое образование»): каким ему быть? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БАКАЛАВР КУЛЬТУРОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE BACHELOR OF CULTURAL SCIENCE / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / THE COMPETENCE / THE STANDARD OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров культурологии в системе высшего профессионального педагогического образования. Дается характеристика профессиональной деятельности бакалавра, рассматриваются универсальные и профессиональные компетенции, предлагается перечень дисциплин основной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bachelor of cultorology (direction «Pedagogical education»): what is it supposed to be?

Article is devoted to problems of preparation of bachelors of cultural science in system of the higher pedagogical education. Characteristic of bachelor professional activity is given, universal and professional competences are considered, the list of disciplines of the basic educational program is offered.

Текст научной работы на тему «Бакалавр культурологии (направление «Педагогическое образование»): каким ему быть?»

УДК 378

И. Я. Мурзина

БАКАЛАВР КУЛЬТУРОЛОГИИ (НАПРАВЛЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»): КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?1

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров культурологии в системе высшего профессионального педагогического образования. Дается характеристика профессиональной деятельности бакалавра, рассматриваются универсальные и профессиональные компетенции, предлагается перечень дисциплин основной образовательной программы.

Ключевые слова: бакалавр культурологии, профессиональное педагогическое образование, компетенции, стандарт высшего профессионального образования.

Article is devoted to problems of preparation of bachelors of cultural science in system of the higher pedagogical education. Characteristic of bachelor professional activity is given, universal and professional competences are considered, the list of disciplines of the basic educational program is offered.

Key words: the bachelor of cultural science, professional pedagogical education, the competence, the standard of the higher professional education.

Введенная в 1990-х гг. в учебные планы и программы российского высшего образования дисциплина «Культурология» потребовала подготовки профессиональных кадров, способных адекватно оценивать и транслировать представления о ценностях культуры, включая студентов в дискуссионное пространство эпохи постмодерна. Утверждение этого предмета как обязательного при получении общего образования инициировало обучение учителей мировой художественной культуры.

На протяжении ряда лет в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования ведется подготовка культурологов по двум образовательным программам с присвоением двух различных квалификаций. Одна реализуется в классических университетах в рамках направления «Культурология» (предусматривающего получение академических степеней бакалавра и магистра) или специальности «Культурология» (пятилетнее обучение со специализациями и соответствующей квалификацией), другая - в педагогическом образовании по специальности «Культурология» (квалификация «Учитель культурологии»).

Переход на многоуровневую подготовку (бакалавр - магистр) приводит к необходимости каждый раз определять соответствие направлений подготовки специалистов современным условиям рынка труда. И если для классических университетов вопрос о существовании направления подготовки «Культурология» решен, то педагогические вузы нуждаются

1 Работа подготовлена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № 5886.

в дополнительном обосновании ее необходимости. Особенную остроту проблема приобретает в ситуации создания стандартов высшего образования нового поколения.

Современные школы нуждаются в учителях мировой художественной культуры. В существующих общеобразовательных учебных планах мировая художественная культура - один из предметов образовательной области «Искусство». Однако поскольку часов на ее преподавание отводится немного, то рационально, если это направление станет дополнительным к основной подготовке учителей русского языка и литературы, истории, музыки, изобразительного искусства. Такая работа велась и ведется в педагогических вузах, и предполагаемая переориентация с основной образовательной программы на дополнительную устранит необходимость в квалификации «учитель культурологии».

Однако образование - это всегда взгляд в будущее. Если исходить из того, что будет востребовано через 5-6 лет, когда нынешние студенты завершат свое образование, то вопрос о необходимости / ненужности учителя культурологии предстанет несколько в ином свете.

Тенденции современного образования очевидны - на смену узкопредметной специализации приходит широкая подготовка «по направлению», реализующая идеи образования на протяжении всей жизни, позволяющая современным выпускникам школ, ссузов и вузов мобильно реагировать на изменения рынка труда. Современные образовательные стратегии тяготеют к новому синтезу, к надпредметному, или метапред-метному, подходу. Это приводит к необходимости внедрения в общеобразовательных школах соответствующих программ. Залог их появления -общие ценностные установки, транслируемые гуманитарными предметами, ориентация на формирование мировоззрения учащихся, умение осмыслять и оценивать происходящие в мире изменения.

Все чаще говорят о единстве урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, о создании новых видов деятельности и направлений для самоактуализации учащихся, развивающих общие идеи, предлагаемые в основных и элективных (факультативных) курсах, в исследовательской или проектной работе.

Среди поставленных перед образованием задач на первый план выходит формирование у молодого человека умений ориентироваться в современных социально-культурных реалиях, вырабатывать собственное отношение к окружающему, реализовывать собственный потенциал, исходя из потребностей локального социума.

Таким образом, меняющиеся ориентиры в общем образовании рождают потребность в учителях, способных реализовать поставленные задачи. Одним из возможных вариантов удовлетворения данной потребности является подготовка студентов в педагогических вузах по направлению «Культурология», в образовательной программе которых будут синтезированы особенности подготовки культурологов, свойственные классическим

университетам, и установки, характерные именно для педагогического образования. Мы полагаем, что необходима разработка стандарта профессионального образования по подготовке бакалавров культурологии, которые по окончании обучения могли бы решать более широкие, чем преподавание мировой художественной культуры в школах, задачи, в том числе и связанные с реализацией социально-культурных программ в средних учебных заведениях.

Подготовка магистров культурологии в области педагогического образования предусматривает расширение компетенций в тех же направлениях, в которых осуществляется подготовка бакалавров, но с углублением научноисследовательской и философско-культурной составляющих. Это позволит выпускникам решать исследовательские задачи в области прикладных педагогических и культурологических изысканий, выступая в роли аналитиков инновационных процессов в образовании и социально-культурной сфере. Магистр культурологии педагогического профиля - это не только преподаватель гуманитарных дисциплин, но и человек, способный в практической деятельности интегрировать сферы образования и культуры.

Двухуровневая модель подготовки выпускника по направлению «Культурология» в педагогических вузах, нацеленная на формирование у студента социально-личностных, общенаучных, организационно-управленческих, общепрофессиональных и специальных компетенций [2, 6, 7], позволяет решать профессиональные задачи различной степени сложности. Работа бакалавра нацелена на практическое применение знаний о культуре как целостной системе человеческого бытия, на умение использовать инструментарий анализа культурных форм и практик в педагогической деятельности. Бакалавр культурологии способствует освоению учащимися многообразия культурных форм и значений, овладению анализом социально-культурных практик, опыта межличностного и межкуль-турного взаимодействия, специфики средств массовой информации.

Профессионализм бакалавра состоит в научно-практическом владении анализом различных социально-культурных практик и культурных форм, средствами их трансляции и нормативного закрепления в различных сферах социальной жизни, деятельности по сохранению культурного и природного наследия, умении использовать их в процессе аккультурации и социализации учащихся в системах общего и дополнительного образования, в культурно-просветительских учреждениях. Это означает широту сферы деятельности в культурно-образовательных, государственных и общественных организациях, связанных с производством, трансляцией и сохранением многообразных культурных форм.

Получение степени бакалавра культурологии дает возможности для занятости выпускника на исполнительских должностях в учреждениях среднего и дополнительного образования, культурно-просветительских учреждениях, органах федерального, регионального, муниципального государственного управления, государственных и общественных организа-

циях (в том числе международных), ответственных за проведение культурной политики и сохранение культурного и природного наследия (включая музеи, библиотеки, архивы, культурные центры), в сферах туризма и средств массовой коммуникации.

После завершения второго цикла обучения выпускник, получивший степень магистра, может занимать профессиональные и социальные позиции большей ответственности во всех названных сферах, а также в системе средне-специального и высшего образования.

В настоящий момент разрабатывается федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [4, 11]. С нашей точки зрения, следует обсудить возможность создания бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» и уровень (степень) бакалавр культурологии. Используя модель построения основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки на основе методологии Тиш^-ЕСТВ для реализации принципов Болонского процесса в России1 [10], мы определили ряд положений основной образовательной программы подготовки бакалавров соответствующего профиля.

Содержание профессиональной подготовки бакалавров культурологии должно сочетать культурологическую и педагогическую составляющие. Обозначим возможные виды профессиональной деятельности этих специалистов.

Педагогическая сфера: образовательная и воспитательная работа в начальных и средних образовательных учреждениях и организациях, а также в системе дополнительного образования; осуществление процесса обучения культурологии в соответствии с образовательной программой и современным учебно-методическим обеспечением; планирование и проведение учебных занятий по культурологии с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; реализация процесса обучения культурологии; планирование и реализация учебновоспитательной деятельности, основанной на личностно-ориентированном подходе; использование современных технологий, методик и форм организации учебной деятельности; применение навыков разработки образовательных программ; организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; контроль за результатами обучения и воспитания; помощь учащимся в адаптации и социализации; воспитание у учащихся духовно-нравственных ценностей и патриотических убеждений; рациональная организация учебного процесса на основе здоровьесберегающих технологий; выполнение функций классного руководителя; участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

1 Модель разработана в рамках Международного проекта Tempus SM_SCM-T035B06-2006 (RU) - RHUSTE, выполненного при участии ведущих российских и ряда зарубежных вузов, Ассоциации классических университетов России под экспертным контролем Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ.

Культурно-просветительская сфера: готовность к реализации государственной образовательной политики, связанной с развитием личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни; готовность к реализации государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия; способность к реализации социально-значимых культурных программ в системе массовых коммуникаций; готовность к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности.

Научно-исследовательская сфера: владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять теоретико-культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации; способность применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок.

Организационно-управленческая сфера: использование современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационноуправленческой работе; построение межличностных и межкультурных коммуникаций; применение навыков и приемов профессионального общения; коллективная работа в команде и организация работы малых коллективов исполнителей; практическое применение знания теоретических основ управления в социокультурной сфере; критическое переосмысление накопленного опыта, изменение по мере необходимости профиля профессиональной деятельности.

Производственно-технологическая сфера: применение в педагогической и конкретно-практической социокультурной деятельности базовых общепрофессиональных знаний; принятие конкретных решений при разработке технологических процессов в сфере социокультурной деятельности; выбор технических средств и технологий с учетом экологических последствий их применения; использование современных информационных технологий, управление информацией с помощью прикладных программ конкретной сферы деятельности; использование сетевых компьютерных технологий для формирования баз данных в своей предметной области.

Проектно-аналитическая и экспертная сферы проектная работа в различных областях социокультурной деятельности; применение современных информационных технологий при создании новых культурных продуктов; работа с нормативными документами, определяющими параметры проведения работ в разных видах социокультурной деятельности; умение представить ос-

военное знание, выявить системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; консультирование.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Перечислим компетенции, которыми должен обладать выпускник, обучавшийся по направлению «педагогическое образование» получающий квалификацию (степень) «бакалавр».

1. Универсальные компетенции:

• обладание базовыми представлениями о философии, истории, социологии, научных, философских, религиозных картинах мира; основах исторического процесса; месте человека в историческом процессе и социально-политической организации общества; правах и нравственных обязанностях человека; достижениях гуманитарных и естественных наук в контексте тенденций общественного развития; принципах и основах формирования и развития научного знания; методах накопления, передачи и обработки информации с помощью компьютерных технологий; основных концепциях естествознания; экологических принципах рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основах функционирования рыночной экономики; принципах организации и функции управления; здоровьесберегающих технологиях;

• умение использовать знание русского и иностранного языков в профессиональной деятельности, социальной и профессиональной коммуникации и межличностном общении; понимать и корректно применять социально-гуманитарную и экономическую терминологию; формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения; работать с информацией из различных источников; анализировать и оценивать социальную информацию; воплощать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; переосмысливать накопленный опыт в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики; самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа; использовать современные информационные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации; реализовать навыки владения компьютерными технологиями в практической профессиональной работе; оценивать и прогнозировать последствия своей социальной и профессиональной деятельности;

• владение приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурированного описания предметной области; методами обработки, анализа и синтеза информации; навыками аргументированного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, ведения дискуссии; способами деловой коммуникации в профессиональной сфере, взаимодействия в коллективе, организации работы коллектива; навыками здорового образа жизни.

2. Профессиональные компетенции:

• знание основных положений в областях педагогики и психологии; деятельностного подхода в психологии и педагогике; образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека и общества; теорий и методик обучения и воспитания; психолого-педаго-гических методов диагностики, прогнозирования и проектирования; основных теорий культуры, методов изучения культурных форм, процессов и практик; типологий культуры; форм и практик современной культуры; изучения и сохранения культурно-исторических объектов; исторической динамики российской и зарубежной культуры; основ истории литературы и искусства в контексте культуры; истории религий мира в контексте культуры; особенностей межкультурных коммуникаций и взаимовлияния культур; направлений межэтнического и межконфессионального диалога; роли культурологических дисциплин в системе школьного образования; основ музейной педагогики и экскурсионного дела;

• умение решать психолого-педагогические задачи; логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке; анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; критически использовать методы современной науки в конкретной исследовательской и социально-практической деятельности; применять современные теории, концепции и инструментарий культурологии в практической педагогической и социокультурной деятельности; оценивать качество исследований в контексте социокультурных условий, этических норм профессиональной деятельности; выстраивать технологии обучения новому знанию; обеспечивать межкультурный диалог в обществе; организовывать образовательную и воспитательную деятельность в начальных и средних образовательных учреждениях и организациях, а также системе дополнительного образования; планировать и проводить учебные занятия по культурологии; использовать современные технологий, методики и формы организации учебной деятельности; применять аудиовизуальные технологии обучения и современные информационные технологии;

• владение понятийным аппаратом педагогики, психологии и культурологии; познавательными подходами и методами изучения культурных форм и процессов, социально-культурных практик; методами критического анализа текстов; процедурами практического применения методик анализа к различным культурным формам и процессам современной жизни общества; приемами экспертной оценки качества исследований и видов социокультурной деятельности; навыками научно-методической работы.

В представленном Министерством образования и науки РФ макете Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения структура основной образовательной программы (ООП) бакалавриата предполагает большой объем изучаемых дисциплин в качестве вариативных по выбору вуза. Мы предлагаем свой набор дисциплин базовой и вариативной части ООП.

Для гуманитарного, социального и экономического циклов подготовки бакалавра культурологии мы считаем нужным сохранить в базовой части «Отечественную историю», «Философию», «Иностранный язык», «Социологию», «Основы экономики», а в вариативную часть включить «Риторику», «Основы права», «Этику», «Политологию», «Иностранный язык (продвинутый уровень)».

Базовая часть математического и естественнонаучного циклов может включать такие дисциплины, как «Математика в социально-гуманитарной сфере», «Современные информационные технологии», а вариативная -

«Концепции современного естествознания», «Информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин (культурологии)».

Профессиональный цикл в базовой части включает как общие для психолого-педагогического образования предметы, так и собственно культурологию: из психолого-педагогических курсов бакалаврам предлагается освоить «Психологию», «Педагогику», «Теорию и методику обучения культурологии», «Возрастную анатомию, физиологию и гигиену», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», из культурологических - «Теорию культуры», «Социологию культуры», «Социальную и культурную антропологию», «Историю культуры России», «Историю культуры стран и регионов», «Историю религий», «Теорию и историю искусства», «Прикладную культурологию», «Древние языки», «Семиотику», «Эстетику».

В вариативную часть профессионального цикла мы включаем следующие дисциплины: «Основы специальной педагогики и психологии», «Методология изучения культуры», «История культурологии», «Анализ и интерпретация текстов культуры», «Теория и история литературы», «Культура повседневности», «История музыкальной культуры», «История театра и кино», «Массовая культура», «Культура социальных групп и движений», «Лин-гвокультурология», «Этносоциолингвистика», «Медиакультура», «Культура Урала», «Культура современного города», «Музейная педагогика», «Народная художественная культура», «Музеи мира». Содержательный план вариативной части профессионального цикла позволяет охватывать региональную тематику («Культура Урала», «Лингвокультурология», «Этносоциолингвистика»), использовать социально-культурное пространство региона для реализации практико-ориентированной направленности подготовки бакалавра культурологии («Культура современного города», «Музейная педагогика»).

Освоение предлагаемой программы подготовки бакалавра культурологии допускает возможность «линейного» (последовательного)

и «нелинейного» (реализующего образовательную траекторию подготовки студента) изучения отдельных дисциплин, что обеспечивает академическую мобильность студента как в системе педагогического, так и классического университетского образования.

Представленная нами модель подготовки бакалавра культурологии по направлению «Педагогическое образование» предусматривает подго-

товку специалиста, обладающего качествами социальной мобильности, способного адаптироваться к современным рыночным условиям и быть востребованным на рынке труда.

Отдельного рассмотрения требует набор учебных дисциплин подготовки магистра. В данной статье обозначим лишь направления магистерской программы по подготовке культурологов в сфере педагогического образования. Первое направление составляют программы, посвященные общеметодологическим и общефилософским проблемам в области педагогики и культурологии: «Философия образования», «Философия культуры», «Социология образования». Второе направление связано со специализированной областью науки (культурологией), в рамках которой предлагается обращение к вопросам теории и методологии культуры на продвинутом (более высоком, нежели в условиях бакалавриата) уровне, проблемам функционирования социально-культурной сферы (профильная предметная область), прикладным культурологическим исследованиям. Говоря о конкретно-исследовательской области, мы имеем в виду исследования, в которых область педагогики рассматривается как сфера прикладной культурологии. Особое место в вариативной части стандарта магистра занимают дисциплины, в содержании которых ключевой позицией становится регионально-культурная проблематика (дисциплины, посвященные истории и культуре региона, охране его культурного и природного наследия, программам социально-культурного развития и пр.). Подготовка магистра культурологии в области педагогического образования позволяет удовлетворить потребность в кадрах более высокого уровня, способных не на словах, а на деле осуществлять интегрированные инновационные проекты в сфере образования и культуры.

Литература

1. Бадарч Д., Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: моногр. М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007.

2. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М., 2006.

3. Банк документов по внедрению компетентностного подхода, кредитной и блочно-модульной системы в российских вузах. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edu.vgasu.vrn.ru/ В^еО^е^огу/ВапкОокРоУпеСг / ^еГаик.аврх

4. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / коллектив авторов под ред. Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. М., 2004.

5. Гребнев Л. С. Гуманитарное образование. Размышления о «форме» и «содержании» // Высш. образование в России. 2004. № 3. С. 3-20.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высш. образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

7. Казанович В. Г., Кошелева В. Л., Савельева Г. П., Самощенко Л. С. Анализ представленности компетенций в действующих государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций: материалы XV Всерос. науч.-метод. конф. М., Уфа, 2005.

8. Компетентностный подход в системе непрерывного художественного образования: теория, практика и перспективы: материалы област. науч.-практ. конф. Омск, 8-9 нояб. 2007 г. Ч. 2. Омск, 2007.

9. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной классификацией учебных модулей (по материалам научных исследований, выполненных в МГУ им. М. В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.msu.ru/innovation/nmo/metod.rtf

10. Модель построения основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки на основе методологии ^ш^-ЕСТ8 для реализации принципов Болонского процесса в России: направления подготовки ВПО «История» и «Культурология» / сост. и науч. ред. проф. Е. Н. Ковтун. Челябинск, 2008 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ru-ects.csu.ru/ru/node/200

11. Разъяснения по формированию федерального государственного

образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавра на основе технического задания на разработку федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (макета) [Электрон. ресурс]. Режим доступа:

http://www.ed.gov.ru/files/materials/7992/Bakalavr 01.09.2008.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.