Научная статья на тему 'Вузовская подготовка учителей музыки и продолжение традиций отечественного музыкального образования и воспитания'

Вузовская подготовка учителей музыки и продолжение традиций отечественного музыкального образования и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ И СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топилина И. И.

В подготовке бакалавров и магистров в сфере музыкального образования возникает необходимость преодолеть трудности, связанные с использованием устоявшихся теоретико-дидактических методов и форм работы и подготовкой студентов по новым стандартам качества высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вузовская подготовка учителей музыки и продолжение традиций отечественного музыкального образования и воспитания»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

По результатам исследования в течение трех лет был проведен эксперимент. Рассматривались восемнадцать групп студентов различных факультетов ПГУАС. Часть из них анализировалась как экспериментальная, другая - как контрольная. Сравнительный анализ контроля качества знаний по всем тематическим модулям курса инженерная графика подтверждает качественно новый уровень результатов использования предложенной методики.

Список использованной литературы:

1. Найниш, Л.А. Структурный анализ курса начертательная геометрия// Высшее образование сегодня. -М., 2003. - №9. - С.38-42.

2. Тишина, Е.М. Повышение качества учебного процесса методами математического моделирования / Е.М. Тишина //Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. Сер. Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 212-221.

3. Якунин, В.И. Инновационная стратегия комплексной информации геометрической и графической подготовки в высшем техническом профессиональном образовании в ГОСах 3-го поколения / Якунин В.И. и др. // Научно-методические проблемы геометрического моделирования, компьютерной и инженерной графики в высшем профессиональном образовании: сб. статей международной науч.-метод. конф. - Пенза: Поволжский Дом знаний, 2009. - С. 171-179.

© Тишина Е.М., 2016

УДК 378.147

И.И. Топилина

к.п.н., доцент кафедры музыкального и художественного образования Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического

университета (РИНХ)» г. Таганрог, Российская Федерация

ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

В подготовке бакалавров и магистров в сфере музыкального образования возникает необходимость преодолеть трудности, связанные с использованием устоявшихся теоретико-дидактических методов и форм работы и подготовкой студентов по новым стандартам качества высшего профессионального образования.

Ключевые слова

Музыкальное образование; компетенции и стандарты качества высшего профессионального образования.

Отечественное музыкальное образование, подготавливающее учителей музыки и профессионалов-музыкантов, переживает в настоящее время период поиска согласований между новыми тенденциями высшей школы и устоявшимися в течение долгих лет теоретико-дидактическими установками. Современное вузовское образование определяется спецификой, обусловленной современной экономической и социокультурной ситуацией в обществе, заключающейся в таких показателях, как:

1) формирование иных статусных форм высшего образования;

2) массовость высшего образования;

3) нечеткое определение конечных целей подготовки бакалавров и магистров;

4) сложности трудоустройства и профессионального становления выпускников вузов в выбранной сфере деятельности;

5) мобильность послевузовского этапа профессиональной карьеры, предполагающего частое повышение квалификации или переподготовку.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Музыкальная сфера профессиональной деятельности сложна не только своей общей спецификой музыкальных способностей, но и дополнительными компетенциями музыкального проектирования, прогнозирования, диагностики. Области профессиональной деятельности музыкантов бакалавров достаточны разнообразны. Ими являются: школьная культурно-эстетическая и музыкально-просветительская среда, иные педагогические системы в области музыкального искусства и образования, музыкально-педагогический и учебно-воспитательный процессы дополнительных учреждений образования, музыкальное исполнительство, компьютерные и электронные технологии в области музыкального искусства.

В подготовке бакалавров и магистров в сфере музыкального образования еще недостаточно сформирована прочная научно-исследовательская и методическая базы. Часто возникают трудности в теоретико-дидактических методах и формах работы по стандартам качества высшего профессионального образования. В исследованиях музыкального образования происходит явное деление на традиционный -«знаниевый» и «компетентностный» подходы к образовательному процессу. Методология традиционного подхода предполагает передачу студенту опыта, выработанного человечеством. Для музыкального образования данный опыт определяется четырьмя дидактическими основаниями обучения: знания; умения, навыки; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений к окружающей действительности. Традиционный образовательный подход дает основу для конструирования содержания большей части учебных программ.

Вместе с тем, государственные образовательные стандарты предусматривают новый -компетентностный подход, который требует обновления теоретических блоков информации и проектирования практической деятельности профессионально направленного педагогического процесса в вузе. Традиционный подход не может быть полностью устранен в музыкальном образовании, требующем от студента постоянных индивидуальных занятий и приобретения практических (визуально-слуховых) знаний от опытных талантливых педагогов, исполнителей, теоретиков-музыковедов и школьных методистов-практиков. Компетентностный подход, как современная реалия образования в вузе, направляет учебный процесс от внешней обусловленности к центральному объекту обучения - личности студента. Для этого в образовательном процессе подготовки музыканта бакалавра (магистра) необходимы следующие установки:

1) реализация разнообразных форм самостоятельной учебной музыкальной деятельности, направленных на внутреннее творческое развитие;

2) изучение образовательного потенциала студентов, их культурного и творческого развития; проведение последовательной работы над их профессиональным и личностным ростом;

3) развитие музыкальных, творческих, педагогических, исполнительских способностей, как основы самостоятельности в процессе профессионального музыкального развития;

4) проектирование учебного процесса через моделирование различных видов музыкальной учебной деятельности, прогнозирование результатов творческого труда студента, диагностики общего состояния развития личности и ее профессиональных качеств, анализа контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;

5) применение в учебном процессе исторически-сложившихся лучших образцов музыкально -педагогических методик, а также разработка новых методик и технологий обучения бакалавров (магистров) музыкантов.

Процесс перехода от традиционной к компетентностной парадигме обучения музыканта бакалавра прогнозирует дальнейший профессиональный рост выпускника. Это обусловлено применением и научным анализом фундаментальных понятий отечественной музыкальной педагогики в контексте новых реалий высшей школы. К таким фундаментальным понятиям можно отнести категорию музыкальной культуры. Как понятие «музыкальная культура» было разработано на стыке нескольких гуманитарных наук, в русле культурологического теоретико-методологического направления. Педагогика музыкального образования пополнила данное понятие через культурологический подход, обоснованный в трудах Л.А. Рапацкой под влиянием работ по культурологии: С.С. Аверинцева, A.M. Арнольдова, В.Г. Афанасьева, Г.Д. Гачева, а также теории диалога культур М.М. Бахтина, B.C. Библера, Ю.М. Лотмана. Музыкальная культура - «особый вид человеческой деятельности, в основе которой - создание, исполнение, восприятие, сохранение ценностей

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

музыкального искусства» (М.С. Каган) [1, с. 35]. В музыкальной педагогике данная категория приобретает не только теоретическое, но и практическое педагогическое воспитательное значение. Об этом свидетельствует целостная концепция музыкального воспитания школьников, созданная Д.Б. Кабалевским [2]. Музыкальное педагогическое образование бакалавров (магистров) под воздействием культурологического подхода приобретает особую актуальность для наших дней, например:

1) анализа произведений музыкального искусства в сложных условиях современных духовно-ценностных установок культуры;

2) изучения причинно-следственных связей возникновения новых музыкальных направлений или стилей в недрах культурного целого;

3) учебной практики, которая формирует у студентов-музыкантов опыт личностно-значимых отношений к художественным ценностям, которые в свою очередь формируют личностные проявления культуры.

В музыкальной педагогике происходят интегративные процессы культурологического и компетентностного подходов; определяются необходимые для формирования профессиональных компетенций виды музыкальной деятельности, в том числе в области музыкальной культуры. Среди них можно обозначить следующие: деятельность по освоению общекультурных ценностей, исполнительскую деятельность, музыкально-педагогическую деятельность и деятельность по освоению междисциплинарных компетенций.

Сформированные универсальные личностные показатели музыкальной культуры музыкантов бакалавров (магистров) в педагогическом вузе предполагают обобщение и интеграцию содержания различных направлений профессиональной подготовки. К данным направлениям относят:

1. Общекультурную подготовку. Это приобретение ЗУНов в области музыкальной культуры и опыта анализа ее современных культурных проявлений.

2. Исполнительскую подготовку. Постижение исполнительского мастерства, эмоционально-ценностное и творческое отношение к музыкальному искусству.

3. Музыкально-педагогическую подготовку. Практико-ориентированное содержание обучения студентов-бакалавров.

4. Специальную профессиональную подготовку на основе междисциплинарных основ процесса обучения. Основная задача бакалавра музыканта профессионально войти в современную музыкальную культуру общества и творчески и при этом самореализоваться в ее междисциплинарных областях.

Формирование музыкальной культуры как феномена объективной педагогической, социальной реальности и как профессионально-значимого качества музыканта бакалавра (магистра) тесно связано с деятельностью по освоению музыкальной культуры общества, с запросами музыкально-исполнительской или музыкально-педагогической практики. Музыкальная культура является профессионально-значимым качеством музыканта бакалавра (магистра), которое включает в себя: общекультурные; исполнительские; музыкально-педагогические; междисциплинарные музыкальные компетенции.

Культурологический подход, активно применяемый в вузовском обучении, имеет особую ценность, т. к. позволяет конкретизировать понятия «музыкальная культура общества» и «музыкальная культура личности» и вместе с тем интегрировать традиционную модель профессиональной подготовки музыкантов в обновленную систему высшего образования, связанную с формированием компетенций.

Список использованной литературы:

1. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК Петрополис, 2006.

2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. — 192 с.

3. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. - М.: МГОПУ, 1996.

© Топилина И.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.