2. Kashekova I. E. Osnovy printsipov deiatel'nosti shkoly khudozhestvenno-esteticheskogo napravleniia [Bases of the principles of activity of school of the art and esthetic direction]. Iskusstvo v shkole XXI veka : sbornik materialov VI Vserossiiskoi konferentsii i Moskovskogo nauchno-prakticheskogo seminara "Masterskaia B. M. Nemenskogo—2000" [Art at school of the XXI century: collection of materials VI of the All-Russian conference and Moscow scientific and practical seminar "Masterful B. M. Nemenskogo-2000"]. Moscow, Shkol'naia kniga Publ. [School book Publ.], 2000. 144 p.
3. Litvak N. Formula prizvaniia. Sem' pravil vybora vuza [Calling formula. Seven rules of a choice of higher education institution]. Moscow, Alypina non-fikshin Publ., 2012. 162 p.
4. Moreno Ia. L. Sotsiometriia. Eksperimental'nyi metod i nauka ob obshchestve [Sociometry. An experimental method and science about society]. Moscow, Akademicheskii proekt Pul. [Academic Project Publ.], 2004. 320 p.
5. Panchenko O. G. Nravstvennyi potentsial lichnosti kak antropologicheskaia problema [Moral potential of the personality as anthropological problem]. Lichnosf v sotsiokulturnom izmerenii: istoriia i sovremennost [The personality in sociocultural measurement: history and present]. Moscow, IndriK Publ., 2007, pp. 83—87 c.
6. Podymova L. S., Sergeeva V. P., Sorokovykh G. V. Proektirovanie lichnostnogo samoopredeleniia shkolnikov [Design of personal self-determination of school students]. Moscow, Perspektiva Publ. [Prospect Publ.], 2011. 148 p.
7. Silber Li. Kar'era dlia tvorcheskogo cheloveka [Career for the creative person]. Moscow, Dobraia kniga Publ. [Kind book Publ.], 2002. 384 p.
8. Solodushin V. I. Sotsial'naia mobil'nost' i dostupnost' professional'nogo obrazovaniia [Social mobility and availability of professional education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2007, No. 3 (19).
СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКИ
УДК 378.978 В. С. Корина
Московский государственный институт культуры
Автор статьи рассматривает проблемы реформирования системы высшего образования в сфере музыкального искусства. Профессиональная подготовка должна отражать все изменения музыкально-педагогической и социокультурной действительности, обеспечивать развитие научно-методической мысли и практической педагогической деятельности. Двухуровневая система высшего образования предполагает вариативность подготовки музыкантов, в чьи профессиональные компетенции входит готовность к педагогической деятельности в сфере музыки в различных структурно-организационных условиях. В статье раскрывается значение модульного подхода к организации подготовки конкурентоспособных музыкантов-педагогов, определяется сущность образовательного модуля, который характеризуется теоретико-методической целостностью, структурно-содержательной законченностью, профессионально-целевой направленностью, практической функциональностью, личностно-социальной актуальностью. Теоретические положения по реализации модульного подхода к профессиональной подготовке по различным направлениям и профилям получили апробацию в классе фортепиано. Ключевые слова: высшее образование, музыкальное искусство и педагогика, вариативность подготовки, модульный подход, образовательный модуль, класс фортепиано.
КОРМНА ВЕРОНИКА СТАНИСЛАВОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкаль-182 ного образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры
KÜRINA VERONIKA STANISLAVOVNA--Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department
of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Корина В. С., 2015
V. S. Korin a
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
STRUCTURAL AND ORGANIZATIONAL PECULIARITIES OF NEW DIRECTIONS AND PROFILES OF BACHELOR AND MAGISTER TRAINING IN THE MUSIC SPHERE
The author of article considers problem of higher education system's reformation in the music. Professional training should be reflective of changing in the musical, pedagogical, sociocultural spheres, provides improvement of scientific-methodical theory and pedagogical practice. Two-tier system of higher education supposes variation of musicians training, which professional competences are readiness to pedagogical activity. The article considers value of modular approach to organization of competitive musicians-educators training, the sense of educational module, which marked by theoretical-methodical entirety, structural-informative completeness, professional orientation, practical functionality, personal-social actuality. Theoretical provisions on modular approach to professional training's realization get the approbation in the piano class.
Keywords: higher education, musical art and pedagogic, variation of training, modular approach, educational module, the piano class.
Проблема подготовки профессиональных кадров для сферы образования и культуры во все культурно-исторические эпохи являлась актуальной и приоритетной для социальных институтов государства, научно-исследовательских, административных и практико-ори-ентированых структур общества.
В последние десятилетия, в связи с интенсивным развитием компьютерных и других информационных технологий, изменением организационных тенденций во всех сферах общественной жизни, наблюдается непрерывное усложнение теоретического и практического компонентов сферы образования. Данное социально преобразующее явление характерно для всех образовательных направлений, включая теоретическое изучение искусства, а также практическую художественно-исполнительскую и педагогическую деятельность, в том числе и в области музыки.
С другой стороны, совершенствование и преобразование практических видов музыкально-исполнительского искусства естественным образом обусловливают усложнение в целом и частичные изменения в содержании теоретических дисциплин, изучаемых в образовательных учреждениях высшего зве-
на. П. А. Черватюк отмечает характерные для современного высшего музыкально-педагогического образования проблемы: «На сегодняшний день обострился ряд вопросов, связанных с выпуском бакалавров и их трудоустройством; с привлечением абитуриентов не на конкретные специальности, под конкретные профессии, а по общим направлениям в сфере науки и искусства; с набором в очную магистратуру, предполагающим продолжение обучения дипломированных бакалавров, которые (в этом и заключается сложность) уже нацелены на трудовую деятельность и повышение социально-финансового статуса через профессиональную карьеру, а не дальнейшее очное обучение» [6, с. 26].
подобные изменения отражаются на структуре и содержании профессиональной подготовки как исполнителей, так и будущих педагогов сферы музыкального искусства. Данные элементы системы профессиональной подготовки должны отражать все изменения музыкально-педагогической и социокультурной действительности, которые влияют на качество высшего образования музыкального и музыкально-педагогического профиля, дальнейшее развитие научно-методической мысли и
практической педагогической деятельности, стимулирование и целевое ориентирование самостоятельной работы студентов в направлениях самообразования, саморазвития, самосовершенствования, успешного профессионального становления, личностной самореализации.
В различные периоды существования российского государства стандарты и требования к содержанию, качеству и результатам профессиональной подготовки музыкантов-педагогов формировались с учётом основных общественно-политических, социально-экономических, организационно-культурных тенденций, характеризовавших вектор развития всего государства в целом. Сказанное выше правомерно и по отношению к современной ситуации в сфере высшего музыкально-педагогического образования.
В настоящее время профессиональных музыкантов-педагогов готовят высшие учебные заведения как педагогического, так и социально-культурного профиля. Интегрированная за последние десятилетия в российскую педагогическую практику международная двухуровневая система высшего образования, состоящая из бакалавриата и магистратуры, предполагает существенную вариативность подготовки музыкантов, в чьи профессиональные компетенции входит готовность к педагогической деятельности в сфере музыкального искусства в различных структурно-организационных условиях.
подобная вариативность заключается в широком спектре направлений подготовки, включающих в свои компетентностные модели данный вид профессиональной деятельности, а также определённую полиморфию музыкально-педагогической деятельности, выражающуюся в многообразии видов, форм, направлений, уровней обучения, воспитания, просвещения, развития средствами музыкального искусства различных возрастных, социальных, профессиональных категорий граждан. Рассмотрим те отрасли и их структурные компоненты, которые представлены в российском вузе, обеспечивающем на протяже-
нии многих десятилетий сферы образования и культуры профессиональными кадрами, — в Московском государственном институте культуры.
Обучение бакалавров по направлению 050100 «Педагогическое образование» предусматривает подготовку профессиональных кадров по профилю «Музыка», готовых и способных вести педагогическую работу в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, заниматься социально-культурной деятельностью в художественных кружках, организовывать профессиональные и любительские ансамбли и оркестры [3].
В основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 073500 «Дирижирование», с учётом вариативности профилей подготовки («Дирижирование академическим хором», «Дирижирование оркестром духовых инструментов», «Дирижирование оркестром народных инструментов»), прописываются широкие квалификационные возможности выпускников, готовых и способных работать в качестве дирижёров, хормейстеров, артистов, а также преподавателей в соответствующей области исполнительского искусства в общеобразовательных школах, детских школах искусств и детских музыкальных школах, центрах досуга детей и молодёжи, домах культуры и средних специальных образовательных учреждениях [5].
Подготовка бакалавров по направлению 073000 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» предполагает широкую вариативность профилей подготовки — «Музыкальная педагогика», «Музыковедение», «Менеджмент музыкального искусства». При этом, несмотря на явные различия в ключевых профильных векторах обучения и профессиональной деятельности выпускников, во всех образовательных программах данного направления подготовки бакалавров прописана задача «подготовки современных высокопрофессиональных специалистов, способных эффективно осуществлять педагогическую,
музыкально-исполнительскую, организационно-управленческую и культурно-просветительскую деятельность в различных сферах культуры и образования» [4].
Обучение бакалавров по направлению подготовки 073100 «Музыкально-инструментальное искусство» позволяет готовить в вузе преподавателей фортепиано, баяна, аккордеона, домры, балалайки, гуслей, гитары, а также различных оркестровых инструментов — духовых, ударных, струнных. Этому способствуют соответствующие утверждённые профили подготовки — «Фортепиано», «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов — домра, балалайка, гусли, гитара)», «Оркестровые духовые и ударные инструменты (по видам инструментов — флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные)», «Оркестровые струнные инструменты (по видам инструментов — скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)».
Подготовка преподавателей в области певческого искусства отличается, пожалуй, наибольшей вариабельностью, раскрывающейся в нескольких направлениях и целом перечне профилей. Так, в рамках подготовки бакалавров по направлению 073400 «Вокальное искусство» предусмотрен профиль «Академическое пение». Направление подготовки бакалавров 071600 «Музыкальное искусство эстрады» включает профиль подготовки «Эстрадно-джазовое пение». Подготовка бакалавров по направлению 073700 «Искусство народного пения» осуществляется по профилям «Искусство хорового народного пения» и «Сольное народное пение».
Очевидно, что выпускники вуза перечисленных профилей подготовки способны охватить абсолютно все структурные уровни системы музыкального образования и социально-культурной сферы. Анализ целей, задач, структуры и содержания учебного процесса и компе-тентностных моделей выпускников показывает следующее:
• во-первых, в организационно-учебной структуре всех перечисленных профилей под-
готовки бакалавров в области музыкального искусства в обязательном порядке должен присутствовать курс обучения игре на фортепиано;
• во-вторых, в зависимости от уровня теоретической и практической подготовки студентов, ключевой профессиональной направленности конкретного профиля и направления подготовки, а также профессиональных планов студентов и эмпирического педагогического опыта, обучение в классе фортепиано должно быть скорректировано и адаптировано с учётом вышеуказанных факторов.
Перечисленные выше требования соответствуют одному из ключевых принципов, декларируемых современной образовательной политикой, — принципу модульности. Данный принцип был заимствован педагогикой и, в частности, современной системой образования из теории технических научных дисциплин, опирающихся в своей методологической основе на системный подход. Под термином «модуль» в большинстве научных исследований понимают «функционально законченный элемент системы» [2].
В любой сложной открытой системе, какой, в частности, является система образования, все структурные компоненты должны быть взаимосвязаны, наделены конкретными функциями, обязаны выполнять определённую роль, способствовать реализации задач, которые, в свою очередь, обеспечивают достижение целей функционирования всей системы в целом. Модуль в содержании образовательной программы представляет собой целостный структурно-содержательный компонент, характеризующийся тематическим единством, теоретико-методической целостностью, структурно-содержательной законченностью, профессионально-целевой направленностью, практической функциональностью, личностно-социальной актуальностью. Что касается подготовки музыкантов-педагогов, то молено с уверенностью сказать, что «актуальность модульного подхода... заключается в использовании возможности анализировать рынок труда,
выявлять острые профессиональные потребности практики, реализация которых не была предусмотрена ранее вузовской подготовкой» [1, с. 61].
Другой подход к модульному принципу организации профессиональной подготовки приближает понятие модуля к понятию индивидуального образовательного маршрута, который представляет собой план обучения конкретного студента, составленного на стыке требований образовательной программы, а также индивидуальных потребностей и возможностей личности обучающегося.
Учитывая высокую вариативность направлений и профилей подготовки профессиональных кадров для сфер образования и культуры, способных и готовых осуществлять педагогическую деятельность в области музыкального искусства (в том числе организационную — хормейстерскую, дирижёрскую, ансамблевую, а также исполнительскую и административную — менеджмент, маркетинг, связи с общественностью), становится очевидным необходимость разработки системного комплекса образовательных модулей по классу фортепиано, которые позволят качественно обеспечивать учебные процессы на всех вышеперечисленных направлениях подготовки бакалавров, нуждающихся, в соответствии с контекстом выбранного профиля подготовки, в знаниях, умениях, навыках и способностях в области фортепианного исполнительства, выраженных в разных содержательно-тематических, организационно-практических, педагогических и исполнительских аспектах.
Осуществление подобной глобальной науч-
но-методической и организационно-практической работы по разработке эффективного универсального системного комплекса образовательных модулей по классу фортепиано ведётся постепенно, с параллельным мониторингом учебных результатов и потребностей студентов, анализом итогов педагогической работы на каждом образовательном этапе и их сопоставлением с целями и задачами направления и профиля подготовки, ключевыми компонентами компетентностной модели выпускника, реальными профессиональными возможностями и перспективами бакалавров на рынке труда.
Все актуальные модули, входящие в системный комплекс целостного образовательного процесса вуза, объединённые одной областью изучения и практического применения, имеют как общие, универсальные, так и специфические, узкопрофессиональные характеристики. Узкопрофессиональные характеристики зависят от конкретной прикладной направленности подготовки студентов, обучающихся по различным профилям. Универсальные характеристики формируют структурно-содержательное ядро подготовки музыкантов-педагогов в вузе и демонстрируют ключевые идейные и практико-деятельностные компоненты, которые должны быть отражены в каждом образовательном модуле. Именно универсальные характеристики объединяют содержательные векторы всех профилей и направлений обучения бакалавров и магистров в области музыкальной педагогики и музыкального искусства и формируют единую систему подготовки музыкантов-педагогов.
Примечания
1. Мансурова А. П. Модульный подход к музыкально-педагогической подготовке // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 56—62.
2. Материал к лекции «Архитектура операционных систем. Основные принципы построения операционных систем» [Электронный ресурс] / факультет математики и информатики. Гродненский государственный университет имени Янки Купалы : [веб-сайт]. URL: http://mf.grsu.by/UchProc/livak/po/lections/ lec_Princ
3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 050100 Педагогическое образование. Профиль подготовки «Музыка» [Электронный ресурс] / Отдел качества и сертификации : [веб-сайт]. URL: http://files.msuc.org/oop/music/50100_muzik.swf
4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. направление под-
готовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство. Профиль подготовки «Музыковедение» [Электронный ресурс] / Отдел качества и сертификации : [веб-сайт]. URL:http://files.msuc.org/ oopdf/2013/im/073000_IM_Bakalavr_Muzykoznanie.pdf
5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 073500 Дирижирование. Профиль подготовки «Дирижирование оркестром народных инструментов» [Электронный ресурс] / Отдел качества и сертификации : [веб-сайт]. URL: http://files.msuc.org/oop/ Magictratyra/MUSIC/073500_M_dirizh_narod_inctrument.swf
6. Черватюк П. А. Музыкальное искусство: бакалавриат и магистратура // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 2 (49). С. 26—29.
References
1. Mansurova A. P. Modul'nyi podkhod k muzykal'no-pedagogicheskoi podgotovke [The modular approach to the musical-pedagogic training]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2014, No. 4, pp. 56—62.
2. Material to lecture "Architecture of operating systems. Basic principles of creation of operating systems". Available at: http://mf.grsu.by/UchProc/livak/po/lections/lec_Princ
3. Main educational program of higher education. Direction of preparation 050100 Pedagogical education. Preparation profile "Music". Available at: http://files.msuc.org/oop/music/50100_muzik.swf
4. Main educational program of higher education. Direction of preparation 073000 Musicology and musical applied art. Preparation profile "Musicology". Available at: http://files.msuc.org/oopdf/2013/im/073000_IM_ Bakalavr_Muzykoznanie.pdf
5. Main educational program of higher education. Direction of preparation 073000 Musicology and musical applied art. Preparation profile "Musicology". Available at: http://files.msuc.org/oop/Magictratyra/ MUSIC/073500_M_dirizh_narod_inctrument.swf
6. Chervatyuk P. A. Muzykal'noe iskusstvo: bakalavriat i magistratura [Musical art: bachelor degree and magistracy].. Kulturnaia zhizrt Iuga Rossii [Cultural life of the South of Russia]. 2013, No. 2 (49), pp. 26—29.
П
ринципы и методы
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ BELL CANTO
УДК 378.978
Р. В. Сладкопевец
Московский государственный институт культуры
В статье рассмотрены принципы и методы профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе обучения Bell canto. Методы вокального обучения Bell canto построены на общепринятых дидактических и специальных вокальных началах. Обобщая профессиональный опыт работы со студентами-вокалистами, автор статьи предложил такие методы педагогического взаимодействия со студентом-вокалистом в процессе обучения Bell canto, как метод индивидуального подхода к каждому студенту (развитие творческой индивидуальности); метод развития самостоятельности и творческой активности студента; метод поддержки ученической инициативы; метод поощрения; метод повторения замечания в обогащённой, положительной форме; метод использования понятной студенту образно-ассоциативной лексики; метод показа, нацеленный на пробуждение у студента творческой фантазии, воображения. Итак, базируясь на выделенных нами принципах лич-
СЛАДКОПЕВЕЦ РОМАН ВАДИМОВИЧ — кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры
SLADKOPEVETS ROMAN VADIMOVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, doctoral candidate of Department of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected].
© Сладкопевец Р. В., 2015