Научная статья на тему 'Особенности формирования вариативного профессионального мышления музыканта в классе фортепиано в вузе'

Особенности формирования вариативного профессионального мышления музыканта в классе фортепиано в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА В ВУЗЕ / МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВАРИАТИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ МУЗЫКАНТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО / TRAINING MUSIC TEACHER IN HIGH SCHOOL / THINKING / PROFESSIONAL THINKING / MUSICAL THINKING / VARIABLE THINKING PROFESSIONAL MUSICIAN AT THE PIANO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корина Вероника Станиславовна

В статье рассматриваются основные теоретические, методические и практические аспекты формирования вариативного мышления как профессиональной характеристики музыканта в классе фортепиано в вузе. Сформированность мышления музыканта определяется в качестве ключевой характеристики его авторского метода, развитой способности анализировать проблемы в контексте закономерностей музыкального искусства и педагогики, оценивать со своих профессиональных позиций практически любое явление в сфере своей деятельности. Исследуются компоненты профессионального мышления музыканта в классе фортепиано, высказывается мнение о содержании и результатах функционирования профессионального мышления. На основе анализа и синтеза представленных на сегодняшний день определений мышления, музыкального мышления, профессионального мышления, а также категории вариативности автором сформулировано и предложено к введению в научно-практический оборот музыкальной педагогики содержание понятия вариативного профессионального мышления музыканта в классе фортепиано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL MENTALITY OF THE VARIABLE OF THE MUSICIAN IN THE PIANO CLASS AT THE UNIVERSITY

The article considers the main theoretical, methodological and practical aspects of formation of divergent thinking as a professional characteristics of the musician in the piano class at the University. The formation of the thinking of a musician identified as key features of his artistic method, developed ability to analyze problems in context, patterns of music and pedagogy, to evaluate from their professional positions almost any phenomenon in the sphere of its activities. Investigated the components of professional thinking of the musician at the piano, expressed the view that the content and results of the functioning of professional thinking. Based on the analysis and synthesis presented today the definitions of thinking, musical thinking, professional thinking, and the categories of variance, the author formulated and proposed for introduction in scientific-practical usage of music education the concept of variable professional thinking of the musician at the piano.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования вариативного профессионального мышления музыканта в классе фортепиано в вузе»

5. Mansurova A. P. Professional'noe masterstvo spetsialista-universala narodnogo khudozhestvennogo muzykal'nogo tvorchestva [Professional skills specialist-universal folk art and music]. Moscow, Publishing house of Moscow City University, 2009.

6. Skrebkova O. L., Skrebkov S. S. Prakticheskii kurs garmonii [Practical course on harmony]. Moscow, Muzykal'noe gosudarstvennoe izdatel'stvo [Musical state publishing house], 1952. 200 p.

7. Ushinsky K. D. Sobranie sochinenii, v 11 tomakh. Tom 5: Metodicheskie stat'i i materialy k "Detskomu miru" [Collected works, in 11 volumes. Volume 5: Methodical articles and materials to "Toy Store"]. Leningrad, Publishing house of Academy of pedagogical sciences of RSFSR, 1949. 591 p.

8. Chervatyuk P. A. Nauchno-metodicheskie osnovy prepodavaniya garmonii sistemoi algoritma. Chast' 1 [Scientific-methodical bases of teaching harmony algorithm system. Part 1]. Moscow, Publishing house "Soviet composer", 1990. 120 p.

9. Chervatyuk P. A. Nauchno-metodicheskie osnovy prepodavaniya garmonii sistemoi algoritma. Chast' 2 [Scientific-methodical bases of teaching harmony algorithm system. Part 2]. Moscow, Publishing house "Soviet composer", 1990. 320 p.

10. Chervatyuk P. A. Garmonicheskoe sol'fedzhio i metodika ego prepodavaniya [Harmonic ear training and the methods of teaching]. Krasnodar, 1983. 62 p.

11. Shuman R. [Schumann Robert] Iz pamyatnoi i poeticheskoi zapisnoi knizhki maistera Raro, Florestana i Evsebiya [Of the memorable and poetic notebooks of Meister Raro, Florestan and Eusebia]. Shuman R. [Schumann Robert] O muzyke i muzykantakh: sobranie statei, v 2 tomakh, tom 1 [About music and musicians: collection of articles, in 2 volumes, vol. 1]. Moscow, Publishing house "Music", 1975.

12. Shuman R. [Schumann Robert] O muzyke i muzykantakh: sobranie statei, v 2 tomakh [About music and musicians: collection of articles, in 2 volumes]. Moscow, Publishing house "Music", 1975-1979.

СОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ МУЗЫКАНТА

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В ВУЗЕ

УДК 378.978 В. С. Корина

Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются основные теоретические, методические и практические аспекты формирования вариативного мышления как профессиональной характеристики музыканта в классе фортепиано в вузе. Сформированность мышления музыканта определяется в качестве ключевой характеристики его авторского метода, развитой способности анализировать проблемы в контексте закономерностей музыкального искусства и педагогики, оценивать со своих профессиональных позиций практически любое явление в сфере своей деятельности. Исследуются компоненты профессионального мышления музыканта в классе фортепиано, высказывается мнение о содержании и результатах функционирования профессионального мышления. На основе анализа и синтеза представленных на сегодняшний день определений мышления, музыкального мышления, профессионального мышления, а также категории вариативности автором сформулировано и предложено к введению в научно-практический оборот музыкальной педагогики содержание понятия вариативного профессионального мышления музыканта в классе фортепиано.

Ключевые слова: подготовка музыканта-педагога в вузе, мышление, профессиональное мышление, музыкальное мышление, вариативное профессиональное мышление музыканта в классе фортепиано.

КОРИНА ВЕРОНИКА СТАНИСЛАВОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры

KORINA VERONIKA STANISLAVOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture 177

e-mail: nika-korina@rambler.ru © Корина В. С., 2016

V. S. Korina

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL MENTALITY OF THE VARIABLE OF THE MUSICIAN IN THE PIANO CLASS AT THE UNIVERSITY

The article considers the main theoretical, methodological and practical aspects of formation of divergent thinking as a professional characteristics of the musician in the piano class at the University. The formation of the thinking of a musician identified as key features of his artistic method, developed ability to analyze problems in context, patterns of music and pedagogy, to evaluate from their professional positions almost any phenomenon in the sphere of its activities. Investigated the components of professional thinking of the musician at the piano, expressed the view that the content and results of the functioning of professional thinking. Based on the analysis and synthesis presented today the definitions of thinking, musical thinking, professional thinking, and the categories of variance, the author formulated and proposed for introduction in scientific-practical usage of music education the concept of variable professional thinking of the musician at the piano.

Keywords: training music teacher in high school, thinking, professional thinking, musical thinking, variable thinking professional musician at the piano.

Личностные особенности музыканта определяют стиль его профессионального мышления. Стиль же мышления музыканта-педагога в классе фортепиано - важнейшая составляющая его авторского педагогического метода. Становление уникального авторского метода совершается постепенно, в процессе осознания и реализации, достижения своих профессиональных целей, потребностей, возможностей и перспектив, в процессе формирования вариативного профессионального мышления в ходе теоретической и практической подготовки.

Сущность и особенности работы преподавателя и студента над формированием профессионального мышления, которые должны быть отражены в структуре, методическом и тематическом содержании вузовской подготовки как на уровне образовательного модуля в целом, так и индивидуального образовательного маршрута каждого студента, можно изложить тезисно.

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций преобразовательного

и познавательного характера. Непосредственное социальное основание мышления - личность в контексте соотношения её интеллекта и мотивационно-потребностной сферы. Профессиональное становление музыканта осуществляется путём усвоения знаний, выработанных человечеством на протяжении веков, использования методов сравнения, анализа и синтеза, абстракции и конкретизации. Процесс усвоения знаний должен быть направлен на стимулирование процессов познания, так как именно в них знания дают толчок различным мыслительным операциям, формируют их структуру и содержание, поднимают в целом мышление на более высокий уровень: «Познавательный акт есть не что иное, как творческий образ, открытый в сфере духовной жизни. Посредством него человек приходит к познанию и осознанию истинной реальности [9, с. 45]».

Существенным условием гармоничного интеллектуального развития и профессионального становления личности является соотношение эмоционального и рационального, а также практическая реализация результатов интеллектуального развития в эмпирической деятельности. Только систе-

матичность усвоения материала может обеспечить развитие познавательных возможностей студентов, их способность самостоятельно решать определённые задачи. При условии тесной связи систематичности усвоения знаний и применения их в практической деятельности достигаются положительные результаты в профессиональной подготовке, в частности, в процессе формирования профессионального мышления, создания уникального, социально значимого профессионального профиля личности.

Профессиональное мышление есть способность личности рассмотреть проблему или ситуацию в первую очередь под углом зрения своей профессии.

Мышление музыканта в классе фортепианной подготовки должно быть ориентировано таким образом, чтобы он мог оценивать со своих профессиональных позиций практически любое явление в сфере своей деятельности. Профессиональное мышление выражается не только в пассивном осуществлении учебного процесса в соответствии с его целями и задачами, но и в обязательном вкладе в него авторских идей, индивидуальном видении проблемы, а также вариативных способов её решения. Именно благодаря непрерывно развивающемуся вариативному профессиональному мышлению можно выделять и оперировать тем, что необходимо в конкретной профессиональной ситуации.

Выпускнику вуза очень важно владеть историей и методологией педагогики и образования, психологией, физиологией, методикой преподавания специальных дисциплин, открыть доступ к другим областям научного и практического знания. В связи с этим большое внимание в образовательном процессе отводится самостоятельной поисковой, аналитической, проектной работе студентов, с учётом их личностных свойств и характеристик.

В современных условиях защищённым в социальном отношении может быть лишь высокопрофессиональный, вариативно подготовленный человек, который мыслит универсально, работает инновационно, проблемы решает творчески, компетентен в любой сфере, в любом направлении и на любом уровне своей профессии. Знания, приобретённые студентом за время обучения в вузе, должны носить одновременно и универсальный, и узкоприкладной характер, способствовать расширению мировоззрения и углублению профессионального мастерства.

Профессиональное содержание мышления музыканта-педагога в классе фортепиано составляют осмысление жизненного содержания музыкальных произведений и организация при помощи соответствующих педагогических методов движения этого содержания как процесса активно-личностного постижения его учащимися. Основной продукт мышления музыканта-педагога - построение и проведение на высоком уровне занятия как основной формы учебно-воспитательного процесса в учреждениях общего и дополнительного образования. Конечным же продуктом мышления педагога может быть только сам ученик - его культура, образованность, жизнь в соответствии с представлениями о прекрасном как норме бытия.

Наиболее ярким проявлением художественной стороны профессионального мышления музыканта-педагога является музыкальное мышление - переосмысление и обобщение жизненных впечатлений в музыкальном искусстве и исполнительстве, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального. Музыкальное мышление есть мышление музыкальными образами, воплощёнными в интонациях, звуковых комплексах, которые оформляются в слуховом представле-

нии музыканта. Поэтому основой музыкального мышления являются внутренние слуховые представления. Наряду с этим музыкант должен осмыслить, осознать логически музыкальный материал. Условием успешной мыслительно-аналитической деятельности при этом является наличие сформированной исполнительской культуры, которая «несёт в себе не только манеру исполнения автора (исполнителя), но и стиль композитора, его эпохи, которую отличают эстетические воззрения, интересы, потребности, вкусы. Очевидным становится, что исполнительская культура определённым образом аккумулирует в себе эстетическое сознание не только исполнителя, но и музыкантов предшествующих поколений на уровне исполнительских традиций, существующих подходов воплощения [3, с. 180]».

Специфика музыкального мышления определяется в музыковедческой литературе как интонационная. Исследованием музыкального мышления с точки зрения его интонационного содержания занимался Б. В. Асафьев. Он впервые обосновал и сформулировал понятие интонации, хотя в научно-педагогическом обиходе оно начинает встречаться уже с XVIII века. Этим понятием пользовались великие русские критики А. Серов и В. Стасов.

Интонационная теория Б. В. Асафьева во многом является продолжением исследовательской деятельности Б. Л. Яворского, который рассуждал о «мышлении во всём объёме».

В исследовании проблемы формирования мышления Б. Л. Яворский искал связи искусства с жизнью. Тем самым были намечены общие подходы, ставшие методологическими в исследовании музыкального мышления: интерес к общечеловеческому, жизненному, понимание интонации как основной ячейки, отражающей музыкально-мыслительные процессы в их

взаимосвязи с чувственно-эмоциональной стороной. Результаты исследования Б. Л. Яворского открыли в интонационном единстве два аспекта. С одной стороны - чувственная сторона интонирования, проявляющаяся в звуковысотности, устойчивости или неустойчивости, динамической и тембровой окрашенности. С другой стороны - мыслительные процессы, выражающиеся во временном развёртывании интонации, в конструктивном плане, в развитии внутреннего противоречия. Здесь видна принадлежность музыкального мышления не только художественному, но и научно-логическому типу. Однако чувственное и интеллектуальное не противопоставляются, а выделяются как стороны единого - интонации.

Основные положения интонационной теории Б. Л. Яворского и Б. В. Асафьева получили продолжение в дальнейших разработках вопросов формирования мышления музыкантов А. Л. Готсдинера, А. А. Ма-зеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкин-ского, М. Е. Орловой, А. Н. Сохора, И. И. Цукермана, Г. М. Цыпина и других.

Анализ существующей в классе фортепиано в различных вузах России традиционной модели музыкально-педагогической подготовки, как правило, выявляет одно общее противоречие: между необходимостью обеспечения универсально-вариативной подготовки и содержанием учебного процесса, отличающимся методической, дидактической, художественно-репертуарной узостью. Небольшой объём общей и специальной художественной информации, ограниченные масштабы осваиваемого учебного материала, неподготовленность к активной и самостоятельной музыкальной деятельности, узкая специализация формируемых компетенций - всё это отрицательно сказывается на результате обучения, качестве подготовки музыкантов-педагогов в вузе.

Задача преподавателей - переориентировать студентов на инициативную интеллектуальную активность, воспитать потребность в личностной переработке материала, активизировать желание и умение трудиться самостоятельно, стремиться к самосовершенствованию. «Преуспевающий в своих творческих начинаниях молодой исполнитель сразу же обращает на себя внимание взыскательной критики сугубо дифференцированным, подчас нестандартным подходом к решению разномасштабных художественно-операциональных задач, требующих полной самоотдачи в их качественном осуществлении, чрезвычайной концентрации всех задействованных на практике творческих усилий и артистических способностей, а главное - необходимости отдавать себе отчёт в технической целесообразности апробированных приёмов индивидуально-экспрессивного характера [1, с. 220]». Именно в инструментальной подготовке заложены большие, однако неиспользуемые методологические, методические, технологические, психологические резервы для формирования вариативного профессионального мышления, профессиональной культуры, в целом -профессионального становления индивидуальности музыканта.

В последние годы появились новые исследования в области профессионального мышления, организованные на основе современных методологических подходов, в контексте требований и тенденций сферы образования болонского типа. В то же время следует отметить, что общей научно-методологической опорой для большинства исследований в области музыкального мышления является интонационный подход, предполагающий «осознание интонационной основы, характерной для музыки вообще и для стиля каждого композитора в частности [10, с. 56]». Из последних исследований, в которых глубоко и всесторонне

изучается профессиональное музыкальное мышление, анализируются его структурные компоненты и определяются пути эффективного развития, следует отметить научный труд Л. Г. Ушаковой, цитируемый выше, и исследование О. А. Подкопаевой, посвящённое проблеме развития музыкального мышления в классе клавишных инструментов в вузе.

Рассматривая профессиональное мышление музыканта-педагога как «сплав» двух основных психофизиологических компонентов - педагогического и музыкального, И. А. Медведева отмечает приоритетную значимость развития именно педагогической направленности мышления для успешной профессиональной реализации выпускника вуза в сфере образования, «позволяющей видеть в любом музыкальном явлении его педагогическую сущность, будь то исполнение музыкального произведения, беседа о музыке, разучивание песен и т.д. Это видение даёт учителю представление о перспективе, конечной цели его деятельности, учит ставить и решать конкретные профессиональные задачи [8, с. 295]».

С проблемой формирования вариативного профессионального мышления музыканта-педагога в классе фортепиано тесно связаны частные вопросы в области развития мыслительных способностей, таких как полифоническое, художественно-образное, интонационное, творческое мышление. Некоторые современные исследователи глубоко изучали отдельные аспекты многокомпонентного комплекса психофизиологических процессов, объединяющихся под понятием профессионального мышления музыканта-педагога. Так, Е. П. Рожко разработала методику формирования полифонического мышления в классе фортепиано в вузе, Н. Е. Высочкина - модель интонационного мышления в процессе музыкально-исполнительской подготовки.

Исследование О. И. Лаптевой посвящено проблеме развития рефлексивного мышления. И. А. Хотенцева выделяет, исследует и обосновывает роль художественно-образного мышления в интерпретации музыкальных произведений в классе фортепиано.

К проблеме развития художественно-образного и связанного с ним ассоциативного мышления музыканта-педагога в вузе обращено исследовательское внимание И. Г. Дымовой, В. Ф. Жданова, И. В. Казу-ниной, О. Ю. Полуяновой. Несмотря на отличия в ракурсе изучения проблемы, данные научные труды важны для формирования целостного восприятия феномена музыкального мышления и достижения стратегически значимых педагогических результатов: «Различные авторские методики позволяют дать студентам хорошие знания, умения и практические навыки - решить задачу подготовки преподавателя музыки, обладающего универсальными профессиональными способностями. Это поможет поднять музыкальное образование на высокую ступень и через организационно-методическую инновационность сохранить традиции русской музыкальной школы, выработанные корифеями [11, с. 33]».

Заслуживает внимания концепция индивидуально-творческого подхода В. А. Кан-Калика, которая предусматривает систему ранней профессиональной длительной подготовки, систему непрерывной педагогической практики, гибкие модели учебно-воспитательного процесса, учитывающие индивидуально-творческий характер развития личности. Эта концепция актуальна для исследования проблемы вариативного профессионального мышления музыканта-педагога, так как соответствует специфическим задачам и особенностям музыкально-педагогической подготовки в вузе.

Индивидуально-творческий принцип организации профессиональной музыкально-

педагогической подготовки тесно взаимосвязан с личностно-ориентированным подходом к обучению студента-музыканта, что соответствует самой природе искусства, а также природе личности, уникальной по комплексу характеристик, свойств, качеств, способностей, интересов и потребностей. Кроме вышеуказанного методологического подхода, многие отечественные исследователи акцентируют внимание на инновационном потенциале некоторых других способов организации научно-теоретической и эмпирической деятельности. Так, А. П. Мансурова отмечает, что признаками инновационности обладают «следующие теоретико-методологические и дидактические подходы: 1) системный (создание новых образовательных моделей, отвечающих принципам системности, целостности, функциональности); 2) междисциплинарный (интеграция наук в учебном процессе); 3) межпредметный (учёт тематической общности учебных предметов); 4) психофизиологический (методическая и дидактическая организация учебного процесса с опорой на возрастную физиологию и нейропсихологию); 5) информационно-технологический (интенсификация результатов обучения с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий) [7, с. 53]».

На основе анализа и обобщения содержания наиболее полных исследований и обоснований профессионального, музыкального, педагогического, вариативного мышления, представленных в педагогике, психологии, теории образования, можно сформулировать определение понятия вариативного профессионального мышления музыканта-педагога, синтезирующего вышеперечисленные четыре разновидности мышления, имеющие свои структурные, процессуально-функциональные, индивидуальные, профессионально-прикладные особенности. При этом чёткого разделения

областей присутствия и реализации каждого из перечисленных видов мышления в отдельности не может и не должно быть.

Вариативное профессиональное мышление музыканта-педагога в классе фортепиано представляет собой важнейшую системную способность, сформированную на основе комплекса хорошо развитых высших психических функций, а также общих и специальных способностей, теоретических знаний, практических умений и навыков, с определённым участием характерологических качеств и свойств, что в совокупности формирует содержание профессионально значимых компетенций и создаёт благоприятные возможности для их реализации, осуществления личностью интеллектуальных, творческих, дея-тельностных процессов - анализа и синтеза, сравнения и обобщения, планирования и моделирования, практической деятельности, творческой, профессиональной, социальной самореализации, в совокупно-

сти обеспечивающих выпускникам возможность реализации профессионально-компетентного труда, «в процессе которого на достаточно высоком уровне осуществляются педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности учеников [2, с. 188]».

Принимая данное определение в качестве целеполагающего тезиса, преподаватели музыкальных дисциплин и курсов способны достичь высших результатов формирования вариативного профессионального мышления у будущих музыкантов-педагогов в классе фортепиано, подготовить их к вариативной профессиональной деятельности в изменяющихся социально-экономических условиях функционирования системы образования и параллельно реализовать требования общества и социальных институтов в отношении профессиональной подготовки студентов в вузах России.

Примечания

1. Буаттура Н.-Э, Майковская Л. С. Феномен артистизма в исполнительской деятельности музыканта // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 216-220.

2. Дедюхина О. В. Профессиональная компетентность педагога-музыканта - результат его непрерывного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 4. С. 187-190.

3. Иванова В. В. Структура и содержание исполнительской культуры музыканта // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2. С. 179-183.

4. Корина В. С. Особенности реализации вариативного подхода в вузе при подготовке музыкантов-педагогов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 166-171.

5. Корина В. С. Структурно-организационные особенности новых направлений и профилей подготовки бакалавров и магистров в области музыки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 182-187.

6. Майковская Л. С. Механизмы формирования толерантной личности в процессе постижения музыки различных этнокультурных традиций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 4. С. 178-182.

7. Мансурова А. П. Мастерство будущего музыканта: роль исследовательской деятельности // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 51-55.

8. Медведева И. А. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки : дис. на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук : 13.00.08 - теория и методика профессионального образования / Медведева Ирина Александровна ; Московский государственный открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова. Москва, 2002. 327 с.

9. Рынковой И. В. Самопознание как сущностно-онтологическая сфера бытия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1. С. 41-46.

10. Ушакова Л. Г. Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у сту-

дентов музыкально-педагогического факультета : дис. на соиск. учён. степ. кандидата психологических наук : 19.00.07 - педагогическая психология / Ушакова Лидия Геннадьевна ; Иркутский государственный педагогический университет. Иркутск, 2008. 189 с.

11. Черватюк П. А. О некоторых аспектах совершенствования профессиональной подготовки специалистов музыкальной сферы // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 5 (43). С. 32-33.

References

1. Buattura N.-E., Maykovskaya L. S. Fenomen artistizma v ispolnitel'skoy deyatel'nosti muzykanta [Phenomenon of artistry in performing activity of the musician]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, no. 3 (47), pp. 216-220.

2. Dedyukhina O. V. Professional'naya kompetentnost' pedagoga-muzykanta - rezul'tat ego nepreryvnogo obra-zovaniya [Professional competence of the teacher-musician - the result of his continuous education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 4, pp. 187-190.

3. Ivanova V. V. Struktura i soderzhanie ispolnitel'skoy kul'tury muzykanta [Structure and content of the performing musician culture]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 2, pp. 179-183.

4. Korina V. S. The special aspects of variative approach to the music-pedagogic training at the University. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 6 (62), pp. 166-171. (In Russian)

5. Korina V. S. Structural and organizational peculiarities of new directions and profiles of bachelor and magister training in the music sphere. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 1 (63), pp. 182-187. (In Russian)

6. Maykovskaya L. S. Mekhanizmy formirovaniya tolerantnoy lichnosti v protsesse postizheniya muzyki razlichnykh etnokul'turnykh traditsiy [Mechanisms of formation of tolerant personality in the process of understanding music of different ethnocultural traditions]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2008, no. 4, pp. 178-182.

7. Mansurova A. P. Masterstvo budushchego muzykanta: rol' issledovatel'skoy deyatel'nosti [The Skill of the musician of the future: role of research activities]. Vysshee Obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia). 2009, no. 2, pp. 51-55.

8. Medvedeva I. A. Formirovanie professional'nogo khudozhestvennogo myshleniya budushchego uchitelya muzyki. Diss. dok. ped. nauk [Formation of professional artistic thinking of the future music teacher. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2002. 327 p.

9. Rynkovoi I. V. Samopoznanie kak sushchnostno-ontologicheskaya sfera bytiya [Self-knowledge as essential-onto-logical sphere of life]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 1, pp. 41-46.

10. Ushakova L. G. Struktura professional'nogo muzykal'nogo myshleniya i usloviya ego razvitiya u studentov muzykal'no-pedagogicheskogo fakul'teta. Diss. kand. psikhol. nauk [Structure of musical thinking and its development in students of musical-pedagogical faculty. Cand. psychol. sci. diss.]. Irkutsk, 2008. 189 p.

11. Chervatyuk P. A. O nekotorykh aspektakh sovershenstvovaniya professional'noy podgotovki spetsialistov muzykal'noy sfery [About some aspects of the improvement of professional training of specialists in the field of music]. The cultural life of the South of Russia. 2011, no. 5 (43), pp. 32-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.