Структура профессионально-компетентностных
компонентов образовательного процесса
в классе фортепиано
УДК 378.978 В. С. Корина
Московский государственный институт культуры
В статье поднимается проблема обновления содержания обучения будущих музыкантов-педагогов в классе фортепиано в контексте новых требований, предъявляемых к выпускникам вузов музыкально-педагогических профилей подготовки. Автор обосновывает целесообразность расширения перечня ключевых структурных профессионально-компетентностных компонентов образовательного процесса в классе фортепиано с учётом специфики кон-текстно-компетентностного принципа организации подготовки в высших учебных заведениях. Реализация данного методологического принципа обеспечивает достижение выпускниками высокой степени профессиональной готовности к реализации максимально широкого спектра квалификационных задач и обязанностей, предъявляемых работодателями к кандидатам музыкально-педагогических профессий. На эмпирическом уровне авторская концепция получила реализацию в виде технологии разработки индивидуальных образовательных маршрутов студентов, учитывающих личностные профессиональные приоритеты, а также стартовый уровень профильных инструментально-исполнительских, методических, организационно-педагогических возможностей.
Ключевые слова-, образовательные стандарты, подготовка педагога-музыканта в вузе, кон-текстно-компетентностный принцип, класс фортепиано, учебно-воспитательный процесс, структурные профессионально-компетентностные компоненты, индивидуальные образовательные маршруты, компетентностные и квалификационно-трудовые комплексы, конкурентоспособность и мобильность на рынке труда.
THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL-COMPETENCE COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE PIANO CLASS
The article raises the problem of renew the content training future musicians-teachers in the piano class in the context of modern requirements to graduates of music-pedagogical specialization. The
КОРИНА ВЕРОНИКА СТАНИСЛАВОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры
KORINA VERONIKA STANISLAVOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture
V. S. Korina
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
e-mail: [email protected] © Корина В. С., 2017
author substantiates the expediency of extending the list of key structural vocational and competence-based components of the educational process in the piano class taking into account the specifics of the context-competence principle of organization of training in higher educational institutions. The implementation of this methodological principle ensures graduates to achieve the high degree of professional readiness to the implementation of a wide range of qualification tasks and responsibilities imposed by the employers to the candidates for musical-pedagogical professions. At the empirical level, the author's concept was introduced as a technology of students' individual educational routes, taking into account personal and professional priorities, the starting level of profile instrumental-performing, methodical, organizational-pedagogical possibilities.
Keywords: educational standards, musician-pedagogue training at the University, context-competence-based principle, the educational process, the piano class, structural professional and competency-based components, individual educational routes, competence and qualification complexes, competitiveness and mobility on the labour market.
Для цитирования: Корина В. С. Структура профессионально-компетентностных компонентов образовательного процесса в классе фортепиано // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 225-235.
Новые образовательные стандарты, выдвигающие современные требования к содержанию и конечным результатам процесса подготовки бакалавров и магистров, обучающихся по музыкально-педагогическим профилям, значительно расширяют спектр видов профессиональной деятельности, подготовка к которым входит в компетентные обязанности преподавателей класса фортепиано.
В сфере музыкального образования, культуры, искусства и досуга к приоритетным видам профессиональной деятельности музыкантов, владеющих фортепиано, относятся: учебно-воспитательная и культурно-просветительская деятельность, организуемая средствами фортепианного искусства; организация и проведение уроков музыки, внеклассных учебных, воспитательных, просветительских, культурно-досуговых мероприятий (обучение игре на фортепиано, ансамблевое музицирование, музыкальный театр, музыкально-литературные гостиные и т.д.) в рамках дополнительного образования учащихся общеобразовательной
школы; организация и проведение учебных занятий, внеклассных и внешкольных досуговых мероприятий в учреждениях дополнительного образования с использованием фортепиано.
Кроме деятельности организационно-практического коммуникативно-педагогического характера, отдельный компе-тентностный комплекс профессионального портрета выпускника музыкально-педагогического профиля составляют: умения планирования и осуществления научно-методической исследовательской деятельности в области фортепианного исполнительского искусства и педагогики на основе современных методологических подходов; способность синтезировать системные знания в области истории и теории музыки в контексте методики и практики фортепианного исполнительства, анализировать музыкальные произведения, включаемые в программы для реализации предмета «Музыка», внеклассного музыкального воспитания, организации обучения игре на фортепиано сольно и в составе раз-
личных типов ансамблей, культурно-просветительских мероприятий — лекций, концертов, фестивалей, конкурсов.
Профессионально ориентированная, в соответствии с контекстно-ком-петентностным принципом организации высшего образования, работа будущего музыканта-педагога в классе фортепиано требует от студентов изучения исторического и современного передового опыта в области фортепианной педагогики и технологий организации музыкального обучения, просвещения, воспитания, развития, досуга, их выборочную апробацию в практической экспериментальной деятельности, анализ и методическое резюмирование в авторских публикациях, подготовка которых необходима для участия в научно-практических мероприятиях — студенческих конференциях и конкурсах студенческих научных работ.
Научно-методическая деятельность студентов, ориентированная на экспериментальное исследование процесса обучения в классе фортепиано, обусловливает необходимость формирования специальных способностей и умений у пианистов: формирования индивидуальных маршрутов обучения в классе фортепиано учащихся учреждений дополнительного образования; подготовки обучающихся применять приобретённые знания в области гуманитарных наук (истории, культурологии, иностранных языков и т.д.), а также знаний и практических умений в различных видах искусства в целях их синтеза и интеграции в процессе планирования, организации, осуществления фортепианной педагогической и исполнительской деятельности.
Для осознания педагогами-пианистами организационно-педагогического,
технического и художественного потенциала своих исполнительских возможностей в рамках реализации методик и технологий творческого развития обучающихся и воспитанников, этнокультурного и патриотического воспитания, культурного и рекреационного досуга населения любых возрастных категорий преподавателю класса фортепиано необходимо воссоздавать на аудиторных занятиях квазипрофессиональные условия, обеспечивающие погружение обучающихся в ту атмосферу, которая характерна для профессиональной практики.
Таким образом, на практический курс фортепиано возлагается дополнительная научно-методическая и экспериментально-эмпирическая организационно-педагогическая нагрузка. Это отнюдь не означает дублирования содержания профильных теоретических и методических дисциплин, присутствующих в учебном плане подготовки музыкантов-педагогов. В данном случае можно говорить о соблюдении принципа целостности, ведь, как известно, «целостное образование, представленное, в частности, в виде интегрированного изучения науки и искусства, способствует формированию мировоззрения, накоплению системных знаний, а также развитию творческих способностей, креативности, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, активизации психических структур личности — восприятия, памяти и мышления, эмоционально-чувственной сферы, которые обусловливают успешное становление целостной и всесторонне развитой личности [6, с. 176]». Целостность, интегративность научной (исторического, теоретико-методологического, методического компонентов) и
практической подсистем образовательной системы является условием реализации приоритетного контекстно-ком-петентностного принципа организации современного процесса профессиональной подготовки в высших учебных заведениях, обеспечивающего достижение выпускниками высокой степени готовности к выполнению трудовых обязанностей и квалификационных задач, востребованных работодателями.
Реализация контекстно-компетент-ностного подхода, таким образом, позволяет не ограничиваться узкометодическими задачами технической и художественной работы над музыкальными произведениями, входящими в зачётно-экзаменационные программы студентов, а прорабатывать типовые трудовые ситуации, охватывающие максимально широкий спектр будущих квалификационных задач и возможных трудовых функций музыканта-педагога в так называемых лабораторных условиях учебного процесса в классе фортепиано.
Учитывая сказанное, обязательный перечень ключевых структурных про-фессионально-компетентностных компонентов образовательного процесса в классе фортепиано, в контексте подготовки музыкантов-педагогов, включает не только традиционные, такие как «исполнительская техника» (чтение с листа, подбор аккомпанемента, пение под аккомпанемент фортепиано), «инструментальное творчество» (импровизация, сочинение), но и такие обобщённые либо специально-методические компоненты педагогической подготовки музыкантов, как «история музыки» (фортепианного искусства), «инструментоведение» (инструменты — участники различных
типов ансамблей с фортепиано в составе), «теория музыки и практический курс» (сольфеджио), «методическая подготовка» (методики обучения игре на фортепиано, игре в ансамблях, пению под аккомпанемент фортепиано, подбору мелодии и аккомпанемента, чтению с листа, транспонированию, импровизации и сочинению, методика обучения сольфеджио на фортепиано и т.д.), «репер-туарно-тематическое планирование» (для профессиональной деятельности в различных структурно-организационных условиях).
Теоретико-методические аспекты организации процесса подготовки будущих музыкантов-педагогов, в соответствии с обновленной нормативно-правовой базой российского высшего образования и современными требования рынка труда в сфере музыкального образования, культуры, искусства и досуга, изложенные в данной статье, были апробированы в процессе педагогической деятельности автора в российских высших учебных заведениях музыкального и музыкально-педагогического профиля.
На основании регулярно получаемых экспериментально-эмпирических данных оформлялась технология разработки индивидуальных образовательных маршрутов студентов, обеспечивающая реализацию контекстно-компетентностного принципа подготовки музыкантов-педагогов в условиях образовательного процесса в классе фортепиано в вузе. Данная технология позволяет учитывать личностные профессиональные приоритеты, а также стартовый уровень профильных инструментально-исполнительских, методических, организационно-педагогических возможностей. Рассмотрим
далее в качестве примеров некоторые аспекты разработки индивидуальных образовательных маршрутов в классе фортепиано. Индивидуальные образовательные маршруты, позволяющие эффективно работать в режиме самостоятельной и коллективной учебной деятельности, приобретают повышенную значимость в условиях современной тенденции сокращения доли индивидуальных инструментальных занятий в учебных планах музыкальных учебных заведений, их замены мелкогрупповыми занятиями. Данная тенденция вызвана социально-экономическими реалиями, которые административно-педагогические коллективы вынуждены учитывать. Вышесказанное актуально для образовательных учреждений всех ступеней — от детских школ искусств до университетов, в связи с чем отечественные исследователи сосредоточены сегодня на более глубоком изучении коллективного формата обучения в психологическом и организационно-методическом аспектах. Так, например, А. В. Смирнов, в рамках сравнительного изучения всех распространённых форм проведения инструментальных занятий, акцентирует внимание на положительных аспектах группового инструментального обучения, обеспечивающих профессионализацию образовательного процесса: «привлечение учащихся к активному участию в обсуждении игры другого; ознакомление с элементами методики обучения игре на инструменте; непосредственное соединение методики с исполнительской практикой; организацию начальных шагов педагогической деятельности учащихся [4, с. 155]». Эффективность реализации индивидуальных образовательных марш-
рутов зависит от качества проведения предварительного этапа сбора социологической и методической информации по каждому студенту, с которым преподавателю фортепиано предстоит в будущем работать. Беседы должны проводиться в неформальном, дружественном тоне, в комфортной обстановке, располагающей студентов к личностному раскрытию, подробному объяснению и критическому анализу своих способностей, возможностей, потребностей, планов и проблем учебного характера. В начале беседы объясняется цель её проведения, прикладная значимость получаемых результатов, ценность наиболее точного и полного определения всех исследуемых аспектов в целях разработки преподавателем такого же точного и перспективного индивидуального образовательного маршрута. Необходимость изучения мнения студентов в отношении оптимального вектора и содержания их индивидуальных образовательных маршрутов отмечается отечественными учёными, исследовавшими данную проблему: «Эмоциональное участие в учебном процессе гарантирует внимательное освоение предмета, вдумчивый объективный анализ профессиональной ценности предлагаемой информации. В свою очередь, отсутствие диагностических доказательств активного личностного участия в процессе изучения дисциплины ... позволяет сделать вывод об отсутствии сфор-мированности предметной компетентности .. Причины отсутствия заинтересованности, несформированности эмоционального отношения могут быть различны, и их выяснение является также задачей специалиста, осуществляющего диагностические процедуры. Однако
каковы бы они ни были, их учёт уже не приведёт к однозначной оценке профессиональной эффективности тестируемой профильной дисциплины [5, с. 195]». Беседы с преподавателями, работающими со студентами на момент сбора информации с целью разработки индивидуальных образовательных маршрутов для последующей продуктивной работы в классе фортепиано, позволяют уточнить полученные от студентов данные по всем вышеизложенным критериям, скорректировать и окончательно определить уровень каждого студента по всем показателям. Кроме того, коллеги-преподаватели могут предоставить объективную информацию о личностных качествах и характеристиках каждого студента (творческие, музыкальные, художественные, организационные, педагогические способности, волевые, профессионально значимые качества, психоэмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, нравственные характеристики). Сопоставление ответов студентов и преподавателей позволяет выявить оптимальное содержание для формирования индивидуальных образовательных маршрутов с учётом перспектив и векторов дальнейшего развития исторических, теоретических, методологических и методических знаний, художественно-исполнительских, организационно-педагогических, научно-исследовательских способностей, умений и навыков, художественно-творческих, исполни-тельско-артистических, нравственно-волевых, коммуникативных, проектно-кре-ативных качеств студентов — будущих музыкантов-педагогов — в процессе обучения в классе фортепиано. Продолжительность курса «Фортепиано» (его
аналоги — «Исполнительство на музыкальном инструменте», «Основной музыкальный инструмент», «Дополнительный музыкальный инструмент», «Сольное музицирование»), длящегося, как правило, все семестры подготовки как бакалавров, так и магистров, обучающихся по музыкально-педагогическим профилям, демонстрирует, что инструментальный класс является профильно-централизующим, стержневым учебным курсом, который, как мы рассмотрели выше, обладает неограниченным профессиональным потенциалом и квалификационным спектром практического приложения. В связи с этим данный курс способен и должен аккумулировать подавляющее большинство теоретических, методических и практических компонентов системной профессиональной подготовки выпускников по данному профилю. Сказанное означает, что от преподавателей класса фортепиано требуется создание оптимальных организационно-педагогических условий и владение соответствующими технологиями для реализации всех аспектов профессионального потенциала данного курса в процессе обучения будущих музыкантов-педагогов, обеспечения возможности достижения высокого профессионального мастерства, так называемой мультикомпетентности в области музыкального образования, культуры, искусства и досуга, которая трактуется отечественными исследователями как «интегративный комплекс знаний, умений, навыков индивида (личности), который является его фундаментом для дальнейшего мультипликативного поступательного развития [1, с. 186]». В целях обеспечения соответствия индивидуальных образовательных маршрутов орга-
низационным реалиям образовательного процесса, а также учёта возможных изменений в содержании компетентност-ного профиля выпускников, результатов динамики личностного, социального, профессионального развития и совершенствования обучающихся в течение всего периода работы в классе фортепиано преподаватель должен осуществлять анализ структуры и содержания занятий с учётом текущих показателей уровня готовности к каждому из видов профессиональной деятельности.
Аналитическое изучение должно осуществляться в рамках использования метода включённого наблюдения за процессом и результатами учебной деятельности студентов — индивидуальной, коллективной, самостоятельной работы (дома и в классе), сольными и ансамблевыми выступлениями, акком-паниаторской, методической, моделируемой организационно-педагогической, проектной социально-культурной деятельности и т.д. Подобные наблюдения за ходом обучения в классе фортепиано и сравнительный анализ достигаемых результатов с итогами, полученными на этапе предварительной подготовки и первоначальной разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяют оперативно корректировать и совершенствовать структуру образовательного процесса в классе фортепиано в направлениях, представляющих все профессионально и социально значимые виды деятельности музыканта-педагога, — художественно-исполнительском, педагогическом, организационно-методическом, научно-исследовательском, коммуникативном, реализуемых в различных образовательных и социально-
культурных учреждениях. При составлении индивидуальных образовательных маршрутов преподавателю необходимо учитывать, что в процессе обучения в классе фортепиано у студентов музыкально-педагогических профилей подготовки в первую очередь должны формироваться комплексные концертмейстерские компетенции, включающие аккомпаниаторские умения, навыки работы с исполнителями и ансамблями, организационные, дирижёрские, теоретико-методические знания и умения в области инструментального, вокального, хорового исполнительства, коммуникативные способности. При этом учебный, технический, художественный, педагогический и концертный исполнительский репертуар должен отличаться жанрово-стилевым и тематическим разнообразием с учётом вариативности структурно-организационных форм профессиональной самореализации выпускников. Безусловно, музыкально-теоретическое, музыковедческое, общекультурологическое, методическое и практическое инструментальное изучение образцов классической фортепианной музыки составляет жанрово-стилистическое и репертуарно-тематическое ядро профессиональной подготовки музыканта-педагога в высших учебных заведениях. Однако наравне с данным структурным компонентом образовательного процесса в классе фортепиано значимое место должно также занять теоретическое, методическое и практическое ознакомление будущих школьных учителей музыки, руководителей детских музыкально-исполнительских коллективов, преподавателей в учреждениях дополнительного образования, организаторов культур-
ного досуга в учреждениях социально-культурной сферы с классическим, народным, а также современным детским дошкольным и школьным репертуаром — сольным, ансамблевым, хоровым. Кроме того, ознакомление с детским репертуаром таких жанров музыкально-драматического искусства, как опера, балет, мюзикл и другими, в совокупности с освоением теории и методики постановки музыкально-театральных и музыкально-литературных проектов, позволит расширить ключевые профессионально значимые компетенции будущих музыкантов-педагогов, которые можно формировать в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов в классе фортепиано. Воспитательная работа преподавателя класса фортепиано, которую он обязан осуществлять в соответствии с компетент-ностными инструкциями высшей школы, заключается в диагностике, анализе, моделировании и практической деятельности по выявлению, формированию, развитию, совершенствованию у студентов профессионально и социально значимых личностных качеств, свойств, характеристик, проявлений психофизиологической и психологической природы. К ним относятся общие интеллектуальные и специальные (социально-коммуникативные, организационные, волевые, художественно-творческие, артистические, этические) способности. Данная деятельность наиболее эффективна в условиях коллективной (мелкогрупповой) работы студентов, максимально приближенной к реальным профессиональным условиям. В целом можно отметить, что реализация всех возможных направлений музыкально-педагогической, организа-
ционно-методической, социально-культурной деятельности выпускников вуза музыкально-педагогических профилей подготовки возможна при условии совершенствования структуры и содержания образовательного процесса в классе фортепиано, осознания преподавателями и студентами социально-трудовой значимости, профессиональной методической и эмпирической магистральности данного курса, практически неограниченных универсальных возможностей реализации компетентностной модели выпускников — бакалавров и магистров музыкально-педагогических профилей подготовки. По мнению отечественных учёных, «универсальность личности в профессии должна характеризоваться следующими категориями: энциклопе-дичность (информационно-теоретический уровень); разносторонность (компе-тентностный уровень — уровень способностей и готовности); интегративность и мобильность (методический уровень); всеохватность (практический профес-сионально-деятельностный уровень)[3, с. 165]». Для проявления данных категорий на уровне профессиональной самореализации личности они должны получить соответствующее методическое и практическое воплощение на уровне подготовки к этапу профессиональной самореализации, то есть в условиях обучения в высших учебных заведениях. При этом следует учитывать «ключевые слагаемые модели современного учителя музыки — качества, способности, знания, умения, навыки, способствующие осуществлению обучающей, воспитывающей, гуманной, духовно и нравственно развивающей миссии, которую заключает в себе данная профессия. Содержание большинства
этих слагаемых практически неизменно веками, так как неизменными остаются истинные человеческие ценности, информация о которых передаётся от поколения к поколению, от учителя — ученику. В то же время содержание таких компонентов, как знания, умения и навыки, динамично развивается и совершенствуется, откликаясь на происходящие изменения в социуме [2, с. 179]». Данные экспериментальной эмпирической деятельности подтвердили целесообразность разработки индивидуальных образовательных маршрутов и создания организационно-педагогических условий для реализации в рамках освоения студентами курса фортепиано всех потенциальных направлений и видов будущей профессиональной деятельности выпускников музыкально-педагогических профилей подготовки. В результате внедрения в практику
работы в классе фортепиано индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных с учётом ключевых характеристик профиля подготовки, можно наблюдать успешную реализацию приоритетных методологических подходов в организации профессиональной подготовки в высших учебных заведениях, овладение студентами целостным комплексом актуальных по содержанию теоретических, методических и практических профессионально и социально значимых компетенций, востребованных работодателями, соответствующих квалификационно-трудовым требованиям профессиональных стандартов, обеспечивающих конкурентоспособность и мобильность выпускников музыкально-педагогических профилей подготовки на рынке труда — образовательных и социокультурных услуг.
Примечания
1. Вахрушев М. В. Мультикомпетентность как фактор личностного развития школьников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1 (45). С. 185—188.
2. Мансурова А. П. Базовые векторы формирования общей культуры школьников и современная модель учителя музыки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 2. С. 178—180.
3. Мансурова А. П. Сущность и специфика универсальной подготовки в вузе в контексте гуманитарных наук // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 161—167.
4. Смирнов А. В. Развитие профессионально-личностного потенциала учащихся музыкально-исполнительского класса через различные формы обучения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4 (48). С. 153—158.
5. Черватюк П. А. Качество профессиональной подготовки в вузе: проблемы диагностики и перспективы оптимизации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 190—196.
6. Черватюк П. А. Формирование универсальных интегративных компетенций будущих педагогов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 5. С. 175—179.
References
1. Vakhrushev M. V. Mul'tikompetentnost' kak faktor lichnostnogo razvitiya shkol'nikov [Multicompetence as a factor in the personal development of schoolchildren]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, no. 1 (45), pp. 185-188.
2. Mansurova A. P. Bazovyye vektory formirovaniya obshchey kul'tury shkol'nikov i sovremen-naya model' uchitelya muzyki [Basic vectors for the formation of the general culture of schoolchildren and the modern model of the teacher of music]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2008, no. 2, pp. 178-180.
3. Mansurova A. P. The essence and specifics of universal training at the university in the context of the humanities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 5 (61), pp. 161-167. (In Russian)
4. Smirnov A. V. Razvitiye professional'no-lichnostnogo potentsiala uchashchikhsya muzykal'no-is-polnitel'skogo klassa cherez razlichnyye formy obucheniya [Development of the professional and personal potential of students of the music and performing class through various forms of training]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, no. 4 (48), pp. 153-158.
5. Chervatyuk P. A. The quality of professional training in the university: the problems of diagnostics and the perspectives of optimization. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 190-196. (In Russian)
6. Chervatyuk P. A. Formirovaniye universal'nykh integrativnykh kompetentsiy budushchikh peda-gogov v vuze [Formation of universal integrative competences of future teachers in the University]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 5, pp. 175-179.