Научная статья на тему 'Формирование пианистических навыков у студентов исполнительских специальностей в условиях компетентностного подхода'

Формирование пианистических навыков у студентов исполнительских специальностей в условиях компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАНО / PIANO / РАЗВИТИЕ ПИАНИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ / DEVELOPMENT OF PIANO PLAYING SKILLS / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванина Р.В.

В статье раскрывается проблема реализации компетентностного подхода в работе со студентами-музыкантами на занятиях по предмету «Фортепиано». На основе анализа компетенций, предусмотренных образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки «Музыкальное искусство эстрады» и «Музыкально-исполнительское искусство», выделены компетенции, формируемые дисциплиной «Фортепиано». Они сгруппированы в блоки по принципу развития определенных пианистических навыков. Попутно даются педагогические методы, способствующие развитию данных навыков. Представленный материал позволяет сделать вывод об актуализации в работе педагога нового уровня системно-педагогического мышления в сочетании с творческими методами на основе индивидуального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PIANO SKILLS AT STUDENTS OF MUSIC SPECIALTIES UNDER CONDITION OF THE COMPETENT APPROACH

The article reveals the problem of implementing a competence approach in work with music students in piano classes. The research is based on the analysis of competencies, provided for by the educational standards of higher education in the areas of training “Musical Art of Variety” and “Musical Performing Arts”. A number of competences, formed by the subject “Piano”, are singled out. They are grouped into blocks according to the principle of developing certain piano playing skills. The wok also notes some pedagogical methods that facilitate the development of these skills. The presented material allows drawing a conclusion about the actualization in the work of the teacher of a new level of systemic-pedagogical thinking, combined with creative inspiration based on an individual approach to each student.

Текст научной работы на тему «Формирование пианистических навыков у студентов исполнительских специальностей в условиях компетентностного подхода»

УДК 378

Ivanina R.V., senior lecturer, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: regina.ivanina2016@yandex.ru

FORMATION OF PIANO SKILLS AT STUDENTS OF MUSIC SPECIALTIES UNDER CONDITION OF THE COMPETENT APPROACH. The article reveals the problem of implementing a competence approach in work with music students in piano classes. The research is based on the analysis of competencies, provided for by the educational standards of higher education in the areas of training "Musical Art of Variety" and "Musical Performing Arts". A number of competences, formed by the subject "Piano", are singled out. They are grouped into blocks according to the principle of developing certain piano playing skills. The wok also notes some pedagogical methods that facilitate the development of these skills. The presented material allows drawing a conclusion about the actualization in the work of the teacher of a new level of systemic-pedagogical thinking, combined with creative inspiration based on an individual approach to each student.

Key words: piano, development of piano playing skills, competence approach.

Р.В. Иванина, доц. Московского государственного института культуры, г. Москва,

E-mail: regina.ivanina2016@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПИАНИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье раскрывается проблема реализации компетентностного подхода в работе со студентами-музыкантами на занятиях по предмету «Фортепиано». На основе анализа компетенций, предусмотренных образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки «Музыкальное искусство эстрады» и «Музыкально-исполнительское искусство», выделены компетенции, формируемые дисциплиной «Фортепиано». Они сгруппированы в блоки по принципу развития определенных пианистических навыков. Попутно даются педагогические методы, способствующие развитию данных навыков. Представленный материал позволяет сделать вывод об актуализации в работе педагога нового уровня системно-педагогического мышления в сочетании с творческими методами на основе индивидуального подхода.

Ключевые слова: фортепиано, развитие пианистических навыков, компетентностный подход.

Стремительные изменения в современном обществе влекут неизбежные преобразования в системе образования, которые активно проявлены на всех его уровнях и ступенях, начиная с дошкольного образования и заканчивая послевузовской подготовкой. Все изменения содержания профессионального образования ориентированы, прежде всего, на повышение качества подготовки выпускника, который будет способен к адекватной оценке постоянно изменяющихся социально-экономических условий, к самостоятельному творческому мышлению, к эффективным профессиональным решениям. Одним из направлений модернизации содержания современного образования стал компетентностный подход, который направлен, прежде всего, на результат обучения как определенный набор знаний и навыков.

Реализация компетентностного подхода в творческом образовании ставит сложные задачи как перед разработчиками компетенций, так и перед педагогами. Вопросам формирования компетенций в образовательных программах для студентов-музыкантов посвящено большое количество педагогических исследований. Важной проблемой является содержание самого понятия «компетентность» в его применении к обучению музыкантов. Так, Ю.А. Калинина отмечает: «Очевидно, что компетентность музыканта нельзя ограничивать только уровнем владения узкоспециальными навыками - мастерством игры на музыкальном инструменте, виртуозностью пения или блестящей техникой дирижирования» [1, с. 174].

В свете вопроса о компетентности музыканта важно рассмотреть проблему формирования пианистических навыков у студентов-исполнителей на оркестровых струнных, духовых и эстрадных инструментах в условиях компетентностного подхода.

Предмет «Фортепиано» играет значительную роль в обучении студентов-музыкантов всех направлений подготовки. Основной целью дисциплины Фортепиано является воспитание специалистов, владеющих пианистическим музыкально-исполнительским мастерством, необходимым для осуществления профессиональной деятельности. Кроме того, курс «Фортепиано» направлен на формирование художественной культуры и исполнительского мастерства студентов, его педагогические задачи исходят из высокого воспитательного, художественного и творчески развивающего потенциала фортепианного исполнительства.

О значении и роли данного предмета в образовательной программе музыканта можно говорить бесконечно. Обратимся к анализу компетенций, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки «Музыкальное искусство

эстрады» (53.03.01) и «Музыкально-исполнительское искусство» (53.03.02) [2].

Так, если в стандарте по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады» (профиль: «Инструменты эстрадного оркестра») представлена компетенция, связанная с фортепианным исполнительством: способность использовать фортепиано в своей профессиональной (исполнительской, педагогической) деятельности (ПК-14), то в стандарте по направлению подготовки «Музыкально-исполнительское искусство» нет ни одной компетенции, указывающей на необходимость овладения музыкантом фортепианными навыками. В данном случае, при разработке курса «Фортепиано» внимание преподавателей направляется на профессиональные компетенции в области музыкально-исполнительской деятельности, а также на некоторые общепрофессиональные и общекультурные компетенции.

Мы провели анализ всего перечня компетенций, выделив те из них, которые коррелируют с задачами курса «Фортепиано», и формированию которых занятия на фортепиано будут способствовать наилучшим образом. Данный анализ показывает следующее: в стандарте по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады» (профиль: «Инструменты эстрадного оркестра») компетенция, связанная с фортепианным исполнительством имеет очень обобщенное содержание, которое требует раскрытия путем перечисления конкретных навыков фортепианной подготовки студента; во втором случае - в стандарте по направлению подготовки «Музыкально-исполнительское искусство» - понятие о компетентности студента в области фортепианного исполнительства будет складываться из ряда профессиональных компетенций.

Насущной проблемой в данной ситуации становится разработка педагогической тактики формирования компетенций на уроках курса «Фортепиано» у студентов исполнителей. В целях разработки системы педагогических методов, мы разбили компетенции на несколько групп, связав каждую группу с определенным обобщенным навыком исполнительского мастерства, здесь же предложены педагогические методы, способствующие формированию указанных навыков.

Группа компетенций, направленных на развитие способности к постижению художественного смысла произведения: способность применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ОПК-3); способность постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-4); способность и готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой,

к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-5); способность применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности (ПК-15). Важнейшим методическим принципом при формировании данной группы компетенций является принцип историко-стилевого осмысления произведения как культурного текста конкретной эпохи, со свойственной данной эпохе системой образов и атрибутикой музыкального языка. Каждая эпоха вырабатывает свои отличительные ритмические, гармонические, фактурные модели, которые наиболее адекватно отражают эстетическую природу искусства того или иного времени, свойственную ему систему художественных образов и т. д. Владение знаниями о музыкальных стилях помогает выдерживать принцип аутентичности как соответствия авторскому оригиналу.

Группа компетенций, направленных на совершенствование фортепианной техники и исполнительского мастерства: способность совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-6); готовность к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-7); готовность к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-8). В развитии данной группы компетенций существенную роль играет мотивация. Здесь важно привлекать опыт выдающихся исполнителей, анализировать исполнительские приемы и техники разных пианистов [3]. Кроме того, необходимо актуализировать и развивать музыкальные способности, а так же обучать их использовать в своей практике. Так, важно показать в процессе разучивания произведения работу зрительной, мышечной, слуховой, ладоинтонационной, гармонической памяти. При этом можно исследовать, какой вид памяти развит у данного молодого исполнителя наилучшим образом, и, опираясь на него, стараться постепенно развивать и задействовать другие виды. Саморефлексия в данном виде работы как способность к самодиагностике, самоанализу является необходимым фактором [4].

Компетенции, направленные на развитие способности ставить и воплощать художественные и творческие задачи: способность осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ОПК-1); способность критически оценивать результаты собственной деятельности (ОПК-2); способность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произве-

Библиографический список

дения (ПК-2); способность пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-3). Весьма эффективным методическим приемом в развитии данной группы компетенций является работа по анализу и сравнению различных исполнительских интерпретаций одного и того же произведения. Постепенно на основе этой работы формируется собственное творческое видение музыкального образа, возникает интерес к поиску выразительных возможностей для его воплощения [5].

Группа компетенций, направленная на формирование исполнительского артистизма и готовности к публичным выступлениям: способность демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-1); готовность организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, концертмейстерскую, сольную) и концертную работу (ПК-9).Одним из важных методических принципов является способность к правильному настрою перед концертным выступлением, которая включает множество психологических приемов, таких как преодоление сценического волнения, акцентуация на музыкальном образе, умение выстроить внутренний контакт с публикой.

Группа компетенций, связанных с развитием способности к самообучению: готовность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); способность и готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства (ПК-10). Существенную роль в формировании данной группы компетенций играет навык самооценки. Адекватная самооценка позволяет определить пробелы в знаниях и навыках и выстроить тактику их устранения путем самообучения - чтения литературы, прослушивания и анализа различных интерпретаций. Саморегулирование и самокорректировка - не самодостаточные процессы самостоятельной работы студента, они нуждаются в правильной организации самостоятельной работы. На самостоятельные занятия в курсе «Фортепиано», как правило, отводится значительное количество времени. От способности правильно организовать самостоятельную работу во многом зависит успех всей исполнительской практики. Педагог обязан помочь студенту в планировании самостоятельных занятий.

В результате мы видим, что процесс работы педагога-пианиста, направленный на развитие пианистических навыков в условиях компетентностного подхода в работе со студентами исполнительских специальностей, требует от него актуализации нового уровня системно-педагогического мышления в сочетании с творческим вдохновением. При этом необходимым основанием всей педагогической работы остается индивидуальный подход к каждому студенту, учитывающий его базовую фортепианную подготовку, уровень музыкальности и общие личностные качества.

1. Калинина Ю.А. Проблемы реализации компетентностного подхода в профессиональном музыкальном образовании. Психология и педагогика. 2009; 3: 174 - 176.

2. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/103

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Москва: Музыка, 1978.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Мысль, 1975.

5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Москва: Музыка, 1988.

References

1. Kalinina Yu.A. Problemy realizacii kompetentnostnogo podhoda v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Psihologiya i pedagogika. 2009; 3: 174 - 176.

2. PortalFederal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/103

3. Alekseev A.D. Metodika obucheniya igre na fortepiano. Moskva: Muzyka, 1978.

4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Mysl', 1975.

5. Nejgauz G.G. Ob iskusstve fortepiannoj igry: Zapiskipedagoga. Moskva: Muzyka, 1988.

Статья поступила в редакцию 01.06.17

УДК 378

Naumov A.I., Deputy Chief of Training Division, Ryazan higher airborne troop orders of Suvorov twice Commander's command school n.a. Army General V.F. Margelov; postgraduate, Military University of the Russian Federation (Ryazan, Russia), E-mail: andrej_naumov_79@mail.ru

DIDACTIC MODELING OF TRAINING CADETS OF THE MILITARY COMMAND UNIVERSITIES: BASICS, CONTENTS AND STRUCTURAL FEATURES. Modern conditions of developing a commanding officer's official activity are governed by the enhanced role of professional competencies that determine exclusive standards for the quality of military command universities students' train-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.