Раздел IV СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
С. Н. Булгакова
ТЕНДЕНЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Сегодня выпускники музыкально-педагогических факультетов вузов находят применение своим профессиональным знаниям и умениям во многих сферах педагогической деятельности. В свете реализации Болонских соглашений изменяются требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалистов; на смену репродуктивному усвоению знаний приходит новая образовательная парадигма - компетентностный образовательный подход.
Ключевые слова: принципы образования, компетенция, компетентностный образовательный подход, образовательный стандарт.
Today graduates of the musical-pedagogical faculties of universities can use their knowledge and skills in different spheres of pedagogical activities. Following the resolutions of agreements in Bologna the requirements to the results of training specialists basic educational programs are being changed. Reproductive learning of knowledge is being replaced by a new educational paradigm - a competentiary educational approach.
Key words: principles of education, competence, competentiary educational approach, educational standard.
Компетентность похожа на призрак: все о ней говорят, но никто ее не видел.
Д. Б. Эльконин
но-теоретических дисциплин, большое внимание уделяется вокальным и дирижерским.
Введение бакалавриата и магистратуры до настоящего времени носит достаточно условный характер, не подкреплено необходимыми сопровождающими действиями: определение статуса бакалавра и магистра в обществе и на производстве, введения экономических стимулов, а главное - определения такого содержания образования, которое реально помогло бы выпускникам стать специалистами широкого профиля. Музыкально-педагогические факультеты многих российских вузов готовят музыкантов-педагогов широкого профиля, которые в зависимости от той или иной ситуации способны качественно преподавать не только уроки музыки в руководителей детских хоровых коллективов, общеобразовательной школе, но и практиче-
поскольку помимо традиционных музыкаль- ски все музыкальные дисциплины, преду-
120
Г осударственный образовательный стандарт «Художественное образование», профиль «Музыкальное искусство» (2005 г.) регламентирует процесс обучения бакалавров художественного образования. Его новизна и своеобразие определяются интегративной сутью теоретической подготовки, т. е. предписывают изучение различных видов искусства, теории и истории художественного образования. Это соответствует современным тенденциям целостного осмысления жизненных явлений и искусства, а также особенностям художественного развития ребенка. В целом содержание стандарта соответствует устоявшемуся в нашей стране пониманию подготовки учителей музыки, преподавателей дополнительного образования,
С. Н. Булгакова Тенденции высшего профессионального музыкально-педагогического образования: компетентностный подход
смотренные прежде всего в рамках общего музыкального образования, а также в средних музыкально-педагогических учебных заведениях.
В настоящее время коллектив преподавателей кафедры музыкального образования ЧГАКИ работает над совершенствованием процесса подготовки бакалавров художественного образования. При этом мы стремимся дать будущему учителю музыки не узкую специальность (как в консерватории), а возможность качественно преподавать разные музыкальные дисциплины, в чем и видим главную задачу обучения и воспитания студента. Создавая новые учебные планы и учебно-методические комплексы, мы опираемся на целый ряд принципов образования.
Актуальность образования обусловливает необходимость приведения его содержания в соответствие с динамикой современного знания, усиливает потребность в обеспечении его прогностического и вместе с тем практико-ориентированного характера (компетентностный подход).
Принцип актуализации тесно связан с принципом фундаментализации образования, подразумевающим обращение к основополагающему «вечному» знанию, серьезную научную доказательность в изложении материала, формирование потребности в самообразовании и саморазвитии.
Усиление значимости принципа непрерывности в образовании связано с быстрым устареванием специальных знаний в современном обществе, необходимостью их постоянного пополнения и углубления.
Образование - одна из самых инновационных областей человеческой деятельности, а повышение его качества выступает интегрирующим по отношению к другим вышеуказанным и реализуемым в вузах тенденциям (принципам развития) образования.
Цель вузовской системы образования -подготовить специалиста, способного видеть
121
перспективы музыкального образования и свою роль - как будущего творца - в развитии отечественной музыкально-педагогической мысли и практике. А для этого необходимо быть высококвалифицированным музыкантом, педагогом, компетентным специалистом.
История понятия «компетентность» берет свое начало не в педагогике, а в области экономики, управления и подготовки кадров. Термины «компетенция», «компетентность» образованы от латинского кошре1епйа, кошре1о - «совместно достигаю, добиваюсь, соответствую, подхожу» [1, с. 585].
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова даны следующие определения:
«Компетентный - 1. Знающий, осведомленный, авторитетный в какой либо области. Компетентный специалист. 2. Обладающий компетенцией (во втором значении; специалист).
Компетенция - 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Компетентное суждение. 2. Круг чьих-то полномочий, прав. Компетенция суда» [2, с. 265].
Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации. Компетентность учителя музыки - это личное качество, которое проявляется только в профессиональной деятельности.
В образовательной деятельности термин «компетенция» находит свое выражение в понятиях «знание», «умение», «владение». Основой профессионального мастерства будущего учителя музыки становится практический опыт, который осмыслен с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Таким образом, в центре образования стоят практико-ориентированное обучение, практическая деятельность, педагогическая
практика.
С. Н. Булгакова Тенденции высшего профессионального музыкально-педагогического образования: компетентностный подход
В свете реализации Болонских соглашений на смену репродуктивному усвоению знаний приходит новая образовательная парадигма - компетентностный образовательный подход. В рамках двухуровневого высшего образования (бакалавриат, магистратура) полностью изменяются принципы развития высшего образования. Необходимо отстраниться от привычных представлений. В новой образовательной парадигме учебные дисциплины как бы «вытекают» из компетенций.
Компетентностный образовательный подход диктует иные требования к структуре учебного процесса, уровню и содержанию подготовки будущих работников системы музыкального воспитания и образования, к личности учителя музыки.
По сути, компетенции представляют собой профессиограмму, в которой отражена полная квалификационная характеристика учителя музыки с позиций требований, предъявляемых не только к его знаниям, умениям, владению, но и к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям.
В проекте ГОС ВПО третьего поколения по специальности G5G6Gl «Музыкальное образование» перечень профессиональных компетенций продуман детально и подробно по всем общепрофессиональным и специальным дисциплинам l.
Например, выпускник вуза по направлению «Музыкальное образование» с квалификацией «учитель музыки» должен обладать следующими профессиональными компетенциями. Они включают четыре взаимосвязанных блока:
1 Данный проект обсуждался в феврале 2008 г. на заседании УМО музыкально-педагогических вузов России (г. Москва) учеными, психологами, педагогами и методистами Московского государственного педагогического университета и других вузов.
122
- интегративные музыкально-исполнительские компетенции учителя;
- креативно-деятельностная компетенция;
- компетенции психологической самоорганизации и самоуправления;
- коммуникативные личностно-профессиональные компетенции.
Интегративные музыкально-
исполнительские компетенции учителя музыки определяются готовностью применять на практике свои знания, умения и навыки, реализуя их в непосредственных действиях учителя, исполнителя, дирижера и т. д. Новым обязательным условием является готовность приобретать новые знания в исполнительском искусстве, используя инновационные информационно-образовательные технологии.
Креативно-деятельностная компетенция подразумевает следующее:
- способность грамотно, технически точно, художественно выразительно исполнить фортепианные (хоровые) произведения различных стилей, жанров и форм;
- готовность исполнить любое музыкальное, вокально-хоровое произведение, входящее в школьную образовательную программу по предмету «Музыка», на высоком художественном уровне; умение менять вокально-хоровые исполнительские приемы и средства, варьировать технику и выразительность исполнения в зависимости от возраста школьников;
- готовность к преодолению художественно-технических, управленческих задач в ходе репетиционной деятельности по освоению репертуара; к использованию адекватных стилю, образному строю исполняемых произведений приемов и методов работы.
Эта компетенция подчеркивает, что молодому педагогу необходимы целеустремленность, упорство и творчество в работе.
Глубина знаний будущего учителя музыки не всегда совпадает с продуктивностью его деятельности. И здесь важное место
С. Н. Булгакова Тенденции высшего профессионального музыкально-педагогического образования: компетентностный подход
занимает психологическая самоорганизация. Компетенция психологической самоорганизации и самоуправления включает в себя:
- готовность к мобилизации внимания, слуховому контролю, к оптимальному соотношению эмоциональных, рациональных управленческих компонентов на уроке и концертных выступлениях;
- готовность к критике и самокритике, к рефлексии, способность самостоятельно и целенаправленно организовывать как собственную, так и коллективную работу над музыкальным произведением.
Определенные личностные качества учителя музыки являются важнейшей предпосылкой к уровню владения профессией, т. е. значимую роль играют коммуникативные личностно-профессиональные компетенции. Среди них:
- готовность репетировать и исполнять музыкальное произведение, не теряя живого контакта со слушателями; умение строить работу с учащимися, исходя из их природных данных, ориентируясь на развитие их общих и специальных способностей и проявление интереса к музыкальной культуре;
- готовность чувствовать коллективную ответственность за качество воплощения совместно выработанной концепции исполнения произведения.
Сумма знаний и умений студента в новой концепции определяет «владение». Во главу угла ставятся музыкально-творческие способности будущего учителя музыки. Назовем некоторые из них.
Например, владеть комплексом музыкально-творческих способностей педагога-музыканта (художественно-творческим мыш-
лением, фантазией, воображением и т. д.); современными методами педагогической работы в общеобразовательной школе и системе дополнительного образования: музыкальных и хоровых студиях, эстетических центрах.
Объективной основой понимания того, как компетентность влияет на эффективность деятельности выпускника вуза, является возможность выбора жизненного пути музыканта. Он может быть не только учителем музыки, но и педагогом дополнительного образования, преподавать теоретические музыкальные дисциплины, методики музыкального образования, быть концертмейстером, дирижером хора и т. д. Свободное перемещение российских граждан, возможность учиться в Европе позволяют сравнить европейское и российское образование, выявляют их слабые и сильные стороны, дают возможность выбора и формируют конкурентоспособность на рынке труда в пользу компетентного учителя музыки.
Подводя итоги, отметим, что в настоящее время актуализируются задачи развития музыкальной культуры и приобщения молодежи к духовным ценностям, остро встает проблема необходимости повышения культурного уровня населения. Решение во многом зависит от современного профессионального педагога-музыканта. Единство традиций и новаторства, сохранение всего лучшего, что накопила отечественная высшая школа, и в то же время постоянный поиск нового в соответствии с сегодняшними реалиями - являются залогом успешного развития отечественного музыкально-педагогического образования.
1. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е. изд. - М.: Совет. энцикл. 1973. -Т. 12. - 624 с.
2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. д-ра филол. наук проф.
Н. Ю. Шведовой. - 10-е. изд. - М., 1973. - 846 с.
l23