НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 378:371.133.2:78
Н. П. Шишлянникова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Рассматриваются особенности организации и осуществления педагогической практики студентов-музы-кантов в условиях реализации компетентностной модели профессиональной подготовки, обозначены основные принципы обновления ее содержания. Акцентируется внимание на создании профессионально-образовательной среды в вузе, активизирующей компетентностные качества будущего педагога-музыканта.
Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, педагогическая практика, мотивация,
опыт деятельности, компетентность специалиста.
Изменения, произошедшие в России в последние десятилетия, отражаются в характере современного образования, его направленности, целях и содержании. С введением ФГОС ВПО третьего поколения стала актуальной проблема формирования профессионально компетентной личности учителя, владеющего знаниями и способностью решать проблемы, возникающие в практической деятельности. Практикоориентированное образование становится особенно востребованным. В качестве эффективной методологии построения практикоориентированного профессионального образования, по мнению авторов, является деятельностно-компетент-ностный подход, обоснованный Ф. Г. Ялаловым. Он сочетает в себе принципы знаниевой парадигмы и практикоориентированного подхода, в совокупности призванных сохранить фундаментальность вузовского образования в опоре на накопление опыта практической деятельности, уровень которого более точно определяется методами компе-тентностного подхода.
Автор подчеркивает, что вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода направлен к организации процесса обучения, технологиям практикоориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован прежде всего на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности. Компетенции формируются в деятельности и ради будущей профессиональной деятельности [1].
В этих условиях, по мнению ученого, процесс обучения приобретает новый смысл. Он превращается в процесс учения, приобретения знаний, умений и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компе-
тентностей. Сам же опыт деятельности выступает не только как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний и умений. Опыт деятельности включает в себя кроме учебно-познавательной деятельности опыт оценочных профессионально и социально значимых видов деятельности.
«Стержнем учебно-профессиональной деятельности и основным условием становления профессионально-педагогической компетентности будущего учителя, - пишет С. А. Шмелёва, - является включение его в непосредственную педагогическую практику, которая позволяет обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные зоны в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда» [2].
Профессионально-педагогическая компетентность понимается как интегральная характеристика, вбирающая в себя профессиональные и личностные качества будущего педагога-музыканта, отражающая уровень знаний, умений и опыт деятельности в сфере общего музыкального образования. Пути совершенствования профессиональной практикоориентированной подготовки бакалавра-музыканта в вузе на основе деятельностно-компе-тентностного подхода определяются целью: становление специальной профессиональной компетентности будущего учителя музыки посредством развития его базовых способностей, знаний и умений в процессе приобретения собственного опыта решения профессиональных задач в реальной ситуации музыкально-образовательной педагогической практики.
Педагогическая практика - неотъемлемый компонент процесса формирования будущего учителя музыки как компетентного профессионала, владеющего современными педагогическими технологиями, способного к самостоятельной творческой
деятельности. При этом следует подчеркнуть, что для студента-музыканта педагогическая практика продолжает оставаться очень сложным этапом на пути к профессии, обусловленным широким набором профессиональных компетенций и качеств, которыми необходимо овладеть.
Наряду с общекультурной и психолого-педаго-гической подготовкой студент должен уметь исполнять вокальные произведения как солист, играть на музыкальном инструменте, уметь дирижировать, осуществлять вокально-хоровую работу и многое другое: «...профессия “учитель музыки” - это профессия педагога-музыканта широкого профиля, который, подобно легкоатлету-пятиборцу, обязан быть профессионально подготовленным к каждому виду этой многопрофильной составляющей»; «. такую совокупность компетенций учителя музыки не формирует ни одна страна в мире» [3].
Эта сложность обусловлена еще и тем, что в последние годы на данный профиль приходят выпускники различных учебных заведений: музыкальной школы, музыкально-педагогического колледжа, музыкального колледжа. Они имеют не только разный уровень знаний и умений по музыкально-теоретическим и музыкально-исполнительским дисциплинам, но и различный возраст (от 16-17 до 20-21 года), различную мотивацию и различную профессиональную ориентированность. Все это диктует необходимость учета индивидуальных возможностей каждого студента, чтобы обеспечить не только овладение соответствующими компетенциями, но и их непрерывное развитие.
В Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова в условиях реализации специа-литета сложилась достаточно объемная по содержанию модель профессионально-педагогической практики, которая положена в основу программ практик бакалавров с учетом требований деятель-ностно-компетентностного подхода. В ней диалог с музыкой как основа построения урока музыки в школе является стержнем всей музыкально-педагогической деятельности студента - будущего учителя музыки. Обновление содержания педагогической практики на основе реализации деятельност-но-компетентностного подхода зиждется на положениях, сформулированных Б. С. Рачиной [4] и адаптированных к возможностям и условиям организации и проведения практик в общеобразовательных учреждениях региона. Это:
- опора на общие сущностные закономерности функционирования музыкального искусства и музыкально-педагогической деятельности в общем, дополнительном и профессиональном музыкальном образовании;
- взаимосвязь и преемственность различных видов педагогической практики будущих учителей
музыки на основе реализации принципов системности и практикоориентированности;
- вариативность как важнейший принцип организации содержания и форм проведения педагогической практики с учетом индивидуальных особенностей и изначального уровня музыкально-исполнительской, музыкально-теоретической и методической подготовки студентов;
- ориентация на процесс становления профессиональной компетентности педагога-музыканта, в основе которого - побуждающая к активной творческой деятельности мотивация, рождающаяся в созданной профессионально-образовательной среде и активизирующая компетентностные качества будущего специалиста.
Комплексный характер педагогической практики предполагает, что за годы обучения в институте искусств студент выполняет все функции и виды деятельности педагога-музыканта: работает с документацией, проводит уроки, всевозможные формы внеклассной музыкально-воспитательной и культурно-просветительской работы, анализирует уроки других студентов и учителей музыки, выполняет учебно-исследовательскую диагностическую деятельность.
В течение всего периода обучения предусмотрено проведение различных практик (учебной, педагогической комплексной, преддипломной учебно-исследовательской, летней). Практики, сменяющие и дополняющие друг друга, являются составной частью целостного образовательного процесса, направленного на формирование компетентного педа-гога-профессионала. Постоянно усложняющийся характер практических видов деятельности в школе обеспечивает динамику развития личностных и профессиональных качеств будущего учителя музыки.
Перед выходом на практику студенты обеспечиваются рабочей программой и пакетом методических материалов к ней, где содержится развернутое изложение профессиональных задач, содержания и форм работы, требования к содержанию и оформлению отчета по результатам практики, образцы оформления отчетных документов, критерии оценки всех видов деятельности. Одним словом - все то, что в итоге составит портфолио студента.
Практикантам предлагаются алгоритмы организации слушания музыки, ведения вокально-хоровой работы и других видов деятельности учащихся на занятиях, схемы аспектного и полного анализа уроков музыки, рефлексивного анализа педагогической деятельности студента-практиканта, программы изучения личности и классного коллектива в целом, различные диагностические методики исследования специальных музыкальных способностей учащихся. В рабочих программах прописаны условия конкурсов, которыми заканчиваются
практики. Участие в конкурсах оценивается профессиональным жюри и учитывается при выставлении комплексной оценки за практику.
В процессе педагогической практики проверяются степень теоретической и практической готовности студента к самостоятельной педагогической деятельности, мотивация, создаются широкие возможности для раскрытия, развития и обогащения творческого потенциала будущего специалиста. Именно в ходе практики студент определяет, насколько правильно он выбрал профессию, выясняет для себя степень соответствия личностных качеств данной профессии, понимает ее суть, осознает социальную значимость. По мнению авторов, важным показателем степени готовности будущего учителя музыки к самостоятельной профессиональной деятельности на разных этапах педагогической практики являются конкурсы профессионального мастерства, которые проводятся в рамках практик.
Так, первая педагогическая практика заканчивается конкурсом школьной песни «Все цвета радуги». Студенты показывают фрагмент урока музыки, в котором демонстрируют готовность к работе с классным хором, методику разучивания самостоятельно подобранного для соответствующего возраста произведения. Конкурс проводится в два этапа. Первый этап - отбор более сильных конкурсантов внутри микрогрупп разных школ, где студенты проходят практику. Второй этап - конкурс среди лучших. Он проводится в одной из школ и оценивается профессиональным жюри.
Следующая педагогическая практика заканчивается конкурсом профессионального мастерства «Учитель, которого ждут» также в два этапа. Конкурсанты дают полные уроки музыки. При этом обязательным является включение в урок одного произведения для слушания, самостоятельно подобранного и исполненного студентом на музыкальном инструменте, и одного хорового произведения, предназначенного для разучивания с учащимися данного класса. Этот конкурс выявляет способность и готовность студентов осуществлять все виды музыкально-исполнительской деятельности, связывать и подчинять их теме урока, определенной в программе по музыке того или иного класса.
Преддипломная практика заканчивается конкурсом исследовательских работ студентов. Он проводится в вузе по окончании практики, во время которой студенты собирали необходимый диагностический материал для выпускной квалификационной работы. Этот конкурс выявляет степень готовности студентов соотносить диагностические материалы с темой дипломной работы, обрабатывать их, делать выводы и планировать преобразующие мероприятия.
Конкурсы проводятся публично, с присутствием студентов младших курсов, что является для них важным мотивирующим фактором. Они видят лучшие студенческие достижения, которые оцениваются жюри баллами, влияющими на комплексную оценку по практике. Победители конкурсов награждаются дипломами профессионального мастерства.
На итоговую конференцию по педагогической практике студенты представляют письменный отчет, с которым выступает каждый из них. Затем выполнение всех видов деятельности студентов, запланированных рабочей программой, комментирует руководитель практики от выпускающей кафедры и выставляет общую оценку каждому студенту с учетом набора баллов по всем видам деятельности. На итоговых конференциях проводится анкетирование студентов. Подробный анализ студенческих анкет помогает выявлять основные проблемы, возникающие в ходе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов.
Результаты педагогических практик являются предметом профессионального обсуждения преподавателями специальных дисциплин на заседаниях выпускающей кафедры, ставятся задачи и планируются меры по снятию и предупреждению возможных затруднений студентов. Во время учебных занятий на музыкально-педагогических тренингах студенты, исходя из анализа собственных затруднений, разрабатывают и дают уроки музыки на студенческой аудитории. Организованная таким образом профессионально-образовательная среда стимулирует связь вузовской музыкально-образовательной подготовки с педагогической практикой в школе и способствует становлению профессиональной компетентности будущего учителя музыки.
Список литературы
1. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдес». 2007. 15 января. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm
2. Шмелёва С. А. Модель профессиональной подготовки выпускника педагогического вуза // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 16-22.
3. Абдуллин Э. Б. О проблемах современного музыкально-педагогического образования // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: материалы Международной научно-практической конференции. М.: РИТМ, 2012. С. 7-14.
4. Рачина Б. С. Стратегия обновления педагогической практики на факультете музыки // Вестн. Герценовского ун-та. 2009. Вып. 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/
Шишлянникова Н. П., доктор педагогических наук, профессор.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.
Пр. Ленина, 92, Абакан, Республика Хакасия, Россия, 655017.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.01.2013.
N. P Shishlyannikova
VALUE OF STUDENT TEACHING IN BECOMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF MUSIC
Features of the organization and realization of student teaching of students-musicians in the context of realization of competence models of vocational training are considered; substantive provisions of updating of its maintenance are designated in the article. The focus is brought to creation of the professional-educational environment in the higher school, making active competence qualities of the future teacher-musician.
Key words: professional music education, student teaching, motivation, experience of activity, competence of the expert.
N. F. Katanov Khakass State University.
Pr. Lenina, 92, Abakan, Khakass Republic, Russia, 655017.
E-mail: [email protected]