УДК 378.14
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2018 И. В. Ефремова
канд. пед. наук, доц. каф. музыкального образования e-mail: [email protected]
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
В статье обосновывается роль и значение производственной практики в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта. Представлены практические аспекты организации педагогической и преддипломной практик обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); обозначены проблемы и раскрыты возможности их решения в условиях реализации компетентностного подхода в системе высшего музыкально -педагогического образования.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта, производственная практика, компетентностный подход, профессиональная компетентность.
В настоящее время одно из лидирующих мест в образовательной практике высших учебных заведений занимает направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Отвечая современным запросам общества, оно ориентировано на подготовку выпускников с высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, готовых к инновационной деятельности и обладающих стремлением к профессиональному совершенствованию. Реализуя федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат [ФГОС ВО], основные профессиональные образовательные программы, направленность (профили) Музыка и мировая художественная культура, Музыка и дополнительное образование, нацеленные на становление профессиональной компетентности будущего-педагога-музыканта, содержат перечень универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых выпускнику в дальнейшей профессиональной деятельности в сфере общего и дополнительного образования. Содержанием профессиональной компетентности бакалавра являются владение разнообразными видами музыкально-педагогической деятельности, сформированность личностных качеств, высокий уровень профессиональной культуры, активности, самостоятельности, а также готовность к организации различных форм музыкально-художественного образования и решению профессиональных задач
На сегодняшний день в научно-методической литературе накоплен значительный материал, затрагивающий проблемы профессиональной подготовки специалиста: раскрываются теоретические и методические аспекты развития его профессиональной компетентности, предлагаются пути и способы совершенствования образовательного процесса в целом и т.д. Безусловно, в сложившейся системе профессиональной подготовки бакалавра в вузе особое место отводится практике, являющейся в соответствии с ФГОС ВО обязательной составляющей структуры образовательной программы. В указанный блок входят учебная и производственная практики, однако вторая выполняет наиболее важную роль в профессиональной
подготовке будущего педагога-музыканта, так как проводится с целью получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Рассматриваемый вид практики, как «системообразующий фактор формирования профессиональной компетентности студентов...» [Кондрачук 2008: 9], не только интегрирует знания и умения, полученные при изучении теоретических и практических дисциплин, но и дает возможность подготовить обучающихся к самостоятельной работе в различных образовательных организациях, осмыслить значимость и ценность приобретаемой профессии. В первую очередь это связано с тем, что именно педагог-музыкант выполняет ведущую роль в приобщении взрослеющей личности к истинным ценностям музыкального искусства. Несомненно, музыкальные занятия, внеурочная музыкальная деятельность способствуют музыкально-эстетическому воспитанию школьников, обогащают их эмоциональную сферу, расширяют музыкальный кругозор, а также содержат огромный педагогический и воспитательный потенциал.
Производственная практика бакалавров института истории и культуры ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» (ЕГУ им. И.А. Бунина) по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профили) Музыка и мировая художественная культура, Музыка и дополнительное образование, носит обучающий, развивающий и воспитательный характер. При ее организации и проведении, с одной стороны, создаются условия для овладения обучающимися практическими навыками и умениями организации урочной, внеурочной, научно-исследовательской деятельности, а с другой - осуществляется развитие их индивидуальных способностей, формирование необходимых компетенций, причем профессиональная компетентность выступает и как цель, и как средство становления личности в сложившихся образовательных условиях. Также в процессе прохождения производственной практики на базе организаций, направленность деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся (муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения, организации дошкольного, дополнительного образования, учреждения культуры города Ельца и Елецкого района), открываются большие возможности для самопроверки готовности выпускников к дальнейшей педагогической деятельности.
Данный вид практики в соответствии с учебным планом включает в себя педагогическую и преддипломную практики, безусловно имеющие свое содержание и особенности организации. Так, целью производственной (педагогической) практики является подготовка обучающихся к целостному выполнению функций педагога-музыканта, учителя культурологии или педагога дополнительного образования, формирование необходимых компетенций в области музыкально-художественного образования, приобретение профессиональных умений и собственного опыта решения профессиональных проблем в реальных образовательных условиях.
В числе основных задач - закрепление и углубление теоретических знаний в соответствии с требованиями ФГОС ВО к уровню подготовки обучающихся; формирование и развитие у обучающихся профессионально значимых качеств, устойчивого интереса к профессиональной деятельности, потребности в самообразовании; формирование основ педагогического мастерства; знакомство с передовым педагогическим опытом и др.
Обеспечивая соединение теоретической подготовки обучающихся с их практической педагогической деятельностью, характеризуемый тип практики дает возможность полнее осмыслить закономерности музыкального образования, овладеть профессиональными компетенциями в реализации запланированных видов деятельности. Это важный этап активизации творческого потенциала будущего
Ефремова И. В. Производственная практика в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта: опыт, проблемы и перспективы
педагога-музыканта, раскрываемого в процессе самостоятельного выполнения различных заданий.
В течение всего периода производственной (педагогической) практики деятельность обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профили) Музыка и мировая художественная культура, Музыка и дополнительное образование, осуществляется под контролем руководителей практики от университета, профильной организации и методистов по следующим направлениям.
Ознакомление с системой работы образовательных учреждений, предполагающее:
- беседы с заместителями директора по учебной и воспитательной работе, учителями-предметниками, классным руководителем;
- анализ документации (изучение учебного плана работы образовательного учреждения, а также планов воспитательной работы школ, учителей-предметников и т.д.);
- знакомство с материальной базой закрепленного учреждения, обеспечивающей образовательный процесс по предметам художественно-эстетического цикла (кабинетами, дидактическими пособиями, техническими средствами обеспечения, условиями для внеклассных занятий);
- разностороннее изучение обучающихся (содержание классных журналов, дневников, творческих работ; наблюдение за детьми на уроках и в ходе внеурочной деятельности);
- знакомство с расписанием учебных занятий и внеурочной работы по музыкально-эстетическому воспитанию.
Учебно-методическая работа по осмыслению педагогического опыта, включающая:
- анализ школьных учебных программ; изучение тематического и поурочного планирования работы педагога-музыканта, учителя культурологии или педагога дополнительного образования;
- посещение уроков музыки, мировой художественной культуры, музыкальных занятий, проводимых учителями и практикантами, составление их схем-наблюдений;
- проведение уроков музыки, мировой художественной культуры, музыкальных занятий, составление самоанализа каждого из них;
- организацию и проведение внеклассных воспитательных мероприятий;
- выполнение исследовательских заданий;
- выполнение заданий по педагогике и психологии.
В процессе производственной (педагогической) практики используются следующие формы работы:
- изучение методической и специальной литературы по определенному кругу вопросов (обобщение педагогического опыта, творческий подход к учебным программам и др.);
- письменные работы (планы-конспекты уроков и внеклассных воспитательных мероприятий с теоретическим обоснованием предлагаемой методики, а также вопросами и заданиями для учащихся и предлагаемыми ответами).
Производственная (преддипломная) практика нацелена на углубление профессионального опыта обучающихся, формирование их исследовательского типа мышления, овладение умением планировать и организовывать опытно-экспериментальную работу.
Основными задачами являются: формирование навыков организации научного исследования в области музыкально-педагогического образования; изучение
нормативных, методических материалов, социальной, фундаментальной и периодической литературы по выбранной теме исследования; овладение инновационными профессионально-практическими умениями и современными методами научного исследования; развитие умений оценивать эффективность собственной научно-практической деятельности; приобретение навыков устных публичных выступлений.
Содержание производственной (преддипломной) практики носит научно-исследовательский характер и ориентировано на формирование методологической культуры педагога-музыканта и ознакомление со всеми этапами научно-исследовательской деятельности. В ходе ее организации обучающиеся выполняют запланированные задания в контексте темы своей выпускной квалификационной работы: изучение источников, систематизация и обобщение теоретического материала, оформление списка литературы; подбор диагностических методик, проведение исследования, обработка и описание полученных результатов; подготовка текста научной статьи или тезисов по теме исследования; формулировка выводов по главам и заключение; работают над составлением отчета по преддипломной практике и необходимой для сдачи документации. Контроль выполнения программы производственной (преддипломной) практики осуществляется научным руководителем выпускной квалификационной работы обучающегося.
Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по производственной практике, проводится в форме текущей (по результатам выполнения контрольных заданий прохождения практики в ходе индивидуальных консультаций с методистом) и промежуточной аттестации, осуществляемой в форме зачета с оценкой (при представлении необходимой отчетной документации, соотнесенной с обоснованными критериями оценивания). Итоговая оценка выставляется руководителем практики от университета.
Экспертная проверка деятельности кафедры музыкального образования ЕГУ им. И.А. Бунина констатировала, что опыт организации производственной практики бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) по целевым установкам, задачам, содержанию и функциональным особенностям отвечает современным требованиям и профессионально-педагогическим критериям подготовки педагога-музыканта. Это свидетельствует о том, что в вузе созданы соответствующие условия для успешного прохождения практики, а систематическое и грамотное выполнение предложенных заданий в целом способствует развитию профессионально значимых качеств педагога-музыканта, формированию основ его педагогического мастерства и устойчивого интереса к профессиональной деятельности.
Тем не менее анализ отчетов практикантов, многолетний опыт автора в качестве методиста и руководителя практики позволил обозначить некоторые проблемы, возникающие в процессе организации и прохождения производственной практики. Во-первых, не всегда и не каждый выпускник вуза готов к разнообразным видам дальнейшей профессиональной деятельности (педагог, музыкант, исследователь). Следует обратить внимание и на то, что студенты, владея большим объемом полученных знаний, умений и навыков, к сожалению, не всегда могут грамотно их применять в реальных образовательных условиях. В некоторых отчетах студентов отмечается: встречаются сложности при разработке конспектов музыкальных занятий в учреждениях дошкольного и дополнительного образования. Актуальной и на сегодняшний день для большинства практикантов остается проблема организации вокально-хоровой деятельности, где они должны одновременно продемонстрировать свои организаторские, исполнительские и педагогические умения. Трудности
Ефремова И. В. Производственная практика в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта: опыт, проблемы и перспективы
возникают и при выполнении научно-исследовательских заданий, в частности, нет опыта написания статей и публичного представления научных результатов.
В целях решения вышеизложенных проблем на кафедре музыкального образования ЕГУ им. И.А. Бунина в условиях реализации компетентностного подхода, как «естественного этапа обновления содержания образования» [Фрумин], разработан комплекс мероприятий, направленный на совершенствование процесса организации и прохождения производственной практики обучающихся. Переход на актуализированный ФГОС ВО позволил нам в соответствии со стратегией современного образования не только пересмотреть и оптимизировать дисциплины учебных планов, но и частично расширить содержание рабочих программ методического и предметно-содержательного модуля. Особого внимания заслуживают дисциплины «Методика музыкального обучения и воспитания», «Теория и методика дополнительного образования», «Практикум по организации вокально-хоровой деятельности детей», «Музыкально-педагогический практикум», в ходе изучения которых обучающиеся демонстрируют свои практические умения организации разнообразных видов музыкальной деятельности в образовательных учреждениях образовательных учреждениях различного типа.
Кроме того, появилась возможность изменить форму проведения занятий по исполнительским дисциплинам. Так, предусмотренные учебным планом лабораторные занятия осуществляются в индивидуально-групповой форме, эффективность которой доказана как на стадии вузовского обучения [Артемова 2006], так и в учреждениях дополнительного образования [Бережной 2013].
Обучение в индивидуально-групповой форме в ходе освоения дисциплин «Класс основного музыкального инструмента» и «Класс хорового дирижирования и ЧХП», с нашей точки зрения, с одной стороны, соответствует положениям личностно ориентированного образования, а с другой - создает благоприятные условия для творческой самореализации и социализации обучающихся. Стоит отметить, что особенности проведения занятий в рассматриваемой форме стимулируют студентов проявлять активность и добросовестность в освоении музыкального репертуара, так как появляется необходимость публичного исполнения произведения уже с первых уроков. Считаем, что данная исполнительская практика будет способствовать раскрепощению обучающихся и придаст им уверенности не только в процессе организации музыкальных занятий в ходе прохождения практики, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. Несомненным преимуществом такой формы является также возможность использования различных интерактивных форм проведения занятий, среди которых особенно значимы ролевая игра, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, тренинг и т.д.
С целью совершенствования содержания педагогической и преддипломной практик на кафедре музыкального образования на основе компетентностного подхода переработаны их учебные программы, где подробно описаны показатели и критерии оценивания формируемых компетенций на каждом этапе прохождения практики, а также представлены методические материалы, предлагающие различные технологии педагогического взаимодействия. Надеемся, что учебное пособие «Производственная практика», созданное автором в этом учебном году, окажет значительную помощь обучающимся в ходе прохождения практики. Издание содержит теоретический и практический материал по моделированию уроков музыки, музыкальных занятий и внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, дошкольных образовательных организациях, учреждениях дополнительного образования, а предложенная система заданий преддипломной практики, с нашей точки зрения,
обеспечит успешное формирование основ научно-исследовательской деятельности будущего педагога-музыканта.
Необходимо добавить, что в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина систематически проводятся научно-практические конференции различного уровня. Обучающиеся музыкального отделения принимают активное участие в научных мероприятиях, организованных институтами истории и культуры, а также педагогики и психологии. Выступая с докладами, они отстаивают свою точку зрения, обмениваются мнениями, обсуждают актуальные проблемы музыкального образования. Кроме того, все чаще становятся победителями студенческих конкурсов научных статей, курсовых и дипломных работ. Итогом проделанной работы являются публикации их материалов в сборниках научных статей. Все это, безусловно, способствует развитию научно-исследовательских умений и навыков обучающихся, необходимых для решения профессиональных задач в области музыкального образования.
Отметим, что, продумывая эффективную организацию производственной практики бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профили) Музыка и мировая художественная культура, Музыка и дополнительное образование, мы, с одной стороны, ориентируемся на выполнение учебных программ, а с другой - нацелены на становление профессионально-педагогической позиции выпускника. Выстроенная в условиях реализации компетентностного подхода производственная практика обеспечивает эффективное формирование ключевых компетенций обучающихся и, несомненно, имеет основополагающее значение в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта.
Библиографический список
Артемова А.В. Индивидуально-групповой подход в процессе освоения вокального искусства учащимися колледжей США: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 24 с.
Бережной Д.А. Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 22 с.
Кондрачук Н.Д. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов - будущих техников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2008. 23 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 22.02.2018 №2125 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bal</440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 14.08.2018)
Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [Электронный ресурс]. URL: http://knigi1.dissers.ru/books/library2/1242-1.php (дата обращения: 18.09.2018)