УДК 378.1
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Г.Г. Тенюкова, Е.Г. Хрисанова
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации производственной практики как ведущего средства подготовки магистров педагогического образования к профессиональной деятельности. Рассматриваются цели и задачи педагогической, научно-педагогической, научно-исследовательской, преддипломной практик, научно-исследовательской работы, а также их потенциал для формирования педагога-исследователя. Анализируется опыт организации всех видов практики в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева; изложены основные структурные компоненты практик и этапы их реализации. Выделены основные проблемные точки в организации практики обучающихся по заочной форме обучения: отсутствие контактной работы с руководителем практики и научным руководителем, вынужденное прохождение педагогической практики магистрантами по месту их основной работы, преимущественно индивидуальный характер выполнения магистрантами научно-исследовательской деятельности, отсутствие возможности для обмена магистрантов-однокурсников опытом и впечатлениями. Делается вывод о путях совершенствования всех видов производственной практики.
Ключевые слова: магистры педагогического образования, подготовка, профессиональная деятельность, производственная практика.
TO THE QUESTION OF PREPARATION OF MASTERS
OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR PROFESSIONAL
ACTIVITY IN THE PROCESS OF PRACTICAL TRAINING
G. Tenyckova, E. Khrisanova
Abstract. The article deals with the problems of organization of practice as a leading means of training masters of pedagogical education for professional activities. The goals and objectives of pedagogical, scientific-pedagogical, research, undergraduate practices, research work, as well as their potential for the formation of a teacher-researcher are considered. The experience of organization of all types of practice in Chuvash state pedagogical University is analyzed. The main structural components of practices and stages of their implementation are described. The main problem points in the organization of the practice of students in absentia are identified: the lack of contact work with the head of practice and supervisor, forced passage of pedagogical practice by undergraduates at their place of main work, mainly the individual nature of the implementation of undergraduates research activities, the lack of opportunities for the exchange of undergraduates-classmates experience and impressions. The conclusion about ways of improvement of all types of production practice is drawn.
Keywords: masters of pedagogical education, training, professional activities, practical training.
Образование на современном этапе перемен и инновационного развития России является одной из ведущих сфер разработки инноваций и действенным ресурсом, поддерживающим прогрессивное движение страны. Устойчивость инновационных изменений обеспечивают при этом педагоги, готовые к реализации исследовательских и преобразующих функций в системе образования. Подготовка таких педагогов осуществляется на ступени магистратуры. Обновление целей профессиональной подготовки магистров педагогического образования потребовало внесения изменений в содержание образования в соответствии с требованиями работодателей, а также поиска наиболее эффективных средств формирования готовности
педагогов-исследователей к профессиональной деятельности. Одним из таких средств, по мнению ученых, исследовавших проблемы подготовки магистров, является
производственная практика Л.В. Байбородова [1], Л.В. Горюнова [2], А.Г. Каспржак, С.П. Калашников [3].
Современные вузы предлагают большой спектр магистерских программ обучающимся направления подготовки «Педагогическое образование». Покажем это на примере Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. На различных факультетах вуза в данный момент функционирует более двадцати программ магистратуры, охватывающих интересы всего
контингента студентов. Так, на факультете художественного и музыкального образования действует пять магистерских программ, по которым могут продолжить свое образование студенты: дизайна, изобразительного искусства, музыки, дополнительного образования и т.д. Кроме того обучающиеся могут выбрать и общие профильные программы кафедр педагогики, психологии и т.д.
Проведенное нами ранее исследование доказало необходимость специальной разработки содержания такого модуля учебного плана как «Практика». В соответствии с полученными результатами, целью практики является актуализация полученных обучающимся компетентностей в реально действующей социальной практике образования. Данный модуль предполагает организацию трех видов деятельности магистрантов: самостоятельное исследование и проектирование в сфере организации и управления образовательными системами различного уровня, исследование в сфере технологии и организация учебного процесса [4;5].
При реализации основных образовательных программ магистратуры предусмотрены такие виды практик, как педагогическая, научно-педагогическая, научно -исследовательская,
научно-исследовательская работа и
преддипломная практика. На наш взгляд, все практики представляют единую систему, имеющую общую направленность - научно-исследовательскую подготовку магистранта. Вместе с тем, каждый вид практик сохраняет свою специфику, определяемую ее функциями в структуре подготовки магистрантов.
Конкретные виды практик определяются основной образовательной программой и могут различаться в разных программах. Цели, задачи, программы и отчетные документы также должны отражать специфику направления подготовки. Обязательным условием является необходимое кадровое и техническое оснащение каждого вида практики, независимо от того, где она будет проходить - на базе университета или в другом образовательном учреждении.
Практика дает возможность магистранту реализовать полученные на этапе обучения в бакалавриате и магистратуре знания, изучить работу образовательного учреждения, апробировать результаты разработанных проектов, провести опытно-экспериментальную работу в рамках своей темы, провести диагностические исследования, апробировать различные методы и образовательные технологии, которые применяются на разных
ступенях образования (школа, дополнительное образование детей, вуз и т.д.).
Другими словами, практика необходима для приобретения профессионального опыта магистранта, реализации поисков в направлениях будущей профессиональной деятельности. Особенно важно, что производственная практика позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому магистранту, направлять их самостоятельную работу в соответствие с траекторией его исследования.
Рассмотрим подробнее структурные компоненты практик магистрантов.
Педагогическая практика проводится в первом семестре обучения на протяжении 6 недель. Задачами практики являются формирование и совершенствование
профессионального педагогического опыта; освоение творческого, исследовательского подхода к осуществлению педагогической деятельности через апробацию магистрантом различных обучающих технологий и развитие научно-методического мышления, включающего умения анализировать, оценивать, обобщать педагогический опыт учителей.
Поскольку мы рассматриваем реализацию практик на примере образовательной программы «Музыкальное образование в системе дополнительного образования», то следует заметить, что программа реализуется в виде заочного обучения. Данная практика проходит на рабочих местах магистрантов, т.е. в образовательных учреждениях по месту работы и состоит из трех этапов. На первом этапе, согласно индивидуальному плану практики,
составленному совместно с научным руководителем, магистрант знакомится с документацией образовательного учреждения, изучает особенности учебно-воспитательного процесса данного учебного заведения, посещает уроки ведущих специалистов в интересующей области, изучает воспитательную и внеурочную деятельность учреждения.
На втором этапе магистрант самостоятельно проводит серию уроков (или в учреждении дополнительного образования - занятий), проводит внеурочные мероприятия, изучает и анализирует передовой опыт работы педагогов, оценивает и обобщает личный опыт, совместно с руководителем активно участвует в планировании и разработке предстоящей опытно-экспериментальной работы.
На третьем этапе практики составляются отчетные документы, оформляется конспект урока и внеурочного мероприятия для представления на кафедру.
Следует подчеркнуть, что данная практика продолжает знакомую магистру практическую деятельность, в процессе которой руководителю необходимо сфокусировать внимание
магистранта на ряде новых для него задачах. Это, прежде всего, выбор направления опытно-экспериментальной работы для предстоящего диссертационного исследования.
Следующая практика - научно-педагогическая. Практика состоит из трех этапов: подготовительного, основного и
заключительного. На первом этапе проводится установочная конференция, составляется индивидуальный план практики, изучается теоретическая литература по направлению практики (ФГОС ВО, литература по проблемам обучения в высшей школе и т.д.). Следует отметить, что при организации данного вида практики необходимо использовать средовой подход и изучать деятельность образовательной организации с учетом культурно-образовательной среды. Задачами научно-педагогической практики является изучение учебно-воспитательного процесса учреждения высшего образования. Проводится эта практика на выпускающей кафедре, в нашем случае кафедре теории, истории и методики музыки, магистранты знакомятся со стратегией высшего образования, стандартами, технологией и методикой обучения студентов в вузе, изучают особенности и содержание профессиональной деятельности педагогов вуза. На втором этапе практики магистранты изучают основные закономерности и принципы организации учебного процесса, наблюдают за опытными педагогами, под руководством руководителя практики готовят конспекты для самостоятельного проведения лекций, практических и индивидуальных занятий. Магистрантам предстоит не только провести несколько учебных занятий, но и научиться анализировать и оценивать посещенные занятия, проведенные преподавателями вуза и сокурсниками-магистрантами, участвовать в их коллективном обсуждении, проводить самоанализ и самооценку результатов педагогической деятельности, осуществлять рефлексию педагогического процесса и результатов собственной педагогической деятельности, необходимую для осмысления собственной профессиональной позиции. Кроме того, магистранты должны активно участвовать в творческой жизни факультета и выбранной кафедры, выполнять работу куратора, помогать и активно участвовать в проведении конкурсов, концертов, творческих проектах. На заключительном этапе практики магистранты
готовят отчетные документы, обрабатывают собранную информацию по индивидуальному плану, готовят выступление на итоговой конференции.
Следующие три вида практики: научно-исследовательская, научно-исследовательская работа и преддипломная - объединены общей целью и рассматриваются как система. Целью этих практик является подготовка магистрантов в области научно-исследовательской деятельности и их становление как педагогов-исследователей. Каждая из практик, решая собственные задачи, ориентирована на результат - готовность к выполнению научно-педагогического
исследования. Ожидаемые результаты должны соотноситься с индивидуальными способностями магистранта, его готовностью к выполнению исследования, оформлению результатов и к деятельности в команде.
На первом этапе научно-исследовательской практики совместно с руководителем определяется тема исследования, далее магистрант работает над обзором литературы, обоснованием актуальности, выбором принципов и методов исследования, составлением библиографического списка. Во время практики предполагается черновое оформление первой главы исследования, готовятся материалы для публикации и выступления на научно -практической конференции. Магистранту предлагается продемонстрировать навыки владения презентацией своего доклада, отражающего результаты поисковой работы во время практики.
Практика «Научно-исследовательская работа» проводится во втором семестре второго курса и предполагает работу по подготовке второй главы диссертации. В процессе практики определяется опытно-экспериментальная база исследования; проводится опытно-экспериментальная работа. Во время этой практики продолжается работа по корректировке аппарата исследования, уточнению темы и названий разделов работы; дополняется список литературы. На протяжении всего времени работа идет под руководством руководителя практики и в тесном взаимодействии с научным руководителем магистерской диссертации. В завершении практики магистрантом должен быть представлен черновой вариант диссертации.
Преддипломная практика завершает комплекс практик. За время преддипломной практики должна быть завершена работа над исследованием, собран черновой вариант всей работы и составлен библиографический список. Кроме того, должны быть оформлены все
необходимые приложения, подготовлено сообщение по результатам исследования, подготовлена статья.
Таковы структура и содержание всех видов производственной практики, проводимых в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Вместе с тем, несмотря на достаточно, на наш взгляд, основательную проработку методического сопровождения практик, в их реализации все еще остаются проблемные точки.
Основная проблема связана с тем, что магистерские программы, реализуемые в университете, предполагают заочную форму обучения. В соответствии с ФГОС ВО и учебными планами, большая часть учебной нагрузки должна быть выполнена магистрантом самостоятельно и в удаленном режиме. Именно это обстоятельство вызывает значительные трудности организационного характера у руководителей магистерских программ.
Магистрантам-заочникам не предоставляется учебный отпуск для прохождения практик. Поэтому с содержанием практики и требованиями к отчетной документации магистранты знакомятся на сайте вуза. Также дистанционно проводятся консультации магистрантов руководителями практики, в результате чего не в полной мере происходит осознание обучающимися целей и задач практики, сущности своей деятельности. Дистанционная форма характерна и для общения магистрантов с сокурсниками. Не обеспечиваются взаимодействие студентов и их коллективная работа над исследованиями. Кроме того, все виды практик организуются в первую очередь по месту основной работы магистрантов. Такое распределение, несомненно, имеет свои плюсы. Однако в этом мы видим и определенные минусы, так как будущие педагоги-исследователи не получают возможности ознакомиться с
различными типами образовательных организаций и в целом с системой образования региона.
Устранение перечисленных проблем, по нашему убеждению, будет способствовать совершенствованию практики. Так,
представляется возможным собирать
магистрантов на два-три дня до начала практики. Следует расширить базу педагогической практики, а также направлять на практику группы студентов, давая им задания для совместного проведения исследований.
В заключении следует отметить, что огромную роль в заочном обучении магистрантов играет организованная самостоятельная работа магистрантов. Она возможна только при тесном взаимодействии научного руководителя диссертации, руководителя магистерской программы и магистранта. Эта работа должна быть четко организована, руководитель должен быть в курсе особенностей организации учебного процесса заочника. Задачи обучения должны корректироваться в соответствии с профессиональными и личными проблемами магистрантов, которые могут негативным образом повлиять на обучение. Руководитель должен четко отслеживать продвижение и достижения магистрантов, проектировать его индивидуальный образовательный маршрут, консультировать обучающегося о правах и обязанностях, о функционировании
университетских структур, оказывать помощь при решении проблем магистранта и т.д. Таким образом, тесное взаимодействие обеспечивает продвижение и успех каждого обучающегося. Именно за счет педагогически грамотно организованной самостоятельной работы магистрантов возможно будет эффективно решать задачи их подготовки к профессиональной деятельности.
Литература:
1. Байбородова Л.В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов / Л.В. Байбородовка // Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки). - 2015. - №2 1. - Т. П. - С. 47.
2. Горюнова Л.В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования» / Л.В. Горюнова // Концепт. - 2015. - № 08 (август).
3. Каспржак А.Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей / А.Г. Каспржак, С.П. Калашников // Психологическая наука и образование. -
2014. - Т. 19. - № 3. - С. 87-104.
4. Петрова Т.Н. Моделирование профессиональной подготовки обучающихся в магистратуре педагогического вуза / Т.Н. Петрова, Е.Г. Хрисанова, С.П. Калашников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2018. - № 2(98). - С. 251-262.
5. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка магистров / М.Г. Харитонов, М.Н. Егоров, Ф.П. Харитонова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. -2017. - № 2(98). - С. 173-181.
Сведения об авторах:
Тенюкова Галина Григорьевна (г. Чебоксары, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории, истории и методики музыки, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, e-mail: [email protected]
Хрисанова Елена Геннадьевна (г. Чебоксары, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, психологии и философии, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
G. Tenyuckova (Cheboksary, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the
Department of theory, history and methodology of music, Chuvash state pedagogical University. I.Ya. Yakovlev, e-mail: [email protected]
E. Khrisanova (Cheboksary, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, head of Department of pedagogy, psychology and philosophy, of the "Chuvash state pedagogical University. I.Ya. Yakovlev, email: [email protected]