УДК 378.02:372.8 ББК 74.58
ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Д О.В.Тулинова
Аннотация. В современных условиях развития российского общества, обусловленных социально-экономическими изменениями, особо значимой становится задача формирования у школьников истинных человеческих ценностей и идеалов. Об этом говорится и в законе «Об образовании», где подчеркивается, что целью образования является разностороннее и гармоничное развитие человека и на этой основе наращивание нравственного и интеллектуального потенциала общества. Достижение этой цели невозможно без приобщения подрастающего поколения к высокохудожественным образцам музыкального искусства. В этом контексте деятельность учителей музыки общеобразовательных школ приобретает сегодня особое значение. В сложившейся ситуации почти негативного отношения большей части молодежи к академической музыке, активного распространения через СМИ низкопробной поп-музыки, основным источником для полноценного духовного развития молодого поколения становится внеурочная музыкально-просветительская деятельность Щ7 школьного учителя музыки.
Профессиональная подготовка учителей музыки за свою почти полувековую историю всегда являлась отражением социальных запросов общества. Содержание современного музыкально-педагогического образования направлено на формирование у будущих учителей не только глубоких социальных, нравственных, педагогических взглядов и убеждений, но и на формирование профессиональных навыков по организации и проведению музыкально-просветительских внеурочных мероприятий. В связи с этим в учебный процесс музыкально-педагогического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина была введена дисциплина «Музыкально-просветительский практикум», изучение теоретического и практического блоков которой обеспечит не только эффективность музыкально-просветительской деятельности будущего учителя, но и пробуждение интереса к творческому решению конкретных задач музыкального воспитания детей и подростков.
Ключевые слова: методика обучения музыке, музыкальное образование, подготовка учителя музыки, музыкально-просветительский практикум, внеурочная деятельность, студенческая филармония.
THE VALUE OF MUSICAL AND EDUCATIONAL PRACTICE IN THE PROCESS OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF MUSIC TO EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
I O.V. Tulinova
Abstract. In modern conditions of development of the Russian society caused by social and economic changes, a problem of forming with school students true human values and ideals is becoming especially significant And it is stated in the law "On Education" where it is emphasized that the purpose of education is the versatile and harmonious development of a person and building of moral and intellectual potential of society on that basis. Achievement of this purpose is impossible without familiarizing of younger generation with highly artistic models of musical art. In this context activity of music teachers of comprehensive schools is of particular importance today. In the terms of almost negative attitude of the most part of the youth to the academic music, active distribution through mass media of low-standard pop music, extracurricular musical and educational activities of the school music teacher become the main source for full spiritual development of the younger generation.
Vocational training of music teachers for the almost half-century history has always been a reflection of social demands of society. The content of 168 modern musical pedagogical education is directed on forming with future teachers not only deep social, moral, pedagogical views and believes, but also on formation of professional skills for the organization and carrying out musical and educational after-hour activities. In this regard the discipline "A musical and educational practical work", the study of theoretical and practical units of which will provide not only the effectiveness of awareness-raising activity of the future teachers, but also a revival of interest in creative solutions to specific problems of musical education of children and teenagers was introduced into the educational process of musical and pedagogical faculty of Bunin Yelets state university.
Keywords: methods of teaching music, musical education, training of the music teacher, musical and educational practical work, extracurricular activities, Philharmonic Society of students.
Вначале 1990-х гг., когда Россия вступила в эпоху кардинальных социальных и экономических перемен, принципиально изменилась и культурная, нравственная составляющая нашего общества. Это не могло не отразиться и на всей системе художественного образования, которая поставила перед нами целый ряд вопросов и проблем:
• Так ли безупречна отечественная трехступенчатая система музыкального образования, направленная на раннюю профессионализацию?
• Какими путями пойдет развитие художественного образования «нового времени», как оно будет соответствовать требованиям Болонского процесса и насколько это необходимо?
• Как оно отвечает современным информационным технологиям, ставшим неотъемлемой частью всей нашей жизни?
Жестокие условия рынка, «...новая социокультурная ситуация поставила музыку и музыкантов перед дилеммой: быть раздавленными законами жизни или занять в ней свою нишу и обрести моральную и материальную удовлетворенность» [1].
Музыкальный мир, который окружает нас, очень быстро меняется. И сегодня можно утверждать, что мы оказались заложниками СМИ, обрушивших на нас нескончаемый поток низкопробной музыки, оценить которую критически может только профессионал или грамотный музыкант-любитель. Самым востребованным становится массовое, развлекательное искусство, поставленное «на поток», скорее не искусство, а зрелище, нежели академическая музыка с ее обязательной, сложившейся многие годы назад системой обра-
зования: школа-училище-вуз. Разве может эта серьезная 16-летняя работа по воспитанию музыканта академической традиции конкурировать с многочисленными «Фабриками звезд», мгновенно возносящих их участников на так называемый «Музыкальный Олипм»? Последние 20 лет, пристанищем серьезного музыкального искусства стал телеканал «Культура», который не может соперничать с двумя круглосуточными каналами музыкального «ширпотреба» - МТВ и Муз-ТВ.
Если обратиться к истории, то процессу разделения музыкального искусства на развлекательное и серьезное — тысячелетия! Вспомним Древнюю Грецию, Римскую империю, где рядом с государственным отношением к музыке вполне благополучно существовала музыка, предназначенная для увеселений. Но вспомним, каким было это государственное отношение к музыке. Уже тогда ей, как наиболее духовному среди других видов искусств, отводилось важное место среди учебных предметов. В античной Греции и I69 Римской империи музыка входила в перечень обязательных дисциплин.
Но вернемся из глубины веков к современным российским реалиям. Сегодня музыкальную общественность волнует вопрос о том, что массовому потребителю академическая музыка фактически не нужна. Думается, что это явилось результатом усиления технической составляющей российского образования, которая привела к его стремительной дегуманизации. Прагматизм мышления, прочно сформировавшийся в последние 10-15 лет, навязанный рыночными отношениями, привел к потере
нравственных ориентиров в сознании молодого поколения. И все это происходит, несмотря на прекрасные по своей сути национальную доктрину образования в Российской Федерации [2] и концепцию модернизации российского образования до 2010 г. [3], которые ставят перед образовательным процессом задачи воспитания высокой духовности и нравственности, достижения современного общекультурного уровня.
Как мы должны реагировать на все эти остро негативные процессы, развернувшиеся на рубеже ХХ—ХХ1 веков? Как отмечает А. Цукер, «...думается, было бы абсолютно непродуктивным в данной ситуации впадать в панику, усматривать культурную катастрофу, кричать о крушении духовных ценностей. Следует спокойно и без ажиотажа разобраться в явлении, понять его природу, истоки, механизмы функционирования, перспективы, увидеть ростки нового» [1].
Не случайно вопрос, который можно сформулировать как «Модернизация музыкального образования России: пути и перспективы», в самых разных вариантах и аспектах стал темой многочисленных в последние годы конференций всех уровней, круглых столов, методических семинаров, газетных и журнальных публикаций. Одной из наиболее часто обсуждаемых педагогической общественностью тем является проблема подготовки учителя музыки, который должен обладать не только профессиональной компетентностью, мобильностью, креативным мышлением, способностью самостоятельно формировать предметность собственной деятельности в
кризисных и динамично развивающихся условиях, но и уметь организовывать музыкальную, культурно-просветительскую работу, актуальность которой в современных условиях очевидна.
ФГОС ВПО нового поколения по направлению подготовки «Педагогическое образование», определяя нормативную характеристику деятельности будущих специалистов (бакалавров), выделяет в качестве объектов их профессиональной деятельности обучение, воспитание, развитие, просвещение и образовательные системы. При этом в нем указываются лишь два взаимопроникающих вида профессиональной деятельности — педагогическая и культурно-просветительская, в соответствии с которыми по итогам освоения основной образовательной программы бакалавр должен быть способен компетентно решать следующие профессиональные задачи:
• в области педагогической деятельности
1) изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;
2) организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
3) организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в области профессиональной деятельности;
4) использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
5) осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
• в области культурно-просветительской деятельности
1) изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
2) организация культурного пространства;
3) разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
4) популяризация профессиональной области знаний в обществе [4].
Рассматривая данную совокупность требований через призму подготовки бакалавров по профилю «Музыка», мы акцентируем внимание на культурно-просветительской работе, пронизывающей все без исключения области профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта, которая направлена на реализацию цели формирования и развития духовной культуры обучающихся через их приобщение к музыкальному наследию прошлого и современности. При этом базовые знания, умения и компетенции в области культурно-просветительской деятельности закладываются в процессе изучения студентами дисциплин гуманитарно-социального и профессионального циклов основной образовательной программы (ООП), а их рефлексия и совершенствование — в процессе прохождения раз-
личных видов практики, целью которых является формирование у студентов осознанного и деятельно-практического отношения к избранной профессии в ходе овладения совокупным опытом решения конкретных задач в области культурно-просветительской деятельности, определяемых компетентностным подходом к подготовке будущего учителя музыки.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, как и многие другие вузы России, оказался вовлеченным в реализацию основных направлений Болонского процесса. Его основные цели привели к необходимости внесения изменений в учебные программы, влияющие на повышение качества образования. В связи с новым профессиональным подходом и требованиями к подготовке будущих специалистов на музыкально-педагогическом факультете возникла необходимость введения новых учебных дисциплин, одной из которых является курс «Музыкально-просветительский практи- .... кум». Актуальность изучения данной 171 дисциплины обоснована недостатком специальных знаний у студентов, связанных с технологией организации музыкально-просветительской внеурочной работы в школе. Отбор содержания и построения курса определялся его целью — формированием у студентов педагогического вуза профессиональных знаний и умений, обеспечивающих эффективность музыкально-просветительской деятельности, пробуждение интереса к творческому решению конкретных задач музыкального воспитания детей и подростков. При овладении дисциплиной будущими педагогами-
172
музыкантами решаются следующие задачи:
• актуализируются ранее усвоенные знания по методике преподавания музыкальных дисциплин, культуре речи, истории музыки;
• формируются знания и навыки организации различных форм художественной деятельности;
• вырабатываются профессиональные умения по планированию воспитательного процесса;
• развиваются исследовательские и профессиональные способности.
На лекционных занятиях данного курса рассматриваются такие темы, как:
• музыкальное просветительство как феномен отечественной культуры;
• из истории музыкального просветительства в России и за рубежом;
• музыкальное просвещение как фактор развития музыкально-образовательного пространства в российской провинции;
• принципы организации музыкально-просветительской работы в школе;
• роль СМИ в музыкальном просвещении россиян;
• виды и формы музыкально-просветительских мероприятий;
• синтез искусств и роль технических средств в организации музыкально-просветительской программы;
• особенности музыкально-просветительской работы с взрослой аудиторией;
• принципы отбора материала для просветительских мероприятий;
• тематический концерт: драматургия жанра, принципы подбора
репертуара, соотношение звучания музыкальных фрагментов в живом и техническом исполнении, соотношение литературных комментариев и музыки;
• взаимодействие образовательных и культурных учреждений в организации музыкально-просветительской работы по эстетическому воспитанию молодежи.
Организация самостоятельной работы по данной дисциплине предполагает анализ студентами специальной литературы для определения и уточнения теоретических положений курса, аннотирование статей, монографий, анализ пособий и школьных учебников, методической литературы. С целью формирования у будущих специалистов исследовательских умений им предлагается разработка констатирующих заданий для определения специфики знаний и умений школьников разных возрастных групп, самостоятельное моделирование музыкально-просветительского мероприятия по конкретной теме.
Что касается практической стороны дисциплины, то закрепить полученные теоретические знания и исполнительские навыки студенты музыкально-педагогического факультета ЕГУ им.И.А. Бунина могут в рамках «Студенческой филармонии», где созданы условия дополнительной мотивации к изучению данного лекционного курса. «Студенческая филармония» — это молодежная общественная организация, где инициаторами, организаторами и исполнителями концертно-просветитель-ских мероприятий являются сами студенты. Главная цель этого творческого объединения — музыкально-
эстетическое воспитание детей и юношества (главных зрителей концертов), приобщение их к мировому классическому наследию. Эту идею поддержал и одобрил еще в 1995 г. Т.Н. Хренников, наш земляк, когда был в Ельце на 5-летии музыкально-педагогического факультета, так как музыкальное воспитание и просвещение всегда были предметом его забот как главного музыкального политика страны с 1948 по 1991 г. на посту Председателя Союза композиторов СССР. Об этом он не раз выступал в прессе, подчеркивая роль учителя музыки в воспитании подрастающего поколения. Он писал: «От того, какую духовную подготовку, наряду с суммой знаний, получит человек в школьные годы, какую систему ценностей сформирует он для себя, в решающей степени зависит его становление как личности. В немалой степени здесь важна и роль педагога-музыканта» [5].
Сегодня вряд ли нужно доказывать, что музыкальное воспитание школьников должно быть направлено прежде всего на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному представлению, а также на активизацию музыкально-слуховых способностей и потребности вообще слушать музыку. Оторванность Ельца от столичных центров и ряд других объективных причин, не позволяющих сегодня школьникам, целым классам совершать выезды в крупные мегаполисы для посещения театров и филармоний, не помешали коллективу музыкального факультета взять на себя инициативу в сфере пропаганды классической музыки
среди школьников. Возможно, именно оторванность от центров подвигла студентов — будущих учителей музыки на творческую самостоятельность. Поначалу, в 1990-е гг., концерты как в условиях вуза, так и в школах носили сборный характер и не приносили особого удовлетворения ни самими исполнителям, ни слушателям. Стали думать о том, как сделать эти встречи интереснее. И именно в самом слове «интереснее» и таился «золотой ключик» будущей системы «Студенческой филармонии». Интерес же, как правило, возникает от любопытства, а оно, в свою очередь, рождается в игре. Так была придумана форма концерта, в котором школьники были вовлечены в игру, стали участниками творческого процесса, проявляя свою фантазию и смекалку. Театрализация концертов дала свои положительные результаты. От существующей ранее практики сборных концертов пришлось отказаться, а общение с детьми было построено на конкретных сюжетах и темах. Так, за прошедшие годы в рамках «Студенческой филармонии» прошло немало тематических концертов, которые познакомили школьников разных возрастных категорий с творчеством русских и зарубежных композиторов, стилями и жанрами в музыке, историей музыкальных инструментов, творчеством музыкантов-исполнителей родного края.
Примечательно, что основу репертуара при разработке концертных программ, составляют произведения учебного репертуара студентов, который они осваивают в классе основного музыкального инструмента, вокальной подготовки. А ведь известно, что в процессе обучения мас-
173
174
са времени отводится освоению техники музыкального «ремесла» — владение голосом, музыкальным инструментом и т.д. При этом содержательная сторона музыки словно бы отходит на второй план, перестает ощущаться как необходимое условие ее звучания. Поэтому первая и наиважнейшая задача филармонических концертов — преодолеть существенный разрыв, дать студентам исполнить и услышать разучиваемые произведения в содержательном, смысловом контексте.
Тематика прошедших в последние годы концертов показала, что их можно сгруппировать в целые циклы концертов по направлениям: монографические (к юбилейным датам композиторов); историко-стилевые («Танец в музыке», «Сказка в музыке», «По главной улице с оркестром» и другие); этнографические (на материале фольклора разных народов). Но какой бы теме не были посвящены концерты, все их своеобразие проявляется в их синтетической природе. Возможности различных художественных специализаций музыкально-педагогического факультета — камерного и народного хоров, народных и духовых инструментов, фортепиано, скрипки, художественного слова — дают уникальную возможность объединять в концертах разнообразные стили, жанры, формы музыки и смежных искусств. В таких концертах музыка звучит и воспринимается совершенно иначе, открывая новые смысловые грани своего содержания. Особый смысл таких концертов — в их «синтетическом» составе исполнителей. Совместный опыт участия в таких концертах не только обогатил и продол-
жает обогащать студентов, но и стимулирует их творческое отношение к своей повседневной работе над репертуаром. Кроме того, в каком бы качестве не выступали студенты в концертах «Студенческой филармонии» — солиста, концертмейстера, участника хора или оркестра, различных ансамблей, ведущих, они обретают не только бесценный опыт сценических, концертных выступлений, необходимый для их будущей педагогической и музыкально-просветительской деятельности, но и опыт по организации внеурочных музыкальных мероприятий.
Завершая разговор о значении и роли дисциплины «Музыкально-просветительский практикум» в процессе подготовки будущих учителей музыки к внеурочной деятельности, отметим, что сегодня каждому музыканту необходимо владеть навыками пропагандистской работы, ибо от этого зависит выживание нашей отечественной музыкальной культуры. Сегодня мало быть просто музыкантом, надо еще уметь пропагандировать свои музыкальные убеждения.
Общеизвестно, что музыкальное искусство не может существовать без слушателей. И если с потребителями популярной музыки не возникает проблем, то музыкантам академического искусства приходится прилагать немало усилий для воспитания своей аудитории, но в конечном итоге именно в недрах классической музыки содержатся наивысшие эстетические и этические ценности общества. Деятельность в области музыкальной пропаганды невозможно свести только к наличию у музыканта суммы профессиональных знаний, касающихся жиз-
ни и творчества композиторов. Здесь 4. должны использоваться специальные приемы и методы убеждения и активизации слушательского инте- 5 реса, достижение определенного уровня доверия и согласия, особое структурирование предлагаемого сообщения. Стремление к совершенствованию своего таланта у музы- 1 канта-педагога, музыканта-просветителя — залог его успеха. Такой специалист может и должен сделать весомый вклад в общественный про- 2 гресс, улучшить музыкальные вкусы своих юных сограждан.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 3.
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цукер, А. Музыка в эпоху перемен [Текст]
/ А. Цукер // Музыка и музыканты в ме- 4. няющемся социокультурном пространстве. - Ростов-на-Дону : РГК, 2005. -С. 6-7.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] // Официальные документы в образовании. - М., 2000. - № 21. 5.
3. Филиппов, В. Модернизация российского образования [Текст] / В. Филиппов. - М., 2003.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр») [Текст]. - М., 2009.
Хренников, Т.Н. Духовный фундамент [Текст] / Т.Н. Хренников // Правда. - 1988. - 6 сентября.
REFERENCES
Zyker A. Musica v epohy peremen [Music in the era of changes], Musica i musicanty v meneyushemsa soziokyl'turnomprostranstve, Rostov na Dony, 2005, pp. 6-7. Nazional'naey doctrina obrazovania v Ros-sickoy Federazyu [National doctrine of education in the Russian Federation], Ofizial'nye dokymenty v obrazovanyu, M., 2000, No. 21.
Filippov V. Modernisazia rossickogo obra-zovanya [Modernization of Russian education], M., 2003.
FGOS VPO - napravlenie podgotovki 050100 "Pedagogisheckoe obrazovanie", cvalifikazya - bacalavr [The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 050100 Pedagogical education (qualification (degree) "bachelor")], M., 2009. Khrennikov T.N. Duhovnuy fundament [Spiritual base], Pravda, 1988, 6 sentyabrya.
175
Тулинова Ольга Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент музыкально-педагогического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, olga.tulinova@ rambler.ru
Tulinova O.V., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Musical and Pedagogical Faculty, Bunin Elets State University, olga.tulinova@rambler.ru