УДК 378.147.88 ТАРАСОВА О.В.
доктор педагогических наук, доцент, директор института педагогики и психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 378.147.88 TARASOVA O.V.
PhD, associate Professor, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orel State University E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В ВУЗЕ
THE CONCEPTUAL BASIS FOR THE ORGANIZATION OF PROCESS OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS MATHEMATICS AND PHYSICS IN HIGH SCHOOL
В статье говорится о структуре, принципах построения основной образовательной программы 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Математика и физика по модульному принципу, изложен опыт организации обучения бакалавров - будущих учителей математики и физики в Орловском государственном университете имени И. С. Тургенева. Сформулированы принципы построения основной образовательной программы.
Ключевые слова: процесс обучения в вузе, бакалавр, учитель математики и физики, А.П. Киселев, модульное обучение, практика, профессиональная деятельность.
Abstract: the article deals with the structure, principles of the basic educational program 44.03.05 Pedagogical education, profile of Mathematics and physics on a modular basis, the experience of training bachelors - future teachers of mathematics and physics at the Orel state University named after I. S. Turgenev. The principles of construction of the basic educational program are formulated.
Keywords: University education process, bachelor, teacher of mathematics and physics, A.P. Kiselev, modular training, practice, professional activity.
С 2017 года ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева» ведёт подготовку учителей математики и физики, построенную по модульному принципу. Реализация образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность: Математика и Физика осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 09 февраля 2016 г. № 91 [2].
Целью образовательной программы является подготовка высококвалифицированных и востребованных специалистов в области преподавательской деятельности на основе сочетания передовых инновационных технологий с научно-практической деятельностью; специалиста, владеющего профессиональными компетенциями в области современной педагогики, теории и методики обучения математике и физике, владеющего теоретическими и практическими знаниями для определения и решения исследовательских задач в области образования.
Программа является одним из первоочередных мероприятий, направленных на реализацию Концепции развития математического образования в РФ. В указанной Концепции констатируется факт, что «в Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы раз-
личных групп обучающихся» [1]. Разработанная основная образовательная программа подготовки бакалавра ориентирована на решение поставленной государством проблемы подготовки педагогических кадров.
Принципы построения программы:
1. Усиление роли проектно-исследовательской деятельности при сохранении ведущей роли фундаментального образования;
2. Возможность использования модульной технологии;
3. Усиление роли практики в познании;
4. Развитие электронного обучения;
5. Развитие сетевых форм сотрудничества;
6. Высокие требования к материально-техническому (в том числе - лабораторному) обеспечению.
Свою программу мы назвали «Система Киселева». Почему? Андрей Петрович Киселев - наш выдающийся земляк, один из наиболее известных педагогов-математиков Отечества, родился в 1852 г. в г Мценске Орловской области, закончил Орловскую мужскую гимназию. Учебники математики Андрея Петровича Киселева стали самыми долго живущими учебниками в России. Педагогическое наследие А.П. Киселева - это гордость и достояние нации. Оно должно быть сохранено и преумножено. Мы убеждены, что наследие А.П. Киселева, базовые положения его системы обучения математике должны составлять основу отечественного математического образования, служить на благо Орловщины. Наш ориентир:
© Тарасова О.В. © Tarasova O.V.
«Система А.П. Киселева - фундаментальность, доступность, практичность».
А.П. Киселёв считал, что в основу обучения в школе должна быть положена элементарная математика (арифметика, алгебра, геометрия). Этот курс является структурноо-бразующей дисциплиной и в нашей программе. В учебном плане увеличено число часов на изучение «Элементарной математики».
На знаниях по математике базируются и физика, и информатика, и целый ряд других наук. Математика - уникальная наука, она является мощным средством развития личности в целом, способствует творческому развитию, нравственному воспитанию, формированию независимости суждений и взглядов. Приобретённые математические знания выполняют служебную роль в образовании, с их помощью формируется способность к мышлению, осуществляется развитие интеллекта человека, а не его памяти. Поэтому мы считаем логичным некоторый перевес в сторону математических дисциплин.
Видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие эту программу бакалавриата, являются: педагогическая, проектная, исследовательская. При разработке программы мы ориентировались на указанные виды профессиональной деятельности.
С учётом принятия модульной системы построения учебного плана Базовая часть представлена пятью модулями: 1) коммуникативный модуль; 2) модуль наук о природе; 3) модуль наук об обществе; 4) модуль наук о познании и мышлении; 5) здоровьесберегающий модуль.
Вариативная часть, согласно ФГОС ВО по данному направлению подготовки, состоит из Обязательных дисциплин и Дисциплин по выбору. Указанные дисциплины модульно структурированы.
Обязательные дисциплины с учётом ряда факторов объединены в рамках следующих модулей:
1. Модуль фундаментальных математических дисциплин.
2. Модуль фундаментальных физических дисциплин.
3. Модуль общепрофессиональных дисциплин.
4. Модуль профессиональных физико-математических дисциплин.
5. Методико-математический модуль.
6. Методико-физический модуль.
Дисциплины по выбору призваны определить направленность (профиль) программы бакалавриата. Профиль: Математика и Физика, на наш взгляд, должен быть реализован через изучение следующих модулей:
- Практико-ориентированный математический модуль.
7. Практико-ориентированный физический модуль.
8. Модуль ИКТ в образовании.
Реализация поставленной цели, достижение соответствующего уровня компетенций, сформулированных в ФГОС ВО, осуществляется благодаря системе дисциплин, подлежащих изучению и практик. В образовательную программу входят: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая практика, научно-исследовательская практика и предди-
пломная практика.
Каждый из видов практики является связующим звеном между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях.
Первым видом практики, к которой приступают студенты, является практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Прохождение практики запланировано в 4, 5 семестрах. Целями этой практики является раскрытие положений общей методики обучения математике и физике на конкретных примерах; знакомство с работой учителей математики, физики и классного руководителя; обучение студентов организации воспитательной работы с учащимися.
Задачами практики являются: ознакомление студентов с системой и реальными условиями работы учителя математики и учителя физики в современных образовательных учреждениях, передовым педагогическим опытом; формирование умений выполнять протокол урока и внеклассного мероприятия; формирование умений проводить анализ структурных компонентов урока и внеклассного мероприятия, форм и методов работы с учащимися; формирование умений планировать, готовить и проводить различные внеклассные мероприятия по общему плану учителя; формирование умений организовывать общение и устанавливать контакт с детьми на занятиях и индивидуально; формирование умений анализировать собственную педагогическую деятельность; содействие накоплению студентами опыта педагогической деятельности, развитию творческого подхода к выбору средств и методов обучения и воспитания учащихся; выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании. В период первой практики студент под руководством учителей и методистов знакомится с особенностями учебно-воспитательной системы различных типов учебных заведений.
В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий глубокими научными знаниями по предмету, высокими моральными качествами, общественной активностью, глубоким интересом к работе, к педагогической профессии. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия. В процессе работы с учащимися студент стремится показать свою профессиональную компетентность, активно участвовать в жизни коллектива общеобразовательного учреждения.
В конце третьего года обучения запланирована практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Цель практики состоит в актуализации, углублении и закреплении теоретической подготовки обучающихся, приобретении ими умений организовывать жизнедеятельность коллектива детей и отдельного ребенка в летний оздоровительный период, а также развитие профессионального мировоззрения и личностно-профессиональных качеств, необходимых педагогу для реализации профессиональной деятельности; освоение теоретических основ организации воспитательного процесса во временном детском коллективе в условиях детского оздоровительного лагеря всех типов; изучение принципов
соединения теории и методики воспитания с опытом организации процесса оздоровительно-досуговой деятельности детей в условиях детского оздоровительного лагеря.
Следующий вид практики, обязательный для прохождения в 8,9 семестрах, педагогическая практика. Этот вид практики является основополагающим звеном в подготовке методически грамотного учителя. и способствует обогащению и закреплению полученных в вузе знаний по педагогике, психологии, частным методикам, общественным и специальным наукам, позволяет будущим учителям познакомиться с особенностями преподавания предмета в конкретном классе (школе), с используемыми учебными и методическими пособиями, программным обеспечением, компьютерным классом. Целями практики являются приобретение и осознание будущим педагогом опыта педагогической деятельности в ходе выполнения основных функций учителя математики и учителя физики общеобразовательных учебных заведений, становление профессиональной направленности их личности.
Практика строится по принципу постоянно возрастающей самостоятельности студентов в подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий.
Готовясь к практике, студенты должны: ознакомиться с рабочими программами по предмету; изучить фактический материал школьных учебников для соответствующих классов; ознакомиться с новинками методической литературы, наглядными пособиями, программными средствами.
Неотъемлемой частью подготовки бакалавра - будущего учителя математики и физики является организация научно-исследовательской работы. Бакалавр в области научно-исследовательской деятельности решает следующие профессиональные задачи: постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.
Научно-исследовательская работа студентов, обучающихся по данному направлению подготовки, включает в себя самостоятельную исследовательскую работу, направленную на формирование их готовности применению научных знаний в научно-исследовательской деятельности. Она может представлять собой как общую программу для всех обучающихся, осваивающих основную образовательную программу, так и индивидуальную программу, направленную на выполнение конкретного задания (конкретных заданий) отдельным студентом. Научно-исследовательская работа в семестре выполняется студентом под руководством научного руководителя. Направление научно- исследовательской работы студента определяется в соответствии с темой выпускной квалификационной работы, особенностями его научно-исследовательской деятельности.
Основной целью научно-исследовательской работы студента является формирование компетенции, обеспечивающей его способность к организации и проведению научно-исследовательской работы индивидуально и в коллективе, а также формирование умений и навыков практического применения полученных в период обучения теоретических знаний.
В период выполнения НИР решаются следующие задачи:
- формирование научно-исследовательского, инновационного мышления студентов;
- формирование умений применения традиционных и современных технологий сбора информации, теоретического анализа и систематизации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных, владение современной методологией и методами психолого-педагогических исследований;
- совершенствование способности к самообучению, саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию;
- развитие самостоятельности в изучении научных проблем, целеполагании, решении задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности;
- формирование умений оформления результатов научно-исследовательской работы (отчет по НИР, тезисы доклада, научная статья, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, презентационные материалы к докладу и др.);
- развитие умений обоснованно отбирать методы научных исследований, исходя из цели и задач собственной научно-исследовательской работы в рамках выполнения выпускной квалификационной работы и/или задач практики «НИР»;
- совершенствование умений публичного представления результатов научно-исследовательской работы (выступление с докладами на студенческих конференциях по результатам проведённых исследований, ответы на вопросы, участие в дискуссиях и пр.).
НИР предполагает исследовательскую работу, направленную на развитие у бакалавров способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, умений объективной оценки научной информации, свободы научного поиска и стремления к применению научных знаний в образовательной деятельности.
Указанный вид работы предполагает как общую программу для всех бакалавров, обучающихся по конкретной образовательной программе, так и индивидуальную программу, направленную на выполнение конкретного задания. НИР проводится путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных образовательной программой высшего образования.
Во время проведения НИР, руководители проводят со студентами беседы по следующей тематике: порядок подготовки, планирования и проведения экспериментальных исследований; методы планирования эксперимента; критерии выбора рационального метода проведения эксперимента; методы обработки экспериментальных данных; основы компьютерной обработки данных.
Преддипломная практика - этап учебного процесса, целью которого является применение студентом полученных в ВУЗе знаний, наработка опыта в условиях реальной образовательной организации. Преддипломная практика -последний этап в системе практик. Целью преддипломной практики является проведение самостоятельной научно-исследовательской работы по выбранной теме выпускной квалификационной работы. Задачами преддипломной практики являются: систематизация и углубление теоретических и практических знаний по профилю подготовки, их применение при решении конкретных педагогических или методических задач в соответствии с темой выпускной квалификационной работы; углубление и закрепление зна-
ний, полученных в период обучения и предшествующих практик, необходимых для написания выпускной квалификационной работы; овладение методологией и умениями научно-исследовательской деятельности по проблеме выпускной квалификационной работы; анализ состояния педагогической теории и практики по исследуемой проблеме, оценка ее решения в современных условиях.
Преддипломная практика завершает теоретическую часть обучения. Местом ее прохождения является выпускающая кафедра, при этом предусмотрено обязательное посещение образовательной организации соответствующей специализации студента, с целью систематизации материала для его будущей выпускной квалификационной работы. Преддипломная практика является одним из наиболее сложных и многоаспектных видов учебной работы студентов. Преддипломная практика осуществляется в форме выполнения студентом реального исследовательского проекта в рамках утвержденной темы научного исследования и темы выпускной квалификационной работы с учетом научных интересов и возможностей образовательной организации.
Содержание преддипломной практики носит бинарный характер. Это значит, что практика включает бакалавров в те виды деятельности, в процессе которых у них формируются различные стороны научно-педагогических умений: находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и педагогические решения, хорошо ориентироваться в отборе научной информации, ставить и решать принципиально новые вопросы.
В период практики студент выполняет следующие задания: посещает установочную конференцию; знакомится с Положением о написании выпускной квалификационной работы бакалавра, требованиями к написанию ВКР; выполняет работу с каталогами и литературой в библиотеке университета и методическом кабинете кафедры; проводит подготовку списка литературы по теме выпускной квалификационной работы, оформляет список специальной литературы согласно требованиям ГОСТ; завершает эмпирическое исследование в рамках ВКР, осуществляет обработку и интерпретации полученных результатов; выполняет оформление методологии работы, формулировку теоретических выводов, теоретической и практической значимости работы; реализует основы организации педагогического эксперимента, использует электронные таблицы для анализа педагогических измерений в среде MS Office Excel, выполняет обработку результатов педагогических исследований статистическими методами в среде Microsoft Excel; учится использовать программу MyTestX в организации педагогического эксперимента; осуществляет формирование текста работы и его оформление в соответствии с требованиями.
Система практик играет важную роль в профессиональном становлении будущих педагогов, является эффективной формой профессиональной подготовки бакалавров - будущих учителей к профессиональной деятельности, в процессе которой осуществляется реализация полученных теоретических знаний и методической подготовки. В процессе прохождения практики формируются ключевые профессиональные качества педагога.
Значение практики в подготовке бакалавра высоко, при этом важно соблюдать гармоничное сочетание теоретической и практической подготовки учителя. В заключение приведем слова выдающего ученого Д.И. Менделеева: «Теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признается; практика, не опирающаяся на взвешенную теорию, оказывается в проигрыше и убытке».
С целью формирования положительного отношения к учительской профессии, повышения мотивации обучения будущих педагогов считаем необходимым включение в процесс обучения дисциплины «Введение в специальность». Данный курс направлен на формирование у студентов устойчивого интереса к выбранной профессии педагога, поднятие престижа учительской профессии благодаря изучению жизни и деятельности великих педагогов, учителей, методистов, их человеческих и профессиональных подвигов и достижений, их стремление служить математике и физике как науке (Г. Галилей, Л. Эйлер, М. Склодовская-Кюри, А. С. Попов, К. Э. Циолковский, Н. И. Лобачевский и др.) и детям (Я. Корчак, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, В. А. Караковский, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили и др.).
Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.
Формирование проектной деятельности студентов осуществляется в процессе подготовке курсовых работ по ключевым дисциплинам курса обучения; при проведении научно-исследовательской работы в процессе написания выпускной квалификационной работы; в период всех видов практик (практик по получению первичных профессиональных умений и навыков, опыта профессиональной деятельности, производственной и преддипломной практик).
В перспективе считаем возможным конкретизацию требований к результатам освоения программы бакалавриата по физико-математической составляющей образования осуществить с помощью формулирования специальных компетенций (СК) по физике и математике.
Особо хочется подчеркнуть, что предлагаемые изменения нацелены на сохранение системы математического образования педагогов, направлены на сохранение преемственности с действующей системой, её совершенствование в плане модернизации, развитие непрерывного математического образования и разработку объективных критериев оценки качества математической подготовки студентов.
Стремление к обновлению системы образования должно быть поддержано изучением опыта и сохранением лучших отечественных традиций преподавания и изучения математики. Решение этой задачи лежит в изучении истории отечественного математического образования. Фундаментальную основу модернизации математического образования должны составлять исследования историко-математического характера.
Библиографический список
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. // Вестник образования России. № 3. 2014. С. 9-17.
2. Приказ Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» //Ьйрз://минобрнауки.рф/документы/8073
References
1. The concept of development of mathematical education in the Russian Federation. // Bulletin of education of Russia. No. 3. 2014. Pp. 9-17.
2. The Ministry of education of Russia from 9 February 2016 № 91 "On approval of Federal state educational standard of higher education in the direction of training 44.03.05 Pedagogical education (with two specialization) (bachelors)" //https://минобрнауки.рф/документы/8073