УДК 378
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-8-155-162
ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
Л. Г. Смышляева, М. П. Войтеховская, Д. М. Матвеев
Томский государственный педагогический университет, Томск
Представлены результаты исследовательской и научно-методической работы профессионально-педагогического сообщества ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» по проектированию модульных основных образовательных программ бакалавров педагогического образования на основе ФГОС ВО 3++ через сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов. Показаны подходы, предлагаемые авторами для проектирования структуры модульных основных образовательных программ подготовки педагога в вузе на уровне бакалавриата, определены основания для выделения их модулей с обозначением инвариантной и вариативной компонент. Обоснованы дидактические особенности модульных основных образовательных программ - от целе-полагания до итоговой оценки их результативности. Приведены результаты проектирования перечня профессиональных компетенций выпускников бакалавриата для модульной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)», дано описание содержания и организационно-деятельностных характеристик такой модульной основной образовательной программы. Материалы статьи могут быть использованы руководителями основных образовательных программ и административно-управленческими командами педагогических вузов России в условиях перевода обучающихся на освоение ООП, созданных в соответствии с требованиями ФГОС ВО3++ в сопряжении с профессиональными стандартами педагогической деятельности. Содержание статьи построено на основе использования метода теоретического анализа, экспертного метода, метода фокус-групп, методов педагогического проектирования. Авторские научно-методические разработки специалистов ТГПУ выступают средством реализации инновационных преобразований бакалаврских практик подготовки педагога в вузе.
Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, основная образовательная программа подготовки бакалавра, профессиональные компетенции, профессионально-образовательный модуль, демонстрационный экзамен.
Современное педагогическое образование находится в процессе существенных преобразований, которые касаются как его философии, так и орга-низационно-деятельностных аспектов на всех его уровнях. Необходимость таких изменений обусловлена вызовами стремительно развивающегося мира, среди которых и глобализация, и мировые интеграционные процессы, и развитие цифровой экономики, и современные особенности рынков труда, и становление инклюзивного общества и др. Модернизация системы педагогического образования в нашей стране началась в мае 2014 г. в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.
Государственными документами, которые системно задают ценности, содержательные ориентиры и организационно-технологические форматы современных преобразований вузовской практики подготовки педагогов выступают ФГОС ВО 3++ по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, принятые в РФ в 2018 г. [1]. Эти документы отличаются государственной новой нормой, задан-
ной в их содержании, - опираться при проектировании основных образовательных программ (ООП) подготовки педагога на требования профессиональных стандартов педагога (ПСП) разных сфер деятельности - общего образования, профессионального образования и др. [1, 2].
Проектирование ООП всех уровней педагогического образования, актуализирующих требования профессиональных стандартов педагога, - это инновационная практика для российского вузовского профессионально-педагогического сообщества. Через создание и реализацию новых ООП подготовки педагогических кадров, сопряженных с требованиями ПСП, обеспечивается практико-ориен-тированность педагогического образования - его соотнесенность (согласованность) с требованиями рынка педагогического труда. По сути, новые ООП - это инструмент интеграции двух процессов и двух стандартов: процесса профессионального педагогического труда и процесса подготовки к профессиональному педагогическому труду (ФГОС ВО 3++ педагогически ориентированных направлений подготовки).
* Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 27 .7237 .2017/БЧ «Моделирование системы непрерывного педагогического образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности» .
Проектирование новых ООП на основе ФГОС ВО 3++ предполагает преобразование образовательного процесса вузовской подготовки педагога (и бакалавриат, и магистратура) по всем дидактическим компонентам: цели, содержание, структура, организационно-методические характеристики, характер образовательных результатов и способы оценки результативности. Деятельностной основой для проектирования изменений в структуре, содержании и технологическом обеспечении педагогического образования по новым ООП выступает трудовая функция - структурная единица профессиональной деятельности педагога, задаваемая соответствующим профессиональным стандартом [3].
Методологи инновационных преобразований в системе педагогического образования в контексте требований ФГОС ВО 3++ (Н. О. Верещагина, Е. И. Казакова, Е. В. Караваева, С. А. Пилипенко и др.) нацеливают научно-педагогическое сообщество российских вузов на построение современных ООП педагогического образования посредством использования модульного подхода [4-6 и др.].
Научно-педагогическим сообществом ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) с 2016 г. проводится комплексная целенаправленная исследовательская и научно-методическая работа по проектированию ООП педагогического образования (направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» и 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата))» на основе сопряжения ФГОС и профессиональных стандартов. В ходе этой работы использованы теоретические (теоретический анализ, сравнительно-правовой метод, проектирование) и эмпирические методы (экспертный метод, опрос) исследования. В качестве экспертов выступают преподаватели вуза, магистранты ТГПУ - педагогические и управленческие кадры образовательных организаций г. Томска и Томской области (всего 46 человек). Проектируя новые ООП, прежде всего необходимо четкое определение того, что понимается под модулем, по каким основаниям целесообразно выделять модули в структуре ООП. Опираясь на уже существующее научно-педагогическое знание, в профессионально-педагогическом сообществе ТГПУ была достигнута договоренность, связанная с пониманием модуля как структурного элемента ООП, обеспечивающего формирование группы компетенций, объединенных по какому-либо общему основанию (смыслу). Модуль представляет собой самостоятельную завершенную единицу содержания образования в структуре ООП. Он, действительно, является «содержательно-смысловым узлом» ООП. По мнению авторов, при применении
модульного подхода для конструирования ООП высшего образования целесообразно обозначать модули как профессионально-образовательные. На авторский взгляд, дидактическим механизмом обозначения профессионально-образовательного модуля может стать заданная совокупность компетенций (кластер), объединение которых выступает способом достижения какого-либо интегрального образовательного результата. Следует отметить, что модуль не только задает фрагмент содержания образования ООП, но и определен технологиями освоения этого содержания. Важно подчеркнуть, что для диагностики достижения образовательного результата модуля по итогам его завершения (освоения обучающимся) необходимо использовать единый (интегральный) инструмент оценивания.
Можно предложить следующие виды модулей по основанию характера их образовательного результата относительно профессионального становления обучающегося:
- модуль, формирующий группу компетенций, освоение которых обеспечивает овладение обучающимся каким-либо профессиональным видом деятельности;
- модуль, формирующий группу компетенций, освоение которых обеспечивает становление у обучающихся каких-либо личностных структур (мировоззрение, ценности, характер и т.д.).
Необходимо отметить, что образовательные результаты модулей ООП могут иметь следующие акцентации: когнитивный акцент (понимание, мировоззренческая позиция); деятельностный акцент (владение способами деятельности); личностный акцент (ценностная позиция).
На основе анализа экспертных мнений и требований ФГОС ВО 3++ можно обозначить два варианта «архитектуры» профессионально-образовательного модуля: 1) модуль как интегрированная совокупность нескольких дисциплин (теоретическая подготовка + практикумы) с единым инструментом оценивания результатов освоения модуля; 2) модуль как интегрированная совокупность теоретической подготовки (дисциплины), практики, научно-исследовательской деятельности с единым инструментом оценивания результатов освоения модуля. Причем, с точки зрения обозначения совокупности компетенций, заданных к формированию в рамках одного образовательно-профессионального модуля, тоже могут иметь место варианты их комбинаций. Приведем их: 1) УК+ОПК+ПК;
2) только УК / только ОПК / только ПК;
3) УК+ОПК / ОПК+ПК / УК+ПК.
Далее представим продукт профессионально-педагогического сообщества ТГПУ по проектированию ООП бакалавриата ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое
образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)». Формируемым типом деятельности выпускников в рамках такой ООП был определен педагогический тип деятельности. Это, согласно ориентации на обобщенные трудовые функции педагога (ОТФ), представленные в профессиональном стандарте педагога в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяет задачи формирования у выпускников готовности к:
- педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность);
- педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования) [3].
Был сформулирован перечень профессиональных компетенций (ПК) для подготовки бакалавров педагогического образования, обеспечивающих, наряду с универсальными (УК) и общепрофессиональными компетенциями (ОПК), такую готовность:
- ПК-1: способен осваивать и использовать базовые научно-теоретические знания и практические умения по предмету в профессиональной деятельности;
- ПК-2: может конструировать содержание образования в предметной области в соответствии с требованиями ФГОС основного и среднего общего образования, с уровнем развития современной науки и с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- ПК-3: умеет осуществлять обучение учебному предмету, включая мотивацию учебно-познавательной деятельности, на основе использования современных предметно-методических подходов и образовательных технологий;
- ПК-4: готов обеспечить педагогическое сопровождение достижения личностных, метапред-метных и предметных результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся, включая детей с ОВЗ;
- ПК-5: способен обеспечить создание инклюзивной образовательной среды, реализующей развивающий и воспитательный потенциал учебного предмета, разрабатывать индивидуально-ориентированные коррекционные направления учебной работы [7].
Проектным решением, отражающим модульную структуру рассматриваемой ООП, была следующая ее конструкция: 7 модулей (мировоззренче-
ский, коммуникативный, здоровьесберегающий, психолого-педагогический, методический, учебно-исследовательский, предметно-содержательный). Четыре первых модуля выступают как инвариантные структурные компоненты ООП, а три другие - как вариативные. Целесообразность вариативности модулей связана с необходимостью отразить специфику профиля ООП.
Ниже показаны содержательные и организацион-но-деятельностные особенности данных модулей.
Мировоззренческий модуль. В рамках данного модуля обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социально-гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, что позволит будущим педагогам решать задачи развития своего профессионального мировоззрения с учетом нравственных, правовых и этических норм.
Цель модуля: формирование у будущего педагога общекультурных и мировоззренческих основ профессиональной деятельности в результате освоения следующих компетенций: УК-2, УК-5, ОПК-1 [1].
Форма промежуточной аттестации по модулю — экзамен по итогам освоения мировоззренческого модуля. Данный экзамен целесообразно организовывать в форме написания обучающимися эссе, например, на тему «Научное мировоззрение современного педагога». Требуется обязательное использование в содержании эссе научного знания, представленного во всех предметных областях, заданных модулем.
Коммуникативный модуль. Назначение модуля состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к различным видам профессиональных коммуникаций, включая их цифровой формат.
Цель модуля: формирование способности продуктивно осуществлять различные формы коммуникации на государственном в РФ и иностранном языках в процессе профессиональной деятельности посредством освоения следующих компетенций: УК-1, УК-3, УК-4, УК-5, ОПК-1, ОПК-2 [1].
Форма промежуточной аттестации по модулю — экзамен по итогам освоения коммуникативного модуля. Данный экзамен целесообразно организовывать в форме тестирования с элементами интерактивности. Тестовые задания деятельностного характера могут содержать вопросы, кейсы и т. п. с опорой на содержание предметных областей, заданных модулем.
Здоровьесберегающий модуль. Модуль формирует у обучающихся способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, связанных со здоровьесбережением и здоровым образом жизни.
Цель модуля: формирование ценностей и способов здоровьесберегающего поведения посредством освоения следующих компетенций: УК-7, УК-8, ОПК-3, ОПК-8 [1].
Форма промежуточной аттестации по модулю — экзамен по итогам освоения здоровьесберега-ющего модуля. Данный экзамен целесообразно организовывать в форме решения обучающимися кейса (ситуационной задачи), содержание которого должно быть связано с современными особенностями деятельности педагога общеобразовательных организаций. Решение кейса предполагает обязательное его обоснование, построенное на суждениях и доказательствах с опорой на содержание, представленное во всех предметных областях, заданных модулем.
Психолого-педагогический модуль. Изучение дисциплин модуля (введение в профессию и основы планирования педагогической карьеры, психология, педагогика, технологии инклюзивного образования, основы вожатской деятельности) является способом формирования общепрофессиональной компоненты самосознания и мировоззрения будущего педагога, научной психолого-педагогической основы его профессиональной деятельности. Модуль является необходимой базовой частью подготовки бакалавра педагогического образования, обеспечивая формирование понимания общих теоретических основ педагогики и психологии образования, нормативно-правовых требований к педагогическому труду, готовности будущего бакалавра к образовательному проектированию, полисубъектному образовательному взаимодействию, вариативному использованию образовательных технологий при решении задач инклюзивно ориентированной профессиональной деятельности. Освоение модуля в системно-деятельностном формате подготовит выпускника к выполнению обобщенных трудовых функций, заданных профессиональным стандартом педагога системы общего образования и связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса и основных общеобразовательных программ.
Цель модуля: формирование общепрофессиональных основ педагогической деятельности обучающегося в результате освоения следующих компетенций: УК-3, УК-6, ОПК-1 - ОПК-8, ПК-2 -ПК-4 [1].
В структуру психолого-педагогического модуля входят две практики.
Учебная технологическая практика (психолого-педагогическая).
Продолжительность практики - 4 недели. Форма аттестации - экзамен. Психолого-педагогическая практика является частью системы профессиональной практической подготовки бакалавров,
проводится на базе общеобразовательных организаций на 3-м курсе обучения (5, 6 семестры). Организуется в рассредоточенном режиме - по типу организации в расписании обучающихся еженедельного «школьного дня».
Производственная педагогическая практика (вожатская). Продолжительность практики - 4 недели. Форма аттестации - экзамен. Производственная педагогическая практика является частью системы профессиональной практической подготовки бакалавров, проводится на базе образовательных организаций и других организаций, обеспечивающих сферу отдыха, образовательного досуга и оздоровления детей на 4-м курсе обучения (8 семестр). Организуется дискретно, в режиме, согласованном с длительностью смен в детских оздоровительных учреждениях и на пришкольных детских площадках.
Форма промежуточной аттестации по модулю — экзамен по итогам освоения психолого-педагогического модуля. Данный экзамен целесообразно организовывать в форме решения обучающимися кейса (ситуационной задачи), содержание которого должно быть связано с современными особенностями деятельности педагога общеобразовательных организаций. Решение кейса предполагает обязательное его обоснование, построенное на суждениях и доказательствах с опорой на содержание, заданное модулем.
Методический модуль. В результате изучения модуля у обучающихся должны сформироваться представления и система знаний: о целях и задачах преподавания конкретного предмета в системе школьного образования, о содержании школьных программ по предмету, специфике форм, средств и методов обучения предмету; о требованиях к освоению предмета учащимися на разных уровнях основного общего образования.
Цель модуля: подготовить обучающихся к педагогической деятельности в качестве учителя по предмету, дать знания о современном состоянии области предметного образования, о содержании ФГОС основного общего образования по предмету и других нормативных документов, об особенностях методики обучения предмету в школе, сформировать у обучающихся умения и навыки в результате освоения следующих компетенций: ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5.
В структуру модуля входят три практики.
Учебно-методическая практика. Продолжительность практики - 4 недели. Форма аттестации - экзамен. Учебно-методическая практика 8 семестра направлена на формирование профессиональных компетенций, осваиваемых в модуле «Методическое обеспечение образовательных программ по профилям» в рамках дисциплин «Мето-
дика преподавания предмета 1 (первый профиль)», «Методика преподавания предмета 2 (второй профиль)». Тип практики - технологическая.
Производственная педагогическая практика. Продолжительность практики - 10 недель. Форма аттестации - экзамен. Осуществляется на последнем курсе обучения (9 семестр), направлена на освоение целостной профессиональной деятельности педагога и интеграции ранее освоенных в предыдущих модулях отдельных профессиональных компетенций. Практика способствует формированию готовности создавать модели занятий по предмету, анализировать их с учетом психолого-педагогических и научно-методических требований. Вид практики - производственная, тип практики - педагогическая.
Преддипломная практика реализуется на 5-м курсе и направлена на подготовку выполнения выпускной квалификационной работы. Вид практики - производственная, тип практики - научно-исследовательская работа.
Форма промежуточной аттестации по модулю - экзамен по итогам освоения методического модуля в форме проведения обучающимися пробных демонстрационных уроков с их представлением экспертному сообществу, в состав которого входят преподаватели вуза и представители работодателей - независимые эксперты.
Учебно-исследовательский модуль. Изучение дисциплин модуля (основы проектной деятельности, учебная практика - научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)) является способом формирования готовности будущего педагога к осуществлению проектной и исследовательской деятельности при решении профессионально-педагогических задач. Назначение модуля состоит в формировании у обучающихся системы компетенций, обеспечивающих понимание особенностей проектной и исследовательской деятельности в образовании, психологических закономерностей, смыслов и технологий данных видов деятельности педагога. Необходимость освоения модуля на протяжении всего периода реализации ООП связана с последовательным освоением обучающимися всех этапов формирования готовности к образовательному проектированию, защите выпускной квалификационной работы, содержащей элементы проектной и исследовательской составляющих. Освоение модуля в системно-деятельностном формате подготовит выпускника к выполнению обобщенных трудовых функций, заданных профессиональным стандартом педагога системы общего образования и связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса и основных общеобразовательных программ. Организация освоения
модуля построена на основе принципа «накопи-тельности» образовательных результатов в течение всего периода обучения по ООП с проведением аттестации на последнем курсе обучения (10 семестр) в форме предзащиты выпускной квалификационной работы. Текущие результаты обучающегося по выполнению заданий данной практики (рассредоточенной на все годы обучения по ООП) целесообразно фиксировать в портфолио обучающегося на базе электронной информационно-образовательной среды университета.
Цель модуля: формирование общепрофессиональных основ педагогической деятельности обучающегося в результате освоения следующих компетенций: УК-1, УК-2, ОПК-1 - ОПК-8, ПК-1 -ПК-5 [1].
В структуру модуля входит учебная практика — научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).
Продолжительность практики - 5 недель. Форма аттестации - экзамен. Учебная практика (научно-исследовательская работа) (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) является частью системы профессиональной практической подготовки бакалавров, проводится на базе вуза и общеобразовательных организаций в течение всего периода освоения основной образовательной программы (с первого по пятый курс). Организуется в рассредоточенном режиме - по типу организации для обучающихся поступательного погружения в область проектной и исследовательской деятельности профессионального труда педагога. Программа учебной практики состоит из 5 взаимосвязанных тематических разделов, каждый из которых отражает конкретный способ деятельности обучающегося в период практики, а именно: 1-й курс «Введение в проектную и исследовательскую деятельность»; 2-й курс «Организационные основы проектной и исследовательской деятельности в общем образовании»; 3-й курс «Разработка проектов в общем образовании»; 4-й курс «Методические и исследовательские аспекты проектной деятельности в общем образовании»; 5-й курс «Выпускная квалификационная работа бакалавра как проектно-исследовательская педагогическая разработка»: подготовка ВКР (итоговое задание: предзащита ВКР).
Средством фиксации текущих результатов освоения обучающимся учебно-исследовательского модуля в «накопительном» режиме является порт-фолио.
Форма промежуточной аттестации по модулю — экзамен по итогам освоения учебно-исследовательского модуля. Данный экзамен целесообразно организовывать в форме предзащиты выпускной квалификационной работы.
Предметно-содержательный модуль имеет целью дать обучающимся базовые знания по предмету (профиль ООП), привить навыки анализа процессов и явлений, необходимые в профессиональной деятельности учителя-предметника в результате освоения следующих профессиональных компетенций: ПК-1, ПК-2. В структуру модуля входят две практики: учебная практика (технологическая) продолжительностью 4 недели, форма аттестации - экзамен и учебная практика (получение первичных навыков НИР), продолжительность которой - 4 недели, форма аттестации - экзамен.
Форма промежуточной аттестации по модулю — экзамен по итогам освоения предметно-содержательного модуля - тестирование по предметным областям (согласно профилям ООП) в формате ЕГЭ для школьников.
Проектирование и реализация учебных занятий обсуждаемой ООП основаны на интеграции си-стемно-деятельностного и контекстно-компетен-тностного подходов и предполагают использование следующих образовательных технологий: технологии развития критического мышления, технологий проблемного и проектного обучения, технологии кейс-стади, тренинговых технологий, технологий обучения через дискуссию, дистанционных образовательных технологий. При освоении содержания модуля предусматривается закрепление научно-теоретических знаний в форме выполнения специализированных заданий на базе вуза и других образовательных организаций с включением обучающихся в процессы реальных профессионально-педагогических практик («полигонный» принцип обучения, отражающий применение кон-
текстно-компетентностного подхода к реализации программ высшего педагогического образования).
В ходе государственной итоговой аттестации по рассматриваемой ООП проверяется сформирован-ность профессиональных компетенций выпускников и способность осуществлять трудовые действия в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Процедура государственной итоговой аттестации включает проведение государственного экзамена «Теория и методика преподавания предмета» в форме демонстрационного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.
Демонстрационный экзамен представляет собой диагностическую процедуру оценки сформи-рованности у выпускника видов профессиональной педагогической деятельности, необходимых для решения задач в соответствии с ОТФ, заданными ПСП согласно профилю освоенной ООП [8, 9, 10]. Деятельностной основой демонстрационного урока является проведение выпускником учебного занятия или его фрагмента. Итоговая оценка за проведение демонстрационного урока формируется на основе обобщения мнений экспертов.
В итоге необходимо отметить, что эффективность реализации модульных ООП подготовки педагогов, основанных на сопряжении ФГОС и профессиональных стандартов, во многом определяется профессиональной готовностью педагогических кадров вуза к решению совершенно новых образовательных задач. Соответственно, актуализируется необходимость организации соответствующих программ повышения квалификации для преподавателей вуза.
Список литературы
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 r . № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 15.03.2018 г . Регистрационный № 50358) . URL: http:// fgosvo . ru/uptoadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440305_B_3_16032018. pdf (дата обращения: 18.09 .2018) .
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 .02 .2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44 03 05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 02 .03.2016 г . Регистрационный № 41305) . URL: http:// fgosvo . ru/uploadfiles/fgosvob/440305. pdf (дата обращения: 18.09 .2018) .
Приказ Минтруда России от 18 . 10 .2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» . (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 06 .12 .2013 г . Регистрационный № 30550) . URL:http://www. rg . ru/2013/12/18/pedagog-dok. html (дата обращения: 20 .10 .2017) .
Бермус А. Г . Кластерно-модульный подход к проектированию образовательных программ в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2015 . Вып . 4 . URL: http://LLL21. petrsu . ru (дата обращения: 22 . 10 .2017) .
Буянова И . Б . Модульный подход к построению ОПОП подготовки учителей в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Гуманитарные науки и образование . 2015 . № 3 . С . 81-84 .
Пилипенко С . А. , Жидков А . А. , Караваева Е . В . , Серова А . В . Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России . 2016 . № 6 . С . 5-15 . Смышляева Л . Г . , Сартакова Е . Е . Проектирование образовательных программ бакалаврской подготовки педагогов в вузе // Человек и образование . 2017 . Вып . (53) . С . 184-189 .
2
3
4
5
6
8 . Смышляева Л . Г ., Войтеховская М . П . , Веснина Л . В . , Колесникова Е . В ., Матвеев Д . М . , Высокоморная Ю . И . Проектирование процесса
бакалаврской подготовки педагогов для системы профессионального образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2017 . Вып . 2 (16) . С . 131-143 .
9 . Червонный М . А. Построение концепции подготовки студентов педагогического вуза в контексте развития непрерывного педагогическо-
го образования // Вест . Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2017 . Вып . 8 (185) . С . 51-58 .
10 . Смышляева Л . Г . Полисубъектность как принцип реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ // Вест .
Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2011. Вып . 10 (112) . С . 185-188.
Смышляева Лариса Германовна, доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Войтеховская Марина Петровна, доктор исторических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Матвеев Дмитрий Михайлович, кандидат исторических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.09.2018.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-8-155-162
SPECIFIC FEATURES OF MODULAR EDUCATIONAL PROGRAMS FOR TRAINING BACHELORS IN PEDAGOGY
L. G. Smyshlyaeva, M. P. Voytekhovskaya, D. M. Matveev
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article presents the results of research and scientific-methodical work of the professional-pedagogical community of Tomsk State Pedagogical University in designing the modular educational programs for training bachelors of pedagogical education on the basis of Federal State Educational Standard of Higher Education 3++ through coordination of the FSES and professional standards. The authors suggest approaches to designing the structure of modular educational programs for training teachers at the University at the undergraduate level and determine the grounds for the allocation of their modules with the designation of the invariant and variable component. The didactic features of modular educational programs - from goal-setting to the final evaluation of their effectiveness are substantiated. The results of designing the list of professional competencies of bachelor graduates for the modular educational program 44.03.05 Pedagogical education (with two profiles of training) (bachelor level) and the description of the content and organizational characteristics of such a modular educational program are presented. The materials of the article can be used by the heads of the main educational programs and administrative and management teams of Russia's pedagogical universities in the context of transferring students to BEP (basic educational program) mastering created in accordance with the requirements of FSES HE 3 ++ in conjunction with professional standards of pedagogical activity. The content of the article is based on the use of the method of theoretical analysis, expert method, focus group method, pedagogical design methods. Author's scientific and methodological developments of TSPU specialists are a means of implementing innovative transformations of bachelor's practices of training a teacher in a university.
Key words: pedagogical education, professional standard of the teacher, the main educational program for bachelor training, professional competences, professional educational module, demonstration exam.
References
1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. № 125 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 «Pedagogicheskoye obrazovaniye (s dvumya profilyami podgotovki)» (Zaregistrirovano vMinisterstve yustitsiiRF 02.03.2016. Registratsionnyy no. 41305) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from February 22, 2018 No . 125 «On approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education - bachelor's degree in training 44.03.05 «Pedagogical education (with two training profiles)» (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on 15 Marh 2018 . Registration No . 50358)] (in Russian) . URL:http://fgosvo . ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440305_B_3_16032018. pdf (accessed 18 September 2018) .
2 . Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09.02.2016 g. № 91 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 «Pedagogicheskoye obrazovaniye (s dvumya profilyami podgotovki) (uroven' bakalavriata)» (Zaregistrirovano v Ministerstve yustitsii RF 02.03.2016. Registratsionnyy no. 41305) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from February 9, 2016 No . 91 «On approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of training 44.03.05 «Pedagogical education (with two profiles of training) (bachelor's level)» (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on 2 March 2016 . Registration No. 41305) . URL: http://fgosvo .ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (accessed 18 September 2018) .
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2018. 8 (197)
3 . Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere
doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Order of the Ministry of Labor of Russia from October 18, 2013 No . 544n «On the approval of the professional standard of «Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)» (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on December 6, 2013 . Registration No. 30550)] (in Russian) . URL:http://www.rg .ru/2013/12/18/pedagog-dok. html (accessed 20 October 2018)
4 . Bermus A. G . Klasterno-modul'nyy podkhod k proektirovaniyu obrazovatel'nykh programm v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Cluster-modular
approach to designing educational programs in continuing education system] . Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek - Lifelong Education: the XXI century, 2015, no . 4 (in Russian) URL: http://LLL21. petrsu . ru (accessed 22 October 2017) .
5 . Buyanova I . B . Modul'nyy podkhod k postroyeniyu OPOP podgotovki uchiteley v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga [A modular
approach to the construction of MPEP (main professional educational program) of teacher training in accordance with the professional standard of the teacher] . Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye - The Humanities and Education, 2015, no . 3, pp . 81-84 (in Russian) .
6 . Pilipenko S . A., Zhidkov A. A., Karavaeva E . V. , Serova A. V. Sopryazheniye FGOS i professional'nykh standartov: vyyavlennyye problemy,
vozmozhnyye podkhody, rekomendatsii po aktualizatsii [On the correlation between federal state educational standard of higher education and professional standards: problems, possible approaches, recommendation on actualization] . Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2016, no . 6, pp . 5-15 (in Russian) .
7 . Smyshlyaeva L . G ., Sartakova E . E . Proyektirovaniye obrazovatel'nykh programm bakalavrskoy podgotovki pedagogov v vuze [Basics of designing
educational programs for bachelor's training of teachers in university] . Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2017, no . (53), pp . 184-189 (in Russian)
8 . Voytekhovskaya M . P. , Smyshlyaeva L . G ., Vesnina L V., Kolesnikova E . V., Matveev D . M ., Poyarkova O . N ., Vysokomornaya Yu . I. Proyektirovaniye
protsessa bakalavrskoy podgotovki pedagogov dlya sistemy professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh standartizatsii professional'noy deyatel'nosti [Designing teacher preparation bachelor course for professional education system under conditions of standardization of professional activity] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, no. 2 (16), pp . 131-143 (in Russian) .
9 . Chervonnyy M . A. Postroyeniye kontseptsii podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza v kontekste razvitiya nepreryvnogo pedagogicheskogo
obrazovaniya [The context for the development of continuous pedagogical education in constructing the pedagogical university students training concept] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, no. 8 (185), pp. 51-58 (in Russian) .
10 . Smyshlyayeva L . G . Polisub''eknost' kak printsip realizatsii kompetentnostno-orientirovannykh andragogicheskikh programm [Polysubject as the
principle of realization of competence-oriented adragogy programme] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univesiteta - TSPU Bulletin, 2011, no . 10 (112), pp. 185-188 (in Russian) .
Smyshlyaeva L. G., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]
Voytekhovskaya M. P., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]
Matveev D. M., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]