УДК 378
йО! 10.23951/2307-6127-2017-2-131-143
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА БАКАЛАВРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М. П. Войтеховская1, Л. Г. Смышляева1, Л. В. Веснина2, Е. В. Колесникова1, Д. М. Матвеев1, О. Н. Пояркова3, Ю. И. Высокоморная2
1 Томский государственный педагогический университет, Томск
2 Департамент профессионального образования Томской области, Томск
3 Томский экономико-промышленный колледж, Томск
Представлены результаты проектирования примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с целью подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования (уровень бакалавриата) с учетом требований профессионального стандарта педагога данной сферы. Анализируются результаты работы, которая осуществлялась в формате взаимодействия ученых и преподавателей педагогического вуза со специалистами исполнительных органов государственного управления и профессиональных образовательных организаций региона в процессе проектирования нового образовательного продукта. Обсуждаемая научно-образовательная практика была реализована посредством использования совокупности научно-педагогических методов: методы теоретического анализа, метод фокус-групп, экспертный метод, опрос (интервьюирование), образовательное проектирование. Показаны перспективы реализации представленных результатов проектной деятельности в образовательной практике Томского государственного педагогического университета, их значение для социально-экономического развития региона в контексте подготовки кадров для системы профессионального образования.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, система профессионального образования, профессиональный стандарт педагога, профессиональная образовательная организация, образовательное проектирование, полисубъектное образовательное взаимодействие.
Развитие отечественной системы профессионального образования - один из стратегических социально-экономических приоритетов России. Качество подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, осуществляемой профессиональными образовательными организациями для различных сфер экономики, напрямую зависит от профессионализма педагогов этой системы, прежде всего от профессионализма преподавателей и мастеров производственного обучения. Это определяет важность и необходимость поиска новых продуктивных подходов к совершенствованию системы непрерывного педагогического образования таких педагогических кадров (бакалавриат, магистратура, дополнительное профессиональное образование).
В рамках программ высшего образования (ВО) и дополнительного профессионального образования (ДНО) подготовка педагогических кадров для системы профессионального образования (СПО) может осуществляться по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) [1].
Согласно экспертным оценкам, развитие системы подготовки педагогических кадров для СПО связано с наличием ряда проблем:
- несоответствием профессиональных компетенций педагогических работников СПО современным требованиям к проектированию и реализации профессиональных образовательных программ, задачам подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для реального сектора экономики в соответствии с мировыми стандартами;
- несоответствием ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), а следовательно, и основных образовательных программ педагогического профиля новому профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее Профстандарт Педагога) [2], утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. № 608н и ФГОС СПО (по аспектам формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, содержания образования и использования образовательных технологий, адекватных задачам профессионального образования и обучения).
Отметим, что стандартизация профессиональной педагогической деятельности обозначается сегодня ключевым методологическим ориентиром развития отечественной системы непрерывного педагогического образования в контексте обеспечения его практико-ориен-тированности, соотнесенности (согласованности) с требованиями рынка педагогического труда.
Стандартизация профессиональной педагогической деятельности педагога профессиональной образовательной организации требует существенного преобразования системы его уровневой вузовской подготовки по всем составляющим: цели, содержание, структура, организационно-методические характеристики, характер образовательных результатов и способы оценки результативности [3]. Деятельностной основой для проектирования изменений в целях, структуре, содержании и технологическом обеспечении непрерывного педагогического образования выступает трудовая функция как структурная единица профессиональной деятельности педагога, задаваемая соответствующим профессиональным стандартом [2]. Проектирование преобразований в системе непрерывного педагогического образования выступает способом устранения рассогласованности между требованиями профессионального стандарта педагога и основной образовательной программы (ООП) подготовки педагога для СПО в вузе на уровне бакалавриата и магистратуры; построением организационно-деятельност-ных механизмов взаимосвязи между уровневой вузовской подготовкой и системой дополнительного профессионального образования педагогических кадров для СПО [4]. Ключевая роль в осуществлении такого образовательного проектирования, по мнению экспертов, должна принадлежать вузовским сообществам, имеющим соответствующий опыт и потенциал.
Томский государственный педагогический университет (далее ТГПУ), являясь профильным вузом по подготовке педагогических кадров для разных образовательных сред, с 2015 г. включился в научно-исследовательскую работу по проектированию и апробации модели уровневой подготовки педагогических кадров для сферы СПО. Готовность ТГПУ к такой работе обусловлена наличием у него выстроенных механизмов интеграции с профессиональными образовательными организациями всех уровней и сформированных партнерских связей с инновационными предприятиями и промышленными организациями региона. В ходе этой работы был разработан проект примерной основной образовательной программы (ПООП) уровня бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Ценностной и организационной особенностью данной
практики образовательного проектирования стала полисубъектность [5]. Субъектами образовательного проектирования обсуждаемой ПООП стали руководители и специалисты региональных органов исполнительной власти, курирующие сферу профессионального образования, специалисты профессиональных образовательных организаций Томской области, ученые и преподаватели ТГПУ. Такой подход к осуществлению взаимодействия субъектов образовательного проектирования соотносится с положениями теории «тройной спирали» (Г. Ицковиц) [6]. Данная теория предложена профессором Стэндфордского университета Г. Ицковицем и отражает авторское видение принципов и механизмов инновационного развития любой среды (государственной, региональной, муниципальной и т. д.). Теория «тройной спирали» как концепция полисубъектного взаимодействия, по мнению авторитетных экспертов, особенно интересна в контексте решения задач социально-экономического развития регионов с высоким интеллектуальным потенциалом, ориентированных на инновационное развитие. К числу таких регионов России относится и Томская область. В современном мире главным вызовом для многих экономик мира является построение эффективных национальных инновационных систем. Для успешного решения этой задачи непременным условием выступает продуктивное взаимодействие университетов, предприятий и власти (всех уровней). Согласно концепции «тройной спирали», такое взаимодействие -это важнейший стратегический ресурс инновационного развития как региона, так и государства в целом.
Сегодняшний этап реализации инновационной стратегии Томской области связан с необходимостью развития научно-образовательного и инновационного комплекса для создания конкурентоспособных технологий, новых моделей подготовки кадров, ориентированных на развитие наукоемких компаний, прежде всего в интересах Особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Томск», повышения эффективности коммерциализации разработок и международной конкурентоспособности научных исследований, создания системы вывода наукоемкой продукции на международные рынки. Опыт выполнения крупных межведомственных программ показал, что указанные задачи могут решаться только кадрами, «заточенными» под заказ бизнеса, через интеграцию ресурсов университетов, профессиональных образовательных организаций, госкорпорациями, а также с поясом инновационных наукоемких предприятий. Но и для подготовки высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров нужен очень сильный научно-педагогический корпус, способный готовить конкурентных специалистов для развития отраслей экономики [7].
Разработка проекта ПООП уровня бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) является одним из элементов системы научно-методической работы ТГПУ по созданию модели непрерывного педагогического образования кадров для сферы профессионального образования (включая ее концептуальное обоснование, проектирование структуры, содержания и организационно-методических характеристик), согласованной с требованиями Профстандарта Педагога. Результативность проекта связана с формированием нового видения компетентностной картины педагогического профессионализма (исходя из особенностей обобщенных трудовых функций) педагога СПО, определением принципов проектирования содержания непрерывного педагогического образования, особенностей его реализации на организационно-деятельностном уровне. Прикладной аспект проекта включает разработку вариативной компоненты, связанной с определением особенностей региональных сценариев предлагаемой модели системы непрерывного педагогического образования, а также с подготовкой методических рекомендаций по его осуществлению в процессе непрерывной профессионализации педагогических
кадров с учетом особенностей профессиональной педагогической деятельности педагога СПО.
Проектирование обсуждаемой ПООП началось с обсуждения ее предназначения (миссии). Ключевым субъектом в обозначении таковой выступал работодатель (представители исполнительных органов государственного управления в сфере профессионального образования).
Миссией ПООП было обозначено развитие кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций (ПОО) Томской области как ключевого фактора формирования штата высококвалифицированных кадров для предприятий приоритетных отраслей экономики региона.
Адресной группой ПООП были определены студенты первого курса и выпускники ПОО (в том числе педагогические работники ПОО, имеющие среднее специальное, но не имеющие высшего педагогического образования).
Далее определялись научные подходы, которые могли бы выступить в качестве концептуальных оснований проектируемой ПООП. В основе концепции ПООП, согласно авторскому замыслу, - интеграция положений и принципов системно-деятельностного, знаково-контекстного, компетентностного, андрагогического и акмеологического подходов. Кратко раскроем те их аспекты, которые наиболее значимы для решения задач создания рассматриваемой ПООП как нового образовательного продукта.
Системно-деятельностный подход (Н. В. Кузьмина, Г. Н. Прозументова, И. К. Шалаев и др.), который предполагает моделирование системы непрерывного педагогического образования, согласованной с особенностями профессионального стандарта педагога, на основе актуализации деятельностных практик, сопряженных с трудовыми функциями педагога в различных образовательных средах.
Знаково-контекстный подход (А. А. Вербицкий). Данная педагогическая концепция построена на положениях деятельностной теории усвоения социального опыта. Посредством активной деятельности осуществляется присвоение социального опыта, развитие психических функций и способностей человека, систем его отношений с объективным миром, с другими людьми и самим собой. С этих позиций основной целью профессионального образования является формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности студента в период обучения в вузе.
А. А. Вербицкий обозначает противоречие между учебной деятельностью и деятельностью профессиональной. Для достижения целей формирования личности специалиста в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательного) в другой (профессиональный) соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов. Передовой педагогический опыт накопил достаточно много форм и методов для решения этой задачи: курсовое и дипломное проектирование по актуальной реальной производственной тематике, разбор конкретных производственных ситуаций, деловые игры, проблемные семинары, ориентированные на квалификационные характеристики специалиста. С помощью этих методов и форм может воссоздаваться не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Включаясь в такую, активную, учебную работу, студент выполняет квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты как учебной, так и профессиональной деятельности.
«Единицей» работы преподавателя и студента в контекстном обучении является ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости [8]. Ситуация несет в себе возможности развертывания содержания образования в его динамике, по-
зволяет задать систему интеллектуальных и социальных отношений людей, вовлеченных в эту ситуацию.
Согласно философии контекстного подхода, содержание учебного предмета должно проектироваться не просто как совокупность некоторой информации и видов деятельности по ее усвоению, а именно как предмет будущей профессиональной деятельности. Формы организации учебной деятельности обучающихся при этом «превращаются» в формы воссоздания усваиваемого содержания.
Учебный предмет в контекстном обучении становится соответствующим логике перехода от учения к профессиональному труду. При этом, во-первых, «субъект учения с самого начала становится в деятельностную позицию, предмет которой постепенно превращается из учебного в практически профессиональный», а во-вторых, «требования со стороны профессиональной деятельности оказываются системообразующими, они задают контекстный принцип построения и развертывания не только отдельных учебных дисциплин, но и содержания всей подготовки специалистов в вузе» [8].
Отбор содержания обучения в знаково-контекстном обучении отражает два «встречных направления» - со стороны науки (академического знания) и со стороны профессиональной деятельности. Такое построение содержания профессионального образования, по мнению А. А. Вербицкого, позволяет решить проблемы интеграции фундаментализации и профессионализации в подготовке специалиста.
Компетентностный подход (В. И. Байденко, В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.) в профессиональном педагогическом образовании определяет профессиональную компетенцию как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений, знаний при решении профессиональных задач открытого (постоянно развивающегося) профессионализма.
Действующие ныне ФГОС ВО и ФГОС СПО построены на основе положений компе-тентностного подхода. Планирование результатов образовательных программ в форме компетенций (универсальных, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных) выступает основным механизмом связи высшего и профессионального образования с рынком труда, с реальными производственными процессами в той или иной сфере экономики (в том числе и рынок педагогического труда).
Андрагогический подход (С. Г. Вершловский, М. Т. Громкова, С. И. Змеёв, Ю. Н. Кулют-кин, Г. С. Сухобская и др.) в непрерывном педагогическом образовании обеспечивает профессионализацию с учетом собственных профессиональных достижений и дефицитов педагога (будущего педагога), его профессиональных интересов и склонностей, степени (уровня) участия в инновационной образовательной деятельности, а не просто стажа и квалификации. Андрагогическое сопровождение профессионального развития позволяет достичь баланса между предметной и метапредметной, теоретической и практической, заданной и созданной составляющими профессиональной подготовки и переподготовки педагога.
Акмеологический подход (О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, Н. В. Козлова, А. К. Маркова и др.) к пониманию непрерывной профессионализации педагогических кадров одним из ключевых ценностных приоритетов в управлении этим процессом определяет создание условий для личностной и профессиональной самореализации для становящегося (развивающегося) профессионала на протяжении всей его жизни в профессии, включая этап профессионального самоопределения (довузовская профориентационная работа). Обеспечение акме-стратегии профессионального развития педагога возможно лишь при наличии отлаженной системы допрофессиональных и про-
фессиональных проб, организованной на основе требований непрерывности, полисубъект-ности, активизации рефлексивной позиции.
Конкурентные преимущества ПООП проектировались на основе использования экспертного метода (специалисты департамента профессионального образования Томской области и СПО).
Ключевым конкурентным преимуществом ПООП была обозначена целесообразность определения профиля на основе приоритетов экономики региона и с ориентацией на производственные отрасли, подготовку кадров для которых не ведут вузы региона. Кроме того, конкурентными преимуществами ПООП также были обозначены:
- гарантированное трудоустройство выпускников в ПОО на предприятия реального сектора экономики и корпоративные учебные центры при них;
- доминанта «полигонного способа» освоения ПООП через практическое освоение необходимых видов профессиональной деятельности - тренингово-менторинговый формат;
- целевая ориентация ПООП на сформированность компетенций, обеспечивающих реализацию трудовых функций преподавателя СПО всех видов профессиональной деятельности;
- возможность индивидуализации «дорожной карты» освоения ПООП каждым обучающимся (многопрофильность);
- удобный временной контекст обучения (заочная и очно-заочная формы обучения);
- возможность получения «двойной» квалификации - отраслевая и педагогическая;
- освоение профессионального иностранного языка - возможность реализации трудовых функций в соответствии с мировыми стандартами.
При проектировании планируемых результатов ПООП (компетенций) была актуализирована идея «интеграции четырех стандартов»: 1) проекты актуализации ФГОС ВО с учетом требований Профстандартов, 2) ФГОСы СПО по отраслям, 3) Профстандарт Педагога, 4) отраслевые профессиональные стандарты.
Соответственно, планируемыми результатами освоения ПООП выступают компетенции, которые сопряжены («сцеплены»):
- с трудовыми функциями преподавателя, мастера производственного обучения (профессиональные компетенции - ПК) - Профстандарт Педагога СПО и ДПО;
- трудовыми функциями специалиста отрасли (дополнительные компетенции - ДК) -отраслевые профессиональные стандарты, ФГОС СПО (по отраслям).
Согласно концепции ПООП, в качестве ее организационно-методических особенностей можно обозначить следующее:
- модульная логика: каждый модуль обеспечивает формирование профессионально необходимого вида деятельности, включая теоретический блок; блок тренинга-практикума; менторинговый блок (индивидуальная работа с ментором); практику; рефлексивно-диагностические процедуры для оценки сформированности вида деятельности;
- «кластерный принцип» определения «компетентностной композиции» каждого модуля: каждый модуль формирует определенный вид будущей профессиональной деятельности, при этом «формула» компетентностной цели модуля может быть задана следующим образом: «универсальные компетенции + общепрофессиональные компетенции + профессиональные компетенции + дополнительные компетенции» (возможны и другие формулы, если они целесообразны);
- ПООП последовательно и «сцепленно» формирует виды деятельности выпускника, обеспечивая ему основу профессионального успеха как преподавателю ПОО (по конкретной отрасли);
- «полигонный принцип» обучения в рамках ПООП (по типу обучения «на рабочем месте») - ориентация на максимально возможное «погружение» студента на протяжении всего периода обучения в профессиональную среду отрасли и деятельности ПОО;
- ориентация на лучшие мировые практики и стандарты при проектировании и реализации ПООП (на основе проведенного анализа опыта Германии и Австрии) [9-11];
- «триальность» обучения, которая может быть достигнута на основе сетевой организации взаимодействия «педагогический вуз - ПОО - предприятие реального сектора экономики» через организацию практик студентов педагогического вуза на базовых кафедрах ПОО, созданных на ведущих предприятиях реального сектора экономики, на базе многофункциональных центров профессиональных квалификаций и специализированных центрах компетенций - полигонных профессионально-образовательных площадках
[12, 13].
В процессе проектирования содержания ПООП (экспертный метод, метод фокус-групп) было предложено 10 модулей, определенных на основе интеграции обобщенных трудовых функций (профессиональные стандарты), потребностей заказчика и перечней компетенций, заданных проектами актуализации ФГОС ВО с учетом требований Профстан-дартов. Представим перечень модулей рассматриваемой ПООП с обозначением видов деятельности, формируемых каждым из них.
Модуль 1. «Культурно-исторические и философские основы мировоззрения»:
- вид деятельности: выпускник ПООП способен анализировать и осмысливать культурно-исторические особенности современной картины мира и самоопределяется в соответствии с ее особенностями.
Модуль 2. «Социальное взаимодействие и профессиональные коммуникации в поликультурном пространстве»:
- вид деятельности: выпускник ПООП способен к осуществлению социального взаимодействия и профессиональных коммуникаций в поликультурном пространстве.
Модуль 3. «Работа с информацией, постановка целей, планирование и организация деятельности и ресурсов»:
- вид деятельности: выпускник ПООП способен искать и использовать информацию для планирования и организации деятельности (ресурсов) на основе системного подхода.
Модуль 4. «Безопасная самоорганизация»:
- вид деятельности: выпускник ПООП способен поддерживать собственную активность на основе норм здоровьесбережения и самоорганизовываться в соответствии с принципами тайм-менеджмента.
Модуль 5. «Общепедагогические профессиональные техники конструирования и реализации образовательного взаимодействия»:
- вид деятельности: выпускник ПООП способен конструировать и реализовывать образовательное взаимодействие в индивидуальном и групповом форматах с учетом психологических закономерностей, принципов инклюзии и сетевого партнерства в образовательных системах.
Модуль 6. «Преподавание по программам среднего профессионального образования (СПО), профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации»:
- вид деятельности: выпускник ПООП способен осуществлять преподавание по программам среднего профессионального образования (СПО), ПО и дополнительным профес-
сиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации.
Модуль 7. «Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности»:
- вид деятельности: выпускник ПООП способен осуществлять организацию и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности.
Модуль 8. «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО»:
- вид деятельности: выпускник ПООП способен осуществлять организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО.
Модуль 9. «Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями):
- вид деятельности: выпускник ПООП способен осуществлять профориентационные мероприятия со школьниками и их родителями, в том числе в форматах «форсайт» и УишойкИк.
Модуль 10. «Освоение технологической специфики отрасли»:
- вид деятельности: выпускник ПООП владеет способами осуществления всех операций технологической цепочки производственного процесса по конкретной отрасли.
Освоение ПООП предполагает организацию образовательной и самообразовательной деятельности студентов на основе индивидуальных «дорожных карт» профессионального развития (с рефлексией и корректировкой по результатам продвижения в образовательной деятельности). Важным условием достижения запланированных результатов ПООП выступает обязательность включения в ее содержание участия обучающихся в конкурсах профессионального мастерства (в том числе ^ОгШВкПЬ).
Концептуальный замысел проектируемой нами программы определяет ее технологическое обеспечение (рисунок). Безусловно, технологическим приоритетом реализации ПООП было определено использование активных образовательных технологий [14]. В качестве образовательных технологий, обеспечивающих осуществление ПООП, показаны: технология развития критического мышления; технология проблемного обучения; технология интерактивного обучения; технология дифференцированного обучения; технология контекстного обучения; технология проектной деятельности; кейс-метод, квест-технология, видеометод, тренинг, менторинг, форсайт-технологии [15].
Активные образовательные технологии как средство формирования субъектной позиции обучающегося
Специфика итогового контроля по освоению ПООП. Предполагается внешняя экспертная оценка сформированности видов деятельности выпускников, основанная на фиксации результата (в форме «продукта»).
Принципы оценки образовательных результатов обучающихся при итоговом контроле (государственная итоговая аттестация):
- демонстрационно-деятельностный (продуктный) подход;
- принцип доминаты внешней экспертной оценки;
- ориентации на международные стандарты подготовки педагогов (практико-ориенти-рованность, личностная ориентированность, трансформация методов и содержания обучения в процесс взаимодействия с работодателями);
- рефлексивность - возможность оценки обучающимися динамики собственных профессиональных достижений.
Формы итогового контроля по освоению ПООП:
- экспертиза портфолио достижений;
- выпускная квалификационная работа по профессиональному обучению с элементами демонстрационного экзамена, что отражает введение качественно новых требований при государственной итоговой аттестации, когда актуализируется возможность оценить результаты освоения ПООП в условиях, которые моделируют реальную производственную ситуацию, различные контексты профессиональной деятельности;
- сертификация квалификации (по рабочей профессии и по педагогике).
Апробация предлагаемой проектной разработки начата в ТГПУ с 2015 г. Реализация
ПООП направлена на повышение качества подготовки педагогических кадров для региональной системы профессионального образования, что напрямую связано с решением задач социально-экономического развития Томской области в части подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для различных отраслей экономики (лесопромышленный комплекс, нефтегазовая промышленность, транспорт, ЖКХ, сферы услуг).
В качестве перспективных задач, связанных с реализацией ПООП, нами обозначены:
- совершенствование организационно-методического обеспечения ПООП и механизмов экспертно-консультационной поддержки ее апробации;
- научно-теоретическое осмысление опыта осуществления ПООП и его распространение в РФ;
- развитие международных связей, необходимых для повышения качества ПООП в контексте ее соответствия требованиям лучших аналоговых мировых образовательных практик;
- разработка и реализация модели мониторинга результативности и общественно-профессионального обсуждения результатов реализации проекта ПООП, включая региональные органы управления образованием, вузы и колледжи, иные организации;
- проектирование ПООП магистратуры и профессиональной переподготовки для подготовки педагогических кадров СПО (в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с привлечением ресурсов сетевых партнеров, в том числе зарубежных;
- повышение квалификации преподавателей ТГПУ, специалистов учебно-методических служб СПО, педагогических работников профессиональных образовательных органи-
заций Томской области в вопросах реализации ПООП по направлению подготовки 44.03.04
Профессиональное обучение (по отраслям).
В завершении отметим, что представленные ТГПУ результаты образовательного проектирования ПООП выступают элементом обобщенной уровневой модели подготовки педагогических кадров для системы СПО.
Работа выполнена в рамках госзадания Минобрнауки России № 27.723 7.2017/БЧ.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.10.2015 г. № 1085 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 29.10.2015 г. Регистрационный № 39534). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения: 09.03.2017).
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 24.09.2015 г. Регистрационный № 38993). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения: 09.03.2017).
3. Прозументова Г. Н., Малкова И. Ю. Проектирование в высшей школе: содержание образовательного результата // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 13-17.
4. Проекты ФГОС ВО. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/133/132/12 (дата обращения: 09.03.2017).
5. Смышляева Л. Г. Полисубъектность как принцип реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 10 (112). С. 185-188.
6. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии: пер. с англ. / под ред. А. Ф. Уварова. Томск: Изд-во ТУСУР, 2010. 238 с.
7. Веснина Л. В. Институциональные аспекты формирования кадрового потенциала для развития инновационной экономики региона // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 10 (100). С. 15-20.
8. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
9. Международное сотрудничество в сфере профессионального образования: Россия-Германия. Россия-Финляндия. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. Вып. 9. 87 с.
10. Подвербных У. С. Концептуальные подходы к формированию системы подготовки рабочих кадров: зарубежный опыт // Изв. Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25, № 4. С. 621-629.
11. ...How the dual sustem-praktikal vokational and akademik-works in Germany. Bonn, Germany: BIBB. 2012. 102 с.
12. Веснина Л. В., Высокоморная Ю. И., Ивонина Е. В. Методика комплексной оценки эффективности деятельности ресурсных центров, многофункциональных центров, прикладных компетенций, центров превосходства. Томск: Дельтаплан, 2016. 44 с.
13. Колесникова Е. В. О новых концепциях подготовки педагогических кадров для профессионального образования молодежи в сфере общественного питания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 126-130.
14. Смышляева Л. Г., Сивицкая Л. А. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2009. 190 с.
15. Смышляева Л. Г. Модернизация дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в контексте стратегии социально-экономического развития России: дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2012. 433 с.
Войтеховская Марина Петровна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой отечественной истории и культурологии, проректор по учебно-методической работе и непрерывному образованию, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: vojtehovskaja@mail.ru
Смышляева Лариса Германовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики, директор Института психологии и педагогики, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: ipiptspu@tspu.edu.ru
Веснина Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, начальник, департамент профессионального образования Томской области (пр. Фрунзе, 14, Томск, Россия, 634029). E-mail: vesnina@dpo.tomsk.gov.ru
Матвеев Дмитрий Михайлович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории и культурологии, начальник управления по учебно-методической работе, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: matveev@tspu.edu.ru
Колесникова Елена Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры технологии и предпринимательства, декан факультета технологии и предпринимательства, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: kolesnikovaev@tspu.edu.ru
Пояркова Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-методической работе, Томский экономико-промышленный колледж (Иркутский тракт, 175, Томск, Россия, 634040). E-mail: olga@tept.edu.ru
Высокоморная Юлия Ивановна, консультант комитета образовательных программ и проектов, департамент профессионального образования Томской области (пр. Фрунзе, 14, Томск, Россия, 634029). E-mail: vui@dpo.tomsk.gov.ru
Материал поступил в редакцию 03.03.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-131-143
DESIGNING TEACHER PREPARATION BACHELOR COURSE FOR PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM UNDER CONDITIONS OF STANDARDIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY
M. P. Voytekhovskaya1, L. G. Smyshlyayeva1, L. V. Vesnina2, E. V. Kolesnikova1,
D. M. Matveev1, O. N. Poyarkova3, Yu. I. Vysokomornaya2
1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
2 Department of Professional Education of Tomsk region, Tomsk, Russian Federation
3 Tomsk College of Economics and Industry, Tomsk, Russian Federation
The article presents the results of designing a draft of a basic education program aligned with major 44.03.04 Professional education (in different fields) (bachelor's degree) with the purpose of training teachers for the professional education system, taking into account the requirements of the professional standard applicable to a teacher in this field. The authors analyze outcomes of the work carried out in the interaction of scientists and teachers of a pedagogical university and specialists from the executive bodies of the public administration and regional professionals training organizations in the process of designing a new educational product. The academic practice under discussion has been implemented through the usage of a range of academic methods: methods of theoretical analysis, the focus group research method, the expert method, survey (interviewing), educational design. Prospects of realizing the presented results of project activities in the educational process at Tomsk State Pedagogical University are described, and their importance for the social and economic development of the region in the context of training for the professional education system.
Key words: continuous pedagogical education, professional education, professional standards of education, professional educational organization, educational design, polysub-jective educational interaction.
References
1. Prikaz Ministerslva obrazovaniya I nauki RF ot 01.10.2015 g. № 1085 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.04 Professionale obuchenie (po otraslyam) (uroven' bakalavriata)" (Zaregistrirovano v Ministerstve yustitsii RF 29.10.2015 registratsionnyy no. 39534) [The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 01.10.2015 no. 1085 "On the approval of the Federal State educational standard of higher education in professional training in major 44.03.04 (bachelor's degree)"] (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 29.10.2015. Registration number 39534) (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (accessed 09 March 2017).
2. Prikaz Ministerstva truda I sotsial'noy zashchity RF ot 08.09.2015 g. № 608n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya, dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya" (Zaregistrirovanno v Ministerstve yustitsii RF 24.09.2015 g. Registratsionnyy no. 38993) [The order of the Ministry of Labor and Social Security of the Russian Federation of 08.09.2015, no. 608n "On the approval of the professional standard "Teacher in professional training, professional education, continuing professional education"] (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federationon 24.09.2015. Registration number 38993) (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1 (accessed 09 March 2017).
3. Prozumentova G. N., Malkova I. Yu. Proektirovaniye v vysshey shkole: soderzhaniye obrazovatel'nogo rezul'tata [Educational design in higher education: the content of educational outcomes]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no. 7 (70), pp. 13-17 (in Russian).
4. ProektyFGOS [Drafts of Federal State Educational Standards] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/133/132/12 (accessed 09 March 2017).
5. Smyshlyaeva L. G. Polisub"ektnost' kak printsip realizatsii kompetentnostno-orientirovannykh andragogicheskikh programm [Polysubjectiveness as a principle of implementation of competence-oriented adragogical programs]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 10 (112), pp. 185-188 (in Russian).
6. Etzkowitz H. Triple helix. University-Industry-Government. Innovation in action. 2008. 163 p. (Russ. ed.: Uvarov A. F. Troynaya spiral'. Universitety- predpriyatiya - gosudarstvo. Innovatsii v deystvii. Tomsk, Izd-vo TUSUR Publ., 2010. 238 p.).
7. Vesnina L. V. Institutsional'nye aspekty formirovaniya kadrovogo potentsiala dlya razvitiya innovatsionnoy ekonomiki regiona [Institutional aspects of formation of human resources for the development of a region's innovative economy]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, no. 10 (100), pp. 15-20 (in Russian).
8. Verbitskiy A. A. Aktivnoye obucheniye v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod [Active learning in higher education: a contextual approach]. Moscow, Vysshaya shkola, Publ., 1991. 207 p. (in Russian).
9. Mezhdunarodnoye sotrudnichestvo v sfere professional'nogo obrazovaniya: Rossiya-Germaniya. Rossiya-Finlyandiya. Analiticheskiye obzory po osnovnym napravleniyam razvitiya vysshego obrazovaniya [International cooperation in the field of professional education: Russia-Germany. Russia-Finland. Analytical reviews on the main directions of higher education development]. Moscow, The Federal Institute of Education Development Publ., 2014. Iss. 9. 87 p. (in Russian).
10. Podverbnykh U. S. Kontseptual'nye podkhody k formirovaniyu sistemy podgotovki rabochikh kadrov: zarubezhnyy opyt [Conceptual approaches to the formation of the system personnel training: foreign experience]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ehkonomicheskoy akademii - Review of the Irkutsk State Academy of Economics, 2015, vol. 25, no. 4, pp. 621-629 (in Russian).
11. ...How the dual sustem-praktikal vokational and akademik-works in Germany. Bonn, Germany: BIBB. 2012. 102 р.
12. Vesnina L. V., Vysokomornaya Yu. I., Ivonina E. V. Metodika kompleksnoy otsenki effektivnosti deyatel'nosti resursnykh tsentrov, mnogofunktsional'nykh tsentrov, prikladnykh kompetentsiy, tsentrov prevoskhodstva [A method of integrated performance assessment of resource centers, multipurpose centers, applied skills, and centers of excellence]. Tomsk, 2016. 44 p. (in Russian).
13. Kolesnikova E. V. O novykh kontseptsiyakh podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya professional'nogo obrazovaniya molodezhi v sfere obshchestvennogo pitaniya [On new concepts of teacher training in the professional education of young people in catering]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 8 (161), pp. 126-130 (in Russian).
14. Smyshlyaeva L. G., Sivitskaya L. A. Pedagogicheskiye tekhnologii aktivizatsii obucheniya v vysshey shkole: uchebnoye posobiye [Pedagogical technologies of education intensification in higher education: learning aid]. Tomsk, 2009. 190 p. (in Russian).
15. Smyshlyaeva L. G. Modemizatsiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya munitsipal'nykh sluzhashchikh v kontekste strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii. Dis. dokt. ped. nauk [Modernization of additional vocational training of municipal employees in the context of socio-economic development of Russia. Diss. doct. of ped. sci.]. Tomsk, 2012. 433 p. (in Russian).
Voytehovskaya M. P., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: vojtehovskaja@mail.ru
Smyshlyayeva L. G., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: ipiptspu@tspu.edu.ru
Vesnina L. V., The Department of Professional Education of Tomsk region (pr. Frunze, 14, Tomsk, Russian Federation, 634029). E-mail: vesnina@dpo.tomsk.gov.ru
Kolesnikova E. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: kolesnikovaev@tspu.edu.ru
Matveev D. M., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: matveev@tspu.edu.ru
Poyarkova O. N., Tomsk College of Economics and Industry (Irkutskiy trakt, 175, Tomsk, Russian Federation, 634040). E-mail: olga@tept.edu.ru
Vysokomornaya Yu. I., The Department of Professional Education of Tomsk region (pr. Frunze, 14, Tomsk, Tomsk region, Russian Federation, 634029). E-mail: vui@dpo.tomsk.gov.ru