Научная статья на тему 'Компонентный состав компетенций педагога профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна'

Компонентный состав компетенций педагога профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / ДИЗАЙНЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / DESIGN COMPETENCES / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPONENT COMPOSITION OF COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скачкова Нина Владимировна

Рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения для подготовки квалифицированных специалистов сферы сервиса и услуг с целью удовлетворения существующего потребительского спроса на услуги в области современного дизайна. Представлены результаты исследования компонентного состава модели формирования профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения в соответствии с направленностью (профилем) подготовки: декоративно-прикладное искусство и дизайн. Выявлены структура и компонентный состав педагогических, дизайнерских компетенций, а также компетенций по работе с компьютерной графикой. Представлены схемы формирования профессиональных компетенций, содержащие компонентный состав и структурные взаимосвязи отдельных элементов соответствующих компетенций. Обоснована целесообразность использования предлагаемой логики и иерархической структуры процесса формирования профессиональных компетенций для измерения уровня их сформированности, а также для фиксации динамики их развития в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скачкова Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCES COMPOSITION OF A TEACHER OF PROFESSIONAL TRAINING IN DECORATIVE-APPLIED ART AND DESIGN

The problem of the Russian economy‘s withdrawal to the trajectory of sustainable growth is considered by the author in connection with the solution of the problem of employment and the rational distribution of an able-bodied human resource in the labor market. In accordance with the civilizational challenges and the need for Russia‘s adaptation to new socio-economic conditions, the expediency of training qualified personnel for the developing service industries of the economy is justified. Training of such specialists is impossible without professional training of teachers who would have professional competence in accordance with the direction (profile) of professional activity. The subject of consideration is the content of modern design activities and the identification of the component composition of the relevant competencies that make up professional competence of a teacher of professional training in the field of arts and crafts and design. The problem of formation of professional competence of a future teacher of vocational training for training of qualified specialists in the sphere of services with the purpose of satisfying the existing consumer demand for services in the field of modern design is considered. Presented are the results of the study of the component composition of the model for the formation of professional competence of a future teacher of vocational training in accordance with the direction (profile) of training: arts and crafts and design. The structure and component composition of pedagogical, design competences, as well as competencies in working with computer graphics are revealed. Schemes for the formation of professional competencies are presented, containing the composition and structural interrelationships of the individual elements of the relevant competencies. The expediency of using the proposed logic and the hierarchical structure of the process of forming professional competencies for measuring their level of formation, as well as fixing the dynamics of their development in the process of vocational training, is grounded.

Текст научной работы на тему «Компонентный состав компетенций педагога профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна»

УДК 378

00! 10.23951/1609-624Х-2018-5-200-206

КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА

Н. В. Скачкова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения для подготовки квалифицированных специалистов сферы сервиса и услуг с целью удовлетворения существующего потребительского спроса на услуги в области современного дизайна. Представлены результаты исследования компонентного состава модели формирования профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения в соответствии с направленностью (профилем) подготовки: декоративно-прикладное искусство и дизайн. Выявлены структура и компонентный состав педагогических, дизайнерских компетенций, а также компетенций по работе с компьютерной графикой. Представлены схемы формирования профессиональных компетенций, содержащие компонентный состав и структурные взаимосвязи отдельных элементов соответствующих компетенций. Обоснована целесообразность использования предлагаемой логики и иерархической структуры процесса формирования профессиональных компетенций для измерения уровня их сформированности, а также для фиксации динамики их развития в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогические компетенции, профессиональные компетенции, дизайнерские компетенции, компонентный состав компетенций.

Проблема вывода экономики России на траекторию устойчивого роста и адаптации к новым социально-политическим условиям напрямую связана с решением проблемы занятости и рационального распределения трудоспособного населения на рынке труда [1, с. 35-41]. В свою очередь, решение проблемы занятости основано на необходимости организации эффективной профессиональной подготовки квалифицированных кадров для тех развивающихся сервисных секторов экономики, которые хотя и не входят в Перечень приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики (утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 7-р), но востребованы на рынке труда и соответствуют современным циви-лизационным вызовам [2]. Речь идет о подготовке квалифицированных кадров для сферы сервиса и услуг с целью удовлетворения существующего потребительского спроса на услуги в области всех видов современного дизайна (интерьера, одежды, web-разработок, сайтостроения, компьютерного моделирования и др.). Подготовка квалифицированных специалистов для этой области профессиональной деятельности невозможна без педагогов профессионального обучения.

Вместе с этим для обеспечения социальной стабильности в обществе особо остро проявляется проблема формирования гармонично развитой личности человека будущего, стремящегося к самосовершенствованию, профессиональному становлению и развитию, самообразовнию, реализации интеллектуального и творческого потенциала. Для воспитания и профессионального образования такого молодого поколения необходимо гораздо

больше усилий, которые требуют не только более высокой квалификации педагогов, но и увеличения их количества.

Подготовка педагога профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна включает подготовку студентов к осуществлению двух видов профессиональной деятельности: педагогической и дизайнерской. Педагогическая деятельность опирается на знание особенностей осуществления теоретического и производственного обучения, а также на владение приемами осуществления воспитательной, методической и экспериментально-исследовательской работы с обучающимися в образовательных организациях системы профессионального образования разных уровней подготовки. Дизайнерская деятельность педагога профессионального обучения основывается на знании содержания основных этапов типового дизайн-проектирования, владении современными технологиями выполнения проект-но-художественных и дизайнерских работ, а также на владении навыками осуществления аналитической и экспериментально-исследовательской деятельности. Такой спектр профессиональной подготовки будущего педагога определяет необходимость формирования у студентов в процессе обучения совокупности личностных качеств, обуславливающих готовность к осуществлению учебно-исследовательской деятельности, способность к профессионально-педагогической рефлексии, продуктивной коммуникации, самообразованию и проектно-дизайнерскому самосовершенствованию.

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 «Про-

фессиональное обучение (по отраслям)», реализуемая на факультете технологии и предпринимательства Томского государственного педагогического университета, подразумевает организацию целостного педагогического процесса обучения будущих бакалавров, ориентированного на научно-исследовательский и педагогический вид деятельности как основные (программа академического бакалавриата), а результаты освоения образовательной программы должны обеспечивать способность осуществления выпускниками учебно-профессионального вида профессиональной деятельности.

Результаты освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» предполагают формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у будущего выпускника, содержание которых раскрывает преимущественно педагогическую составляющую профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения. Между тем успех профессионально-педагогической деятельности в значительной мере зависит от уровня профессиональных компетенций (знаний, умений, степени мастерства и личностных качеств) будущего педагога в определенной области профессиональной деятельности. В своем исследовании авторы исходили из содержания подготовки будущего педагога профессионального обучения в соответствии с направленностью (профилем) подготовки - декоративно-прикладное искусство и дизайн.

У будущего педагога профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна должны быть сформированы такие специальные дизайнерские компетенции, как:

- практическая (готовность к самостоятельной творческой деятельности в области дизайнерского искусства);

- проектная (готовность к реализации художественного проектирования в различных видах визуальных искусств и дизайне);

- теоретико-искусствоведческая (владение теоретическими основами изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна);

- педагогическая (владение методикой и технологией преподавания дизайна);

- исследовательская (готовность к научно-исследовательской деятельности в дизайне) [3].

Задача формирования этих компетенций решается в процессе освоения и изучения студентами учебных дисциплин, входящих в содержание вариативной части блока 1. Дисциплины (модули) и дисциплин по выбору рабочего учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавра [4, с. 131-143]. К этим дисциплинам от-

носятся: формообразование, проектирование, живопись, рисунок, компьютерная графика, история искусства, история и теория дизайна, декоративно-прикладное искусство, декорирование, композиция интерьера/костюма/в дизайне арт-объектов, цвето-ведение и световой дизайн интерьера/цветоведение в одежде/цветоведение в арт-дизайне, компьютерное моделирование интерьера/одежды/арт-объек-тов, проектирование интерьера/костюма/объектов арт-дизайна и др.

Вместе с этим современные аналитики отмечают тотальную дигитализацию операционной сферы всех видов деятельности современного человека. Дословно, в переводе с английского языка, ди-гитализация (англ. ^ка^айоп) - оцифровка, перевод всех видов информации (текстовой, аудиовизуальной) в цифровую форму. Риски и вызовы ди-гитализационных процессов проникают во все сферы жизни современного человека: образование, культуру, искусство, управление, коммерцию и др., в том числе и в дизайн-деятельность. Появились новые виды дизайна, связанные с внедрением компьютерных технологий в традиционное содержание дизайнерской деятельности: проектирование и дизайн пользовательских интерфейсов, web-дизайн мобильных приложений, графический дизайн, компьютерный дизайн персонажей, компьютерный дизайн игровых приложений и др. Поэтому в традиционном содержании современной проек-тно-дизайнерской деятельности значительную часть занимает компьютерная графика и возможности ее использования в процессе создания инновационного дизайн-продукта, а также арт-объектов высокого качества. Современными исследователями компьютерная графика рассматривается как вид современного искусства, выражающий культурную и психолого-эмоциональную идентификацию современного человека [5]. Владение средствами компьютерной графики позволяет современному дизайнеру создать цифровой образ, который может быть изменен, преобразован и сохранен в различных вариантах, а также легко тиражируется в зависимости от текущей потребности - эту творческую свободу и расширение операционных возможностей дизайн-деятельности обеспечивает послойное расположение изображений в графическом файле, что невозможно достигать в традиционных видах изобразительных искусств.

На основании вышеизложенного предлагаемая модель формирования профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения в области дизайна включает следующие компоненты: сформированность педагогических, личностных, дизайнерских компетенций, а также компетенций по работе с компьютерной графикой (рис. 1).

Рис. 1. Модель формирования профессиональной компетентности

Формирование личностных компетенций подразумевает создание оптимальных/благоприятных условий для развития ценностных ориентиров будущего профессионала-дизайнера. При этом следует учитывать, что развитие аксиологической сферы личности будущего профессионала-дизайнера происходит под влиянием как внешних общечеловеческих факторов, так и в процессе осуществления самостоятельной дизайн-деятельности. Творческое преобразование окружающего предметного мира является способом его самовыражения, результатом раскрытия и реализации его ценностного личностного потенциала. Личностные компетенции будущего педагога профессионального обучения отражают аксиологическую сферу развития личности и включают формирование и развитие системы базовых ценностей человека, а также эстетического и художественного вкуса.

Эстетический вкус в данном исследовании авторы определяют как способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия воспринимать и оценивать различные эстетические объекты во

будущего педагога профессионального обучения в области дизайна

всех сферах жизни человека, различать прекрасное и безобразное, эстетическое и неэстетическое [6]. Эстетический вкус формируется под воздействием эстетических ценностей, служит показателем готовности будущего дизайнера к профессиональной деятельности. Художественный вкус авторы определяют как способность восприятия и оценки эстетических достоинств произведений искусства и объектов природы [7]. На художественный вкус оказывают влияние возрастные особенности личности, принадлежность к определенному классу или социальной группе, характер потребностей и интересов, профессиональные занятия и жизненный опыт [8]. Формирование эстетических ценностей и художественного вкуса осуществляется в процессе творчества, воплощается в продуктах его творчества и обогащается в процессе восприятия художественно-образной информации.

В свою очередь компонентный состав педагогических компетенций у будущего педагога профессионального обучения может быть представлен в виде схемы, изображенной на рис. 2.

Рис. 2. Компонентный состав педагогических компетенций будущего педагога профессионального обучения

Профессиональные задачи бакалавра по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» определены федеральным государственным образовательным стандартом и включают в себя:

- определение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики;

- развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего, служащего и специалиста среднего звена;

- планирование мероприятий по социальной профилактике в образовательных организациях реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и среднего профессионального образования (СПО);

- организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях среднего, дополнительного профессионального образования;

- диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

- организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно-правовых документов;

- анализ профессионально-педагогических ситуаций;

- воспитание будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений [9].

Формирование дизайнерских компетенций будущего педагога подразумевает такую организацию образовательного процесса в вузе, которая бы позволяла решать следующие задачи:

- расширение объема знаний о возможностях художественного проектирования с опорой на основные положения теории цвета и формообразования;

- обучение технологиям создания дизайн-объектов художественными и графическими средствами, совершенствование исполнительского мастерства;

- формирование и развитие художественно-эстетических и ценностных установок.

Эти задачи решаются включением в содержание профессиональной подготовки учебных дисциплин (модулей), обеспечивающих освоение теоретико-методологических основ и операционно-технологических приемов предстоящей дизайн-деятельности. Теоретико-методологические основы дизайн-деятельности включают: изучение истории возникновения и развития дизайна, хронологию

формирования художественных стилей в искусстве, основные положения теории и методологии дизайна, эргономическое обеспечение дизайн-проектирования, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды (техническая эстетика). Изучение операционно-технологических приемов подразумевает овладение средствами художественной выразительности, к которым относятся: приемы построения композиции, способы художественно-графического формообразования, создание цветогармонических сочетаний (приемы цветообразования в дизайне), приемы гармонизации художественной формы (нюанс - контраст, статика - динамика, симметрия - асимметрия, метр - ритм, отношения - пропорции, размер - масштаб), проектирование элементов фирменного стиля.

Процесс формирования у будущего педагога профессионального обучения дизайнерских компетенций основывается на выявленном компонентном составе этих компетенций и представлен схематически на рис. 3.

Специфика современной профессионально-дизайнерской деятельности основывается на использовании возможностей компьютерной графики (растровой и векторной) и средств 3Э-моделирова-ния. Анализ вакансий на рынке труда указывает на то, что работодатели определяют приоритетным для дизайнера владение приемами работы с компьютерной графикой: пакетами графических программ 2Э- и 3Э-моделирования [10]. Компонентный состав компетенций по работе с компьютерной графикой у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна схематически представлен на рис. 4.

Указанные компетенции формируются в процессе освоения дисциплин по выбору рабочего учебного плана, перечисленных ранее, и обеспечиваются освоением будущими дизайнерами пользовательских навыков работы с компьютерными системами, освоением интерфейса и приемов работы в программах векторной и растровой графики, освоением средств и возможностей 3Э-моделирова-ния (создание, редактирование графических примитивов и манипуляции с ними, работа со слоями, с материалами, текстурами, источниками освещения в сцене, камерами), освоением приемов создания виртуальной модели дизайн-продукта в трехмерной сцене, приемов осуществления визуализации (рендеринга) созданных объектов в сцене и создание итогового фотореалистичного изображения в виде отдельного графического файла.

В предлагаемой логике осуществления подготовки будущих бакалавров учебные дисциплины (модули) основной профессиональной образовательной программы обеспечат эффективное

Рис. 3. Компонентный состав дизайнерских компетенций у будущего педагога профессионального обучения

Рис. 4. Компонентный состав компетенций по работе с компьютерной графикой у будущего педагога профессионального обучения

формирование профессиональных компетенций будущего педагога профессионального обучения, соответствующих направленности (профилю) подготовки: декоративно-прикладное искусство и дизайн. Проектирование содержания указанных учебных дисциплин (модулей) по принципу иерархического взаимодействия: профессиональная компетентность - частные компетенции - профессиональные задачи - учебные задачи позволяет с достаточной степенью достоверности измерить уровень сформированности профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения и уровень сформированности

частных компетенций, соответствующих конкретной направленности (профилю) профессиональной подготовки [11, с. 204-208].

Обновленная модель профессионального образования, осуществляемая на факультете технологии и предпринимательства Томского государственного педагогического университета, создает педагогические условия для эффективного формирования профессиональной компетентности будущего бакалавра, продуктивной организации самостоятельной и квазипрофессиональной деятельности студентов: будущие педагоги профессионального обучения вовлечены в активную проектно-дизай-

нерскую деятельность, участвуют в научных и исследовательских разработках, которые частично реализуются ими в процессе прохождения педагогических, производственных и технологических практик, имеют возможность для погружения в профессиональную среду посредством подготовки, организации и проведения конкурсных профессиональных мероприятий различного уровня: конкурсы профессионально-педагогического мастерства,

конкурсы дизайнерского мастерства, конкурсы профессионального мастерства в области художественных ремесел. В целом это работает на эффективное формирование профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения, будущего квалифицированного работника для соответствующей области профессиональной производственной деятельности в соответствии с направлением профессиональной подготовки.

Список литературы

1. Вередюк О. В. Детерминанты занятости в концепции постиндустриального общества // Вестн. СПбГУ. 2010. Сер. 5, вып. 4. С. 35-41.

2. Распоряжение Правительства РФ от 6 января 2015 г. № 7-р «О Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики». URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70742752/ (дата обращения: 23.03.2018).

3. Баталов М. Н. Компьютерная графика как средство развития компетенций будущего дизайнера. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/ vestnik/2014/10.pdf (дата обращения: 16.05.2016).

4. Войтеховская М. П., Смышляева Л. Г., Веснина Л. В., Колесникова Е. В., Матвеев Д. М., Пояркова О. Н., Высокоморная Ю. И. Проектирование процесса бакалаврской подготовки педагогов для системы профессионального образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 131-143. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-131-143.

5. Турлюн Л. Н. Компьютерная графика - актуальный вид современного искусства. URL: http://econf.rae.ru/pdf/2013/03/2197.pdf (дата обращения: 23.03.2018).

6. Эстетика: словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

7. Зорин В. И. Евразийская мудрость от А до Я: философский толковый словарь. Алматы: Создк-Словарь, 2002. 407 с.

8. Вкус художественный // Краткий словарь по эстетике. 2012. URL: http://esthetiks.ru/vkus-hudozhestvennii.html (дата обращения: 27.02.2018).

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.10.2015 № 1085 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата)» (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 29.10.2015. Регистрационный номер 39534). URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения: 09.03.2018).

10. Шкиль О. С. Особенности профессиональной подготовки бакалавра дизайна в условиях компетентностного подхода. URL: http://shelly. kpfu.ru/esu/docs/F787602929/kompjuternapya.graf..pdf (дата обращения: 23.03.2018)

11. Скачкова Н. В. Компетентностный формат дизайнерской подготовки бакалавра профессионального обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 204-208.

Скачкова Нина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: nvs-07@mail.ru

Материал поступил в редакцию 26.03.2018.

DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-200-206

COMPETENCES COMPOSITION OF A TEACHER OF PROFESSIONAL TRAINING IN DECORATIVE-APPLIED ART AND DESIGN

N. V Skachkova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The problem of the Russian economy's withdrawal to the trajectory of sustainable growth is considered by the author in connection with the solution of the problem of employment and the rational distribution of an able-bodied human resource in the labor market. In accordance with the civilizational challenges and the need for Russia's adaptation to new socio-economic conditions, the expediency of training qualified personnel for the developing service industries of the economy is justified. Training of such specialists is impossible without professional training of teachers who would have professional competence in accordance with the direction (profile) of professional activity. The subject of consideration is the content of modern design activities and the identification of the component composition of the relevant competencies that make up professional competence of a teacher of professional training in the field of arts and crafts and design.

The problem of formation of professional competence of a future teacher of vocational training for training of qualified specialists in the sphere of services with the purpose of satisfying the existing consumer demand for services in the field of modern design is considered. Presented are the results of the study of the component composition of the model for the formation of professional competence of a future teacher of vocational training in accordance with the direction (profile) of training: arts and crafts and design. The structure and component composition of pedagogical, design competences, as well as competencies in working with computer graphics are revealed. Schemes for the formation of professional competencies are presented, containing the composition and structural interrelationships of the individual elements of the relevant competencies. The expediency of using the proposed logic and the hierarchical structure of the process of forming professional competencies for measuring their level of formation, as well as fixing the dynamics of their development in the process of vocational training, is grounded.

Key words: professional competence, pedagogical competence, professional competence, design competences, component composition of competencies.

References

1. Veredyuk O. V. Determinanty zanyatosti v kontseptsii postindustrial'nogo obshchestva [Determinants of employment in the concept of a postindustrial society]. Vestnik SpbGU, 2010, series 5, no. 4, pp. 35-41 (in Russian).

2. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 6 yanvarya 2015 g. № 7-r O perechne spetsial'nostey i napravleniy podgotovki vysshego obrazovaniya, sootvetstvuuyshchikh prioritetnym napravleniyam modernizatsii i tekhnologicheskogo razvitiya rossiyskoy ekonomiki [Order of the Government of the Russian Federation of January 6, 2015 no. 7-r On the List of specialties and directions for the preparation of higher education corresponding to the priority areas of modernization and technological development of the Russian economy] (in Russian). URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70742752/ (accessed 23 March 2018).

3. Batalov M. N. Komp"yuternayagrafikakaksredstvorazvitiyakompetentsiybudushchego dizaynera [Computer graphics as a means of developing the competences of the future designer] (in Russian). URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/10.pdf (accessed 16 May 2016).

4. Voytekhovskaya M. P., Smyshlyaeva L. G., Vesnina L. V., Kolesnikova E. V., Matveev D. M., Poyarkova O. N., Vysokomornaya Yu. I. Proyektirovaniye protsessa bakalavrskoy podgotovki pedagogov dlya sisyemy professional'nogo obrazovaniya v usloviyah standartizatsii professional'noy deyatel'nosti [Designing teachers preparation bachelor course for professional education system under conditions of standardization of professional activity]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, vol. 2 (16), pp. 131-143 (in Russian). DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-131-143.

5. Turlyn L. N. Komp'uternaya grafika - aktual'nyy vid sovremennogo iskusstva [Computer graphics - an actual kind of modern art] (in Russian). URL: http://econf.rae.ru/pdf/2013/03/2197.pdf (accessed 23 March 2018).

6. Estetika: slovar' [Aesthetics: dictionary]. Under the general editorship of A. A. Belyaev et al. Moscow, Politizdat Publ., 1989. 447 p. (in Russian).

7. Zorin V. I. Evraziyskaya mudrost' ot A do Ya: filosofskiy tolkovyy slovar' [Eurasian wisdom from A to Z: philosophical explanatory dictionary]. Almaty, Sozdik - Slovar' Publ., 2002. 447 p. (in Russian).

8. Vkus khudozhstvennyy: kratkiy slovar'po estetike [Taste of Art: A Brief Dictionary of Aesthetics]. 2012 (in Russian). URL: http://esthetiks.ru/vkus-hudozhestvennii.html (accessed 27 February 2018).

9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 01.10.2015 g. no. 1085 "Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.04 "ProfessionaHnoye obucheniye (po otraslyam) (uroven' bakalavriata)" (Zaregistrirovano v ministerstve yustitsii RF 29.10.2015 g. Registratsionnyy no. 39534) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 01.10.2015 no. 1085 "On the approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of training 44.03.04 "Vocational training (by industry) (bachelor's level)" (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on October 29, 2015. Registration number 39534).] URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (accessed 9 March 2018).

10. Shkil' O. S. Osobennosti professionall'noy podgotovki bakalavra dizayna v usloviyakh kompetentnostnogo podkhoda [Features of professional training of the bachelor of design in the conditions of the competence approach]. 2013 (in Russian). URL: http://shelly.kpfu.ru/esu/docs/ F787602929/kompjuternapya.graf.pdf (accessed 23 March 2018).

11. Skachkova N. V. Kompetentnostnyy format dizaynerskoy podgotovki bakalavra professionall'nogo obucheniya [Competence format of the design training of the bachelor of professional training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 11 (139), pp. 204-208 (in Russian).

Skachkova N. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: nvs-07@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.