УДК 378.016:747
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
ESSENCE AND STRUCTURE OF THE SPECIAL PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF PROFESSIONAL DESIGN EDUCATION
Е. А. Кузина
E. A. Kuzina
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрываются сущность и структура специальной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна. Выделяются критерии и показатели, необходимые для определения уровня сформированности специальной компетенции. Раскрываются особенности профессиональной деятельности педагога профессионального обучения в области дизайна.
Abstract. The essence and the structure of the special professional competence of teachers of professional design education are revealed in this article. The necessary criteria and indices are determined here for the definition of the level of formation of the special competence. Also the particularities of the teachers' professional skills in design are revealed in the article.
Ключевые слова: специальная компетенция, педагог профессионального обучения в области дизайна, компоненты специальной компетенции.
Keywords: special professional competence, vocational design teacher, components of the special competence.
Актуальность исследуемой проблемы. Тенденции в развитии экономики различных регионов России, жилищного и коммунального строительства, туристической инфраструктуры свидетельствуют о прогнозируемой потребности в квалифицированных кадрах в области дизайна среды, интерьера, ландшафта, рекламы и графики. Структура дизайнерской фирмы или производства включает, как правило, дизайне-ра-управляющего, стоящего во главе фирмы или производства, штат дизайнеров-проектировщиков и штат рабочих специалистов. Подготовка рабочих специалистов в области дизайна осуществляется в системе среднего профессионального образования. Опрос работодателей, проведенный совместно с торгово-промышленной палатой Чувашской Республики, показал, что уровень подготовленности таких специалистов не отвечает современным требованиям. Модернизация системы их подготовки неразрывно связана с совершенствованием подготовки педагогов профессионального обучения в
целом и формированием у будущих специалистов специальной компетенции в частности. В связи с этим целью нашей работы явилось уточнение сущности и структуры специальной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна.
Материал и методика исследований. Проблемам формирования профессиональной компетентности и различным аспектам формирования отдельных профессиональных компетенций большое внимание уделяют такие исследователи, как В. И. Байденко, В. А. Болотов, В. Н. Введенский, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. Г. Лопес, Дж. Равен, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур и др. В целях обоснования структуры специальной компетенции мы обратились к анализу исследований, посвященных определению понятия «компетенция». В разработке эксперимента по формированию специальной компетенции у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна мы опирались на труды Д. Б. Богоявленской,
Н. М. Борытко, Э. Ф. Зеера, Д. П. Заводчикова, А. В. Коржуева, А. И. Кочетова, Е. Г. Лопеса, В. А. Попкова, В. П. Симонова. Применялись следующие методы исследований: теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный) педагогической, психологической и специальной литературы по теме исследования; синтез полученной информации; обобщение; абстрагирование объекта исследования; изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
Результаты исследований и их обсуждение.
По мнению многих исследователей, феномен компетенции является достижением не только педагогической, но и психологической науки. Компетенция понимается учеными как интегративная характеристика личности, включающая знания, способности и готовности в определенной области деятельности. Принципиально важным для нас является понимание структуры компетенции. В. И. Байденко, С. Я. Батышев, И. Я. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Г. К. Селевко, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, участники международного проекта TUNING PROJECT выделяют в структуре компетенции мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Такое понимание компонентного состава компетенции, по нашему мнению, более подходит для описания сущности ключевых или универсальных компетенций. Для характеристики компетенции в области профессиональной специализации, т. е. специальной компетенции, следует исходить из структуры профессиональной деятельности специалиста.
Деятельность педагога профессионального обучения дуальна. С одной стороны, он должен обладать компетентностью педагога, а с другой - компетентностью специалиста по определенному профилю или предмету. Отраслевая специальность (или профиль) также неоднородна и требует формирования различных качеств у специалиста, которые невозможно свести к одномерной специальной компетенции. Педагог профессионального обучения в области дизайна, чтобы быть востребованным и мобильным на рынке труда, должен обладать качествами дизайнера-исполнителя, дизайнера-управляющего и дизайнера-проектировщика.
Специальная подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна, согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, соединяет в себе подготовку к деятельности дизайнера-исполнителя, изготавливающего по готовым проектам, чертежам, эскизам объекты предметно-пространственного мира в красивой и удобной для пользователя форме, деятельности дизайнера-проектировщика, осу-
ществляющего художественное проектирование объектов предметно-пространственной среды, и деятельности дизайнера-управляющего, осуществляющего руководство проектированием объектов дизайна (рис. 1).
ПОДГОТОВКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА-ИСПОЛНИТЕЛЯ (готовность изготавливать объекты предметно-пространственной среды по готовым проектам, чертежам, эскизам)
Рис. 1. Интегративная модель специальной подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна
В образовательном стандарте [12] закреплены требования к реальным знаниям, умениям, навыкам, которыми должен обладать педагог профессионального обучения в области дизайна. Исходя из этих требований и структуры профессиональной деятельности в области дизайна, мы выделяем четыре компонента специальной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна. Формирование этих компонентов позволит педагогическому вузу выпускать конкурентоспособных специалистов по специальности «Профессиональное обучение (дизайн)». Структура специальной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна включает:
1. технолого-методический компонент (ТМК), предполагающий владение технологией и методикой процесса проектирования и создания объектов предметнопространственной и визуально-коммуникативных сред;
2. художественно-проектный компонент (ХПК), предполагающий владение мастерством в дизайн-проектировании и изготовлении объектов предметно-пространственной и визуально-коммуникативной сред;
3. историко-контекстный компонент (ИКК), предполагающий владение историческим контекстом проектирования и создания объектов предметно-пространственной и визуально-коммуникативной сред;
4. рабоче-профессиональный компонент (РПК), предполагающий владение рабочей профессией и готовность к предпринимательской деятельности в области дизайна.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
ПОДГОТОВКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА-УПРАВЛЯЮЩЕГО (владение навыками осуществления руководства проектными работами в творческой группе)
ПОДГОТОВКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА-ПРОЕКТИРОВЩИКА (способность проектировать объекты предметнопространственной среды индивидуально и в группе)
Формирование всех компонентов специальной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна позволяет говорить о подготовке компетентного специалиста. В совокупности с компетенциями педагогической составляющей деятельности будущего специалиста они составляют профессиональную компетентность педагога профессионального обучения в области дизайна.
Изучение педагогического опыта преподавания спецдисциплин в ведущих зарубежных дизайнерских школах и вузах России подтвердило наше предположение о важности таких компонентов специальной компетенции, как: художественно-проектный, поскольку данный вид деятельности является доминирующим для дизайнера; технологометодический, так как деятельность дизайнера базируется на знании технологии дизайнерских процессов и методики проектирования предметно-пространственных объектов; историко-контекстный, потому что объекты дизайнерского проектирования связаны с историческими и социальными особенностями среды; рабоче-профессиональный, поскольку деятельность дизайнера заключается в воплощении в материале проекта или объекта дизайна.
В педагогической диагностике оценивание уровня сформированности компетенции может проходить в целом или по компонентам. Мы считаем более обоснованным диагностику уровня сформированности специальной компетенции по компонентам, поэтому предлагаем следующие критерии сформированности специальной компетенции у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна (таблица 1). При обосновании выделения этих критериев мы опирались на труды В. Г. Каширина, А. В. Коржуе-ва, А. Маслоу, В. А. Сластенина, А. М. Новикова, В. А. Попкова.
Таблица 1
Критерии сформированности специальной компетенции у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна
Критерий Дескрипторы
Потребностно-мотивационный Потребность, цель, мотивационная готовность
Когнитивный Знания, интеллектуально-познавательная готовность
Деятельностный Умения, навыки, опыт, способность, операционально-деятельностная готовность
Ценностно-результативный Ценностные ориентации, ответственность, возможность, самостоятельность, самоконтроль и самоанализ
Профессиональная деятельность в области дизайна обусловлена, с одной стороны, высшими человеческими потребностями в самоактуализации и саморазвитии [8], с другой - желанием работать в данной области, осознанием своих способностей, потребностью в самоутверждении. Потребностно-мотивационный критерий определяет профессиональную направленность личности и силу прилагаемых ею усилий, степень усердия в деятельности (мотивационная готовность) [11, 460]. Он основывается на положительной мотивации к профессиональной деятельности в области специализации.
По мнению А. М. Новикова, актуальным становится соединение теоретических знаний студентов с их практическими потребностями, ценностными ориентациями, создание таких условий учебно-практической деятельности, когда студентам необходимо активно применять имеющиеся теоретические знания для решения практических задач [10, 50]. Когнитивный критерий специальной компетенции описывается, во-первых, через дескриптор «профессиональные знания» как результат усвоения (ассимиляции) информации в процессе обучения, который определяется набором фактов, принципов, теорий и практик в соответствующей области профессиональной деятельности [2, 12], главное назначение которых - организация и регулирование практической деятельности; во-вторых, через определенный уровень развития познавательной сферы личности специалиста: профессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания. В совокупности это составляет интеллектуально-познавательную готовность личности специалиста [11, 460].
Дескрипторами деятельностного критерия специальной компетенции выступают навыки, умения, опыт деятельности в области специализации. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Продемонстрированную способность применять знания для решения профессиональных задач представляют собой умения. Устойчивые, многократно подтвержденные умения успешно решать задачи в области профессиональной или иной деятельности - навыки - определяют опыт. Операционально-деятельностная готовность включает в себя профессиональное мастерство (совокупность профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития профессионально важных способностей и волевой подготовленности специалиста [11, 460].
Ценностно-результативный критерий включает ценностные ориентации, которые охватывают понимание профессиональной важности, значения собственной профессии для индивида. В профессиональной сфере они определяют программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют средства достижения целей. Ценностные ориентации в профессиональной сфере проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам, через его умение структурировать профессиональные ситуации, принимать решения в проблемных ситуациях, умение выходить из конфликтных ситуаций, умение задавать и изменять основные направления собственной жизнедеятельности [9].
Исходя из вышесказанного, уточняя сущностные характеристики специальной компетенции, мы предлагаем показатели сформированности компонентов специальной компетенции у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна (таблица 2). Выведенные нами критерии и показатели сформированности специальной компетенции требуют уточнения процедур диагностики, разработки форм и методов измерения, которые в совокупности позволят провести диагностику исследуемого процесса.
Таблица 2
Показатели сформированности специальной компетенции у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна
\ Крите-\рии Ком\ понен-\ ты \ Потребностно- мотивационный критерий Когнитивный критерий Деятельностный критерий Ценностно- результативный критерий
ТЕХНОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Готов к технологичному и методичному проектированию объектов дизайна. Готов к созданию экологичной, эргономичной, эстетичной среды Знает технологию проектирования дизайнерской продукции. Знает методы проектирования объектов дизайна. Формулирует цели предпроектного и проектного анализа. Разъясняет дизайн-концепцию проекта Проводит предпро-ектный анализ. Проводит проектный анализ. Применяет технологию проектирования. Применяет методы проектирования. Применяет строительные и санитарно-гигиенические нормы и требования Способен осуществлять анализ и самоанализ, оценку и самооценку технологии и методов проектирования дизайнерской продукции. Ответственен за эффективность выбранных технологий и методов проектирования и изготовления. Самостоятелен в выборе окончательного варианта художественного проекта объекта
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНЫЙ КОМПОНЕНТ Способен разрабатывать эскиз-проект на высоком демонстрационном уровне. Обладает собственным почерком визуальной подачи эскиз-проекта. Участвует в студенческих и профессиональных выставках и конкурсах Знает основы художественного проектирования, формообразования, колористики, материаловедения, эргономики, инженерной и проектной графики, макетирования Владеет техниками рукотворной графики и программами двумерного и трехмерного моделирования проектируемого объекта. Разрабатывает эскизные проекты на высоком демонстрационном уровне Способен проводить анализ и самоанализ, оценку и самооценку демонстрационного уровня эскиз-проекта. Ответственен за качество демонстрационной подачи эскиз-проекта. Имеет собственный почерк визуальной подачи эскиз-проекта
ИСТОРИКО-КОНТЕКСТНЫЙ КОМПОНЕНТ Способен выполнять историческую реконструкцию стиля, стилеобразующее формообразование, акцентную стилизацию объектов предметнопространственной и визуально-коммуникативной сред Знает исторические архитектурные и художественные стили. Знает средства и способы достижения стилевой реконструкции, стилеобразующего формообразования и акцентной стилизации Владеет приемами исторической реконструкции стиля. Владеет стилеобразующим формообразованием. Владеет приемами акцентной стилизации Понимает точность передачи исторического контекста в художественном проектировании объектов дизайна. Создает конкурентоспособные проекты в любых исторических стилях
окончание таблицы
РАБОЧЕ-ПРОФЕС- СИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Способен управлять процессом проектирования и производства объектов предметно-пространствен-ной и визуальнокоммуникативной сред Знает основы рабочей профессии. Знает структуру и организацию производств, технологических процессов проектирования и изготовления дизайнерской продукции Умеет работать специальными инструментами, на специальном оборудовании. Организовывает и проводит проектные работы Берет ответственность за изготовление дизайнерской продукции
Резюме. Подводя итог вышесказанному о сущности специальной компетенции, ее компонентах, критериях и показателях, следует отметить, что все эти понятия носят деятельностный характер, проявляются в действии в условиях квазипрофессиональной и реальной профессиональной деятельности. Задачей высшего профессионального образования в процессе формирования специальной компетенции у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна является создание такого учебного процесса, который был бы приближен к реальным условиям, в которых будет осуществляться профессиональная деятельность выпускника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко, В. И. Компетенции в професиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
2. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов : учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М. : Высш. шк., 1989. - 144 с.
3. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогического исследований : учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под общ. ред. Н. М. Борытко. - М. : Изд. центр «Академия», 2008. - 320 с.
4. Гершунский, Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3-7.
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 27.03.2000 г. Специальность 030500.04 - Профессиональное обучение (дизайн). Квалификация - педагог профессионального обучения. - М., 2000.
6. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб. - М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т ; МОДЭК, 2003. - 479 с.
7. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
8. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухиной. - 3-е изд. -СПб. : Питер, 2003. - 351 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
10. Попков, В. А. Дидактика высшей школы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Попков, А. В. Коржуев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.
11. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. Г. Каширин. - 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениям подготовки 050800 - Профессиональное обучение (по отраслям) [Проект].