Научная статья на тему 'К вопросу о развитии творческого потенциала студентов профессионально-педагогического вуза'

К вопросу о развитии творческого потенциала студентов профессионально-педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТВОРЧЕСТВО / ПРАКТИКО&SHY / ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / CREATIVITY / PRACTICE&SHY / ORIENTED TRAINING / CREATIVITY TRAINING / TRAINING CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ирина Васильевна, Тарасова Анжелика Геннадьевна

В статье рассмотрены современные подходы к проектированию содержания дисциплины «Макетирование», учитывающие возрастающие требования к вузовской подготовке профессионально­педагогических кадров. Определена роль педагогов в процессе творческого взаимодействия, их влияние на формирование ценностных ориентаций, профессиональных и общекультурных компетенций будущих бакалавров профессионального обучения в области дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Ирина Васильевна, Тарасова Анжелика Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern approaches to designing the content of the discipline “Layout” are discussed, taking into account the increasing requirements for high school vocational training of teaching staff. The role of teachers in the process of creative interaction is determined as well as their influence on the formation of value orientations, professional competencies of future bachelors of vocational training in the field of design.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии творческого потенциала студентов профессионально-педагогического вуза»

А.Г. Тарасова, И.В. Осипова К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО

потенциала студентов профессионально-педагогического вуза

В статье рассмотрены современные подходы к проектированию содержания дисциплины «Макетирование», учитывающие возрастающие требования к вузовской подготовке профессионально-педагогических кадров. Определена роль педагогов в процессе творческого взаимодействия, их влияние на формирование ценностных ориентаций, профессиональных и общекультурных компетенций будущих бакалавров профессионального обучения в области дизайна.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, творчество, практико-ориентированная подготовка, творческий потенциал, профессиональная подготовка, содержание обучения.

УДК 378 ББК 74.480

A.G. Tarasova, I.V. Osipova

development of creative potential of students of the pedagogical higher school

The modern approaches to designing the content of the discipline "Layout" are discussed, taking into account the increasing requirements for high school vocational training of teaching staff. The role of teachers in the process of creative interaction is determined as well as their influence on the formation of value orientations, professional competencies of future bachelors of vocational training in the field of design.

Key words: professional competence, creativity, practice-oriented training, creativity training, training content.

На сегодняшний день есть необходимость говорить о новом взгляде на образование, так как именно сейчас очень тесно взаимосвязаны образовательная и профессиональная интеллектуальная деятельность [2].

Обновление содержания образования (в том числе и профессионально-педагогического) стало важнейшей задачей развития российской системы профессионального образования в рассматриваемый период.

Реализуемые в настоящее время ФГОС ВО третьего поколения и заданные профессиональным стандартом требования (педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования) строятся на компетентностной основе кредитного формата и ориентированы на результаты образования, которые представлены в виде компетенций выпускников.

В связи с этим в профессионально-педагогическом образовании происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, умений и соответствующего опыта.

Современному обществу необходим творческий педагог профессионального обучения, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, отвечающий требованиям работодателей, общества, рынка труда и личности.

В этом случае одним из эффективных путей при подготовке будущих педагогов профессионального обучения (профиль: Дизайн), по нашему мнению, является практико-ориентированная подготовка, основанная на развитии личностных качеств и творческих потенциальных возможностей.

го ш о

с ^

о

о

03

го ш о о го

ГО

Необходимым условием развития творческих возможностей у студентов, по мнению М.М. Поташника, является преподавание специальных учебных дисциплин, которые позволяют обучать творческой деятельности [6]. Основным качеством творческого педагога, по его мнению, является видение проблемы, так как наличие проблем есть источник творчества [4].

При подготовке педагогов профессионального обучения в области дизайна развитие творчества в направлении художественно-композиционного построения - важная составляющая.

Поэтому специальная дисциплина «Макетирование» ставит своей целью подготовку бакалавров, владеющих системой знаний законов художественно-композиционного творчества, обладающих пластическим видением и объемно-пространственным мышлением, способных профессионально воплощать композиционное решение в материальную форму.

Задачи, направленные на достижение поставленной цели:

1) изучение техники и приёмов макетирования с учетом свойств и пластических возможностей различных материалов;

2) овладение методами моделирования объемно-пространственных композиций;

3) формирование умения грамотно использовать пластический художественный язык и конструктивные свойства материалов макетирования, добиваться максимальной выразительности работы;

4) развитие объемно-пространственного мышления;

5) формирование навыков самостоятельной творческой работы [8].

Учитывая то, что творчество - это процесс, которому невозможно научить, перед преподавателем ставится важная задача, связанная с развитием творческого потенциала будущего специалиста в условиях модернизации образовательных процессов.

С.Н. Мартыновская говорит о невозможности передачи природных способностей одного человека другому и об

обязанности педагога раскрыть и развить творческий потенциал личности обучающегося, так как именно через творческую деятельность и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Кроме того, необходима помощь преподавателя в раскрытии креативности как способа проявления собственной индивидуальности, следствием чего является развитие творческого потенциала личности будущего дизайнера [3].

Для раскрытия содержания творчества в области макетирования определены специфика и сущность следующих понятий:

• творчество как важнейший механизм адаптации - необходимое личностное качество, позволяющее реализовы-ваться в быстро меняющихся современных социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле [3].

• творческий потенциал - это совокупность элементов, включающих комплекс способностей (личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности), необходимых в решении творческих задач.

• процесс развития творческого потенциала - это сознательная и целеустремлённая деятельность обучающегося, являющаяся механизмом преобразования его возможностей.

Дисциплина «Макетирование» включает в себя информационный и процессуальный этапы.

Реализация информационного этапа осуществляется за счет формирования теоретических основ по темам курса, установления связей с предыдущими темами и смежными дисциплинами («Компьютерное моделирование», «Основы графического дизайна»), выявления роли, места и значения данной темы в формировании способностей, навыков и умений профессионального творчества будущих специалистов в области дизайна. Предполагается овладение студентами методами и приемами достижения гармоничного взаимодействия материальной формы, развитие пластического видения, способности свободно

и грамотно воплощать композиционное решение средствами макетирования, необходимыми при подготовке бакалавра профессионального обучения в области дизайна [8].

Процессуальный этап непосредственно обеспечивает возможность развития творческой личности.

Через проектную деятельность студентов по созданию инновационного проекта происходит визуальное воплощение, помогающее донести идею. Примером служит тот факт, что ни одна значительная зарубежная выставка, а также проводимый ежегодно в г. Екатеринбурге ИННОПРОМ не обходятся без моделирования технических объектов, механизмов и визуальных коммуникаций.

В целях превращения студента в творческую, креативную личность на дисциплине «Макетирование» создаются конкретные условия производственной ситуации с учетом социальных потребностей. (Такие задания называются практико-ориентированными.) Практико-ориенти-рованные задания (проекты) (например, трансформация изображений на объемные плоскости) выполняются студентами во время лабораторного практикума с преподавателем и дома самостоятельно. Студенту необходимо сделать макет объемной композиции и на его поверхность спроецировать изображения с учетом трансформации формы.

Практическая составляющая дисциплины содержит задания обязательного характера и задания творческого уровня, при выполнении которых студентам предоставляется возможность использования полученных знаний в ситуации, имитирующей художественно-проектную деятельность, например: разработка упаковки пробной продукции (сувенира) для конкретной фирмы, проводящей рекламную акцию.

Стимулируя самостоятельную работу студента, педагог организует проведение лабораторного практикума, где создает реальную ситуацию «заказа продукции» для конкретного мероприятия. При этом достигаются не только учебные, но и развивающие цели - развитие критического творческого мышления.

Главной целью деятельности педагога является стимулирование и поощрение всех творческих проявлений личности студента.

Перспективность технологии развития заключается в целенаправленном развитии умения самостоятельно конструировать поиск творческого решения профессиональной задачи. Поэтому важное место занимает эвристическая деятельность, предполагающая наличие не только определённого набора знаний, умений и навыков (базовых компонентов деятельности), но и определенного уровня развития творческого потенциала, а главное - способствующая преодолению существенного противоречия современного образования: между креативностью и технологичностью.

Результаты работы студентов демонстрируются на выставках разных уровней. Это является средством стимулирования и мотивации студентов на занятиях. Также студенты принимают участие в конференциях и тематических выставках, таких как: «Современный взгляд на литературу» и «Объемная иллюстрация» (посвященные Году литературы), «Макет памятника» (в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне) и т.д. Обучающиеся разрабатывают визуальные коммуникации для проведения различных мероприятий.

Сегодня Екатеринбург предлагает новые проекты, в которых могут поучаствовать самые разные творческие объединения, в том числе учебные группы. Например, «стратегическая идея Ельцин-университета заключается в том, чтобы создать творческое по сути, жизнерадостное по атмосфере и многопрофильное по содержанию культурно-образовательное пространство, организованное для развивающего продуктивного общения и конструктивного диалогового сотрудничества» [1, с. 2]. Эта площадка будет активно развиваться, используя потенциал молодых дизайнеров, так как экспозиции культурного центра обязаны изменяться под разные цели и проекты. Именно здесь будет востребован опыт педагогов, которые передают знания в сфере макетирования, создания инсталляций, проектирования.

I го ф со I- ^

ш

о ^ * о О Ф Ф т

2-1

2 £

¡= 5 ^ ф

^ с

и

ш х со -О го с; £^ГО

«5- §

о о ЪИ п.

го ш о

с ^

о О

Ш

го ей о о го

ГО

«Работы наших студентов и преподавателей не оторваны от современных российских проблем. Так, в РГППУ 9 декабря 2015 г. состоялась студенческая Всероссийская (с международным участием) научная интернет-конференция "Формирование в молодежной среде нетерпимости к коррупционному поведению", посвящённая Дню противодействия коррупции в Российской Федерации. Одной из заявленных целей конференции является творческое осмысление проблемы коррупции. Творческая составляющая позволила предусмотреть в плане мероприятий подготовку и организацию антикоррупционной выставки (создание буклетов, листовок, плакатов, инсталляций и пр.) студентами разных специальностей, в том числе под руководством Тарасовой А.Г.» [7, с. 270]. Участие студентов в подобной работе позволяет формировать гражданскую позицию и антикоррупционные компетенции, тесно взаимодействовать с педагогом и другими обучающимися, достигая при этом высоких результатов, признаваемых научной и студенческой общественностью.

Студенты и выпускники воплощают свои идеи в различных проектах, участвуют в конкурсах и выставках разного уровня, демонстрируя отличные профессиональные компетенции в своих дизайнерских проектах. Выражая творческий потенциал, студенты занимают призовые места: в 2015 году в Международной олимпиаде «ГГ-Планета "3D-моделирование"»; во Всероссийском конкурсе инновационных проектов в области дизайна интерьеров «Ветер мечты»; в УШ Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 051000 (44.03.04); в Х Международном конкурсе молодых дизайнеров «ДИЗАЙН-ФОРМА 2015».

Развитие творческого потенциала педагога профессионального обучения важно для него и в личностном аспекте, так как предполагает постоянное обновление знаний, обращение к анализу, рефлексии и проектной деятельности, что обеспечивает его профессиональный рост, достижение профессиональных успехов, общественное признание, а также личностное и профессио-

нальное самоутверждение [5, с. 119].

Педагог имеет время и возможности корректировать деятельность студента, направлять её в новое русло, раскрывать способности, учитывая индивидуальные особенности развития личности.

Таким образом, технология творчества, реализуемая на дисциплине, состоит прежде всего в выявлении и совершенствовании творческих возможностей личности обучающегося и превращении их в устойчивые, социально-ценностные творческие параметры. Данная технология направлена на формирование умения самостоятельно находить пути творческого решения профессиональной задачи. Стимулирование и поощрение всех творческих возможностей личности обучающегося, всесторонняя помощь и поддержка первых самостоятельных авторских решений - главная цель технологии творчества.

В ходе целенаправленной систематической работы студента формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотиваци-онная направленность в поиске нового, нестандартного, оригинального, актуализируется его творческий потенциал. Вовлекая студентов в эвристическую деятельность на занятиях по макетированию, можно показать пути творческого преобразования какого-либо материала. Совместная учебно-эвристическая деятельность оказывает положительное влияние не только на развитие студента, но и на развитие педагога, который, взаимодействуя с обучающимися, получает возможность профессионального роста, т.к. увлечённость творческим процессом в результате выводит на вовлеченность в этот процесс.

Итак, содержательные и методические аспекты преподавания дисциплины «Макетирование» оказывают влияние на развитие творческого потенциала студента, готовят его к самостоятельному решению задачи, проблем, учат предъявлять результаты своей работы широкой общественности, более качественно готовят к будущей профессиональной деятельности в области дизайна.

Библиографический список

1. Бурбулис, Г.Э. Об открытии Народного университета российского конституционализма [Текст] / Г.Э. Бурбулис // Ельцин - Новая Россия-Мир. - Екатеринбург: Ельцин-центр, 2015. - С. 2-4.

2. Кузнецов В. Учебник в постиндустриальную эпоху [Текст] / В. Кузнецов, Е. Клыгина, Т. Федосова, А. Горбачев // Высшее образование в России. - 2004. - № 9. - С. 103-108.

3. Мартыновская, С.Н. О развитии творческого потенциала студента в процессе изучения материаловедения [Текст] / С.Н. Мартыновская // Современные наукоемкие технологии. - 2005. -№ 10. - С. 22-23.

4. Осипова, И.В. Педагогические условия и средства подготовки педагога профессиональной школы к творчеству: теория и практика [Текст] / И.В. Осипова // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. -2011. - № 4(49). - С. 60-68.

5. Осколкова, Ю.В. Модель развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения [Текст] / Ю.В. Осколкова / / Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2012. - № 1(46). - С.118 -125.

6. Поташник, М.М. Профессиональные объединения педагогов [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Наука, 2002. - 234 с.

7. Снегирёва, М.В. Преимущества антикоррупционного поведения: возможности профессионального роста и построения политической карьеры [Текст] / М.В. Снегирёва // Право в современном мире: баланс интересов государства и бизнеса: сб. науч. тр. - Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, 2015. - 356 с.

8. Учебно-методический комплекс дисциплины «Макетирование»: для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» профилизации «Дизайн и компьютерная графика» [Текст] / сост. А.Г. Тарасова; рец. С.Г. Кудрявцев. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2013. - 33 с.

Referencеs

1. Burbulis G.E. On the opening of the People's University of Russian constitutionalism. Yeltsin Russia-New World. Yekaterinburg: Yeltsin Center, 2015. P. 2-4. [in Russian].

2. Kuznetsov V., Klygina E., Fedosov T., Gorbachev A. Textbook in the postindustrial era. Vysshee obrazo-vanie v Rossii, 2004. № 9. P. 103-108. [in Russian].

3. Martynovskaya S.N. On the development of the creative potential of students in the study of materials science. Sovremennyie naukoiemkie technologii, 2005. № 10. P. 22-23. [in Russian].

4. Osipova I.V. Pedagogical conditions and means of training teachers of vocational schools to the creation of the theory and practice. Vestnik FSEIHPE MSAU, 2011. №4 (49). P. 60-68. [in Russian].

5. Oskolkova Y.V. The model of development of creative potential of the future teachers of vocational training. Herald of the Training Association on vocational teacher education, 2012. № 1 (46). P. 118-125. [in Russian].

6. Potashnik M.M. Professional associations of teachers. M.: Nauka, 2002. P. 234. [in Russian].

7. Snegireva M.V. Advantages of anti-corruption behavior: opportunities for professional growth and building a political career. Law in the modern world: the balance of interests of the state and business: Sat. scientific. Tr. Yekaterinburg: Ural Institute of Management - RANHiGS branch under the President of the Russian Federation, 2015. P. 356. [in Russian].

8. Educational-methodical complex of discipline "Layout": for students of all forms of education training areas 051000.62 Vocational training (on branches) profile training "Decorative - Applied Art and Design" profiling "Design and Computer Graphics". Comp. AG Tarasova; rec. SG Kudryavtsev. - Ekaterinburg: Publisher RGPPU, 2013. P. 33. [in Russian].

Сведения об авторах: Тарасова Анжелика Геннадьевна,

старший преподаватель, кафедра дизайна интерьера, Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г. Екатеринбург, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Осипова Ирина Васильевна,

кандидат педагогических наук, профессор,

кафедра документоведения, истории и правового обеспечения, Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г. Екатеринбург, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about authors: Tarasova Anzhelika Gennadevna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Senior Lecturer,

Department of Interior Design,

Russian State Professional

Pedagogical

University,

Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Osipova Irina Vasilevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Professor,

Department of Documentation, History and Legal Ensuring, Russian State Professional Pedagogical University. Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]

< <

УДК 378:681.14 ББК 74.480:32.973

А.А. Томилов

развитие управленческой компетенции

В ОБЛАСТИ кадровой БЕЗОПАСНОСТИ СПЕцИАЛИСТА

по защите информации в вузе

В статье доказана возможность развития управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации в вузе на основе учета специфики этапов этой деятельности. Уточнено понятие управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации, ее структура и содержание. На основе эволюции подходов к управлению человеком в производственном процессе и специфического содержания этапов деятельности по обеспечению кадровой безопасности обоснована модель развития управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации в вузе. Расширены теоретические представления терминологического пространства педагогической науки по проблеме развития управленческой компетенции в области кадровой безопасности будущего специалиста по защите информации, развития теории повышения качества этого процесса. Разработанная модель может использоваться в процессе планирования и организации образовательного процесса по образовательным направлениям по информационной безопасности.

Ключевые слова: управленческая компетенция, кадровая безопасность, специалист по защите информации, модель, педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.