Научная статья на тему 'Развитие творческого компонента специальных компетенций будущих педагогов профессионального обучения'

Развитие творческого компонента специальных компетенций будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дульчаева Ирина Львовна

В данной статье говорится об актуальности развития творческой личности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию и формирования профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Рассмотрены теоретические основы компетентностного подхода в высшем образовании, раскрыты сущность и структура общекультурной, профессиональной и специальной компетенций. Важной составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность, а для будущего педагога профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна развитие умения и навыков творческой деятельности, творческого мышления, творческих способностей, которые авторами статьи рассматриваются как составляющие творческого компонента специальных компетенций для данного направления подготовки. Творческий компонент проявляется в творческом подходе к решению любых профессиональных задач. В результате анализа теоретической литературы, стандартов, программ, практического опыта педагогов в данной области и своего опыта предложены педагогические условия эффективного развития творческого компонента специальных компетенций для профиля Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Экспериментально проверены педагогические условия на практических занятиях, где студенты выполняли практико-ориентированные проекты в процессе их профессиональной подготовки, с которыми они приняли участие в различных творческих конкурсах и выставках. В статье приведены примеры творческих проектов студентов, выполненных под руководством педагогов-практиков, народных мастеров Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дульчаева Ирина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE COMPONENT OF SPECIAL COMPETENCES IN FUTURE PEDAGOGUES OF PROFESSIONAL EDUCATION

This article is devoted to the urgency of the development of creative personality, ability to self-development and self-improvement and formation of professional competence in future pedagogues of professional education in the field of Decorative and applied arts and design. The theoretical fundamentals of competence approach in higher education are considered, the essence and structure of the general cultural, professional and special competences are revealed. The professional competence is an important constituent of person’s professionalism. And for the future pedagogue of professional education in the field of Decorative and applied arts and design it is the development of skills and habits of creative activity, creative thinking, creative abilities, which are considered by the authors as the constituents of creative component in special competences for this area of training. The creative component reveals in the creative approach to the solution of any professional problems. As a result of the analysis of theoretical literature, standards, programs, practical experience of pedagogues in this field and the authors own experience, the pedagogical conditions for the effective development of the creative component in special competences for a profile of Decorative and applied arts and design are proposed. The pedagogical conditions are experimentally verified at practical classes. The students made practically-oriented projects in the course of their professional training and then they participated with these projects in various creative contests and exhibitions In the article there are the examples of the creative projects made by the students under the guidance of the pedagogues-practitioners, folk masters of the Republic of Buryatiaa

Текст научной работы на тему «Развитие творческого компонента специальных компетенций будущих педагогов профессионального обучения»

УДК 378

DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-6 И.Л. ДУЛЬЧАЕВА1

'Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье говорится об актуальности развития творческой личности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию и формирования профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Рассмотрены теоретические основы компетентностного подхода в высшем образовании, раскрыты сущность и структура общекультурной, профессиональной и специальной компетенций.

Важной составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность, а для будущего педагога профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна - развитие умения и навыков творческой деятельности, творческого мышления, творческих способностей, которые авторами статьи рассматриваются как составляющие творческого компонента специальных компетенций для данного направления подготовки. Творческий компонент проявляется в творческом подходе к решению любых профессиональных задач.

В результате анализа теоретической литературы, стандартов, программ, практического опыта педагогов в данной области и своего опыта предложены педагогические условия эффективного развития творческого компонента специальных компетенций для профиля Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Экспериментально проверены педагогические условия на практических занятиях, где студенты выполняли практико-ориентированные проекты в процессе их профессиональной подготовки, с которыми они приняли участие в различных творческих конкурсах и выставках.

В статье приведены примеры творческих проектов студентов, выполненных под руководством педагогов-практиков, народных мастеров Республики Бурятия. Ключевые слова: педагог профессионального обучения, декоративно-прикладное искусство и дизайн, специальные компетенции, творческий компонент, практико-ориентированная проектная деятельность.

I.L. DULCHAEVA1

'Buryat State University, Ulan-Ude, Russia

DEVELOPMENT OF CREATIVE COMPONENT OF SPECIAL COMPETENCES IN FUTURE PEDAGOGUES OF PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. This article is devoted to the urgency of the development of creative personality, ability to self-development and self-improvement and formation of professional competence in future pedagogues of professional education in the field of Decorative and applied arts and design. The theoretical fundamentals of competence approach in higher education are considered, the essence and structure of the general cultural, professional and special competences are revealed. The professional competence is an important constituent of person's professionalism. And for the future pedagogue of professional education in the field of Decorative and applied arts and design it is the development of skills and habits of creative activity, creative thinking, creative abilities, which are considered by the authors as the constituents of creative component in special

competences for this area of training. The creative component reveals in the creative approach to the solution of any professional problems.

As a result of the analysis of theoretical literature, standards, programs, practical experience of pedagogues in this field and the authors own experience, the pedagogical conditions for the effective development of the creative component in special competences for a profile of Decorative and applied arts and design are proposed. The pedagogical conditions are experimentally verified at practical classes. The students made practically-oriented projects in the course of their professional training and then they participated with these projects in various creative contests and exhibitions In the article there are the examples of the creative projects made by the students under the guidance of the pedagogues-practitioners, folk masters of the Republic of Buryatiaa Keywords: pedagogue of professional education, decorative and applied arts and design, special competences, creative component, practically-oriented project activity.

Программы развития и модернизации высшего профессионального образования определяют необходимость создания в российских вузах такой образовательной среды, которая бы в полной мере способствовала формированию и развитию профессионализма выпускников. Социальный заказ и современная компетентностно ориентированная парадигма образования нацеливают высшие учебные заведения на ряд сложных задач, от решения которых во многом зависит успешность и комфортность деятельности будущих специалистов в стремительно изменяющемся мире. Среди них можно выделить такие, наиболее актуальные и значимые задачи, как приоритетность развития творческой личности, ее способность к саморазвитию и самосовершенствованию и формирование профессиональной компетентности.

Целью исследования являются теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий эффективного развития творческого компонента специальных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.

В соответствии с поставленными целями определены задачи исследования: изучение профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна, возможности развития творческого компонента специальных компетенций в процессе подготовки педагогов профессионального обучения.

Для решения поставленных задач раскрываются следующие исследовательские вопросы:

— актуальность развития творческой личности, формирование профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна;

— творческие способности как составляющие творческого компонента специальных компетенций по данному направлению подготовки;

— педагогические условия развития творческого компонента.

Для достижения поставленной цели, решения вытекающих задач нами проведены: теоретический анализ историко-педагогической, психолого-педагогической и дидактической литературы; анализ существующих стандартов, нормативных документов, программ и учебных пособий по обучению студентов специальным дисциплинам по данному направлению и профилю подготовки; изучение и обобщение опыта преподавателей вузов с целью совершенствования методики по развитию творческих способностей студентов профессионального обучения; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных результатов в ходе эксперимента.

В условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования становится необходимой подготовка технологически

грамотных педагогов профессионального обучения. В этой связи подготовка будущих педагогов профессионального обучения составляет часть их профессиональной компетентности и психологической перестройки мышления в условиях современных требований к профессионально-педагогической деятельности. В общей системе профессионально-педагогического образования особое место принадлежит соответственно педагогической и профессиональной деятельности, чем обусловливается социальная роль педагогов профессионального обучения. Педагог профессионального обучения должен знать не только законы и принципы профессионального обучения, сущность и структуру педагогического процесса, особенности методов, средств профессионального обучения рабочих и специалистов, но и быть готовым осуществлять технологический процесс, обеспечивающий высокий уровень сформированности общих и профессиональных компетенций [11].

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования определены компетенции, которыми должны обладать выпускники: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные, - они призваны служить фундаментом, позволяющим выпускнику ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образовательной деятельности.

Важнейшей составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы формирования профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» (G.K. Britell, R.M. Jueger, W.E. Blank) и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия [10]. Профессиональная компетентность рассматривается как важнейшая характеристика его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и представляет совокупность определённых компетенций [9].

Мы под профессиональной компетентностью выпускника понимаем обладание им теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности, умение их применять на практике и постоянное стремление к саморазвитию.

Третью группу компетенций, входящих в образовательные программы высшего профессионального образования, составляют специальные компетенции - это основные компетенции, которые формируют знания, умения и навыки согласно выбранному профилю подготовки. ФГОС ВО оставляет вузам широкий простор для творчества в достраивании этих наборов специальных компетенций, отражающих особенности профессиональной деятельности выпускников. Например, для студентов направления «Профессиональное обучение» по профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» специальные компетенции отражают знания, умения и навыки в декоративно-прикладном искусстве и дизайне.

Подготовка педагогов профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна отличается от подготовки педагогов других специальностей и дизайнеров-профессионалов. Подготовка педагогов профессионального обучения носит «бипрофессиональный характер, то есть образовательная программа ориентирована на подготовку специалистов по двум направлениям профессиональной деятельности: педагогической и проектной» [5].

Реализация программы подготовки педагогов профессионального обучения на базе Педагогического института по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн) позволяет придать их обучению

практико-ориентированныи характер как в освоении специализированных знании и умении в области декоративно-прикладного искусства и дизайна, так и в области педагогики и методики преподавания специальных дисциплин.

Педагог профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным дисциплинам, а также практическое обучение по группам родственных профессий в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. На рисунке 1 представлена схема, раскрывающая компоненты специальных компетенций будущих педагогов профессионального обучения в области ДНИ и дизайна: теоретико-технологический, операционно-деятельностный, творческий и личностный.

Теоретико-технологический компонент

Рисунок 1 - Структура специальных компетенций

Теоретико-технологический компонент включает основополагающие знания по специальным дисциплинам по профилю Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Операционно-деятельностный компонент представляет технические приемы, практические умения по рисунку, живописи, декоративно-прикладному искусству, компьютерному дизайну. Личностный компонент - мотивационно-ценностные установки, эмоционально-волевые свойства, психологические особенности и личностный потенциал.

И одним из важных компонентов специальных компетенций будущего педагога профессионального обучения по декоративно-прикладному искусству и дизайну является творческий компонент, который проявляется в творческом подходе к решению всяких профессиональных задач. Составляющие творческого компонента представляют собой совокупность: умений и навыков творческой деятельности, творческого, наглядно-образного мышления, творческого воображения, творческих способностей и других творческих качеств личности.

В результате изучения основных понятий, структуры компетенций будущего педагога профессионального обучения, особенностей их подготовки нами были предложены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию творческого компонента специальных компетенций в процессе обучения:

— теоретическая и методическая подготовленность преподавателя, обращённая на развитие творческого компонента специальных компетенций у студентов данного профиля, средствами их мотивации к решению нестандартных профессиональных задач, создания условий усвоения методологией и методикой решения творческих задач, демонстрирования собственного творческого подхода к разработке профессиональных проектов;

— включение студентов в практико-ориентированную проектную деятельность в процессе профессиональной подготовки;

— последовательное усложнение творческих проектов по степени эвристичности доминирующей деятельности и готового продукта (репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный, творческий); уровню завершенности и степени детализации готового продукта; количеству дисциплин, материал которых используется при разработке и реализации проекта.

На занятиях со студентами для развития творческого компонента специальных компетенций будущих педагогов декоративно-прикладного искусства и дизайна применялись психологические методы их мотивации к решению профессиональных задач:

— мотивация личным примером. Интерес студентов к изучаемой дисциплине обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя, т.е. дисциплина, умение самоорганизоваться, доброжелательность в общении и другие;

— формирование положительного отношения к профессии, на занятиях акцентировали внимание на важных профессиональных компетенциях, которые формируются у них при выполнении проектов;

— предоставление максимальной свободы студентам, т.е. возможность выбора, обсуждение формы выполнения индивидуальной самостоятельной работы, темы проекта;

— похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и отличительных особенностей выполненной работы прибавляет обучающемуся уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата, со временем его повышая;

— использование современных методов обучения (проектный, проблемный, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и другие), их разнообразие в организации учебной деятельности повышает мотивацию студентов [20].

Активизация творческого компонента специальных компетенций студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством в нашем исследовании осуществлялась путем вовлечения их в условия творчества (посещение музея истории, художественного музея, изучение традиций и культуры бурят, орнаментального искусства), демонстрирования собственного творческого подхода и опыта других педагогов республики к разработке профессиональных проектов.

Также с целью развития творческого компонента мы включаем студентов в практико-ориентированную проектную деятельность в процессе профессиональной подготовки. Использование технологии проектной деятельности ориентирует студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Как показала практика, в ходе выполнения проектов у студентов расширяется круг восприятия и представлений, складываются и совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности, вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. А под практико-ориентированным мы понимаем проект, нацеленный на конкретные практические аспекты деятельности [8].

Цель практико-ориентированной проектной деятельности:

1) формирование компетентности у студентов в создании проектов, их практическая значимость, направленность и приемлемость;

2) ознакомление студентов на предметном и межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами, которые характерны для будущей их профессиональной деятельности, и со способами решения этих проблем.

Для развития составляющих творческого компонента: умений и навыков творческой деятельности, наглядно-образного мышления, творческого воображения,

творческих способностей и других творческих качеств личности мы обучаем студентов грамотно передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов; самостоятельно разработать и последовательно выполнить композицию по теме проекта.

На начальном этапе студенты выполняли индивидуальные проекты, разрабатывали форму шкатулки из бересты и способы украшения их из того же материала, далее задача последовательно усложнялась, где студенты должны были использовать полученные знания, умения и навыки по рисунку, живописи, формообразованию при оформлении шкатулки элементами росписи, пирографии, резьбы в национальном стиле.

Большой интерес вызывает проект «Берестяная сказка». При работе над этим проектом студенты разработали дизайн мастерской «Берестяная сказка», выполнили творческие работы из бересты, приготовили технологические карты выполнения изделий для дальнейшей педагогической деятельности. Большую поддержку в подготовке бересты и консультирование студентов проводил народный мастер республики Цыбиков Валерий Дашиевич.

Рисунок 2 - Работы из бересты, выполненные студентами

Примером демонстрирования творческого подхода педагога к разработке профессиональных проектов является работа над проектом «Наследие». Этот проект выполнялся совместно с МАОУ «Сотниковская СОШ» Иволгинского района республики Бурятия. Мастер-классы для студентов проводила учитель технологии Оскорбина Наталья Петровна с учащимися школы. Проект выполнен в технике квиллинг с использованием бурятских орнаментов, символов и элементов. Работы студентов выполняются в форме мандалы. Это символ, который часто имеет округлую форму, что означает олицетворение мира и модели Вселенной. Мандала также способствует ускорению духовного, эстетического и творческого развития студентов. Так как огромный пласт культуры принадлежит буддизму и буддийской традиции, к этому пласту относится и буддийское учение, включающее философию, тибетскую медицину, астрологию, буддийскую живопись и декоративно-прикладное искусство. В данном проекте произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; формируют творческие способности, мышление.

Рисунок 3 - Работа студентов над проектом «Наследие»

Экспериментальная проверка предложенных педагогических условий в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения дает возможность активизировать процесс развития творческого компонента специальных компетенций в области декоративно-прикладного искусства и дизайна путем внедрения реальных профессиональных задач. Составляющие творческого компонента специальных компетенций будущих педагогов профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна мы проверяли с помощью тестовых заданий на каждый критерий и анализа выполнения практических работ, результатов проектной деятельности.

Например, для проверки уровня развития творческого мышления мы провели тестирование, результаты которого оценивались в баллах по трем показателям: беглость, гибкость, оригинальность.

14 12

10 8 6 4 2 0

□ На констатирующем этапе

□ На контрольном этапе

Беглость

Гибкость Оригинальность

Рисунок 4 - Результаты проверки уровня развития творческого мышления студентов

Сравнительный анализ подтверждает развитие критериев творческого мышления студентов, у них выявлен достоверный сдвиг по показателям беглости и гибкости. Изменение показателей оригинальности отметим как тенденцию к увеличению. Методика психолого-педагогического наблюдения показывает тенденцию к выполнению студентами не просто большого количества идентичных творческих работ, а к поиску оригинальных, содержательных по смыслу работ. Будущие педагоги профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна задействуют все изученные практические умения и навыки по рисунку и живописи в выполнении не односложных, разнообразных вариантов творческих проектов.

Творческая личность рождается тогда, когда студенты учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умения и навыки в практической деятельности, умеют анализировать и делать выводы. Критерии творческого компонента студентов

развиваются в целом за счет поэтапного выполнения проектов с постепенным усложнением задач, позволяющего планомерно переходить от репродуктивно-творческой деятельности к творческо-репродуктивной, а затем и к творческой. Также у студентов развиваются способности к творческой самореализации и самооценке в результате участия студентов в различных проектах, конкурсах, выступлениях с мастер-классами перед учителями и педагогами дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству, обучения рукоделию участников проекта «Диалог поколений».

ЛИТЕРАТУРА

1. Агарагимова В.К., Валиева П.О., Ибрагимова Р.Ю. Психолого-педагогические проблемы развивающей подготовки специалистов в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2015. №5(54). С.6-7.

2. Базарова Т.С. Перспективы развития системы профессионального образования в современных условиях // Вестник БГУ. 2012. №1-2. С. 117-120.

3. Борытко Н.М. Теория обучения: учебник для студентов пед. вузов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.

4. Будаева С.Д. Развитие творческого мышления подростков в процессе решения неопределенных проблемных ситуаций // Вестник БГУ. 2017. №1. С.67-73.

5. Воровщиков С.Г Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. М., 2010.

6. Дульчаева И.Л. Модульная технология обучения как средство активизации самостоятельной учебной деятельности будущих педагогов дизайна // Вестник БГУ. 2009. №1. С. 214-219.

7. Дульчаева И.Л., Корытов Г.А. Компетентностно ориентированные задания как средство диагностики профессиональных компетенций студентов вуза // Вестник БГУ. 2016. №4. С. 72-76.

8. Дульчаева И.Л. Развитие учебно-познавательной компетентности студентов вуза на основе модульно-рейтингового обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2014. 21 с.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

10. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. 1988. №1. С. 36-38.

11. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 9, №1. C. 38-43.

12. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. М.: Дрофа, 2003.

13. Резникова Ю.Г. Развитие творческой самостоятельности будущих педагогов // Вестник БГУ. 2012. №1-2. С. 156-159.

14. Селезнёва Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.

15. Сидоренко В.Ф. Дизайнерские методы познания // ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Дизайн в об разовательной системе. М.: ВНИИТЭ, 1994.

16. Фомицкая Г.Н. Проектная активность педагогов как условие повышения качества общего образования // Вестник БГУ. 2012. №1-2. С. 76-81.

17. Хутмахер В. Ключевые компетенции для Европы. Среднее образование для Европы // Доклад симпозиума в Берне, Швейцария, 27-30 марта 1996. Страсбург, 1997.

18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002.

19. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 1996.

20. Способы повышения мотивации к обучению [Электронный ресурс]. URL: http://www.spk.edu.ru/prepodavatelyam/364-sposoby-povysheniya-motivatsii-k-obucheniyu (дата обращения: 08.08.2017).

REFERENCES

1. Agaragimova V.K., Valieva P.O., Ibragimova R.Ju. Psychological and pedagogical problems of developing training of specialists in a pedagogical university. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2015, no. 5(54), pp.6-7 (in Russian).

2. Bazarova T.S. Prospects for the development of vocational education in modern conditions. VestnikBGU, 2012, no. 1-2, pp. 117-120 (in Russian).

3. Borytko N.M. Theory of Learning: A Textbook for Pedagogical Students. universities. Volgograd, Publishing house of the All-Union State University of Arts, 2006 (in Russian).

4. Budaeva S.D. Development of creative thinking of adolescents in the process of solving uncertain problem situations. Vestnik BGU, 2017, no. 1, pp. 67-73 (in Russian).

5. Vorovshhikov S.G. Development of educational and cognitive competence of students: experience in designing an in-school system of educational, methodological and management support. Moscow, 2010 (in Russian).

6. Dul'chaeva I.L. Modular technology of teaching as a means of activating independent educational activity of future design teachers. Vestnik BGU, 2009, no. 1, pp. 214-219 (in Russian).

7. Dul'chaeva I.L., Korytov G.A. Competently oriented tasks as a means of diagnosing the professional competencies of university students. Vestnik BGU, 2016, no. 4, pp. 72-76 (in Russian).

8. Dul'chaeva I.L. Razvitie uchebno-poznavatel'noj kompetentnosti studentov vuza na osnove modul'no-rejtingovogo obuchenija. Diss. kand. ped. nauk [Development of educational and cognitive competence of university students on the basis of modular-rating training: author's abstract. Cand. ped. sci. diss.]. Ulan-Ude, 2014. 21 p. (In Russian)

9. Zimnjaja I.A. Key competences as a result-target basis of competence approach in education. Moscow, 2004 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Landsheer V. The concept of "minimal competence". Perspektivy: voprosy obrazovanija, 1988, no. 1, pp. 36-38 (in Russian).

11. Markova S.M., Cyplakova S.A. Profesiological foundations of pedagogical education. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2017, tom 9, no. 1, pp. 38-43 (in Russian).

12. Poljakov S.D. In search of pedagogical innovation. Moscow, Drofa Publ., 2003 (in Russian).

13. Reznikova Ju.G. Development of creative independence of future teachers. Vestnik BGU, 2012, no. 1-2, pp. 156-159 (in Russian).

14. Seleznjova N.A. The quality of higher education as an object of system research. Moscow, Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2002 (in Russian).

15. Sidorenko V.F. Design methods of cognition. VNIITJe. Biblioteka dizajnera. Dizajn v ob razovatel'noj sisteme. Moscow, VNIITJe Publ., 1994 (in Russian).

16. Fomickaja G.N. Project activity of teachers as a condition for improving the quality of general education. Vestnik BGU, 2012, no. 1-2, pp. 76-81 (in Russian).

17. Hutmaher V. Key Competencies for Europe. Secondary education for Europe. Doklad simpoziuma v Berne, Shvejcarija, 27-30 marta 1996. Strasburg, 1997 (in Russian).

18. Hutorskoj A.V. Key Competences as a Component of the Personally Oriented Education Paradigm. Uchenik v obnovljajushhejsja shkole: sb. nauch. tr. Pod red. Ju.I. Dika, A.V. Hutorskogo. Moscow, IOSO RAO Publ., 2002 (in Russian).

19. Shelten A. Introduction to professional pedagogy: a textbook. Ekaterinburg, Publishing house Ural.gos.prof.-ped. University, 1996 (in Russian).

20. Ways to increase motivation to learn. Available http://www.spk.edu.ru/prepodavatelyam/364-sposoby-povysheniya-motivatsii-k-obucheniyu (accessed 08.08.2017) (in Russian).

at:

© Дульчаева И. Л., 2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дульчаева Ирина Львовна - кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: dil71@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Dulchayeva Irina Lvovna - PhD, A/Professor, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia. E-mail: dil71@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.