Научная статья на тему 'Возможности образовательной среды педагогического вуза в развитии социальной компетентности студентов'

Возможности образовательной среды педагогического вуза в развитии социальной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН / STRUCTURE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SYSTEM-FORMING ELEMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE / PERSONALITY / DECORATIVE ARTS AND DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халтуева Александра Михайловна, Моргунова Ирина Геннадьевна

В статье анализируются возможности образовательной среды вуза в развитии социальной компетентности студентов, будущих педагогов. Наличие развитой социальной компетентности один из признаков зрелости человека в профессиональной сфере. Поэтому социальная компетентность рассматривается как важнейшая составляющая профессиональной компетентности педагогов. Представленная авторская модель образовательной среды Педагогического института Бурятского госуниверситета конкретизирует возможности и показывает место каждого ее компонента в формировании и развитии этой компетентности у будущих преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна. На основе краткой характеристики каждого структурного элемента модели образовательной среды Педагогического института раскрыто содержание, методы и организационные формы работы педагога, как преподавателя и куратора студенческой группы, направленной на актуализацию выделенных компонентов образовательной среды для развития социальной компетентности будущих преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кратко представлены результаты опытно-экспериментальной работы авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халтуева Александра Михайловна, Моргунова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Opportunities of Pedagogical University Educational Environment in Development of Student Social Competence

The article analyzes the opportunities of pedagogical university educational environment in development of future teachers’ social competence. Well-developed social competence is one of the features of professional maturity. Therefore, social competence is considered as the most important component of teacher professional competence. We have developed a model of educational environment on the basis of Pedagogical Institute at Buryat State University. This model defines the components of teaching decorative arts and design and their place in formation and development of future teachers’ competence. The content, methods and forms of teaching are revealed on the basis of description structural elements of educational environment. Activities of teacher and tutor are aimed at actualization of the selected components of educational environment for development of students’ social competence. The results of our experimental work are briefly presented in the article.

Текст научной работы на тему «Возможности образовательной среды педагогического вуза в развитии социальной компетентности студентов»

УДК 378.162.15

doi: 1018101/1994-0866-2106-4-121-128

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

© Халтуева Александра Михайловна

ассистент кафедры профессионального обучения и математики, Бурятский государственный университет Россия, 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25 E-mail: khamuyeva. sasha@yandex.ru

© Моргунова Ирина Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и математики, Бурятский государственный университет Россия, 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25 E-mail: imorgunova59@mail.ru

В статье анализируются возможности образовательной среды вуза в развитии социальной компетентности студентов, будущих педагогов. Наличие развитой социальной компетентности — один из признаков зрелости человека в профессиональной сфере. Поэтому социальная компетентность рассматривается как важнейшая составляющая профессиональной компетентности педагогов. Представленная авторская модель образовательной среды Педагогического института Бурятского госуниверситета конкретизирует возможности и показывает место каждого ее компонента в формировании и развитии этой компетентности у будущих преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна. На основе краткой характеристики каждого структурного элемента модели образовательной среды Педагогического института раскрыто содержание, методы и организационные формы работы педагога, как преподавателя и куратора студенческой группы, направленной на актуализацию выделенных компонентов образовательной среды для развития социальной компетентности будущих преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кратко представлены результаты опытно-экспериментальной работы авторов. Ключевые слова: структура образовательной среды; системообразующий элемент; профессиональная компетентность; социальная компетентность; личность; декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Условия жизни российского общества и образовательные реалии предъявляют серьезные требования к быстрому освоению новых социальных знаний и умений, расширению социальной компетентности личности. Педагогическая наука рассматривает компетентность как интегрированный результат образования.

Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности. Она проявляется в способности к сотрудничеству, в умении решать проблемы в различных жизненных ситуациях, в мобильности в разных социальных условиях, в умениях коммуникации и взаимопонимания. По мнению А. К. Марковой, наличие развитой социальной компетентности — один из признаков зрелости человека и в профес-

сиональной сфере, поскольку она создает основу совместной профессиональной деятельности, сотрудничества, а также вооружает принятыми в данной профессии приемами профессионального общения [4].

Многочисленные исследования проблемы формирования и развития социальной компетентности личности, осуществленные в последнее время (В. М. Басова, Т. Б. Беляева, И. А. Зимняя, Н. В. Калинина, М. С. Сулейма-нов, С. А. Учурова, А. В. Хуторской и другие), свидетельствуют о ее чрезвычайной актуальности. Она рассматривается как в контексте общего образования (А. В. Хуторской), профессионального становления (А. К. Маркова), так и в контексте общей культуры человека (И. А. Зимняя).

Социальная компетентность будущего педагога как компонент его профессиональной компетентности зависит от многих факторов — это и качество образовательных и рабочих учебных программ, учебно-методического обеспечения учебного процесса, менеджмента образовательной организации, особенности педагогического руководства процессами обучения и воспитания, то есть качество и особенности образовательной среды педагогического вуза в целом.

Понятие «образовательная среда», активно вошедшее в научно-педагогический оборот, трактуется неоднозначно. Понимая под «средой» окружение и условия, в которых протекает деятельность человека, мы имеем в виду, что вся совокупность условий среды влияет на развитие и формирование интересов, способностей, сознания личности. Среда как часть окружающего мира активно взаимодействует с субъектом. Средовой подход в образовании, разработанный Ю. С. Мануйловым [3], представляет теорию управления процессом развития личности через специально формируемую среду. При этом среди многообразных факторов среды особенно важна роль ближайшего социального окружения (семьи, друзей, образовательных, культурных и других организаций).

В своей работе мы придерживаемся позиции В. А. Ясвина и понимаем образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека [5]. Активная позиция человека, «погруженного» в образовательную среду, предполагает взаимовлияние, взаимодействие окружения с ним.

Образовательная среда неоднородна и специфична. Она складывается из разного числа компонентов, образующих систему, имеющую определенную структуру. Но при всем своеобразии конкретной образовательной среды в ней можно выделить базовые элементы. В исследованиях В. А. Козырева, И. В. Ермаковой, Н. И. Поливановой, В. А. Ясвина изложены разные подходы к пониманию этой структуры [1, 2, 5].

На основе анализа образовательной среды Педагогического института Бурятского госуниверситета нами была предпринята попытка определить ее структуру и разработать модель (рис. 1), которую мы применили в своей опытно-экспериментальной работе с целью наиболее оптимального исполь-

зования возможностей образовательной среды в формировании социальной компетентности будущих преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна. В основе разработки такой модели лежит социальный заказ на профессионально компетентного выпускника: требуется профессионал, умеющий грамотно осваивать не только профессиональную, но и социальную сферу, выстраивать бесконфликтные отношения в социальном пространстве, быстро и эффективно принимать решения, работать в команде — быть социально компетентным.

Остановимся на описании основных структурных компонентов модели образовательной среды Педагогического института, их содержания, способов и средств управления ею с целью актуализации возможностей развития социальной компетентности будущих педагогов. При этом в данной статье акцент сделан на возможностях педагогического руководства, осуществляемого преподавателем, куратором студенческой группы, а не административно-управленческих структур вуза.

В образовательной среде Педагогического института мы выделили четыре структурных компонента:

1) личностный (личность студента и его ближайшее окружение);

2) деятельностный (учебная, спортивная, творческая, общественно полезная, научная деятельности);

3) субъектный (администрация, коллектив преподавателей, кураторы, коллектив студентов — все субъекты педагогического процесса);

4) предметно-информационный (материально-техническая база, программное обеспечение, библиотечный фонд и др.).

Каждый из выделенных структурных компонентов образовательной среды Педагогического института имеет особое содержание и предполагает специфические средства, методы и условия его использования в целях развития личности и формирования профессиональной компетентности студентов.

Личностный компонент представлен личностью студента и предполагает, что в центре системы находится сам студент, его мотивы, цели, интересы, возможности, неповторимый психологический склад, характеризующий разные стороны его личности. При этом мы исходили из того, что личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных ценностными, смысло-жизненными ориентирами, приоритетами совместной деятельности каждого из ее участников. Поэтому в этот компонент мы включили также микросоциум — ближайшее окружение человека (семья, друзья, студенческая группа), то есть зону непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляются его повседневная деятельность, отношения и общение.

В нашей модели личность студента является системообразующим компонентом. Куратор группы, изучив личные дела студентов, получив информацию о среднем балле, мотивах поступления в Педагогический институт, дополнительном образовании, состоянии здоровья, родителях и т. д., провела диагностику уровня развития социальной компетентности студентов. Она осуществлялась с применением соответствующих методик по критериям и показателям, характеризующим проявления следующих личностных качеств: инициативность, поведенческая мобильность, ответственность и толерантность.

Деятельностный компонент модели образовательной среды представлен видами деятельности, включенность в которые дает возможность студентам Педагогического института наиболее полно реализовать свой личностный потенциал: учебная, спортивная, творческая, общественно полезная, научная. Осуществляя педагогическое руководство ими, мы учитывали их специфику, но в целом оно было направлено на актуализацию потенциала каждой из них с целью развития социальной компетентности будущих преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Для куратора студенческой группы важнейшей задачей является помощь каждому студенту в адаптации к новым условиям учебной деятельности, помощь в развитии ее основных элементов, прежде всего, таких как мотивация, самоконтроль и самооценка. Выявив наиболее значимые трудности и проблемы, снижающие успешность учения студентов (недостаточно развитые умения самостоятельной учебной деятельности, низкий уровень самоорганизации, снижение мотивации учения, бытовые трудности, проблемы со здоровьем и др.), мы основное внимание уделяли индивидуальной работе с каждым студентом. Контроль за посещением занятий, личные и групповые беседы, организация взаимопомощи, техническая и информационная поддержка учения, установление связи с родителями или родственниками студентов — такая работа куратора помогла существенно снизить количество

пропусков занятий, повысить успеваемость; основная часть студентов стала получать академическую стипендию, двое были переведены с коммерческой на бюджетную форму обучения.

Одна из серьезных причин, снижающих учебные результаты студентов, — недостаточный уровень их физической активности и проблемы со здоровьем. Поэтому для куратора важным является вовлечение всех студентов группы в спортивную деятельность, которая способствует формированию потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, мотивирует на улучшение и сохранение здоровья, на ведение здорового образа жизни, что способствует повышению эмоциональной устойчивости и умственной работоспособности студентов. Тесное взаимодействие куратора с заместителем директора Пединститута по спортивно-массовой работе позволило не только вовлечь студентов во многие массовые спортивные мероприятия Педагогического института, БГУ и города (марафон аэробики, малая шведская эстафета, перетягивание каната, чемпионат по скипингу), но и стать организаторами некоторых из них для студентов младших курсов («Веревочный курс» для первокурсников). Это сплачивало студентов, обучало эффективному взаимодействию, что в целом повлияло на психологический климат в группе и развитие их социальной компетентности.

Для будущих преподавателей дизайна важно постоянно быть включенным в творческую деятельность разной направленности и содержания. Студенты участвуют в танцевальных творческих коллективах (студия бального танца «Эффект»); в разработке, пошиве и демонстрации нескольких авторских коллекций одежды Театра мод. Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности, особое значение мы придавали организации прикладной творческой деятельности студентов во внеучебное время: проведение мастер-классов для учеников и учителей по различным видам прикладного творчества; организация выставок и конкурсов художественного творчества педагогов и учащихся школ.

Особую роль в развитии социальной компетентности студента играет общественно полезная деятельность. Она, с одной стороны, напрямую связана с их творческой деятельностью, а с другой — учит будущих преподавателей дизайна соотносить свои творческие желания, действия и поступки с общественными запросами и требованиями, учит быть организатором, руководителем и исполнителем, что крайне важно для развития социальной компетентности студента. Студенты привлекаются к участию в городских мероприятиях, посвященных «Дню защиты детей» (аквагрим детям); к оформлению городских и университетских объектов (роспись панно, новогоднее оформление корпуса, декорации для массовых мероприятий); к изготовлению сувениров для гостей международных научно-практических конференций («Арктический диалог в глобальном мире»); принимают участие в социальных акциях (благотворительный бал).

Одним из важнейших средств развития профессиональной компетентности будущих педагогов является научно-исследовательская деятельность. Ежегодно студенты 07320 группы участвуют и занимают призовые места в

научных конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня. Так, по результатам участия в студенческой НПК БГУ в 2014 г. и 2015 г. 9 докладов студентов 07320 группы были рекомендованы к публикации; в 2014 г. студентка этой группы заняла II место в региональной олимпиаде «Золотое сечение» в номинации «Графика».

Субъектный компонент нашей модели образовательной среды Педагогического института включает всех участников образовательного процесса: администрацию, коллектив преподавателей, кураторов групп и коллектив студентов. Его актуализация предусматривает выстраивание процесса взаимодействия всех субъектов на основе совместной творческой работы и диалога, создания ситуации успеха. При этом в выстраивании этого взаимодействия особая роль принадлежит куратору студенческой группы как посреднику между администрацией, коллективом педагогов и студентов, наиболее заинтересованному в диалогичных отношениях, основанных на принятии ими друг друга как ценностей и создании эмоционально комфортного общения.

Основные усилия куратора были направлены на сплочение коллектива студенческой группы не только на основе дружбы, товарищества, но и на основе ответственной зависимости. Привлечение к работе в органах студенческого самоуправления, а также профсоюзных структурах стало одним из наиболее эффективных и комплексных путей развития социальной компетентности будущих преподавателей дизайна. Студенты группы 07320 прошли обучения в Школе профсоюзного актива, получив соответствующие сертификаты.

Предметно-информационный компонент включает материально-техническую и информационную базы как совокупность средств учебного и научно-исследовательского труда студентов и преподавателей. Для будущих преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна имеет большое значение оснащение учебных мастерских и специализированных аудиторий, а также наличие компьютерных программ, позволяющих работать в области компьютерного дизайна: Photo-Paint, AdobePhotoshop, PicturePublisher, Painter, AdobeIllustrator, CorelDRAW, 3D StudioMAX, Auto CAD.

Вклад преподавателей и кураторов в совершенствование этого компонента образовательной среды может быть существен. Например, по нашей инициативе и непосредственном участии студентов группы 07320 был создан учебно-методический кабинет декоративно-прикладного творчества для самостоятельной работы студентов, проведения мастер-классов, выставок, консультаций. Также они приняли участие в организации и оформлении постоянно действующей выставки студенческих творческих работ, размещенной в холле Педагогического института.

Педагогическое руководство и научное исследование, осуществлявшиеся нами в течение двух лет, показали статистически значимое повышение уровня развития социальной компетентности в экспериментальной группе (07320) по сравнению с контрольной (07115): количество студентов с высоким уровнем увеличилось на 59,9% (в контрольной группе на 12,5%); со средним уровнем уменьшилось до 41,1% (в контрольной группе до 87,5%);

низкий уровень не был выявлен до начала опытно-экспериментальной работы в обеих группах. Это позволило сформулировать некоторые выводы. Социальная компетентность студентов педагогического вуза является важнейшей составляющей их профессиональной компетентности, поскольку обеспечивает необходимый уровень и качество педагогического взаимодействия. Образовательная среда педагогического вуза по своей структуре и содержанию имеет высокий потенциал для ее развития. Существенное повышение эффективности педагогического руководства благодаря развитию социальной компетентности студентов Педагогического института было обеспечено реализацией системы условий:

- определение основных компонентов образовательной среды, ее структуры и изучение возможностей каждого ее структурного компонента в развитии социальной компетентности студентов;

- актуализация потенциала всех компонентов образовательной среды на основе выстраивания процесса взаимодействия всех ее субъектов.

Учитывая специфику профессиональной деятельности будущих преподавателей декоративно-прикладного искусства и дизайна и процесса подготовки к ней, полагаем, что более значимое влияние на развитие социальной компетентности студентов этого профиля оказывают деятельностный и субъектный компоненты ее структуры. При этом в деятельностном компоненте более выражена роль творческой и общественно полезной деятельностей.

Представленная статья не претендует на исчерпывающее изложение и анализ всех возможных структурных компонентов образовательной среды вуза, функционирование которых обеспечивает развитие социальной компетентности студентов. Описанная в ней модель отражает особенности конкретного подразделения Бурятского госуниверситета — Педагогического института — и отчасти специфику подготовки бакалавров определенного профиля. Считаем, что она может быть адаптирована к условиям и особенностям образовательных организаций разных профилей и уровней.

Литература

1. Ермакова И. В., Поливанова Н. И. Образовательная среда в школах разных типов // Психологическая наука и образование. — 2000. — № 3. — С. 72-80.

2. Козырев В. А. Построение Модели гуманитарной образовательной среды [Электронный ресурс]. — URL: http: //altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_7/a06. html

3. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — М., 1997. — 193 с.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996. — 312 с.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

THE OPPORTUNITIES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN DEVELOPMENT OF STUDENT SOCIAL COMPETENCE

Aleksandra M. Khaltueva

Assistant

Department of Vocational Training and Mathematics, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: khamuyeva.sasha@yandex.ru

Irina G. Morgunova PhD, A/Professor

Department of Vocational Training and Mathematics, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: imorgunova59@mail.ru

The article analyzes the opportunities of pedagogical university educational environment in development of future teachers' social competence. Well-developed social competence is one of the features of professional maturity. Therefore, social competence is considered as the most important component of teacher professional competence. We have developed a model of educational environment on the basis of Pedagogical Institute at Buryat State University. This model defines the components of teaching decorative arts and design and their place in formation and development of future teachers' competence. The content, methods and forms of teaching are revealed on the basis of description structural elements of educational environment. Activities of teacher and tutor are aimed at actualization of the selected components of educational environment for development of students' social competence. The results of our experimental work are briefly presented in the article.

Keywords: structure of educational environment, system-forming element, professional competence, social competence, personality, decorative arts and design.

References

1. Ermakova I. V., Polivanova N. I. Obrazovatel'naya sreda v shkolakh raznykh tipov [Educational Environment in Schools of Different Types]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education. 2000. No. 3. Pp. 72-80.

2. Kozyrev V. A. Postroenie modeli gumanitarnoi obrazovatel'noi sredy [Construction of the Model of Humanitarian Educational Environment]. Available at: http://altspu.ru/ Jour-nal/pedagog/pedagog_7/a06 .html.

3. Manuilov Yu. S. Sredovoi podkhod v vospitanii. Dis. d-ra ped. nauk [Environmental Approach in Education. Dr. pedagogical sci. diss.]. Moscow, 1997. 193 p.

4. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of Professionalism]. Moscow: Znanie Publ., 1996. 312 p.

5. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational Environment: from Modeling to Projecting]. Moscow: Smysl Publ., 2001. 365 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.