УДК 378.637:378.147.88(075.8)
doi: 1018101/1994-0866-2106-4-102-113
УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
© Русинова Надежда Петровна
аспирант кафедры педагогики, Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 E-mail: nadya.rusinova.67@mail.ru
© Федотова Елена Леонидовна
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 E-mail: elf.irk@mail.ru
Статья посвящена проблеме компетентности современных педагогических кадров. Особое внимание уделено формированию готовности будущих педагогов изобразительного искусства к реализации исследовательской деятельности на примере обучения проектной технологии.
Изучение проблемы проведено с учетом необходимости пересмотра требований к подготовке будущих учителей, процессу и результату высшего педагогического образования. В профессиональных компетенциях педагога акцент сделан на актуальность формирования проектировочных умений учащихся, таких как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и т. д.
В статье рассматривается опыт организации проектной деятельности студентов — будущих педагогов — в рамках изучения дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» на кафедре изобразительного искусства и методики Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет».
Распространение опыта применения проектной технологии в высшем художественном образовании направлено на обеспечение достижения инновационных образовательных целей вуза, формирование профессионалов, обладающих потенциалом научного творчества и самообразования, профессиональной и социальной мобильностью. Ключевые слова: компетентность, проектная технология, образование, исследовательская деятельность, проект, проектная деятельность, способности педагога.
В современном быстроменяющемся мире системе высшего образования приходится отвечать на многочисленные вызовы времени. Одной из острейших проблем становится переход к деятельностному, практикоориенти-рованному обучению. Решение этой проблемы затрагивает не только целевые, содержательные, но и технологические аспекты образовательного процесса. На первый план выходит задача обучить студента проектной работе в новом быстроменяющемся пространстве.
Увеличение объема информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно, а значит, и нецелесооб-
разно активно использовать те методы и средства, которые характерны для репродуктивного обучения. Новые требования к высшему образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности, способной подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности, предъявляет и современное общество. В российской системе высшего образования востребованы отношения, основанные на принципах гуманизации и демократизации.
Нами выявлена тенденция усиления образовательного запроса на определенный ряд технологий, обеспечивающих продуктивность образовательного процесса в новых условиях. Как показал анализ специальной литературы, к их числу по ряду характеристик может быть отнесена проектная технология.
Проанализировав первоисточники и многочисленные примеры внедрения проектной технологии, положительно зарекомендовавшей себя не только в зарубежном, но и в российском образовании, мы рассмотрели возможность ее применения в рамках реализации компетентностного подхода при подготовке будущих педагогов. В связи с этим мы изучили потенциальность данной технологии в плане формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направленности «Художественное образование» в свете требований ФГОС ВО.
Технологическому подходу посвящены работы В. П. Беспалько, В. В. Гу-зеева, Т. А. Ильиной, М. А. Кларина, М. М. Левиной, Н. Д. Никандрова, Е. С. Полат, Г. К. Селевко и др., которые убедительно доказывают значимость технологической составляющей обучения в вузе. Однако, несмотря на то, что преподаватели высшей школы в целом активно и эффективно применяют различные технологии в образовательном процессе и готовят студентов к их реализации на практике, проблема подготовки будущих педагогов к использованию образовательных технологий до сих пор актуальна для специальностей художественного образования, что обусловлена, на наш взгляд, консервативностью академической школы обучения изобразительному искусству.
Анализ современной отечественной литературы показывает, что эта проблема рассмотрена по преимуществу с одной стороны: преподаватели высшей школы указывают в основном на использование информационно-телекоммуникационных технологий в образовательном процессе будущих педагогов изобразительного и декоративно-прикладного искусства [1].
Обзор исследований зарубежных авторов, освещающих проблемы обучения в высшем художественном образовании, свидетельствует об отсутствии у них единой позиции по вопросу выбора способов обучения. В частности, такие ученые, как М. Кнол, А. Рид, Е. Юн, придерживаются мнения о необходимости сохранения традиционной академической школы обучения, а Д. Томсон, А. Дэвис, С. Свен, Б. Блэир, в свою очередь, анализируют примеры эффективного применения проектной технологии в условиях практи-коориентированного обучения на факультете дизайна в одном из крупнейших вузов Австралии [13].
Принимая во внимание мнение К. Ж. Амигарзина о том, что «основным вектором развития высшего образования в современных условиях является внедрение технологий» [1, с. 222], мы считаем, что в рамках реализации ФГОС ВО организация проектной деятельности в вузе создает условия повышения качества обучения и обеспечивает его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Обращаясь вновь к зарубежной научной полемике, следует обратить внимание еще на одну проблему, обозначенную учеными, — отсутствие общей типологии, способов организации учебного процесса и критериев оценки результатов реализации проектной технологии в художественном образовании. Безусловно, множество научных работ отечественных и зарубежных авторов (В. В. Гузеев, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова, М. А. Ступ-ницкая, Д. Жак) раскрывает эти вопросы, но исследования ученых ориентированы на систему образования в целом и не адаптированы к специальным дисциплинам художественного направления.
Предваряя дальнейшее рассмотрение данного вопроса, остановимся на дефиниции понятия «проектная технология». Так, И. А. Маркова указывает на то, что проектная технология это комплексная деятельность временного коллектива специалистов в условиях активного, инициативного взаимодействия с внешней средой, которая направлена на выполнение четко определенной цели и получение конкретного результата в течение определенного периода с использованием различных ресурсов [5]. В этом определении акцент сделан на то, что проектная технология это комплексная деятельность, которая включает разнообразные задачи и действия в различных сферах жизнедеятельности человека, деятельности временного коллектива, создание благоприятного психологического климата и степени слаженности в работе, которая должна обеспечивать наиболее высокие результаты.
Рассматривая понятие «проектная технология» с точки зрения педагогики и психологии, в частности, К. Н. Поливанова утверждает, что проектная технология является интегративным видом деятельности, включающим в себя элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное — творческой деятельности [7]. Проектная технология обучения, как отмечает Н. В. Шиша-рина, — это познавательно-трудовая деятельность, основанная на самостоятельном поиске и ориентированная на разработку и реализацию учебных проектов, выполняемых под руководством преподавателя [12].
Очевидно, что актуальным в современном педагогическом процессе становится использование технологий, которые формируют у студентов навыки самостоятельного поиска новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. Проектная деятельность направлена на формирование этих навыков как в учебной, так и в самостоятельной работе студентов. Проектная технология, по мнению Е. С. Полат, — это способ организации процесса познания [6]. Поэтому если мы говорим о проектной технологии, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна за-
вершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В рамках художественного образования использование проектной технологии в обучении основам декоративно-прикладного искусства не только обеспечивает условия для освоения законов объемно-пространственной организации формы, принципов передачи эмоционально-смыслового содержания средствами искусства, но и предполагает создание художественного продукта. Проектная технология, в основе которой лежит творческий процесс, объединяет замысел, развитие художественного образа, его воплощение в материале и презентацию продукта проектной деятельности.
Анализ теоретических источников, обобщение собственного практического опыта преподавания в вузе позволили нам разработать модель подготовки будущих педагогов изобразительного искусства к реализации проектной технологии в обучении, состоящую из следующих блоков: целевой компонент, содержание учебной дисциплины; технологический алгоритм процесса создания и презентации продукта проектной деятельности; условия формирования у студентов готовности к реализации проектной технологии.
Целевой компонент обеспечивает общую направленность обучения студентов художественной направленности в русле компетентностного подхода.
Усвоение студентами алгоритма организации обучения декоративно-прикладному искусству с использованием проектной технологии через художественный образ предусмотрено в рамках учебной дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства», организованной преподавателем. Интеграция проектной технологии в учебный процесс предполагает выполнение творческих заданий в рамках изучаемого учебного курса. Программа дисциплины составлена таким образом, что первый проект студенты выполняют в процессе изучения раздела «Основы декоративной композиции» (I семестр). Этот проект рассчитан на небольшой срок и является итоговым заданием темы «Цвет в декоративной композиции». Преподаватель определяет общую тему проекта — «Образ художника в его картинах» и направление в искусстве, в диапазоне которого студенты выбирают художника и на примере его картин проводят небольшое исследование. Проект выполняется в парах. В этом творческом проекте необходимо привлечь знания из смежных специальных дисциплин «История искусства», «Живопись», «Станковая композиция». Критерии определяются в самом начале, опираясь на них, студенты планируют исследовательскую деятельность. Продуктом проектной деятельности в данном случае является презентация, при защите которой студенты демонстрируют не только результаты исследования, умение использовать информационно-коммуникационные технологии, но и знания содержания раздела «Основы декоративной композиции».
Далее, в ходе изучения раздела «Ткачество» (II семестр) осуществляется проектной деятельности в группах. Результатом проектной деятельности по разделу «Ткачество» являются несколько настенных декоративных панно, собранных из индивидуальных творческих работ, но выполненных по общему, совместно разработанному всеми членами группы эскизу. Критериями оценки продукта в данном случае являются построение композиции, соз-
дание колорита, целесообразный выбор технологий ткачества, уровень качества выполнения панно.
Следующим шагом в процессе формирования готовности студентов к реализации проектной технологии в обучении является раздел «Батик». Учебная деятельность студентов по освоению данного раздела дисциплины включает изучение технологии холодного батика, а процесс самостоятельной работы студентов (СРС) — проектную деятельность по созданию образа в технике «узелковый батик». В каждой группе в результате мозгового штурма или дискуссии идея выражается в определенном художественном образе. Параллельно с созданием эскизов группа изучает теоретические источники, исследует возможности технологии батика. Критериями оценки продукта, а это может быть панно, комплект одежды или аксессуары, являются оригинальность и эстетика творческого решения, целесообразный выбор технологии и цветовой гаммы, уровень качества выполнения. Результатом использования проектной технологии являются сформированные знания алгоритма процесса создания и воплощения в продукт художественного образа в ходе проектной деятельности в соавторстве с преподавателем и другими студентами.
В блоке «Технологический алгоритм процесса создания и презентации продукта проектной деятельности» рассматриваются этапы формирования готовности будущих педагогов изобразительного искусства к реализации проектной технологии в обучении. Нами выделены следующие этапы: инициирующий, основополагающий, заключительный.
На инициирующем этапе реализации модели происходят актуализация понимания необходимости использования инновационных образовательных технологий в обучении изобразительному искусству на современном этапе развития образования и общества, формирование понимания сущности проектной технологии. Например, в ходе работы семинара «Эффективное обучение» студентам первого и второго курсов кафедры изобразительного искусства и методики Педагогического института Иркутского государственного университета модератором семинара на примере опыта высшей школы показывается эффективность реализации проектной технологии в обучении. Посредством анкетирования выявляются интересы и увлечения студентов с целью возможного определения тем творческих проектов. В ходе семинара студенты и приглашенные волонтеры знакомятся с особенностями проектной технологии.
На анализируемом этапе организуется поиск волонтеров: работодателей, представителей творческих союзов, выпускников вуза и устроителей галерей, заинтересованных в совместной с вузом реализации творческих проектов. Сотрудничество с областной общественной организацией «Союз мастеров народных и художественных ремесел "Оникс"» позволило студентам расширить рамки изучения раздела «Ткачество» дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства», так как совместная творческая деятельность с мастерами союза и участие в выставке тканых изделий повысили мотивацию совершенствования умений ткачества на ткацком станке.
В рамках социального партнерства студентам художественного направления предоставляется возможность расширить кругозор, побывав не только в мастерских общего и дополнительного образования детей, но и в профессиональных ткацких мастерских, а также в цехах иркутской фабрики «Узоры», выпускающей изделия, оформленные в технике «батик».
В процессе реализации основополагающего этапа организуется непосредственная практическая деятельность по выполнению проектов. Во-первых, это создание стенда, включающего график с аннотациями творческих проектов, списками творческих групп и другой документацией. Усвоение студентами теоретического содержания учебной дисциплины происходит в процессе проектной деятельности. Организация соавторства в ходе реализации проекта обеспечивает возможность возникновения и развития личных отношений между его участниками, и это является дополнительной задачей проектной деятельности. Замысел художественного образа как основная общая проблема объединяет всех членов группы, а роли распределяются в ходе установления функций участников, которые должны быть четко определены и разграничены. Проектная деятельность является децентрализованной. Центром деятельности является ее цель, представленная в художественном образе. Продукт как воплощение художественного образа, задуманного и созданного единодушным сознанием и усилием группы студентов и преподавателя, не является простым отражением содержания дисциплины — он становится результатом взаимного творческого поиска и деятельности группы.
Процесс проектирования разворачивается во времени, что приводит к смене конкретных задач и смене ролей в группе, поэтому ведущую роль в коммуникации на отдельных этапах играют разные участники [7]. На всех этапах проектной деятельности необходим анализ и самоанализ. Преподаватель в процессе проектной деятельности становится соавтором студентов в совместном творческом поиске и в достижении результата. Новый тип коммуникации возникает как компонент нового типа деятельности. Характер взаимодействия педагога и обучающихся (его преимущественной направленности, содержания и меры развернутости контактов во времени и пространстве) в занимаемых субъектами взаимодействия позициях (от субъект-объектной позиции до «обращаемой» субъектности) обеспечивает позитивные изменения и личностный рост всех участников проектной деятельности [10, с. 39].
Соавторство студентов организуется преподавателем в процессе совместного решения учебных задач через создание проблемных ситуаций. Каждый имеет право высказывать свою точку зрения, отстаивать ее. От каждого студента требуется выслушать и понять другого, терпимо отнестись к чужому мнению. Он несет личную ответственность за доверенную ему часть общего дела. Равноправие и демократическое взаимодействие в обучении стимулирует у каждого желание проявить инициативу и творчество. В результате изменяется отношение к другому человеку как к личности: вместо отчужденности и равнодушия появляется заинтересованность и взаимопонимание. Студенты осознают преимущества данной формы организации взаи-
модействия, не только обеспечивающей более глубокое и осмысленное усвоение знаний, но и создающей ощущение внутренней уверенности в себе [11].
Соавторство между студентом и преподавателем организуется посредством учебного диалога. Для этого преподавателю необходимо овладеть следующими действиями: распределять разные точки зрения на обсуждаемую проблему между студентами (игра «Путь шляп»), ставить учебную задачу через организацию дискуссии, через предметные действия. Условием успешной проектной деятельности является самостоятельный поиск студентами теоретической информации о проблеме исследования, отсюда следует то, что для организации соавторства преподавателю необходимо создавать ситуации, в которых студент обнаружит свое собственное представление об обсуждаемом явлении, недостаточность своего представления для решения новой задачи [11].
Результатом применения проектной технологии в обучении студентов художественного направления является способность к использованию студентами 3-го и 4-го курсов знаний алгоритма создания художественного образа в процессе проектной деятельности на педагогической практике. Обучая основам декоративно-прикладного искусства учащихся детского творческого объединения «Радуница» ЦРТДЮ на примере технологии ручного ткачества и росписи ткани, студенты вуза приобретают опыт реализации проектной технологии в системе дополнительного образования. Учитывая возраст учащихся (11-13 лет), студенты вуза должны в процессе руководства творческими проектами оказывать помощь подросткам в выполнении исследовательской деятельности, создавая ситуации, в которых они будут учиться принимать собственное решение.
Нами выделены умения, которые необходимо сформировать будущим педагогам изобразительного искусства у подростков на педагогической практике: умение выдвигать гипотезу, умение самостоятельно находить значимую информацию, умение формулировать вопросы, умение составлять план действий, умение делать выводы на основе полученной информации, умение предлагать варианты решения поставленной проблемы, умение воплощать художественный образ в продукт.
Заключительный этап формирования готовности студентов к реализации проектной технологии в обучении, представленный в модели, включает подведение итогов проектной деятельности студентов, анализ результатов использования ими проектной технологии в процессе педагогической практики.
В модели подготовки будущих педагогов изобразительного искусства к реализации проектной технологии нами выделены условия формирования у студентов готовности к реализации проектной технологии. Этими условиями являются: организационно-управленческие, материально-технические, учебно-методические. Организационно-управленческие условия — это разработка нормативно-правовых и методических документов, регламентирующих проведение проектной деятельности; организация и руководство творческими проектами, составление планов, графиков проектных работ, утверждение сроков проведения результатов проектной деятельности; коор-
динация межпредметных связей в рамках проектной деятельности. Материально-технические условия — это предоставление места для работы над проектами (библиотека, учебные помещения, оборудованные компьютерами, обеспечивающими выход в сеть Интернет, а также всем необходимым для практической деятельности). Учебно-методические условия включают предоставление студентам учебной и методической литературы, справочных пособий, энциклопедий, словарей, электронных пособий, а также разработанных материалов по организации проектной деятельности (требования к проектам, типы проектов, виды дневников участников проекта, требования к презентации проекта и др.).
Следующим условием успешного формирования готовности будущих педагогов изобразительного искусства к реализации проектной технологии является самоанализ. Целесообразно организовать также взаимоанализ студентов: члены групп могут проверить предварительные варианты отчетов у других групп, выслушать их, совместно обсудить и дать предварительную оценку. Самоанализ студентами своих теоретических знаний и практических умений выполнения гобелена, батика и их использования в проектной деятельности через художественный образ является одним из ведущих компонентов модели формирования готовности студентов к реализации проектной технологии. Критерии оценивания результатов проектной деятельности должны выделяться совместно студентами и преподавателем. Именно при опоре на совместно выделенные критерии студент сможет объективно оценить свой труд, не принижая собственного вклада в коллективную работу группы и не завышая его.
Процесс оценивания проекта осуществляется с учетом выделенных нами критериев. Критерии оценки связаны с тем, как руководитель оценивает работу над проектом не только каждого студента, но и всей группы в целом, а также как он оценивает степень компетентности каждого студента по выделенным критериям, в том числе его способность справляться с предъявляемыми к нему требованиями (табл. 1).
Эксперимент по апробации модели подготовки будущих педагогов изобразительного искусства проходил по следующим этапам: поисково-теоретический, экспериментальный и обобщающий. Целью каждого этапа экспериментальной работы являлись определенные качественные и количественные изменения в деятельности студентов, проявление их творческих способностей, креативного потенциала, личностного роста, чему способствовала реализация модели подготовки будущих педагогов изобразительного искусства. Для каждого этапа были разработаны и адаптированы различные психолого-педагогические методики и способы исследования, осуществляемые по предусмотренным моделью направлениям.
Таблица 1
Критерии оценки проектной деятельности студентов вуза
Знания
Умения
Навыки
с я
н
о «
Наличие теоретических знаний учебной дисциплины вузовской подготовки «Основы декоративно-прикладной композиции». Наличие знаний о способах организации обучения изобразительному искусству с использованием проектной технологии через художественный образ
Наличие предметно-практических умений по дисциплине «Основы декоративно-прикладного искусства» по созданию художественного образа. Умение работать в соавторстве в проектной деятельности с преподавателем и другими студентами. Умение анализировать свои умения по выполнению гобелена, батика в процессе создания художественного образа
Усвоение предметно-практических умений по дисциплине «Основы декоративно-прикладного искусства» по созданию художественного образа. Усвоение способов работы в соавторстве в проектной деятельности с преподавателем и другими студентами
в я
н
о «
Наличие знаний по дисциплине «Основы декоративно-прикладного искусства» и знаний инновационных образовательных технологий в обучении изобразительному искусству. Наличие знаний алгоритма процесса создания, освоения, трансляции проектной деятельности через художественный образ, подготовка презентации созданного продукта проектной деятельности
Овладение алгоритмом процесса создания, трансляции проектной деятельности через художественный образ, освоения и трансляции действий, подготовки презентации созданного продукта проектной деятельности.
Овладение способом организации соавторства в процессе создания художественного образа.
Овладение способами анализировать свои практические умения по дисциплине «Основы ДНИ»_
Усвоение алгоритма процесса создания, трансляции проектной деятельности через художественный образ, освоения и трансляции действий, подготовки презентации созданного продукта проектной деятельности. Усвоение способов организации соавторства в процессе создания художественного образа
с я
н
о «
Использование содержания учебного предмета как основы для реализации проектной технологии по созданию художественного образа на педагогической практике в системе дополнительного образования
Умение реализовывать проектную технологию по созданию художественного образа на педагогической практике в системе дополнительного образования и анализировать результаты умения организовать проектную деятельность учащихся по созданию художественного образа
Использование способов реализации проектной технологии по созданию художественного образа на педагогической практике в системе дополнительного образования и анализ результатов проектной деятельности учащихся по созданию художественного образа_
Результаты диагностики студентов, проведенной по итогам экспериментальной апробации модели, выявили ряд положительных изменений. Эти изменения нашли выражение в усилении динамики личностного роста студентов, в расширении их образовательного пространства, улучшении социально-психологического климата коллектива. Посредством применения проектной технологии нам удалось оптимизировать структуру управления учебной деятельностью обучающихся и на почве полученного практического опыта усовершенствовать научно-методическое обеспечение учебного процесса.
На основании проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что специфика применения проектной технологии при подготовке будущих педагогов изобразительного искусства заключается, прежде всего, в том, что она:
1) исходит из приоритета интересов и потребностей студента и направляется ими, расширяет изучаемую область знаний;
2) является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса, содействующего развитию таланта, лидерских способностей, изобретательности, творческой продуктивности студентов;
3) обеспечивает практически каждому обучающемуся возможность дальнейшего профессионального и личностного роста;
4) в рамках требований ФГОС ВО направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование от 04.12.2015 применение проектной технологии в обучении будущих педагогов изобразительного искусства соответствует предъявляемым требованиям, так как готовит студентов к использованию современных методов и технологий обучения (ПК-2). Также проектная технология готовит студентов использовать возможности образовательной среды для достижения личностных результатов обучения (ПК-4), к взаимодействию с участниками образовательного процесса и к осуществлению сопровождения социализации (ПК-6, ПК-5) и организации сотрудничества обучающихся, поддержке их активности и инициативности, самостоятельности (ПК-7).
Таким образом, организация процесса обучения на основе реализации проектной технологии в рамках дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» создает педагогическую практику, позволяющую расширить границы представлений о возможностях применения проектной технологии в вузе в современных условиях.
Литература
1. Амиргазин К. Ж. Удалов С. Р. Инновационные процессы в художественном образовании // Омский научный вестник. — 2012. — № 2. — С. 220-222.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
3. Гузеев В. В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий // Метод проектов. — М.: РИВШ БГУ, 2003. — С. 48-62.
4. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. — М., 1991. — 242 с.
5. Маркова И. А. Проектная деятельность — один из факторов формирования социального опыта школьника // Наша школа. — 2011. — № 11. — С. 74-76.
6. Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. — 1997. — № 4. — С. 15-18.
7. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. — 192 с.
8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с.
9. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся // Первое сентября. — 2009. — № 3. — С. 5-6.
10. Федотова Е. Л. Продуктивное взаимодействие как основа современного образовательного процесса // Гуманитарный вектор. — 2015. — Вып. 1 (41). — С. 35-41.
11. Широкова В. В. Подготовка студентов педвуза к организации учебного сотрудничества в начальных классах: дис. ... канд. пед. наук 13. 00. 01. — Иркутск, 2004.
12. Шишарина Н. В. Теоретические и метологические проблемы инноваций в современном образовании // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы ХХ Междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: ИЦ Ин-та стратегических исследований, 2015. — С. 173-176.
13. David Jake. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. — 1992, April. — P. 6-35. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами. — М.: Пропилен, 2001. — 106 с.
THE CONDITIONS OF PREPARING FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENTATION OF PROJECT TECHNOLOGY
Nadezhda P. Rusinova
Research Assistant, Department of Pedagogy, Irkutsk State University K. Marksa St., Irkutsk 664003, Russia E-mail: nadya.rusinova.67@mail.ru
Elena L. Fedotova
DSc in Pedagogy, Professor,
Department of Pedagogy, Irkutsk State University
K. Marksa St., Irkutsk 664003, Russia
The article deals with the problem of modern teachers' competence. Particular attention is paid to preparedness of future fine arts teachers to research activity in case of teaching project technology.
Case study has been carried out taking into account the need to revise the requirements for teacher training, process and results of higher pedagogical education. Professional competences of teachers should include abilities to identify a problem and find ways to its solving; to set goals, work out the stratagies for their achievement; to analyze the obtained results in accordance with the goal and the ways of its achievement, and so on.
We consider the experience of organization students' project activity within the framework of the course "Fundamentals of Arts and Crafts" in Irkutsk State University.
Wide use of project technology in higher art education is aimed at ensuring the achievement of innovative educational objectives of high school, training teachers with great potential of scientific creativity and self-education, vocational and social mobility.
Keywords: competence, project technology, education, research activities, project, project activity, teaching skills.
References
1. Amirgazin K. Zh., Udalov S. R. Omskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. Innovatsionnye protsessy v khudozhestvennom obrazovanii [Omsk State Pedagogical University. Innovation Processes in Art Education]. Omskii nauchnyi vestnik — Omsk Scientific Bulletin. 2012. No. 2. Pp. 220-222.
2. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii [Components of Educational Technology]. Moscow: Pedagogika Publ., 1989. 190 p.
3. Guzeev V. V. Proektnoe obuchenie kak odna iz integral'nykh tekhnologii [Project-Based Learning as One of the Integrated Technologies]. Moscow: Republican Institute for Higher Education of Belarus State University Publ., 2003. Pp. 48-62.
4. Klarin M. V. Pedagogicheskaya tekhnologiya v uchebnom protsesse: Analiz zarubezhnogo opyta [Pedagogical Technology in the Educational Process: The Analysis of Foreign Experience]. Moscow, 1991. 242 p.
5. Markova I. A. Proektnaya deyatel'nost' — odin iz faktorov formirovaniya sotsial'nogo opyta shkol'nika [Project Activities as One of the Factors in Formation of Schoolchildren's Social Experience]. Nasha shkola - Our School. 2011. No. 11. Pp. 74-76.
6. Polat E. S. Tipologiya telekommunikatsionnykh proektov [Typology of Telecommunication Projects]. Nauka i shkola — Science and School. 1997. No. 4. Pp. 15-18.
7. Polivanova K. N. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov [Project Activities of Schoolchildren]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 2011. 192 p.
8. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologii [Encyclopedia of Educational Technologies]. V. 1. Moscow: Research Institute of School Technologies Publ., 2006. 816 p.
9. Stupnitskaya M. A. Novye pedagogicheskie tekhnologii: organizatsiya i soderzhanie pro-ektnoi deyatel'nosti uchashchikhsya [New Educational Technologies: The Organization and Content of Students' Project Activities]. Pervoe sentyabrya — The First of September. 2009. No. 3 Pp. 5-6.
10. Fedotova E. L. Produktivnoe vzaimodeistvie kak osnova sovremennogo obrazovatel'nogo protsessa [Productive Interaction as the Basis of Modern Educational Process]. Gumanitarnyi vector — Humanitarian Vector. 2015. V. 1 (41). Pp. 35-41.
11. Shirokova V. V. Podgotovka studentov pedvuza k organizatsii uchebnogo sotrudnichestva v nachal'nykh klassakh. Dis. kand. ped. nauk [Preparation of Students Studying at Pedagogical Universities to Organization of Educational Cooperation in Primary Grades. Cand. pedagogical sci. diss.]. Irkutsk, 2004.
12. Shisharina N. V. Teoreticheskie i metologicheskie problemy innovatsii v sovremennom obrazovanii [Theoretical and Methodological Problems of Innovations in Modern Education]. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya — Theoretical and Methodological Problems of Modern Education. Proc. 20th Int. sci.-pract. conf. Novosibirsk: Institute for Strategic Studies Publ., 2015. Pp. 173-176.
13. Jacques D. Supervising Projects. SEDA Further Induction Pack II. 1992. April. P.6-35.