Научная статья на тему 'О вопросах развития профессиональной компетентности студентов в условиях прохождения педагогической практики'

О вопросах развития профессиональной компетентности студентов в условиях прохождения педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL PRACTICE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PRACTICAL SKILLS / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CREATIVE ABILITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П. Д., Раджабова Р. В.

В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической, учебно-методической и справочной литературы, определена значимость учебной педагогической практики в формировании и развитии профессиональной и профессионально-педагогической компетентности будущего педагога, в условиях образовательного пространства общеобразовательной школы; в статье также охарактеризованы составляющие педагогической практики и их возможности в решении проблемы профессиональной подготовки учителя. В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUES OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN CONDITIONS OF PEDAGOGICAL PRACTICE

On the basis of the analysis of psychological, pedagogical, educational and methodical and reference literature, the article states the significance of educational pedagogical practice in the formation and development of professional and professional pedagogical competence of the future teacher in the educational environment in the context of secondary school. The authors describe the components of pedagogical practice and their capabilities in solving the problem of teacher training. During the pedagogical practice of students produced a basis for analysing and evaluating their own professional-pedagogical activity. Pedagogical reflection develops not only in the work with teaching diary, but in every lesson, each communicating with children.

Текст научной работы на тему «О вопросах развития профессиональной компетентности студентов в условиях прохождения педагогической практики»

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: [email protected]

Rajabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: [email protected]

ON THE ISSUES OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN CONDITIONS OF PEDAGOGICAL PRACTICE. On the basis of the analysis of psychological, pedagogical, educational and methodical and reference literature, the article states the significance of educational pedagogical practice in the formation and development of professional and professional pedagogical competence of the future teacher in the educational environment in the context of secondary school. The authors describe the components of pedagogical practice and their capabilities in solving the problem of teacher training. During the pedagogical practice of students produced a basis for analysing and evaluating their own professional-pedagogical activity. Pedagogical reflection develops not only in the work with teaching diary, but in every lesson, each communicating with children.

Key words: pedagogical practice, professional competence, practical skills, communicative competence, creative abilities.

П.Д. Гаджиева, канд. пед наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

Р.В. Раджабова, канд. пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

О ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической, учебно-методической и справочной литературы, определена значимость учебной педагогической практики в формировании и развитии профессиональной и профессионально-педагогической компетентности будущего педагога, в условиях образовательного пространства общеобразовательной школы; в статье также охарактеризованы составляющие педагогической практики и их возможности в решении проблемы профессиональной подготовки учителя. В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми.

Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональная компетентность, практические умения и навыки, коммуникативная компетентность, творческие способности.

Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:

• практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;

• выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

Важным условием формирования профессиональной компетентности студентов является производственная педагогическая практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой.

Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности.

В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии.

На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

В педагогической практике студентов важными составляющими являются:

• способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает её творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к

Библиографический список

самому себе. В педагогической практике определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;

• разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;

• формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления [1].

Указанные составляющие педагогической практики будущего учителя определяются следующими целевыми установками:

• развитие профессиональной компетентности педагога, личностно-гума-нистической ориентации, системного видения педагогической реальности;

• формирование предметной области, рефлексивной культуры;

• овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом [2].

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса [3; 4 ].

Одной из главных задач педагогической практики является изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в образовательных организациях, т.е. мониторинга как постоянного наблюдения за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Как показывает опыт работы со студентами, педагогическая практика выступает важнейшим условием формирования индивидуальных, социально значимых, профессиональных качеств, средством усвоения личного опыта формирования отношения к базовым ценностям и приобретения необходимых для жизни качеств, способом метаморфозности внешних отношений во внутреннюю структуру личности, способом распространения неокультурных ценностей и др.

1. Весна Е.Б., Киселева О.О. Профессионально-педагогическая практика: учебно-методическое пособие. Москва; Воронеж: МОДЭК, 1999.

2. Игонина Т.Б. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях педагогической практики (На примере классического университета). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2001.

3. Капайкин И.А. Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза. МБОУ СОШ. 2015; 10.

4. Старченко Е.В. Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов. Теория и практика образования в современном мир: материалы IV Междунар. науч. конф, январь 2014 г Санкт-Петербург, 2014: 173 - 182. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4726

References

1. Vesna E.B., Kiseleva O.O. Professional'no-pedagogicheskaya praktika: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva; Voronezh: MOD'EK, 1999.

2. Igonina T.B. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov v usloviyah pedagogicheskoj praktiki (Na primere klassicheskogo universiteta). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2001.

3. Kapajkin I.A. Rol' pedagogicheskoj praktiki v formirovanii professional'noj kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza. MBOU SOSh. 2015; 10.

4. Starchenko E.V. Pedagogicheskaya praktika kak odin iz sposobov formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov vuzov. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mir: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf., yanvar' 2014 g. Sankt-Peterburg, 2014: 173 - 182. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4726

Статья поступила в редакцию 20.11.18

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: [email protected]

Rajabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: [email protected]

THE USE OF THE EDUCATIONL SPACE OF A UNIVERSITY FOR EDUCATION OF FUTURE TEACHERS. The article substantiates the relevance of a problem of educating students in the educational space of a pedagogical university. It defines the importance of educating future teachers of professionally significant qualities, the development of communicative competence as an integral part of professional competence. The article discusses the possibilities of educational activities in the formation of the personality of the teacher. The authors conclude that education is a teacher training university students focused, organized by the pedagogical process of interaction between teachers with students. This interaction can take the form of different forms, among which the authors can highlight the organization of various socially significant activities of students, formation of the students' patriotic, moral, aesthetic, physical, strong-willed the qualities of their professional development, creativity and positive qualities, forming a harmonious relationship with society and with the outside world.

Key words: upbringing, educational environment, educational process, influence of educational environment, professionally significant qualities.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В данной статье обосновывается актуальность проблемы воспитания студенческой молодёжи в условиях образовательного пространства педагогического университета. В ней определяется важность воспитания у будущих педагогов профессионально - значимых качеств, развития коммуникативной компетентности как неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности; в статье также рассмотрены возможности воспитательных мероприятий в формировании личности педагога. Авторы делают вывод о том, что воспитание студентов педагогического университета - это целенаправленный, организованный педагогический процесс взаимодействия педагогов со студентами. Данное взаимодействие может проявляться в виде различных форм, среди которых можно выделить организацию различной социально значимой деятельности студентов, формирование у студентов патриотических, нравственных, эстетических, волевых, физических качеств, развитие их профессиональных, творческих способностей и положительных качеств, формирование гармоничных отношений с социумом и с окружающим миром.

Ключевые слова: воспитание, образовательная среда, воспитательный процесс, влияние образовательной среды, профессионально значимые качества.

Актуальность исследования обусловлена социокультурной ситуацией, сложившейся в России, при которой реализация концепции воспитания человека российской культуры является одной из важнейших задач высшей школы. Актуальность усиливается в связи с реальным состоянием культурного развития молодёжи. Развивающаяся личность находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных культурных форм, стилей и направлений. В связи с этим система образования не может ограничиваться только трансляцией социокультурных норм и готового научного знания. Назначение ее состоит в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему культурных ценностей, реализовать свою «Я-концепцию» [1].

Воспитание - целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, который основывается на взаимодействии педагога и воспитанника [2].

Научная картина воспитательного процесса предполагает наличие ряда закономерностей, управляющих ходом воспитания личности. Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Система высшего образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаются к ценностям культуры, при-

обретают навыки общественно-политической деятельности, интенсивно расширяют круг общения. Этому способствует особый уклад жизни высшей школы, где существенной чертой является поощрение творчества, инициативы и самодеятельности в поиске оптимальных форм и методов самостоятельного добывания знаний.

Многие вузы за последние годы значительно продвинулись в организации воспитательной работы со студентами. Для этих вузов характерна сложившаяся или складывающаяся система воспитательной работы, включающая в себя четкую структуру, планирование, разнообразное содержание, кадровое и материальное обеспечение: взаимодействие кафедр, деканатов и советов вузов. В ряде учебных заведений заметна координирующая роль проректоров, управлений (отделов) по воспитательной работе, всемерно поддерживается студенческое самоуправление, создаются педагогически целесообразные условия для деятельности общественных молодёжных организаций, активизировалась деятельность кураторов [3].

Однако говорить о высокой результативности социально-воспитательной работы преждевременно. В этой области имеется ряд проблем - студенчество не проявляет должного интереса к освоению избранной профессии, отличается низкой внутренней культурой, политически и граждански индифферентно и инфантильно. Социологические исследования в молодёжной среде показывают их терпимое отношение, как к употреблению спиртных напитков, так и к наркотикам. Все это формирует живительную почву для распространения пагубных привычек в молодёжной среде и соответствующие нормы поведения. Среди молодёжи происходит резкая поляризация способов общественного поведения как реакция на изменившиеся условия жизни [4 - 5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.