Научная статья на тему 'Педагогическая практика как необходимое условие развития коммуникативной компетентности студентов'

Педагогическая практика как необходимое условие развития коммуникативной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATION CULTURE / COMMUNICATIVE SKILLS OF ABILITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П.Д., Раджабова Р.В.

В данной статье рассмотрены возможности компетентностного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности. В статье описан практический опыт развития коммуникативной компетентности студентов в период прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе, даны статистические данные, полученные в ходе экспериментального исследования направленного на выявление навыков культуры педагогического общения студентов. Авторы делают вывод о том, практика в школе позволяет и самому студенту получить реальные представления о профессиональных требованиях к учителю и соотнести с ними свои собственные возможности, личностные качества, осознанно планировать свое профессиональное становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PRACTICE AS A NECESSARY CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS

The article discusses possibilities of a competence-based approach in preparing future teachers for professional activities. The article describes practical experience of the development of communicative competence of students during the period of pedagogical practice in a general education school, provides statistical data obtained in the course of an experimental study aimed at identifying the cultural skills of pedagogical communication of students. The authors conclude that the practice at a school allows the student to get a real idea about the professional requirements to the teacher and to correlate them with his own capabilities, personal qualities, to consciously plan his professional formation.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика как необходимое условие развития коммуникативной компетентности студентов»

4. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография Москва, 2018.

References

1. Dahin A.N. Kompetenciya i kompetentnost': skol'ko ih u rossijskogo shkol'nika. Narodnoe obrazovanie. 2014; 4.

2. Zareckaya I.I. Kommunikativnaya kul'tura pedagoga i rukovoditelya. Direktorshkoly. 2014; 4.

3. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

4. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D. i dr. Lichnost'vsovremennojreal'nosti:pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekty: kollektivnaya monografiya Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 01.12.18

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Rajabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: patimat.kamus@mail.ru

PEDAGOGICAL PRACTICE AS A NECESSARY CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS. The article discusses possibilities of a competence-based approach in preparing future teachers for professional activities. The article describes practical experience of the development of communicative competence of students during the period of pedagogical practice in a general education school, provides statistical data obtained in the course of an experimental study aimed at identifying the cultural skills of pedagogical communication of students. The authors conclude that the practice at a school allows the student to get a real idea about the professional requirements to the teacher and to correlate them with his own capabilities, personal qualities, to consciously plan his professional formation.

Key words: communication culture, communicative skills of ability, communicative competence.

ПД. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический

университет», г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: patimat.kamus@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В данной статье рассмотрены возможности компетентностного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности. В статье описан практический опыт развития коммуникативной компетентности студентов в период прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе, даны статистические данные, полученные в ходе экспериментального исследования направленного на выявление навыков культуры педагогического общения студентов. Авторы делают вывод о том, практика в школе позволяет и самому студенту получить реальные представления о профессиональных требованиях к учителю и соотнести с ними свои собственные возможности, личностные качества, осознанно планировать свое профессиональное становление.

Ключевые слова: культура общения, коммуникативная культура, коммуникативные навыки способности, коммуникативная компетентность.

В настоящее время процесс обучения должен быть направлен не только на становление базовых компетентностей будущего специалиста для исполнения нормативной деятельности в рамках его компетенции, но и на формирование творческого потенциала, развития и совершенствования компетентностей в будущей профессиональной деятельности. Практический аспект формирования коммуникативной культуры связан с другими её компонентами и отражает опера-ционно-процессуальный характер коммуникативной деятельности. Он предполагает развитие и закрепление коммуникативных навыков и умений.

Коммуникативные навыки и умения закрепляются и совершенствуются в период педагогической практики в школе. Она является первой попыткой и неким полигоном самостоятельной работы студента в школе. От её успеха во многом зависит рост будущего педагога [1; 2].

Практические занятия и учебно-ознакомительная работа преследовала основную цель практики - закрепление навыков общения и повышение коммуникативной культуры студентов. Содержание работы классного руководителя определялось традиционно сложившимися функциями и обязанностями. Одним из критериев оценки работы студентов на практике было качество общения.

В течение первой недели практики студенты знакомились со школой, учениками, педагогическим коллективом, посещали уроки в классе, с которым им предстояло работать. Основной целью было изучение стиля общения учителя с учащимися.

В самом начале практики студентам были предложены вопросы для беседы с классным руководителем:

• Какими личностными качествами должен обладать учитель для общения с детьми?;

• Какие коммуникативные умения необходимы учителю для общения с учащимися?;

• Проводится ли классные часы, общешкольные мероприятия по ознакомлению школьников с этикетными правилами?;

Посещая уроки учителей, студенты наблюдали за общением учителя с учащимися, анализировали характер общения, отмечали удачные приемы, используемые в общении, развитие личностных качеств педагога, необходимых в обще-

нии. Наблюдая и анализируя культуру общения педагогов, студенты определяли не только негативный опыт, но и образцы эффективного общения, выявляли конструктивные пути коррекции общения.

Задание к наблюдению включало в себя перечень вопросов, определяющих содержание анализа наблюдения: насколько выразительна речь педагога (умение менять ритм, интонацию, делать нужные и вовремя паузы; темп речи: быстрый, медленный, средний)? какие приемы использовал учитель во время приветствия и прощания с классом? назовите основные речевые (вербальные) этикетные формулы, которые использует учитель на уроке; насколько уместны, естественны жесты преподавателя; наблюдается ли суетливость, нервозность? какие жесты использует преподаватель для привлечения внимания, для поощрения?

При наблюдении за коммуникативной деятельностью учителя на уроках студенты отмечали доброжелательный тон, использование этикетных формул «Здравствуйте», «До свидания» (80,5%). Учителя на всех уроках приветствуют учеников, а вот прощаются после окончания урока лишь 61,4% (при помощи формул вежливости 42,7% и 18,7% при помощи жестов). Жестикуляция в большинстве случаев естественна и уместна: внимание к говорящему ученику выражается при помощи взгляда (50,3%); благодарность, утверждение, поощрение - кивок головой (58,4%); неодобрение, запрещение, несогласие выражается мимикой и сдержанными жестами (68,3%). На некоторых уроках студенты отмечали неэтикетные жесты привлечения внимания, (учитель стучит по столу, грозит пальцем). Ряд учителей нарушает дистанцию в общении (подходит близко к ученику, теребит его за рукав). Этикет не соблюдается и тогда, когда ученик отвлекается на уроке, в этом случае учителя срываются на крик или делают замечание резким тоном. Анализируя уроки учителей, студенты еще раз убеждались, как необходимо использовать правила этикета в общении. На практике проводились классные часы, включавшие в себя правила этикета. Например, «Турнир рыцарей», «Путешествие в страну вежливости», «Мы и театр» и др. В своей работе с учащимися студенты использовали приемы театрализации, разыгрывание сценок, конкурсы, викторины. Будущие педагоги показали умение творчески использовать знания и навыки коммуникативной культуры. Таким образом, у студентов возрастает сте-

пень самостоятельности. От воспроизводящего поведения к творческому преобразованию общения, что может быть достигнуто только в результате целенаправленного формирования коммуникативной культуры студентов [3; 4].

Итогом первой недели практики для студента должны были стать установленные взаимоотношения с классом, четкое представление о том, как малый педагогический коллектив и взрослое окружение влияет на воспитание школьников. Каждый из студентов должен был, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, учитывая особенности взаимоотношений в классе, занять позицию, позволяющую влиять на общение школьников. В конце недели студенты отчитывались перед преподавателем. Эти отчеты превращались в индивидуализированный анализ опыта общения студента, поиск путей его совершенствования, осуществляемый под руководством и наблюдением преподавателя. Задача следующих недель: от изучения условий общения - к практике общения. Контакты студентов с детьми, учителями, родителями учащаются, порой совершаются ошибки, выявляются противоречия, идет активный поиск эффективных приемов общения, определение своей роли в общении, осознание своих потенциальных коммуникативных способностей и возможностей. В это время со студентами экспериментальной группы проводился тренинг общения, направленный на тренировку навыков общения, интерпретацию и ис-

Библиографический список

пользование невербальных средств общения, навыков активного слушания и восприятия другого человека.

На последней неделе практики возрастает самостоятельность студентов. Количество практических занятий сокращается. Основные виды работы - общение и воспитательная деятельность будущих учителей. В качестве заданий преобладали индивидуальные консультации в форме самоотчета и анализа собственной коммуникативной деятельности. На этом этапе практики особое место занимает диагностика коммуникативных умений студентов, уровня коммуникативной культуры, выявление динамики развития навыков общения как показателя достижения целей практики, намеченных в ее начале.

В процессе практической деятельности студент расширяет круг своего общения: вступает в определенные отношения с учителем, учениками, своими сокурсниками, методистами. Это позволяет студенту лучше узнать себя, определить свою роль в микрогруппе, почувствовать уверенность в себе, оценивать работу своих товарищей, отстаивать собственное мнение.

Вместе с тем, практика в школе позволяет и самому студенту получить реальные представления о профессиональных требованиях к учителю и соотнести с ними свои собственные возможности, личностные качества, осознанно планировать свое профессиональное становление.

1. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника. Народное образование. 2014; 4.

2. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. Директор школы. 2014; 4.

3. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г, Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.

4. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография. Москва, 2018.

References

1. Dahin A.N. Kompetenciya i kompetentnost': skol'ko ih u rossijskogo shkol'nika. Narodnoe obrazovanie. 2014; 4.

2. Zareckaya I.I. Kommunikativnaya kul'tura pedagoga i rukovoditelya. Direktor shkoly. 2014; 4.

3. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

4. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D. i dr. Lichnost'vsovremennojreal'nosti:pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekty: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 01.12.18

УДК 374.72

Goynov I.V., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia); teacher, Perm Institute of the Federal

Penitentiary Service of Russia (Perm, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL POTENTIAL: SOCIAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS. The article presents the results of a survey of FSIN employees regarding the prospects for the development of their professional and personal potential. The research includes an analysis of answers to a questionnaire. The author focuses on the possibility of refresher courses in the development of professional and personal potential. The author concludes that the FSIN staff who participated in the poll are aware that refresher courses contribute to their vocational and personal development. A large part of the staff focuses on further career advancement and note that they need additional knowledge, contributing to the development of their capacity as a specialist and professional.

Key words: professional-personal potential, employee, listener, advanced training, personal potential.

И.В. Гойнов, соискатель каф. социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университета, г. Ставрополь; преподаватель ФКОУ ВО

«Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний России», г. Пермь, E-mail: la-saenko@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Статья представляет результаты опроса сотрудников ФСИН относительно перспектив развития их профессионально-личностного потенциала. Представлен анализ ответов на вопросы анкеты. Автор делает акцент на возможности курсов повышения квалификации в развитии профессионально-личностного потенциала. Автор делает вывод о том, что сотрудники ФСИН, принявшие участие в опросе осознают, что курсы повышения квалификации способствуют их профессионально-личностному развитию. Большая часть сотрудников ориентирована на дальнейшее карьерное продвижение и отмечает, что им необходимы дополнительные знания, способствующие развитию их потенциала как специалиста и профессионала.

Ключевые слова: профессионально-личностный потенциал, сотрудник, слушатель курсов, повышение квалификации, личностный потенциал.

Основу развития потенциала личности составляет идея её саморазвития и самоактуализации (В.И. Андреев и др.), так как потенциал - это разница между тем, каков человек есть (что имеет в качестве интеллектуально-трудового и нравственного «багажа») и тем, каким он может стать (В.Н. Марков). На теоретическом и эмпирическом уровнях доказано, что в процессе целенаправленного воздействия на личность, создаются условия для формирования и развития её потенциала (Н.И. Болдырев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). Для выявления отношений сотрудников ФСИН к проблеме развития профессионально-личностного потенциала и потребности в профессионально-личностном росте был проведен опрос. В опросе приняло участие 72 респондента (сотрудника ФСИН), в настоящее время проходящие службу. Результаты выборов респондентов на вопросы анкеты отражены в таблице 1.

Результаты опроса показали, что 27% сотрудников имеют стаж работы более 10 лет, но большинство участников опроса (43%) отработали в системе менее 5 лет Из участников опроса 67% занимают руководящие посты в системе ФСИН.

Более половины опрошенных (53%) указали, что им достаточно знаний, умений и навыков для осуществления эффективной профессиональной деятельности, что говорит о способности к самооценке и оценке профессиональных ситуаций сотрудниками.

45% респондентов отметили, что не задумывались над вопросом, какие способности и умения, которыми они обладают, могли бы быть востребованными на службе. 30% сотрудников указали, что, по их мнению, не востребованными оказались навыки делопроизводства, способность к критическому мышлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.