Изучение математики не является самоцелью для большинства студентов ВУЗа. Им требуется гораздо больше знаний в информации, связывающей математические знания с их будущей профессией, и использование математики как инструмент практики, как непосредственный помощник человека в решении различных проблем.
Поэтому основной задачей преподавателя математики, работающего в системе высшего образования, является усиление прикладного направления преподавания математики, чтобы в дальнейшем при получении своей профессии будущий специалист мог свободно ориентироваться и был конкурентоспособным в сложных рыночных условиях.
В качестве примера рассмотрим организацию осуществления профессиональной направленности на основе ФГОС 3+ в группах, обучающихся по направлению подготовки «Агроинженерия» профиль: «Электрооборудование и электротехнологии АПК», «Технология лесозаготовительных и деревоперераба-тывающих производств».
Одной из причин «трудностей» изучения дисциплины математика и быстрого забывания изучаемого материала для обучающихся является отсутствие интереса к предмету, а также невнимание к формированию прочных и гетерогенных ассоциаций изучаемого материала с отдельными элементами их умственной деятельности.
Вся система высшего образования, в соответствии с требованиями ФГОС 3+, должна показывать практическое значение математической науки [5]. При формировании профессиональной направленности можно использовать различные формы организации работы студента, например, составление и решение задач с производственной направленностью, применение на занятиях учебно-наглядных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на производственном обучении и занятиях профессионального цикла; проектно-исследовательская деятельность студентов.
Профессиональная направленность преподавания математики полностью зависит от конкретного направления подготовки, поэтому необходимо тщательно отбирать задачи профессионально.
Для Вуза профессионально значимыми являются способности использовать законы и методы математики, при решении профессиональных задач.
Вовремя и удачно приведённый пример на занятии по математике, приводит к осмысленному усвоению знаний. Так, например, в группе обучающихся по направлению подготовки «Технология лесозаготовительных и деревоперераба-тывающих производств» при изучении раздела «Аналитическая геометрия» можно привести в качестве примера следующие факты:
- в современной бумагоделательной машины около трехсот валов формы цилиндра. Точность их такова, что центры (оси) должны соприкасаться с точностью до 1 мм. От этого зависит качество бумаги.
- Сетка с бумажной массой движется по сетковедущим валикам, имеющим форму цилиндра.
Библиографический список
- Части машины, имеющие форму цилиндра: сушильные цилиндры, грудной вал, гауч-вал, сетковедущий вал, каландры, равнители, отсасывающий вал, сукносушильные цилиндры.
Очиститель имеет форму конуса, т.к. это способствует возрастанию центробежной силы вращающихся частиц за счет уменьшения радиуса корпуса, а это способствует лучшей степени очистки массы (преимущество конических очистителей по сравнению с цилиндрическими).
Использование задач профессиональной направленности является эффективным на этапе формирования изучения нового материала. Подобные задачи помогают создавать проблемные ситуации, которые вызывают активность, живой интерес и любознательность, т.к. связаны с практикой, с профессиональными вопросами.
Например, при изучении раздела «Дифференцирование функции с одной переменной» можно решить такую задачу: Отбельная башня наполнена целлюлозой с концентрацией 3%. Какое наибольшее количество сухой целлюлозы данной концентрации можно поместить в башне, если периметр его основного сечения равен 12.
Студенты, же обучающиеся по направлению подготовки «Агроинженерия» профиль: «Электрооборудование и электротехнологии АПК» решают задачи, связанные с применением производной на нахождение максимальных и минимальных значений функции. Рассмотрим примеры предлагаемых задач.
Задача. Источник напряжения с ЭДС Е = 200В и внутренним сопротивлением г =100 Ом замкнут на реостат. При каком токе мощность во внешней цепи будет максимальной?
Задача. Для обмотки трансформатора большей мощности была выбрана прямоугольная шина 5х10 мм. Показать, что в этом случае трансформатор с прямоугольным сечением может быть нагружен больше, чем при выборе круглого провода с такой же площадью сечения [1].
Важной формой работы по внедрению профессиональной направленности является научно-исследовательская работа студентов, которая помогает решить основную задачу обучения: не только обучить студента фиксированному набору знаний, но и сформировать у него способность и желание учиться всю свою жизнь, работать в команде, способствовать его саморазвитию и самоорганизации. Организация научно-исследовательской деятельности студентов создает положительные результаты: она развивает научное мышление, для студентов на этом этапе жизни основным мотивом является подготовка к профессиональной деятельности. Поэтому профессиональная направленность обучения, в частности обучение математики, рассматривается как важный мотивационный инструмент. Профессиональная направленность преподавания математики способствует: возникновению четких мотивационных установок студентов к изучению основ математической науки и к учебно-познавательной деятельности; повысить интерес к будущей профессиональной деятельности за счет использования в обучении информации, характеризующей различные аспекты профессиональной деятельности в обучении.
1. Копецкая М.Г. Роль математики в профессиональной подготовке будущих специалистов. Available at: http://scbt.info/new/metod_material/MATEMATIKA.pdf
2. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I., Zenina N.V Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction. Espacios. 2018; Т. 39; № 30: 15 - 17.
3. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; Vol. 38 (N° 40): 15 - 17.
4. Виноградова М.В., Мальчукова Н.Н. Способность к критическому мышлению как критерий качественной подготовки будущих бакалавров. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 209 - 211.
5. Семизоров Е.А. Анкетирование как один из методов измерения и оценки стрессоустойчивости в современной жизнедеятельности человека. Агропродовольственная политика России. 2016; 5 (53): 18 - 22.
References
1. Kopeckaya M.G. Rol' matematiki v professional'noj podgotovke buduschih specialistov. Available at: http://scbt.info/new/metod_material/MATEMATIKA.pdf
2. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I., Zenina N.V Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction. Espacios. 2018; T. 39; № 30: 15 - 17.
3. Iakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; Vol. 38 (N° 40): 15 - 17.
4. Vinogradova M.V., Mal'chukova N.N. Sposobnost' k kriticheskomu myshleniyu kak kriterij kachestvennoj podgotovki buduschih bakalavrov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 209 - 211.
5. Semizorov E.A. Anketirovanie kak odin iz metodov izmereniya i ocenki stressoustojchivosti v sovremennoj zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2016; 5 (53): 18 - 22.
Статья поступила в редакцию 25.11.18
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
Rajabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. In the research work, based on an analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the relevance of a problem of forming communicative competence of a future teacher in terms of competence-oriented university training is studied. The article describes the characteristics of social and communicative competence, communicative culture as a component of professional culture. The authors conclude that communicative competence is evolving and to a large extent to realize communication experience between people that forms and is used in the face of direct human interaction. Being formed and collectively certain interpersonal experience becomes personal.
Key words: social and communicative competence, communicative culture, professional culture.
П.Д. Гаджиееа, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.В. Раджабова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В данной научно-исследовательской работе, на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, обосновывается актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего педагога, в условиях компетентностно-ориентированной вузовской подготовки. В статье также дана характеристика понятий: социально-коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникативная культура как составляющая профессиональной культуры. Авторы делают вывод о том, что коммуникативная компетентность есть развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется и активизируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия.
Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, профессиональная культура.
В настоящее время перед высшей школой стоят задачи, связанные с подготовкой специалистов-профессионалов нового типа, которые обеспечили бы функционирование всех сфер производства, управления, культуры на более высоком уровне. В условиях модернизации системы образования России, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, современному специалисту недостаточно быть компетентным лишь в своей узкой научной области, ему нужно хорошо ориентироваться в широком спектре образовательных технологий, уметь их использовать в учебном процессе, быть конкурентно-способным на рынке труда. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с повышением качества социально-педагогической подготовки специалистов, осуществляющих многоплановую социальную практику, владеющих специальными знаниями в области отношений в семье, в сфере труда, быта и досуга, в работе с различными возрастными категориями. Социальная практика реализуется в следующих основных направлениях: социальное воспитание, образование, здоровье и реабилитация, социальная работа, безопасность, охрана прав, профилактика зависимостей (алкоголизм, наркомания, игромания). Все названные сферы социальной практики требуют эффективной социально-педагогической деятельности специалиста, которая во многом определяется сфор-мированностью у него коммуникативной компетентности. Хорошее владение языком как средством общения необходимо как для успешного обучения в вузе, так и для формирования творческой, социально ориентированной, мобильной, личности, чувствующей себя уверенно в различных ситуациях бытового, делового и профессионального общения [1; 2].
Коммуникативная компетентность является основным условием, позволяющим социальному педагогу выйти на высокий уровень осуществления профессиональных функций и реализовать социальные ожидания общества, одним из важнейших показателей социально-профессионального статуса специалиста.
Компетентность как научная категория применительно к профессиональному образованию в России становится предметом специального, всестороннего исследования в конце XX в. Под профессиональной компетентностью исследователи понимают интегративное свойство личности специалиста, т. е. совокупность знаний, умений и навыков, определяющих результативность труда, опыта выполнения задачи, комплекс профессионально важных качеств личности специалиста, единство теоретической и практической готовности к трудовой деятельности.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, глубокое понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов.
Профессия учителя - одна из весьма сложных профессий. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения, идеи о том, как должно совершаться воспитание, зачастую не дает конкретных ответов на вопросы повседневной практики. Поэтому будущему учителю нужно учиться самостоятельно находить решения в различных педагогических ситуациях, формировать профессиональную компетентность. Характер коммуникативной направленности учителя в известной мере определяет его профессиональную состоятельность и компетентность, общий стиль и уровень, на котором осуществляется педагогическое общение, результаты общения, понимаемые как степень достижения поставленных целей.
Многочисленные исследователи [3; 4 и др.] проблем профессионального педагогического труда отдают приоритет его коммуникативному компоненту, а эффективность педагогического общения в воспитательном отношении связы-
Библиографический список
вают с определёнными свойствами, мотивами, позициями, направленностью личности учителя.
В учебно-воспитательном процессе учитель передает детям имеющиеся у него знания, организует деятельность учащихся. Эта формализованная, унифицированная часть профессионального труда осуществляется на фоне и в пространстве эмоционально-ценностных переживаний и отношений учителя. Именно они продуцируют у школьников соответствующее отношение к фактам действительности, отношение к миру, к другим людям, к себе, формируют системы ценностей и личностные смыслы учащихся, делают процесс познания лич-ностно значимым.
Определенные надежды на улучшение подготовки будущих учителей в области социально-коммуникативной компетентности возлагались на гуманитаризацию высшего образования, в частности на внедрение в учебный процесс цикла гуманитарных дисциплин. Но на практике, на аудиторную работу по этим дисциплинам выделяется очень небольшое количество часов, а преподавание в большинстве случаев осуществляется в виде поточных лекций. В таких условиях обучение становится нацеленным, прежде всего, на получение студентами теоретических знаний, которые являются результатом осмысления определенных фактов и информации по указанным дисциплинам и могут расширяться; и совсем не сориентировано на овладение практическими умениями, которые будут помогать будущим педагогам решать проблемы в коммуникативной сфере. При формировании коммуникативных навыков не учитываются особенности общения со школьниками. Результатом низкого уровня практических знаний в области коммуникаций является то, что у участников взаимодействия появляются стереотипы высказываний, комфортность поведения.
Так, большинство учителей предпочитают авторитарный стиль общения, который в наиболее негативных формах может проявиться в склонности к навязыванию своих мыслей и воли другим, в агрессивности, принципиальной неспособности к диалогу. И наоборот, социально-коммуникативная компетентность учителя позволяет оптимально реализовать возможности и способности, помогает пережить радость от контактов, уверенность в собственных силах. Поэтому, проблема интенсификации развития социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов как гармонического соединения теоретических и практических знаний в области социальных коммуникаций в контексте профессиональной подготовки является актуальной для высшей школы. Коммуникативный аспект занимает в деятельности педагога значительное место, но коммуникативная компетентность - это не только и не сколько успешность будущего учителя в общении, сколько успешность реализации целей и задач обучения.
Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Состав коммуникативной компетентности включает некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Такого рода компетентность предполагает умение расширять (или сужать) круг общения и умения варьировать его глубину (умение вести общение на разных уровнях доверительности), понимать и быть понятым партнерами по общению.
Таким образом, коммуникативная компетентность есть развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется и активизируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. Формируясь и реализуясь коллективно, межличностный опыт между тем является индивидуальным. Равным образом ошибочно представлять коммуникативную компетентность как замкнутый индивидуальный опыт, игнорируя общественный характер данного социально-психологического качества.
1. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника. Народное образование. 2014; 4.
2. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. Директор школы. 2014; 4.
3. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г, Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.
4. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография Москва, 2018.
References
1. Dahin A.N. Kompetenciya i kompetentnost': skol'ko ih u rossijskogo shkol'nika. Narodnoe obrazovanie. 2014; 4.
2. Zareckaya I.I. Kommunikativnaya kul'tura pedagoga i rukovoditelya. Direkiorshkoly. 2014; 4.
3. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
4. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D. i dr. Lichnost'vsovremennojreal'nosti:pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekty: kollektivnaya monografiya Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 01.12.18
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
Rajabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL PRACTICE AS A NECESSARY CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS. The article discusses possibilities of a competence-based approach in preparing future teachers for professional activities. The article describes practical experience of the development of communicative competence of students during the period of pedagogical practice in a general education school, provides statistical data obtained in the course of an experimental study aimed at identifying the cultural skills of pedagogical communication of students. The authors conclude that the practice at a school allows the student to get a real idea about the professional requirements to the teacher and to correlate them with his own capabilities, personal qualities, to consciously plan his professional formation.
Key words: communication culture, communicative skills of ability, communicative competence.
ПД. Гаджиееа, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический
университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
В данной статье рассмотрены возможности компетентностного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности. В статье описан практический опыт развития коммуникативной компетентности студентов в период прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе, даны статистические данные, полученные в ходе экспериментального исследования направленного на выявление навыков культуры педагогического общения студентов. Авторы делают вывод о том, практика в школе позволяет и самому студенту получить реальные представления о профессиональных требованиях к учителю и соотнести с ними свои собственные возможности, личностные качества, осознанно планировать свое профессиональное становление.
Ключевые слова: культура общения, коммуникативная культура, коммуникативные навыки способности, коммуникативная компетентность.
В настоящее время процесс обучения должен быть направлен не только на становление базовых компетентностей будущего специалиста для исполнения нормативной деятельности в рамках его компетенции, но и на формирование творческого потенциала, развития и совершенствования компетентностей в будущей профессиональной деятельности. Практический аспект формирования коммуникативной культуры связан с другими её компонентами и отражает опера-ционно-процессуальный характер коммуникативной деятельности. Он предполагает развитие и закрепление коммуникативных навыков и умений.
Коммуникативные навыки и умения закрепляются и совершенствуются в период педагогической практики в школе. Она является первой попыткой и неким полигоном самостоятельной работы студента в школе. От её успеха во многом зависит рост будущего педагога [1; 2].
Практические занятия и учебно-ознакомительная работа преследовала основную цель практики - закрепление навыков общения и повышение коммуникативной культуры студентов. Содержание работы классного руководителя определялось традиционно сложившимися функциями и обязанностями. Одним из критериев оценки работы студентов на практике было качество общения.
В течение первой недели практики студенты знакомились со школой, учениками, педагогическим коллективом, посещали уроки в классе, с которым им предстояло работать. Основной целью было изучение стиля общения учителя с учащимися.
В самом начале практики студентам были предложены вопросы для беседы с классным руководителем:
• Какими личностными качествами должен обладать учитель для общения с детьми?;
• Какие коммуникативные умения необходимы учителю для общения с учащимися?;
• Проводится ли классные часы, общешкольные мероприятия по ознакомлению школьников с этикетными правилами?;
Посещая уроки учителей, студенты наблюдали за общением учителя с учащимися, анализировали характер общения, отмечали удачные приемы, используемые в общении, развитие личностных качеств педагога, необходимых в обще-
нии. Наблюдая и анализируя культуру общения педагогов, студенты определяли не только негативный опыт, но и образцы эффективного общения, выявляли конструктивные пути коррекции общения.
Задание к наблюдению включало в себя перечень вопросов, определяющих содержание анализа наблюдения: насколько выразительна речь педагога (умение менять ритм, интонацию, делать нужные и вовремя паузы; темп речи: быстрый, медленный, средний)? какие приемы использовал учитель во время приветствия и прощания с классом? назовите основные речевые (вербальные) этикетные формулы, которые использует учитель на уроке; насколько уместны, естественны жесты преподавателя; наблюдается ли суетливость, нервозность? какие жесты использует преподаватель для привлечения внимания, для поощрения?
При наблюдении за коммуникативной деятельностью учителя на уроках студенты отмечали доброжелательный тон, использование этикетных формул «Здравствуйте», «До свидания» (80,5%). Учителя на всех уроках приветствуют учеников, а вот прощаются после окончания урока лишь 61,4% (при помощи формул вежливости 42,7% и 18,7% при помощи жестов). Жестикуляция в большинстве случаев естественна и уместна: внимание к говорящему ученику выражается при помощи взгляда (50,3%); благодарность, утверждение, поощрение - кивок головой (58,4%); неодобрение, запрещение, несогласие выражается мимикой и сдержанными жестами (68,3%). На некоторых уроках студенты отмечали неэтикетные жесты привлечения внимания, (учитель стучит по столу, грозит пальцем). Ряд учителей нарушает дистанцию в общении (подходит близко к ученику, теребит его за рукав). Этикет не соблюдается и тогда, когда ученик отвлекается на уроке, в этом случае учителя срываются на крик или делают замечание резким тоном. Анализируя уроки учителей, студенты еще раз убеждались, как необходимо использовать правила этикета в общении. На практике проводились классные часы, включавшие в себя правила этикета. Например, «Турнир рыцарей», «Путешествие в страну вежливости», «Мы и театр» и др. В своей работе с учащимися студенты использовали приемы театрализации, разыгрывание сценок, конкурсы, викторины. Будущие педагоги показали умение творчески использовать знания и навыки коммуникативной культуры. Таким образом, у студентов возрастает сте-