Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности будущего педагога вуза по дисциплине «Физическая культура»'

Формирование коммуникативной компетентности будущего педагога вуза по дисциплине «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / PHYSICAL CULTURE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулимова Александра Валерьевна, Лобанова Надежда Анатольевна, Верхорубова Оксана Викторовна, Цыбина Елена Афанасьевна

В настоящее время все больше требований предъявляется обществом к студентам высших учебных заведений, в том числе к студентам будущим педагогам. В этой связи в педагогическом образовании актуализируется понятие «компетентность» будущего педагога. Мы обратили внимание на формирование коммуникативной компетентности в педагогическом образовании. Понятие коммуникативной компетентности напрямую связано с профессиональным мастерством и является средством достижения педагогического мастерства. Формирование коммуникативной компетентностия является важной педагогической проблемой в образовании. Материал основан на информационном поиске и осмыслении сущности компетентностного подхода в педагогическом образовании. В настоящее время актуализируется коммуникативный подход в высшем образовании, поэтому рассмотрены понятия «компетенция», «коммуникативная компетентность». Приведен вариант формирования коммуникативной компетентности будущего педагога вуза по дисциплине «Физическая культура» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / Профиль -математика. В предложенном варианте представлено распределение общекультуроной компетенции ОК-8 по разделам дисциплины «Физическая культура» и содержательно рассмотрены дескрипторные характеристики данной компетенции, а также предложены формы и методы, способствующие формированию данной компетенции. В соответствии с этим предлагаются уровни сформированности компетенции и их основные признаки, по которым определяется, что должен знать, уметь и чем владеть студент вуза на занятиях по дисциплине «Физическая культура». Приведены пример контролируемого результата обучения и оценочные средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулимова Александра Валерьевна, Лобанова Надежда Анатольевна, Верхорубова Оксана Викторовна, Цыбина Елена Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER OF THE UNIVERSITY FOR THE DISCIPLINE “PHYSICAL CULTURE”

Currently, the society places more and more demands on the students of Higher educational institutions, including students future teachers. In this regard, teacher education actualizes the concept of “competence” of a future teacher. In this article, we payed our attention to the formation of communicative competence in teacher education. The concept of “communicative competence” is directly related to the professional skill and a means to achieve pedagogical excellence. The formation of communicative competence is a major pedagogical problem in education. The article is written based on information search and understanding of the essence of competence approach in pedagogical education. Currently communicative approach is being actualized in higher education. Therefore, in this article we have considered the concept of “competence”, “communicative competence”. Gives a variant of forming communicative competence of a future university teacher in the discipline “Physical culture” 44.03.01 in the direction of preparation “Pedagogical education” / Maths Profile. In the proposed version shows the distribution of general cultural competence OK-8 in sections of the discipline “Physical culture” and considers in detail the descriptor characteristics of the given competence, as well as proposed the forms and methods contributing to the formation of this competence.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности будущего педагога вуза по дисциплине «Физическая культура»»

УДК 378

йО! 10.23951/2307-6127-2017-2-151-156

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

А. В. Сулимова, Н. А. Лобанова, О. В. Верхорубова, Е. А. Цыбина

Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского, Брянск

В настоящее время все больше требований предъявляется обществом к студентам высших учебных заведений, в том числе к студентам - будущим педагогам. В этой связи в педагогическом образовании актуализируется понятие «компетентность» будущего педагога. Мы обратили внимание на формирование коммуникативной компетентности в педагогическом образовании. Понятие коммуникативной компетентности напрямую связано с профессиональным мастерством и является средством достижения педагогического мастерства. Формирование коммуникативной компетентностия является важной педагогической проблемой в образовании.

Материал основан на информационном поиске и осмыслении сущности компетен-тностного подхода в педагогическом образовании. В настоящее время актуализируется коммуникативный подход в высшем образовании, поэтому рассмотрены понятия «ком -петенция», «коммуникативная компетентность».

Приведен вариант формирования коммуникативной компетентности будущего педагога вуза по дисциплине «Физическая культура» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / Профиль -математика. В предложенном варианте представлено распределение общекультуроной компетенции - ОК-8 по разделам дисциплины «Физическая культура» и содержательно рассмотрены дескрипторные характеристики данной компетенции, а также предложены формы и методы, способствующие формированию данной компетенции. В соответствии с этим предлагаются уровни сформированности компетенции и их основные признаки, по которым определяется, что должен знать, уметь и чем владеть студент вуза на занятиях по дисциплине «Физическая культура». Приведены пример контролируемого результата обучения и оценочные средства.

Ключевые слова: физическая культура, коммуникативная компетентность, компетенция.

В настоящее время все больше требований предъявляется обществом к студентам высших учебных заведений. Современный выпускник должен быть всесторонне и гармонически развитым человеком, обладать крепким здоровьем, чтобы успешно выполнять свои трудовые функции на высоком профессиональном уровне. Важное место в решении этого вопроса отводится физической культуре и спорту.

Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь основной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Очевидно, что новые для России проблемы экономики, культуры, образования и политики требуют от молодых людей профессиональной мобильности, высокого уровня профессиональной культуры. «Для гармоничного развития обществу требуются специалисты, умеющие учиться и заниматься саморазвитием, изменять сложившиеся стереотипы, самостоятельно работать с информацией, трансформировать ее в личностно значимое знание и транслировать его в ходе профессиональной коммуникации» [1]. Кроме этого, обновление российского высшего образования стимулирует вступление Российской Федерации в Бо-лонский процесс, направленный на формирование единого европейского образовательного пространства, прозрачности деятельности высших учебных заведений, рост их соответствия европейским критериям качества образования, соединение учения и исследовательской деятельности. Известно, что многоступенчатая система высшего образования, реализуемая благодаря принципам Болонского процесса, является новой для России, однако ее внедрение состоялось. Первая ступень (бакалавриат) ведет к освоению общих и профессиональных компетенций до уровня, позволяющего применять их в стандартных ситуациях. Вторая ступень (магистратура) после успешного освоения первой должна доводить компетенцию до уровня, позволяющего заниматься творческой деятельностью в избранной профессии [2]. Таким образом, в России фиксируется компетентностный подход в образовании, смыслоопределяющими категориями для которого и выступают «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция - особый результат образования, выражающийся в готовности человека к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределенности» [3]. При этом образовательная компетенция - не плод усвоения обучающимся отдельных друг от друга знаний и умений, а результат овладения комплексной процедурой применения системы знаний, умений и способов деятельности в отношении междисциплинарного круга вопросов.

Компетентность определяется учеными как новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [4].

Нам импонирует трактовка термина «компетентность» как актуального и характеризующегося результатами образовательной деятельности, позволяющей обрести компетенции каждому обучающемуся. Принцип компетентности высшего образования и характеристика общекультурных и профессиональных компетенций закреплены Приказом Минобрнауки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426 [5].

Нас интересовали общекультурные компетенции с акцентом на их коммуникативную составляющую по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавр). Но в настоящее время коммуникативная компетенция дисциплины «Физическая культура» среди общекультурных представлена как ОК-8 (Способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности).

На самом деле в педагогическом образовании для профессионалов, работающих с группами людей, коммуникативные компетенции - это основа профессиональной деятельности [6, с. 18]. Понятие «коммуникативная компетентность» напрямую связано с профессиональным мастерством и является средством достижения педагогического мастерства [7]. «Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные

знания [8], умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей образования в полном объеме» [9].

Мы предлагаем следующий вариант формирования ОК-8 по учебной дисциплине «Физическая культура» направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование/Профиль-математика. По нашему мнению, должно быть следующее распределение ОК-8 (Способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности) по разделам дисциплины и в соответствии с этим уровнем сформированности компетенции.

1. Структура и дескрипторные характеристики компетенции:

- Знать:

ОК 8-1: базовые понятия физической культуры и их содержание,

ОК 8-2: основные методы и принципы развития двигательных способностей и психических свойств человека,

ОК 8-3: принципы работы основных функциональных систем организма.

- Уметь:

ОК 8-4: выбрать в зависимости от поставленных задач более эффективные средства физической культуры для достижения поставленной цели,

ОК 8-5: правильно дозировать нагрузки для более эффективного тренировочного процесса.

- Владеть:

ОК 8-6: основами планирования тренировочного процесса,

ОК 8-7: системой анализа последствий тренировочного процесса,

ОК 8-8: нормами здорового образа жизни во всех его проявлениях.

2. Формы и методы, способствующие формированию компетенции:

- проблемные лекции,

- игровой метод,

- соревновательный метод.

3. Уровни сформированности компетенций:

а) пороговый уровень:

- знает основные методы развития двигательных способностей,

- имеет соответствующую двигательную подготовленность;

б) повышенный (продвинутый) уровень:

- умеет правильно выбрать средства физической культуры для достижения поставленной цели,

- имеет хорошую двигательную подготовленность,

- владеет хорошей техникой выполнения различных физических упражнений;

в) повышенный (высокий) уровень:

- владеет высоким уровнем физической подготовленности, отличной техникой выполнения различных физических упражнений, опытом самостоятельного применения средств физического развития, умеет правильно применять теоретические знания;

- ведет здоровый образ жизни.

В соответствии с нашим представлением контролируемый результат обучения и оценочные средства обучения мы представили следующим образом.

1. Контролируемый результат обучения:

- знает:

- роль физической культуры в укреплении здоровья человека;

- основы функционирования основных органов и систем организма и особенности влияния на их работоспособность, средств физической культуры;

- знает и соблюдает нормы здорового образа жизни;

- умеет:

- самостоятельно и методически правильно применять средства физической культуры и различные системы физических упражнений для достижения должного уровня физической и психологической подготовленности;

- владеет:

- основными умениями и навыками в развитии двигательных способностей и психических свойств [10] с помощью средств физической культуры,

- методами и способами организации здорового образа жизни. 2. Оценочные средства:

- ФОС,

- устный опрос,

- защита рефератов,

- тестирование физической подготовленности.

Таким образом, можно рассматривать содержание коммуникативных компетенций как важнейшую задачу профессиональных образовательных учреждений. Именно высококультурное толерантное общение обеспечивает возможность для создания менее конфликтного общества, ориентированного на всеобщее согласие; коммуникации являются средством демократичной организации жизнедеятельности, ориентированной на достижение гармонии в человеческих отношениях.

Список литературы

1. Аитбаева Р. Р. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студента - будущего учителя // Вестн. Оренбургского гос. пед. ун-та. 2010. № 6 (99). С. 56-60.

2. Перегудова Ю. М. Проблемы развития российского высшего образования в условиях Болонского процесса // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. М.: ИОО МОН РФ, 2004. С. 128-132.

3. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М.: АРКТИ, 2007. С. 5-6.

4. Методика оценки уровня квалификации педагогического работника // Министерство образования и науки РФ / под ред.

B. Д. Щадрикова, И. В. Кузнецовой. М., 2010. С. 25-27.

5. Приказ Минобрнауки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование)».

6. Назарова Р. А. Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства. Реферат по педагогике. http://www.durov.com/study/ref_pedagogika-1462.pdf. (дата обращения: 01.02.2017).

7. Юдин В. Формирование коммуникативной компетенции в свете новых требований к образовательному процессу. Лекции В. Юдина в ЦРО. 2007. http://www.budud.narod.ru. (дата обращения: 30.01.2017).

8. Ермаков Д. С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. 2011. № 4. С. 8-15.

9. Иванов Д. И. Компетенции учителя. М.: Чистые пруды, 2008. 32 с.

10. Большой психологический словарь / сост. В. А. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. СПб.: Изд-во Прайм-Еврознак, 2007.

C. 450.

Сулимова Александра Валерьевна, аспирант первого курса заочного отделения, старший преподаватель, Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского (ул. Бежиц-кая, 14, Брянск, Россия, 241036). E-mail: [email protected]

Лобанова Надежда Анатольевна, старший преподаватель, Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского (ул. Романа Брянского, 8, Брянск, Россия, 241037). E-mail: [email protected]

Верхорубова Оксана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского (ул. Бежицкая, 14, Брянск, Россия, 241036). E-mail: [email protected]

Цыбина Елена Афанасьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского (ул. Бежицкая, 14, Брянск, Россия, 241036). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 06.02.2017.

DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-151-156

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER OF THE UNIVERSITY FOR THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"

А. V. Sulimova, N. A. Lobanova, O. V. Verkhorubova, E. A. Tsybina

Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky, Bryansk, Russian Federation

Currently, the society places more and more demands on the students of Higher educational institutions, including students - future teachers. In this regard, teacher education actualizes the concept of "competence" of a future teacher. In this article, we payed our attention to the formation of communicative competence in teacher education. The concept of "communicative competence" is directly related to the professional skill and a means to achieve pedagogical excellence. The formation of communicative competence is a major pedagogical problem in education.

The article is written based on information search and understanding of the essence of competence approach in pedagogical education. Currently communicative approach is being actualized in higher education. Therefore, in this article we have considered the concept of "competence", "communicative competence".

Gives a variant of forming communicative competence of a future university teacher in the discipline "Physical culture" 44.03.01 in the direction of preparation "Pedagogical education" / Maths Profile. In the proposed version shows the distribution of general cultural competence - OK-8 in sections of the discipline "Physical culture" and considers in detail the descriptor characteristics of the given competence, as well as proposed the forms and methods contributing to the formation of this competence.

Key words: physical culture, communicative competence, competence.

References

1. Aitbaeva R. R. Formirovaniye informatsionno-kommunikativnoy kompetentnosti studenta - budushchego uchitelya [The Formation of information and communicative competence of students - future teachers]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - OSPU Bulletin, 2010, no. 6 (99), pp. 56-60 (in Russian).

2. Peregudova Yu. M. Problemy razvitiya rossiyskogo vysshego obrazovaniya v usloviyakh Bolonskogo protsessa [Problems of development of Russian higher education in the Bologna process]. Pedagogicheskaya nauka i praktika: problemy i perspektivy. Sbornik nauchnykh trudov [Pedagogical science and practice: problems and perspectives. Collection of scientific articles]. Moscow, IOO MON RF, 2004. Pp. 128-132 (in Russian).

3. Sergeev I. S. Kak realizovat' kompetentnostnyy podkhod na uroke i vo vneurochnoy deyatel'nosti [How to implement the competence approach in the classroom and in extracurricular activities]. Moscow, ARKTI Publ., 2007. Pp. 5-6 (in Russian).

4. Metodika otsenki urovnya kvalifikatsii pedagogicheskogo rabotnika [The method of estimating the level of qualifications of teaching staff]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF [Ministry of education and science of the Russian Federation]. Ed. by V. D. Shadrikov, I. V. Kuznetsova. Moscow, 2010. Pp. 25-27 (in Russian).

5. Prikaz Minobrnauki RF ot 4 dekabrya 2015 g. N1426 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystviye Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya (FGOS VO) po napravleniyam podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoye obrazovaniye)" [The order of the Ministry of education of the Russian Federation from 4 December 2015 N 1426 "About approval and introduction of the Federal state educational standard of higher professional education (FSES) in areas of training 44.03.01 teacher education)"]. Moscow, 2015. Pp. 1-4 (in Russian).

6. Nazarova R. A. Lektorskoye masterstvo i kommunikativnaya kompetentnost kak psikhologicheskaya sushchnost professional'nogo masterstva. Referat po pedagogike [Lecturing skills and communicative competence as the psychological essence of professional skills. Essay on pedagogy] (in Russian). URL: http://www.durov.com/study/ref_pedagogika-1462.pdf (accessed 01 February 2017).

7. Yudin V. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti v svete novykh trebovaniy k obrazovatel'nomu protsessu. Lektsii V. Yudina v CRO [The Formation of communicative competence in the light of new requirements to the educational process. Lectures of V. Yudin in the DRO]. 2007 (in Russian). URL: http://www.budud.narod.ru (accessed 30 January 2017).

8. Ermakov D. S. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [The Competence approach in education]. Pedagogika - Pedagogy, 2011, no. 34, pp. 8-15 (in Russian).

9. Ivanov D. I. Kompetentsii uchitelya [Competences of the teacher]. Moscow, Chistye Prudy Publ., 2008. 32 p. (in Russian).

10. Zinchenko V. A., Meshcheryakov B. G. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Large psychological dictionary]. St. Petersburg, Izdatel'stvo Praym-Evroznak Publ., 2007. 450 p. (in Russian).

Sulimova A. V., Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky

(ul. Bezhitskaya, 14, Bryansk, Russian Federation, 241036). E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lobanova N. A., Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky (ul. Romana

Bryanskogo, 8, Bryansk, Russian Federation, 241037). E-mail: [email protected]

Verkhorubova O. V., Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky (ul.

Bezhitskaya, 14, Bryansk, Russian Federation, 241036). E-mail: [email protected]

Tsybina E. A., Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky (ul. Bezhitskaya,

14, Bryansk, Russian Federation, 241036). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.