Научная статья на тему 'Практика формирования коммуникативной культуры учителей начальных классов в вузах Республики Таджикистан'

Практика формирования коммуникативной культуры учителей начальных классов в вузах Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / COMMUNICATIVENESS / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азимова Машхурахон Ходжиевна

Статья посвящена анализу практики подготовки учителей начальных классов в педагогических вузах Республики Таджикистан, в частности формированию их коммуникативной культуры. При этом основной акцент сделан на то, что коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессиональной культуры. Именно коммуникативная культура педагога формирует и развивает педагогическую компетентность и занимает важное место в профессиональной культуре учителя. В статье проведен всесторонний анализ учебных планов и программ подготовки учителей начальных классов. На этой основе сделан вывод о целесообразности организации в педагогических вузах спецкурсов и спецсеминаров по совершенствованию педагогического мастерства учителя, особенно на факультете методики начального обучения. Важную роль в формировании коммуникативной культуры учителей начальных классов играет педагогическая практика, проводимая на 3 и 4 курсах на базе общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан. Будущий учитель делает первые шаги и прогнозирует свои коммуникативные языковые погрешности, искореняя их. Следовательно, правильно организованная педагогическая практика способствует успешному формированию коммуникативной культуры будущих учителей начальных классов. Таким образом, именно комплексный подход к формированию коммуникативной культуры предусматривает совершенствование стилистических знаний и умений. При этом особое значение приобретают методические средства обучения родному языку организация и приёмы обучения, учебный языковой материал, а результативность обучения будет обусловлена их целесообразным использованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Article is devoted to the analysis of practice of training of elementary school teachers in pedagogical higher education institutions of the Republic of Tajikistan, in particular to formation of their communicative culture. At the same time the main emphasis is placed on the fact that the communicative culture of the teacher is one of the most important components of professional culture. Communicative culture of the teacher forms and develops pedagogical competence and takes the important place in the professional culture of the teacher. In article the comprehensive analysis of curricula and programs of training of elementary school teachers is carried out. On this basis the conclusion is drawn on expediency of the organization in pedagogical higher education institutions of special courses and special seminars on improvement of pedagogical skill of the teacher, especially at faculty of a technique of elementary training. An important role in formation of communicative culture of elementary school teachers is played by the student teaching which is carried out on 3 and 4 courses on the basis of educational institutions of the Republic of Tajikistan. Future teacher takes the first steps and predicts the communicative language errors, eradicating them. Therefore, correctly organized student teaching promotes successful formation of communicative culture of future elementary school teachers. Thus, integrated approach to formation of communicative culture provides improvement of stylistic knowledge and abilities. At the same time methodical tutorials to the native language the organization and methods of training, training language material are of particular importance, and the effectiveness of training will be caused by their expedient use.

Текст научной работы на тему «Практика формирования коммуникативной культуры учителей начальных классов в вузах Республики Таджикистан»

педагогические науки

УДК 378

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

© 2017

Азимова Машхурахон Ходжиевна, соискатель кафедры педагогики и психологии

профессиональной деятельности Худжандский государственный университет имени Б. Гафурова (735700, Республика Таджикистан, Худжанд, проезд Мавлонбекова 1, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена анализу практики подготовки учителей начальных классов в педагогических вузах Республики Таджикистан, в частности формированию их коммуникативной культуры. При этом основной акцент сделан на то, что коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессиональной культуры. Именно коммуникативная культура педагога формирует и развивает педагогическую компетентность и занимает важное место в профессиональной культуре учителя. В статье проведен всесторонний анализ учебных планов и программ подготовки учителей начальных классов. На этой основе сделан вывод о целесообразности организации в педагогических вузах спецкурсов и спецсеминаров по совершенствованию педагогического мастерства учителя, особенно на факультете методики начального обучения. Важную роль в формировании коммуникативной культуры учителей начальных классов играет педагогическая практика, проводимая на 3 и 4 курсах на базе общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан. Будущий учитель делает первые шаги и прогнозирует свои коммуникативные языковые погрешности, искореняя их. Следовательно, правильно организованная педагогическая практика способствует успешному формированию коммуникативной культуры будущих учителей начальных классов. Таким образом, именно комплексный подход к формированию коммуникативной культуры предусматривает совершенствование стилистических знаний и умений. При этом особое значение приобретают методические средства обучения родному языку - организация и приёмы обучения, учебный языковой материал, а результативность обучения будет обусловлена их целесообразным использованием.

Ключевые слова: компетентность, коммуникативность, культура, общение, социализация, рефлексия.

PRACTICE OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

© 2017

Azimova Mashkhurakhon Hodzhiyevna, applicant of department of pedagogics and psychology

of professional activity Khujand state university by name of the academician B. Gafurov (735700, Republic of Tajikistan, Khujand, Mavlonbekov Drive 1, e-mail: [email protected])

Abstract. Article is devoted to the analysis of practice of training of elementary school teachers in pedagogical higher education institutions of the Republic of Tajikistan, in particular to formation of their communicative culture. At the same time the main emphasis is placed on the fact that the communicative culture of the teacher is one of the most important components of professional culture. Communicative culture of the teacher forms and develops pedagogical competence and takes the important place in the professional culture of the teacher. In article the comprehensive analysis of curricula and programs of training of elementary school teachers is carried out. On this basis the conclusion is drawn on expediency of the organization in pedagogical higher education institutions of special courses and special seminars on improvement of pedagogical skill of the teacher, especially at faculty of a technique of elementary training. An important role in formation of communicative culture of elementary school teachers is played by the student teaching which is carried out on 3 and 4 courses on the basis of educational institutions of the Republic of Tajikistan. Future teacher takes the first steps and predicts the communicative language errors, eradicating them. Therefore, correctly organized student teaching promotes successful formation of communicative culture of future elementary school teachers. Thus, integrated approach to formation of communicative culture provides improvement of stylistic knowledge and abilities. At the same time methodical tutorials to the native language - the organization and methods of training, training language material are of particular importance, and the effectiveness of training will be caused by their expedient use.

Keywords: competence, communicativeness, culture, communication, socialization, reflection.

Существенный показатель профессиональной компетентности и мастерства учителя начальных классов - это коммуникативная деятельность, ориентированная на установление продуктивных отношений педагога с учащимися. Несомненно, педагогическое мастерство требует систематического совершенствования и является профессиональным умением, искусством обучения и воспитания. В свою очередь, педагогическая культура, профессиональная компетентность педагога, психолого-педагогические знания, общение и этика, профессиональные умения и способности, высокий уровень речевой культуры учителя, педагогическое взаимодействие - неотъемлемые составляющие педагогического мастерства [1]. Следует отметить, что деятельность всех высших педагогических учебных заведений Республики Таджикистан должна быть направлена на формирование коммуникативной культуры студентов, ибо именно учитель находится в постоянном процессе общения, включающий в себя разноплановые отношения: с учащимися, их родителями, коллегами, - возникающие и развивающиеся только в совместной деятельности. Правильно организованное педагогическое общение может способствовать профессиональному росту и успеху учителя.

Преподаваемые такие дисциплины в высшей школе

нашей республики, как «Культура речи», «Развитие устной и письменной речи», «Методика обучения родному языку», «Выразительное чтение и методика развития речи», «Риторика», «Живое слово», «Основы педагогического общения» направлены на изучение особенностей монологической и диалогической форм общения, соблюдение норм современного литературного языка, общепринятых стандартов коммуникативного поведения (прощания, приветствия, благодарности и т.д.), возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучаемых, методов и приёмов привлечения внимания учащихся на уроке.

В Худжанском государственном университете имени Б. Гафурова в этом направлении ведётся скоординированная работа по профессиональной подготовке учителей начальных классов. На первом курсе при изучении дисциплины «Детская литература» отведено 9 кредитов, в процессе обучения осуществляется тесная связь с родным языком, культурой речи, историей литературы. На лекционные и практические занятия отведено по 48 учебных часов, а на самостоятельную работу студентов -72 учебных часа. Будущему учителю начальных классов важно не только изучить представителей детской литературы, их биографию и творчество, но и наизусть знать

pedagogical sciences

поэтическое наследие, выразительно читая их учащимся. Дисциплина «Выразительное чтение и методика развития речи» совершенствует дикцию будущего учителя, ведь она должна быть чёткой и понятной.

На втором курсе на изучение дисциплины «Теория и методика развития речи» отведено 4 кредита и обучение направлено на усвоение психолого-педагогических особенностей индивидуального развития речи дошкольников, предусматривает как лекционные, так и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов.

На изучение дисциплины «Выразительное чтение и методика развития речи» на 4 курсе отведено 2 кредита в объёме 32 учебных часов, охватывающие следующую тематику, как средства выразительного чтения и учебные упражнения, развитие дикции учителя, интонация и методы обучения, особенности ударения, техника чтения (темп и ритм), пути совершенствования выразительного чтения учащихся в дошкольном учреждении и другие. Развитию речи и выразительному чтению в начальной школе уделяется особое внимание, ибо на начальной ступени обучения формируются умения и навыки коммуникативной культуры учащихся, не говоря о том, что её эталоном должен обладать сам педагог. С целью повышения качества чтения учащихся учитель начальных классов должен обращать особое внимание на дыхание, произношение звуков, дикцию, грамматические и логические паузы и ударение, темп, ритм чтения и тембр голоса. Несомненно, всеми этими качествами должен, прежде всего, обладать сам педагог.

Важно отметить, что преподавание такой дисциплины, как «Культура речи» ведётся на всех факультетах педагогических вузов Республики Таджикистан и направлено на развитие коммуникативных способностей и умений студентов, психологических особенностей (эм-патии, рефлексии и др.), определяющих коммуникативные качества преподавателя. Будущий педагог должен не только обладать системой знаний, норм, нравственных ценностей и эталонов поведения, действующих в обществе, но и умением реализовать свою коммуникативную культуру в деловом и непринуждённом общении. Ведь, культура речи - это совокупность коммуникативных качеств хорошей речи и ею решается гамма интересных проблем теоретического характера: языковая политика и культура речи, нормализация и кодификация, стилевая дифференциация языка и др.

Следовательно, культура речи предполагает способности учителя владением функциональными стилями, а именно «культуры речи нет, без умения пользоваться стилями языка, создавать и шлифовать стили речи» [2, с. 265].

Отдельно следует отметить, что такие занятия в вузе повышают грамотность и развивают логическую стройность речи учителя, ведь необходимым требованием для учителя является умение литературно оформлять выражения своих мыслей, а это требует хорошей подготовки и развитой речи. Педагогу нельзя допускать неправильных ударений в словах, ибо подобные факты значительно обедняют стилистическое содержание излагаемого материала, что умаляет его авторитет. В этом направлении важно констатировать, что именно культура речи для учителя начальных классов находится в плоскости умелого, свободного использования всех средств выразительности и возможностей литературного языка.

Общеизвестно, что образ создаётся разными средствами: в архитектуре - фигурами и линиями, в хореографии - движениями, в живописи - красками, в музыке - звуками, а в педагогике - словами, языком. Исходя из этого, нужно сделать вывод, что существенное значение в педагогической деятельности учителя имеет именно коммуникативная культура. Уместным было бы привести высказывание русского классика А.П. Чехова, который утверждал: «Для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием,

как не уметь читать и писать» [2, с. 245]. Писатель М. Горький, в свою же очередь, отмечал, что «борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры, чем острее это орудие, чем более точно направлено, тем оно победоноснее» [2, с. 156].

Высокая коммуникативная компетентность учителя способствует успешному зарождению новых отношений, при которых происходит передача новой информации, легко усвояемой учащимися в процессе совместной творческой деятельности. Несомненно, коммуникативная культура учителя определяет интеллектуальный потенциал системы высшего образования, воздействующая на личностное развитие учащегося.

В Таджикском государственном институте языков имени С. Улугзаде и Таджикском государственном педагогическом университете имени С. Айни успешно ведутся спецкурсы и спецсеминары по совершенствованию педагогического мастерства учителя. Особое внимание уделяется данному курсу на факультете методики начального обучения, ибо именно на первой ступени образования профессиональный педагог закладывает азы знаний и жизни, обладая при этом такими качествами, как отзывчивость, справедливость, заботливость, умение устанавливать искренние и доверительные отношения, проявляет любовь и уважение к детям, компетентно умеет общаться с родителями учащихся, а самое главное имеет большое творческое педагогическое вдохновение. Необходимо отметить, что составляющими компонентами педагогического мастерства являются направленность (целесообразность); результативность: уровень знаний, воспитанности обучающихся (продуктивность); выбор средств (оптимальность) и содержание деятельности (творчество). Будущий учитель должен обладать выразительностью интонаций, палитрой мимики и владеть жестикуляцией.

Социологический опрос показал, что лишь малая толика педагогического коллектива считают, что коммуникативная культура неважна для учителей начальных классов, но с этим нужно не согласиться, ибо напротив она играет важную роль в преподавании всех основных предметов таких, как «Родной язык и чтение», «Математика», «Пение и музыка», «Изобразительное искусство и труд», «Мир вокруг нас» [3].

Дикция, тембр, тон - все эти качества, свойственны коммуникативной культуре учителя.

Наличие высокой коммуникативной культуры у учителя - признак успешности процесса обучения и воспитания учащихся в начальной школе [4-6]. Важно не только превосходное знание программного материала, но и умение владеть методикой преподавания в объяснении нового, а для этого учитель иметь высокую коммуникативную культуру, которую необходимо формировать в профессиональной подготовке учителей в вузах республики Таджикистан.

На современном этапе в век интенсивного развития науки и техники общество требует интеллектуально развитых и конкурентоспособных специалистов, а этого можно достичь при наличии высокой коммуникативной культуры учителя. В связи с этим, вся деятельность высших учебных заведений Республики Таджикистан должна быть ориентирована на выполнение требований в данном направлении и необходима чётко скоординированная работа, однако анализ педагогической практики, к сожалению, показывает непродуктивность всех видов работ и о низких показателях коммуникативной культуры учителя, не занимающихся самообразованием и её повышением.

Продуктивной в формировании коммуникативной культуры учителя является дисциплина «Стилистика речи», направленная на развитие письменной и устной речи студентов, изучаемая на 4 курсе педагогических вузов филологических факультетов по 4 кредита в объёме 64 учебных часов. Стилистика изучает языковой строй

педагогические науки

в его функционировании, а именно стилистическую окраску языковых явлений, лексические, морфологические, синтаксические и фразеологические синонимы. Эта дисциплина имеет принципиальное значение, ибо для организации работы по стилистике речи необходим комплекс системы упражнений, направленных на повышение коммуникативной культуры студентов.

Анализ педагогической практики в вузах показывает, что особенно эффективно обучение студентов на ситуативной основе, направленное на формирование и развитие навыков и умений устной речи. В начальной школе при обучении родному и иностранному языку учитель должен владеть всеми нормами произношения и правописания, как эталона высокой коммуникативной культуры [7].

Педагогическая практика, проводимая на 3 и 4 курсах на базе общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан, способствует дальнейшему формированию в процессе обучения учащихся коммуникативной культуры студентов. Будущий учитель делает первые шаги и прогнозирует свои коммуникативные языковые погрешности, искореняя их. Результаты показывают, что преобладающая часть учителей начальных классов профессионально владеет педагогической техникой, отличается умением использования своих эмоций, голоса (тона, силы, интонации), речи, жеста, мимики в целях педагогического воздействия и могут быть примером для подражания студентов-практикантов. Правильно организованная педагогическая практика способствует успешному формированию этих качеств и коммуникативной культуре.

На изучение дисциплины «Практикум по развитию устной и письменной речи» в Таджикском государственном институте языков имени С. Улугзаде и Таджикском государственном педагогическом университете имени С. Айни отводится по 4 кредита в объёме (128 учебных часа) на первом и втором курсах. Весь учебный процесс направлен на работу с текстом, на которых происходит интенсивное развитие речевой деятельности студентов, в частности обучение чтению и грамотному письму. Коммуникативная культура учителя должна находить своё воплощение в профессиональной деятельности, а именно как средство общения язык находит своё выражение в высказываниях разной степени сложности, путём построения синтаксических конструкций непроизвольно усваиваются лексические и морфологические закономерности родного языка. Студенты на таких занятиях расширяют своё мировоззрение, развивают познавательные способности, языковое чутьё, чувство стиля, тем самым совершенствуя индивидуальные стилистические умения и навыки.

При комплексном подходе к формированию коммуникативной культуры, совершенствованию стилистических знаний и умений, особое значение приобретают методические средства обучения родному языку - организация и приёмы обучения, учебный языковой материал, а результативность будет обусловлена их целесообразным использованием.

Особое внимание в начальной школе уделяется каллиграфии, в связи с этим в Худжандском государственном университете имени Б. Гафурова на педагогическом факультете в объёме 6 кредитов (144 учебных часа) на втором курсе студентов обучают особенностям письма как основы речевого развития младшего школьника, проблемам развития речи учащихся начальных классов.

Так называемые функционирующие на педагогических факультетах творческие лаборатории учителя также способствуют формированию коммуникативной культуры студентов в их профессиональной подготовке. Студентам предоставляется свобода методического и педагогического творчества, на таких занятиях нет скованности, каждый стремиться реализовать свои способности и идеи. Любые мнения и точки зрения принимаются, соответственно студенты чувствуют себя более

комфортно, созданы благоприятные педагогические и психологические условия для их развития.

Результаты педагогической практики показывают, что перечисленный нами ряд преподаваемых учебных курсов, несмотря на целый комплекс дисциплин, всё же уровень сформированности коммуникативной культуры учителей начальных классов в вузах Республики Таджикистан оставляет желать лучшего. Необходимо модернизировать базисный учебный план и Государственный стандарт Республики Таджикистан, а именно для факультета методики начального обучения, ввести в преподавание новые дисциплины, как «Риторика», «Поэтика», «Основы педагогического общения» и другие.

Следует отметить, что коммуникативная компетентность личности, особенно учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, определяется знаниями, языковыми и неязыковыми умениями и навыками общения, приобретаемые в процессе социализации, в том числе обучении и воспитании. Огромная роль в этом процессе принадлежит природным данным и потенциалу самого педагога.

Коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнёрства в учебном и внеучеб-ном взаимодействии способствует эффективному развитию коммуникативной культуры. Практика показывает, что учитель, обладая низким уровнем общительности, отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, слабо сформированными коммуникативными умениями, обнаруживает низкую культуру общения, соответственно, не имеет способностей для создания культурно-развивающего потенциала среды, воздействовать на гармоничное развитие личности [7].

Речь выступает главным орудием педагогического общения. Совместное творчество учителя и ученика более продуктивно, если царит благоприятная атмосфера обучения и воспитания, речь педагога произносится с чёткой дикцией, насыщена образными средствами, ей присущи выразительность и экспрессивность, высокая языковая культура [8].

Следовательно, коммуникативная культура учителя - основа профессионального мастерства, качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, включающая в себя комплексную систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определённую позицию личности в коммуникативной деятельности, определяющую успешность педагога.

В «Порядке аттестации работников педагогической и научной сферы образовательных учреждений Республики Таджикистан» [9] выделены аспекты коммуникативной культуры и важность владения ею в условиях современной социальной культуры страны. В документе особенно подчёркивается необходимость её реализации на практике общеобразовательных учреждений Таджикистана, особенно в системе начального образования как фундамента гуманистических и личност-но-ориентированных отношений в профессиональной деятельности учителей.

Элементы коммуникативной культуры, которыми должен владеть каждый работник сферы образования, в данном документе проявляются в следующих конкретных установках:

- деятельность каждого работника образования должна проходить в контексте основных положений образования Республики Таджикистан, в контексте Закона «Об образовании», ориентированные на реализацию способностей каждого учащегося и на создание комфортного микроклимата в учебно-воспитательном процессе учреждения и класса;

- учитель любой ступени системы образования должен обладать профессиональными качествами, характеризующими его готовность к сотрудничеству и формированию партнерских отношений с коллегами;

- работник системы образования должен обладать го-

pedagogical sciences

товностью к сотрудничеству с родителями и общественностью;

- основное внимание работников системы образования должно быть направлено на совершенствование его культуры речи как основного инструмента в осуществления эффективного общения и взаимообмена информацией в организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях и вузах республики [8].

Мы считаем, что профессиональное мастерство учителя начальных классов определяется уровнем его интеллектуального развития, грамотностью и наличием коммуникативной культуры, способствующие более продуктивной педагогической деятельности. Поэтому, формированием всех перечисленных качеств должны заниматься вузы Республики Таджикистан.

Необходимо отметить, что наличие нескольких преподавателей в вузе, занимающихся организацией процесса подготовки кадров начального образования в плане обучения их манерам и нормам этикета в общении, направленных на развитие их коммуникативных навыков, по нашему мнению, проблему не решает, ибо специфика формирования коммуникативной культуры, в первую очередь, предполагает систематичную организацию её формирования в условиях повседневного общения. Современные условия обучения в вузах Таджикистана связаны с внедрением педагогических инновационных технологий в профессиональную подготовку учителя начальных классов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алимов С.Ш. Формирование социокультурной компетенции учителя общеобразовательной школы Республики Таджикистан: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 179 с.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1998. - 320с.

3. Нуров А. Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения: Дис. ... д-ра пед. наук. - Душанбе, 2004. - 298 с.

4. Зубкова Л.М. Изучение речевого этикета в педагогическом вузе в рамках формирования коммуникативной компетентности студентов (из опыта проведения занятий по курсу «Культура речи учителя») // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 56-57.

5. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

6. Салов А.И. О структуре этического мировоззрения учителя // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 181-184.

7. Лутфуллоев М. Основы начального обучения родному языку (учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей). - Душанбе, 2007. - 465 с.

8. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. -2-е изд. - М.: Московский психолого-социологический институт. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.

9. Порядок аттестации работников педагогической и научной сферы образовательных учреждений Республики Таджикистан. Утверждён Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 7.06.2017 г. № 281. - Душанбе, 2017.

Статья поступила в редакцию 23.06.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.